Центр нижнего новгорода какое метро
Перейти к содержимому

Центр нижнего новгорода какое метро

  • автор:

Центр Нижнего Новгорода

Исторический центр Нижнего Новгорода — Нижегородский район

Популярные экскурсии в Нижнем Новгороде от 350 рублей за человека! Центр Нижнего Новгорода — это историческая часть Нижнего Новгорода образованная вокруг Нижегородского кремля.

В настоящее время центром Нижнего Новгорода считается территория, ограниченная рекой Волгой и Окой, Кремлем, Верхне-Волжской набережной и Нижневолжской набережной, Волжским Откосом, площадями Лядова, Свободы и Сенной. В список объектов культурного наследия внесён «Исторический центр Нижнего Новгорода — г. Горького в границах XVIII века» как памятник архитектуры. В список объектов культурного наследия внесён «Культурный слой города» как памятник археологии федерального значения: Нижегородский Кремль и прилегающая к нему территория; улицы Нестерова — Октябрьская — Лыковая Дамба — Плотничный переулок — угол Краснофлотской улицы и Почтового съезда — Почтовый съезд — площадь Маркина у р. Волги — вниз по р. Волге до стыка Георгиевского и Казанского съездов — через откос до угла Верхне-Волжской набережной и улицы Нестерова; Благовещенский и Печерский монастыри в границах их охранных зон.

Исторические улицы города

  • Горького
  • Большая Покровская
  • Большая Печёрская
  • Малая Покровская
  • Ильинская
  • Рождественская
  • Почаинская
  • Варварская
  • Алексеевская
  • Звездинка
  • Грузинская
  • Пожарского
  • Минина
  • Студеная
  • Холодный переулок
  • Белинского
  • Нижегородская
  • Ковалихинская
  • Ошарская
  • Академика Блохиной
  • Университетский переулок
  • Короленко
  • Славянская
  • Чернопрудненский переулок
  • Нестерова
  • Ульянова
  • Пискунова
  • Новая
  • Черниговская
  • Провиантская
  • Сергиевская
  • Гоголя
  • Крутой переулок
  • Октябрьская
  • Верхне-Волжская набережная
  • Нижневолжская набережная
  • Нижне-Окская набережная
  • Окская набережная
  • Набережная Федоровского
  • Казанская набережная
  • Волжская набережная

В заречной части Нижнего Новгорода:

Остальные улицы, не находящиеся в центре города:

  • Молодёжный проспект
  • Заречный бульвар
  • Бульвар 70-летия Октября

Исторические площади

Площади в центре Нижнего Новгорода:

  • Площадь Горького
  • Благовещенская площадь
  • Площадь Народного Единства
  • Площадь Маркина
  • Площадь Лядова
  • Площадь Минина и Пожарского
  • Площадь Театральная
  • Площадь Свободы
  • Площадь Октябрьская
  • Площадь Ошарская
  • Площадь Сенная

Исторический центр имеет несколько исторических районов, которые были образованы вокруг Кремля и за его пределами:

  • Кремль
  • Верхний посад
  • Нижний посад
  • Започаинье
  • Рождественская сторона
  • Благовещенская слобода
  • Гребешок
  • Волжский откос
  • Печёрская слобода
  • Новая стройка (Николаевский посёлок, Рыковский посёлок)

Как добраться до центра города?

Добраться до исторического центра города достаточно просто — там сходятся большая часть всех маршрутов общественного транспорта: автобусов, трамвае и троллейбусов. В историческом центре Нижнего Новгорода находится единственная станция метро — Горьковская.

  1. От железнодорожного вокзала: на автобусах, следующих через площадь Минина или площадь Горького, либо на метро до станции Горьковская;
  2. От аэропорта: на автобусе до станции метро Парк Культуры и далее до станции Горьковская;
  3. От автовокзала: на автобусах, следующих через пл. Горького или Минина.

Где находится и как доехать

Адрес: Нижний Новгород

Центр Нижнего Новгорода на карте

GPS координаты: 56.322395, 44.000383

Объекты рядом

Чкаловская лестница 1145 метров.

Улица Большая Покровская 588 метров.

Ночлежка Бугрова в Нижнем Новгороде 811 метров.

Площадь Народного Единства 870 метров.

Набатный колокол в Нижнем Новгороде 787 метров.

Дороги Нижегородской области 1017 метров.

ТЦ «Алексеевский Пассаж» 304 метра.

Экскурсионный трамвай 906 метров.

Нижегородские фуникулёры 759 метров.

Зачатьевская башня 956 метров.

Метро Нижнего Новгорода

Метро Нижнего Новгорода

Изучаем подземку пятого по численности населения города России

Нижний Новгород становится всё более популярным у путешественников. В год он привлекает около 4,5 миллиона гостей, стабильно входя в топ-10 самых посещаемых направлений в России. Нижегородский метрополитен — удобный способ добраться с окраины в центр мегаполиса, избежав пробок. Разбираемся, как устроена подземка города на Волге.

История строительства

Метро Нижнего Новгорода занимает в 2024 году третье место в России по длине веток. Подземные пути растянулись более чем на 20 километров — это первое метро за пределами двух столиц, длина линий которого превышает эту отметку.

Нижегородский метрополитен состоит из двух веток: Автозаводской и Сормовско-Мещерской. На первой — 11 станций, на схеме она обозначается красным цветом. Вторая, синяя линяя, включает пять станций.

Нижегородское метро

Метро Нижнего Новгорода существенно моложе московского и петербургского. О необходимости подземки заговорили, когда в 1960-х годах население города перевалило за миллион человек: в Советском Союзе метро создавали только в мегаполисах. Строительство стартовало в конце 1977 года. А в ноябре 1985-го был открыт первый отрезок от станции «Московской» до «Пролетарской», соединивший район вокруг автомобильного завода «ГАЗ» с главным железнодорожным вокзалом города. Ещё через четыре года ветку протянули вглубь Автозаводского района — до «Парка культуры».

Строительство шло тяжело, сроки постоянно срывались. Во время работ в 1984 году даже погибли два человека. Причиной стали подземные воды: они размывали грунт и периодически затапливали тоннели. К тому же иногда пути проходили в непосредственной близости от фундаментов домов, которые запрещали сносить или — что сложнее и дороже — передвигать. Поэтому в 1985 году стены одного здания, находившегося вблизи станции «Московской», пошли такими трещинами, что их пришлось срочно опоясывать металлическими скобами, чтобы избежать катастрофы.

1985–1988 годы. Процесс строительства • 1982 год. Перегон Ленинская-Заречная

Активное развитие метро в Нижнем Новгороде планировалось на 1990-е годы. Однако после перестройки денег на столь масштабные проекты ни у города, ни у страны не было. В 1993-м открыли две станции новой Сормовско-Мещерской ветки, которые начали возводить ещё во времена Советского Союза, — «Канавинскую» и «Бурнаковскую». Тогда же приступили к возведению подземной платформы «Ярмарка», которая должна была появиться возле знаменитых Торговых рядов. Однако финансирования не нашли и работы остановили.

Следующая станция метро открылась только в 2002 году. На Сормовско-Мещерской линии появилась платформа «Буревестник». Эта станция и сегодня — конечная ветки. Вместе с сетью наземного транспорта она образует важный для города логистический узел.

Строительство станции «Стрелка»

В 2012 году метро Нижнего Новгорода впервые пришло из-за Оки в центральную часть города. Была открыта платформа «Горьковская», откуда можно выйти прямо на площадь Максима Горького, чьё имя город носил в советские годы.

В 2018 году к чемпионату мира по футболу открыли ещё одну станцию — «Стрелка». Сегодня это самый верх синей, Сормовско-Мещерской линии. Платформа расположена недалеко от стадиона «Нижний Новгород», так что это самый удобный и быстрый способ для болельщиков добраться на футбольные матчи.

Одной из технологических до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей метро Нижнего Новгорода стал перегон, который проходит по мосту через Оку. Метромост прекрасно видно с обоих берегов и с автомобильного Канавинского моста. Некоторые гости города специально спускаются в подземку, чтобы прокатиться над Окой. Однако нужно учитывать: опоры моста настолько толстые, что человеческому глазу даже в ясную погоду не удастся за обилием конструкций и проводов рассмотреть красоты внизу. И уж тем более не получится сделать удачные фотографии.

2008 год. Возведение метромоста. Фото: kaaquantum, CC-BY-SA-3.0

Сейчас в Нижнем Новгороде строятся ещё две станции Автозаводской линии — «Площадь Свободы» и «Сенная площадь». Они расположены в центре и соединят окраины с важными транспортными узлами, а также с некоторыми городскими до­сто­при­ме­ча­тель­но­стями: Театром оперы и балета имени А. С. Пушкина и канатной дорогой через Волгу. Открытие новых станций запланировано на 2025 год.

Схема метро

Актуальная схема. Фото: сайт МП «Нижегородское метро» • План развития

Интересные факты о метро в Нижнем Новгороде

Нижегородский метрополитен — это прежде всего быстрый и удобный вид городского транспорта. Но, зная несколько любопытных деталей, пользоваться подземкой интереснее.

  • Метро Нижнего Новгорода стало первым в России, где появилась возможность прямо на турникете оплачивать проезд картой или любым другим бесконтактным способом (например, телефоном или умными часами). Система успешно работает с 2017 года.
  • Название станции «Комсомольская» написано узнаваемым фирменным шрифтом газеты «Комсомольская правда».
  • Ходит легенда, что между станциями «Московская» и «Стрелка» можно увидеть платформу-призрак «Ярмарка». Её действительно собирались построить в начале 1990-х, однако работы так и не начались. Так что это всего лишь городская байка.
  • Можно сфотографироваться с памятником в честь начала строительства нижегородского метрополитена. Его установили в 1977 году возле будущей станции «Ленинской». Однако ровно через 40 лет монумент был демонтирован в связи со строительством рядом ресторана быстрого питания. После возмущений городских активистов памятную букву «М» вернули практически на то же место.

Название станции «Комсомольская» • Памятный знак, установленный в честь начала строительства • Фото: проект «Прогулки по метро», агентство «Утренние новости»

Самые интересные станции

В метро Нижнего Новгорода много станций, которые удивят даже тех, кто серьёзно увлекается промышленным туризмом.

  • Станция «Московская» является одной из двух в России, где на платформе сходится сразу четыре пути. Причём вторая такая станция — это её столичный «близнец» с названием «Нижегородская».
  • Единственная станция, расположенная не под землёй, а снаружи, — «Буревестник» на синей ветке. Она построена на месте бывшей железнодорожной платформы.
  • «Горьковская» — самая глубокая (16 метров) и одна из наиболее впечатляющих станций нижегородского метрополитена. Стены облицованы коричневым мрамором и мозаичными панно. Своды платформы поддерживают колонны, которые закругляются сверху, напоминая крылья буревестника из произведения М. Горького.

«Московская» • «Буревестник» • «Горьковская» • Фото: проект «Прогулки по метро»

Стоимость и оплата проезда

Оплатить проезд можно наличным и безналичным способом в кассе и автоматах. Можно купить транспортную карту, бумажный чек с QR-кодом для прохода или металлический жетон. Также есть возможность оплатить проезд банковской картой, приложив её к терминалу на турникете.

Стоимость проезда в нижегородском метрополитене можно узнать на официальном сайте или в кассе.

График работы

Метро в Нижнем Новгороде открыто с 05:15 до 00:10. Точное время отправления первого и последнего поезда для конкретной станции можно узнать на официальном сайте.

Метро Нижнего Новгорода

Заключение

Нижегородский метрополитен сейчас удобен в основном тем, кто живёт в Заречной части мегаполиса. Однако планы по развитию подземки огромные: скоро метро охватит важные локации в центре, что заметно упростит жизнь не только горожанам, но и путешественникам.

Автор: Александр Ефремов
Заглавное фото: A. Savin, FAL

Станции метро Нижнего Новгорода, Нижегородская область

Метро Нижнего Новгорода — один из самых удобных видов общественного транспорта. Подробная информация о станциях метро Нижнего Новгорода — описание, история, а также ближайшие гостиницы к станциям метро Нижнего Новгорода.

Городские объекты загружаются.
Пожалуйста, подождите.
Нижний Новгород, пр. Ленина посмотреть карту
0 м до центра города

«Двигатель Революции» — одна из станций Нижегородского метрополитена, размещенная на Автозаводской линии, между соседними станциями: «Заречная» и «Пролетарская». Она располагается на территории микрорайона «Ипподромный»,что в Ленинском районе.

Нижний Новгород, ул. Горького посмотреть карту
0 м до центра города

Горьковская — 14 станция Нижегородского метрополитена, конечна Автозаводской линии. Открытие состоялось 4 ноября 2012 года. За основу дизайна был взят образ птицы буревестника из произведения М. Горького. За станцией находятся оборотные тупики для оборота и отстоя подвижного состава.

Нижний Новгород, ш. Московское посмотреть карту
0 м до центра города

Станция находится в Канавинском районе города Нижний Новгород, рядом с Московским вокзалом и главным офисом Управления метрополитена, а также Центральным городским рынком. Такое название было получено в связи с расположением объекта в непосредственной близости с одноименным железнодорожным вокзалом и Московским шоссе.

Нижний Новгород, Канавинский р-н, жилой район Мещерское Озеро посмотреть карту
0 м до центра города
Станция метро «Стрелка» расположена в Канавинском районе Нижнего Новгорода.
Нижний Новгород, шоссе Сормовское посмотреть карту
0 м до центра города

Станция метрополитена Нижнего Новгорода, «Канавинская», была пущена в эксплуатацию и открылась для приема первых пассажиров 20 декабря 1993 г. Свое название станция приобрела благодаря одноимённому микрорайону (Канавинскому), на территории которого она располагается.

Нижний Новгород, ул. Октябрьской Революции посмотреть карту
0 м до центра города

Станция «Чкаловская» размещена на Автозаводской линии, между двумя платформами: «Московская» и «Ленинская». Она располагается в Канавинском районе , где отстроены такие микрорайоны, как Канавино и Старое Канавино.

Нижний Новгород, шоссе Сормовское посмотреть карту
0 м до центра города

Станция нижегородского метро под названием «Бурнаковская» открылась для поездок пассажиров 20 декабря 1993 г. В настоящее время она находится на «Сормовской» линии метро. Свое название она получила благодаря находящемуся поблизости одноимённому микрорайону.

Нижний Новгород, шоссе Сормовское посмотреть карту
0 м до центра города

9 сентября 2002 года новая станция метрополитена вводится в эксплуатацию., которая становится частью Сормовской линии. «Буревестник»- это единственная остановка поездов в нижегородском метрополитене, проходящая над уровнем земли.

Нижний Новгород, пр. Ленина посмотреть карту
0 м до центра города

С этой началась история строительства метрополитена в Нижнем Новгороде. 17 декабря в1977 году была торжественно забита первая основополагающая свая на месте будующей ст. Ленинская. Она является объектом мелкого заложения, расположенной на Автозаводской ветке, проходящей через 11 пунктов посадочных платформ для пассажиров.

Нижний Новгород, пр. Молодежный посмотреть карту
0 м до центра города

В проекте станция называлась «Ждановская», получила свое название от расположенного рядом Парка культуры. Открылась станция «Парк Культуры» 15 ноября 1989 году. При входе на станцию находятся два панно на тему отдыха нижегородцев.

Нижний Новгород, пр. Ленина посмотреть карту
0 м до центра города

Станция метрополитена «Заречная» в Нижнем Новгороде была пущена для прохождения поездов с пассажирами 20 ноября 1985 года. В настоящее время она является составляющей «Автозаводской» линии. Эта остановка расположена в одноимённой части городского массива, недалеко от железнодорожной станции «Заречная».

Нижний Новгород, пр. Ленина посмотреть карту
0 м до центра города

Находится станция Кировская между станциями Комсомольская и Парк культуры, на Автозаводской линии. 15 ноября 1989 году состоялось открытие станции, свое название она получила в честь С.М. Кирова. Пол станции «Кировская» выложен серым гранитом и бежевым мрамором.

Нижний Новгород, пр. Ленина посмотреть карту
0 м до центра города

Станция «Комсомольская» метрополитена города Нижний Новгород начала свою работу для перевозок пассажиров 8 августа 1987 года. Она является составляющей частью «Автозаводской» линии нижегородского метро и расположена в районе одного из основных и самых градообразующих автопромышленных комплексов России — Горьковского автомобильного завода.

Нижний Новгород, пр. Ленина посмотреть карту
0 м до центра города

«Пролетарская» станция размещена на Автозаводской линии метрополитена города Нижний Новгород и находится на промежутке между двумя такими станциями как «Двигатель Революции» и «Автозаводская».

Нижний Новгород, пр. Ленина посмотреть карту
0 м до центра города

Станция «Автозаводская» метрополитена города Нижний Новгород начала свою деятельность по перевозке пассажиров 8 августа 1987 года. Она расположена в непосредственной близости от Горьковского автомобильного завода, что и оправдывает её название, это одна из остановок Автозаводской линии.

Метро Нижнего Новгорода

Нижегородский метрополитен по длине эксплуатируемых линий (21,82 км) и по числу станций (15) занимает третье место в России после Московского и Петербургского.

Метро Нижнего Новгорода

© МП «Нижегородское метро» ВКонтакте

Ежегодный пассажиропоток составляет около 30 млн человек. В сутки метрополитеном пользуется около 115 тыс. человек. По количеству перевозимых пассажиров он занимает пятое место в России.

Метро в Нижнем Новгороде (тогда еще Горьком) появилось 20 ноября 1985 года, когда был открыт первый участок «Московская» — «Пролетарская», состоящий из шести станций. Он стал десятым по счету в Советском Союзе.

По состоянию на 2024 год Нижегородский метрополитен состоит из двух линий — Автозаводской (красной) и Сормово-Мещерской (синей) и 15 станций. Первая линия включает 11 станций, вторая — 5. Одна из станций — «Московская» — является общей для обеих линий и представляет собой кросс-платформенную пересадку между ними. «Московская» — самая загруженная станция Нижегородского метро, к тому же она сообщается с главным железнодорожным вокзалом, куда прибывают пригородные поезда и поезда дальнего следования.

Из 15 станций одна («Буревестник») является наземной (полуподземной), остальные — подземные мелкого заложения. Обе линии обслуживаются одним депо «ТЧ-1 Пролетарское».

Метро охватывает пять районов из восьми — Автозаводский, Ленинский, Канавинский, Нижегородский и Московский. В центре Нижнего Новгорода располагается только одна станция метро — «Горьковская». В 2 км от нее расположен Нижегородский кремль и другие исторические и культурные достопримечательности.

Метромост

Метромост
Фото: © Мария Пенина

Решение о строительстве Горьковского метрополитена было принято 1970 году, спустя три года было получено разрешение на проектирование. Технический проект первой очереди был выполнен в 1975 году, причем в разработке эскизов будущих станций принимали участие только горьковские архитекторы. Исключением стала станция «Московская», за которую отвечал столичный архитектор В. А. Черёмин.

Строительство началось в 1977 году со станции «Ленинская», возле которой установили памятный знак. Он стоит там по сей день.

За год до открытия началась подготовка кадров — машинистов, электромехаников, дежурных по станции. Обучение проходило на базе Московского, Ленинградского и Харьковского метрополитенов.

Первый поезд прибыл из Москвы в сентябре 1985 года, и уже 20 ноября началось регулярное движение от станции «Московская» до станции «Пролетарская» и обратно. В 1987-м был открыт участок от «Пролетарской» до «Комсомольской», а в 1989 году Автозаводская линия была продлена до «Парка культуры».

В 1993 году начато движение по второй — Сормово-Мещерской — линии: от станции «Московская» до станции «Бурнаковская».

Понадобилось 10 долгих лет, чтобы Нижегородский метрополитен обзавелся еще одной станцией — «Буревестник». Она была введена в эксплуатацию в 2002 году.

В 2012 году состоялось открытие станции «Горьковская». Движение поездов от «Московской» до «Горьковской» частично проходит по метромосту через Оку. На верхнем ярусе моста расположена автодорога, на нижнем — железнодорожные пути. Интересно, что проект метромоста был разработан в 1987 году, но строительство сильно затянулось, и сдача объекта состоялась только в 2009-м (автомобильная часть), первый поезд прошел в 2012-м.

В 2018 году была открыта станция «Стрелка» — на месте слияния рек Оки и Волги.

Возле всех станций метро располагаются остановки наземного транспорта — автобусов, троллейбусов, трамваев, маршруток. Так, на трамвай можно пересесть, выйдя на станциях «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Пролетарская», «Автозаводская», «Комсомольская», «Кировская», «Парк Культуры», «Буревестник». Сообщения с троллейбусами нет только у станций «Двигатель Революции», «Заречная», «Ленинская», «Чкаловская».

Только с одной станции — «Московской» — можно пересесть на пригородную электричку. В нескольких шагах от станции «Комсомольская» находится платформа Кустовая, откуда в летние месяцы ходят электрички до Суроватихи.

Схема метро Нижнего Новгорода

Подземка состоит из двух линий — Автозаводской (красной) и Сормово-Мещерской (синей).

Метро Нижнего Новгорода

Список станций Автозаводской линии:

  • Горьковская
  • Московская
  • Чкаловская
  • Ленинская
  • Заречная
  • Двигатель Революции
  • Пролетарская
  • Автозаводская
  • Комсомольская
  • Кировская
  • Парк культуры

Список станций Сормово-Мещерской линии:

  • Стрелка
  • Московская
  • Канавинская
  • Бурнаковская
  • Буревестник

На схеме Нижегородского метрополитена изображены действующие линии и станции, а также географические объекты (реки), объекты культуры (Кремль), транспортные (вокзал) и спортивные объекты (стадион «Нижний Новгород»). В целом ориентироваться по ней довольно просто. Русские названия дублированы на английский язык.

Актуальную схему можно скачать на официальном сайте Нижегородского метрополитена:

Чтобы рассчитать время в пути от станции отправления до станции прибытия, можно воспользоваться интерактивной схемой от Яндекс. Метро. Следует выбрать обе станции, и система предложит маршрут. Так, от станции «Буревестник» синей линии до станции «Парк культуры» красной линии поездка займет 38 минут.

Режим работы метро Нижнего Новгорода

Нижегородский метрополитен работает с 05:15—05:20 до 00:05—00:15 в зависимости от линии и станции. Вестибюли открываются в 05:15, закрываются на вход — в 00:10. При этом некоторые вестибюли (II станции «Бурнаковская», II станции «Канавинская», I станции «Пролетарская») открыты с 07:00 до 19:00).

Посмотреть, до скольки работает метро в Нижнем Новгороде, когда отправляется первый поезд в ту или иную сторону, можно на официальном сайте Нижегородского метрополитена.

Интервал движения по рабочим дням в часы пик с 07:00 до 09:30 и с 16:00 до 19:00 составляет 5 минут для Автозаводской линии, 7 минут для Сормовско-Мещерской линии. С 05:30 до 07:00, 09:30 до 16:00 и с 19:00 до 22:00 интервал — 10 минут, с 22:00 до 00:00 — 12-14 минут.

По выходным поезда Автозаводской линии движутся с интервалом в 10 минут, Сормовско-Мещерской линии — 10 минут.

Стоимость метро в Нижнем Новгороде

Оплатить проезд в Нижегородском метрополитене можно жетоном, транспортными картами, бесконтактными банковскими картами Visa, MasterCard, «Мир». Транспортной картой может воспользоваться любой житель и гость Нижнего Новгорода. Существуют специальные тарифы для школьников, студентов и льготников.

По состоянию на 2024 год проезд в Нижегородском метрополитене стоит:

  • 35 рублей при оплате наличными (жетон),
  • 30 рублей при оплате транспортной картой, бесконтактной банковской картой.

Жетоны

Метро Нижнего Новгорода

Жетоны продаются в кассах метрополитена и в стационарных терминалах в кассовых залах.

Изначально в Горьковском метрополитене для оплаты проезда принимались пятикопеечные монеты. После распада Советского Союза на смену монетам пришли специальные жетоны. Любопытно, что жетоны Петербургского и Нижегородского метрополитенов имели схожие параметры и проходили в турникетах обоих городов. В связи с этим предприимчивые пассажиры закупались жетонами в Новгороде и расплачивались ими в Петербурге. Попытки предотвратить этот «жетонообмен» были безуспешны, поэтому в 2009 году все нижегородские жетоны «продырявили», что привело к уменьшению их веса.

Проездной в метро Нижнего Новгорода:

Разовый электронный билет на 4 поездки — 110 рублей.

Разовый электронный билет на 10 поездок — 260 рублей.

Транспортная карта «Ситикард»

Метро Нижнего Новгорода

Чтобы воспользоваться картой, нужно, во-первых, ее приобрести, во-вторых, подобрать подходящий тариф, а затем пополнить счет на требуемую сумму. Пополнить карту можно в пунктах обслуживания, а также дистанционно.

  • Подробнее о транспортных картах
  • Пункты обслуживания

Метрополитен включен в следующие тарифные планы.

Единый проездной билет на количество дней:

Действуют на всех видов транспорта с момента регистрации первой поездки.

Единый проездной билет на количество поездок в месяц:

Действуют на всех видах транспорта в течение календарного месяца.

Безлимитные проездные билеты:

Метро + трамвай + троллейбус

Все виды транспорта

Действуют в течение календарного месяца.

Транспортная карта школьника/студента

Проезд на метро в течение календарного месяца — 700 рублей для школьников, 700 рублей для студентов. Также существуют тарифы для проезда учащихся в наземном транспорте.

  • Подробнее о карте школьника
  • Подробнее о карте студента

Льготная транспортная карта

На льготный проезд в метро Нижнего Новгорода (а заодно и в городском транспорте) могут рассчитывать пенсионеры, ветераны, лица с ограниченными возможностями.

Безлимитное количество поездок на календарный месяц — 800 рублей.

40 поездок на 3 месяца — 500 рублей.

20 поездок на 3 месяца — 250 рублей.

Пересадочный тариф

«Электронный кошелек на 60 минут» — 30 рублей. Пассажир имеет право на неограниченное количество пересадок в течение 60 минут с момента первой поездки.

«Электронный кошелек на 90 минут» — 45 рублей. Пассажир имеет право на неограниченное количество пересадок в течение 90 минут с момента первой поездки.

Станции метро Нижнего Новгорода

Нижегородская подземка состоит из 2 линий и 15 станций, одна из которых является общей, поэтому включена в перечень каждой из веток.

На Автозаводской линии объявления на русском языке озвучены мужским голосом, на Сормовско-Мещерской — женским. Текст на английский язык дублирован мужским голосом на обеих линиях.

Станции красной Автозаводской линии

Самая глубокая станция Автозаводской ветки и всего Нижегородского метрополитена — «Горьковская» (глубина заложения — 16 метров). Для сравнения: самая глубокая станция Петербургского метрополитена — «Адмиралтейская» (86 метров), Московского — «Парк Победы» (73 метра).

Самая «мелкая» станция — «Чкаловская» (около 5 метров).

Самый длинный перегон — 3,2 км от станции «Московская» до станции «Горьковская», почти половина пути проходит по метромосту.

Самый короткий перегон — 891 метр от станции «Автозаводская» до станции «Комсомольская».

Автозаводская линия состоит из 11 станций. Длина линии — 14,9 км. Любопытно, что большая часть станций располагается вдоль проспекта Ленина.

Станция «Московская»
Фото: © Наталья Старостина

Метро «Московская». Станция открыта в 1985 году в составе первого пускового участка. Уникальная для Нижнего Новгорода четырехпутная совмещенная станция, которая представляет собой кросс-платформенную пересадку между линиями. Отсюда отправляются поезда по четырем направлениями — в сторону «Стрелки», «Буревестника», «Горьковской, «Парка культуры». Переход между линиями осуществляется по пешеходному мостку.

Из юго-западного зала ведет подземный переход к Московскому железнодорожному вокзалу и зданию Центрального универмага.

«Московская» считается одной из самых красивых в городской подземке. Оформление сдержанное, но эффектное. На путевых стенах без труда угадываются очертания зубцов стен московского Кремля. С каждой стороны всех колонн размещены яркие светильники. Кассовые залы декорированы мозаичными панно, посвященные трудовой, праздничной, военной и исторический Москве.

Строительство станции не обошлось без трагедии: в 1984 году при обрушении стен котлована погибли рабочие, что породило легенду о призраках, которые бродят по тоннелям.

Метро «Чкаловская». Станция открыта в 1985 году в составе первого участка «Московская» — «Пролетарская». Располагается возле администрации Канавинского района. Названа в честь Валерия Павловича Чкалова — советского летчика-испытателя, Героя Советского Союза. В одном из вестибюлей расположен его бюст. В целом оформление станции сдержанное. Барельефы из алюминия над лестничными пролетами посвящены теме полётов. Возле станции располагается парк им. 1 мая и Горьковская детская железная дорога.

В нашем большом обзоре достопримечательностей Нижнего Новгорода вы найдете карту города, на которой отмечены станции метро и окружающие ее интересные места.

Метро «Ленинская». Станция открыта в 1985 году. С нее и началось строительство будущего Горьковского метрополитена. В честь этого события рядом с южным вестибюлем установлен памятник в виде буквы «М» с надписями «1977» и названиями первых станций. «Ленинская» отличается лаконичностью оформления. Преобладают красные, золотистые и белые цвета. Внимания заслуживают декоративные витражи в кассовых залах, посвященные образам Ленина и Революции.

Станция «Заречная»
Фото: © МП «Нижегородское метро»

Метро «Заречная». Станция открыта в 1985 году. Названа по одноименному бульвару и расположенной на нем гостинице. Оформление станции отсылает к образу течения реки. Путевые стены облицованы рельефной плиткой, создающей иллюзию волнообразного движения. Стены вестибюлей выложены голубой глазурованной плиткой. В торцах вестибюлей расположены панно «Сказочный град Китеж» и «Юность», выполненные в технике художественной керамики. Интересно, что во время строительства станции рабочие обнаружили фугасную бомбу времен Великой Отечественной войны. На объект были вызваны саперы, которые аккуратно транспортировали 250-килограммовый снаряд.

Метро «Двигатель Революции». Станция открыта в 1985 году в составе первого пускового участка. Названа в честь располагавшегося поблизости завода «Двигатель революции» (ныне ОАО «РУМО»). Оформление выдержано в производственно-революционной тематике, преобладают серые, желтые и красные цвета. Над лестничными пролетами расположены мозаичные панно на революционную тему.

Метро «Пролетарская». Станция открыта в 1985 году. Название отсылает к расположению в рабочем (пролетарском) районе. Простая по архитектуре станция. Оформление выдержано в светлых тонах. Над лестничными пролетами расположены два барельефа — один с голубем и Землей (тема мира), другой с серпом и молотом (тема труда).

Метро «Автозаводская». Станция открыта в 1987 году в составе участка «Пролетарская» — «Комсомольская». Названа в честь расположенного рядом Горьковского автомобильного завода. Характерное отличие от прочих станций — многочисленные панно на путевых стенах. Все они выполнены из желтоватого мрамора. Сюжеты панно посвящены городскому автомобилестроению.

Метро «Комсомольская». Станция открыта в 1987 году. Выходы со станции ведут к проходной Горьковского автомобильного завода и к железнодорожной станции Кустовая, откуда летом отправляются пригородные поезда на Суроватиху. Между колоннами — слегка сводчатый, а не прямой потолок, что придает всей станции оригинальность и делает ее запоминающейся на фоне остальных на данной линии. Надпись на путевых стенах с названием станции выполнена с использованием фирменного шрифта газеты «Комсомольская правда». Над лестницами расположены панно: одно — на автозаводскую, другое — на революционную тематику. Здесь же заложена капсула с посланием, которую следует открыть в 2087 году — спустя 100 лет после запуска станции.

Метро «Кировская». Станция открыта в 1989 году в составе участка «Комсомольская» — «Парк культуры». Простая по оформлению, отделана гранитом и мрамором. Главными элементами декора являются мозаичные панно в торцах кассовых залов: с серпом и молотом и с красной звездой.

Метро «Парк культуры». Станция открыта в 1989 году. Названа в честь расположенного рядом Автозаводского парка. Тут же находится кинотеатр «Мир» и ДК ГАЗ. Станция выделяется на фоне остальных благодаря эффектному освещению. Вдоль свода установлены группы массивных светильников. Мозаичные панно над лестницами выполнены на тему отдыха: цветы и вазоны, беседка и растительность.

Станция «Горьковская»
Фото: © МП «Нижегородское метро»

Метро «Горьковская». Открыта в 2012 году. С этого момента метрополитен частично охватил и правый берег Оки, а ведь раньше приходилось добираться наземным общественным транспортом. Часть путей проходит по метромосту, верхний ярус которого занимает автомобильная дорога. Оформление станции отсылает к образу Буревестника из поэмы в прозе, написанной писателем Максимом Горьким, который родился в Нижнем Новгороде (отсюда и название станции). Арки, расходящиеся от колонн, символизируют крылья птицы. Путевые стены декорированы флорентийской мозаикой. На панно изображены виды на город с Оки, а также исторические достопримечательности Нижнего Новгорода. На других мозаичных панно «Горьковской» станции запечатлены Кремль, берег реки и сам Горький.

Станции синей Сормовско-Мещерской линии

Линия состоит из 5 станций, одна из которых — наземная. Общая длина — 7,1 км. До 2012 года Сормовская линия являлась продолжением Автозаводской, при этом на станции «Московская» направление движения менялось на левостороннее. С открытием станции «Горьковская» движение осуществлялось по «вилочному» принципу: поезда со стороны «Парка культуры» на станции «Московская» направлялись либо к «Буревестнику», либо к «Горьковской».

После открытия станции «Стрелка» в 2018 году Сормовско-Мещерская линия, отделившись от Автозаводской, стала самостоятельной. На сегодняшний день линия требует продления вглубь Сормовского района.

Самая глубокая станция Сормовско-Мещерской линии — «Стрелка» (глубина заложения — 12 метров). Самая «мелкая» станция — «Буревестник».

Самый длинный перегон — 3,1 км от станции «Московская» до станции «Стрелка». Самый короткий перегон — 1,1 км от станции «Канавинская» до станции «Бурнаковская».

Станция «Стрелка»

Станция «Стрелка»
Фото: © Юрий Боб

Метро «Стрелка». Самая молодая станция Нижегородской подземки. Открыта в 2018 году. Связывает микрорайон Мещерское озеро в Канавинском районе с близлежащими районами. Считается одной из самых красивых по оформлению. Названа в честь места слияния двух рек — Оки и Волги. Архитектурной доминантой являются колонны с массивными светильниками. В вестибюле № 1 расположено панно со светодиодной подсветкой, изображающее футболиста с мячом, а в вестибюле № 2 — собор Александра Невского. Возле станции расположен футбольный стадион «Нижний Новгород», строительство которого было приурочено к Чемпионату мира по футболу 2018, и собор Александра Невского.

Между станциями «Московская» и «Стрелка» в Нижнем Новгороде есть станция метро призрак — «Ярмарка». Строительство, начатое в 1993 году, вскоре было приостановлено, а вскоре и заморожено на неопределенный срок. При проезде под районом Нижегородской ярмарки, можно заметить ответвление — задел под перспективную станцию. Сроки возобновления строительства неизвестны.

Метро «Канавинская». Открыта в 1993 году в составе участка «Московская» — «Бурнаковская». Пол отделан гранитом. Буквы на путевых стенах выложены из белого мрамора. Вдоль потолка размещены четыре ряда светильников. Как и большинство станций Нижегородского метрополитена, оформлена в лаконичном стиле.

Метро «Бурнаковская». Открыта в 1993 году в составе участка «Московская» — «Бурнаковская». Располагается в одноименном микрорайоне. Оформление станции лаконичное, обошлось даже без мозаичных панно. Внимания заслуживает контрастный пол, выложенный гранитом и полосами белого мрамора.

Станция «Буревестник»

Станция «Буревестник»
Фото: © МП «Нижегородское метро»

Метро «Буревестник». Станция открыта в 2002 году в составе участка «Бурнаковская» — «Буревестник». Название отсылает к произведению Максима Горького и расположенного рядом ЦНИИ «Буревестник». Во всех смыслах уникальная станция для Нижегородского метрополитена. Во-первых, платформы располагаются по бокам, а пути — по центру. Во-вторых, она имеет полуподземную конструкцию: тоннели частично выведены из-под земли, вестибюль находится на поверхности. Непривычным глазу является название станции: оно не выложено буквами, а выполнено из самоклеящейся пленки.

Строительство метро в Нижнем Новгороде

Как уже было сказано, метрополитен охватывает не все районы города. Но даже в тех районах, где оно есть, путь до станций может занимать большое количество времени. Например, поездка с окраин Сормовского района до ближайшей станции «Буревестник» длится 20–40 минут. То же самое справедливо для конечной станции «Горьковская» в Нагорной части города.

Судя по всему, новое метро в Нижнем Новгороде появится нескоро. Во всяком случае, начинать разговоры о нем власть не намерена ранее 2025 года. В планах — продление Автозаводской линии: строительство станций «Оперный театр» (возле Театра оперы и балета), «Сенная» (Сенная площадь), «Мончегорская» (в одноименном районе за «Парком культуры»), «Юго-Западная». Так, в первую очередь планируется продлить Автозаводскую ветку до Сенной площади, строительные работы начались уже в 2022 году.

Кроме того, необходимо продление Сормовско-Мещерской линии как минимум на 2 км вглубь Сормовского района. В связи с этим должны появиться станции «Варя» и «Сормовская». Далее перспективное развитие метрополитена в этом районе видится в двух направлениях: через площадь Славы к железнодорожной платформе Починки, либо через микрорайон Светлоярский. Пока же проектирование новых станций Сормовской линии не ведется.

Предполагаемая третья линия — Нагорная — будет включать 15 станций и пройдет то ли через улицу Ванеева, то ли по проспекту Гагарина. Она должна разгрузить наземный транспорт в Советском районе и сделать более доступным микрорайон Щербинки.

Как вернуть забытые вещи

Личные вещи пассажиров, найденные в вагонах поездов, на платформах, в вестибюлях станций, передаются на хранение в специальную комнату забытых вещей. Комната располагается на станции «Горьковская». Там они хранятся в течение 6 месяцев с момента поступления. Чтобы вернуть свои вещи, пассажиру следует написать заявление и предъявить документ, удостоверяющий личность. Уточнить сведения можно по телефону справочной (831) 249-95-88.

Забытые документы, в том числе паспорта, медицинские полисы, студенческие билеты, пенсионные удостоверения и пр., передаются в отдел полиции на метрополитене, который расположен по адресу Чкалова, 24. Отдел работает круглосуточно. Телефон дежурной части (831) 249-90-91.

Безбарьерная среда

Сотрудники Нижегородского метрополитена сопровождают людей с ограниченными физическими возможностями — инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Специально обученный персонал встречает у входа в вестибюль станции отправления, помогает сесть в вагон поезда, встречает на станции прибытия и сопровождает до выхода из вестибюля.

Для удобства перемещения инвалидов-колясочников персонал использует специальные подъемные устройства — мобильные гусеничные подъемники, стационарные подъемные платформы, стационарные наклонные платформенные подъемники.

При этом стоит учесть, что стационарные наклонные платформенные подъемники имеются на станциях «Парк культуры», «Московская», стационарная подъемная платформа есть на станции «Горьковская». Оба вида подъемных устройств представлены на станции «Стрелка». Мобильными гусеничными подъёмниками оснащены станции «Парк культуры», «Комсомольская», «Пролетарская», «Двигатель революции», «Московская», «Буревестник». Они могут быть транспортированы на любую станцию метро.

Музей метро Нижнего Новгорода

С историей нижегородской подземки познакомит Музей Нижегородского метрополитена, который расположен на станции метро «Комсомольская» (I вестибюль). В ходе экскурсии посетители узнают о ходе строительства сложной транспортной системы, ее особенностях, о работе машинистов, инженеров, диспетчеров, о перспективах развития, а также о тайнах и мифах подземки, которых за более чем 30 лет существования накопилось достаточно.

Музей работает по предварительной записи по будням с 08:00 до 17:00 (в пятницу до 16:00), перерыв с 12:00 до 12:48. Телефон для записи: (831) 249-95-07.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *