Как проходит нефтепровод дружба на карте
Перейти к содержимому

Как проходит нефтепровод дружба на карте

  • автор:

Трубопровод «Дружба». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. К концу 1950-х гг. страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) из-за роста промышленного производства остро нуждались в нефти. Ее поставки из СССР в Восточную Европу тогда осуществлялись только железнодорожным транспортом. 18 декабря 1958 г. на X сессии СЭВ в Праге было принято решение о строительстве нефтепровода от месторождений в Башкирской и Татарской АССР в ГДР, Польшу, Венгрию и Чехословакию. Он получил название «Дружба». Решение было закреплено межправительственными соглашениями, заключенными в 1959 г.

Проект нефтепровода был разработан московским институтом «Гипротрубопровод» и утвержден постоянной комиссией СЭВ по нефтяной и газовой промышленности. Нефтепровод начинался в Альметьевске (Татарская АССР), далее его маршрут пролегал через Куйбышев (ныне Самару), Пензу, Липецк, Орел, Брянск и Мозырь (Белорусская ССР). После Мозыря трубопровод разветвлялся на два направления: на север, через Брест и Польшу и далее к городу Шведт (ГДР); и на юг, через Украину, Броды и далее к Братиславе, Праге и Будапешту с разветвлением в венгерском городе Шаги.

Агрегаты для насосных станций поставлялись из ГДР, средства автоматики — из Венгрии, различная арматура и клапаны — из Чехословакии. Поставками труб, техники и основными проектными и строительными работами занимались предприятия СССР, в том числе тресты Министерства нефтедобывающей промышленности и Главного управления газовой промышленности СССР.

Строительство началось 10 декабря 1960 г. в районе Карпат, на самом сложном участке. В 1962-1963 г. были завершены работы над участками нефтепровода в Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР, до октября 1964 г. они работали на перекачку нефти, которую сгружали на границе из железнодорожных цистерн. На территории СССР строительство вели ряд трястов Министерства нефтяной промышленности СССР.

15 октября 1964 г. состоялась официальная церемония ввода в строй нефтепровода «Дружба». Подача нефти от Альметьевска в страны СЭВ была запущена 4 ноября 1954 г. В 1967 г. за проектирование трубопровода «Гипротрубопровод» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. О строительстве трубопровода был снят документальный фильм «Магистраль» (режиссер — Роман Григорьев).

Общая длина трубопровода составила 4 тыс. 665 км (в том числе по территории СССР 3 тыс. 4 км, Польши — 675 км, Чехословакии — 836 км, Венгрии — 123 км, ГДР — 27 км). На тот момент «Дружба» была самым протяженным нефтепроводом в мире. Также от нефтепровода на территории Советского Союза были сделаны около 300 км ответвлений к ближайшим городам. Диаметр труб на участке от Альметьевска до Мозыря — 1020 мм, далее — от 529 до 720 мм. В СССР нефтепровод пересек 458 водных преград и оврагов, в том числе 18 крупных рек, включая Волгу, Дон, Десну и Днепр. Подача нефти по трубопроводу осуществлялась с помощью 80 насосных станций. Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 млн т в год.

В 1969 г. было начато расширение пропускной способности «Дружбы», в 1974 г. была построена вторая нитка трубопровода диаметром до 1220 мм. В 1978 г. было сооружено ответвление от «Дружбы» к нефтеналивным терминалам в Литве и Латвии через г. Унечу (в г. Полоцке он соединяется с магистральным нефтепроводом «Сургут-Полоцк»).

В июле 2006 г. из-за аварии на ответвлении от трубопровода «Дружба» неподалеку от г. Унечи произошла утечка нефти: площадь загрязнения составила до 1 тыс. кв. м. В результате прокачка сырья по этому участку в сторону Полоцка и Прибалтики была прекращена. Его восстановление планируется в 2018 г. Вместо пострадавшего участка для экспорта нефти, который ранее осуществлялся через терминалы в Бутинге (Литва) и Вентспилсе (Латвия), в 2009-2012 гг. был построен нефтепровод «Балтийская трубопроводная система- II» (Унеча — Андреанополь — Усть-Луга), который связал трубопровод с российскими портами на Балтийском море.

По нефтепроводу «Дружба» в страны дальнего зарубежья ежегодно поставляется 66,5 млн тонн нефти (из них около 30 млн т приходятся на долю БТС-2). В настоящее время длина российского участка с учетом ответвлений составляет 5 тыс. 124 км, а общая протяженность «Дружбы» — 8,9 тыс. км. Грузооборот российского участка в 2013 г. составил 147,2 млрд тоннокилометров (произведение массы перемещенной нефти и общего расстояния).

Владельцем российского участка «Дружбы» является «Транснефть» (трубопровод принадлежит ее дочерней компании ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба»). Белорусский участок находится в собственности «Гомельтранснефти», украинский — «УкрТатНафты», польский и немецкий — PERN, венгерский собственник — группа компаний MOL Plc., словацкий — Transpetrol, чешский — Mero.

В 2013 г. расходы на реконструкцию и модернизацию российского участка трубопровода составили 12,12 млрд рублей.

Центр управления российской частью нефтепровода располагается в Брянске.

Нефтепровод «Дружба»: как нефть идет в Европу

Нефтепровод

Нефтепровод «Дружба» – одна из крупнейших систем прокачки нефти в мире: 8 тысяч километров труб, десять стран. Нефтепровод идет от Альметьевска в Татарстане – через Самару и Брянск – в Беларусь.

На границе от города Унеча в Брянской области от трубы отходит Балтийская трубопроводная система-2. Она идет до российского порта Усть-Луга в Ленинградской области. Пропускная способность – 36 млн тонн сырья в год.

В белорусском городе Мозырь «Дружба» разделяется.

Северный участок – Беларусь, Латвия, Литва, Польша, Германия. Пропускная способность – 49,8 млн тонн в год.

Южный – Украина, Чехия, Словакия, Венгрия. Пропускная способность – 16,7 млн тонн нефти в год.

Трубопровод строили в 60-х годах прошлого века для поставок нефти сначала в страны соцлагеря, а затем и в Германию.

Это гигантская инфраструктура: 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций и резервуарные парки объемом 1,5 млн кубических метров.

За работу российского участка нефтепровода (а это примерно 4 тысячи км труб) отвечает компания «Транснефть».

Компанию контролирует государство. Почти 80% уставного капитала принадлежит федеральному агентству «Росимущество», оставшиеся 20% – частным акционерам: НПФ «Газфонд пенсионные накопления», Газпромбанк, РФПИ, China Investment Corporation. Некоторые из них, впрочем, тоже контролируются государством.

Следствие полагает, что загрязнение нефти произошло на узле слива у села Николаевка в Самарской области. Оттуда сырье попало в нефтехранилище, а затем – в систему магистрального трубопровода и далее по «Дружбе» – на экспорт.

«Дружба» врозь: что известно о главном нефтепроводе из России в Европу

Вечером 11 октября на одной из двух ниток нефтепровода «Дружба», оператором которого является «Транснефть», была зафиксирована утечка. О версиях аварии и истории нефтепровода — в справке «Известий».

Крупнейший нефтепровод

«Дружба» — крупнейший российский трубопровод, осуществляющий поставки нефти в Европу. Маршрут проходит от Альметьевска через Самару и Брянск до белорусского Мозыря, а затем разветвляется на два участка: южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии) и северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии). Ранее нефть по северной ветке качали также Латвия и Литва, но с 2006 года эти поставки были остановлены.

Приемная станция нефтепровода «Дружба» между Венгрией и Россией на Дунайском нефтеперерабатывающем заводе венгерской группы MOL в Сажаломбатте, Венгрия,

Фото: REUTERS/Bernadett Szabo

Нефтепровод способен поставлять 66,5 млн т нефти в год, в том числе по северной ветке — 49,8 млн т. В 2021 году российский оператор нефтепровода, «Транснефть», сократила транспортировку по «Дружбе» до 35,9 млн т. По последним прогнозам, в 2022-м ее планировали увеличить до 45,5 млн.

Как пояснил «Известиям» пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин, по северной ветке «Дружбы» транзит продолжается без перебоев, поскольку российская сторона рассчитывается с Белоруссией напрямую, а транзит через Украину оплачивается в европейских банках и на фоне санкций был заморожен в августе на 8 дней.

Враги «Дружбы»: могла ли авария на нефтепроводе в Польше быть диверсией

Эксперты не исключают, что это рабочая ситуация, но и не отметают версии о продолжении истории с «Северными потоками»

При этом именно Венгрия, получающая российскую нефть по южной нитке трубопровода, настояла, чтобы санкции ЕС не коснулись «Дружбы».

Цифры и факты:

  • Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов;
  • Начало строительства в 1960 году;
  • Общая длина 8,9 тыс. км, из них 3,9 тыс. км по территории России;
  • Ежегодно прокачивала 66,5 млн т нефти: 49,8 млн т по северной и 16,7 млн т по южной;
  • Венгрия настояла на изъятии поставок по «Дружбе» из санкционного списка ЕС.

История строительства

Строительство «Дружбы» началось 10 декабря 1960 года вопреки обычной практике — с конечных, а не с начальных участков. Главная причина была геополитической: таким образом СССР демонстрировал серьезность своих намерений обеспечить социалистические страны достаточным количеством углеводородного сырья. При сооружении нефтепровода каждая страна несла ответственность за свою часть, так как трубопровод становился собственностью соответствующего государства. Завершилось строительство спустя четыре года, в октябре 1964-го. Оператором российского участка стала «Транснефть».

Сотрудник Химического комбината Чехословацко-советской дружбы на нефтепроводе «Дружба», 11 апреля 1962 год

Сотрудник Химического комбината Чехословацко-советской дружбы на нефтепроводе «Дружба», 11 апреля 1962 год

Фото: Global Look Press/Jan Tachezy

Нефтепровод прокладывался по горам, пересекал сотни автомобильных и железных дорог — для него построили 175 мостов и 113 переходов. Также он пролегает по дну 45 крупных рек, в том числе Волги, Оки, Днестра, Днепра, Припяти, Дуная, Вислы и Одера.

Авария 11 октября 2022 года

Вечером во вторник, 11 октября, стало известно о разгерметизации и утечках на одной из двух ниток нефтепровода «Дружба», ведущего в Германию. Авария произошла на территории Польши примерно в 70 км от Плоцка. По информации ARD в Варшаве, к утру вытекло более 400 куб. м нефти. Поврежденная нитка была сразу отключена, вторая работает штатно. Сбор разлитой нефти в цистерны продолжается весь день 12 октября.

авария польша нефть

Фото: REUTERS/Kacper Pempel

Как только нефть будет собрана, технические службы выяснят точные причины инцидента и отремонтируют трубопровод. В «Транснефти», российском операторе нефтепровода, сроки восстановления пока не называют. В минэкономики Бранденбурга считают, что устранение утечки займет от двух до 10 дней.

Версии и диверсии

Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Матеуш Бергер заявил, что утечка на нефтепроводе «Дружба», предположительно, произошла из-за «случайного повреждения». По его словам, в настоящий момент нет никаких оснований полагать, что авария стала результатом диверсии.

1231

Между тем, как считает вице-премьер, министр горной промышленности и энергетики Сербии Зорана Михайлович, причиной аварии стала именно диверсия. Произошедшее политик назвала продолжением ситуации с «Северными потоками».

Утечка

Финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов не исключает, что попытка остановить прокачку нефти по трубе преследовала цель поторопить немцев к разрыву отношений с РФ. «Германию отрезают от российских энергоресурсов со всех сторон, а канцлер ФРГ Олаф Шольц разводит руками и со всем соглашается, создавая европейцам «благоприятные условия» для зимнего периода. Нефтяное эмбарго вводится с 5 декабря. Видимо, не всех это устраивает».

нефть авария

Фото: REUTERS/Kacper Pempel

В комитете Госдумы по энергетике «Известиям» заявили, что авария на нефтепроводе «Дружба» могла произойти в рамках абсолютно рабочей ситуации. Также там отметили, что Россия готова подключиться к необходимым работам по восстановлению трубы.

Как проходит нефтепровод дружба на карте

Схема нефтепровода

Схема нефтепровода «Дружба». Репродукция.

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы скачать фото

В корзину Удалить из корзины

  • Категории: Экономика, бизнес, финансы
  • Место: Москва, Россия
  • Дата события: 01.01.1972
  • Дата поступления: 09.09.2009
  • Автор: РИА Новости
  • Источник: РИА Новости
  • Кредит: РИА Новости
  • Оригинал: A72-4121, 35 мм слайд
  • Формат: JPEG, 8691x3543px, 5.5Mb
  • Отдел продаж
  • +7 495 637-3146
  • photo@ria.ru
  • Услуга фотохостинга
  • Фотослужба
  • По вопросам сотрудничества
  • +7 495 645-6482
  • photo-news@ria.ru
  • Фотовыпуск
  • photomaster@ria.ru
  • Техподдержка
  • +7 495 645-6422 (9:00-18:00 МСК)
  • +7 495 645-6615 (круглосуточно)
  • support@riamediabank.ru
  • О нас
  • Политика конфиденциальности
  • Правила применения
    рекомендательных технологий
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Помощь
  • sputnikmediabank.com
  • Руководство пользователя

© 2024 Медиагруппа «Россия сегодня»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *