Сколько в муроме церквей и монастырей в цифрах
Перейти к содержимому

Сколько в муроме церквей и монастырей в цифрах

  • автор:

Монастыри Мурома – духовные центры древнего города

Старинный русский город Муром стоит уже более одиннадцати веков. Как Полоцк, Ростов и Новгород, он был упомянут еще в «Повести временных лет». Считается, что об основах христианской веры языческое население узнало от первого муромского князя — святого благоверного Глеба-страстотерпца. Сегодня в городе существуют три христианских обители – два мужских монастыря и один женский. Помимо богатой истории и духовных ценностей, эти центры православия хранят прекрасные памятники русского зодчества.

  1. Спасо-Преображенский мужской монастырь
  2. Свято-Троицкий женский монастырь
  3. Благовещенский мужской монастырь
  4. Спасо-Преображенский мужской монастырь

Статья: Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме — монашеская обитель с почти вековой историей Монастыри МуромаОбщий вид на Спасо-Преображенский монастырь Спасский монастырь в России считают одним из самых древних. Раньше его появилась лишь Киевско-Печерская Лавра. Монастырь возвышается на высоком левобережье Оки, будто большой корабль. И от стен обители муромские просторы открываются во всей красе. Монастырь обустроили на месте, где жил муромский князь Глеб – вокруг укрепленного княжеского двора, который был окружен дремучими лесами. Первый монастырский храм освятили в честь Всемилостивейшего Спаса, и в летописях, начиная с 1096 года, об этой обители пишут, как о «монастыре Спаса на бору». Здесь неоднократно бывали князья Петр и Февронья — русские святые, которых верующие почитают, как покровителей семейных ценностей. Монастыри МуромаНа территории Спасо-Преображенского монастыря В честь взятия Казани русский государь Иоанн IV Грозный построил в обители новый каменный Спасский храм и даровал монастырю дорогое облачение для священнослужителей, богослужебную утварь, иконы и книги (1554 г.). Позже, когда монастырь подвергался осаде врагов, в этом пятиглавом храме жили монахи и хранили монастырские ценности. Второй сделанный из камня храм появился на монастырской территории в 1691 году. Покровскую церковь построили теплой и разместили на ее нижнем этаже кладовые пекарню и кухню, где готовили трапезу для братии. А на втором этаже обустроили помещения для проведения церковных служб. Монастыри МуромаВид на постройки Спасо-Преображенского монастыря от монастырского озера Еще одна постройка, которая сохранилась на монастырской территории с XVII века – это кирпичные палаты настоятеля. Конечно, в таком большом здании он не жил в одиночку. Часть помещений внутри палат была отдана под монашеские кельи, а часть – под кладовые. В начале XVIII века в Спасо-преображенском монастыре открылось первое духовное училище. Примечательно, что в нем готовят священнослужителей и по сей день. Монастыри МуромаСобор Спаса Преображения (слева) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (справа) Спасо-Преображенского монастыря За несколько веков своей истории обители удалось собрать большую коллекцию памятников древнерусской письменности – старых рукописных и печатных книг, а также документов. Но в 1918 году новые власти обвинили монахов в помощи белогвардейскому мятежу, закрыли старый монастырь, и большинство его ценностей было расхищено. Спасти удалось только те предметы, которые успел взять на хранение Муромский краеведческий музей. С 1926 года в течение 4 лет в монастырских стенах находились цеха местной фабрики, а позже здесь расквартировали военных. Паломники приезжают в эту обитель, чтобы поклониться иконе Богоматери «Скоропослушница», которая попала в монастырь из Афона в конце XIX века. Кроме того, здесь хранится частичка мощей русского святого Ильи Муромца, привезенная сюда из Киево-Печорской Лавры. Любители древнерусской архитектуры могут полюбоваться в монастыре двумя храмами (XVI-XVII вв.), пятью церквями и часовнями. Монастыри МуромаВид на часовню Георгия Победоносца на фоне церкви Кирилла Белозерского Спасо-Преображенского монастыря Находиться на ухоженной монастырской территории очень приятно. Здесь много зелени, цветущих клуб, и создан даже собственный мини-зоопарк, в котором живут фазаны, утки и павлины. А в монастырской пекарне можно приобрести вкусный хлеб, который делают сами монахи. Мужской монастырь расположен по адресу: ул. Лакина, 1. Территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 20.00.

Свято-Троицкий женский монастырь

Монастыри Мурома

Статья: Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме — обитель, где молятся о любви и браке Общий вид Спасо-Преображенского монастыря С XII века в старой части города стояла деревянная церковь, освященная в честь святых Бориса и Глеба. Этот храм обветшал, и на его месте в середине XVII века поставили новый каменный Троицкий собор. Ктитором этого строительства стал муромский купец Тарасий Борисович Цветнов. Горожане звали его по прозвищу – Богдан Цветной.

Пятиглавый храм, созданный в традициях русского узорочья, дошел до наших дней, и он поистине замечателен. Над главами возвышаются удивительные по красоте позолоченные кресты, выкованные в XVII веке муромскими кузнецами. А особый колорит древнему храму придают полицветные изразцы, расписанные разными орнаментами. Монастыри МуромаНа территории Спасо-Преображенского монастыря В середине XVII века в обители появились новые постройки. На одном каменной фундаменте возвели многоярусную шатровую колокольню и красивую надвратную церковь с ложным шатровым завершением, которую освятили в честь Казанской иконы Богоматери. Вместе с собором они составили один из самых красивых архитектурных ансамблей древнего Мурома. Во время советской власти с 1923 по 1991 год обитель была закрыта. Потом начался период ее непростого восстановления. Из музеев города в монастырь перенесли почитаемые верующими мощи святых Петра и Февроньи – муромских князей, считающихся покровителями брака и любви, а также старинный крест-мощевик. Монастыри МуромаВид на деревянную церковь Сергия Радонежского Спасо-Преображенского монастыря При обители открыт приют для девочек-сирот и женщин пожилого возраста — «Надежда». Кроме того, монастырь занимается социальным служением в нескольких тюрьмах, колонии, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, среди солдат воинской части и в городском обществе инвалидов. Перед обителью установлен монумент Петру и Февронье, ставший настоящим местом паломничества среди влюбленных и молодоженов Мурома. Православная церковь отмечает день памяти этих святых 8 июля. Женский монастырь расположен в центральной части Мурома, рядом с городской администрацией, на площади Крестьянина (бывшей Троицкой), 3А.

Благовещенский мужской монастырь

Статья: Благовещенский мужской монастырь — история Мурома, воплощённая в камне Монастыри МуромаОбщий вид Благовещенского монастыря В XII веке в Муроме построили деревянный храм Благовещения, где горожане бережно хранили мощи князей, крестивших город, Константина Святославовича – сына Черниговского князя, а также его сыновей – Михаила и Федора. На месте этой церкви в середине XVI века и появилась мужская обитель. История ее основания тесно связана с походом Иоанна IV Грозного на Казань. Царь вместе с войском останавливался в Муроме и дал обещание в случае победы обустроить на месте, где упокоились святые князья, обитель для монахов. Так и случилось, старый деревянный храм разобрали и силами московских зодчих из камня построили Благовещенский собор. Новая обитель сразу оказалась под царским покровительством. От царя она получила богатые дары, деньги из казны и несколько муромских деревень. Монастыри МуромаВид на памятник Петра и Февронии на фоне церкви Стефана архидиакона Благовещенского монастыря В начале XVII века обители пришлось превозмочь страшные испытания. В 1916 году польско-литовские войска, которыми управлял пан Лисовский, разграбили монастырь, а монахов взяли в плен. Когда Смутные времена на Руси завершились, муромский житель — купец Тарасий Цветнов на свои деньги отстроил обитель заново. А когда этот купец состарился, он принял монашеский постриг и позже был похоронен на территории монастыря. В годы советской власти старинный монастырь закрыли, а братию распустили. Однако, в Благовещенском храме церковные службы не прекращались. Его закрыли только 1940 году, правда, всего на два года. Последнего настоятеля обители, как и многих священнослужителей, репрессировали. Открытие монастыря произошло в 1991 году. Монастыри МуромаНа территории Благовещенского монастыря До наших дней старый Благовещенский собор дошел со значительными перестройками. От храма, возведенного в XVI веке, остался только один подклет. Сейчас этот храм представляет собой очень красивое культовое здание, пышно украшенное в стиле русского узорочья. Внутри него находится самый старый в Муроме шестиярусный резной иконостас, выполненный местными мастерами в стиле барокко в конце XVIII века. Верующие приезжают в эту древнюю обитель, чтобы поклониться мощам святых князей города Муром, а также, чтобы помолиться у почитаемых икон — образа Ильи Муромца, святых князей Петра и Февроньи, Иверской Богоматери и Николая Чудотворца. Монастырь находится на Красноармейской (бывшей Успенской) улице Мурома, в д. 16.

← РОССИЯ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ ЕВРОПА → МУРОМ

Церкви, храмы, часовни, монастыри города Мурома

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — один из древнейших монастырей на северо-востоке Руси. Принадлежит Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви. Этот монастырь — это из главных достопримечательностей Мурома, которую посещают гости.

Современный облик монастырского ансамбля включает в себя следующие объекты: Спасский собор, Покровская церковь, Святые ворота, Палаты настоятеля, Костница и некрополь, Братский корпус, Сергиевская надвратная церковь, Фигура святого Илии Муромца. Среди других объектов монастыря много «хозяйственных» построек. В монастырском хозяйстве есть куры, утки, овцы, козы, собаки и лошади. В пекарне трудятся около 30 человек. Каждый день выпекается 6 тонн ржаного и белого хлеба. Рядом с георгиевской часовней находится красивый цветущий пруд, в центре которого растет волшебный цветок Лотоса.

Помимо летописного рассказа о княжеской междоусобице 1096 года предполагается, что в первой четверти XIII века здесь принял монашеский постриг святой князь Петр. В память об этом, справа от главного входа в монастыре установлен барельеф святым супругам Петру и Февронии Муромским, а заним расположена икона со сценами их Жития. Известно также, что в конце XV века в обители принял постриг Федор Борецкий, сын новгородской Марфы-посадницы. Западный, главный, вход в Спасо-Преображенского монастырь венчает надвратная церквоь преподобного Кирилла Белозерского. Интересные современные росписи на входной арке: с правой стороны показаны въезд в Муром святого князя Глеба и сцены к «Повести о водворении христианства в Муроме»; с левой же стороны — Пресвятая Богородица и два старца — святые Серафим Саровский и Антоний Грошовник: оба бывали в Муроме, вместе собирали здесь средства на постройку церкви святых Зосимы и Савватия в Саровском монастыре. Святой Антоний Грошовник прожил часть своей жизни близ Спасского монастыря. Лишившись зрения, он обрел дар зрения духовного, обладая даром прозорливости. Древний Спасо-Преображенский монастырь, как и сам Муром, был прежде деревянным, до наших дней дошли лишь каменные постройки на его территории. Спасо-Преображенский собор строился в середине XVI века на средства царя Ивана Грозного. Четырехстолпный, почти квадратный в плане, с пятью шлемовидными куполами храм значительно не перестраивался и единственный в городе, который дошел до наших дней в мало измененном виде.

В конце XVII века в монастыре рядом с собором возводятся палаты настоятеля и церковь Покрова Пресвятой Богородицы на деньги Варсонофия, митрополита Сарского и Подонского, происходившего из рода муромских горожан Чертковых. Колокольню к церкви пристроили в 1757 году на деньги муромского купца П.Самарина, который пожертвовал для нее и 120-пудовый колокол. Некогда на первом этаже Покровской церкви располагалась «хлебодарня и мукосейня», ныне храм занимает оба этажа.

В цекрви Покрова Пресвятой Богородицы находятся и особо почитаются святыни монастыря — чудотворная икона «Богоматерь Скоропослушница» афонского письма конца XIX века, скульптурная реконструкция лика преподобного Илии Муромца (резьба по дереву С.А. Субботина по результатам исследований С.А. Никитина).
Сами нетленные мощи святого находятся в Кивео-Печорской Лавре. Богатырь был канонизирован среди других ее сподвижников в 1643 году. Сведения о его жизни черпаются из были и народных преданий — в летописях мы не встречаем его имени, но в западноевропейских сагах XII-XIII веков упоминается некий Илья из России.

Неоднократно проводилась экспертиза останков богатыря. Ее результаты позволяют с большим основанием предполагать в преподобном Илие Муромском былинного героя. Рост святого по тем временам был поистине богатырский — 177 см, почти на голову воин был выше своих современников, живших в XII веке. При исследовании мощей в поясничном отделе позвоночника кроме искревления обнаружили еще и паталогию его строения — наличие дополнительных отростков у позвонков, из-за чего могло происходить защемление нервов и как следствие — неподвижность. Скончался святой Илия Муромец в возрасте около 50-ти лет в 1188 (?) году от обширной раны в области сердца. На его теле нашли и другие прижизненные ранения в области ключицы и ребер. День памяти святого Церковь отмечает 1 января (по нов. ст.). Воинам покровительствует не только святой Илия Муромец. Близ главных ворот монастыря стоит часовня во имя великомученика Георгия Победоносца. В ней поминаются воины — уроженцы Муромской земли, погибшие в недавних военных конфликтах.

Живописна территория монастыря — зеленые лужайки, цветущие клумбы вокруг рукотворного пруда с лотосами, завораживающий вид на заокские дали от надвратного храма преподобного Сергия Радонежского (2006). После возрождения монастыря в 1996 году (был закрыт с 1918 года) его территорию пришлось перепланировать: в северо-восточную часть перенесено кладбище. Определить места прежних захоронений было невозможно. Чтобы почтить память некогда похороненных здесь монахов и вкладчиков монастыря, в конце XX века была устроена поминальная часовня-костница, куда перенесли все найденные на старом кладбище останки.

Ныне Спасо-Преображенский монастырь — это духовный, культурный и образовательный центр Мурома. На его территории возрождено Духовное училище, открыта правосланвая гимназия, работает Паломнический центр.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) находится на улице Лакина 1-а. От центра можно пройти по улице Ленина до указателя «Спасо-Преображенский монастырь 300 метров», далее 300 метров по улице Лакина, а от Смоленского храма — по улице Первомайской или же низом по набережной.

Муромская православная гимназия преподобного Илии Муромца

В июле 2013 в Муроме открылась православная гимназия для одаренных детей. Она получила свое название по имени муромского святого и былинного героя Илии Муромца, это стало одним из ключевых событий года для всех муромлян. На торжественной церемонии открытия гимназии, по традиции, присутствовала супруга премьер-министра России Светлана Медведева и председатель счетной палаты России Сергей Степашин. Учебное заведение рассчитано на 150-170 учеников, а классы по 15-25 человек.

Строительная компания разработала оригинальное решение конструктивной части проекта, которое позволило в полной мере реализовать сложную архитектурную конструкцию здания гимназии: оригинальная кровля имитирует купольную форму храма, общая высота мансардного этажа «под конек» составила 9 метров.

Крест в память Илье Муромцу в Карачарово

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Крест в его честь установлен в селе Карачарово.

До микрорайона Карачарово от центра города можно добраться на городских автобусов с номерами 10, 10А, 19, 17, 17Л.

Микрорайон Карачарово — Храм (церковь) Гурия, Самона и Авива

Церковь построена в 1844-1845 гг. Реставрационные работы проведены в 90-х гг ХХ в. В церкви находится икона святого Ильи Муромца, там же захоронены мощи святого героя-богатыря. Возле церкви находится братская могила крестьян села Карачарово, скончавшихся в чумной мор 1603 года.

Находится Церковь Гурия, Симона и Авива на улице Карачаровская. До микрорайона Карачарово от центра идут городские автобусы 10, 10А, 19, 17, 17Л.

Микрорайон Карачарово — Часовня у родника Ильи Муромца

Родник, расположенный тут, выбит по легенде богатырским конем Ильи Муромца первым скоком на пути в Киев град. Рядом устроены часовня и купальня. Сюда частенько приезжают паломники и туристы. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. На заднем плане — Ока и Троицкая церковь.

Эта достопримечательность Мурома находится на ул. Приокская. До микрорайона Карачарово идут городские автобусы 10, 10А, 19, 17, 17Л.

Муромская церковь во имя Сретения Господня

Сооружена в 1795 г. на средства муромских купцов Зворыкиных. Перестроена в 1888-92 гг. 31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта в январе 1930 г. В 1980 — 90-е гг. в храме располагалась мастерская по изготовлению памятников. В декабре 1999 г. передана Владимиро-Суздальской епархии.

Церковь находится на улице Карла Маркса, д.55 города Мурома.

Муромский благовещенский монастырь

В центре Мурома, неподалеку от главной площади города расположился Благовещенский мужской монастырь (ул. Красноармейская, 16). Обители стоят на древней земле Вышнего Городища. Когда-то здесь находился двор князя Ярослава Святославича. Его мощи, а также двух его сыновей, Михаила и Федора, покоятся ныне в соборе Благовещенского монастыря, построенного в середине XVI века. Там же хранится и надгробный камень с могилы святых князей, почитаемый в городе как помагающий исцелению болеющих. Он стоит у стены в притворе собора, слева от входа в придел апостола Ионна Богослова.

Особо почитаемыми святынями Благовещенского монастыря являются не только мощи святых князей-крестителей, но и чудотворные иконы — образ Богоматери Иверской 1688 года (справа от иконостаса в Благовещенском приделе) и образ Богоматери Козельщанской XIX века, расположенный слева от иконостаса в приделе апостола Ионна Богослова — пристройке XVII века. Росписи внутри него большей частью современные, как и сам иконостас, представляющий собой один местный чин.

В Благовещенском соборе сохранился главный иконостас в барочном стиле 1797 года, а также старинные иконы середины XVI-XVII века: на западной стене храма — икона «Страшный Суд» и рядом с ней образы святителя Николая и святого Иоанна Воина. Эти образы были написаны в самом Муроме, в иконописных мастерских при Благовещенском монастыре. В них работал один из известных муромских изогрфов XVII — начала XVIII века, Александр Иванович Казанцев. Его иконы хранятся сейчас в собрании Муромского историко-художественного музея.

Сохранить убранство Благовещенского собора удалось благодаря тому, что в советскую эпоху храм не был закрыт, за исключением 1940-1942 годов, и являлся единственным действующим храмом Мурома. Сам же Благовещенский монастырь, как и все другие монашеские обители города, в советское время был закрыт. Это случилось в 1921 году. В его келейных корпусах располагались квартиры горожан, а в надвратном Стефаниевском храме середины XVII века находился архив.

Вокруг Благовещенском собора сохранились старинные захоронения. Есть среди них и могила одного из настоятелей монастыря, архимандрита Алексия (1814-1877), в миру Андрея Полисадова, прапрадеда поэта Андрея Вознесенского, посвятившего ему поэтому «Андрей Полисадов».

Благовещенский собор стоит на месте древней деревянной Благовещенской церкви, поставленной еще стараниями самого князя Константина. При Иване Грозном Благовещенский храм царским повелением к 1563 году отстраивается в камне. Таким он дошел до наших дней в несколько перестроенном облике. После разорения города в эпоху Смутного времени собор в середине XVII века реконструировали на средства купца Тарасия Борисова Цветнова, устроителя соседнего Троицкого монастыря. Считается, что сам Тарасий кончил свои дни, будучи монахом Благовещенского монастыря.

Находится муромский Свято-Благовещенский мужской монастырь на ул. Красноармейская , 16.

Храм Николая Чудотворца (Никола Мокрый) в Муроме она же Николо-Набережная церковь

Николо-Набережная церковь (или церковь Николы Мокрого) — православный храм 1717 года постройки Владимиро-Суздальской епархии Русской православной церкви. Построен на месте деревянной церкви XVI века, вблизи «двора государева» и «зелейного двора» XVI века, пришедших в ветхость. Церковь расположена на высоком берегу реки Оки и до недавнего времени являлась центральной достопримечательностью Мурома — ее золотые купола украшают многие картины, плакаты, календари, которые продаются в сувенирных лавках города.

Виды церкви Николы-Мокрого Мурома

Виды церкви Николы-Мокрого Мурома

Архитектура Николо-Набережной церкви явилась продолжением и развитием традиций муромской архитектуры. В плане — почти квадрат, завершенный на востоке полукружием трехчастной абсиды. Основной объем вытянут по вертикали, двухсветный, перекрытый сомкнутым сводом на котором покоится пять глухих барабанов с главами луковичной формы, нижняя часть барабанов декорирована циркульными кокошниками.

Родник Николо-Набережной церкви в Муроме и часовня

Родник Николо-Набережной церкви в Муроме и часовня

Внизу у подножия горы бьёт Никольский родник, у которого, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец. Рядом, в овраге, находится часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Святитель Николай Чудотворец всегда особо почитался как покровитель путешествующих по воде и торгующих. Жизнь купеческого Мурома издавна была связана с рекой. По Оке в древности проходил Волжский торговый путь, да и вплоть до XX века грузы в основном перевозились по рекам. На береговой улице Мурома раньше кипела жизнь: здесь располагались частные пристани, разгружались товары, заключались сделки, сюда приходили наниматься на работу жители города. Святого Николая в Муроме всегда почитали, ему были посвящены три храма. До наших дней сохранилась лишь Николо-Набережная церковь. Сегодня здесь покоятся мощи святой праведной Ульянии Лазаревской, месточтимой муромской святой, умершей в начале XVII века и похороненной ранее в селе Лазарево под Муромом.

После посещения храма рекомендуется по деревянной лестнице спуститься к его подножию. Здесь бьет святой родник и устроена купальня для верующих.

От Никольской церкви хорошо видна Кремлевская гора, названная так потому, что на ней когда-то стоял городской кремль.

Достопримечательность находится на ул. Плеханова , 27a города Мурома. Держите путь по улице Плеханова и сверните на перекрестке к Оке.

Успенская церковь в Муроме

Церковь Успения Божией Матери была построена в 1790 году на средства муромского купца Дмитрия Ивановича Лихонина. На этом месте храм упоминается впервые в 1566 году – тогда он был деревянным. Купеческая семья Лихониных с XVII века покровительствовала храму на отдаленной окраине города. В описи Бартенева (1637 г.) на этом месте указана уже пара деревянных церквей клетского типа – Успенская летняя и Богоявленская зимняя. О них в документе говорится так: «Да за осыпью в Успенской улице церковь Успения Пресвятой Богородицы древяна клетцки с папертью, да два придела: великого чудотворца Николы и другой придел святых жен мироносиц.

Местонахождение успенской церкви: улица Красноармейская, 41А

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Муроме

В конце XVIII века в русскую литературу и искусство приходит стиль классицизм. Это дворянский стиль, заимствующий формы и детали из древнегреческих и древнеримских построек. В городе Муром эпоха классицизма началась в XIX веке. Первой постройкой в этом стиле стала церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери, возведённая в 1804 году на средства местного купца Елина. В 1832-1838 годах возведены колокольня и трапезная. Благодаря удачному расположению на высотной точке берега реки и высокой колокольне, церковь занимает важное место в завершении архитектурного ансамбля города. Колокольня Смоленской церкви до сих пор является одной из самых высоких точек в Муроме.

Церковь находится на пересечении улицы Мечникова и улицы Губкина (перед спуском к набережной и храму Космы и Дамиана).

© Культурно-развлекательный центр «Империя» ООО «Муром ДС» г. Муром, ул. Воровского, 24, ИНН 3334018860 2021
Тел.: 8(49234) 7-74-34, 8 (930) 745-99-65
Адрес: г. Муром, ул. Воровского, 24
E-mail: imperiamurom@mail.ru

Все монастыри Мурома

В Муроме сохранилось 4 монастыря, и все они связаны со старинными преданиями, известными историческими личностями и, кроме того, очень красивы и интересны.

murom17

    Спасо-Преображенский монастырь, основан в XI в. Адрес: ул. Лакина, 1а. Это древнейший монастырь Мурома и древнейшая мужская обитель России. Первое письменное упоминание о ней встречается в летописи под 1095/1096 годами. Долгое время Спасский монастырь, как и все постройки пограничного лесного Мурома, был деревянным. Ему покровительствовали муромские князья, некоторые были там погребены.
    В 1552 году Муром посетил Иван IV Грозный − путь его войска лежал через эти места на Казань. После похода, окончившегося победой и взятием Казани, царь по данному обету прислал сюда артель мастеров, которым предстояло выстроить в городе каменные храмы. Приблизительно в 1554 году на высоком берегу Оки вырос великолепный собор Спаса Преображения.
    murmon01
    Рядом с собором, с севера от него, стоит трапезная церковь Покрова Богородицы, построенная в 1691 году на средства митрополита Варсонофия, муромского уроженца. Это уникальная по своей архитектуре двухэтажная церковь, единственная в Муроме. Первый этаж занимали хозяйственные помещения: хлебня, поварня, пекарня, кладовые и др., − а второй занимала собственно просторная церковь.
    murmon09
    В конце XIX века в восточной части монастыря сложился некрополь, где погребали городскую знать, богатых купцов, духовенство. В советское время некрополь был уничтожен.
    В 1918 году монастырскую братию обвинили в помощи участникам белогвардейского мятежа. Обитель была закрыта и разграблена. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1926-1927 гг. заняла фабрика «Красный луч», но ненадолго − в 1930-х годах монастырь на много лет заняла воинская часть. Только весной 1995 года, к 1000-летию первого упоминания обители (этот год условно считается датой ее основания) ее ворота снова открылись для верующих. Сейчас монастырь возрожден и практически полностью отреставрирован.
    murmon05
    Одна из интересных святынь монастыря – фигура святого Илии Муромца, выполненная муромским резчиком и иконописцем в 2006 году по данным ученых, которые по сохранившимся мощам установили рост и внешность знаменитого муромского богатыря. В руку деревянной фигуры вложена частица мощей Илии Муромца, полученная из Киево-Печерской Лавры.

  • Благовещенский монастырь, основан в XVI в. Адрес: Красноармейская ул., 16. Монастырь был основан по повелению Ивана Грозного в середине XVI века. До основания монастыря здесь стоял Благовещенский храм, где были обретены мощи муромских святых князей − Константина (Ярослава Святославича) и его сыновей Михаила и Федора. murmon25
    Иван Грозный, перед походом на Казань молившийся в Муроме этим святым, повелел после победоносного похода основать на месте их погребения монастырь. С первых дней обитель была пожалована царскими милостями.
    murmon27
    Во время войны с Наполеоном, в 1812 году, в Муром привезли две московские святыни − иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. Их сохраняли в Благовещенском соборе в октябре 1812 года, а потом перевезли во Владимир.
    В советское время монастырь был закрыт, братия разошлась жить по городским домам, но Благовещенский собор продолжал действовать, в нем по-прежнему велись службы. В 1923 году вскрыли раку с мощами муромских князей Константина, Михаила и Феодора, после чего их передали в музей как экспонаты. В 1940 году собор все же был закрыт, но ненадолго – всего до 1942 года. Сейчас монастырь действует.
  • Свято-Троицкий женский монастырь, основан в XVII в. Адрес: Троицкая пл., 3а. Место, на котором был основан монастырь, в древности называлось Старым Вышним Городищем. Здесь, по преданию, муромский князь Константин поставил деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, первых русских святых. Позднее, в 1351 году, на этом месте была выстроена деревянная шатровая Троицкая церковь, а монастырь здесь основал муромский богатый купец Богдан Цветнов (Цветной). Этому муромскому монастырю, как и другим, покровительствовала царская семья.
    murom18
    В 1990-х годах Троицкий монастырь стал первой женской обителью, возобновленной во Владимирской области. После открытия обители сюда из соседнего Благовещенского мужского монастыря перенесли мощи муромских святых Петра и Февронии. Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.
    murmon24
  • Воскресенский монастырь, основан не позднее XVI века. Адрес: Июльский пер., 1а. Из преданий известно, что монастырь был основан на месте, где стоял загородный дворец муромского князя Петра и Февронии. И сейчас несколько ниже монастыря сохранился святой источник Петра и Февронии. Позднее это место стало называться Кожевенной слободой.
    Как и все муромские монастыри, он был закрыт в советское время, а сейчас возрожден.
    murom21
  • LiveInternetLiveInternet

    ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА.

    Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное .

    Флорийская мозаика Александра Юркова Автопортрет Закрыв подвал, зимой и летом, Цветаст.

    ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЯКОПО ПОНТОРМО / JACOPO PONTORMO (1494-1557), ФЛОРЕНТИЙСК.

    ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ПАРИС БОРДОНЕ / PARIS BORDONE (1500-1571), ВЕНЕЦИАНСКАЯ Ш.

    Музыка

    Поиск по дневнику

    Подписка по e-mail

    Статистика

    Создан: 20.04.2011
    Записей: 12017
    Комментариев: 34212
    Написано: 58908

    Монастыри и храмы Мурома

    Суббота, 14 Января 2017 г. 16:42 + в цитатник
    Цитата сообщения TimOlya

    IMG_4881.jpeg

    4 монастыря и 6 отдельных церквей. — это на 110,000 населения на момент 2015.

    Территория монастырей очень ухожены.
    Л юди очень доброжелательны
    IMG_4894.jpeg
    Начнём с Воскресенского монастыря (он изображён на предыдущей фотографии). Возникновение этого монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших якобы здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель. Пётр и Феврония — русские православные святые, почитаемые в РПЦ как покровители семьи и брака. Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме в 1205-1228 и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых.
    IMG_4884.jpeg

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии»), Создателем которой является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного, получивший поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.
    Согласно этой повести: «в городе Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змея, от чего тому смерть может прийти. Змей рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
    У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
    Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий принял своё обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.

    IMG_4886.jpeg

    Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.
    В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.
    В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.
    Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе».
    Так, Пётр и Феврония считаются православными покровителями семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. В России с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности, этот праздник очень популярен в Муроме, едва ли не один из брендов города.

    IMG_4887.jpeg

    Пятиглавый Собор Воскресения Христова на территории монастыря 1650 постройки с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами.
    В исторических источниках сам монастырь впервые упомянут в 1566.В 1616 поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В российской историографии есть событие «Рейд Лисовского», относящийся к русско-польской войне 1609—1618, в ходе которого лисовчики под командованием пана Лисовского совершили поход в глубь территории России, описав в 1615 большую петлю вокруг Москвы и возвратившись на территории Речи Посполитой, разорив множество городов России. До 2 половины XVI века храмы и стены монастыря были деревянные, однако между 1646-1648 разбогатевший на торговле купец Авраам Черкасов финансирует строительство каменных сооружений монастыря. Имена зодчих не известны.

    IMG_4889.jpeg

    Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 . После его упразднения, согласно указу Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующие, игуменя Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями, были переведены в Троицкую обитель.
    На протяжении XIX — начала XX веков храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ.

    IMG_4890.jpeg

    В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 кладбище уничтожили, а в 1950 и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970—1980-е в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

    IMG_4891.jpeg

    В 1998 возрождён монастырь. Получается, где я стою — это кладбище буквально 90 лет назад и футбольное поле 30-50 лет назад. Сознание легко накладывает разные картинки эпох, соответственно облик опять же изменяется.

    IMG_3834.jpeg

    Спасо-Преображенский мужской монастырь (первоначальное название — «Спасский что на Бору́») упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича: «В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса» Ещё существует местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI в. «Повести о водворении христианства в Муроме», повествующее об основании монастыря муромским князем Глебом Владимировичем (Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987—989 Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; русская православная церковь в 1071г причислила Бориса и Глеба к лику святых).

    IMG_4944.jpeg

    IMG_4942.jpeg

    Спасо-Преображенский собор – памятник архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м годам. По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехабсидный пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса. Собор в плане квадратный, внутри разделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор выглядел подчёркнуто монументально. Фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, каждая из которых завершена полукружными кокошниками. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя рядами кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана – восемью кокошниками. Здание стоит на небольшом фундаменте. Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей. Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды. Истоки подобного подхода к решению храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени.

    IMG_4948.jpeg

    Этот же собор слева с обратной стороны. А Справа, Покровская церковь, построенная в 1691 году на средства митрополита Варсанофия из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направлении. Из-за перестроек церковь потеряла первоначальный вид, утратила некоторые архитектурные детали, но она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.

    Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-1810

    00632_2.jpg

    IMG_4867.jpeg

    Свято-Троицкий женский монастырь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым. В нём хранятся мощи святых Петра и Февронии. В 1642-1643 годах «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор (на фото), сохранившийся до настоящего времени. В 1643 году Тарасий Цветнов просил у епископа Рязанского и Муромского разрешения на основание при соборе монастыря, и такое согласие он получил.

    IMG_4864.jpeg

    Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов. Cтиль, в котором создан этот собор, называется русское узорочье.

    IMG_4868.jpeg

    Русское узорочье (моско́вское узорочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. В композиции для 1 половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.
    Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.

    IMG_4866.jpeg

    В декоре имеются резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.
    В 1648—1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня в эпоху краткого, но великолепного расцвета местного зодчества, продолжавшегося до конца XVII столетия. Строительство велось на средства наиболее известного ктитора и основателя обители — «торгового человека» Тарасия Борисова по прозвищу «Богдан Цветной». Богатый купец часто бывал по торговым делам в Москве и был причислен государем Михаилом Феодоровичем Романовым к «московской гостиной сотне». Небольшие, даже миниатюрные размеры шатрового храма не мешают ощущению величественности. Это ощущение во многом объясняется высоким основанием, на которое поставлена церковь, и умело найденными пропорциями храма. В данном случае основанием служат южные врата с двумя разновеликими арками въезда на территорию монастыря.

    IMG_4964.jpeg

    Сама церковь представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике», увенчанную восьмигранным шатром. Все ее составляющие — и довольно массивный куб основного объема, и изящный восьмерик, и шатер, благодаря искусству неизвестного зодчего, представляют собой удивительно гармоничное единство. Особую, неповторимую прелесть храму придает множество столь же необычных, сколь и нарядных деталей из фигурного кирпича.
    Возможно, любовь местных мастеров к сложному декору объясняется, кроме воздействия московской архитектуры, сильным влиянием школы рязанского зодчества. Она особенно хорошо прослеживается при сравнении Казанской церкви с храмом Святого Духа (1642 год) в Рязани. Много общего можно найти и в принципе перехода от высокого куба храма к небольшому восьмерику, а от него — к шатру. Своды и рязанской, и муромской церквей украшают килевидные кокошники сложного профиля, имеющие почти одинаковый рисунок. Возможно, такая традиция поддерживалась и в более позднее время, т.к. в XVII столетии Рязань и Муром находились в ведении одного иерарха – епископа рязанского и муромского.

    Одним из импульсов в формировании местной архитектуры могло быть тесное общение с ремесленниками южнославянских стран, которые издревле приплывали по Оке в Муром для торговых дел. Так или иначе, «муромские зодчие мастера-муроли, воспитанные на государевом дворе, славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до прихотливого узора».
    Деревянная церковь Сергия Радонежского 1700 года постройки, перевезённая на территорию Троицкого монастыря из села Красное, которая, хотя и датируется 18 веком, по стилю, безусловно относится к 17 веку. Тем более что, в свою очередь, она была перевезена в село Красное в 1715 году из села Пьяно.

    IMG_4873.jpeg

    О спасённых храмов деревянного зодчества вы можете почитать репортаж из музея под открытым небом «Витославлицы» вблизи от Великого Новгорода.

    IMG_4879.jpeg

    А это Благове́щенский мужской монасты́рь, основанный в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань. По преданию расположен на месте деревянной церкви «при дворе» князя Муровского и Черниговского Константина, крестившего Муром.
    В 1616 году монастырь был разрушен и разграблен поляками. На протяжении XVII века обитель постепенно возрождалась из руин.Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 году Благовещенский собор и установил на колокольне часы. В 1791 году на территории монастыря было открыто Муромское духовное училище. Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре хранились иконы Иверской и Владимирской Богоматери.

    IMG_4881.jpeg

    Основным элементом декора Благовещенского Собора являются оконные наличники. Боковые обрамления некоторых окон выполнены в виде цветов и балясин. Над венчающим их двойным «многослойным» карнизом возвышаются «разорванные» фронтоны с балясиной по центру. Однако есть и своеобразные мотивы: «корона» со сложным профилем и обрамленный сухариками кокошник, в который вписана цветочная ветвь с бутоном наверху. Ее изогнутые боковые побеги завершаются распустившимися цветами.
    Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора. Световым является только центральный, но каждый из пяти обрамляет своеобразный «аркатурно-колончатый пояс» из тонко прорисованных балясин, соединенных дугами и небольшими фронтончиками. Над «поясом» расположен фриз из «городчатых» фигур, а над ним — сильно выступающий карниз. Он не был изначально частью декора барабанов, а появился только в конце XVIII века (после пожара 1792 года луковичные главки заменили на нынешние, более прихотливой формы). Их можно было бы назвать вычурными, но, благодаря удачно найденной форме перехода от барабана к главке, они вполне органично дополнили облик собора. Менее органичен пристроенный в XIX веке придел с северной стороны, который существенно нарушил первоначальную композицию. Одной из достопримечательностей собора считается его западный вход, выходящий на закрытую паперть с крыльцом. Он устроен в виде «перспективного» портала из белого камня, каждый «ярус» арок которого покрыт тончайшей резьбой в виде цветов и бусин, напоминающих обрамления оконных наличников. Опираются арки на резные балясины. Вероятно, первоначально здесь находился парадный вход в собор.
    Паперть, пристроенная несколько позже к собору с западной стороны, заслуживает особого упоминания. Изящно изогнутые арки (особенно необычна нижняя «ползучая» арка) на фигурных столбиках обрамляют два марша лестницы. Очень своеобразно решение крыльца: с трех сторон оно открыто, каждый его проем выполнен в форме подвесной арки с «висячей» гирькой. Углы крыльца декорированы колонками, повторяющими рисунок арочных столбов. Завершает объем крыльца многопрофильный выносной карниз. Все это сооружение увенчано тремя шатрами. Два небольших шатрика по сторонам сделаны восьмигранными, а центральный шатер (существенно большего размера) — шестнадцатигранным.

    IMG_4882.jpeg

    Надвратная Церковь св. Стефания 1716 года постройки ( в 1835 гг.- добавлены ряд элементов). Многие детали фасада: карниз, кокошники, висячие колонки глухого барабана, покоящегося на четырёхскатной кровле, очень близки к деталям Благовещенского собора.

    IMG_4880.jpeg

    Памятник Петру и Февронии на одноимённой площади перед монастырём. Ранее площадь носила название- площадь Любви, но после визита Президента Дмитрия Медведева с супругой, площадь получила нынешнее название. В следующем выпуске уже о самом Муроме я покажу ещё маленькую интересную деталь в этом памятнике, так что, наберитесь терпения.

    IMG_4877.jpeg

    Благовещенский монастырь воспет Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» — о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарём собора.

    IMG_4874.jpeg

    В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан.

    IMG_4860.jpeg

    Стены построены в 1 половине XIX века.

    IMG_3840.jpeg

    IMG_4963.jpeg

    IMG_4991.jpeg

    Теперь посмотрим на отдельные городские храмы.
    Часовня Михаила Архангела при УВД г.Мурома 2005-2006 гг.возведена в память погибших в Чечне милиционеров.

    IMG_4960.jpeg

    Пятиглавая, трёхабсидная с шатровой колокольней Церковь Вознесения Господня, построенная в 1729 году на пожертвования бургомистра В.Смольянинова, комиссара О.И. Названова и бывшего подьячего А.Герасимова.

    IMG_4956.jpeg

    Церковь Смоленской иконы Божией Матери в архитектурном направлении классицизма,построена в 1804 году на средства муромского купца М. И. Елина.Эта 1 постройка в этом стиле в Муроме. Колокольня Смоленской церкви (со шпилем и крестом) до сих пор является одной из самых высоких точек в городе.
    Основной объём – четверик – перекрыт сомкнутым сводом, увенчан двумя уменьшающимися в диаметре восьмериками с луковичной главкой. С востока к нему примыкает пятигранная аспида, а с севера и с юга – портики ионического ордена с редко поставленными колоннами (своеобразной его трактовкой). Благодаря тому, что портики прорезаны арками, создаётся впечатление воздушности и лёгкости.

    IMG_4923.jpeg

    Трапезная и колокольня, построенные в 1838 году, выполнены в других масштабах и несколько несоразмерны с основным объёмом церкви. Полуколонны третьего яруса колокольни, пилястры входного портика, арочные, близко поставленные, вытянутые пропорции окна трапезной – архитектурные детали, характерные для первой половины XIX века.
    Заслуживает внимания своеобразная трактовка ордера, применённого в третьем ярусе колокольни между арочными проёмами звонницы, где сгруппировано по три полуколонны композитного ордера. Подобный приём является одним из местных приёмов, обусловленных традициями зодчих — «муролей», отличным от классических канонов.

    IMG_4938.jpeg

    Церковь Сретения Господня (1795 год), возведённая на средства муромского купца 1 гильдии Ивана Зворыкина.

    01327_1.jpg

    Вид храма в 2001 году (автор фото-Алексей Комлев, первоисточник здесь).

    IMG_4941.jpeg

    На набережной Оки можно увидеть шатровый храм Космы и Дамиана 1556-1565 гг. постройки.
    Одна из легенд говорит, что Косма и Дамиан — римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела.
    В другой легенде говорится, что во время похода на «Одоление Казани» в 1552 году на месте, где построена сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через реку Оку. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян, и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов. Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов, назвали Козьмодемьянской.

    Успенская церковь 1790 года постройки.

    IMG_4898.jpeg

    IMG_4856.jpeg

    Церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная) 1700-1717 гг. постройки — образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору.

    IMG_4858.jpeg

    Храм строился с 1700 по 1717 вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени-«петровского» барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с «разорванными» фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов — круглые окна. Особенно «европеизировала » образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году. В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV века почитаемая в городе чудотворной — образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею.

    Рубрики: Святые .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *