Как называлась усадьба люблино в 16 веке
Перейти к содержимому

Как называлась усадьба люблино в 16 веке

  • автор:

Люблино

Время работы: территория с 9:00 до 18:00, экспозиция с 9:00 до 17:00, понедельник и вторник – выходные.

Как добраться до Люблино: ст. метро Волжская, выход из первого вагона из центра на ул. Краснодонскую; железнодорожная станция Люблино, выход на ул. Люблинскую.

Усадьба Н.А. Дурасова на юго-востоке Москвы носит название Люблино и является частью Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника. В состав этого государственного учреждения, функцией которого является научная, просветительская и природоохранная деятельность, так же входят «Ансамбль усадьбы Коломенское», Царская усадьба Измайлово, дворцово-парковый ансамбль Лефортово.

Усадьба Люблино начала свое существование в 16 веке; в конце 17 она принадлежала семье Годуновых и носила название Годуново; позднее князьям Прозоровским, подарившим ей современное название и, наконец, в 19 веке перешла к московскому помещику Н.А. Дурасову.

Николай Алексеевич Дурасов (1760-1818гг.) – статский советник, орденоносец Святой Анны, любимец Павла I был самым известным владельцем усадьбы Люблино. Дурасову принадлежали и другие имения, где он пережидал нашествие Наполеона, когда французские войска расположились в Люблино, но именно это славилось на всю Москву. Вот, что пишет автор «Записок современника» Жихарев С.П. : «Мы воспользовались свободною субботою и вчерашним воскресеньем, чтоб съездить в Кусково гр. Шереметева и Люблино, принадлежащее Н. А. Дурасову, взглянуть на пространные оранжереи, наполненные померанцевыми, лимонными и лавровыми деревьями и несметным количеством самых роскошных цветов. Нам сказали, что эти оранжереи в настоящее время года бывают во всей пышности и красоте своей. В самом деле, я никогда не видал ничего подобного: совершенное царство Флоры. Кусковские оранжереи удивляют количеством и огромностью своих померанцевых деревьев и богатством произрастаний, но не так чисто содержимы, как люблинские; последние несравненно приятнее и роскошнее: видно, что за всем бдительно наблюдает сам хозяин, которого, как нарочно, тут и повстречали.»

Действительно, и оранжерея, и знаменитый тогда крепостной театр Дурасова и сады усадьбы Люблино содержались богатым хозяином в идеальном порядке и процветали.

Радушный и щедрый помещик любил устраивать многочисленные приемы, балы и маскарады. Центром гостеприимной усадьбы был Дворец очень оригинальной архитектуры. Созданный Р.Р. Казаковым и И.В. Еготовым, он имел крестообразную форму с четырьмя симметрично расположенными вокруг круглой центральной залы комнатами. Венчал здание круглый купол со статуей Аполлона. Двухрядная колоннада дополняла фасад. Подобная планировка имеет сочетание креста и круга, что, согласно легенде, должно было напоминать Дурасову орден Святой Анны.

Интерьеры дворца довольно богаты. Высокий круглый зал, оформленный барельефами, круглыми медальонами и колоннами, служил большой столовой. Над дверьми в другие залы располагаются картины работы Джермано Скотти «Аполлон с музами», «Венчание Амура», «Жертвоприношение» и «Феб Лучезарный». Потолок украшен плафоном «Триумф Венеры» с богиней, мчащейся на колеснице. Другие залы Дворца не менее роскошны. Они наполнены искусственным мрамором, росписью на античные мотивы, пейзажной живописью, золочеными подсвечниками и шикарной мебелью. На втором и третьем этажах здания располагались хозяйственные и служебные помещения.

Званые обеды, проходившие в этих залах, посещало множество знати, в том числе вдова Павла I императрица Мария Федоровна. В честь этого визита в одном из залов появился ее бюст с памятной надписью.

Вокруг Дворца раскинулся садово-парковый ансамбль в английском стиле с великолепный прудом, ныне носящим название Люблинский. Сохранились так же домик управляющего, флигель и конный двор.

После смерти Николая Алексеевича Дурасова, усадьба была куплена К.Н. Голофтеевым, который начал сдавать ее помещения под дачи. В 1872 году в усадьбу привозят деревянную церковь Петра и Павла архитектора Н.А Шохина и несколько павильонов, так же приспособленных под дачи. Местность стала называться Голофтеевскими дачами. В летнее время усадьба была очень популярна как среди дворянских семей, так и людей творческих профессий, ученых, чиновников. Здесь завершал роман «Преступление и наказание» Достоевский, писал картину «Меншиков» Василий Суриков, приезжал академик Ф.И. Буслаев.

В 1904 году усадьба Люблино пострадала от сильного урагана, в тот год уничтоженная статуя Аполлона на куполе Дворца была заменена на фигуру античной Геркулаянки. В 1917 году дачи прекратили свое существование. Тогда же была закрыта и разорена церковь, в 1927 году ее перенесли в Рязанскую область. В усадьбе в разное время размещались школа, клуб железнодорожников, отделение милиции, Институт океанологии. Здания разрушались и приходили в запустение. И только в начале 21 века, в Усадьбе Люблино начали проводиться реставрационные работы и ее интерьеры были восстановлены в первоначальном виде. После этого возник музейно-усадебный комплекс Люблино.

Для взрослых и детей, а так же иностранных граждан в усадьбе Люблино проводятся экскурсии. Обзорная программа «Люблино милое» продолжительностью 80 минут познакомит посетителей с историей, интерьерами и экспозициями усадьбы, а 40-минутная «Прогулка по Люблинскому дворцу» включает посещение одного из концертов, проводящихся в усадьбе. Помимо основных экскурсионных программ, усадьба Люблино предлагает разнообразить Ваш визит различными художественными программами, во время которых, школьники и взрослые смогут познакомиться с оперным искусством, услышать старинные романсы, ближе увидеть быт помещика 19 века. Дворец приглашает молодоженов для проведения церемонии или торжества, так же здесь можно отметить любой другой праздник.

Сезонной программой «Старя добрая сказка» усадьба Люблино отмечает Новый Год, другая программа предлагает встретить Масленицу во Дворце Н. А. Дурасова. В усадьбе Люблино ведет свою деятельность Историко-культурный клуб отдела музейной педагогики Московского государственного объединенного музея-заповедника, целью которого является работа со школьниками, организация интересных мероприятий и выставок. Например, 15 сентября 2010 года в Люблино была организована встреча с известным детским писателем, поэтом и композитором Петром Синявским. Очень интересны концерты классической музыки, проходящие во Дворце Н.А. Дурасова. Звучат произведения великих русских и зарубежных классиков, романсы в исполнении заслуженных артистов России, некоторые концерты посвящены музыке народов мира. Программы постоянно меняются и обновляются. В Люблино отмечают День Победы, День Города, День Музеев и другие праздники.

16 век – первое упоминание об Усадьбе Люблино
80 г.г. 17 века – Усадьба становится собственностью Годуновых
Нач. 19 века – Усадьба переходит Н.А. Дурасову
1760-1818.г.г. – годы жизни Н.А. Дурасова
1801-1806 г.г. – строительство Дворца
1818 г. – Усадьбу посещает императрица Мария Федоровна
1860 г. – Усадьбу покупает К.Н. Голофтеев
1866 г. – дачу в Люблино снимает Ф.М. Достоевский
1872 г. – в усадьбу привозят церковь Петра и Павла
1904 г. – постройки Усадьбы были повреждены ураганом
1917 г. – дачи Голофтеева прекращают свое существование
1927 г. – церковь Петра и Павла переносят из усадьбы Люблино
2001-2007г.г. – реставрация Усадьбы Люблино

Усадьба Люблино

Усадьба Люблино, расположенная в Москве, — уникальный историко-архитектурный комплекс начала XIX века, созданный в стиле палладианства (течение раннего классицизма). Усадьба входит в число объектов культурного наследия страны. Архитектурный ансамбль включает в себя дворец, несколько памятников архитектуры, 27 современных зданий, огромный парк с прудом. На территории усадьбы устраиваются различные спортивные и культурные мероприятия.

81 0 0 7 мин. на чтение

История усадьбы Люблино

Первоначальные упоминания о территории, на которой расположилась усадьба, относятся к XVI веку. Тогда здесь располагалось село, которым уже сто лет владело семейство Годуновых, поэтому село получило название Годуново. После свадьбы наследницы семьи Аграфены Григорьевны село перешло во владение рода Прозоровских на несколько поколений. Владельцы настолько полюбили село, что переименовали его в Люблино.

Потом имение перешло к Разумовским, Урусовым, однако широкую популярность село получило благодаря новому владельцу Николаю Алексеевичу Дурасову, который приобрёл усадьбу Люблино в 1800 году, когда переехал из семейного имения отца, расположенного в Никольском. Новый помещик был очень богат и гостеприимен, отличался большой оригинальностью, любил званые вечера и обильные пиршества.

Званые вечера, на которые он приглашал множество гостей, долго помнили москвичи тех лет. Рассказывали, что один из таких торжественных приёмов посетила императрица Мария Фёдоровна. В память об этом событии в парадном зале был установлен бюст царственной особы. После смерти Дурасова имение стало напоминать дачный посёлок. В XIX веке новыми владельцами села Люблино стали Писаревы.

Семья их проживала в Больших Горках, и в имение они наведывались нечасто, однако это не помешало усадьбе сталь излюбленным местом для отдыха. В 1866 году сюда приезжал известный писатель Ф. М. Достоевский, чтобы поработать над романом «Преступление и наказание». Русский живописец В. И. Суриков создал здесь монументальное полотно «Меншиков». К великому сожалению, старые дачи до наших времён не сохранились.

В XIX веке имение сменило трёх хозяев. Сначала им владел богач Воейков, который продал Люблино купцу Голофтееву. Последним собственником имения стал Рахманин. Когда в 1904 году здесь пронёсся сильный ураган, усадьба потеряла крышу, погибла статуя Аполлона. Её место со временем заняла другая скульптура — античная копия «Геркуланянки», которая находится в музее Дрездена.

С началом войны статуя была утрачена, восстановили её сравнительно недавно. После революции в усадьбе располагались различные учреждения, деревянную Петропавловскую церковь разгромили в 1920 году. Восстановили её под Москвой, в Егорьевском районе. От первоначальной усадьбы сохранились лишь два флигеля и несколько зданий конного двора. В 1990 году усадьбу полностью отреставрировали.

Усадьба Люблино

Фото взято с официального сайта усадьбы

Особенности архитектурного ансамбля усадьбы Люблино

Практически все архитектурные памятники сохранились до наших лет. Усадьба строилась по проекту известного архитектора Ивана Еготова, однако существует версия, что Люблино создал Родион Казаков, а Еготов контролировал реализацию его проекта. Подобное предположение возникло не случайно, поскольку оба архитектора работали над созданием усадьбы, в которой дворец Дурасова стал центральным зданием всего комплекса.

Необычный дворец был построен по всем правилам классицизма. Прямоугольные залы на этажах были соединены с общим центральным залом круглой формы. Строение было выполнено в качестве интерпретации виллы Ротонда — уникального загородного дома известного архитектора Андреа Палладио, расположенного в городе Виченца. Полукруглый купол украшала статуя Аполлона, а общая планировка дворца напоминала орден святой Анны.

Рядом расположилось здание театра, где актёрскому мастерству обучались около ста крепостных крестьян. Были построены несколько флигелей, чудесные оранжереи и постройки конного двора. Имение хорошело на глазах. По проекту архитектора Н. А. Шохина был возведён деревянный храм Петра и Павла. Со временем здесь разбили большой парк с прудами и прогулочной липовой аллеей.

Усадьба Люблино

Фото взято с официального сайта усадьбы

Залы и интерьеры усадьбы Люблино

По широким лестницам посетители направляются в галерею, откуда попадают в круглый зал. Стены его украшены разноцветной росписью, сделанной в технике гризайль, элементами декора служат фризы, барельефы и ажурные медальоны. В пролётах между колоннами изображены различные пейзажи. Венчает зал круглый купол, украшенный плафоном с изображением Афродиты, пол выложен паркетом из натурального дуба.

Мраморный зал оформлен с не меньшей роскошью. Стены украшены росписью под мрамор. Здесь проводились светские балы и чаепития, куда приглашалась местная знать. В простенках между окнами расположены изящные статуи, старинная мебель с позолотой и витые подсвечники. Колонный зал использовали для торжественного приёма гостей. Он разделён на равные части двумя портиками с колоннами.

Интерьер торжественного зала украшает живопись в стиле гризайль, стены выкрашены в нежно-розовые тона. Колонны декорированы дорогим розовым мрамором, над карнизом расположилось панно с изображением картин из древнегреческой мифологии. Уникальный колорит помещению придаёт роспись, изображающая чудесные пейзажи местной природы. Верхние этажи были отданы под жилые помещения.

Усадьба Люблино

Фото взято с официального сайта усадьбы

Музейный комплекс усадьбы Люблино

Основная экспозиция рассказывает посетителям об истории усадьбы и её владельцах, их развлечениях и укладе жизни. Выставка знакомит с эпохой XIX века, главными историческими событиями страны того времени, известнейшими её представителями. Проводятся обзорные и тематические экскурсии по всем залам музея, организуются передвижные выставки, посвящённые различным темам.

Для любителей музыки в музее устраиваются фортепианные вечера, концерты известных вокалистов, музыкально-танцевальные мероприятия. Проводятся лекции на тему истории и культуры России, детям предлагаются увлекательные квесты и познавательные игры. Молодожёны могут провести здесь торжественную регистрацию брака, устроить незабываемое торжество в исторических интерьерах усадьбы.

Усадьба Люблино

Фото взято с официального сайта усадьбы

Как добраться

Историческая усадьба Люблино находится по адресу: Москва, Летняя улица, 1, строение 6. Доехать сюда можно на наземном общественном транспорте, рядом с музеем расположена остановка «Школа им. Достоевского». Можно добраться на метро до станции «Волжская» Люблинской линии. От станции метро нужно выйти на Краснодонскую улицу, повернуть направо и двигаться по ней до самого моста через реку Чурилиху.

Затем перейти мост и по асфальтированной дорожке, идущей по диагонали, добраться до улицы Летняя, по которой двигаться прямо до усадьбы Люблино. На автомобиле стоит подъезжать с Ейской улицы, остановиться у шлагбаума, где расположена бесплатная парковка. Более лёгкий способ добраться до музея — воспользоваться услугами московских такси, которые быстро и комфортно доставят непосредственно до места.

Усадьба Люблино

Фото взято с официального сайта усадьбы

Усадьба Люблино

Одной из уникальных исторических территорий современной столицы является Люблино – местность, впервые упомянутая в документах XVI века. В 80-е гг. XVII века поместьем владела знаменитая фамилия Годуновых, и называлось оно Годуново. Позднее имение стало принадлежать князьям Прозоровским, и было настолько любимо хозяевами, что получило название Люблино.
В 1800 г. усадьбу купил богатый московский помещик, действительный статский советник, армейский бригадир Н.А. Дурасов (1760-1818) – самый известный её владелец. Проектировали и строили усадьбу в 1801-1806 гг. знаменитые московские архитекторы Родион Родионович Казаков и его родственник и сподвижник Иван Васильевич Еготов.
Чудом сохранившийся усадебный ансамбль «Люблино» занимает особое место в русской культуре. Оригинальное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание господского дворца имеет в плане сочетание креста и круга. Такая форма здания восходит к проектам французского архитектора Ж.Ф. Неффоржа. По легенде более позднего происхождения, форма дома напоминала форму ордена св. Анны.

Описание усадьбы Люблино

Главный вход во дворец расположен с юго-восточной стороны. По широкой лестнице, ведущей в галерею, можно войти в его залы. Центральный круглый зал высотой в два этажа – парадная столовая. Он, как и другие залы дворца, богато оформлен росписью в технике гризайль, создающей на гладких стенах имитацию объёмных барельефов, коринфских колонн, многофигурного фриза по периметру всего зала, круглых медальонов. Росписи дворца выполнял модный в то время художник Джермано Скотти.
На барельефах круглого зала представлены известные мифологические сюжеты (начиная от входа в ЗАО по часовой стрелке): «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура». Купол Круглого зала украшает живописный плафон «Триумф Венеры». Пол зала выложен из дубового набора с розеткой в виде солнца в центре. Через огромные полуциркульные окна открываются виды парка и пруда.
Не менее роскошно оформлен Мраморный зал. Прямоугольный по форме он предназначался для балов и был облицован искусственным мрамором различных оттенков. Впечатление парадности создаётся так же лепными барельефами, карнизом и расписным плафоном на потолке «Пир Вакха на острове Наксос».

Усадьба Люблино. Фасад дворца с генеральным планом усадьбы

Усадьба Люблино

Усадьба Люблино, главный дом

Усадьба Люблино, парадный зал дворца

В северо-западном крыле дворца расположен Колонный зал, служивший гостиной. Он разделен двумя колонными портиками на три части. Розовато-серебристые тона стен и колонн, отделанных искусственным мрамором, дали залу второй название Розовый. Система росписей создаёт впечатление открытого садового павильона.
Над карнизами размещены четыре панно на темы античной мифологии (справа налево от входа): «Миф об Актеоне», «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Калисто» и «Пир Вакха и Ариадны на острове Наксос». По торцам зала с обеих сторон – ценнейшая полихромная пейзажная живопись с видами усадьбы. При Н.А. Дурасове зал был обставлен мебелью для отдыха: диванами, креслами, ломберными столиками.

В этих залах щедрый хозяин устраивал званые обеды, балы и празднества, сопровождаемые игрой замечательного оркестра. Праздники славились на всю Москву и привлекали столичную знать.
Жилые и служебные помещения были расположены на втором и третьем этажах в двух других крыльях дворца. Третий этаж представляет собой бельведер, венчающий всё здание, к которому примыкают четыре небольших помещения с огромными полуциркульными окнами. В прошлом свод зала был расписан кессонами с розетками в виде цветов. Стены зала украшали изображения танцующих женщин, а боковых помещений – пейзажная живопись.

Купол дворца, задуманного Н.А. Дурасовым как Храм искусств, венчала скульптура Аполлона, уничтоженная сильнейшим ураганом в 1904 году. После восстановления здания на его крыше воздвигли новую скульптуру «Геркуланянки» в античной одежде – копию экспоната Дрезденской галереи (I век до н.э.).
В непосредственной близости от дворца расположен частично сохранившийся комплекс театральных зданий имения. Руководил театром замечательный актер и писатель-драматург П.А. Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских крепостных артистов достигло высочайшего уровня. Слава о театре дошла до царского двора. В мае 1818 г. театр и оранжерею посетила императрица Мария Федоровна, которая пришла в восторг от увиденного представления.
Частично сохранились и некоторые другие строения усадьбы: дом управляющего, флигель, фрагмент здания дворцовой оранжереи, конный двор и сооружения хозяйственного назначения. Все постройки выполнены в стиле зрелого классицизма.

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино парк

Усадьба Люблино парк с прудом

Усадьба Люблино дворец, интерьер

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

Усадьба Люблино дворец

dsc_3917_lublino

Вокруг, на высоком холмистом берегу, был разбит пейзажный парк в английском стиле. Важный элемент паркового ландшафта – обширный пруд (ныне Люблинский) в русле речки Голяди.
В течении XX века усадьба, в том числе и дворец, неоднократно меняла своих владельцев, что отнюдь не способствовало сохранению построек. В 2001 – 2005 гг. была проведена научная реставрация дворца, и сегодня посетители могут увидеть его во всем великолепии – таким, каким он был 200 лет назад.
После реставрации замечательный памятник начала XIX века – дворец Н.А. Дурасова, став частью Московского государственного объединенного музея – заповедника, начал принимать первых посетителей.
(Из музейного буклета).

План усадьбы Люблино

План усадьбы Люблино

Схема проезда

Усадьба Люблино

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Люблино 55.688454 , 37.743165 Усадьба Люблино

Ю.И. Шамурин Люблино

Ближайшая к Москве по Курской дороге усадьба — Люблино, теперь принадлежащая Н. К. Голофтееву. Большой белый дом, совершенно необычной формы, красиво поставлен на возвышении и виден от железной дороги. Совершенно неожиданно проносятся его многочисленные колонны и стены с барельефами, сменяя поля орошения, товарные склады и закопченные рельсовые пути. Люблино в начале XIX века принадлежало Н. А. Дурасову, несмотря на свое богатство, не пользовавшемуся в Москве большой известностью. Около 1800 года Дурасов построил громадный дом, отлично сохранившийся до наших дней. План его представляет равноконечный крест с концами, соединенными закругленными колоннадами; по поводу этого необычного плана по старой Москве ходили толки, что такой вид был придан дому в память получения Дурасовым ордена Анны. Этому можно поверить: дом в плане, действительно, напоминает орден; что же касается самого замысла — запечатлеть таким странным образом полученную награду, — то это вполне возможная причуда старого барства. С. Жихарев, оставивший интереснейшие «Записки студента» о московской жизни первых годов Александровского царствования, посещал Люблино и со слов хозяина сообщил, что дом строил архитектор Егоров. Такой архитектор неизвестен. Невероятно также, что это был крепостной маестер; Жихарев, по-видимому, ошибся в имени архитектора Ивана Еготова, талантливого ученика М. Ф. Казакова, работавшего в это время в Москве. Казаковская школа очень определенно сказывается в дурасовском доме, немного однообразном, украшенном только четырьмя барельефами, статуей на куполе и полукруглыми колоннадами. Н. А. Дурасов был большим любителем театра; его подмосковная славилась оранжереями, но еще более — отлично обученной труппой, заключавшей более сотни крепостных артистов. Внутри дома красивы плафоны зала, расписанные итальянцем Скотти, самым популярным московским декоратором начала XIX века.

Источник:
Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 1912-1914 гг. тов. «Образование»

Дворец Н.А. Дурасова в усадьбе Люблино

Дата постройки: начало XIX в.
Архитекторы: И. В. Еготов, Р. Р. Казаков
Дата реставрации: 1952 – 1957 гг., 1999 – 2004 гг., 2012 г.
Авторы проекта реставрации: Центральная проектно-реставрационная мастерская
Академии архитектуры СССР, ООО «АРСС», ФГУП МНРХУ

Первые сведения о Люблине относятся к XVII столетию. Около 1800 года имение Люблино приобрел отставной бригадир, действительный статский советник Н. А. Дурасов. Согласно известной легенде в память о получении в 1800 году ордена Святой Анны I степени он заказал постройку главного дворца усадьбы в форме креста.
Архитектором здания долгое время называли И. В. Еготова. Сейчас принято считать, что над проектом мог работать и Р. Р. Казаков. Росписью внутренних помещений занимались Джеромо (Е. П.) Скотти и Сантино Ольденелли.
Дурасов использовал дворец в летнее время для балов, приемов и представлений известного всей России крепостного театра. Имение посещала вдовствующая императрица Мария Федоровна и директор (президент) Петербургской Академии наук княгиня Е. Р. Воронцова-Дашкова.
Во второй половине XIX века Люблино приобрели у наследников Дурасова купец К. Н. Голофтеев и его компаньон и родственник П. Н. Рахманин, которые устроили на территории имения летние дачи, сдаваемые внаем. На одной из них Ф. М. Достоевский работал над романами «Преступление и наказание» и «Игрок».

При Голофтееве с Рахманиным дворец в Люблине был частично перестроен и утеплен для круглогодичного проживания. Во время урагана 1904 года разбилась статуя Аполлона, венчавшая купол здания. Она была заменена на скульптуру геркуланянки (гражданки города Геркула), облаченной в траурные одежды. Почему выбор пал именно на эту статую, неизвестно.
В октябре 1917 года внутреннее убранство усадьбы было расхищено. Впоследствии здесь располагались школа, клуб железнодорожников, отделение милиции. В 1948 году здание перешло только что созданному Морскому гидрофизическому институту Академии наук СССР. Оно нуждалось в срочном ремонте — почти полностью были утрачены перекрытия открытых галерей и капители колонн. Сами колонны, покрашенные масляной краской, были сильно повреждены. Сгнили многие деревянные конструкции, начали разрушаться своды. От сырости сильно пострадала отделка интерьеров, каменные полы галерей были разбиты.

Два крыла здания и его третий этаж подверглись спешному ремонту.
В 1950-м готовится проект реставрации дворца, воплощенный в жизнь в 1952 – 1957 годах, в том числе проводится и реставрация живописи (не самая удачная, по оценке специалистов той эпохи), а также других элементов декора интерьеров.
За четыре последующих десятилетия здание сильно обветшало, несмотря на то, что в 1979 году усадьба Люблино была взята под госохрану. В 1999 – 2004 годах проводилась комплексная реставрация дворца.
В ходе работ была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура здания. Заменены находившиеся в неудовлетворительном состоянии перекрытия. Потребовалось немало усилий, чтобы не нанести ущерб уникальным плафонам и декоративным панно. Отреставрированы кладка цоколя и лепной декор вместе с понесшими значительные утраты капителями колонн и рельефами на фасадах. На куполе была вновь воздвигнута скульптура «Геркуланянка».

Сотрудники Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) воссоздали роспись плафонов и стен в анфиладе залов первого этажа. В ходе предварительных исследований выяснилось, что штукатурное основание сильно деструктированное, отстало от основы, имеет глубокие трещины, утратило красочный слой (возможно, из-за применения казеинового клея во время реставрации советской поры), структурно разрушилось в местах протечек, покрылось грязью. Обнаружились и частичные поновления. Из-за протечек сильно пострадала роспись в технике гризайль.
Все эти дефекты были устранены, а в живопись вдохнули новую жизнь специалисты под руководством художника-реставратора высшей квалификации В. В. Марковина.

В Центральном круглом зале высотой в два этажа, служившем парадной столовой, был возрожден живописный плафон «Триумф Венеры», украшающий купол, и барельефы «Аполлон с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный» и «Венчание Амура». В Мраморном зале отреставрирован потолочный плафон «Пир Вакха», а расписанным под мрамор разных оттенков стенам возвращены оригинальные цвета (утерянные при реставрациях прошлых лет). Колонный (Розовый) зал, бывшую гостиную, вновь украсили панно в технике гризайль.
В 2005 году усадьба Люблино была передана в состав Московского городского объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ) «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино». Дворец открыт для посещения.

В верхнем круглом зале (Ротонде) оригинальная роспись не сохранилась. В 2009 – 2010 годах специалисты ФГУП МНРХУ провели архивно-библиографические исследования, подобрали стилистические аналоги росписи. В качестве примера использовались сохранившиеся росписи в Люблине, а также росписи из других усадеб той же исторической эпохи.
В 2012 году были проведены работы по реставрации росписи Ротонды (научный руководитель проекта — Л. Ю. Яснова, руководитель проекта — А. С. Скородумова, работы выполнялись под руководством художника-реставратора М. Г. Чистякова). Воссоздание росписи было произведено в акриловой технике, для позолоты использовано сусальное золото, архитектурные детали изображены живописно, без применения лепного декора.
С окончанием финального этапа уникальных реставрационных работ внешний облик и интерьеры дворца Н. А. Дурасова в Люблине максимально приблизились к первоначальному облику.

Литература:
А. Алексеев Москва, которая есть. Лучшие примеры реставрации XXI века. М., 2013

Усадьба Люблино

Усадьба расположена в юго-восточной части Москвы на берегу большого Люблинского пруда, устроенного в русле речки Пономарки. В XVI в. здесь находилась деревня Юркино, сменившая несколько владельцев. В 1622 г. она была пожалована подьячему Григорию Ларионову, при котором в деревне была основана усадьба.

усадьба люблино

В допетровские времена эти земли носили имя Годуново по фамилии своих следующих владельцев. Своё сегодняшнее название, правда, с ударением на втором слоге, усадьба получила в XVIII в., когда принадлежала князьям Прозоровским. В XVIII в. было принято давать загородным поместьям «значащие» названия, однако, как правило, они не приживались — усадьба Люблино составляет исключение.

Прозоровские оставались владельцами Люблина на протяжении почти столетия. В 1790-х гг. усадьбу приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, но после того как в 1801 г. умерла её любимая дочь Софья, Люблино стало вызывать у неё печальные воспоминания, и она продала усадьбу известному богачу, отставному бригадиру и действительному статскому советнику Николаю Андреевичу Дурасову.

Н.А. Дурасов по отцовской линии происходил из знатного дворянского рода, а по линии матери, Аграфены Ивановны, урождённой Мясниковой, был в родстве с богатейшими сибирскими купцами Твердышевыми — владельцами многочисленных рудников и заводов на Урале. Братья Твердышевы были бездетны, и принадлежавшее им огромное состояние перешло к их сестре, Татьяне Борисовне Мясниковой, а затем к её четырём дочерям. Все они вышли замуж за представителей знатных фамилий, принеся своим мужьям в качестве приданого по два завода и по девятнадцать тысяч душ крепостных.

музей усадьба люблино

Н.А. Дурасов отличался любовью к искусствам и необыкновенно широким даже по московским меркам гостеприимством. Став владельцем усадьбы, он выстроил новый великолепный дом-дворец с комплексом усадебных построек, существующих и поныне, и превратил усадьбу Люблино в место великолепных праздников и приёмов. Н.А. Дурасов завёл здесь крепостной театр, соперничавший с театром Шереметева, роговой оркестр и хор песенников, считавшийся лучшим во всей округе. Славились и знаменитые «зимние обеды», устраивавшиеся в оранжерее, среди экзотических растений. Дурасов любил вводить своих гостей в заблуждение, представляя Люблино обычной хозяйственной усадьбой. За столом он уверял гостей, что всё продовольствие производится непосредственно в усадьбе.

парк усадьба люблино

Во время Отечественной войны 1812 г. усадьба Дурасова в Люблино, в отличие от большинства подмосковных имений, почти не пострадала. Дом занял один из французских генералов, облюбовавший его из-за того, что Дурасов, всегда готовый к приёму гостей, держал в кладовых и погребах большие запасы провизии.

Официальный сайт усадьбы в Люблино

Когда посещать

Территория музея-заповедника открыта с 8:00 до 18:00. Понедельник в музее — выходной. Третье воскресенье каждого месяца — вход бесплатный. По сб. и вс. проводятся сборные экскурсии в 11:00, 13:00, 15:00.

Н.А. Дурасов скончался в 1818 г., не оставил прямых потомков, и Люблино перешло к его сестре Аграфене Алексеевне, вышедшей замуж за своего родственника генерал-лейтенанта М.3. Дурасова, а затем — к её дочери Аграфене Михайловне, бывшей замужем за генерал-майором Александром Александровичем Писаревым. При Писаревых в Люблине уже не устраивалось театральных спектаклей и музыкальных вечеров, однако многочисленные гости по-прежнему съезжались в усадьбу. А.А. Писарев много внимания уделял саду и оранжереям, которые приобрели ещё более цветущий вид, нежели при Дурасове, завёл образцовые огород и скотный двор, для которого выписывал породистых тирольских коров. Всё это вызывало любопытство и восхищение гостей. С разрешения хозяев в усадьбе устраивались экскурсии для всех желающих.

В 1862 г., после смерти мужа, A.M. Писарева продала усадьбу владельцам фирмы «Голофтеев и Рахманин», богатым купцам, торговавшим модным дамским товаром и галантереей. Новые хозяева поселились в господском доме, а все усадебные постройки переоборудовали под дачи. Кроме того, на территории сада было построено около семидесяти дачных домиков. Летом 1866 г. на даче в Люблине вместе с семьёй своей сестры жил Ф.М. Достоевский, работавший там над окончанием второй части «Преступления и наказания». Впечатления от люблинской дачной жизни нашли отражение в его повести «Вечный муж».

фото усадьбы люблино

В 1860-е гг. мимо Люблина прошла Московско-Курская железная дорога, и близ усадьбы была построена станция, получившая название «Люблино-дачное». В 1872 г. в усадьбе не совсем обычным способом появилась новая деревянная церковь Петра и Павла. К.Н. Голофтеев, ставший после смерти своего родственника и компаньона П.Н. Рахманова единственным владельцем усадьбы, посетил в том году Политехническую выставку, приуроченную к 200-летию со дня рождения Петра I и проходившую в Москве в Александровском саду. Среди экспонатов выставки были образцы различных деревянных построек, в том числе и церковных. Голофтееву понравилась церковь в русском стиле по проекту архитектора Н.А. Шохина, он купил её и перевёз в Люблино. После революции церковь была закрыта, и в ней расположился «уголок безбожника». Однако в 1927 г. верующим удалось добиться разрешения, разобрав, перевезти её в село Рыжово Егорьевского района, где она существует и поныне.

план усадьбы люблино

В 1896 г. усадьбу Люблино унаследовал сын Голофтеева Николай Кононович. При нём усадьба пережила страшный ураган, случившийся 16 июня 1904 г. Ураганом сорвало крышу с господского дома, разрушило несколько дачных строений, уничтожило значительную часть парка. Однако хозяин быстро ликвидировал следы стихийного бедствия, Люблино было восстановлено, и на его территории стало ещё больше дач, чем прежде. Тесная застройка нарушила поэтический облик загородной усадьбы.

усадьба дурасова в люблино

Во время Первой мировой войны в одной из дач на средства Н.К. Голофтеева был устроен лазарет для раненых. В первые послереволюционные годы в главном доме разместилась школа 2-й ступени, затем — клуб железнодорожников имени III Интернационала. После войны главный дом занял Институт океанологии АН СССР. В саду усадьбы был размещён Парк культуры и отдыха «Люблино», существующий и сейчас.

В 2006 г. усадьба в Люблине получила статус Московского объединённого художественного, историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника. В отреставрированном главном доме открыта музейная экспозиция, остальные постройки усадьбы пока заняты различными учреждениями, не имеющими отношения к музею.

Достопримечательности усадьбы Люблино

Музей «Люблино» находится рядом с метро «Волжская». Чтобы попасть на территорию усадьбы, нужно выйти на Краснодонскую улицу и перейти через автомобильный мост. Направо от моста, вдоль берега большого Люблинского пруда, вьётся живописная дорожка, но по ней мы будем возвращаться, а пока свернём чуть левее и по диагонали выйдем на Летнюю улицу — главную подъездную аллею усадьбы. До наших дней в усадьбе сохранился Господский дом, сильно перестроенное здание театра с флигелями, Конный двор и Оранжерея. Первая постройка, которая встретится на нашем пути, — Оранжерея.

оранжерея в усадьбе люблино

Здание оранжереи, возведённое, как и все постройки усадьбы, в начале XIX в. в стиле классицизма, представляет собой асимметричную постройку, состоящую из двух частей — одноэтажной и двухэтажной. Двухэтажная часть была утрачена и восстановлена уже в наши дни.

Оранжерея стоит вдоль подъездной аллеи и обращена к ней северным, глухим фасадом. Окна в оранжереях всегда располагались с юга, чтобы растения получали достаточно солнца. Первоначально северная сторона была украшена четырёхколонным портиком, отмечавшим вход в здание. В Оранжерее выращивались померанцевые, лимонные, лавровые деревья, разнообразные экзотические цветы. Современники называли её «совершенным царством Флоры» и находили более роскошной и ухоженной, чем знаменитые оранжереи Кускова. При Н.А. Дурасове в Оранжерее устраивались пышные «зимние обеды».

Оранжерея продолжала функционировать на протяжении всего XIX в. В 1838 г. очевидец писал: «Главная оранжерея на 350 шагов в длину. Она разделяется на 10 зал. Целые комнаты увиты виноградом, персиками, гранатами, наполнены множеством редких растений и цветов. Не говоря об обширных грунтовых сараях, упомянем ещё о теплицах, и особенно о новой теплице для ананасов, нагреваемой недавно открытым способом. Это совершенство садового искусства!».

Пансион для дворянских детей-сирот

флигель люблино усадьба

Флигель — небольшое двухэтажное здание начала XIX в. Первоначально в нём располагался Пансион для дворянских детей-сирот, основанный Н.А. Дурасовым. Впоследствии Флигель, как и все усадебные постройки, использовался в качестве дачи. Считается, что именно в этом здании летом 1866 г. жил Ф.М. Достоевский.

Конный двор

конный двор в усадьбе люблино

Конный двор включает в себя ряд построек: конюшни, каретный сарай, два флигеля, в которых жили конюхи, и кузницу. Поскольку на Конный двор открывался вид с подъездной аллеи, его постройки, носившие чисто хозяйственный характер, тем не менее имеют гармоничные архитектурные формы, украшены колоннами и пилястрами. К сожалению, в настоящее время Конный двор обнесен унылым современным забором и почти не виден.

Мы возвращаемся на подъездную аллею (Летнюю улицу). Вдоль неё, одно за другим, стоят три здания: Театр, Флигель театральной школы и сама Театральная школа.

театр усадьба люблино

Театр представляет собой трёхэтажное здание, стоящее торцом к аллее. Первоначально оно имело два этажа, третий был надстроен позднее. Крепостной театр Н.А. Дурасова пользовался заслуженной славой. Представления давались дважды в неделю. С упразднением крепостного театра здание использовалось как жильё для дворовых.

Флигель театральной школы

флигель театральной школы люблино

Небольшое двухэтажное здание, известное как флигель Театральной школы, стоит в глубине двора. Его назначение несколько раз менялось, здание использовалось как жильё для актёров, дом управляющего, конторский флигель. В настоящее время оно значительно перестроено.

Театральная школа

театральная школа усадьба люблино

Театральная школа состоит из двух одинаковых одноэтажных флигелей, когда-то украшенных башенками и лепными фризами с изображением танцующих фигур. Первоначально эти флигеля соединялись при помощи открытой галереи. В послереволюционное время галерея была перестроена, и флигеля превратились в единое здание.

Школа была основана Н.А. Дурасовым для обучения крепостных актёров. Преподавали в ней такие известные мастера сцены, как А.Д. Плавильщиков и И.А. Дмитриевский. Обучение велось на очень высоком уровне, впоследствии многие крепостные актёры, окончившие школу, получив вольную, смогли поступить на профессиональную сцену.

Подъездная аллея заканчивается у главного сооружения усадьбы — Господского дома.

дворец дурасова в усадьбе люблино

Аналогов этому прекрасному образцу московского ампира в русской архитектуре нет, есть прообразы у великого итальянца Палладио — люблинский особняк напоминает знаменитую виллу Ротонду. Дворец Дурасова тоже имеет купол в центре и четыре фасада, но в люблинском варианте архитекторы Р.Р. Казаков и И.В. Еготов делают блестящий ход — окружают дом колоннадами, в результате получилось уникальное решение — главный дом представляет собой в плане крест, вписанный в круг.

Как добраться

Можно дойти пешком от метро «Волжская» или доехать от метро «Текстильщики» на троллейбусе № 50 и автобусах № 29, 54, 623 до ост. «Люблино».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *