Караимы в евпатории кто это
Перейти к содержимому

Караимы в евпатории кто это

  • автор:

Караимские кенасы

Объект культурного наследия федерального значения, единственный в мире действующий храмовый комплекс караимов — одного из самых малочисленных народов Крыма (около 2 тысяч человек).

Караимы — это потомки тюркских племен Хазарского каганата и аборигенного населения полуострова. Формирование этноса началось в VIII веке. Караимский язык относится к древним тюркским языкам. Караимская община образовалась в Евпатории в XVI веке и со временем стала многочисленной и влиятельной. С 1837 года евпаторийские кенасы — духовный центр караимов России.

Караимизм — это монотеистическая религия, ограниченная книгами Священного Писания Ветхого завета. Караимы убеждены, что Закон Божий совершенен и в толкованиях не нуждается. Богослужение ведется на библейском (древнееврейском) языке. Строительство комплекса кенас началось в 1803 году на месте первого караимского храма XVI века и продолжалось 15 лет. Этот ансамбль построен на площади 0,25 га по проекту Самуила и Соломона Бобовичей (Бабовичей) и включает в себя Большую (соборную) и Малую кенасы, здание религиозной школы, столовую, хозподворье и несколько внутренних двориков, облицованных итальянским мрамором и украшенных фонтаном и солнечными часами.

Обе кенасы имеют зальный тип храма с окнами, расположенными в 2 уровня. Северные фасады обрамлены арочными галереями-верандами, остекленными витражами. В отделке храмов используются лепнина, позолота, драгоценные ткани, резьба по дереву и камню. В 1851 году, в память о посещении кенас в ноябре 1825 года императором Александром I, был установлен мраморный обелиск. В 1916 году кенасы также были удостоены визитом императора Николая II с семьей.

В 1921 году оба храма были закрыты. В 1942-м открыли Малую кенасу и благотворительную столовую, но с 1959 года в комплексе стали располагаться курсы медсестер, детский сад, филиал краеведческого музея. Весь ансамбль был восстановлен в 2005-м. На территории расположен этнографический музей крымских караимов, а также кафе прекрасной национальной кухни — «Караман».

Караимские кенасы

Караимские кенасы

Говоря о Караимских кенасах, невозможно не затронуть историю караимов – удивительного, чудом сохранившегося народа, с древних времен проживающего на Крымском полуострове. До сих пор в ученом мире принято спорить о происхождения караимов: одни связывают их с хазарами, принявшими иудаизм, другие — с евреями. И хоть найдено большое количество документов, подтверждающих, что этот народ жил в Крыму еще до распятия Христа, официально принято считать, что караимы поселились здесь в XIII веке вместе с восточными евреями — крымчаками.

Само слово «караим» переводится как — «читающий». И, надо полагать, караимы получили такое имя совсем не зря. Среди них всегда было достаточно тех, кто стремился к свету знаний и упорно изучал книги – труды мудрецов… Караимы исповедуют религию, родственную иудаизму — караизм.

Кенасы — духовный центр караимов

После подписания Екатериной II Манифеста о присоединении полуострова к Российской империи духовный центр караимской общины переносится из Солхата – Старого Крыма – в Евпаторию. Здесь в начале XIX века начинают строить вначале Большую кенасу. Уже после возведения соборного храма, в котором велись праздничные богослужения, начала действовать и Малая кенаса, предназначенная для ежедневных духовных нужд общины. Позже к комплексу присоединяется здание начальной духовной школы для мальчиков — мидраж. Была также открыта благотворительная кухня. Строительство всего комплекса растянулось почти на столетие. Лишь только к 1900 году возводят знаменитые кованые ворота, которые и сегодня предваряют вход на территорию кенас. Архитектурный стиль комплекса — это сочетание неоготической, мавританской и византийской культуры.

Весь XIX век является периодом духовного расцвета караимов. Их евпаторийский центр посетило немало известных людей того времени. Среди них были и два российских императора — Александр I и Николай II. Именно по указанию Александра I в центре комплекса воздвигли стеллу с двуглавым орлом, символизирующую вечное единение караимского и русского народа.

Уже после революции 1917 года, когда началась пропаганда атеизма, Кенасы были закрыты. Что только ни размещалось на их территории за все эти годы — исторический музей, курсы медицинских сестер, спортивный зал, детский сад, археологический и краеведческий музеи… Даже присвоение комплексу в 1963 году статуса Памятник архитектуры не защитило Кенасы от печально известных переоборудований, в результате которых внутренние покои практически полностью утратили их первоначальный облик.

Возрожденные кенасы

Возрождение караимской реликвии началось лишь с 1990 года. Были восстановлены храмы, реконструированы несущие детали соборного портика, воссоздана алтарная резьба. Торжественное открытие возрождённых Караимских кенас состоялось в сентябре 2005 года. Комплекс представляет собой территорию из пяти взаимосвязанных внутренних двориков – Виноградного, Ожидания, Мраморного, Ритуального, Мемориального. Каждый из них имеет свое предназначение и при этом является произведением архитектурного искусства. Дворики служат в качестве связующего звена между основными сооружениями — Большой и Малой кенасами, школой и благотворительной столовой. С улицы ансамбль предстает в качестве изящного портика в ренессансном стиле и очень красивых ажурных ворот. Сразу за ними располагается Фонтан омовения.

Особый интерес вызывает трехарочная колоннада, которая ограждает Мраморный двор от Ритуального. Эта часть храмового комплекса посвящена скорбной памяти народа. Здесь находятся несколько надгробных плит, на которых можно прочесть имена прославленных общественных и культурных деятелей караимов.

Впечатляет также и внутреннее убранство главного храма – цветные витражи, мраморный тринадцатиколонный арочный портик, массивные резные деревянные двери, а также резьба потолка с разноцветным узором…

Как добраться

Эта легендарная евпаторийская достопримечательность располагается в Старом Городе. Доехать сюда можно на идущих с автовокзала рейсовых автобусах №№ 1, 6, 17. Выходить на остановке «Водоканал». Оттуда пешком прогуляться по вымощенным камнем старым улочкам до Кенас. Прогулка займет у вас минут 5-10.

Караимские кенасы

В Евпатории хорошо сохранилась ещё одна достопримечательность – Караимские кенасы. Это архитектурный храмовый комплекс крымских караимов.

«Кенаса» дословно переводится как «собрание». Так называется здание для богослужений у караимов, в основе вероисповедания которых лежит «Ветхий Завет» в его изначальной чистоте.

Духовный и культурный центр крымских караимов состоит из двух храмов (Большой и Малой кенас (праздничной и будничной)) и системы из трёх соединённых последовательно уютных галерей-двориков, выполненных в стиле барокко и украшенных колоннами, аркадами, фонтанами. Стены и пол галереи выложены беломраморными плитами, с красивым орнаментом. На стенах, увитых виноградными лозами, выгравированы стихи из «Ветхого завета» на древнееврейском языке.

Вход в Большую кенасу обрамляют 14 беломраморных колонн. Потолок, разделённый на 6 равных прямоугольников, отделан великолепной раскрашенной резьбой по дубу. Интерьер Малой кенасы, в отличие от Большой, менее изысканный. Один ярус балконов в ней отведён для женщин.

В комплекс Караимских кенас входят также здания религиозной школы, благотворительной столовой, хозяйственное подворье и несколько внутренних двориков.

Кенасы были построены на средства караимов около двухсот лет назад.

Замысел создания комплекса возник в конце XVIII века. В 1804-1807 годах для проведения праздничных богослужений была возведена Большая (Соборная) кенаса. Позднее, в 1807-1815 годах, для служб в обычные дни построили Малую кенасу.

С 1837 года храмовый комплекс крымских караимов стал духовным центром караимов России. В 1900 году был сооружён портал главного входа в кенасы.

После революции оба храма были закрыты, но во время Великой отечественной войны, в 1942 году, Малую кенасу открыли и даже построили благотворительную столовую. Последнее закрытие храма произошло в 1959 году. И только в 1999 году здание Малой кенасы было восстановлено силами караимов и освящено.

Сейчас комплекс Караимских кенас — это памятник архитектуры XVIII века государственного значения, шедевр национальной архитектуры крымских караимов.

Караимы – это крымская народность, одна из наиболее малочисленных в мире: караимов всего около 2 тысяч человек. И процесс исчезновения этой народности уже необратим.

Одна из черт национального характера караимов – тяга к благотворительности. У них бытует пословица: «Бедняк – позор богача».

В давние времена караимские богачи даже соперничали за право помочь бедным. А власть имеющие всегда предоставляли караимам большие привилегии. Российский царь Александр II издал указ об освобождении этой народности от рекрутской повинности. А во время оккупации Крыма в ходе Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов германские эксперты вынесли вердикт: по национальному признаку караимы истреблению не подлежат.

Но, несмотря на все льготы, этот народ почти исчез с лица земли.

Традиции благотворительности прочны и по сей день: реставрация комплекса Караимских кенас в Евпатории была осуществлена за деньги караимов, в том числе и караимской диаспоры в Канаде.

Население Крыма: кто такие караимы и крымчаки

Крым — один из самых многонациональных регионов России. Тут проживают 175 народов, в том числе коренные — крымские татары, караимы и крымчаки. Первых 200 тысяч, вторых и третьих — по несколько сотен.

Крымские татары: можно попробовать сосватать невесту

Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами. С историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных) они имеют мало общего, будучи потомками тюркоязычных, кавказских и других племен, населявших Восточную Европу до монгольского нашествия.

После победы России над Османской империей (1783 г.) сотни тысяч крымских татар эмигрировали — большей частью в Турцию. Оставшиеся не раз восставали против царской власти. Обвинение крымских татар, а также других народов полуострова в сотрудничестве с немцами стало поводом для их выселения с полуострова в мае 1944-го — в основном в Среднюю Азию. Всего было выселено 228 543 человека, 191 014 из них — крымские татары (47 тыс. семей). В отличие от других депортированных народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года. В местах компактного проживания (южнобережье, Бахчисарайский, Белогорский, Судакский районы, Симферополь) до сих пор можно услышать крымско-татарскую речь, попробовать восточную кухню, остановиться в гостинице, оформленной в этническом стиле.

— Познакомиться с нашими традициями лучше в Бахчисарае, — говорит старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар Ленара Чубукчиева. — У нас возрождается ювелирное искусство, традиционная вышивка, керамика, резьба по дереву. В Симферополе работает этнографический музей, в Евпатории — культурно-этнографический центр «Одун-Базар», где желающим предлагают кулинарный и обрядовый туры. Например, поучаствовать в старинном ритуале сватовства невесты. В том числе в главной роли. Вас облачат в традиционный наряд и окрасят пальцы хной. Гостей угостят кубете — блюдом, которое печет невеста, чтобы продемонстрировать жениху свои кулинарные способности.

По словам Ленары, невесте до сих пор обязательно готовят приданое. В основном это вещи, которые можно использовать для оформления спальни. В семьях по-прежнему принято иметь много детей, которых называют восточными именами: Зарема, Эльвира, Ленур, Эдем, Айдер и т.д. Смешанные браки бывают, но не приветствуются. В домах, даже самых современных, присутствуют элементы восточного стиля. Обычно на стене висит декоративная тарелка или кожаное полотно в рамке с выдержкой из Корана.

До сих пор в Крыму сохранились тюркские названия населенных пунктов и водоемов. Переименованные в XVIII-XX веках города крымские татары между собой нередко называют по-прежнему: Симферополь — Акъмесджитом, Евпаторию — Гезлевом, Севастополь — Ахтияром.

535 караимов.

Некоторые традиции, присущие крымским татарам, близки еще одному коренному народу региона — караимам. Это один из самых малочисленных народов планеты. И 535 человек, то есть четверть представителей этнической группы, проживают в Крыму. В начале XX века их было 8 тысяч. Количество караимов катастрофически сократилось из-за войн, репрессий, голода и ассимиляции.

— Это единственные ныне существующие жители Крыма — потомки обитателей пещерных городов, — рассказывает председатель научного совета крымских караимов Юрий Полканов. — Сейчас самая большая в мире община (300 человек) находится в Симферополе.

Родовое гнездо караимов располагается на Чуфут-Кале (сами они настаивают, что правильное название «Джуфт-Кале» — «Двойная крепость»). Это известный в Крыму экскурсионный объект, ежегодно принимающий тысячи туристов. В Бахчисарайском районе можно увидеть, как выглядели типовая караимская усадьба и кладбище. Кенассы (молитвенные дома) караимов вы увидите в Евпатории. Поблизости можно попробовать традиционную кухню.

«Рецепты национальных блюд в наших семьях сохраняются, — говорит Полканов. — Наиболее известны караимские пирожки с бараниной, катлама (лепешки), хамур-долма (маленькие пельмешки)».

Из караимов происходят и Нарышкины — известный русский дворянский род. Родоначальник рода — караим Мордка Кубрат, по прозвищу Нарыш, или Нарышко, выехавший в Москву в 1465 году. Его внук Исаак первым носил фамилию Нарышкин.

. и 228 крымчаков

Многие путают караимов с крымчаками. У них действительно есть общие черты культуры и языка, но религия отличается. Первые исповедуют караизм, вторые — иудаизм. Это одна из причин, по которой сегодня в регионе крымчаков осталось так мало (228 человек). Во время войны фашисты уничтожили 6 тыс. крымчаков вместе с евреями.

В симферопольском крымчакском музее целый зал посвящен жертвам Холокоста, а на 10-м км Феодосийского шоссе стоит памятник тысячам расстрелянным в течение нескольких декабрьских дней 1941 года. Среди них были и родные председателя культурно-просветительского общества крымчаков Доры Пирковой, которая выросла в семье, где разговаривали на крымчакском языке и готовили традиционные блюда. Но сегодня, говорит она, таких осталось мало.

— Крымчаки ассимилировались, — поясняет Дора. — Дети в основном крымчаки уже даже не наполовину, а лишь на четверть. Имена родители дают русские. Язык знают только старики.

В обществе стараются сохранить традиции: ежегодно в конце лета в разных городах проводят дни крымчакской культуры, собираются на праздники. И все же может случиться так, что уже через 30-50 лет народ ассимилируется полностью. Так что соприкоснуться с его культурой в Крыму лучше сегодня.

Самая красивая девушка Крыма-2015 — 21-летняя Ава Сейтумерова из Бахчисарая. В конкурсе «Крымская красавица» традиционно участвуют девушки русской, украинской, крымскотатарской, армянской, немецкой, чешской, болгарской и греческой национальностей. В этом году впервые были представлены эстонки, крымчаки и турчанки.

В Крыму официально существуют три государственных языка.

На русском языке в республике учится 96,2% школьников, на украинском — 1,1%, на крымско-татарском — 2,7% (еще 7% изучают его как предмет). По желанию дети посещают уроки армянского, болгарского, греческого и немецкого. Родные языки преподаются в греческой общине «Элефтерия», обществе болгар «Извор», воскресной школе при армянской церкви, немецких центрах «Содружество» и «Людвигсбург».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *