Какой канал находится на территории египта
Перейти к содержимому

Какой канал находится на территории египта

  • автор:

В Египте открыли новое русло Суэцкого канала

В Египте 6 августа проходит праздник, какого там не было 146 лет — здесь открыли новый Суэцкий канал. Под это дело даже исправили упущение, допущенное в 1869 года — тогда оперу «Аида» показать на открытии первого канала не смогли, поскольку Верди не успел ее закончить. Зато теперь она представлена прямо на берегу канала с прямой трансляцией на ведущих телеканалах мира. В Вашингтоне, Лондоне, Нью-Йорке, Пекине и Токио церемонию можно увидеть на огромных экранах на центральных площадях города.

Праздник за 30 миллионов

Празднество проходит в городе Исмаилия, находящемся посередине Суэцкого канала. Затраты на него оцениваются примерно в 30 миллионов долларов.

Открытие новой ветки канала началось с фейерверка рано утром 6 августа. Затем — авиашоу. В это время девять пловцов из паралимпийской сборной страны протянули по каналу пятикилометровый флаг Египта. В общем, Каир постарался. Даже на въезде в страну пограничники ставят в паспорта штамп с надписью «Новый Суэцкий канал». Также с 6 августа поступили в продажу сувенирные золотые монеты — египетские фунты с надписью «Новый Суэцкий канал — дар Египта миру».

Президент Египта Ахмед Фатах аль-Сиси прибыл на празднование на пятипалубной яхте El-Mahrousa. В 1869 году именно это судно с хедивом (вице-султаном, главой Египта во времена зависимости от Турции) Исмаилом на борту первой прошла по только что открытому Суэцкому каналу.

На церемонию собрались главы государств и правительств из многих стран мира. Россию представляет премьер-министр Дмитрий Медведев. Он не только посетил шоу, но и проведет ряд встреч, например, с греческим премьер-министром Алексисом Ципрасом. Также в Египет прибыл и главком ВМС РФ Виктор Чирков.

Российский премьер уже назвал новый канал «одним из символов современного мира». Также он отметил, что российские компании готовы участвовать в ряде экономических проектов в Египте, и совместная работа по созданию промышленной зоны в районе Суэцкого канала, в которой могут разместиться российские автопроизводители, производители стройматериалов, энергетики, фармацевты и другие — лишь первый шаг.

На время празднований по всему Египту введены беспрецедентные меры безопасности. Задействованы порядка 10 тысяч полицейских плюс армейские части, и это только в трех провинциях, непосредственно выходящих к каналу. Все мало-мальски значимые объекты, от правительственных зданий до предприятий, окружены круглосуточной охраной. Беспокойство властей понятно — несмотря на все усилия навести порядок в стране, взбудораженной «арабской революцией», сохраняется некоторая нестабильность. Кроме того, на Синайском полуострове идут реальные боевые действия между армией и боевиками из радикальных группировок.

Египетские власти нашли оригинальный способ напомнить собравшимся, что они не намерены терпеть беспорядок и терроризм на Синае. В Исмаилии выставили на всеобщее обозрение стеллу из песчаника времен 26-й династии (663-525 годы до н.э). На стелле изображен поход фараона Апреса как раз на Синай. Артефакт был найден военными в ходе сооружения дополнительных укреплений вдоль Суэца во время революции 2011 года.

Канал-кормилец

Повод для гордости у Египта есть — новый канал был вырыт всего за год. Правда, его длина 71,9 километра, в отличие от маршрута, открытого в 1869 году протяженностью 193,3 километра. Такая протяженность новой нитки объясняется тем, что она лишь в самых проблемных местах отходит от прежнего русла, давая судам, следующим встречными курсами, свободно разойтись. Как ожидается, к 2023 году, когда новая нитка заработает в полную силу, весь комплекс канала сможет пропускать за сутки 97 судов против нынешних 49. Таким образом, будет решена и проблема прохода огромных современных танкеров. На сегодня порядка 8 процентов всех морских грузоперевозок в мире проходит через Суэц, а его расширение может существенно повысить долю судов, выбирающих этот маршрут, вместо того, чтобы огибать Африку мимо мыса Доброй Надежды.

Для Каира новый канал — повод для гордости и надежда на пополнение казны. Гордость потому, что, несмотря на кризис египетской экономики, все же удалось завершить столь масштабный проект. Строительство вместе с прилегающей инфраструктурой и дорогами, проходящими под каналом, оценивается в 8,6 миллиарда долларов, причем половина из этой суммы тратится на тоннели. Для финансирования работ были выпущены инвестиционные сертификаты, по которым ежемесячно обещают выплачивать дивиденды. Ожидалось, что продажа их затянется надолго, но, к удивлению властей, население раскупило ценные бумаги за неделю. Такой ажиотаж оказался тем более неожиданным, что порядка 40 процентов населения страны живут на два доллара в день.

Функционирующий сейчас Суэцкий канал приносит в египетскую казну в виде сборов за проход судов в среднем 4,7 миллиарда долларов в год — едва ли не больше, чем любая другая отрасль экономики государства. Власти надеются, что с увеличением судопотока доход от эксплуатации канала к 2023 году возрастет до 13,2 миллиарда долларов.

Хватит ли грузов?

Однако сможет ли Каир пополнить казну с помощью нового канала? Многие эксперты полагают, что ожидания египтян завышены. Так, по словам Уильяма Джексона, старшего экономиста международной компании Capital economics, занимающейся исследованиями в области макроэкономики, чтобы Египет достиг своих целей, объемы мировой торговли должны расти на 9 процентов в год (сейчас в лучшем случае рост составляет 6 процентов).
Кроме того, на объемах судоходства через Суэц может негативно сказаться и активно продвигаемый сейчас Китаем маршрут «Нового Шелкового пути» по железной дороге напрямую через просторы Евразии в Западную Европу.

Вызывает вопросы и ситуация с безопасностью, особенно в районе Синая. Несмотря на действия египетской армии, террористические организации пока что продолжают там свою деятельность.

Однако Каир рассчитывает увеличить доходы за счет создания промышленного и политического хаба вдоль нового канала. Там должно появиться шесть новых портов, производства и склады. Хаб получит статус особой экономической зоны (ОЭЗ), с особыми условиями в плане налога с продаж и вывоза произведенной в ней продукции за пределы Египта. Кроме того, в создающейся ОЭЗ не будет ограничений на владение для иностранных компаний. Как заявил египетский министр планирования Ашраф эль-Араби, на создание ОЭЗ планируется в ближайшие годы привлечь порядка 60 миллиардов долларов инвестиций.

Суэцкий канал

Суэцкий канал — это рукотворный бесшлюзовый водный путь в северо-восточной части Египта, который функционирует с 1869 года и является связующим звеном между Средиземным и Красным морями. Это самый короткий водный маршрут из Европы в акваторию Индийского океана, в связи с чем он является важным транспортным путём. Основными портами Суэцкого канала являются города Суэц и Порт-Саид.

390 1 0 11 мин. на чтение

Географические особенности Суэцкого канала

Суэцкий канал располагается на Африканском материке, в северо-восточной части Арабской Республики Египет. Он берёт своё начало на севере, в заливе Тина в Средиземном море, а заканчивается в Суэцком заливе, принадлежащем Красному морю. На северном входе искусственного русла суда «встречают» Порт-Саид на западе, а на восточном берегу — Порт-Фуад, в котором располагается центр управления Суэцкого канала.

Южные границы канала охраняют портовый город Суэц, находящийся на западном побережье, а также Порт-Тауфик, размещающийся на восточном побережье и являющийся районом Суэца. Суэцкий канал — это своего рода граница между Азией и Африкой. Протяжённость канала равняется 160 километрам, а глубина его — свыше 20 метров. Ширина дна составляет от 45 до 60 метров, а по зеркалу воды достигает 350 метров.

Маршрут водного пути пролегает через несколько озёр. Большое Горькое и Малое Горькое озёра связаны друг с другом и разделяют канал на северную и южную части. Появились эти озёра во время строительства масштабного водного пути, в результате затопления низменных долин хлынувшими по сооружённому руслу морскими водами. Поверхность озёрного дна покрыта илистыми наслоениями и песком.

Береговая линия и побережье водоёмов — песчаные. Содержание соли в водах озёр непостоянно. Солёность меняется из-за испарений в зависимости от времени года и от количества прибывающей воды из Средиземного и Красного морей. Чем ближе к дну, тем больше солёность воды. Морские воды периодически пополняют водные запасы Большого и Малого озёр.

К северу от озёр течение в Суэцком канале меняется. Оно зависит от сезонов: летом течение направляется в эти водоёмы из Средиземного моря, а зимой — наоборот. В южной части судоходного пути течение подвергается изменениям из-за приливов и отливов. Движение в большей части канала является односторонним, но в Большом озере, площадь которого составляет примерно 250 км², корабли могут разойтись друг с другом.

На западном побережье Большого Горького озера размещаются загородные и гостевые дома, курортные посёлки. Совсем иначе обстоят дела на востоке Малого озера. Его берега и окрестности большей частью безлюдны. Суэцкий канал занимает восточную сторону озера Тимсах, которое когда-то было внутренним водоёмом Синая. Канал располагается севернее Горьких озёр. На западе озера Тимсах находится город Исмаилия.

Исмаилия — это большой индустриальный центр, к которому подходит пресноводный канал с одноимённым названием, начинающийся в административном центре мухафазы Шаркия. Этот канал был вырыт, чтобы подвести пресную воду к месту возведения Суэцкого канала для нужд строителей. От города канал Исмаилия разделяется на идущие вдоль Суэцкого канала две линии, одна из которых направляется к городу Порт-Саид, а другая — в Суэц.

Суэцкий канал

История Суэцкого канала

До существования Суэцкого канала, чтобы доставить грузы из Европы в зону Красного моря, их переправляли или на кораблях вокруг всей Африки или по Средиземному морю до северной части Африканского континента, а затем отправляли в дорогу по суше. Оба варианта доставки были неудобными и нередко опасными, а первый путь к тому же занимал много времени, что влекло дополнительные материальные затраты.

Ещё во время Наполеона Бонапарта просчитывались возможные варианты возведения такого сооружения, которое соединило бы Красное и Средиземное моря. Но в итоге неточных вычислений специалисты сделали ложный вывод, что выкопать бесшлюзовый канал не представляется возможным. В начале 1840-х годов английские военные обследовали Суэцкий перешеек и привели обоснованные факты, что возведение канала осуществимо.

Группа инженеров из разных стран трудилась над разработкой проекта строительства уникального объекта. В проектную работу австрийского инженера Луиджи Негрелли, кроме точных расчётов, входил ряд предложений, в частности таких, как сохранение местного ландшафта, проведение канала напрямую и без подъёмных механизмов для водного транспорта. Это устроило всех заинтересованных в сооружении канала.

В результате было решено возводить судоходный путь с использованием расчётов Луиджи Негрелли. В 1858 году Негрелли умирает, и реализация строительного плана полностью возлагается на бывшего французского дипломата и коммерсанта Фердинанда де Лессепса. Последний занялся поиском инвесторов, высококлассных инженеров и другими организационными, а также техническими вопросами.

Начальным этапом строительства стало возведения сегмента, идущего со стороны Средиземного моря через заболоченный участок и озеро Манзала. Второй этап включал в себя выемку грунта на равнинной местности, приводившей к озеру Тимсах. Далее рытьё доходило до соляных долин, располагавшихся на несколько метров ниже уровня моря. И завершающей фазой создания канала стал вывод его в Суэцкий залив Красного моря.

Весь строительный процесс судоходного пути длился одиннадцать лет. В тяжёлом труде в основном задействовали египетских крестьян, хотя были и наёмные рабочие. Первоначальная ширина поверхности Суэцкого канала была до 150 метров, а глубина безопасного прохода доходила примерно до 13 метров. Вся длина водного объекта, включая и проходящие по донным грунтам участки в Средиземном и Красном морях, достигала 173 км.

В первой половине XX века делами Суэцкого канала по большей части заправляла Англия. Летом 1956 года правительство Египта перевело уникальный объект в государственную собственность, что послужило нападению Великобритании, Франции и Израиля. В результате боевых действий некоторая часть судоходного пути пострадала и проход водного транспорта стал невозможен.

Весной 1957 года, после очистки канала от затопленных судов, навигация полностью была восстановлена. Территории Суэцкого канала и Синайского полуострова были провозглашены ООН нейтральными. Следить за безопасностью в зоне стратегического объекта направили миротворцев международной организации. В конце 1960-х годов, после Арабо-израильской войны, функционирование сооружения было приостановлено на восемь лет.

Суэцкий канал вновь начал пропускать корабли в 1975 году, после завершения очередного военного конфликта с Израилем. С середины XX века глубину судоходного пути неоднократно увеличивали методом извлечения прибрежных и донных грунтов. Так, в 2010 году глубина была увеличена до 24 метров. Кроме того, проводились работы по расширению канала, что привело к тому что его максимальная ширина составила около 360 метров.

По всей длине канала есть несколько участков, где суда могут разминуться. Среднее число водного транспорта, проходящего в сутки, — до 50. Доля международных перевозок по Суэцкому каналу составляет десятую часть от всех морских сообщений в мире. Исходя из характеристик канала пройти по нему могут суда высотой до 68 метров, шириной — до 77 метров и с водоизмещением — до 240 тысяч тонн.

Летом 2014 года для обеспечения движения судов одновременно в обе стороны, чтобы достичь большей проходимости водного транспорта, начали возводить вспомогательный канал. К строительным работам были привлечены военные силы Египта. Через год строительство объекта было закончено. «Новострой» протянулся на расстояние 72 километров параллельной линией по отношению к Суэцкому каналу.

С 2015 года в районе водного пути действует экономическая зона Суэцкого канала. Она состоит из семи проходов с Африканского континента на Синайский полуостров под судоходным каналом, скоростной магистрали, систем электроснабжения, телекоммуникаций и водоснабжения. Суэцкий канал приносит в бюджет Египта не меньше денег, чем туристическая, сельскохозяйственная и нефтяная отрасли.

В южной части канала возле Суэца с начала 1980-х годов функционирует автомобильный проезд. Он проложен под каналом с материка на юго-запад Синайского полуострова. Его протяжённость составляет 1,63 километра, а высота — 11,6 м. Автотоннель знаменит не только своей уникальной инженерной конструкцией, но и массивным внешним видом. По обе стороны подземного проезда находятся КПП.

С 2001 года над Суэцким каналом южнее города Эль-Кантара функционирует такое сооружение, как Мост 25 января. Мост входит в состав трассы Порт-Саид — Исмаилия и является соединительным звеном между Африкой и Азией. Имея высоту 70 метров, он занимает второе место в мире среди вантовых мостов. Движение по объекту допускается только для представителей госорганов или военнослужащих при предъявлении спецдокумента.

Помимо того, в 2001 году был введён в эксплуатацию железнодорожный разводной мост Эль-Фердан, соединяющий берега Суэцкого канала. Сооружение располагается в 5 км севернее города Исмаилия. Эль-Фердан является самым протяжённым поворотным мостом во всем мире. Его длина равна 340 метрам. Как правило, объект стоит в разведённом состоянии, сводя свои половины вместе во время проезда железнодорожного транспорта.

Мост Эль-Фердан

Как добраться

В аэропорт города Каира, столицы Египета, можно прилететь из больших городов России на самолётах, выполняющих прямые рейсы. Чтобы ознакомиться с Суэцким каналом, можно доехать из Каира до достопримечательности на машине, взятой в аренду, на такси, на поезде, в составе экскурсионной группы на автобусе, а также на прогулочном судне.

В центральной части Порт-Саида размещается пристань, где останавливаются туристические лайнеры. Путешествие от столицы Египта в город Порт-Саид на поезде продлится примерно четыре часа. Поездка до Суэца на такси или автомобиле займёт около полутора часов. Лучшим вариантом станет приобретение экскурсионного тура. Гид всё расскажет и покажет подходящие места для обзора и фотосъёмки достопримечательности.

Суэцкому каналу 140 лет: история создания легенды XIX века

Порт-Саид. Вид на акваторию Суэцкого канала

Суэцкий канал – судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря, кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки). Канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

Суэцкий канал – судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал – кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки).

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами: Азией и Африкой. Главные входные порты: Порт-Саид из Средиземного моря и Суэц из Красного моря. Суэцкий канал проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер и лагуну Мензала.

Канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

Мысль о том, чтобы прорыть канал через Суэцкий перешеек, возникла еще в глубокой древности. Античные историки сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII – начало VI в. до н.э.).

Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I, завоевавшего Египет, а впоследствии – Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.). По завершению эпохи фараонов в Египте канал пришел в состояние упадка.

Однако после завоевания Египта арабами канал в 642 году был вновь восстановлен, но в 776 году его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата.

Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 году по приказу визиря Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798– 1801 годов), не были осуществлены.

Идея строительства Суэцкого канала возникла вновь во второй половине XIX века. Мир в этот период переживал эпоху колониального раздела. Северная Африка, самая близкая к Европе часть континента, привлекала внимание ведущих колониальных держав – Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Египет был предметом соперничества Великобритании и Франции.

Главным противником строительства канала стала Британия. В тот период она обладала самым мощным флотом в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды. А в случае открытия канала через него могли бы отправлять свои малотоннажные суда Франция, Испания, Голландия и Германия, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в морской торговле.

В 1854 году французский дипломат и предприниматель Фердинанд Мари Лессепс (Ferdinand Marie vicomte de Lesseps), пользуясь усилением влияния Франции в Египте и личными связями, получил у египетского правителя концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Строительство канала возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала.

Египетское правительство получило 44% всех акций, Франция – 53% и 3% приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 71% прибылей, Египту – 15%, основателям компании – 10%.

Строительство канала началось в апреле 1859 года и продолжалось более 10 лет. Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц. Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий.

В 1868 году, накануне гряжущих торжеств по случаю открытия канала, египетский хедив предложил Джузеппе Верди написать оперу на национальный египетский сюжет. Премьеру предполагалось приурочить к открытию театра в Каире.
Верди отклонил неожиданный заказ. Но в 1870 году, познакомившись со сценарием «Аиды», композитор заинтересовался и дал свое согласие. Премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире.

Открытие Суэцкого канала в 1869 году резко обострило англо-французскую борьбу за Египет, а громадные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта.

Пользуясь этим, и ослаблением Франции после франко-прусской войны 1870–1871 годов, заставившей ее уступить ведущую роль в египетских делах Великобритании, британское правительство купило в 1875 году контрольную долю акций канала.

В 1876 году был установлен совместный англо-французский контроль над египетскими финансами. Однако в период Египетского кризиса 1881–1882 годов, вызванного подъемом патриотического движения в Египте (движение Араби-паши), Великобритания сумела оттеснить Францию на задний план.

В результате военной экспедиции в июле–сентябре 1882 года Египет оказался оккупированным англичанами и стал главной британской военно-стратегической базой на Ближнем Востоке.

Через 6 лет в Стамбуле была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому каналу, являющаяся и сейчас основным документом, регулирующим судоходство по каналу.

Великобритания в 1914 году установила над Египтом протекторат. В 1919–1921 годах протекторат был упразднен, и Египет был провозглашен независимым королевством.

Однако экономика, внешняя и внутренняя политика контролировалась Великобританией, в стране находились английские войска.

Июльская революция 1952 года, организованная группой «Свободные офицеры» с Гамалем Абдель Насером (Gamil Abdel Naser) во главе, изгнала из страны королевскую династию. В 1953 году Египет был провозглашен республикой. В 1956 году из Египта были выведены английские войска, Суэцкий канал национализирован.

Национализация канала послужила поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года. Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, движение по нему было прервано и возобновилось только 24 апреля 1957 года, после завершения работ по очистке канала.

В результате арабо-израильской «шестидневной войны» 1967 года судоходство по Суэцкому каналу вновь было прервано, так как зона канала фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973 года — в район активных военных действий.

Ежегодный ущерб, наносимый бездействием Суэцкому каналу, исчислялся в 4-5 млрд. долл.

В 1974 года, после отвода израильских войск из зоны Суэцкого канала, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства.

В 1981 году была завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тысяч тонн (по завершении второй очереди – до 250 тысяч тонн) и грузовые суда дедвейтом до 370 тысяч тонн.

В 2005 году была начата новая реконструкция Суэцкого канала. План реконструкции предусматривает углубление фарватера, что позволит проводить по каналу более 90% существующего международного торгового флота. С 2010 года по каналу смогут ходить супертанкеры водоизмещением до 360 тыс. т. На сегодняшний день длина собственно канала 162,25 км, с морскими подходами от Порт-Саида до Порт-Тауфика – 190,25 км. Ширина на глубине 11 метров 200–210 м. Глубина по фарватеру 22,5 м.

Современный символ США Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием «Свет Азии» (The Light Of Asia), но тогдашнее правительство страны решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для государства слишком дорогостоящими.

В настоящее время порядка 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем в день по Суэцкому каналу проходит 48 судов, среднее время прохождения канала – около 14 часов.

По существующим правилам Суэц могут проходить суда всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Правила эксплуатации запрещают появление в нем лишь кораблей с атомными силовыми установками.

На сегодняшний день Суэцкий канал является главным бюджетообразующим проектом Египта. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем сегодня позволяет получать стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Эксплуатация канала является одним из основных источников валютных поступлений в египетскую казну. По оценкам ряда экспертов, канал дает стране больше средств, чем добыча нефти, и гораздо больше, чем стремительно развивающаяся инфраструктура туризма.

Ежемесячный объем сборов за проход через канал составляет 372 млн долларов.

В 2007–2008 финансовом году Суэцкий канал принес Египту более 5 млрд долларов, что стало рекордным показателем за всю историю канала.

В 2008–2009 финансовом году судоходство по Суэцкому каналу снизилось на 8,2%, а доходы Египта от эксплуатации канала упали на 7,2%. Эксперты объясняют это последствиями мирового финансового кризиса, а также действиями пиратов у берегов Сомали.

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

СУЭЦКИЙ КАНАЛ, один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.

Трасса канала.

Также по теме:

Канал пересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.

Первые каналы на Суэцком перешейке.

Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му’минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.

Также по теме:

В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).

Современный канал.

В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.

Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.

Роль канала в мировой торговле.

Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

Международное значение канала.

Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *