Как называется зеленая ветка метро
Перейти к содержимому

Как называется зеленая ветка метро

  • автор:

Как называется зелёная ветка метро в Москве?

Исторически принято линии московского метрополитена идентифицировать при помощи нескольких способов:

По существующим нормам линия зелёного цвета на схемах метро имеет официальный номер №2, а название у неё — Замоскворецкая.

Эта линия полностью находится в пределах МКАДа, состоит из 24-х станций, из которых лишь станция «Технопарк» наземная, остальные подземные. Единственный открытый перегон — от станции «Автозаводская» до станции «Коломенская», включающий в себя «Технопарк».

Замоскворецкая линия была открыта в 1938-м году и до 1990г называлась Горьковско-Замоскворецкой.

Конечная станция на севере «Ховрино», на юге «Алма-Атинская»

Московский Метрополитен

Замоскворецкая линия («зелёная ветка») московского метро была открыта для пассажиров 11 сентября 1938 года, и до 1990 года носила название «Горьковско-Замоскворецкая».

В состав линии входит 20 функционирующих и 1 строящаяся станция, а эксплуатационная длина составляет 36.9 км. Среднее время поездки по всей «ветке» — 52 минуты.

Замоскворецкая линия одна из самых загруженных линий Московского метрополитена. В часы пик интервал между поездами составляет менее 90 секунд.

Станции и переходы Замоскворецкой линии метро

  • Речной вокзал
  • Водный стадион
  • Войковская
  • Сокол
  • Аэропорт
  • Динамо
  • Белорусская , переход на станцию:
    • Белорусская(Кольцевая линия)
    • Пушкинская(Таганско-Краснопресненская линия)
    • Чеховская(Серпуховско-Тимирязевская линия)
    • Охотный ряд(Сокольническая линия)
    • Площадь Революции(Арбатско-Покровская линия)
    • Третьяковская(Калужско-Рижская линия)
    • Третьяковская(Калининская линия)
    • Павелецкая(Кольцевая линия)
    • Каширская(Каховская линия)
    • Зябликово(Люблинско-Дмитровская линия)

    Cтанции Замоскворецкой линии метро с пересадочными узлами

    Замоскворецкая линия (до 1990 года — ; на схемах обозначается цветом) — хронологически третья линия Московского метро. Изначально построена как часть второй очереди развития метрополитена. Ныне длина линии составляет 36,9 км, на которых располагаются 20 станций. Среднее время поездки по всей линии 52 минуты. Средняя скорость движения подвижного состава — 42 км/ч. Почти вся линия находится под землёй, за исключением перегона между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», где линия выходит на поверхность и по Нагатинскому мосту пересекает реку Москву.

    Замоскворецкая линия

    Замоскворецкая линия московского метро на карте выделена зеленым цветом и отмечена цифрой 2. Линия состоит из 22 станций, протяженность — 39,9 км, время следования из конца в конец 55,5 минут.

    Зеленая ветка метро соединяет центр Москвы с такими районами на юго-востоке города как Коломенское, Царицыно, Орехово-Борисово, Братеево, а также районами, прилегающими к Ленинградскому шоссе.

    Практически на всем своем протяжении линия проходит под землей. К наземным участкам относится станция «Технопарк», а также участок на Нагатинском мосту.

    Первый участок Замосковрецкой линии метро был введен в эксплуатацию в 1938 году. Поезда ходили от станции «Сокол» до нынешней «Театральной» (до переименования — пл. Свердлова). Вторую очередь ветки начали строить перед Великой Отечественной войной, и строительные работы прекращались лишь в период с осени 1941 по весну 1942 года.

    За годы существования Замоскворецкой линии на ней довольно часто возникали различные аварии. В 1987 году загорелся хвостовой отдел одного из поездов. Пассажиры тогда не пострадали, только дежурная по станции «Павелецкой», на которой проводилась эвакуация пассажиров, поступила в больницу с отравлением дымом. Этот случай ускорил разработку автоматической системы пожаротушения для вагонов.

    В 2003 году на перегоне «Новокузнецкая» – «Театральная» у состава сломалась колесная пара.

    Трагедия, унесшая человеческие жизни, на этой ветке произошла 6 февраля 2004 года, когда утром, в поезде, следовавшем по перегону между «Автозаводской» и «Павелецкой» террорист-смертник взорвал устройство мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва 41 человек погиб и около 300 человек получили ранения. В настоящее время на станции «Автозаводской» можно увидеть мемориальную плиту с именами погибших.

    Два раза на линии возникали проблемы с плавунами: в 2001 и 2003 годах, а в 2006 году произошло разрушение тоннеля на перегоне «Войновская» – «Сокол».

    По Замоскворецкой ветке курсирует самый старый именной поезд Московского метрополитена, который появился в 1988 году. Называется состав «Народный ополченец». В 2006 году салоны вагонов поезда оформили фотографиями и историческими плакатами, рассказывающими об ополченцах, сражавшихся во время ВОВ.

    В скором времени ветка будет продлена от «Речного вокзала» на две станции: «Беломорская улица» и «Ховрино». Кроме того, существуют планы продления линии в Химки.

    Станции Замоскворецкой линии

    Станция «Речной вокзал» располагается в Северном административном округе Москвы, на территории Лебовережного района. Колонная трехпролетная станция мелкого заложения, расположенная на глубине 6 метров.

    Станция открылась 31 декабря 1964 года, назвали ее по Северному речному вокзалу, который находится поблизости. Строительство этой станции по времени совпало с действием постановления от 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Результатом постановления стало появление типовых проектов, которые не отличались особой эстетичностью, но зато были весьма бюджетными. «Речной вокзал» – не единственная типовая станция на Замоскворецкой линии. Все они очень похожи друг на друга, и, несмотря на то, что при отделке использовались все те же благородные мрамор и гранит, выглядят станции довольно скучно – платформа с четырехгранными колоннами по обе стороны – вот и весь декор.

    Станция «Водный стадион» располагается на территории Головинского и Войковского районов Северного административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 6 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция построена по типовому проекту, дата открытия – 31 декабря 1964 года.

    Станция «Войковская» располагается на территории Северного административного округа, в Войковском районе. Глубина заложения – 7 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция была открыта 31 декабря 1964 года. Построена по типовому проекту.

    Станция «Сокол» располагается на территории районов Сокол и Аэропорт в Северном административном округе Москвы. Глубина заложения станции – 10 метров. Тип: колонная двухпролетная мелкого заложения.

    Станция «Сокол» получила название от поселка «Сокол» – одной из исторических достопримечательностей Москвы. Станция строилась по индивидуальному проекту, открыта 11 сентября 1938 года.

    Конструкция этой станции не похожа на другие станции московского метро. По центру зала установлены колонны, которые симметричными полусферами расходятся в противоположные стороны, а также образуют арки между собой. При отделке использовали такие материалы как оникс, серый и розовый гранит, мраморную мозаику. Путевые стены украшают четыре панно из белого мрамора.

    Станция «Аэропорт» располагается в Северном административном округе Москвы. Один выход со станции ведет на территорию района Аэропорт, а второй – на территорию Хорошевского района. Тип: односводчатая мелкого заложения (глубина — 10 метров).

    Станция открылась 11 сентября 1938 года, и была названа по бывшему Центральному московскому аэродрому, который располагался на Ходынском поле. Внешний вид станции также вызывает ассоциации с авиацией. «Аэропорт» — первая односводчатая станция Московского метрополитена, которую строили открытым способом. Свод зала украшают рельефные полосы, которые похожи на парашютные стропы. При отделке станции использовали мраморовидный известняк, мрамор разных цветов, диабаз.

    Станция «Динамо» устроена под Ленинградским проспектом. Она располагается в Северном административном округе Москвы, на территории района Аэропорт. Глубина заложения станции – 40 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    Станция «Динамо» была открыта 11 сентября 1938 года, а свое название получила по стадиону «Динамо», расположенному поблизости. Декор станции соответствует названию, и его темой создатели выбрали советский спорт.

    В зале установлены скамейки из мрамора с деревянными сиденьями. Стены пилонов над скамьями оформлены ковровым рисунком из оникса и мрамора. Верхняя горизонтальная полоса выполнена из оникса и подсвечена изнутри. Станцию «Динамо» строили закрытым способом, и облицовочные плиты для декорирования пилонов опускали в шахту только после того, как архитектор утверждал тщательно подобранные по оттенку и узору образцы.

    На полу уложены гранитные плиты, в центральном зале эти плиты розового и серого цвета. Стены станции украшены 60-ю фарфоровыми медальонами. На 21 медальоне изображены аллегории 21 видами спорта, по которым проводились состязания на Спартакиадах народов СССР. До установки гермозатворов таких медальонов было 24. Для некоторых барельефов использовали образы реальных спортсменов, например, конькобежный спорт представляет спортсменка Мария Исакова, а футбол – Григорий Федотов.

    В 1940 году на станции «Динамо» проводились наблюдения за распадом урана, так как большая глубина позволяла исключить воздействие космических излучений на процесс. Эксперименты проводились физиками Г.Н. Флеровым и К.А. Петржаком. В результате ученые открыли спонтанное деление ядер урана.

    Станция «Белорусская» находится в Терском районе Центрального административного округа Москвы. Станция построена под площадью Тверская Застава. Глубина заложения станции – 34 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    Станция была открыта 11 сентября 1938 года, и названа по Белорусскому вокзалу. Единственный выход из станции встроен в здание вокзала. Со станции «Белорусская» Замоскворецкой линии можно перейти на одноименную станцию Кольцевой линии.

    В годы ВОВ на отгороженном участке «Белорусской» размещался Центральный командный пункт. В ночное время станцию использовали в качестве бомбоубежища.

    Для оформления зала использовали мрамор трех сортов и различных оттенков. Пилоны со стороны центрального зала облицованы розовым мрамором. В пилонах есть полукруглые ниши, в которых установлены бронзовые светильники-торшеры. Верхнюю часть пилонов и свод центрального зала украшает лепнина. Изначально на полу была узорчатая мраморная мозаика, а сейчас пол выложен плитами из черного гранита и черного диабаза. В южном торце центрального зала установлен гранитный бюст В.И. Ленина.

    Станция «Маяковская» расположена в тверском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 34 метра. Тип: колонная трехсводчатая глубокого заложения.

    Станция была открыта 11 сентября 1938 года. Строилась «Маяковская» по проекту архитектора Алексея Душкина, хотя первоначально ее разрабатывали архитекторы С.М. Кравец и инженер Н.И. Ушаков. Предполагалось, что оформление будет выдержано в стиле Ренессанса, но затем проект был переделан в манере близкой к декоративному стилю ар-деко. В 1939 году проект Душкина получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке, и действительно, это одна из самых красивых станций московского метро. «Маяковская» имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения. Во время строительства станция проходила под названием «Триумфальная площадь». Однако площадь переименовали в честь Владимира Маяковского, и вслед за этим изменилось и название станции.

    В 1950-х годах на «Маяковской» появились гермоворота, а также был установлен бюст Маяковского. С середины 2000-х по 2010 год на станции проводилась реконструкция. После обновления здесь появился второй выход, новые эскалаторы, кроме того, многие элементы декора заменили новыми.

    Несмотря на то, что ширина платформы на «Маяковской» меньше, чем на других станциях глубокого заложения, смотрится она очень просторной и легкой. Если раньше колонны чаще всего отделывали мрамором, то в этом случае и арки и колонны декорированы рифленой нержавеющей сталью. Углы колонн на высоту человеческого роста были обшиты уральским родонитом, но сейчас почти весь родонит заменен дешевым аналогом. По краю стальной отделки арок проходят полосы темно-серого мраморовидного известняка. Между колоннами в центральном зале на потолке располагаются 34 овальные ниши с 16-ю бра и вентиляционными решетками, выглядящими очень декоративно. По центру ниш располагаются мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам известного художника Александра Дейнеки. Вначале таких панно было 35, но после того, как на станции установили гермозатворы, одна мозаика была утрачена. В спешке эти элементы декора можно и не заметить — чтобы рассмотреть панно, нужно встать под купол и запрокинуть голову вверх.

    Даже путевые станции на «Маяковской» заслуживают внимания. Верхняя часть стен декорирована бело-голубым мрамором, а нижняя – черно-оливковым мраморовидным известняком. Цоколи путевых стен отделаны серо-зеленым диоритом, а по самому верху проходит карниз из нержавеющей стали.

    На полу выложен геометрический орнамент из желтого, красного и оливкового мрамора, а вдоль краев перронов уложен серый гранит. Освещают перрон подвесные светильники.

    Станция «Тверская» располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 42 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    Станция была открыта 20 июля 1979 года, и первоначально называлась «Горьковская». Станция имеет пересадки на станции «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии и «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Переход на «Пушкинскую» расположен в центре зала. Переход на «Чеховскую» устроен в южном торце зала.

    В переходе между «Тверской» и «Чеховской» установлен памятник Горькому авторства В.М. Клыкова.

    Совмещенный вестибюль «Тверской» и «Пушкинской» находится под Пушкинской площадью. Два просторных зала объединены при помощи проходов. Из кассового зала можно попасть в подземный торговый комплекс «Тверской пассаж».

    Станция «Театральная» располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции – 35 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Станция имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия.

    «Театральная» открылась 11 сентября 1938 года. Первоначальное название – «Площадь Свердлова». Сегодня это крупный пересадочный узел. С «Театральной» можно перейти на станции «Охотный Ряд» Сокольнической линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. Прямого перехода между этими станциями нет. Кроме того, наземные вестибюли станции «Театральной» совмещены с вестибюлями «Охотного ряда» и «Площади Революции».

    Переходы располагаются в центре зала. На каждую из станций можно попасть двумя путями: по подземным переходам или через наземные вестибюли.

    Проект станции «Театральной» стал последней работой известного архитектора И.А. Фомина. Хотя первоначальное название станции никак не было связано с театром, архитектор решил сделать ее аванзалом театра, который располагался в непосредственной близости.

    В оформлении центрального зала архитектор использовал элементы дорического ордера. Свод опирается на мраморные каннелированные полуколонны. Наверху, между колоннами и карнизом располагаются бронзовые плиты-капители. Между полуколоннами вдоль стен пилонов установлены скамьи из мрамора. Путевые стены на уровне цоколя отделаны зеленым диоритом.

    Свод центрального зала украшен ромбовидными кессонами (углублениями). В самом нижнем ряду кессонов чередуются скульптурные фарфоровые вставки: человеческие фигуры высотой около метра и фруктовые венки. Фигурки изображают танцующих или играющих на музыкальных инструментах женщин и мужчин в национальных костюмах республик СССР. На сегодняшний день можно увидеть фигурки представителей 7 республик: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России, Узбекистана, Украины. Скульптуры изготовляли на Ленинградском фарфоровом заводе по новой экспериментальной технологии. Эскизы для скульптур создала скульптор Н.Я. Данько. Все барельефы белого цвета с легкой позолотой, сам свод тоже белый.

    Пилоны облицованы светлым мрамором теплого оттенка. Ниши обшиты мрамором более холодного тона. И центральный, и боковые залы освещаются хрустальными светильниками в бронзовых оправах. Над каждой скамьей установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами – первоначальным проектом они не были предусмотрены, и появились позднее. Отличается от первоначального и пол центрального зала. Вначале он был выложен черными и желтыми мраморными плитами, а теперь – черным, светло- и темно-серым гранитом.

    Станция «Новокузнецкая» располагается в районе Замоскворечье, в Центральном административном округе Москвы. Глубина заложения станции – 37,5 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    «Новокузнецкая» была открыта 20 ноября 1943 года. Первоначальное предполагалось, что станция будет называться «Климентовский переулок», но в итоге ей присвоили название по Новокузнецкой улице, расположенной в районе размещения станции.

    Единственный вестибюль станции построен по проекту архитекторов В. Гельфрейха, И. Рожина и Г. Тосунова. Внутри помещение вестибюля облицовано серо-дымчатым мрамором, на стенах можно увидеть барельефы и мозаичное полотно «Парад физкультурников».

    Сама станция строилась по проекту архитекторов И. Таранова и Н. Быкова. Станция была введена в эксплуатацию во время ВОВ, и ее оформление посвящено теме военных и тыловых действий. Потолок и стены станции облицованы светлым мрамором, а на полу выложены орнаменты из мрамора контрастных цветов. Потолочный фриз украшен барельефом, изображающим разные моменты боевых операций. На сводах можно увидеть шесть мозаичных картин, на которых изображены тыловые труженики. Мозаики освещены бронзовыми торшерами. О мозаиках «Новокузнецкой» существует противоречивая информация, даже в Википедии указано, что их автор «художник А.А. Дейнека, который погиб в блокадном Ленинграде». На самом деле Дейнека умер в 1969 году, и похоронен на Новодевичьем кладбище. Он разработал эскизы, а сами мозаики изготовил художник-мозаичист В. Фролов, который действительно умер от голода в Ленинграде в 1942 году. В 1943 году по «Дороге жизни» мозаичные полотна вывезли из Ленинграда в Москву. В 2013 году на станции «Новокузнецкой» открыли мемориальную доску с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова». Кстати, изначально эти мозаики предназначались для станции «Павелецкой», но затем было решено украсить ими «Новокузнецкую». Также поговаривают, что мраморные скамейки раньше находились в храме Христа Спасителя. Скамьи больше похожи на диваны с высокими спинками и фигурными подлокотниками, их предложил установить известный архитектор и художник И.В. Жовтовский. Перед каждой скамьей на полу выложены «коврики» из мрамора, а сверху, над спинками, располагаются металлические щиты, обрамленные знаменами. На щитах написаны слова прославления защитников советских городов. Со стороны боковых залов установлены похожие щиты с изображениями знаменитых русских полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова, Кутузова.

    В 1946 году проект станции «Новокузнецкой» получил Сталинскую премию 1-й степени.

    С «Новокузнецкой» можно перейти на станцию «Третьяковскую» Калужско-Рижской линии метрополитена.

    Станция «Павелецкая» располагается в Центральном административном округе Москвы, в районе Замоскворечье. Глубина заложения станции – 40 метров. Имеется переход на одноименную станцию Кольцевой линии. Тип: колонная трехсводчатая глубокого заложения.

    Станция была открыта 20 ноября 1943 года. «Павелецкая» имеет статус памятника архитектуры, и заслуживает более подробного рассказа. Строительство началось еще до войны, в 1938 году. После начала ВОВ стройку приостановили, и продолжили в 1942 году. Проект оформления выбирали на конкурсной основе, и победителями конкурса стали братья В.А. и А.А. Веснины. Архитекторы решили, что темой оформления «Павелецкой» будет Донбасс, и в их проекте она значилась как «Донбасская». Планировалось, что по своей конструкции эта станция будет похожа на «Маяковскую», т.е. она проектировалась как колонная трехсводчатая. Для украшения станции Веснины хотели использовать мозаичные картины. Мозаику предполагалось разместить непосредственно на своде, без всяких ниш и углублений, чтобы люди лучше могли рассмотреть декор. Эскизы мозаик создал художник А.А. Дейнека, их темой стал труд горняков и сталеваров Донбасса — это именно те мозаики, которые сейчас украшают станцию «Новокузнецкую». Их изготовлением занимался В.А. Фролов, оставшийся в блокадном Ленинграде, и не доживший до окончания войны.

    В 1942 году мозаики доставили из Ленинграда в Москву по «Дороге жизни» на Ладожском озере, но установить их не представлялось возможным – саму станцию достроить не получалось, так как необходимые металлоконструкции находились в оккупированном Днепропетровске. Чтобы завершить строительство, было решено изменить проект, и строить двухсводчатую станцию без центрального зала с пилонным участком перед эскалатором. Оформление станции буквально за несколько дней разработали архитекторы Н.С. Князев и А.Н. Душкин, а мозаики было решено использовать для станции «Новокузнецкой», которая строилась на этой же линии. Если мозаики из Ленинграда удалось вывезти, то эскалаторы для этой станции остались в блокаде, и заказ на их изготовление передали московским заводам. Только летом, когда эскалаторы были готовы, можно было приступать к завершающему этапу строительства.

    После окончания войны в городе начала налаживаться мирная жизнь, и встал вопрос о доработке станции в соответствии с первоначальным проектом. Архитекторы С.В. Лященко и Е.С. Демченко разработали проект, близкий к тому, который был выбран изначально.

    Свод центрального зала образован чередой куполов, которые с двух сторон опираются на тонкие колонны. По центру каждого купола располагается кессон – углубление, в котором установлены светильники. Колонны и путевые стены облицованы белым мрамором. Наверху, в месте, где колонны словно расходятся, образуя арку, располагаются металлические медальоны в виде геральдических щитов с изображением серпа и молота по центру. Щиты окружены лавровыми венками. Пол центрального зала и нижняя часть путевых стен облицованы серо-розовым гранитом.

    В 1953 году на «Павелецкой» открылся северный эскалаторный тоннель, ведущий в общий вестибюль с одноименной станцией Кольцевой линии. В июле 1955 был построен еще один переход на станцию «Павелецкая» Кольцевой линии. Он располагается ближе к центру зала. Этот переход является самым длинным в московском метро. Переходный коридор освещается светильниками, установленными в арках, похожих на окна, а между арками располагаются неприметные стальные коробочки – это приспособления, обеззараживающие воздух при помощи УФ лучей.

    У станции имеются два наземных вестибюля, выходящих на разные стороны Павелецкого вокзала. После реконструкции, которая проходила на вокзале в 1980-х годах, южный вестибюль «Павелецкой» частично снесли, а часть фасада встроили в здание Павелецкого вокзала. Попасть из метро в вестибюль вокзала теперь можно через левую арку встроенного фасада.

    Станция «Автозаводская» располагается в Южном административном округе Москвы, в Даниловском районе. Глубина заложения станции – 11 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения. Станция «Автозаводская» является объектом культуры местного значения – этот статус присвоен перронному залу и южному вестибюлю.

    «Павелецкая» была открыта 1 января 1943 года, и до 1956 года носила название «Завод имени Сталина» по располагавшемуся поблизости «Заводу им. Сталина» (ЗИС, который затем стал ЗИЛом).

    Строительство станции было запланировано в 1937 году. Вначале власти решили провести конкурс проектов. Поскольку тема «вождя» была и очень ответственной и, в случае удачи, очень престижной, на конкурс было представлено 54 работы. Архитектор А.Н. Душкин представил на суд жюри 11 вариантов, но в итоге решили строить по проекту В.М. Таушканова. Работа этого архитектора была очень необычной. Опоры перронного зала предлагалось построить в виде «корзин» или «граммофонных труб», похожих на гиперболоидные башни Шухова. Только опоры, в обличие от башен, должны были расширяться кверху, и заканчиваться опорными кольцами диаметром 5 метров. Внизу, в пустотах опор, планировалось разместить прожекторы, дающие сноп света наверх. Колонны должны были быть украшены литыми вставками, а внизу – фигурными прорезками.

    На колонны оказывалась бы очень большая нагрузка. Они должны были служить опорой не только для конструкций станции, на них опирались бы и железнодорожные пути, проходящие по поверхности к заводским складам. Однако изготовитель заявил, что выточить и смонтировать колонны по такому проекту очень сложно, и в итоге проект отклонили. Фундаменты опор демонтировали, и решили воплотить в жизнь более простой вариант архитектора А.Н. Душкина, предлагавшего стандартную схему двух рядов железобетонных колонн. Проект был утвержден знаменитым архитектором А.В. Щусевым. В 1946 году за разработку этого проекта Душкин был награжден Сталинской премией II степени.

    Станция «Автозаводская» получилась очень «легкой». Высота центрального зала составляет 7 метров. Вдоль зала установлены тонкие, немного расширяющиеся кверху колонны квадратного сечения. При отделке станции использовали черный диабаз, мрамор теплых тонов, гематит и гранит. Путевые стены украшают мозаичные полотна из смальты «Советский народ во время Великой Отечественной войны». Эскизы для мозаик создали художники В.Ф. Бородиченко, Б.В. Покровский и Ф.К. Лехт при участии академика живописи Е.Е. Лансере. Изготовил мозаики В.А. Фролов в блокадном Ленинграде, а затем, вместе с мозаиками для других московских станций метро, по Ладожскому озеру их переправили в столицу.

    Во время отделочных работ строители столкнулись с рядом трудностей. Например, не хватало мрамора «ороктой», которым обшивали колонны, и часть колонн пришлось вначале просто оштукатурить и покрасить под мрамор. В дальнейшем этот недочет устранили. За светильниками архитекторы ездили в Гусь-Хрустальный, чтобы подобрать подходящие стеклянные детали – напомним, в это время шла война, и выбор был не особенно велик. Из того, что удалось найти, собрали конические светильники, которые не очень подходили к общему стилю. Люстры, предусмотренные проектом, были изготовлены в 1943 году, но до наших дней они не сохранились. Сейчас «Автозаводскую» освещают обычные люминесцентные светильники, которые значительно «упрощают» впечатление от дизайна. Вместо того, чтобы подчеркивать рельефность сводов и придавать потолку интересную конфигурацию, они наоборот, делают его плоским.

    Станция «Технопарк» располагается в Даниловском районе Южного административного округа Москвы.

    Это крытая наземная станция, дата открытия: 28 декабря 2015 года.

    Станция «Коломенская» располагается в Южном административном районе Москвы на границе Нагатинского района и района Нагатино-Садовники. Глубина заложения – 9 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    «Коломенская» была открыта 11 августа 1969 года, название получила по музею-заповеднику Коломенское, расположенному поблизости. Путевые стены облицованы желтой керамической плиткой. Восьмигранные колонны отделаны серым мрамором. Пол выложен гранитными плитами в виде коврового узора: с красным центром и серыми полосами по краям. Декор станции «Коломенская» довольно скромный – это чеканные медные вставки «С чего начинается Родина», изображающие льва, русалку, жар-птицу и петухов, работы скульптора Э.М. Ладыгина.

    Станция «Каширская» располагается в Южном административном округе Москвы, в районах Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники. Глубина заложения – 7 метров. Тип: колонная многопролетная мелкого заложения.

    Станция была открыта 11 августа 1969 года, название получила по Каширскому шоссе, проложенному по поверхности.

    «Каширская» является кроссплатформенным пересадочным узлом Замоскворецкой и Каховской линий метро – первым в Москве. Станция состоит из двух залов «восточного» и западного».

    На один путь «восточного» зала прибывают поезда Замоскворецкой линии, направляющиеся в сторону станции «Речной вокзал». На второй путь прибывают поезда Каховской линии, следующие до станции «Каховская».

    С одного пути в «западном» зале отправляются поезда Замоскворецкой линии, направляющиеся в сторону «Алма-Атинской», а со второго – поезда Каховской линии до станции «Каховская». Оформление станции ничем не примечательно — это стандартная «сороконожка» без «декоративных излишеств».

    Станция «Кантемировская» располагается врайоне Царицыно Южного административного округа Москвы. Глубина заложения – 8 метров. Тип: односводчатая мелкого заложения.

    Станция была открыта 30 декабря 1984 года. В оформлении станции использована военно-историческая тематика. Путевые стены облицованы коричневым мрамором с мелкими орнаментальными вставками на военно-историческую тему. Пол выложен чёрным, серым и красным гранитом в виде орнамента. По оси зала установлены светильники и указатели станций.

    Станция «Царицыно» располагается в районе Царицыно Южного административного округа Москвы. Глубина заложения – 8 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция была открыта 30 декабря 1984 года. Путевые стены отделаны жёлтым и красным мрамором, и украшены мозаичными панно на тему достижений советской науки и техники. Колонны станции облицованы белым мрамором. Пол выложен серым гранитом. Над лестничными маршами располагаются панно из флорентийской мозаики посвящённые Москве — силуэты заводских цехов и труб, башен Кремля, Шуховской башни.

    Станция «Орехово» располагается в Южном административном округе Москвы, в районе Орехово-Борисово. Глубина заложения – 9 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция была открыта 30 декабря 1984 года. Колонны и путевые стены станции обшиты белым мрамором. По верху стен проходит карниз из темно-серого мрамора. Потолок над центральным залом расположен чуть ниже, чем над платформами. Он темного цвета, по центру находятся большие круглые кессоны, по центру которых закреплены крупные прямоугольные конструкции светильников. В вестибюле станции можно увидеть литые скульптуры на тему «Охрана природы».

    Станция «Домодедовская» располагается в Южном административном округе Москвы, в районе Орехово-Борисово Южное. Выходы со станции также ведут в район Орехово-Борисово Северное. Глубина заложения – 9,5 метров. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения.

    Станция была открыта 7 сентября 1985 года. Тема оформления станции – гражданская авиация. Колонны и путевые стены «Домодедовской» облицованы серо-полосатым мрамором. Также на путевых стенах расположены четыре больших панно с изображением летящих самолетов. Пол украшает геометрический узор из черного и серого гранита в виде «галочек» разного размера. Вдоль колонн со стороны центрального и боковых залов в ряд закреплены осветительные конструкции, похожие на своеобразные «жабры».

    Станция «Красногвардейская» располагается в районе Зябликово Южного административного округа Москвы. Глубина заложения – 9 метров. Тип: односводчатая мелкого заложения.

    Станция была открыта 7 сентября 1985 года. В 2011 году был построен переходный мостик, по которому пассажиры могут попасть на станцию «Зябликово» Либлинско-Дмитровской линии.

    «Красногвардейская» стала первой станцией, на которой название разместили не на путевых стенах, а в центре зала. Кроме того, именно здесь впервые расставили скамьи вокруг светильников, расположенных по центру зала. Тема оформления станции — Октябрьская революция. Об этом напоминают красные мраморные стены и барельефы, расположенные в торцах зала. Архитектор Николай Шумаков, создавший проект этой станции, обратился к парижскому стилю, что можно увидеть в ячеистой отделке свода — он весь покрыт рядами глубоких прямоугольных кессонов со скругленными углами.

    Станция «Алма-Атинская» – на сегодняшний день является конечной станцией южного радиуса Замоскворецкой линии. Станция расположена в Южном административном округе, в районе Братеево. Тип: односводчатая мелкого заложения (глубина — 10 метров).

    «Алма-Атинская» была открыта 24 декабря 2012 года. Проект станции разработала группа архитекторов института «Метрогипротранс» под руководством Николая Шумакова. Этот же коллектив работал над проектами многих других новых станций московского метро. Зал перекрыт пологим эллипсовидным сводом. Путевые стены облицованы серым гранитом. Пол украшает геометрический рисунок из участков темного и серого гранита, расположенных в шахматном порядке. В целях безопасности края платформ отмечены не только контрастной гранитной линией, но и светодиодными полосами. Дизайн станции очень лаконичный, но запоминающийся. В качестве единственных элементов декора выступают больше веерообразные конструкции, выполняющие роль светильников. По замыслу архитекторов, они символизируют казахскую юрту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *