На какой горе моисей получил заповеди
Перейти к содержимому

На какой горе моисей получил заповеди

  • автор:

Что такое 10 заповедей Моисея?

В новой рубрике «Нас забыли спросить» отвечаем на все вопросы про евреев, которые люди задают «Яндексу» и «Гуглу». Сегодня разбираемся с заповедями Моисея — чем они отличаются от всех остальных заповедей?

Откуда взялись заповеди Моисея?

Тут всё просто: в Торе рассказывается, что 10 заповедей (или асерет а-диброт — «10 речений») были начертаны на Скрижалях Завета, которые пророк Моше, или Моисей, получил от Вс-вышнего на горе Синай.

Произошло это на 50-й день после исхода евреев из Египта, где они были рабами 210 предыдущих лет.

И что написано на скрижалях?

Так звучат 10 заповедей согласно иудаизму:

1. «Я — Г-дь, Б-г твой».

2. «Да не будет у тебя других богов».

3. «Не произноси Имени Г-да, Б-га твоего, попусту».

4. «Помни день субботний».

5. «Чти отца своего и мать свою».

7. «Не прелюбодействуй».

9. «Не отзывайся о ближнем ложным свидетельством».

10. «Не домогайся».

А когда это было-то?

Знаем ли мы точную дату Синайского откровения? А то: 6 сивана (по некоторым мнениям — 7-го) 2448 года по еврейскому летоисчислению (сейчас у нас 5782 год).

Погодите, а разве скрижали не разбили? И что там за история с тельцом?

Лонг стори шорт: спустя 40 дней и ночей, проведённых на горе Синай, Моисей спустился к народу со Скрижалями Завета и обнаружил, что народ, пока его не было, сотворил себе золотого тельца и вовсю ему поклоняется. И это во время самой монотеистической миссии эвер!

Так что Моисей разбивает скрижали, делает народу выговор и отправляется назад на гору, улаживать вопросики.

Спустя 40 дней, получив второй, идентичный экземпляр скрижалей, он снова спускается с горы, и на этот раз народ ведёт себя достаточно хорошо, чтобы принять Завет. Это происходит 10 тишрея, на Йом-кипур.

«Технически Моисей был первым человеком, который скачал файлы из облака, используя планшет»

В дальнейших главах Торы Вс-вышний повелевает соорудить мишкан — переносной храм, и поместить туда скрижали. Когда же народ прибыл в Землю Израиля и отстроил Иерусалимский храм, скрижали стали храниться там, в ковчеге Завета. Однако после разрушения Храма вавилонянами в 586 году до нашей эры ковчег пропал, и где сейчас Скрижали Завета, никто не знает.

А разве в иудаизме не 600 заповедей?

Если точнее, 613, но не все они были начертаны на Скрижалях Завета дословно, хотя все содержатся в Торе.

Это парадокс, требующий некоторого пояснения. В еврейской традиции считается, что Моисей на горе Синай получил всю Тору как тайное знание — и вся она отразилась на скрижалях с 10 заповедями. То есть метафизически эти скрижали как бы содержали всю Тору вместе со всеми 613 заповедями, хотя написано там было всего 10 предложений.

На это намекают 613 букв, из которых состоят заповеди Моисея, исключая два последних слова, אשר לרעך («ашер лереэха» — «что у ближнего твоего»). Эти семь «лишних» букв — отсылка к семи законам сыновей Ноя, то есть предписаниям, данным Б-гом не лично евреям, а всему человечеству давным-давно, сразу после Всемирного потопа. Надеемся, вы не очень запутались!

Формулируют 613 заповедей по-разному, но общепринятый список принадлежит знаменитому средневековому еврейскому мыслителю Маймониду: он перечислил все эти предписания в своём труде «Сефер мицвот» («Книга заповедей»).

Кажется, это важная история! А праздник такой есть?

Обижаете: это Шавуот, праздник дарования Торы (в первый раз). Евреи Израиля отмечают его 6 сивана, как раз на 50-й день после Песаха, который, в свою очередь, празднуется в честь исхода из Египта, а евреи диаспоры — два дня, 6 и 7 сивана. В привычном нам календаре Шавуот обычно попадает на май-июнь.

Подготовила Настя Венчикова

Десять заповедей

Де́сять за́поведей (Закон Божий; др.-евр. ‏ עשרת הדברים ‏‎, асе́рет ха-двари́м — букв. «десять изречений»; др.-греч. δέκα λόγοι , декалог — букв. «десятисловие» [1] ) — внешний закон, предписания, полученные людьми от Бога. В Пятикнижии указано, что две скрижали с заповедями были переданы пророку Моисею в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после исхода еврейского народа из Египта, где они находились в рабстве, в Ханаанские земли (Исх. 19:10—25) [2] .

Заповеди были даны в дополнение к внутреннему закону человека — совести. Духовные законы поучают тому, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Если классифицировать их по содержанию, то первые четыре заповеди можно обобщить как заповеди о любви к Богу, последние шесть как заповеди о любви к ближнему своему [3] . Такое же условное деление на две половины, в котором первая посвящена небесному, а вторая земному, встречается в структуре молитвы «Отче наш» [4] . В Библии у заповедей нет нумерации, её допускают условно согласно упоминанию в тексте.

  • 1 История заповедей
  • 2 Тексты заповедей
  • 3 Деление заповедей
  • 4 Ритуальный Декалог
  • 5 Текст заповедей в лютеранской традиции
  • 6 В культуре
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

История заповедей

Моисей разбивает скрижали Завета (Исх. 32:19)

Содержащиеся в Пятикнижии десять заповедей даны в двух почти не отличающихся друг от друга версиях (Исх. 20:2—17; Втор. 5:6—21) [1] . В библейском рассказе говорится о том, на горе Синай в то время, когда раздавался глас Бога, дрожала земля, гремел гром, блистали молнии, а гора Синай покрылась дымом оттого, что Господь сошёл на неё в огне (Исх. 19:1 и след.). Затем Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях — «Скрижалях свидетельства» (Втор. 9:9, 11:15) или «Скрижалях Завета» (Втор. 9:9, 11:15). Спускаясь с горы, после 40-дневного пребывания на ней, Моисей увидел, что люди отступили от истинной веры и поклоняются идолу — Золотому тельцу, и в гневе разбил скрижали. После раскаяния еврейского народа Господь велел Моисею высечь из скалы две другие скрижали, на которых восстановил текст заповедей (Втор. 10:1—5) [2] .

В Исх. 34:14—26 даны заповеди, в которых не затрагиваются морально-нравственные нормы, но формулируются предписания в религиозно-культовой области. Эти заповеди были записаны со слов Всевышнего:

14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.

15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; 16 и не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.

17 Не делай себе богов литых.

18 Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.

19 Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;

20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупа́й; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.

21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.

22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года.

23 три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева.

24 ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.

25 Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.

26 Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.

Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых.

У разных конфессий существуют разные варианты деления заповедей и распределения их на двух скрижалях. По мнению Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Иринея Лионского и Талмуду, на каждой плите было по пять заповедей, но позднее пришли к выводу, что на одной плите было четыре заповеди, то есть на первой плите были собраны заповеди, касающиеся отношения к Богу, а на второй — отношений между людьми [1] .

Тексты заповедей

Десять заповедей существуют в двух редакциях незначительно отличающихся друг от друга. Их отличие состоит в разном трактовании заповеди о соблюдении субботы, а именно: в Исх. 20:4 в основе заповеди лежит история сотворения мира, а во Втор. 5:4 законность заповеди связана с избавлением народа Израиля от египетского рабства. В последней заповеди в Исх. 20:17 «Не желай…» обобщающим понятием семьи и собственности служит слово «дом», во Втор. 5:10 вначале названа жена, приоритет отдаётся Брачному союзу.

Папирус Нэша — коллекция из четырёх фрагментов папируса, приобретенная в Египте Уолтэром Нэшем. Впервые описан Стэнли Куком в 1903 году. Это древнейшие фрагменты, содержащие часть библейского домасоретского текста, в частности десять заповедей и важнейшую еврейскую молитву «Шма Исраэль»

В Папирусе Нэша заповеди приведены с некоторыми отличиями от еврейской традиции.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Текст Десяти заповедей по Синодальному переводу Библии (Втор. 5:6—21):

  1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
  4. Соблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
  5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Ветхозаветное понимание заповедей отличается от христианского. В древности заповеди регулировали в основном поведение человека, его действия и поступки. В современную христианскую эпоху ими регулируются более тонкие движения души: заповедь «Не убий» трактуется не только лишь как запрет на лишение жизни другого человека, но и как запрет на духовное оскорбление и унижение ближнего грубым словом, жестом. Заповедь «Не прелюбодействуй» в современном церковном толковании не только призывает к супружеской верности, но и предостерегает от соблазнительных картин, нецеломудренных разговоров [5] .

Деление заповедей

Деление заповедей в еврейской и христианской традициях существует в разные вариантах. В Талмуде введение рассматривается как первая заповедь, а стихи Исх. 20:3-6 объединены во вторую. В христианстве первая заповедь начинается со стиха в Исх. 20:3, а слова «Я Господь, Бог твой…» (Исх. 20:2) рассматриваются как прелюдия к заповедям. Такого деления придерживались представители раннехристианской церкви Филон Александрийский и Иосиф Флавий, со временем такой подход стал традиционным для Православной и Грекокатолической церкви и большей части протестантских церквей [6] .

Аврелий Августин объединил в одну заповедь Исх. 20:2.3-6 и, чтобы сохранить общее число заповедей, разделил последнюю заповедь на девятую и десятую. Этого принципа придерживаются Римско-католическая и Лютеранская церкви. Лютеране следуют порядку Второзакония и считают заповедь «Не желай дома ближнего» девятой заповедью, а дальнейший текст — десятой [7] .

  • Phi. Деление Филона Александрийского (из трудов Филона Александрийского и Иосифа Флавия). Является старейшим. Принято в эллинистическом иудаизме, Греческой православной церкви и протестантизме (за исключением лютеранства).
  • Tal. Талмудическое деление (III век).
  • Aug. Деление Аврелия Августина (V век). Принято в Римско-католической церкви и лютеранстве, причём Католическая церковь взяла за основу текст из Второзакония, а Мартин Лютер — из Исхода.
Десять заповедей

Phi Tal Aug Исх. 20:1—17 Втор. 5:4—21
1 1 И изрёк Бог все слова сии, говоря: 4—5 Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня … Он [тогда] сказал:
Pre 1 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. 6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
1 2 1 3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 7 Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
2 2 1 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли.
2 2 1 5 Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня. 9 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня.
2 2 1 6 И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 10 И творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3 3 2 7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
4 4 3 8 Помни день субботний, чтобы святить его. 12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой.
4 4 3 9 Шесть дней работай и делай всякие дела твои. 13 Шесть дней работай и делай всякие дела твои.
4 4 3 10 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. 14 А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты.
4 4 3 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 15 И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
5 5 4 12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6 6 5 13 Не убивай. 17 Не убивай.
7 7 6 14 Не прелюбодействуй. 18 Не прелюбодействуй.
8 8 7 15 Не кради. 19 Не кради.
9 9 8 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10 10 9 17 Не желай дома ближнего твоего. 21 Не желай жены ближнего твоего.
10 10 10 Не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. И не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Ритуальный Декалог

«Десять заповедей», Лукас Кранах Старший

Ритуальный Декалог — условное обозначение свода Десяти заповедей в Исх. 34:14—26, который существенно отличается от этического Декалога (Исх. 20, Втор. 5), называемого также элохическим Декалогом. Смысловое содержание заповедей Ритуального Декалога сводится к обрядовым наставлениям; так, например, запрещается делать литых богов, приносить в жертву Богу первенцев, варить козлёнка в молоке матери его (заповедь направлена против данной земледельческой магии) [8] , и наоборот, заповеданы праздник опресноков и праздника жатвы, соблюдение субботы [9] .

В XVIII веке Иоганн Гёте, высказал мнение, что это и был подлинный Декалог Моисея, но в настоящее время эта теория почти никем из экзегетов не разделяется.

  1. Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдёшь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнём], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
  2. И не бери из дочерей их жён сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
  3. Не делай себе богов литых.
  4. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
  5. Всё, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Моё с пустыми руками.
  6. Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
  7. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года; три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
  8. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
  9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего.
  10. Не вари козлёнка в молоке матери его.

Текст заповедей в лютеранской традиции

В «Кратком катехизисе» Мартина Лютера даётся следующий перечень заповедей с пояснениями к ним:

    Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Скрижали Завета

Скрижали Завета (на иврите — «Лухот а-Брит») — две каменные плиты, в которых были вырезаны 10 Заповедей — Десять Речений, заповеданных Всевышним еврейскому народу во время Синайского откровения. Пять из этих речений были записаны на одной скрижали, а пять других — на второй. На одной скрижали были высечены заповеди, касающиеся сферы отношений между человеком и Всевышним, например, запрет идолопоклонства или заповедь соблюдать Шаббат. На второй — заповеди, затрагивающие отношения между человеком и его ближним: почитание родителей, запрет вожделеть имущество ближнего и другие. Вместе с этим, скрижали были абсолютно одинаковые по форме и размерам. Скрижали Завета были помещены в Ковчег Завета, который находился в переносном Святилище (Мишкане), а позже — в Святая Святых Иерусалимского Храма.

Оглавление

Первые и Вторые Скрижали [↑]

Согласно Торе, было две пары Скрижалей Завета.

Первые скрижали пророк Моисей (Моше) осознано разбил, когда 17-го Тамуза, спустившись с горы Синай, чтобы передать их еврейскому народу, он обнаружил, что народ совершил грех Золотого Тельца («Таанит», 4:6).

В Талмуде («Ивамот», 62:1; «Шабат», 87а) говорится, что Моше из законов пасхальной жертвы заключил, что он не имел права передать скрижали еврейскому народу. Если чужаку не позволено исполнить даже одиночную заповедь вкушения пасхальной жертвы, тем более скрижали, в которых заключена вся Тора, не могут быть дарованы тем, кто, сделав изваяние, отмежевался тем самым от Творца и стал ему «чужим» — ведь все 613 заповедей Торы включены в десять речений (как это приводится в мидраше «Бэмибар Раба», «Насо», 13:15; см. также: Раши, Шмот 24:12; «Мишна Брура», 494:12). В том же месте Талмуда сказано, что Всевышний одобрил этот поступок Моше.

После того, как зачинщики нарушения были наказаны и народ, осознав тяжесть преступления, совершенного против Творца, раскаялся в нем, Моше вновь взошел на гору. Это произошло 18-го Тамуза. В течение сорока дней и ночей он упрашивал Всевышнего простить народ, в результате чего Всевышний заповедовал Моше высечь вторые скрижали, подобные первым. 28-го Ава Моше спустился с горы и высек две новые скрижали. На следующий день рано утром он вновь поднялся на гору, где в третий раз провел сорок дней и сорок ночей. Всевышний прощает еврейский народ и вторично пишет на скрижалях десять речений. Эти скрижали Моше передал еврейскому народу в Йом Кипур, 10-го Тишрея. Первые скрижали были полностью изготовлены Творцом, а вторые изготовил Моше.

Текст был вырезан в скрижалях таким образом, что его можно было прочитать с любого ракурса (Иерусалимский Талмуд, «Шкалим», 6:1). Буква «самех» Святого языка имеет форму замкнутой окружности и, будучи насквозь вырезанной в скрижалях, ее сердцевина (внутренний круг) «висела» в воздухе. Аналогично этому, буква «мэм-софит», имеющая квадратную форму с полой сердцевиной, держалась внутри скрижалей с помощью чуда. Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Шмот 32:15) объясняет необходимость этого чуда вот как. Если текст был бы виден только Моше, еврейский народ ощущал бы зависимость от посредника и необходимость в нем. Всевышний желал показать, что для связи с Ним, с Его Торой не нужен посредник: связь между Царем и его народом прямая и непосредственная — любой представитель народа может прочитать текст с любого ракурса.

Если бы Первые Скрижали Завета не были разбиты, изучаемая нами Тора никогда бы не забывалась («Ирувин», 54а; «Зкеним ми-Баалей Тосафот», Шмот 32:15).

Вторые скрижали и обломки первых, как самые великие драгоценности еврейского народа, хранились в Ковчеге Завета, который находился в Святая Святых. (Обломки первых скрижалей лежали в ковчеге под вторыми скрижалями). Предчувствуя разрушение Первого Иерусалимского Храма, царь Яшияу заблаговременно спрятал Ковчег Завета в глубоких подземных лабиринтах, подготовленными царем Шломо под фундаментом храмового помещения.

Места в Писании, рассказывающие о Скрижалях Завета [↑]

О Скрижалях Завета в Торе рассказывается следующее:

«И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучить ими» (Шмот 24:12). «И вошел Моше в середину облака, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (там же, 18). «И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (там же, 31:18).

«И повернулся, и сошел Моше с горы, и две скрижали откровения в руке его, скрижали с двусторонней надписью: на той и на другой стороне было на них написано. И скрижали эти были делом Б-жьим, а письмена — письмена Б-жьи, вырезанные в скрижалях» (там же, 32:15, 16). «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горой» (там же, 19).

«И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий, и теперь взойду к Г-споду, может быть, искуплю грех ваш» (там же, 30). «И сказал Г-сподь Моше: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» (там же, 34:1). «И высек он две скрижали каменные, как первые, и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как повелел ему Г-сподь, и взял в руки свои две скрижали каменные» (там же, 4).

«И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десять речений. И было, когда сходил Моше с горы Синай, и обе скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, и Моше не знал, что лик его светится лучезарно от разговора Его с ним» (там же, 28, 29).

«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десять речений, и написал его на двух скрижалях каменных» (Дварим 4:13). «Слова эти изрек Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, к которому более не прибавил, и написал их на двух скрижалях каменных, и дал мне» (там же, 5:19).

«Когда я взошел на гору, чтобы получить скрижали каменные, скрижали союза, который заключил Г-сподь с вами, и пробыл я на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. И дал мне Г-сподь те две каменные скрижали, написанные перстом Б-жьим, а на них все слова, которые говорил вам Г-сподь на горе из среды огня в день собрания. И было по окончании сорока дней, и сорока ночей дал Г-сподь мне те две скрижали каменные, скрижали завета» (там же, 9:9-11).

«И повернулся я, и сошел с горы, а гора горела огнем, две скрижали завета на обеих руках моих. И увидел я, что вот согрешили вы перед Г-сподом, Б-гом вашим, сделали литого тельца… И схватил я обе скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их перед глазами вашими» (там же, 9:15-17).

«В то время сказал мне Г-сподь: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и взойди ко мне на гору, сделай себе ковчег деревянный. И Я напишу на скрижалях те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из кедрового дерева, и вытесал две скрижали каменные, подобные первым, и взошел на гору, и две эти скрижали в руке моей. И написал Он на скрижалях, как первый текст, десять речений, которые изрек вам Г-сподь из среды огня в день собрания, и передал их Г-сподь мне. И повернулся я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, и были они там, как повелел Г-сподь» (там же, 10:1-5).

Внешний вид и размеры Скрижалей Завета [↑]

Мудрецы свидетельствуют: камень снапринон (или сапир), из которого были вытесаны скрижали, был вырублен из самого престола Всевышнего. Согласно определенному прочтению текста («ат-баш»), слово «скрижали» на Святом языке («лухот») аналогично слову «престол» («кисэ»). В мидраше («Шир а-Ширим Раба», 5:12) приводится, что скрижали были высечены из солнца.

Первые скрижали, форма букв, высеченных в них, и возможность их прочтения с любого ракурса были созданы Всевышним в шесть дней творения в сумерки кануна субботы («Авот», 5:6; «Авот дэ-Раби Натан», 2:3). Текст на скрижалях был записан на «ашурите» (Ритва, «Мегила», 2б; Радбаз, респонсы, ч. 3, п. 443)

Длина каждой из скрижалей была 6 тфахим (порядка 60-ти см), ширина — аналогичного размера, толщина — 3 тэфаха («Недарим», 38а). В трактате «Шкалим» 6:1 Иерусалимского Талмуда подробно рассказывается, как скрижали размещались в Ковчеге Завета.

В Иерусалимском Талмуде («Таанит», 4:5) приведены слова раби Эзра от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес скрижалей равнялся 40 сея». Для сравнения: 40 сэа воды согласно одному мнению — около 576 литров, по другому — около 331.5 литров.

Скрижали имели форму квадрата. Все их углы были прямыми, а не закругленными, как это обычно изображают по ряду причин (рабейну Бхайе, Шмот 31:18). Возможно, что выражение «краеугольный камень», символизирующее самое важное и незыблемое, происходит именно от краеугольных каменных скрижалей.

Каким образом Моше мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более на одной руке? Пишет Альших а-Кадош (Шмот 32:15): «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет не только само себя, но даже и того, кто за них держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы выпорхнули из скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость скрижалей и они сразу невероятно отяжелели».

В мидраше «Танхума» («Ки Тиса», п. 26) говорится: «И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе». И, хотя каждый наш свиток Торы тоже невероятно свят, все же скрижали обладали особой святостью, т.к. они были написаны перстом Б-жьим.

Образ Скрижалей Завета в еврейской традиции [↑]

Образ двух Скрижалей Завета в еврейской традиции сравнивается с такими значительными и возвышенными образами, как жених и невеста, небеса и земля, свита жениха, сопровождающая его под хупу, Нынешний и Грядущий Миры («Шмот Раба», «Ки Тиса», 41:6).

Сегодня образ Скрижалей Завета — один из популярных еврейских религиозных символов. символическое изображение Скрижалей можно увидеть во многих синагогах над Арон а-кодешом, в виде барельефа — на фасадах зданий ешив и бейт-мидрашей (Домов Учения) и т.д. При этом, во многих местах скрижали изображены со скругленными углами (см. об этом выше), а во многих других — показаны скрижали в форме прямоугольника или квадрата, как и было на самом деле согласно описанию Устной Торы.

  • плашками по важности
  • списком по разделу

Моисей на горе Синай

Моисей и израильтяне путешествовали по пустыне. Они пришли к горе под названием Синай.

Моисей взошел на гору, чтобы поговорить с Господом. Господь сказал Моисею, что хочет поговорить с израильтянами лицом к лицу.

Израильтяне пришли к подножию горы Синай, и Господь сделал так, что облако дыма окружило гору. Господь был в этом облаке. Он обратился к израильтянам и дал им заповеди. Гора дрожала, когда Он говорил.

Израильтяне были напуганы. Они попросили Моисея поговорить с Господом, чтобы Моисей сказал им, чего хочет Господь.

Моисей взял на гору Аарона и 70 израильских старейшин, чтобы получить больше учений Господа. Господь явился им.

Тогда Господь сказал Моисею оставить старейшин и подняться еще выше. Моисей повиновался. Господь Своим перстом написал Свой закон и заповеди на каменных скрижалях. В течение 40 дней Господь многому научил Моисея.

Пока Моисей был на горе Синай, народ Израилев устал его ждать. Они сказали Аарону сделать для них истуканов для поклонения, как у них были в Египте. Аарон собрал все их золото и сделал истукана в виде тельца.

Израильтяне поклонялись золотому тельцу и приносили жертвы. Они сказали, что золотой телец, а не Господь, освободил их от рабства в Египте.

Господь знал, что израильтяне поклонялись идолу и забыли Его. Он велел Моисею вернуться и сказать людям, что им нужно покаяться.

Моисей спустился с горы Синай и увидел, что израильтяне поклоняются золотому тельцу. Он очень расстроился. Народ не был готов повиноваться закону и заповедям, которые написал Господь. Моисей разбил скрижали и уничтожил золотого тельца. Он помог израильтянам покаяться и вспомнить своего истинного Бога.

Моисей попросил Господа простить израильтян и снова заключить с ними обет. Моисей пообещал направлять и обучать их.

Господь попросил Моисея сделать новые каменные скрижали и вернуться на гору Синай. Господь заключил новый обет с израильтянами и дал им Свои Десять заповедей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *