Левитан где писал картины о волге
Перейти к содержимому

Левитан где писал картины о волге

  • автор:

На Волге. 1887-1888 Исаак Ильич Левитан (1860-1900)

На Волге. 1887-1888. Исаак Ильич Левитан

Возможно, это картина, изображающая группу лодочников, сидящих на берегу рядом с водоемом, с лодкой на переднем плане и гребной лодкой на дальнем плане.

Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock

Несколько случайных

На Волге. 1887-1888 (картина) — Исаак Ильич Левитан

Кому понравилось
Пожалуйста, подождите

На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.

Нужно авторизоваться на сайте

Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).

Поделиться | Встроить

Вставить картинку на сайт:
Скопируйте и вставьте в исходный код сайта
Вставить картинку в сообщение на форум:
Скопируйте и вставьте в текст сообщения
2009-2023 Gallerix 16+

—> —> —>

Все представленные на сайте материалы предназначены для использования в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со статьёй 1274 Гражданского кодекса РФ.

Юрьевец. Пасмурный день на Волге

Показать в высоком качестве

Начиная с 1880-х годов Исаак Левитан путешествовал по окрестностям Волги и Оки, в том числе на пароходе. Первый визит живописца не вдохновил, поскольку река показалась ему тоскливой, однако последующие поездки стали продуктивными.

В тот период мастер создал немало картин, посвященных водным просторам. Например, «Волга», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Вечер на Волге», «После дождя» и «Пасмурный день на Волге». Все они хранятся в музеях Москвы, Плеса и Серпухова.

В 1890 году художник написал данный этюд маслом с натуры в районе города Юрьевец. На переднем плане холста виден песчаный берег, чуть дальше — сверкающая полоса стрежня, справа — холм с густым лесом, а выше — свинцовое небо с желтовато-розовыми облаками.

Автор выбрал в качестве динамичного акцента не людей, а судно с сизым дымом, устремившееся вдаль. На присутствие человека в слиянии стихий намекают только контрастные лодки темного цвета.

Несмотря на то, что главной героиней произведения является речная гладь, воздушное пространство занимает значительную долю композиции. Источник света скрыт, поэтому тени предметов еле-еле угадываются. Таким образом безмолвие сумрачной панорамы становится более очевидным.

Стоит сказать, что сегодня это место выглядит по-другому: территория изменилась после строительства Горьковского водохранилища в 1955–57 годах. Как бы то ни было, для потомков нюансы вида сохранились в экспонате.

Арт-эксперты относят «Пасмурный день на Волге» к «пейзажам настроения» или «mood scapes», мода на которые пришла в искусство из Англии. Суть жанра состоит в совмещении объективной реальности с субъективными ощущениями, чтобы получилась обобщенная атмосфера ландшафта. Предпочтение отдавалось простым сюжетам и чувственности быта.

При этом Исаак Левитан пытался передать монументальность национального колорита. В пользу этого свидетельствуют циклы изображений из других регионов, к примеру из Финляндии.

Николай Яновский-Максимов в книге «Сквозь магический кристалл» приводит цитату Антона Чехова о состоянии живописца после возвращения из плавания по Волге. Писатель подметил, что в пейзажах друга «появилась улыбка».

Впрочем, причиной оптимизма мужчины стали не только красоты природы, но и роман со спутницей Софьей Кувшинниковой — художницей и охотницей. Пикантность их отношениям придавали ее брачные обязательства и более высокое положение в обществе.

Волжские города, где творили великие художники

Купание красного коня - картина Петрова-Водкина

Волга прославила многих людей. Ширь и благодать великой реки рождает новые поколения талантов, которые восполняют красавицу Волгу в своих картинах, песнях или романах, в итоге сами обретали мировое признание, оставаясь в истории искусств на века. Сегодня я предлагаю вам полюбоваться красотами Волги глазами художников и хочу познакомить с круизными городами, где нашли свое вдохновение великие русские живописцы.

1. Плес прославил Левитана, а Левитан прославил Плес

Антон Чехов, увидев работы своего друга Левитана, привезенные из Плёса, сказал: « … на твоих картинах появилась улыбка ». Левитан тихо улыбнулся. Это был привет от Волги. Спокойное величие реки одаривает гостей и жителей молчаливо-мудрой улыбкой. Мир простых радостей, где все лишнее и наносное просто не уживается с искренней природной красотой тихих волжских берегов, открывает рядом кладовые души и сердца.

«Свежий ветер. Волга »- пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), оконченный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Исследователи творчества Левитана полагают, что замысел картины родился у художника во время его поездки на Волгу в 1890 году.

Есть поговорка, что «Плес прославил Левитана, а Левитан прославил Плес». Это была взаимная любовь с первого взгляда. Все случилось летом 1888 года, когда еще малоизвестный молодой пейзажист Исаак Левитан путешествовал по Волге из Нижнего Новгорода в поисках источника вдохновения. Художник пребывал в уныло-ленивом настроении — Волга, вопреки ожиданиям, не производила впечатления на столько, чтоб хотелось творить. Но вдруг за Кинешмой взгляд живописца привлекательный городок, как будто выглядящий из зелени и осторожно спускающийся к реке с крутого пригорка.

— Что за место? — спросил Левитан у капитана.

— Городок Плёс, — равнодушно сказал капитан, — точнее сказать, городишко…

— Сходим! — обратился художник к своей жене и побежал в каюту за мольбертом и саквояжами.

Так случайно Исаак Левитан встретился с Плёсом и именно здесь нашел то, что искала его душа. Поселившись в домике с окнами на реку, он обрел житейский покой и жадную страсть работать. Исчезли мнительность, неуверенность в своих силах. Его силуэт с этюдником то у воды, то на кручах вокруг Плеса, то в местных деревнях.

На «безлюдных» полотнах Левитана явственно проявляется присутствие человека, бесконечно влюбленного в волжские закаты и рассветы.

Левитан приезжал в Плес три лета подряд. Написал много больших полотен и полсотни этюдов. Мотив знаменитой картины «Над вечным покоем» был подсказан обликом деревянной церквушки, стоявшей над Плесом.

«Над вечным покоем», 1894 г., Исаак Левитан. Самое популярное произведение Левитана, его ещё называют программным. Эта картина-сочинение из двух видов. Церковь Святых Петра и Павла из Плеса и озеро Удомля под Вышним Волочком Тверской области. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее.

Во время круизной остановки в Плесе с экскурсией вы побываете на горе Левитана (Петропавловская гора), где художник провел немало времени, написав несколько из своих знаменитых картин. На горе установлен памятник Левитану — художник изображен стоящим перед мольбертом, поглощенный работой.

«Вечер. Золотой Плёс »(или просто« Золотой Плёс »), 1889 г., Исаак Левитан. Картина-шедевр. Река Волга и город Плёс видны с высоты птичьего полёта. Умиротворяющая тишина, нежное марево тумана, вечереет. На картине видны дома Грошева и Подгорнова; церковь Варвары Великомученицы. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

В 1972 году в усадьбе купца Андрея Солодовникова в Плесе, где со своими художниками Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым останавливался великий русский живописец, был основан музей Левитана. Помимо мемориальной комнаты, где можно познакомиться с творческой биографией художника, в залах музея есть небольшая галерея работ Левитана, Степанова и Кувшинниковой.

Также в Плесе есть Левитановский культурный центр, который является одной из основных площадок фестиваля «Плес на Волге. Льняная палитра », дачного фестиваля имени Шаляпина, международного художественного пленэра« Зеленый шум », кинофестиваля« Зеркало »и других.

2. «Бурлаки на Волге» или кого Репин в Ширяево рисовал

Замысел молодого студента Императорской Академии художеств Ильи Репина нарисовать бурлаков возник во время речной прогулки по Неве, где он был поражен изнурительным трудом бурлачества.

Реализовать свою идею он смог в 1870 году недалеко от Самары, в селе Ширяево (ранее Ширяев Буерак), где три летних месяца Репин делал эскизы и зарисовки к знаменитой картине «Бурлаки на Волге».

Лямочное бурлачество с развитием коноводного, кабестанного и особенно парового судоходства на Волге к тому времени как массовое явление практически сошло на нет. Из-за экономической нецелесообразности государство отказалось поддерживать бечевик — бурлацкую береговую «дорогу». Бурлачество встречалось в основном на коротких дистанциях, поэтому в качестве «натурных бурлаков» для Репина выступили судорабочие, бурлаки занятые на перевозках обожженной извести. Добытую в каменоломнях Ширяевского буерака известь доставляли по Волге на судах в ближайшие губернии.

Состав рабочих, занятых таким делом (нагрузкой, перевозкой, при необходимости и подтягиванием судов лямкой) был в обычно постоянным. Вот как писал об этом сам художник: » Утром после чая я специально шел на берег охотиться на моих «бурлаков «. Пройдя каменистым берегом выше Лысой горы верхней тропинкой, я поджидал барку с луговой стороны: здесь, на одной из отмелей, бурлаки складывали лямки , подбирали бечеву, садились, ложились в сладкую неге и свободе на палубе, иногда даже запевали .

В 2014 году в г. Самаре был памятник открыт бурлакам. Открытие композиции приурочено к 170-летию со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Скульптура повторяет его картину «Бурлаки на Волге».

После ширяевского лета Илья Ефимович приехал в Самарскую губернию еще раз, в 1872 году вместе с женой Верой. На этот раз он поселился в Самаре и продолжал делать наброски на волжских берегах.

Из этой поездки он привез картину «Бурлаки, идущие вброд». Сейчас она хранится в Москве в Третьяковской галерее.

Что касается шедевра «Бурлаки на Волге», то его художник создал только в 1873 году в Санкт-Петербурге, на основе всех материалов, собранных на Самарской земле. Картина находится в коллекции Русского музея. Копии этих полотен вы сможете увидеть в Доме-музее И.Е. Репина, в селе Ширяево, во время зеленой стоянки теплохода.

Также в Ширяево можно познакомиться с историей добычи и обжига известняка. Наши предки относились к природе бережно: ширяевский известняк добывали только с тех горных склонов, которые не были видны с Волги. Позже камень стали брать из горизонтальных штолен, уходящих вглубь горы.

Посетить Ширяевские каменоломни вы сможете на обзорной экскурсии по селу во время круиза. Также рекомендуем съездить на одну из самых высоких Жигулевских гор — гору Стрельная, отсюда открывается потрясающий вид на Волгу.

3. «Купание красного коня» от модернизации из Хвалынска.

Еще один яркий русский художник-модернист, который вырос в колыбели Волги — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, также прославился работами, выполненными на берегах великой реки. Непосредственные впечатления от купания коней на Волге в городке Хвалынск, где родился и вырос художник, легли в основу его эпохальной картины «Купание красного коня» (1912). Картина в мировом искусстве стала не только визитной карточкой самого автора, но и символом советской живописи революционно-военных лет.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по кличке «Мальчик», обитавшего на хуторе. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, судя по переписке, художник использовал черты своего любимого кузена Шуры (Александр Иванович Трофимов).

Самого начала вызвала, как всегда, неизменно указывается, что именно таких коней не бывает. Этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например, на иконе «Чудо архангела Михаила» ​​конь изображён совершенно красным.

Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве. В работе чувствуется влияние зарубежных мастеров «символизма» и «модерна», который так увлекался художник в начале своего творческого пути, а также влияние живописи раннего Возрождения и русской иконописи.

Художнику удалось объединить в картине выразительность авангарда и глубину традиционализма, предлагая зрителю новое единство, символ эпохи, манифест будущего.

Но не все принимали новаторские методы в живописи Петрова-Водкина. Например, авторитетный Илья Репин увидел в его картине «Сон» (1910) проявление декадентства и вызов демократическому реализму. Репин назвал Петрова-Водкина «безграмотным рабом», «неучем», подражающим «недоучкам» Матиссу и Гогену. Однако этот нелестный отзыв от имени коллег в начале карьеры не помешал новатору Петрову-Водкину позже, в 1930 г., стать заслуженным деятелем искусств РСФСР, и стать вполне обоснованно.

На самом деле Кузьма Сергеевич учился всю свою жизнь. Много путешествуя, он непрерывно совершенствовал свой индивидуальный стиль, пробуя новые цвета, формы и техники. Более 20 лет Петров-Водкин занимался педагогической деятельностью, воспитав за это время несколько сотен учеников. Он преподавал живопись, графику, теорию искусств, был прекрасным драматургом, писателем.

Еще одна работа, рожденная на берегах Волги «Девушки на Волге» (1915), результатом чего являются желания приблизить монументальные росписи и традиции древнерусского искусства к современности.

В«Девушках на Волге» я перехожу к быту и к типажу, который, как мне кажется, удался и идет уже не от моей выдумки, а от природы, от девушек, которых я видел на Волге », — писал Петров-Водкин .

На родину авангардиста в город Хвалынск можно попасть, отправившись в круиз из Самары, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода или Саратова.

Во время экскурсии по уютному городку у вас будет возможность поближе познакомиться с жизнью и творчеством живописца.

Хвалынский художественно-мемориальный музей состоит из двух зданий: картинной галереи имени К. С. Петрова-Водкина, где представлены ранние и поздние этюды, картины и рисунки художника, старообрядческие иконы, и дом-музей художника, который он приобрел в 1905-м году для своих родителей.

Попасть в вдохновения великих художников можно во время круизного путешествия по Волге. Выбирайте нужный город посещения в интернет-магазине kruiz.online , изучайте варианты маршрутов, подбирайте теплоход. Ну а если самостоятельный подбор вас утомит, то закажите видеозвонок и наши круизные феи подберут подходящую вам речную поездку по живописным волжским просторам и другим рекам России.

Волга, Волга. Великая русская река глазами Левитана

Прославленные картины Левитана — «Вечер. Золотой Плёс», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Над вечным покоем» — вдохновлены Волгой. Тёплые месяцы 1887-го и трёх последующих лет , проведённые на волжских берегах , стали в творческой жизни Левитана , пожалуй , самым значимым и плодотворным периодом , выдвинули его в первый ряд русских живописцев. Сейчас невозможно представить себе Левитана вне его волжских этюдов и картин: не случись в его жизни волжского городка Плёс , любви и преданности Софьи Кувшинниковой и Волги , это , вероятно , был бы совсем другой художник.

Волга, Волга. Великая русская река глазами Левитана

Родившийся на западной окраине Российской империи , в посаде Кибарты , близ станции Вержболово Сувалкской губернии ( сейчас это территория Литвы) и проживший сознательные годы жизни в Москве Исаак Левитан « влюбился» в никогда не виденную Волгу заочно — благодаря картинам своего учителя Алексея Саврасова ( 1, 2, 3, 4, 5) и фотографиям великой реки , которых юный Левитан пересмотрел сотни , если не тысячи.

Волга часто снилась впечатлительному Левитану. В его воображении возникла « своя» фантастическая река , а самой большой мечтой Левитана стало увидеть Волгу вживую. Когда в Московском училище живописи , ваяния и зодчества решили премировать ученика-сироту , показавшего значительные успехи , поездкой на Волгу , назначив для этого специальную стипендию , 21-летний Левитан чуть не плакал от переполнявших его эмоций.

Но внезапно слегла Тереза , сестра Левитана , у неё подозревали туберкулёз. Еще недавно Исаак злился на хлопотливую сестру , которая , продавая его этюды богатым господам , безбожно перехваливала брата и с весёлым азартом торговалась. Левитану казалось: своей навязчивой торговлей она позорит его имя , а уж когда два года назад Тереза без тени смущения возникла на пороге у Третьякова с требованием купить « картинку» её никому пока не известного , но точно гениального брата и Павел Михайлович вежливо спровадил её , не дав ни гроша , Левитан думал , что такого бесчестья он Терезе не простит никогда. Теперь над ней нависла опасность — и Левитан без раздумий отдал деньги , которые училище выделило на его поездку , за лечение сестры.

Тереза , к счастью , поправилась. Но Волги Левитан так и не увидел. Его мечта отодвинулась еще на несколько лет.

Исаак Ильич Левитан. Свежий ветер. Волга

1895, 72×123 см

Первая встреча Левитана с Волгой обернулась страшным разочарованием

Весной 1887 года вместо привычного и уже хорошо изученного Подмосковья 27-летний Левитан впервые отправляется на этюды на Волгу. Он предвкушает изумительные виды , которые запомнятся на всю жизнь , и захватывающий , вдохновенный труд. Но в реальности вышло совсем не то.

Волга встретила художника неприветливо.

«Разочаровался я чрезвычайно, — писал Левитан Чехову. — Ждал я Волги , как источника сильных художественных впечатлений , а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой , что у меня заныло сердце и явилась мысль , не уехать ли обратно? И в самом деле , представьте себе следующий беспрерывный пейзаж: правый берег , нагорный , покрыт чахлыми кустарниками и , как лишаями , обрывами. Левый… сплошь залитые леса. И над всем этим серое небо и сильный ветер. Ну , просто смерть… Сижу и думаю , зачем я поехал? Не мог я разве дельно поработать под Москвою и… не чувствовать себя одиноким и с глаза на глаз с громадным водным пространством , которое просто убить может… Сейчас пошел дождь. Этого только недоставало. »

Левитан снял комнатку у двух одиноких старух. Хотел дождаться смены погоды. Но , как на грех , в тот год сплошной чередой зарядили дожди. Нудно стучали они по крыше , не давая уснуть ночами , а днём в воздухе всё время висела сизая морось. В отсутствие солнца природные краски « не звучали», вода и берега сливались в сплошную и невнятную массу. Серые и коричневые оттенки поглотили пространство. Работать на воздухе почти не было возможности: болезненный Левитан быстро промокал и мёрз , одеревеневшие дрожащие пальцы не слушались его. Глинистые берега Волги , как губка , напитались водой , и встромить в них знаменитый белый зонт художника не было никакой возможности. Вынужденно бездеятельный днём , Левитан подолгу не мог уснуть ночами и порой завидовал дружному храпу своих хозяек за стенкой. Подступала хорошо знакомая тоска — страшная гостья , которая не раз ставила Исаака Левитана на пороге жизни и смерти.

Писатель Константин Паустовский попробовал вжиться в обстоятельства Левитана и передать словами , что мог чувствовать художник в свою первую незадавшуюся волжскую поездку , когда голубая мечта встретилась с серой реальностью:

«Рассвет затерялся в непроглядных ночных пустошах , где хозяйничал неприветливый ветер. Левитана охватывал страх. Ему казалось , что ночь будет длиться неделями , что он сослан в эту грязную деревушку и обречен всю жизнь слушать , как хлещут по бревенчатой стене мокрые ветки берез. Иногда он выходил ночью на порог , и ветки больно били его по лицу и рукам. Левитан злился , закуривал папиросу , но тотчас же бросал ее, — кислый табачный дым сводил челюсти.
На Волге был слышен упорный рабский стук пароходных колес, — буксир , моргая желтыми фонарями , тащил вверх , в Рыбинск , вонючие баржи. Великая река казалась Левитану преддверием хмурого ада…»

Контакта с рекой художник так и не нашёл. Особой , почти интимного характера , близости , необходимой для рождения лирического пейзажа , между ландшафтом и Левитаном не возникло. Река казалась ему чужой и беспричинно враждебной. Разочарованный и разбитый , он вернулся в Москву , уверенный , что его вряд ли впредь потянет на Волгу.

Но , думая , что Волга навсегда « отпустила» его , Левитан ошибся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *