Как называется основная дорога алтая
Перейти к содержимому

Как называется основная дорога алтая

  • автор:

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Групповые туры в Узбекистан в 2024-2025

National Geographic добавил Чуйский тракт в десятку красивейших дорог мира. Эта трасса соединяет Российскую федерацию с Монголией. Общая длина магистрали составляет 968 километров. Любые туры на Алтай включают в себя переезд по Чуйскому тракту — это основная транспортная артерия региона.

История Чуйского тракта

Первые упоминания дороги зафиксированы в китайских записях, насчитывающих более 1000 лет. Старый тракт назывался Мунгальский, и был популярен среди торговцев и воинов Золотой Орды. Через степи Монголии караваны везли тонкие шелка, пряные специи, золотые украшения, шкурки пушных зверей. До сих пор в древних алтайских курганах находят предметы, сделанные в других государствах. За счет специфики строительства курганов многие из них хорошо сохранились.

В конце XVIII века началось освоение Чуйского тракта русскими купцами. Долгое время подъездные пути вели до села Алтайское: там велась оживленная торговля, а дальше купцы не ездили. Алтайцы-теленгиты выступали посредниками, выкупая товары по самой низкой цене. Чтобы получить максимальную прибыль, купцы Хабаров (из Бийска) и Токарев (из Змеиногорска) поехали в поселение Кош-Агач самостоятельно. Ежегодно там проходила большая ярмарка в честь шествия тюрбенцев к священному дереву возле урочища Байхач. Большой караван сопровождали монгольские войска, людей было много, торговля шла бойко. Через полвека в Кош-Агаче разместились торговые склады, русские купцы везли железные и кожаные изделия, азиаты продавали чай, скот, изделия из шерсти и пушнины.

Несмотря на оживленные торговые отношения Чуйский тракт оставался узкой тропой с труднопроходимыми местами. Самые сложные участки, в которых горы возвышались над обрывами, называли бомы. Чтобы пересечь бом, возница каравана шел к началу сужающегося места и оставлял на въезде шапку. Это был сигнал встречным путникам, что дорога занята — они оставались снаружи и ждали, пока караван не выйдет из бома. При встречном движении здесь невозможно было разъехаться. Иногда навьюченные животные срывались в пропасть вместе с наездниками. Такой сложный маршрут тянулся на 250 километров (Онгудай – Кош-Агач) и затруднял развитие торговли между Россией и Восточной Азией.

Строительство Чуйского тракта

Купцы частично благоустраивали дорогу, но ремонт всего тракта был слишком дорог, от 400 до 560 тысяч рублей. Государство не могло выделить такие деньги, но в конце XIX века Комитет Сибирской железной дороги выдал 45 тысяч рублей на благоустройство Чуйского тракта. Купцы из Бийска добавили 35 тысяч рублей. Для строительства пригласили инженера И.И.Биля, работы выполняли крестьяне из придорожных селений. Дорогу расширили до 3,5 метров, в районе бомов – до 2,5 метров.

Строительство начали в 1901 году, установили паромные переправы, и уже через два года вьючная тропа стала колёсной дорогой, по которой ездили небольшие повозки. Объемы торговли купцов увеличились в 6 раз: с 500 тысяч до 3 миллионов рублей. Но из-за климатических условий и интенсивной эксплуатации Чуйский тракт за несколько лет стал таким же, как до ремонта.

В 1914-1916 годах на Алтае работала исследовательская экспедиция, которой руководил инженер и писатель В.Шишков. Они приехали, чтобы изучить другие варианты трассы и определить оптимальный путь движения. К концу 1916 года был определен современный маршрут. Но в период гражданской войны многие переправы разрушили, дорога пришла в негодное состояние. В 1930 годах его начали отстраивать, привлекая к работам крестьян из деревень в радиусе 30 км, а также репрессированных и заключенных. Тяжелые условия труда, сильное истощение, холодная погода, отсутствие медицинской помощи затрудняли работу. Люди умирали во время строительства. Их хоронили вдоль дороги в общих могилах или укладывали на место будущей трассы, забрасывали гравием и продолжали строительство. В Музее Чуйского тракта сохранились документальные свидетельства тех времен, и многие экскурсии на Алтае включают знакомство с историей этой магистрали.

Легенды Чуйского тракта

Проклятие Пазырака

Сотни лет назад в пещере Курайского хребта, вдоль Чуйского тракта, жил монах-отшельник Пазырак. Никому не причинял зла, помогал путникам, заботился о зверях. Пришли в те края грозные джунгары. Жестокие воины опустошали целые селенья, сжигали всё живое на своем пути, уводили скот и грабили жилища.

Когда они приблизились к пещере Пазырака, отшельник вышел на дорогу и попросил джунгар вернуться назад, отказаться от злых дел. Смелость монаха разозлила джунгарское войско. А их предводитель решил наказать Пазырака медленной смертью. В горе выдолбили яму, уложили туда отшельника и засыпали камнями. Когда воины отвернулись, из-под кучи камней послышались слова старика: «Будьте прокляты вы, и все, кто пройдет с мечом по этой дороге!»

Джунгары рассмеялись и отправились грабить селения дальше. Но как только они вышли на дорогу, с гор посыпались камни, которые забили насмерть и унесли в пропасть всех воинов. С тех пор вооруженные отряды обходили это место стороной. Вера алтайцев в проклятие Пазырака была настолько сильна, что местное руководство отказалось провести маршем колонну красноармейцев через это место во время открытия Чуйского тракта при советской власти. Однако современные экскурсии на Алтай проходят очень мирно. Возможно, всё зависит от намерений путешественников? Кто приезжает с добрыми мыслями — получает от горных духов радость и прекрасные впечатления.

Кровавая верста и дерево смерти

Во время строительства Чуйского тракта в 30 годах XX века в Улаганском поселении началась эпидемия холеры. Люди умирали сотнями, а их тела укладывали на дорогу и засыпали щебенкой, по которой прокладывали трассу. Недовольные тяжелыми условиями и жестоким отношением надзирателей, заключенные организовали сопротивление.

Для подавления восставших вызвали армейские подразделения, которые расстреляли бунтовщиков прямо на стройке. Одним из погибших был рязанский паренек, в которого влюбилась девушка-алтайка из близлежащего села. На следующее утро она взобралась на высокую скалу над местом казни — и спрыгнула вниз.

Место гибели назвали Кровавой верстой. Через несколько лет здесь выросли две сосны. Местные жители говорили, что в их стволах поселились души влюбленных. Водители останавливались и привязывали к соснам специальные ленты — дьялама — чтобы путь был безопасным и легким. И сейчас многие туры на Алтай включают посещение подобных святых мест.

В 70-80х годах здесь проезжал водитель, который не придавал значения поверьям и легендам. Он не останавливался в святых местах и скептично относился к местным ритуалам. Вместе с ним в грузовике был экспедитор, сопровождавший продовольственный груз.

В тот майский вечер пошел снег. Около Кровавой версты машину резко вывело на встречную полосу. Грузовик врезался в две сосны. От сильного удара одно дерево упало. Экспедитор не пострадал, а водитель сразу погиб. Очевидцы сказали, что на сломе упавшего дерева появились бордовые капли, похожие на кровь. Спустя два года вторая сосна зачахла без видимых причин…

Глаз Дракона

Когда большевики начали отстраивать Чуйский тракт с новой дорогой, они уничтожили множество святынь, издавна почитавшихся алтайцами. Старинные достопримечательности Алтая новую власть не интересовали. На Севере от села Чибит было уникальное изваяние Будды, высеченное в скале тюркскими племенами. Скалу взорвали, прокладывая трассу. Гигантский Камень поклонений, на котором алтайцы совершали жертвоприношения в честь духов природы, постигла та же участь. Чтобы сделать дорогу, у села Кош-Агач сравняли с землей могилу шамана Ооюна, древний курган. Духи мест разгневались за осквернение памятников и начали мстить путникам.

Алтайцы говорят, что в местах захоронения шамана Ооюна появляется Глаз Дракона. Тот, кто его увидит, либо умрет, либо сойдет с ума, либо откроет сверхъестественные способности (например, дар предсказания или целительства).

История о Кольке Снегирёве

Туристам, изучающим достопримечательности Алтая, обязательно показывают Белый Бом и памятник Кольке Снегирёву. Это персонаж одноимённой песни, воспевающей любовь и смелость шофёров, ездивших по Чуйскому тракту. В ней поётся о Кольке Снегирёве, влюбленном в девушку Райку. Оба водили машины: у Николая был грузовик АМО, а Рая ездила за рулём Форда. Парень был влюблен в красавицу, но она смеялась над его чувствами. И, однажды предложила соревнование: если он обгонит ее на дороге, то она выйдет за него замуж. Юноша принял вызов, нагнал и даже обогнал Райку. Но, опьянённый удачей, потерял управление и упал с высокой скалы в бурные воды Катуни…

Эту песню распевал весь Советский союз. Шофёры, колесившие из одного конца страны в другой, познакомили людей с красивой легендой. Многие думали, что история реальная. У Кольки Снегирёва, и правда, есть прообраз в реальной жизни — шофер Николай Ковалёв. Только его судьба не такая трагичная. Николай прожил долгие годы вместе со своей женой, Ираидой. А в 70х годах прошлого века смастерил самодельный памятник Кольке Снегирёву, как собирательному образу всех шофёров, работавших на тракте. Они ездили по опасным перевалам в любую погоду, подвергали свои жизни опасности. Многие не доехали до места назначения: придорожные обрывы в своё время были усыпаны обгоревшими остовами и обломками грузовиков. До сих пор в некоторых местах вдоль Чуйского тракта можно увидеть могилы погибших на этой опасной дороге.

Николай Ковалёв вместе с друзьями отвёз этот памятник к Белому Бому — по легенде, именно там сорвался в пропасть Колька Снегирёв. Этот участок, где дорога делает резкий поворот, долгое время считался одним из самых рискованных. И немало водителей на самом деле погибли там. Памятник получился символичным: куча камней и руль, приваренный к деталям автомобиля.

В 2012 году руководство Алтайского края решило обновить место памяти. Сейчас там небольшой сквер с цветами, а на трех наклонных опорах стоят машины: АМО и американский «Виллис» (похожий на «Форд»). И стремятся они ввысь, к небу… На опорах выгравирован полный текст песни о храбром шофёре Кольке Снегирёве, веселой Райке и несостоявшейся любви.

Чуйский тракт

Участок федеральной трассы Р-256, начинающейся в Новосибирске, от Бийска до Ташанты принято именовать Чуйским трактом. Эта дорога, связывающая сегодня Сибирь с Монголией и Китаем, повторяет самый северный маршрут Великого Шелкового пути, которому тысячи лет.

Одна из главных транспортных артерий Алтайского края приобретает историческое название недалеко от моста через реку Бия. Здесь, у Музея Чуйского тракта, в 2013 году установлен Нулевой километр легендарной дороги.

Общая протяженность дороги, включая подъезды, – 1155 км, из них более 300 км приходится на Алтайский край. По Чуйскому тракту проходит основной поток туристов, отдыхающих в горах Алтая. Неудивительно, что в Бийске принято говорить: «Путешествие начинается здесь!».

Согласно рейтингу портала «National Geographic Россия» Чуйский тракт – российский «№1» в ТОП-10 самых красивых автодорог мира. В общемировой десятке он занимает место посередине, впереди лишь французское ущелье Вердон, Памирский тракт (Киргизия и Таджикистан), Далтон-Хайвей (США) и Трансфэгэрашское шоссе (Румыния).

С Чуйским трактом связано множество легенд. Многие нашли отражение в аудиоспектакле «Чуйский тракт. С тобой по пути».

Фото: Валерий Степанюк

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Чуйский тракт — дорога, соединяющая Новосибирск, Барнаул и большую часть населенных пунктов Горного Алтая. Заканчивается на границе с Монголией, в селе Ташанта.

В древности на его месте был Мунгальский тракт — узкая конная тропа для воинов и торговцев.

В 1903 году на месте тропы была построена дорога, достаточная для нешироких телег. Также на реках были оборудованы переправы для паромов. Но дорога быстро разрушилась.

В 1922 году, после исследований писателя и инженера В.Шишкова и создания нового проекта, тракт получил статус дороги государственного значения. При этом он оставался в плохом состоянии. К тому же большинство мостов были разрушены во время гражданской войны.

К 1930 году трассу от Кош-Агача до Бийска выровняли тракторами и засыпали гравием. Переправы заменили мостами. Опасные места с нависающими скалами (бомами) были нейтрализованы. Тяжелую ручную работу выполняли местные жители, а также советские заключенные и репрессированные.

Направление тракта изменили — от Бийска до Черги его перенесли с левого берега Катуни на правый. В 1935 году трасса официально сдана в эксплуатацию. В 1961 году ей присвоено современное название — Чуйский тракт. Протяженность его составила 962 километра.

Старый Чуйский тракт

Изначально на отрезке от Бийска до села Черга трасса проходила по левой стороне реки Катунь. Она соединяла Бийск с селом Алтайское, селом Черга, селами Шебалино, Онгудай и Кош-Агач.

Сегодня действует дорога через Майму, в селе Усть-Сема дорога уходит с правого берега реки на левый. А в Черге новый и старый тракты объединяются.

Местами, можно встретить фрагменты старой дороги за Чергой, это дорога через старый перевал Чике-Таман, участки старого тракта вдоль реки Чуя, из которых можно выделить обустроенный для туристов участок у Белого Бома.

Рельеф и смена ландшафтов

На Чуйском тракте встречаются настолько разные пейзажи, что не верится, что все это — один регион. Авто мчится от предгорий с хвойным лесом до открыточных видов с заснеженными пиками, от холодных и иссушенных степей до красноватых марсианских холмов.

Лес и разноцветные луга сменяются бескрайними пустошами, где на десятки километров может встретиться всего пара деревьев, а трава растет жесткая и сухая. Температура колеблется от жары до осенней прохлады.

Меняются высоты — от котловины к заснеженным хребтам, от равнины к плоскогорью. Контраст ландшафтов и красок поражает воображение. На каждом втором километре хочется остановиться и полюбоваться сказочной, невероятной красотой.

Путь проходит через равнинные, предгорные и горные рельефы.

В Курайской степи пустынно, и только у реки Чуя растут редкие тополя, ивы, облепиха и курильский чай. Пейзаж напоминает Монгольские пустыни. Зато с просторов Курайской степи виден великолепный Северо-Чуйский хребет, поражающий своими размерами и чистыми красками.

Чуйская степь не менее сурова. Это равнина с волнами, которые остались после исчезновения древнего озера. На ней растут кустарники, ковыль, осока, на берегах озер — тростник. Растения жесткие и засухоустойчивые. Климат в обеих низменностях холодный, летом бывают заморозки.

Основные достопримечательности

Стоит сделать несколько остановок при движении по Чуйскому тракту. Достопримечательности начинаются с отметки 384 километра, где находится село Сростки, где жил Василий Шукшин. В селе есть музей, посвященный жизни и творчеству писателя. Также можно посмотреть Ботанический сад рядом с селом Камлак, где собраны редкие растения Сибири и Алтая.

Обязательно нужно посмотреть:

  • Живописные Катунские террасы
  • Священное место в точке слияния Чуи и Катуни (Чуй-Озы)
  • Белые известковые скалы Белый Бом
  • Гейзерово озеро под Акташом
  • Алтайский Марс в урочище Кызыл-Чин

На 583 километре расположен Семинский перевал. А на 667 километре, за селом Онгудай, путешественника ждет региональный памятник природы — перевал Чике-Таман. Недалеко от него находится необычная Песчаная гора. Кажется чудом, что песок в ней держится вертикально, ничем не поддерживаемый.

Среди археологических памятников особенно интересны:

  • Петроглифы Бичикту-Кая-Бом (Каракольская галерея)
  • Петроглифы урочища Калбак-Таш
  • Улалинская стоянка, возраст — 250 тысяч лет
  • Тархатинский мегалитический комплекс (он же Алтайский Стоунхендж)
  • Яломанское городище — памятник эпохи средневековья

Музей Чуйского тракта в Бийске

В самом начале пути, в Бийске, находится музей Чуйского тракта, посвященный истории строительства знаменитой дороги. Музей работает с 10 до 17 часов каждый день, кроме понедельника и вторника. Адрес: Советская, 42.

Логично и полезно начать путешествие с посещения музея. Проезжая яркие места Чуйского тракта, Вы будете вспоминать важные факты, о которых узнали в выставочных залах.

В музее показана история существования пути с зарождения торговли между Россией, Китаем и Монголией. У музея стоит памятник водителям и строителям, участвовавшим в создании тракта.

Памятник представляет собой асфальтированную подкову с разметкой, внутри которой установлено колесо телеги. Эти знаки символизирует развитие от конной тропы до пути для телег и автомобильной дороги.

Инфраструктура

Вокруг известной на всю страну трассы активно развивается сфера обслуживания. Есть базы отдыха, гостиницы, кафе, автозаправки и магазины.

Больше всего мест для размещения в «Чемальском тупике», на отрезке от Соузги до Чемала. Здесь можно найти множество туристических баз, гостиниц и кемпингов.

В селах жители открывают семейный бизнес, и размещают туристов в гостевых домиках и комнатах своих домов. Встречаются маленькие кафе, развернута придорожная торговля.

Гораздо меньше развит туризм в отдаленных районах — Онгудайском, Кош-Агачском, Улаганском. Заправочные станции в них расположены на расстоянии около 100 километров. Турбаз тоже пока очень мало, но они активно строятся.

Экскурсионные туры по Чуйскому тракту

Автомобильные экскурсионные туры по Чуйскому тракту — это лучший способ увидеть Алтай и запомнить его навсегда. Проехав по всей длине трассы, Вы увидите перевалы и котловины, скалы и заснеженные вершины.

Вы узнаете, что такое горные водопады и пещеры, озера, реки и красные холмы Алтайского Марса. Попробуете блюда национальной кухни, напьетесь родниковой воды и поймете, что окончательно влюбились в горы Алтая.

Путешествие по Чуйскому тракту с нами занимает 5 дней. За это время Вы не торопясь осмотрите все достопримечательности и сфотографируете самые впечатляющие пейзажи. А мы позаботимся о том, чтобы Ваш отдых был максимально комфортным.

Чуйский тракт

Чуйский тракт

Дороги тоже могут быть достопримечательностями. Примеров много — Атлантическая дорога в Норвегии, Дорога Больших ворот в Китае, Великая океанская дорога на австралийском континенте. В ТОП-10 красивейших дорог мира журнал National Geographic включил также Чуйский тракт на Алтае. Он стал первой полноценной дорогой, соединившей Россию и Китай.

От Сибири до Индийского океана

На дорожных картах Чуйский тракт значится под номером Р256. Трасса длиной 968 км начинается в Новосибирске и финиширует в селе Ташанта, что на самой границе с Монголией. Она пересекает Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Вдоль дороги расположены такие города как Бердск, Новоалтайск, Бийск и другие.

Нулевой километр Чуйского тракта в Бийске

Нулевой километр Чуйского тракта в Бийске

В свою очередь, тракт входит в состав трансазиатской трассы АН4. Его зарубежная часть начинается в монгольском приграничном городке Ярантай. Далее дорога идёт через китайский Урумчи и заканчивается в пакистанском порту Карачи. Таким образом, стартовав в Сибири, можно с ветерком доехать до Индийского океана.

Этапы большого пути

Большинство дорог не имеет истории. Точнее, история у них, конечно, есть, но её никто кроме дорожных строителей не знает. Совсем другое дело Чуйский тракт! Эта дорога имеет богатую историю, о ней даже рассказывают школьные учебники. Дело в том, что на месте современной трассы ещё тысячу лет назад проходил Мунгальский путь, по которому перемещали товары из России в Китай и обратно. Конечно, это был не Великий Шелковый путь, но он тоже имел большое значение.

Памятник строителям тракта

Памятник строителям тракта

Обустройство караванной тропы началось во второй половине XIX века. Деньги на строительство выделила Сибирская железная дорога и бийские купцы. В 1901 году начались строительные работы, которыми руководил инженер И. И. Биль. Однако первый блин оказался комом. Построенный участок отработал несколько лет и разрушился. Правда, доходы купцов за этот короткий период выросли в шесть раз!

Музей Чуйского тракта в Бийске. Первые годы эксплуатации трассы

Музей Чуйского тракта в Бийске. Первые годы эксплуатации трассы

Поскольку тракт сулил большие выгоды, было решено возобновить строительство. В 1914 году начались изыскательские работы, и через два года на карте появился маршрут. На строительстве трассы были задействованы заключённые из окрестных лагерей, в том числе немало репрессированных. Официально Чуйский тракт начал действовать 1 января 1935 года.

Чуйский тракт: step by step

Рассматривая карту достопримечательностей Алтая, можно обнаружить немало необычных памятников природы. Например, государством охраняются одиночный кедр в селе Залесово и степь у села Сибирячка. Не менее интересен вопрос о происхождении многих географических названий, дающих повод вволю пофантазировать. Например, у горы Змеиной, возможно, топографов напугала змея. А при исследовании пещеры Каторжной было затрачено чересчур много сил и времени.

Зигзаги Чуйского тракта

Зигзаги Чуйского тракта

Чуйский тракт весьма востребован среди авто-, мото- и велотуристов. Это вызвано не только живописными ландшафтами, которыми изобилует дорога, но и большим количеством примечательных мест, расположенных в непосредственной близости от трассы. Ну что же, совершим виртуальное путешествие по легендарной дороге.

37 км. Бердск. На берегах Бердского залива имеется множество турбаз, санаториев и пансионатов. Главным природным хитом этих мест считаются Бердские скалы. Они представляют собой высокий скальный участок вдоль правого берега Берди. Река здесь делает крутой разворот на 180 градусов.

Красоты равнинного Алтая

Красоты равнинного Алтая

217 км. Новоалтайск. Подъездная дорога к Барнаулу. Столица Алтайского края находится чуть западнее от тракта, тем не менее, заслуживает внимания. Город основан во времена Петра I. Он появился благодаря открытию месторождения меди. Знаменитый уральский заводчик Демидов выбрал место для строительства медеплавильного завода на берегу реки Барнаулки. Это случилось в 1730 году.

Надежда Крупская, переезжая к Владимиру Ильичу в Шушенское, можно сказать, возвращалась в родные края. Её дед, Василий Иванович Тистров, был родом из Барнаула. В 1823 году он стал первым смотрителем Алтайского краеведческого музея, который действует и поныне. Его стоит посетить, чтобы составить представление об истории и особенностях края.

Памятник Петру I в Бийске

Памятник Петру I в Бийске

250 км. У поворота на село Верхнее Жилино Косихинского района стоит скромный указатель — «Дом-музей лётчика-космонавта Германа Титова». Из соседнего села Косиха родом поэт Роберт Рождественский.

364 км. В Бийском краеведческом музее действует экспозиция, посвящённая Чуйскому тракту. Здесь представлены не только карты, планы и фотографии, но и древние артефакты, которые археологи нашли во время строительства дороги. В музее имеются модели автомобилей того времени, костюм шофера, а также картины, посвящённые легендарной дороге.

400 км. Сростки. Алтайская земля чрезвычайно богата на выдающихся людей. Село Сростки в Бийском районе является родиной Василия Шукшина. Туристы посещают музей-заповедник и дом, в котором жил известный писатель. На горе Пикет стоит памятник Шукшину. Интересен парк скульптур «Чудики». Прототипами для забавных деревянных фигурок послужили герои рассказов Василия Шукшина.

Памятник Василию Шукшину в Сростках

Памятник Василию Шукшину в Сростках

416 км. Река Иша. На берегу имеются отличные места для отдыха. Поскольку течение плавное, есть возможность искупаться и позагорать на песчаном пляже. Рыбаков ждёт отменная рыбалка.

453 км. Майма. В посёлке находится подъездная дорога к Горно-Алтайску — столице Республики Алтай. Древнейшим памятником эпохи нижнего палеолита является Улалинская стоянка древнего человека, открытая в 1961 году. Она расположена в черте Горно-Алтайска. Древние находки с этого места хранятся в местном краеведческом музее. Здесь, например, можно увидеть каменные ножи и стрелы, которые были изготовлены десятки тысяч лет назад.

Возле села Нижне-Каянча, которое административно относится к Алтайскому краю, находится туристический комплекс «Бирюзовая Катунь». Здесь имеется аквапарк, искусственное озеро, горнолыжные трассы, отели и базы отдыха. Комплекс расположен неподалёку от Горно-Алтайска.

«Бирюзовая Катунь»

511 км. От села Усть-Сема, что на Чуйском тракте, можно доехать до районного центра Чемал. В этих местах на берегах Катуни образовался так называемый Чемальский тупик. Крупнейшая алтайская зона отдыха протянулась от Чемала до села Соузга. Она включает кемпинги, турбазы, гостиницы, в которых можно остановиться на ночлег или остаться на отдых на продолжительное время.

530 км. Черга. В селе продают оригинальные сувениры из керамики. Есть возможность совершить полёт на дельтаплане.

652 км. Онгудай. В эти удалённые места едут любители экстремальных развлечений. Особой популярностью пользуются Онгудайский, Кош-Агачский и Улаганский районы. От тракта расходятся туристские тропы по Северному и Южному Чуйскому хребтам.

686 км. Перевал Чике-Таман. Это красивое место находится между сёлами Хабаровка и Купчегень. На перевале есть смотровая площадка, с которой открывается открыточный вид. Есть кафе, где можно вкусно пообедать. В окрестностях перевала сохранились фрагменты старой дороги, которую возводили ещё заключённые СибЛАГа.

691 км. Купчегень. Неподалёку от старинного села археологи откопали древнее городище. Комплекс назвали Кор-Кечу. К природным достопримечательностям этих мест относится Ильгуменский порог. Это излюбленное место поклонников экстремальных сплавов.

Петроглифы

710 км. Речные террасы на Катуни считаются еще одним природным хитом.

722 км. Иня. Неподалеку от села высится большое количество древних курганов. Известной археологической достопримечательностью являются Ининские стелы высотой около двух метров. Не менее впечатляет Ининский подвесной мост, переброшенный через Катунь. Он был первым в мире двухцепным висячим мостом.

731 км. Река Чуя, которая и дала название тракту. Среди туристов популярно место, где она сливается с Катунью.

744 км. На легендарной трассе можно встретить памятники необычным персонажам. Здесь, например, увековечен герой старой песни, которая называется «Есть по Чуйскому тракту дорога». Слова к ней написал алтайский поэт Михаил Михеев. Она посвящена простому шофёру Кольке Снегиреву, который водил грузовик «АМО». Он был страстно влюблен в девушку Раю. Она тоже была шофером, но ездила на «Форде». Песня стала хитом 30-х годов. На ее основе даже сняли кинокартину «Ехали два шофёра».

Памятник шоферу Кольке Снегиреву

Памятник шоферу Кольке Снегиреву

В 70-е годы возле скалы Белый Бом, что в Онгудайском районе, поставили памятник легендарному водителю. Деньги на него собрали друзья реального шофера Николая Ковалёва, послужившего прототипом для героя песни. На памятной табличке выгравировали ее текст. Считается, что именно в этом месте разбился Снегирев. В 2014 году поставили новый памятник, а старый перенесли в Музей Чуйского тракта.

865 км. Пейзажи Кызыл-Чина. В Чуйской степи, в окрестностях села Чаган-Узун, высятся необычные разноцветные горы, напоминающие марсианский ландшафт.

942 км. Ташанта. Финишная точка Чуйского тракта. В селе действует пограничный КПП. Здесь пересекают российско-монгольскую границу. Вблизи села сохранились наскальные рисунки первобытных людей.

Из глубины веков

На Алтае, в окрестностях Чуйского тракта, сохранилось множество культовых сооружений, созданных руками древних людей. Например, возле села Тигирек Краснощековского района находится, так называемая Лев-гора. Свое название она получила из-за скалы, похожей на египетского сфинкса. На вершинах близлежащих гор археологи нашли плоские обработанные камни. По всей видимости, они играли роль жертвенников.

Алтай известен также своими курганами. Их относят к так называемой назырской культуре. В некоторых захоронениях нашли мумии — точно такие же, как в Египте! Возраст некоторых курганов превышает 5000 лет! Они старше египетских пирамид. Не менее интересны пирамиды ступенчатой формы высотой около полутора метров. Они установлены прямо на курганах. Их обнаружили в Чарышском районе на берегу реки Сентелек.

Каменная баба

Порой в этих краях находят и вовсе удивительные вещи. Рассказывают случай, когда возле села Покровка под землю провалился мальчик. Вскоре мать нашла у него золотое изделие, которое явно было изготовлено много веков назад. Слух о находке быстро облетел округу, и вскоре в село прибыли археологи. Экскаватором и лопатами они сняли верхний слой почвы в том месте, где провалился ребенок. В земляной нише оказалась статуя индийского божества. «Золотой Будда» весил 25 кг!

Место силы

Горный Алтай славится многочисленными пещерами. Одна из них — Страшная — находится на реке Иня в Краснощековском районе. В ней найден семиметровый культурный слой — зола, кости, предметы, изготовленные древними обитателями этих мест. Археологи долгое время изучали это место.

На реке Иня есть и другая, не менее удивительная, пещера. Она находится в кратере, на верхушке большой горы, имеющей пирамидальную форму. На дне кратера — большое озеро. Именно там находится вход в пещеру. Говорят, пока никто не смог пройти ее до конца.

Красоты Горного Алтая

Красоты Горного Алтая

А ещё Алтай считается «местом силы». Курганы, наскальные рисунки, каменные стелы — все это можно встретить в горных долинах. В этих краях сохранилось немало древних культовых сооружений. Возможно, в будущем регион станет центром сенсационных открытий. Пока что преградой для его изучения является труднодоступность некоторых районов. Но Алтай терпеливо ждет своих исследователей!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *