Буран космический челнок где сейчас находится
Перейти к содержимому

Буран космический челнок где сейчас находится

  • автор:

Космический корабль Буран

Космический корабль Буран, космодром Байконур

Орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» — одна из крупнейших разработок в космической программе СССР. Проект разрабатывали как ответ американской программе Спейс Шаттл, но спустя 15 лет работы был лишь один полет в космос, и через несколько лет советский космический челнок был навсегда поставлен в ангар. «Буран» был создан для выведения на орбиту Земли космических аппаратов, грузов для орбитальных станций и космонавтов. Он также имел военное значение, и исключительно благодаря этому проект получил право на существование.

Всё началось в 1972 году, когда президент США Ричард Никсон объявил о разработке программы «Space Shuttle». Советский Союз должен был ответить, и начал изучать перспективы использования американского челнока. Изучив все характеристики, специалисты представили министерству обороны СССР доклад о потенциальной опасности шаттла: он мог нести ядерное оружие и нанести удар в любой точке мира, а также имел грузовой отсек и манипулятор для похищения с орбиты советских спутников. Советское правительство решило принять ответные меры!

Космический корабль Буран, космодром Байконур

Весной 1973 года в СССР началась разработка будущего орбитального корабля, но это были лишь общие планы. В 1975 году советская разведка раздобыла чертежи и фотографии американского шаттла, а четкое техническое задание на разработку будущего ракетоплана было утверждено в ноябре 1976 года, и получило название «Энергия-Буран». Это не было чистое копирование: советские инженеры взяли лишь общие концепции шаттла: форму фюзеляжа и грузового отсека, принципы теплозащиты и другие детали. Но для запуска на орбиту ставились другие требования, нужен был другой ракета-носитель, другой метод посадки, и поэтому при внешнем сходстве эти корабли получились разными.

Космический корабль Буран и ракета-носитель Энергия, космодром Байконур

Программа «Энергия-Буран» включала не только разработку челнока, но и тяжелой ракеты «Энергия» для его вывода на орбиту. Вместе с этим шла разработка и строительство множества дополнительных элементов. На космодроме Байконур был построен аэродром «Юбилейный» для будущей посадки Бурана, а для возможной экстренной посадки модернизировали еще 14 аэродромов в СССР и других странах мира. Для предстартовой транспортировки челнока на космодром были разработаны и построены транспортные самолеты Ан-225 «Мрия» и ВМ-Т «Атлант». Также, был построен аналог Бурана для летных испытаний в атмосфере и тренировки пилотов. А в городе Байконур для специалистов этого мега-проекта был построен новый жилой район из 9-этажных зданий.

Космический корабль Буран на самолете Ан-225 «Мрия», космодром Байконур

Строительство орбитального корабля и его модификаций началось в 1980 году в Москве, и первый экземпляр был готов уже в 1984 году. Летные испытания в атмосфере проводились в 1985-1988 годах, и были отработаны все системы автоматического беспилотного управления.

Первый и единственный полет «Бурана» был совершен 15 ноября 1988 года. Стартовав с площадки №110 на космодроме Байконур, ракета-носитель «Энергия» вывел на орбиту космический корабль «Буран», который совершил два витка вокруг Земли, и успешно приземлился на аэродроме «Юбилейный». Это был беспилотный полет, и автоматика корабля показала свою превосходную надежность – во время посадки на бортовой компьютер поступили сведения о изменении ветра, и курс был изменен для наилучшего захода на посадочную полосу.

Разрушенная крыша монтажно-испытательного комплекса, космодром Байконур

К сожалению, триумф проекта пришелся на закат СССР. В 1990 году разработки были приостановлены, а через год не стало страны: космодром оказался в Казахстане, а вся разработка велась в России. В 1993 году программа «Энергия-Буран» была официально закрыта. Одной из причин также стали космические расходы. Последней вехой в истории проекта стал 2002 год: 12 мая на космодроме Байконур обрушилась крыша монтажно-испытательного комплекса, в котором хранился «Буран». Орбитальный корабль, венец советской космической программы был полностью разрушен, а позже разобран и продан на металлолом.

Характеристики корабля «Буран»: длина — 36,4 метра, размах крыльев – 24 метра, высота с шасси – 16,5 метра, полная масса с максимальной загрузкой – 105 тонн, максимальный груз – 30 тонн, вместимость – 10 человек. По проекту «Буран» был рассчитан на 100 полетов в космос.

Кабина космического корабля Буран, космодром Байконур

При общей схожести силуэтов «Буран» и «Спейс Шаттл» имели множество различий. Бортовой компьютер и система двигателей на Буране позволяют совершить несколько заходов на посадку, в то время как Шаттл всегда управляется вручную, планирует с выключенными двигателями и имеет лишь одну попытку для посадки. Также, из-за удаленности от экватора, запуски с Байконура требовали уменьшение массы корабля и других конструктивных изменений: поэтому Шаттл был отдельной ракетной ступенью, а Буран был лишь выводимым грузом, и вместо него можно было отправить на ракете «Энергия» в космос другие аппараты.

Помимо Бурана было построено или находилось в разработке еще несколько идентичных кораблей:

БТС-02 – копия Бурана, созданная для наземных испытаний и тренировочных полетов в атмосфере. Был построен в 1984 году одновременно с Бураном, и в период с 1985 по 1988 год совершил 24 полета. После закрытия программы много лет был экспонатом на различных авиашоу, и сегодня является экспонатом в Музее техники города Шпайер (Германия).

Космический корабль Буран 1.02, космодром Байконур

Буран 1.02 – второй экземпляр Бурана. Был практически готов к полету в 1992 году, но в связи с закрытием программы отправился на хранение. Вместе с ним был создан макет для наземных испытаний. Сейчас оба корабля находятся в заброшенном комплексе №112а на космодроме Байконур, покрыты пылью и грязью, часть оборудования похищена или пришла в негодность.

Буран 2.01 – третий летный экземпляр, вторая версия орбитального корабля, который создавался для более сложных и длительных полетов, и должен был стать первым пилотируемым ракетопланом. Из-за закрытия программы был готов примерно на 40% и сегодня хранится в российском кинокомплексе в Московской области.

Буран 2.02 – четвертый экземпляр. Был готов на 10-20%, в основном носовая часть. Позднее был разобран на металлолом, а его защитные плитки распроданы через Интернет.

Буран 2.03 – пятый и последний экземпляр, постройка которого была прекращена еще на стартовой стадии.

ОК-МЛ1 - макет космического корабля Буран, космодром Байконур

ОК-МЛ1 – один из первых макетов корабля «Буран», который был создан и отправлен на Байконур еще в 1983 году, до появления первого летного экземпляра. Использовался специально для различных габаритных и весовых испытаний, а также для отработки процессов предстартовой подготовки на стартовом столе. После завершения испытаний хранился на открытой площадке космодрома, а в 2007 году был перевезен и установлен рядом с Музеем космодрома. Именно его сегодня можно увидеть во время туров на Байконур, и во время экскурсии подняться на борт, пройти по грузовому отсеку и подняться в кабину пилотов.

«Буран»: прерванный полет. Когда вернется на орбиту русский шаттл

Всего было построено пять экземпляров

Сегодня 35 лет, как космический корабль «Буран» совершил свой первый полет. Впервые в мире советский шаттл приземлился на ВПП в автоматическом режиме. Это стало сенсацией. Американские челноки садились только в ручном. Почему триумфальный старт оказался единственным? И вернется ли на орбиту русский шаттл? Об этом «РГ» беседует с ведущим конструктором многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» Владимиром Бугровым.

Владимир Евграфович, 205 минут полета, два витка вокруг Земли и свыше 600 разработанных новейших технологий… «Буран» остается самым сложным из когда-либо созданных космических комплексов? Или Илон Маск тут уже переплюнул?

Владимир Бугров: Маск достиг многого. Но без преувеличения: мировая ракетно-космическая техника пока не знает ничего похожего по масштабу и сложности «Бурана».

Скажите, а кому впервые пришла в голову идея объединить самолет и ракету?

Владимир Бугров: Цандеру и Королеву. Мечтая о межпланетных полетах, они видели космический корабль крылатым. То есть использующим не только ракетный двигатель, но и подъемную силу крыла. Сергей Королев уже в 1933 году в ГИРДе установил ракетный двигатель на планер. Создал первый пилотируемый ракетоплан.

Почему тогда первые шаттлы появились у американцев, а не у нас?

Владимир Бугров: Такая задача не ставилась. В феврале 1953 года Королева назначили главным конструктором не только межконтинентальных баллистических, но и крылатых ракет. Всего за год он провел проектную разработку, привлек кооперацию, начал изготовление и подготовку к испытаниям.

И потом всю техническую документацию передал Лавочкину?

Владимир Бугров: Передал. Сергей Павлович оценил сложность работы сразу по двум направлениям. Думаю, для него это было непростое решение. Но он был человек дела, а не амбиций. В ОКБ-301 Лавочкина первую крылатую ракету назвали «Буря». Она стала выдающимся достижением и превосходила американскую «Навахо». Прорабатывались варианты с пилотируемой и возвращаемой второй ступенью. Я прошел ее от осевой на кульмане и до ее закрытия. Так что мы в начале 60-х могли иметь прототип «Бурана». Однако Королев доказал сам себе: ракета Р-7 («семерка») как оружие эффективнее «Бури». И работы по «Буре» прекратили.

205 минут полета, два витка вокруг Земли и свыше 600 разработанных новейших технологий

И все-таки позже «Бураном» пришлось заняться чисто по политическим соображениям?

Владимир Бугров: Да. «Буран», как и заокеанские шаттлы, был предназначен не для того, чтобы выводить, а для того, чтобы спускать с орбиты грузы. Американцы, затевая «звездные войны», собирались возвращать для профилактики военные спутники. Но их ресурс со временем увеличился, и возвращать на Землю устаревший за десять лет аппарат оказалось глупостью. В то время именно неизвестность будущих задач американского шаттла обусловила решение наших стратегов обеспечить аналогичные возможности для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.

Многие упрекали конструкторов: наш шаттл очень похож на американский?

Владимир Бугров: Внешне похож, как похожи все самолеты. Но в основе отличался принципиально. И схемой, и техническими решениями. А главное: у нас полноценная 100-тонная ракета могла выводить корабль или любые грузы.

Помните день старта?

Владимир Бугров: До мелочей. За 30 минут до запуска штормовое предупреждение: надвигался циклон с дождем и шквалистым ветром до 19 м/с. Главные конструкторы Губанов, Семенов и Лозино-Лозинский под свою ответственность приняли решение: пускать. МРКК «Энергия-Буран» стартовал точно по графику. На 482-й секунде полета корабль отделился и сформировал рабочую орбиту. Когда программа полета была выполнена, над Тихим океаном включился маршевый двигатель для выдачи тормозного импульса. «Буран» вошел в атмосферу со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука.

Писали, что точность приземления «Бурана» сразила всех наповал?

Владимир Бугров: Не писали другое. При выходе в контрольную точку с высоты 20 км «Буран» вдруг сделал неожиданный разворот. Все в шоке: разобьется?! Но оказывается, автоматика выбрала самую оптимальную траекторию. Отклонение от осевой линии — всего 3 метра.

Так почему тот полет стал единственным?

Владимир Бугров: Чтобы сделать систему «Энергия-Буран» хоть сколько-нибудь рентабельной, надо было спускать на Землю 20 тонн грузов не меньше четырех раз в год. Больше ракет мы за год делать не умели. Но ни Академия наук, ни военные не были в состоянии придумать такой грузопоток в 80 тонн с орбиты. И замыслов таких не было.

С помощью «Бурана» мы могли бы станцию «Мир» спустить с орбиты?

Владимир Бугров: В грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль «Мира», затопленного в 2001 году. Но на тот момент станция успешно работала. Вопрос о завершении эксплуатации не стоял. Мне официально поручали заниматься целевым использованием «Бурана». И среди большого перечня задач я не обнаружил ни одной, которую нельзя было бы успешнее решить на одноразовом носителе.

До сих пор можно слышать предложения о возвращении к проекту «Буран». Ваше мнение?

Владимир Бугров: Нет, прежний «Буран» не имеет смысла. Хотя интерес к нашему самому грандиозному и успешному космическому проекту понятен. В нем заложены фундаментальные научно-технические решения. Но я считаю уместным вспомнить о разработке альтернативы кораблю «Буран» — воздушно-космического самолета (ВКС) по проекту Павла Цыбина.

Что за проект? Я, если честно, впервые слышу.

Владимир Бугров: Не только вы. Цыбин друг Королева еще по планерам, один из его замов. До 1982 года был главным конструктором корабля «Буран». В 1985 году Павел Владимирович познакомил меня с проектом гиперзвукового самолета на многорежимном двигателе, который работает и в атмосфере, и в космосе. Взлет и возвращение с орбиты — на аэродром. Масса полезного груза — 25 тонн на орбите высотой 200 км.

Преимущества перед «Бураном»? Более оперативное использование, а также серьезное сокращение расходов за счет отказа от ракеты и полной многоразовости. Я написал тогда письмо генсеку Горбачеву с предложением рассмотреть проект Цыбина. И на одном из больших совещаний Михаил Сергеевич поддержал проект. Решение было подтверждено двумя постановлениями правительства в январе и июле 1986 года, а также техзаданием минобороны. Если бы не перестройка, судьба ВКС и «Бурана» могла сложиться по-иному.

И какая польза может быть от этого проекта сегодня?

Владимир Бугров: Решение вернуться к проекту воздушно-космического самолета было бы оправданным. Естественно, с учетом новых задач и технологических возможностей. Для начала можно было бы поручить разработку ВКС студентам. Скажем, того же МАИ. Но с грузоподъемностью не 25 тонн, как у Цыбина, а трех человек, как у «Союза», ну и еще чего-то. Эта многоразовая машина могла бы в перспективе заменить «Союз», да и грузовик «Прогресс».

И куда мог бы летать такой суперсамолет? На орбитальную станцию?

Владимир Бугров: А это уже к тому, куда и зачем вообще летать космонавтам. Для Сергея Королева, допустим, ответ был ясен: главным его замыслом, утвержденным двумя постановлениями правительства, была экспедиция на Марс. Так, в документе Совмина от 10 декабря 1959 года черным по белому было записано: «…о создании космических ракет для полета в район других планет, в первую очередь к Марсу и Венере. В дальнейшем ставится задача достижения этих планет ракетными аппаратами». И реальный фундамент, в металле, к 1974 году был создан. Мы получили огромнейший опыт. Однако Королева не стало, и программа была уничтожена.

На днях генконструктор РКК «Энергия» Владимир Соловьев сказал, выступая на научной конференции: «Хотите вы или не хотите, но на Марс-то мы обязательно полетим». Слышали?

Владимир Бугров: Лично не слышал. Читал в новостях. И очень рад, что такую точку зрения разделяет уважаемый специалист, ученый, космонавт. Кстати, у многих противников полета на Марс один аргумент: слишком дорого. Скажу так: экспедиция на Марс обойдется на несколько порядков дешевле, чем полномасштабное освоение Луны. Нужно иметь посадочный корабль, орбитальный корабль и семейство однотипных ракетных блоков для размещения в них на орбите искусственного спутника Земли 500 тонн топлива для разгона, а также маневров в полете к Марсу.

Марс — это конечная цель пилотируемой космонавтики. Полеты за пределы марсианской орбиты пока фантастика. Поэтому страна, осуществившая экспедицию на Красную планету, на все века останется величайшей космической и инженерной державой.

Из досье «РГ»

  • Всего было построено пять экземпляров «Бурана».
  • Корабль 1.01 — слетал в космос. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года погиб при обрушении крыши.
  • Корабль 1.02 — должен был совершить второй полет и стыковаться со станцией «Мир». Экспонат музея Байконура.
  • Планер 2.01 — был готов на 30-50%. Находился на Тушинском машзаводе, потом на причале Химкинского водохранилища. В 2011 г. перевезен для реставрации в ЛИИ, г. Жуковский.
  • Планер 2.02 — был готов на 10-20%. Разобран на стапелях завода.
  • Планер 2.03 — задел уничтожен.

В Калужскую область перевезли космический корабль «Буран»

Дмитрий Ивьев , Фото: правительство Калужской области.

Опубликовано: 23.04.2022 09:25 25 30667

В Калужскую область перевезли космический корабль «Буран»

Недостроенный космический корабль «Буран» перевезли в Калужскую область. Сейчас он находится на киностудии «Военфильм-Медынь», сообщили в пресс-службе правительства. — Вот это мощь! Настоящая легенда! – прокомментировал 22 апреля после посещения киностудии и ознакомления с «Бураном» губернатор Владислав ШАПША. По предварительным данным, в Калужскую область привезли третий летный экземпляр орбитального корабля, создававшийся в рамках советской космической программы «Буран». Его построили примерно на 40% 30 лет назад, первый пилотируемый полет был запланирован на 1994 год. Но из-за недостатка финансирования программу свернули. Последние годы данный экземпляр «Бурана» хранился в Жуковском. В прошлом году «РИА Новости» сообщало, что корабль купил директор подмосковного музея техники Вадим Задорожный. Возможно, именно в Калужской области будет проходить его реставрация.

Дмитрий Ивьев , Фото: правительство Калужской области.

Опубликовано: 23.04.2022 09:25 25 30667

Буран космический челнок где сейчас находится

https://ria.ru/20210909/korabl-1749271802.html

Владелец космического корабля «Буран» отказался отдавать его России

Владелец космического корабля «Буран» отказался отдавать его России — РИА Новости, 09.09.2021

Владелец космического корабля «Буран» отказался отдавать его России

Генеральный директор казахстанского частного АО «РКК Байконур» Даурен Муса, владеющий макетом и вторым летным экземпляром орбитального корабля «Буран», заявил. РИА Новости, 09.09.2021

2021-09-09T01:02

2021-09-09T01:02

2021-09-09T11:24

байконур (город)

космос — риа наука

АЛМА-АТА, 9 сен — РИА Новости. Генеральный директор казахстанского частного АО «РКК Байконур» Даурен Муса, владеющий макетом и вторым летным экземпляром орбитального корабля «Буран», заявил, что не намерен давать согласие на вывоз челнока в Россию, об этом он написал в Facebook.В начале сентября научно-производственное объединение «Молния», разработавшее многоразовый космический корабль «Буран», заявило, что принято решение о транспортировке второго корабля с космодрома Байконур в Россию. Ранее сообщалось, что власти Казахстана через суд добиваются отмены передачи космического челнока «Буран» АО «РКК Байконур» и хотят вернуть его в госсобственность для использования в музейных экспозициях. В феврале 2021 года суд Алма-Аты уже отказался вернуть корабль государству.Муса, комментируя планы «Молнии», заявил, что корабль у него никто не покупал. «У кого и за что они его купили, и на чей счет поступил сей откуп? Хотят забрать не в музей, а в лабораторию для НПО «Молния» для дальнейших работ по программе Энергия — Буран? Хотят забрать, но кто им отдаст?» — написал он.Бизнесмен также выразил намерение отстаивать свою правоту в международных инстанциях и не исключил, что обратится в «международные суды», что наказать «причастных к этому беспределу».В мае 2021 года источник РИА Новости на космодроме Байконур рассказал, что на хранящемся на Байконуре корабле «Буран» появились надписи «Добро», «Юра, мы приехали», «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле», а также оставлены четыре подписи — видимо, авторов граффити.В «Роскосмосе» после этого пообещали поднять вопрос сохранения объектов на Байконуре на ближайшем заседании двусторонней межправительственной комиссии. В госкорпорации отметили, что возьмут «Буран» под охрану и готовы забрать корабль и его макет в музей.Первый летный корабль «Буран», который совершил единственный полет в 1988 году, был уничтожен после обвала крыши в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре в 2002 году. Второй и последний из достроенных кораблей вместе с макетом корабля также находится на Байконуре и является предметом судебных разбирательств.Третий, недостроенный экземпляр находится в подмосковном Жуковском, испытательный экземпляр с самолетными двигателями — в Германии. Еще один макет «Бурана» долгое время хранился на открытой площадке на Байконуре, но потом его перевезли в музей РКК «Энергия» на космодроме, другой ныне находится на ВДНХ в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *