Ту би шват что за праздник
Перейти к содержимому

Ту би шват что за праздник

  • автор:

Ту биШват — новый год деревьев

Ту биШват — 15-е число еврейского месяца Шват, день, который в еврейской традиции принято называть «Рош аШана аИланот» — т.е. «Новый год деревьев». Название «Ту биШват» связано с понятием гематрии — числового значения ивритских букв: «ту» — так читаются буквы «тет» и «вав», совместная гематрия которых равна 15. Дата 15 Швата определяла порядок отделения десятин (маасрот) от плодовых деревьев в эпоху Храма: плоды, созревшие до 15 Швата относились к прошедшему году, а созревшие после Ту БиШват — от них десятина отделялась уже как от урожая следующего года. Сегодня в Ту БиШват принято есть плоды земли Израиля; многие устраивают особую трапезу с фруктами. В современном Израиле также распространился обычай в этот день сажать деревья.

Оглавление

Что такое Ту биШват? [↑]

Каждый год имеет четыре дня, являющиеся его «началами». Это 1-ое Нисана, 1-ое Элула, 1-ое Тишрей и 15-ое Швата — Ту би-Шват (Ту би-Шват на иврите буквально — 15-ое Швата; числовое значение еврейских букв тет и вав — «ту» — пятнадцать).

1-ое Нисана является началом года в том, что касается отсчета лет царствования царей Израиля, а также порядка праздников в году.

1-ое Элула — начало года в том, что касается возраста домашних животных.

Как известно, каждое десятое из родившихся в этом году кашерных для еды домашних животных передовалось Храму; эта десятина называлась маасер бгема. Все животные, родившиеся до первого Элула, относились к одному году и маасер от них должен был отделяться отдельно; все животные, родившиеся после первого Элула, относились в другому году, и их маасер был уже десятиной следующего года.

Животные, родившиеся до первого Элула, не могли передаваться Храму с тем, чтобы выкупить животных, родившихся после этой даты — и наоборот.

1-ое Тишрей — начало года, являющееся Днем Суда для всего мира; в этот день выносится решение о том, кому будет продлена жизнь еще на год. Кроме того, первое Тишрей — начало года в том, что касается счисления лет шмиты («саббатических лет», когда землю запрещено обрабатывать, а плоды, рождающиеся на ней, подлежат особому обращению) и йовеля («пятидесятого года», когда, в частности, рабы выпускались на свободу, а земли, отобранные за долги, возвращались их первоначальным владельцам), а также орлы (трехлетнего срока, в течение которого запрещено использовать каким бы то ни было образом плоды молодого дерева) и маасерот, относящихся к овощам и зерновым культурам.

Ту би-Шват — это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения маасерот от плодов фруктовых деревьев.

Один из семи плодов, которыми славится земля Израиля — гранат

Маасерот (части урожая, передаваемые Храму, священникам-коганим, левитам, беднякам и т.д.) по-разному отделялись в разные годы. В первый, второй, четвертый и пятый годы, считая от последней шмиты, отделялся маасер шени («вторая десятина» — десятая доля урожая, которую необходимо было съесть в Иерусалиме во время праздников); в третий и шестой годы — маасер они («десятина бедняка», которую необходимо было передать бедным). Все это — не считая трумы (части урожая, передаваемой коганим) и маасер ришон («первой десятины», передаваемой левитам).

Поскольку (так же как и в случае с маасер бгема) плоды, относящиеся к одному году, не могут «вноситься» за счет урожая другого года, необходимо установить, какой день является началом года для отсчета маасерот плодов фруктовых деревьев. Тора определила, что у них есть свой собственный «Новый год» — Ту бишват.

Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту би-Швата, будут считаться плодами следующего года. Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.

Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды; поэтому те плоды, которые завяжутся после этого дня, станут как бы «отдельным благословением».

Земля к Ту би-Швату уже обогащена дождями и зимним отдыхом, поэтому это самое подходящее время для посадки деревьев.

«Новый год» — в будний день [↑]

Хотя Ту би-Шват и назван «Новым годом», речь идет только об одном специфическом вопросе — вопросе о «возрасте» плодов фруктовых деревьев. Поэтому в этот день можно совершать любую работу, и он никак не отражен в молитвах.

Многие в Ту биШват едят виноград — еще один из плодов земли Израиля

Однако в этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв), не оплакивают умершего, а если он приходится на субботу — не читают Ав Гарахамим (отрывок, в котором содержатся упоминания о душах усопших).

В этот день едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шегехеяну («Давший нам дожить»).

В то же время другое «начало года» — 1-ое Элула — вообще никак не выделяется из череды будничных дней. Почему? Чем он «хуже» Ту би-Швата?

Дело в том, что Ту би-Шват — это день, прославляющий Страну Израиля, Эрец Исраэль, более того — выбранный с учетом ее природных особенностей. Именно здесь к этому дню как бы возобновляется плодоносящая способность земли, завязываются плоды.

Среди семи растений, которыми особенно славится Эрец Исраэль, пять плодов фруктовых деревьев и две злаковые культуры, как сказано в Торе (Дварим, 8): «Г-сподь Б-г твой ведет тебя… в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока».

Поэтому день, когда Эрец Исраэль начинает, набравшись сил за зиму, давать жизнь новому богатому урожаю, должен стать радостным днем для еврейского народа, и прежде всего — для евреев Израиля.

Насладившись плодами Эрец Исраэль, мы произносим благословение, начало и конец которого посвящены этой земле. В нем мы просим Того, кто сотворил ее и одарил удивительными качествами и богатством, наделять ее и впредь столь же щедро, как наделил Он наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.

Следует помнить, что Всевышний судит все Свои творения в час их цветения. Это значит, что в Ту би-Шват Он судит плодовые деревья и определяет их будущее, и в этот день нам необходимо молиться за них.

Кроме того, сама Тора сравнивает сынов Израиля с деревьями (отсюда и обычай не стричь мальчиков, пока им не исполнится три года, так же как мы не срываем плоды с молодых фруктовых деревьев в течение первых трех лет), и, судя в этот день деревья, Всевышний опосредованно судит и Израиль. А Израиль всегда радуется в день Суда, какой бы приговор ему не был вынесен, раз судит его сам Всевышний — поэтому он и удостаивается оправдательного приговора.

В магазине

Элияу Ки-тов - Книга нашего наследия в 2 томах

₪160.00 / $44.56

Книга нашего наследия в 2 томах

Еврейский праздник Ту би-Шват

Евреи признают одновременное существование четырех календарей: первый ведет историю Государства Израиль, второй – историю всех людей на земле, третий определяет возраст животных, а четвертый – возраст растений. Поэтому можно сказать, что евреи празднуют Новый год четыре раза – по всем календарям.

Здесь мы коснемся календаря деревьев, который начинается с месяца Швата. В это время отмечается еврейский праздник Ту би-Шват, называемый также Новым годом деревьев.

По традиции нельзя вкушать плоды дерева, которому не исполнилось 3 лет. Но как определить день рождения дерева? Этим днем евреи и считают Ту би-Шват.

Когда празднуют Ту би-Шват

Новый год деревьев празднуют 15 Швата. В 2018 году это было 31 января по григорианскому календарю. В это время в Израиле подходит к концу дождливый период, земля и природа пробуждаются, готовясь к новому сезону.

Название праздника напрямую связано с его календарным числом. Приставка «Ту» означает две буквы на иврите – «тэт» и «вав», обозначающие 9 и 6. Их сумма равна 15 – дате праздника.

История праздника Ту би-Шват

Еврейский праздник Ту би-Шват не встречается в Библии. Впервые он упомянут в Мишне – главном тексте Устной Торы.

В древности 15 Швата происходило отделение десятины от полученного урожая. Десятину отдавали служащим Иерусалимского Храма, у которых не было своих земель, а также нуждающимся людям. Такой обряд считался своеобразным налогом на урожай.

Этот налог нужно было отдавать ежегодно, и запрещалось отдавать часть урожая прошлого года в счет будущего года. Поэтому мудрые еврейские старцы определили праздник Ту би-Шват как границу между годами. К этому времени в Израиле проходят почти все дожди, и плоды, созревшие после 15-го Швата, считаются урожаем нового года.

Когда Храм был разрушен и евреи покинули Израиль, потребность в отделении десятины отпала. И еврейский праздник Ту би-Шват стал считаться днем памяти благословенной израильской земли в еврейских общинах по всему миру. Евреи собирались вместе, чтобы отведать плодов Израиля. Но посреди зимы трудно достать свежие фрукты, поэтому принято было заменять их на сухофрукты и варенье.

В 16 веке евреи, жившие в Цфате, дополнили празднование Ту би-Швата обрядами с чтением Торы, молитвами и песнями. Они воспевали благословенную землю Израиля, единство людей с миром деревьев и всем живым.

Возвращение евреев на землю отцов придало новое значение этому празднику. Вернувшись в Израиль, иммигранты увидели вокруг лишь безжизненную пустыню, оставшуюся после многочисленных сражений, и решили возродить былые зеленые массивы.

Именно на еврейский праздник Ту би-Шват в 1908 году началась первая всеобщая высадка деревьев в Израиле, и эта традиция не нарушалась в течение 100 лет. Благодаря ей сегодня Израиль похож на сияющий зеленый оазис. Но эта красота стоит людям немалых трудов.

Обычаи и традиции праздника

Основной обычай праздника, конечно же, посадка деревьев. В этот день нет выходного, поэтому люди выходят на посадку целыми организациями. Также в Ту би-Шват принято ходить в походы и на экскурсии, чтобы возродить в людях уважение и заботу о природе.

Как празднуют?

На Ту би-Шват в синагогах читают обычные будние молитвы, изучают Тору. Но так как это праздник, молитву покаяния («Таханун») не читают и не произносят траурных слов.

А потом в каждом доме устраивается веселая трапеза, похожая на пасхальный седер, с употреблением 4 бокалов вина и множества плодов и фруктов. Начинают праздник белым вином, заканчивают красным – это своего рода переход от зимы к лету. По одному преданию плодов и фруктов на столе должно быть 7 – только те, что растут в Израиле. По-другому – их должно быть 15, по числу дня праздника – 15 Швата.

Что готовят?

Традиции велят выставлять на праздничный стол фрукты, сухофрукты, орехи и злаки, которые растут в Израиле и упоминаются в Торе. Это пшеница, рожь, маслины, инжир, гранат и пр. Но современные иудеи придерживаются мнения, что фруктов на Ту би-Шват много не бывает, поэтому не ограничиваются лишь 7-ю израильскими.

Кроме того, из этих плодов готовят различные блюда: фруктовые салаты, штрудели, варенья, виноград в карамели, инжир в молоке, фруктовые и овощные запеканки, мясные рулеты с маслинами и курагой, пиццу с оливками, хлеб с сухофруктами и множество других прекрасных угощений.

Современные израильтяне, как и сто лет назад, сажают деревья на еврейский праздник Ту би-Шват, а также размышляют об экологии своей страны. Хоть большинство евреев и живет сегодня в городах, не имея подсобных хозяйств, каждый старается сохранить связь с землей и беречь родную природу.

© Еврейский культурный центр детские развивающие центры, курсы иврита, раннее развитие детей

Ту би-шват

Ту би-шват

Ту би-шват или «Рош ха-Шана ла’Иланот» в переводе с иврита означает «Новый год деревьев». Это национальный еврейский праздник, который традиционно отмечают в Израиле и в общинах по всему миру. «Новый год деревьев» несет социальное, экологическое и религиозное значение.

Ту би-шват каждый год выпадает на разные даты. Такая особенность связана с праздничным днем, установленным по еврейскому календарю. Этот праздник всегда отмечают в 15 день 5 месяца еврейского года (месяц шват).

Ту би-шват обычно выпадает на январь—февраль по григорианскому календарю.

Ту би-шват

Сегодня основной концепцией Ту би-шват является взаимодействие человека с окружающей средой. Именно в этот день в Израиле и в еврейских общинах по всему миру принято высаживать новые деревья. Кроме того, в этот день традиционным стала праздничная трапеза в семейном кругу, посещение синагоги и чтение Торы.

Что за праздник Ту би-шват

Согласно первому письменному тексту, в котором содержатся основные законы и заповеди иудаизма, Ту би-шват является одним из четырех новых годов в еврейском календаре. Именно 15 день месяца швата стал началом сельскохозяйственного цикла.

История возникновения этого праздника берет начала в I веке до нашей эры, когда существовали 2 школы мудрецов: Гилеля и Шамая. Школа Гилеля утверждала, что «Новый год деревьев» выпадает на 15 швата, по мнению Шамая это 1 швата. После долгих раздумий чаша весов была склонена в пользу школы Гилеля. «Новый год деревьев» в толковании священных писаний — это день, когда должно выполняться предписание для отделения десятины от плодовых деревьев.

Ту би-шват

Согласно священным писаниям Торы каждый еврей обязан десятину от плодов урожая нового года отдавать в дар коэнам и левитам (священнослужителям при храмах) или нищим людям. Именно Ту би-шват считается днем, который определяет к какому году относится десятина, отделяемая от плодовых деревьев. Плоды, созревающие после этого праздника, относятся к сбору десятины на следующий год.

Как отмечать Ту би-шват

Обычно этот праздник приходится на первые месяцы года по григорианскому календарю, а именно на январь—февраль. Ту би-шват может выпасть на любой день недели, кроме пятницы и воскресенья.

Обычаев празднования «Нового года деревьев» не так уж и много. В этот день можно работать и читать обычные будничные молитвы, но нельзя произносить траурных речей. Также под запретом чтение 2 молитв: «Таханун» и «Ав гарахамим». Первая читается каждый день. В ней молящийся раскаивается в своих грехах. Вторая молитва предназначена для чтения только в субботу. Она составлена в память о евреях, погибших от рук врагов.

Ту би-шват

В наши дни традиции празднования Ту би-шват немного изменились. В 1908 году Союзом еврейских учителей была установлена новая традиция этого праздника — посадка молодых деревьев. Немного позже Еврейский национальный фонд поддержал эту традицию.

По сегодняшний день под руководством этого фонда в Ту би-шват проходит массовая высадка новых деревьев. В ежегодной акции принимают участие около миллиона жителей Израиля. В основном это дети и вернувшиеся на родину с, восстановленными гражданскими правами, евреи. В этот день исполняются специальные песни, связанные с праздником «Нового года деревьев».

Еще одной из главных традиций Ту би-шват является праздничный ужин, который проходит в кругу семьи. Основными блюдами праздничной трапезы являются плоды, выросшие на землях Израиля. Согласно одному обычаю, на столе должно быть 15 разных фруктов. Другая заповедь гласит, что праздничная трапеза должна состоять из 7 плодов фруктовых деревьев.

Ту би-шват

Что едят на седер в Ту би-шват

Во времена средневековья появилась традиция отмечать Ту би-шват седером — ритуальной семейной трапезой, знаменующей начало праздника. Во время седера обязательными блюдами были плоды злаковых растений, фрукты и орехи.

Традиционно на столах в этот праздник должны присутствовать 15 разных фруктов. Некоторые евреи во время трапезы после каждого съеденного фрукта читают один из пятнадцати псалмов.

У многих евреев принято подавать на стол 7 основных плодов, указанных в священном писании. В первую очередь это виноград (или изюм), фиги, гранат, оливки (маслины), финики, пшеница и ячмень. На востоке Израиля немного другая традиция. Здесь вначале едят плоды зерновых культур — пшеницу и ячмень, а только потом фрукты.

Ту би-шват

Согласно каббалистической интерпретации Торы плоды могут быть разделены на несколько уровней — от низших (явных) к высшим (духовным). Например, фрукты и орехи, у которых оболочка твердая и несъедобная (бананы, фисташки и другие виды). К этому же разделению относятся фрукты и орехи с мягкой и съедобной оболочкой, но твердой сердцевиной, которую не едят (финики, абрикосы, хурма). Есть и третий вид — фрукты и орехи, которые полностью пригодны для еды (финики и ягоды).

Видео о празднике Ту би-шват

Ту-Бишват

Роль деревьев в иудаизме, в еврейских традициях трудно переоценить. Рассказываем подробнее об удивительном празднике «15 швата Ту-Бишват» или «Новый год деревьев».

13 февраля 2023(обновлено)

Просмотров: 594

Время на прочтение: 5 мин.

119180 , Россия, г. Москва , ул. Большая Полянка 43, стр. 3

Ту-Бишват 4 новых года

Израиль – удивительное государство, и в нем установлены необыкновенные праздники. Здесь празднуется четыре новых года: 1-ое нисана для отсчета истории Израиля и правления царей, 1-ое тишрея для исчисления лет от сотворения мира, 1-ое элула для начала отсчета отделения десятой части своего скота, которую было положено передавать в Храм, 15 швата Ту-Бишват или Новый год деревьев.

В еврейской традиции Ту-Бишват принято называть «Рош аШана аИланот».

В современном Израиле Ту-Бишват отмечают высадкой деревьев. Этот праздник является днем экологического сознания, заботы о растениях и будущем планеты. Евреи гордятся празднованием нового года деревьев несмотря на то, что праздник не является официальным.Об истории происхождения этого радостного праздника и его традициях расскажем далее.

Ту-Бишват – новый год деревьев

О происхождении этого еврейского праздника существует красивая легенда. Согласно ей, Вс-Вышний даровал людям новый год. Деревья, увидев это, преисполнились зависти и обратились к Господу Богу о даровании им такого дня.

Господь был милостив и назначил деревьям особый 15-ый день месяца шват. Это время, когда зима отступает, а деревья просыпаются в ожидании весны. Еврейскими мудрецами 15-ое швата было утверждено как время, с которого следует считать начало сельскохозяйственных работ, положенных для исчисления десятины.

Узнайте Ваши шансы получить гражданство Израиля!

Пройдите тест из 4-х простых вопросов, чтобы узнать результат

Обычай дарения священнику или для святых целей десятую часть урожая и приплода скота появился на земле Израиля еще до получения Торы.

15-ое швата используется в еврейском календаре для определения возраста фруктовых деревьев. Согласно еврейскому закону, плоды с дерева запрещено есть в первые три года созревания, поэтому важно точно знать дату отсчета возраста дерева и четко определять время между прошлогодним и новым урожаем.

Почему в еврейской культуре проявляется особое уважение к деревьям

Роль деревьев в иудаизме, в еврейских традициях трудно переоценить. В Ветхом Завете постоянно подчеркивается важность деревьев как спутников человека на Земле.

Как пример можно вспомнить эпизод о всемирном потопе. Ноах (Ной) построил ковчег из дерева гофер по велению Бога. Первым свидетельством права человечества на продолжение жизни стала оливковая ветвь в клюве у голубя.

Если обратиться к главной Священной книге для евреев Торе (книге Ваира), то и здесь сказано: «Как войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево…», то есть заповеди прямо указывают на то, что каждый еврей, пришедший жить на израильскую землю, обязан посадить дерево.

Поэтому традиция посадки плодовых деревьев имеет глубокий смысл, связанный с верованием во Вс-Вышнего. Ведь Господом Богом был посажен Сад Эдемский, сотворен первый человек – Адам. Так и людям положено сажать сады на земле, чтобы приблизиться ко Вс-вышнему.

Царем Соломоном были сказаны мудрые слова о Торе: «Она – Древо жизни для тех, кто держится ее, а поддерживающие ее – счастливы». В еврейской традиции и культуре других народов древо Жизни или Древо Сефиротов отражает принцип развития всего Мироздания.

Это олицетворение строения высшего человека. В древе объединено мужское и женское начало, добро и зло, и вся мудрость четырех миров.

Еще один ветхозаветный образ – бесплодная смоковница. Ее можно сравнить с грешным человеком, не приносящим никакой пользы. С другой стороны, праведник приравнивается к плодовому дереву, способному дарить полезные плоды в нужное время.

Именно поэтому Ту-Бишват (Рош аШана аИланот) так важен для еврейского народа. Это праздник деревьев, призванный сделать людей ближе к Вс-Вышнему.

О чем стоит подумать в новый год деревьев

Этот праздник в еврейской культуре приравнивается ко дню Суда, то есть с середины месяца швата народ Израиля ожидает решения Божьего о том, что будет происходить с людьми в следующем году и будет ли дарован хороший урожай.

В Ту-Бишват, как и в прочие дни, иудеи верят в милосердие Вс-Вышнего и в то, что если обратиться к нему с искренней молитвой, то можно получить просимое.

Поэтому в Новый год деревьев принято к обычным молитвам добавлять моления о достатке и семейном благополучии, просить о ниспослании хорошего урожая в соответствии с трудами, вложенными в его получение.

Иудеи просят о том, чтобы они были схожи с крепким здоровым деревом, дающим сочные и вкусные плоды. Так они станут схожими с праведниками. Ведь праведный человек уподоблен долголетнему древу. Он укоренен, крепок и здоров. Листья такого древа не вянут, а все, что оно ни делает, приносит успех.

Отдельно идет прошение о даровании плодов – здоровых еврейских деток, которые, родившись, должны радовать уже родителей своим здоровьем и благоразумием.

Угощения на Ту-Бишват

у-Бишват основные плоды и злаки

В новый год деревьев принято собираться всей семьей за общим столом. Пышного торжества не готовится. Основным блюдом являются плоды деревьев, которые становятся как бы гостями у людей. Это финики, гранат, виноград, инжир и оливки. Также принято подавать блюда из пшеницы и ячменя. Этот перечень плодов и злаков определен в Торе. Существует интересная традиция – на столе должен оказаться фрукт, который в нынешнем году еще не удавалось попробовать ни одному из членов семьи.

Если удалось раздобыть такого «гостя», глава семьи произносит на него благословение «Ше-hехияну». Есть и особое поверье на Ту-Бишват – чем больше свежих и сухих фруктов будет на новогоднем столе, тем больше божьей благодати получит семья в следующим году.

Но чтобы поверье исполнилось, важно не забыть поблагодарить Вс-Вышнего за уже имеющуюся благодать перед тем, как съесть тот или иной фрукт. Для новогоднего стола отбираются лучшие фрукты: они должны быть без изъянов и червоточин.

Когда празднуется Новый год деревьев

В Израиле официально действуют два календаря – еврейский и григорианский. При этом в документах часто можно встретить указание на две даты. По еврейскому календарю определяются даты праздников и постов.

Месяц швата совпадает с концом декабря и январем по григорианскому календарю. В 2023 году празднование его начнется накануне вечером после захода солнца 5 февраля и продлится до вечера 6 февраля.

Обычай сажать деревья

праздники Израиля

Ту Бишват – это день суда для иудеев

При всей многовековой истории праздника, обычай высаживать деревья появился недавно – 100-150 лет назад. В этом был заложен глубокий смысл: закладка фруктового сада – это действие, направленное на получение плодов в будущем.

Раздел устной Торы Мирдаш определяет посадку дерева как важное событие. Существует разъяснение, что если еврей занят посадкой деревьев, а ему сообщают о приходе Машиаха (человека из плоти и крови, являющегося миссией), то тот сначала должен окончить свое занятие и только потом подойти со словами приветствия к Машиах у.

Ту Бишват – это день суда для иудеев. Как Бог судит о своих творениях по их цветению, так и евреи будут оценены по плодам своим. Новый год деревьев – время раздумий и молитвы, благодарности Вс-Вышнему за блага, которые он дарит людям.

В 15-ый день месяца швата не принято грустить народу Израиля . Ведь во время Ту-Бишват иудей будет судим самим Господом Богом и дано будет ему по деяниям его.

Остались вопросы?

Закажите бесплатную консультацию или напишите их в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *