Почему станция пушкинская так называется
Перейти к содержимому

Почему станция пушкинская так называется

  • автор:

станция Пушкинская

Пушкинская — одна из станций Таганско-Краснопресненской линии метрополитена Москвы. Она располагается между станциями «Кузнецкий мост» и «Баррикадная».

История станции

Первые пассажиры вошли на станцию 17 декабря 1975 года. В тот же день была открыта и соседняя станция — Кузнецкий мост. Это центральный участок, который соединил Ждановский и Краснопресненский радиусы в одну линию.

История названия

Станция названа в честь русского выдающегося поэта А.С.Пушкина, а также из-за места расположения станции — на Пушкинской площади.

Описание станции

Творцы станции выбрали общую белую цветовую гамму. Для станции характерна пушкинская тематика: на путевых стенах располагаются медные чеканки. На каждой стене есть по четыре таких чеканки. Две работы посвящены городу Москва, остальные — Санкт-Петербургу, имению Михайловское, Царскосельскому лицею, а также могиле Пушкина в Святогорском монастыре. Еще две чеканки рассказывают пассажирам метро о поэтическом таланте Пушкина. На каждой работе есть строки из стихов великого поэта.

Технические характеристики

Данная станция является трехсводчатой, колонного типа. Это станции глубокого заложения, причем, на данной линии станция «Пушкинская» — сама глубокая, ведь она расположена на глубине 51 м. На «Пушкинской» одна платформа островного типа.

Вестибюли и пересадки

Всего на станции «Пушкинская» есть два подземных вестибюля.

Западный вестибюль – общий для станций «Пушкинская» и «Тверская». Это два широких подземных зала прямоугольной формы, которые связывают двумя короткими, но широкими проходами. Между этими проходами располагаются кассы метро. Выход в город осуществляется на Тверскую улицу и в подземный переход под Тверской площадью.

Восточный вестибюль – общий для станций «Пушкинская» и «Чеховская». Это широкий подземный зал прямоугольной формы, в котором низкий подвесной потолок со световыми кессонами квадратной формы. Выход осуществляется в подземный переход, расположенный под Страстным бульваром.

Символичным является пересадочный узел, названия станций которого посвящены писателям и поэтам Пушкину, Чехову и Горькому (именно так ранее называлась станция Тверская).

Достопримечательности

От станции метро «Пушкинская» очень быстро можно добраться к нескольким популярнейшим театрам. Известный Московский государственный театр Ленком, здание которого построили еще в 1907 году в стиле «модерн», сегодня пользуется славой далеко за пределами России. Кстати, ранее в этом здании был Купеческий клуб. Также рядом со станцией работает Театр имени А. С. Пушкина, Детский музыкальный театр юного актера Драматический театр им. К. С. Станиславского. Есть здесь также много музеев и мест, где ранее проживали знаменитые деятели культуры. Около станции работает Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера и Государственный центральный музей современной истории России.

Наземная инфраструктура

Социальная инфраструктура в данном районе широко развита и представлена образовательными учреждениями, больницами, магазинами и торговыми центрами, заведениями общественного питания. Отлично развита сфера досуга и транспортная инфраструктура. В качестве мест отдыха москвичи предпочитают рядом расположенные сквер Патриаршие Пруды и Сад Эрмитаж.

Полезные факты

Станция открывается в 5 часов 35 минут, закрывается в час ночи. На станции работают мобильные операторы Билайн, Мегафон, МТС, Скайлинк.

Интересно

«Пушкинская» является одной из наиболее сильно загруженных станций метро: каждый день через нее проходит около 400 000 человек.

Станция метро «Пушкинская» в Петербурге — история, архитектура и интересные факты

История о станции метрополитена «Пушкинская» в Петербурне — это рассказ о станции, строительство которой разделила Великая Отечественная война, и которая является старейшей и одной из первых станций Ленинградского метрополитена.

В своё время её принудительно затопили для спасения конструкция во время войны, а затем «Пушкинская» получила мировое признание в качестве выдающегося памятника архитектуры.

Данная станция является пересадочной и входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Технологический институт» и «Владимирская».

Рядом с ее надземным павильоном находится Витебский вокзал – самый первый железнодорожный вокзал в России.

Название связано с близостью Витебского вокзала, соединяющего Санкт-Петербург с городом Пушкин (Царское Село), где в Лицее с 1811 по 1817 год жил и учился великий поэт, позднее Пушкин стал жить в Царском Селе в 1831 году.

В проекте станция именовалась как «Витебская».

Станция метро Станция метро

«Пушкинская» входит в число 8 станций первой линии, т.к. имеет общие исторические корни с Ленинградским метрополитеном. Ее история непосредственно связана с историей возникновения метростроевского движения в городе.

15 декабря 2011 года совет по сохранению культурного наследия рекомендовал внести «Пушкинскую» в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения однако пока она остаётся выявленным объектом культурного наследия.

В 2001 г. станция (с перронным залом) включёна КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

История

Изначально считалось, что строить метро в болотистых грунтах дельты Hевы невозможно. Кроме того Петербург построен не только в дельтовых образованиях Невы, но и на бывшем дне древнего моря.

Однако исследования специалистов Горного института показали, что строить метро можно, но следует проводить его на больших глубинах (50 — 100 м).

Станция метро Станция метро

Однако уже при прокладке первого участка строители столкнулись с особенностями петербургского грунта. Во время проходки наклоннго ствола станции «Пушкинская» был обнаружен плавун, который задержал строительные работы.

Так из-за затопления тоннеля на «Пушкинской» в 1956-м г. вход на станцию достраивали уже после торжественного пуска всего участка.

Теперь подробнее о самой истории появления станции. Идея открыть метрополитен в городе на Неве зрела уже давно, уже с начала XIX века – с 1820 года стали с завидным постоянством появляться проекты строительства этого вида транспорта. И только с появлением московского метрополитена, вопрос снова активно запестрил в 1938 году.

Была создан «Стройпроект №5», который должен был вести строительные работы, начальником метростроя утверждён И.Г. Зубков.

В феврале 1941 года все спроектированные площадки приступили к выполнению заданий, в апреле закончен первый этап – заложены шахты 34 основных стволов.

Апрель 1941 года считается датой закладки первых 8 станций Ленинградского метрополитена, в число которых входила и «Пушкинская» станция. Сдача первой ветки планировалась в конце 1942 года.

Станция метро

Война прервала строительство, все шахты были затоплены, чтобы предотвратить их обрушение. Начавшееся в предвоенные годы строительство метрополитена было продолжено в 1950-е.

Станция «Пушкинская» строилась в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», но из-за технических проблем при строительстве наклонного хода была открыта позже других станций — 30 апреля 1956 года.

Непосредственно участок «Автово» — «Площадь Восстания» был запущен в эксплуатацию 15 ноября 1955 года, станцию «Пушкинская» поезда проезжали без остановки.

Работы по строительству станции были возобновлены в конце мая. В 1949 году на помощь метростроителям прибыл изготовленный в Ленинграде тоннельный щит.

Одновременно проходило три конкурса на лучшие проекты оформления станций. Для проектов «Пушкинской» и «Владимирской» станций конкурс был объявлен отдельно. Проект этой станции первоначально предусматривал оформление, посвящённое железной дороге, но вскоре концепция кардинально поменялась.

Станция метро

Архитектура

«Пушкинская» является пилонной станцией глубокого заложения, ее глубина составляет 57 м., с установкой чугунных рам для образования проходов.

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, инженера С. М. Эпштейна и располагается на Загородном проспекте, рядом с Витебским вокзалом и встроен в трехэтажное здание.

Архитектура и внутреннее убранство станции выдержано в 50-е – 60-е года XX века традициях помпезности и торжественности.

Кассовый зал устроен просто. Эскалаторный зал — полукруглой формы. Его полукупол обработан крупными продолговатыми шестигранными кессонами. Стены олицованы мрамором «Гасган». Над эскалаторным ходом — барельефный медальон с профилем А. С. Пушкина (скульптор М. Т. Литовченко).

Наклонный ход — выход со станции, содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Для его освещения применяются светильники, похожие на факелы. Такие светильники были распространены на станциях первой очереди.

Станция метро

Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. А. Петрова и Л. М. Полякова. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством Царскосельской железной дороги, первой в России.

В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена А. С. Пушкину, и считается одной из красивейших в петербургском метро. Это единственная станция первой очереди, спроектированная не ленинградскими архитекторами, а московским архитектором Л. М. Поляковым (проект также, в отличие от остальных станций, принят на внеконкурсной основе).

Пилоны облицованы белым мрамором, пол выстлан тёмно-красным гранитом. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины, с Токовских разработок. По кромке красного гранита выложен узор из чёрного и белого камня. В нишах установлены чёрные металлические торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет.

Светильники декорированы позолоченными стилизованными щитами, копьями и другими отделочными деталями. Пол проходов на перроны выложен гранитом, вокруг которого была положена простая кафельная плитка светлого цвета.

Станция метро

В торце центрального подземного зала установлена статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. Автором работы является знаменитый советский скульптор М.К. Аникушин. Оригинальная подсветка фигуры поэта и находящееся за её спиной панно кисти талантливой художницы М.А. Энгельке создают имитацию арочного выхода с платформы прямо в Царскосельский парк. У ног поэта в любое время года всегда лежат свежие цветы.

За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Панно подсвечено снизу лампами дневного света.

На путевых стенах перронов — плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены двери с декоративными решётками с надписью «1955» (станция была открыта в 1956 году, но решётки были сделаны аналогично соседним станциям).

Станционные стены покрыты мрамором, украшены колоннами и изящными вентиляционными решётками, рисунок которых перекликается со светильниками центрального зала. Перроны освещены небольшими люстрами.

Две люстры сняты с потолка над перроном в месте перехода на станцию «Звенигородская» и установлены в переходе.

С 1 декабря 2013 года до 6 июля 2015 года вестибюль станции был закрыт для проведения капитального ремонта наклонного хода и замены эскалаторов. Для входа и выхода на станцию пассажирами использовался вестибюль станции «Звенигородская» Фрунзенско-Приморской линии, соединённой с «Пушкинской» пересадочным пешеходным тоннелем.

Открытие вестибюля станции «Пушкинская» после ремонта было запланировано на 30 июня 2015 года , но в связи с трудностями при наладке нового эскалатора ЕТК-265м Крюковского вагоностроительного завода открытие было отложено.

Станция снова начала работу в штатном режиме с 6 июля 2015 года . В 2006 году на станции проводилась замена полов.

Станция метро Станция метро

Интересные факты

  • Станция считается первым мемориалом в метро СССР. Здесь был установлен первый подземный памятник. К тому же этот памятник — не единственный памятник Пушкину в петербургском метро (второй — на станции «Чёрная речка»).
  • Длина перегона «Пушкинская» ←→ «Технологический институт» около 780 метров . Это один из самых коротких перегонов в Петербургском метрополитене.
  • Единственная станция Петербургского метрополитена, которая, будучи расположенной рядом с вокзалом, не имеет выхода в здание вокзала.
  • Единственная станция в петербургском метро, оборудованная системой контроля путевого пространства. Над путями станции расположено 16 инфракрасных камер, которые в режиме реального времени с помощью программного обеспечения контролируют пути станции. В случае падения пассажира на пути станции или пересечения ими шуц-линии на АРМ дежурного по станции приходит звуковой сигнал. Система отключается в момент прибытия поезда на станцию

  • Глубина проектного заложения составляет 57 метров, а это в точности совпадает со средней глубиной залегания Питерского метрополитена. По этому показателю метро Северной Пальмиры считается глубочайшим в мире. Спуск или подъём на эскалаторе занимает 2 мин 24 сек.
  • Только эта станция спроектирована столичным архитектором Л.М. Поляковым, все остальные – построены по проектам питерских специалистов.
  • По данным специалистов, стоимость архитектурных решений и помпезная красота декора первых станций, в том числе и «Пушкинской», составляет не более 5% от стоимости всех затрат по проходке каждого нового отрезка линии метрополитена.
  • Единственная станция в Питерском метро, расположенная недалеко от вокзала и не имеющая прямого в ним сообщения.
  • В Петербургском метрополитене можно увидеть два памятника А.С. Пушкину – на «Пушкинской» и «Чёрной речке». Такой чести удостоен только великий поэт России.

Может быть интересным:

Группа жителей окрестностей Обводного канала — https://vk.com/obvodniyspb

Телеграм-канал «Я люблю Васильевский остров» — https://t.me/iLoveVOspb

Старинные фотографии Петербурга — группа «Петербургская старина»

Памятник А.С. Пушкину на станции «Пушкинская»

Памятник А.С. Пушкину на станции «Пушкинская»

На станции московского Метрополитена «Пушкинская», названной так в честь великого русского писателя, установлен бюст Александра Сергеевича Пушкина, автором которого является скульптор М. А Шмаков. Ранее бюст был расположен в южной части центрального станционного зала. В 1987 году была произведена некоторая реконструкция, в ходе которой памятник был убран. После его поместили на территорию перехода к станции «Чеховская», где он находится и по сей день.

Поясная скульптура писателя выполнена из бронзы. Постаментом служит белый гранитный блок. Шмаков изобразил литературного гения очень узнаваемо: романтичный образ, одухотворенный поэтической музой, с классическими бакенбардами и пышной прической знаком нам всем еще со школьных лет. Из деталей одежды скульптор изобразил шейный платок, виднеющийся из-под ворота пальто или фрака. Пушкин изображен уже немолодым, это видно по выражению его лица: сомкнутые губы, широко открытые глаза. Он взирает на окружающий мир взглядом уже признанного поэта.

Бюст А. С. Пушкина органично вписывается в общее оформление станции. Колонны станционных залов сочетаются с постаментом памятника: они облицованы белым мрамором, декором для них служат чеканные изображения из латуни, содержание которых отзывает к произведениям русского писателя.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Фотографии

Экскурсии: Памятник А.С. Пушкину на станции «Пушкинская» и не только

Комментарии к месту
Добавить комментарий

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Легенды питерского метро

Схема метро

Метрополитен Северной столицы полон загадок и занятных историй. Не зря по петербургской подземке водят специальные экскурсии, а одна из станций вошла в пятерку самых красивых в мире.
Не все знают, что из станций красной ветки перед открытием изымали портреты Сталина, а на «Бухарестской» можно найти символ счастья.

Станция метро «Нарвская»

Скрытая мозаика
Первая очередь подземки в Ленинграде открылась в 1955 году, а проектирование, строительство и оформление станций заняло более 10 лет. Работы начались сразу после войны, поэтому в проекте каждой станции обязательно содержалось изображение Иосифа Сталина.

Мозаичное панно. Станция метро «Сталинская»

Запуск метро пришелся на период Хрущевской оттепели, спустя два года после смерти Сталина и за год до разоблачения культа личности вождя. На первых станциях в оформлении ничего не меняли — пассажирам были доступны изображения Сталина на станциях «Нарвская», «Технологический институт» и «Площадь Восстания».
На «Техноложке» барельеф сняли в 1961 году, когда строили переход на соседнюю станцию (его можно увидеть в Музее петербургского метро). На «Площади Восстания» барельеф «Объявление Лениным Советской власти» сохранился до наших дней только потому, что он малозаметен, а Сталина, стоящего за спиной у Ленина, не так просто узнать.
«Нарвская» изначально вообще должна была называться «Сталинской», поэтому следы культа личности там были в изобилии. Огромное мозаичное панно «Сталин на трибуне» работы президента Академии художеств Александра Герасимова в 1961 году решено было закрыть мраморной фальш-стеной, не снимая. Доподлинно неизвестно, сохранилось ли оно.
Перронный зал украшают 48 рельефных изображений (12 сюжетов) людей разных профессий. Горельефы выполнены в мраморной крошке. Есть мнение, что и на горельефе «Слава труду!» в центре должен был стоять Иосиф Сталин, но вместо этого поставили рабочего с флагом, к которому в непонятном порыве обращена окружающая его толпа.
Из проектов других станций изображение вождя изъяли заранее: на «Балтийской» кассовый зал должен был украшать барельеф со Сталиным в окружении моряков, на «Кировском заводе» образы Сталина над колоннами заменили индустриальные горельефы, а вместо его бюста в торце установили бюст Ленина. На станции «Автово» под потолком кассового зала вместо «Великому Сталину слава» появилась надпись «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках».

Станция-фантом
«Пушкинская» была одной из первых запущенных в эксплуатацию станций на ветке, окрашенной в патриотичный красный цвет. И сегодня над путями напротив платформ можно увидеть металлические двери с цифрами «1955». Однако в 1955 году ее вместе с остальными станциями не открыли, и больше полугода она пробыла «станцией-фантомом» — поезда проезжали ее без остановки.

Станция метро «Пушкинская»

Официальное открытие состоялось только в мае 1956 года, когда были наконец достроены вестибюль и наклонный ход. «Пушкинская» стала первым мемориалом в советском метро, когда здесь установили первый подземный памятник Пушкину. Второй (на «Черной речке») появился значительно позже.

Птичка-синичка
Есть любопытные особенности и у совсем новых станций подземки. Например, в оформление подземных интерьеров «Бухарестской» архитекторы заложили маленький сюрприз.
Стены перронного зала по всей длине украшает золотисто-красный мозаичный орнамент, который завершает мозаичное панно с увитой осенними листьями вазой. Он кажется довольно однообразным, если не знать об одной детали – среди листьев художники спрятали небольшую синюю птичку, которую не всякий сможет разглядеть. Быстро появилось поверье, что случайно увидеть ее, выходя из вагона – к удаче.

Станция метро «Бухарестская»

На открытии станции автор оформления интерьеров народный художник России Александр Быстров сказал, что на эту идею его навела фамилия живущего в Купчино друга – профессора Андрея Синицы.

История про букву «Ч»
Говорят, что мелкое несовершенство придает любому произведению особый шарм. Так было и со станцией метро «Новочеркасская» вплоть до 2011 года.
После смерти Л.И. Брежнева в его честь в соответствии с его же еще прижизненным указом в Ленинграде решено было назвать площадь. Поскольку все мало-мальски крупные площади были уже «разобраны», именем Брежнева назвали Красногвардейскую. Но и память воинов оскорблять было нельзя, поэтому заодно переименовали Новочеркасский проспект в Красногвардейский. Открывшуюся станцию метро по топонимическому принципу тоже назвали «Красногвардейской», подобрав для ее оформления в соответствии с духом эпохи шрифт с характерными засечками.
С распадом Советского союза идеологически выверенные названия утратили актуальность, и проспект снова стал Новочеркасским, а площадь Красногвардейской. Чтобы не было путаницы, решили оставить связь станции метро с проспектом и в 1992 году переименовать ее в «Новочеркасскую». Решить вопрос с оформлением вроде было несложно: название можно было сложить из тех же букв, добавив одну «О» и «Ч».
Буквы заказали в ближайшей слесарной мастерской. Но если «О» слесарь смог сделать, ориентируясь на пример из «КраснОгвардейской», то внешний вид «Ч» полностью зависел от его вкуса и чувства прекрасного. Чувство это слесаря подвело, и «Ч» оказалась «ложкой дегтя» в визуальном оформлении станции.

Станция метро «Новочеркасская»

Так все и оставалось почти 20 лет, пока в 2011 году «Петербургский метрополитен» не заменил буквы на более приличествующие остальной гарнитуре.

«М» на месте крестов
По большей части станции метрополитена строились в советский период, когда, как известно, ради «светлого будущего» люди охотно расставались с «пережитками прошлого».
Церкви в советское время часто разрушались безо всякой надобности, а уж если они мешали строительству чего-нибудь полезного, то вопроса об их сохранении тем более не возникало. Ради строительства наземных вестибюлей метро были уничтожены как минимум три православных храма, один из которых сегодня активно восстанавливается.
На Знаменской площади (переименованной позже в площадь Восстания) в середине XVIII века была выстроена одноименная церковь, которую в начале XIX века перестроили в камне по проекту Федора Деменцова. Ее разобрали в 1941 году, а в 1955 на ее месте вырос вестибюль станции «Площадь Восстания». В 2007 году на стене вестибюля станции была установлена мемориальная доска в память о Знаменской церкви.
На Кирочной улице в конце XIX века по проекту Месмахера возвели церковь Святых Космы и Дамиана при лейб-гвардии Саперном батальоне. В храме хранились знамена и были установлены памятные доски с именами погибших офицеров. Храм закрыли в 1933 году, а в 1950-х снесли ради строительства наклонного хода станции метро «Чернышевская».

Церковь Спаса-на-Сенной

Церковь Спаса-на-Сенной была построена в 1750-х годах. Считается, что ее архитектором выступил сам Растрелли. Есть версия, что проект создал Андрей Квасов. Собор в стиле позднего барокко работал до 1930-х годов, затем был закрыт, а в 1961 году взорван во время очередной антирелигиозной кампании.
В 2011 году рядом с вестибюлем станции метро «Сенная площадь» начались работы по восстановлению храма.

Античный срам
Станцию метро «Международная» открыли в 2012 году юго-западнее пересечения улиц Бухарестской и Белы Куна. Вестибюль ее ничем не примечателен, поскольку встроен в торговый центр, а внутреннее убранство решено было связать с абстрактной темой сотворения мира.
Перронный зал отделан серым гранитом и золотистыми латунными листами, а центром композиции стало мозаичное панно с изображением Атланта, держащего Землю. С ним перед открытием станции был связан небольшой конфуз. Изображение Атланта изначально было выдержано в античном стиле – то есть природная человеческая нагота ничем не была прикрыта.

Станция метро «Международная»

Накануне открытия станции комиссия посчитала, что это слишком вызывающее зрелище, которое может смутить пассажиров. Мифологического героя решено было скромно прикрыть уголком накидки в соответствующем месте.

Безграмотная «Спасская»
Гораздо более досадную оплошность допустили при оформлении интерьера другой новой станции – «Спасской», которую открыли в 2009 году и оборудовали выходом на поверхность в 2013.
Сразу после открытия дотошных пассажиров возмутило содержание знака «Зодчеству Петербурга», где обнаружилось множество ошибок в именах великих архитекторов. Например, Жана-Батиста Вален-Деламота назвали просто «Деламот», Жана Франсуа Тома де Томона обозвали «Детомоном», фамилию автора Исаакиевского собора Огюста Монферрана написали с одной «р».
Также авторы доски допустили путаницу в семейственных связях зодчих. Братья Косяковы названы просто «Косяковыми», а Шарлемань и двое его сыновей – «Бр. Шарлемани». Николай Бенуа и его сын Леонтий Бенуа при этом записаны отдельно, а инициалы у них стоят перед фамилиями, тогда как у отца и сына Фоминых инициалы указаны после фамилий. Мастерская, в которой был изготовлен медальон, обещала исправить ошибки за свой счет.
Также авторы доски допустили путаницу в семейственных связях зодчих.

Станция метро «Спасская»

Братья Косяковы названы просто «Косяковыми», а Шарлемань и двое его сыновей – «Бр. Шарлемани». Николай Бенуа и его сын Леонтий Бенуа при этом записаны отдельно, а инициалы у них стоят перед фамилиями, тогда как у отца и сына Фоминых инициалы указаны после фамилий. Мастерская, в которой был изготовлен медальон, обещала исправить ошибки за свой счет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *