Вербилки фарфоровый завод где находится
Перейти к содержимому

Вербилки фарфоровый завод где находится

  • автор:

Францъ Гарднеръ

Францъ Гарднеръ в ВербилкахФранцъ Гарднеръ в ВербилкахФранцъ Гарднеръ в ВербилкахФранцъ Гарднеръ в Вербилках

Фарфоровая фабрика «мануфактуры Гарднеръ» была основана в 1754 году англичанином Францем Гарднером и за более чем двухсотпятидесятилетнюю историю создала шедевры фарфорового искусства, ставшие украшением императорских дворцов России и Европы.

Главные принципы фабрики «Мануфактуры Гарднеръ» — высочайшее качество и верность традициям, передаваемым из поколения в поколение династиями мастеров уже более двух веков. Именно поэтому с момента основания и по сей день старейшее российское предприятие становится обладателем самых значимых российских и зарубежных титулов и наград.

История

Фарфоровая фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» была основана в 1754 году англичанином Францем Гарднером и в течение более двух веков создавала шедевры фарфорового искусства, ставшие украшением императорских дворцов России и Европы.

Прежде чем открыть свою фабрику, Гарднер много путешествовал по России в поисках особой глины для производства фарфора, лучшей оказалась так называемая «глуховская глина», найденная им в Малороссии на Черниговщине. Решив вопрос с сырьём, Гарднер поставил себе цель обеспечить Империю собственной фарфоровой посудой, наладив ее масштабное производство. В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера и профессор Женевского Университета Франц Гаттенберг, которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом.

Фабрика Франца Гарднера располагалась в небольшом селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии и производила великолепный фарфор, не уступавший по качеству европейскому. Славилась фабрика и великолепной скульптурой, украшавшей интерьеры многих богатейших домов России и Европы.

Существует легенда о том, что, готовясь отмечать именины, Екатерина II приказала своему фавориту князю Потемкину сервировать праздничный стол, который превзошел бы роскошью пиры, описанные в сказках «Тысячи и одной ночи». Потемкин выполнил указание Екатерины с присущим ему усердием и размахом, закончив обед десертом, на который гостям были поданы фарфоровые чашечки, доверху наполненные бриллиантами. Известная своим изысканным вкусом императрица была в восторге: «Спасибо, князь, ты и вправду затмил сказки «Тысячи и одной ночи» блеском золота и роскошью фарфора». Этот фарфор был приобретен князем Потемкиным на фабрике Франца Гарднера.

Для обучения русских мастеров Франц Гарднер пригласил известного немецкого художника по фарфору Кестнера. В подарок императрице Екатерине II фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» и лично Кестнер выполнили сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Сервиз произвел на императрицу такое потрясающее впечатление, что в 1777 году Гарднер получил заказ на три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а несколько позже — святого князя Владимира. В составе каждого сервиза было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам. На протяжении почти ста пятидесяти лет орденские сервизы ежегодно включались в церемонию праздничных трапез и даже были запечатлены в литературе XIX века.

Фарфор изначально был европейским, так как первых мастеров Гарднер пригласил из того же прославленного саксонского Мейсена. Одним из них был Иоганн Миллер, успевший к тому моменту поработать и на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге под руководством Дмитрия Виноградова. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов и домов высшей аристократии, Гарднер, обладавший прирожденным даром к коммерции, выполнил свое обещание и сумел наладить массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и многие, кому не по карману было покупать импортный саксонский фарфор, охотно приобретали «родной», гарднеровский. Пришлось расширять производство: если в 1771 году на заводе в Вербилках работало 70 человек, то за десятилетие это количество удвоилось. Причем из полуторы сотен сотрудников лишь управляющий и художник были иностранцами.

После смерти Франца Гарднера, его детище считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России. Дело продолжили наследники, в частности завод перешёл старшему сыну Францу Францевичу, ненадолго пережившему отца. Затем к жене Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством. В начале XIX века фабрика переходит к её сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство.

В XIX веке, несмотря на появление других частных заводов, фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» продолжала занимать лидирующие позиции в производстве модного фарфора. Тематика фарфоровых росписей в те времена была необычайно широка. Огромным спросом пользовались городские пейзажи, изображения знаменитых современников, например — участников Отечественной войны 1812 года или прославленных красавиц, а также типажные портреты героев книг и даже журналов мод.

Визитной карточкой «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» стали «именные» сервизы, украшенные гербами аристократических родов, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. За высокую оценку изделий, выполненных по заказу Екатерины II, в 1785 году фабрика получила от московского губернатора право ставить на свои изделия изображение московского герба, а в 1855 году по решению императора — Государственного герба России. Право использовать изображение Государственного герба России на продукции «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» было подтверждено в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 года фабрика «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Возрождение предприятия в Вербилках пришлось на последнее десятилетие 19 века. Это было связано с появлением на российском фарфоровом рынке нового игрока. В 1892 году фабрика была куплена Матвеем Кузнецовым и успешно интегрирована в его «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

На момент покупки фабрика переживал не лучшие времена, поэтому Кузнецов легко договорился с Елизаветой Гарднер, которая продала свое дело за 238 тысяч рублей, и еще за 500 рублей все заводские модели, формы, рисунки и образцы. Матвей Кузнецов оказался владельцем не только нового предприятия, но и первосортной торговой марки с полуторавековой историей, богатыми традициями, квалифицированными специалистами, отработанными технологиями. С переходом фабрики в руки Кузнецова производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков на гарднеровский фарфор и поэтому до революции 1917 года ставил на изделиях клеймо Гарднера. Именно на этих условиях ему была продана фабрика. Матвей Кузнецов систематически издавал прейскуранты своей продукции. Последний прейскурант был выпущен 1 марта 1917 года.

Во времена СССР за высокое качество и художественное мастерство продукция фабрики, название которой было изменено дважды («Автономный республиканский Дмитровский фарфоровый завод», «Дмитровская государственная фабрика в Вербилках»), пользовалась признанием и любовью у жителей страны, а также и у иностранных покупателей. На Всемирной выставке 1937 года в Париже работы мастеров предприятия были удостоены Большой Золотой медали, а в 1958 году в Брюсселе — Золотой и Серебряной. В 1966 году за успехи в развитии отечественного фарфора предприятие было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

После распада СССР фабрика стала носить название «Фарфор Вербилок» и продолжала развивать пластическое искусство, а также образовала дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», специализирующееся на производстве изделий с живописью по фарфору. Успехи фабрики были настолько значимы, что на международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» были высоко отмечены Бриллиантовой и Золотой звездами.

С 2007 года фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак, а в 2008 году старейшее российское предприятие стало лауреатом Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера». В 2009 году предприятие получило благодарность от Министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора. В 2011 и 2012 годах предприятие стало лауреатом I степени Международного фестиваля «Художественная керамика», а также в 2012 году заняло первое место в конкурсе сувенирной продукции, посвящённой 200-летию Бородинского сражения, где была представлена серия скульптурных образов великих русских генералов Отечественной войны 1812-1814 годов.

Cегодня фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» является эталоном высочайшего качества и выпускает несколько линеек продукции. Линейка «Францъ Гарднеръ» включает предметы признанного художественного достоинства XIX-XX веков: сервизы и чайные пары, восстановленные по образцам XIX века, изысканные кофейные чашечки, роскошные конфетницы и фруктовницы, уникальные вазы из бисквитного фарфора, настенные блюда ручной работы с живописью по фарфору, подарочные кружки и изящные статуэтки.

Фабрики «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» сохраняет верность своим традициям, передаваемым из поколения в поколение династиями мастеров уже более двух веков. Именно поэтому с момента основания и по сей день старейшее российское предприятие становится обладателем самых значимых российских и зарубежных титулов и наград.

Вербилки фарфоровый завод где находится

Дмитровский фарфоровый завод, расположенный в поселке Вербилки, ведет свою историю от первого частного завода, основанного английским купцом Гарднером в 1766 г.

История Дмитровского фарфорового завода (Вербилки)

Дмитровский фарфоровый завод, расположенный в поселке Вербилки, ведет свою историю от первого частного завода, основанного английским купцом Гарднером в 1766 г. Он прославился высоким качеством фарфорового черепка, своими орденскими сервизами и многочисленной малой скульптурой. Также входил в «Товарищество М.С.Кузнецова» в конце XIX в.
Начав с творческой переработки западноевропейских образцов — придворные так называемые орденские сервизы (1777-80 и 1783-85), фигурки персонажей итальянской народной комедии (1770-1790-е гг.), — завод к началу XIX в. нашел свой стиль изделий, в которых ампирные формы сочетались с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора в целом (фигурки горожан по офортам в сборниках «Волшебный фонарь» после 1817; чашки с портретами героев Отечественной войны 1812, сервизы с жанровыми сценками, яркой цветочной росписью и др.). С 1833 Дмитровский фарфоровый завод освоил выпуск посуды из фаянса, а в 1840-х гг. — из опака (высший сорт фаянса). Гарднеровский фарфор стал эталоном для других частных русских заводов. Однако во 2-й половине XIX в. художественный уровень изделий завода деградирует. Засилье шаблонных приемов росписи, введение переводных картинок (декалькомании) с репродукциями салонной живописи, расчет на коммерческий успех приводят к упадку пластической и декоративной культуры. Некоторую самобытность сохраняют лишь «восточная» (для Средней Азии) и «трактирная» посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. Рабочие завода не раз организованно выступали с требованием улучшить свое исключительно тяжелое положение (первое выступление рабочих было в 1805). С 1905 забастовки носили политический характер. За годы Советской власти Дмитровский фарфоровый завод реконструирован и значительно расширен.
Коллектив Дмитровского завода в 30-е годы состоял из мастеров с традиционным опытом росписи фарфора, навыки которых переходили от поколения к поколению. Как говорят: учили с руки.

Искусство росписи фарфора на Дмитровском заводе

Искусство росписи фарфора претерпело на Дмитровском заводе в послевоенные годы весьма существенные изменения. Видную роль в этом сыграл один из наиболее ярких представителей старшего поколения художников, уроженец Вербилок Константин Георгиевич Тихонов.
Во второй половине 50-х годов на Дмитровском заводе создаются лучшие скульптурные произведения Д.Горлова, К.Поповой, С.Вайнштейн-Машуриной, М.Пермяк, сервизы Е.Смирнова, О.Ганрио, В.Правиковой. С начала 60-х годов на протяжении всей половины этого десятилетия В.Ольшевский создает на Дмитровском заводе целый ряд новых форм чайных сервизов — «Дубна», «Каннелюрный», «Тайга», «Сибирь», «Скиф», «Русский», «Витязь», а также ряд работ для нового Сланцевского завода под Ленинградом.

Фарфор завода Вербилки

Продукция Дмитровского фарфорового завода экспонировалась более чем на 100 зарубежных выставках в 40 странах мира. Многие изделия, созданные художниками и мастерами завода, находятся в заводском музее, а также в других музеях страны и за рубежом. Дмитровский фарфоровый завод был удостоен большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937), серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). В честь 200-летия завод награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Клейма завода

Предметы завода

Чайная пара Скульптура Карандашница Чайный сервиз Миниатюрная композиция Скульптура Ваза Скульптура Скульптура Скульптура Чайник заварочный и молочник Скульптура Чашка Скульптура Масленка Скульптура Скульптура Скульптура Скульптура Горельеф

г. Москва

Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках

Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки) — это не просто промышленное предприятие. Это прежде всего хранилище традиций производства фарфоровых изделий, которые передаются из поколения в поколение и позволяют рождаться на свет настоящим шедеврам декоративно-прикладного искусства. Завод Вербилки известен далеко за пределами России, а качество его продукции подтверждено многочисленными премиями и наградами.

Названия завода

  • Фарфоровый завод Гарднера (1766 — 1891)
  • Товарищество М.С. Кузнецова (1891 — 1917)
  • Дмитровская фабрика бывш. Кузнецова и Дмитровская государственная фабрика в Вербилках. Б. Гарднер — 1918-1921 года
  • Дмитровская государственная фабрика в Вербилках — 1921-1923 года
  • Дмитровская фабрика в Вербилках — вторая половина 1920-х годов
  • Государственная Дмитровская фарфоровая фабрика — 1930е годы
  • Дмитровский фарфоровый завод — с 1950 года
  • ЗАО Фарфор Вербилок (1991 — )
  • Дочернее Общество «Промыслы Вербилок» (1995 — )

Вербилки

История завода

Дмитровский фарфоровый завод был основан в 1766 г Францем Гарднером — купцом и предпринимателем из Англии, который с 1746 г проживал в России и, пользуясь своими связями в царском дворе, реализовывал различные деловые проекты.

Открытию завода предшествовали длительные путешествия Гарднера по России — купец искал голубую глину, которая бы подошла для производства фарфора. Лучший для этого вариант он нашел на Черниговщине.

Задумывая завод, купец брал за ориентир Мейсенское немецкое фарфоровое производство.

Нужно сказать, что по первому прошению Гарднера о разрешении строительства фабрики ему было отказано. В царской России к вопросам охраны окружающей среды относились гораздо более щепетильно, чем сейчас. Поэтому вырубать лес в радиусе 100 верст от Москвы было строжайше запрещено. Впрочем, купец вышел из положения: он выкупил у князя Николая Урусова большой участок земли. За это брат Урусова, который на тот момент занимал должность губернатора Москвы, выхлопотал ему разрешение на строительство завода. Фабрика Вербилки находится в 90 км от Москвы, т.е. она еще попадала в охранную зону, но находилась на самом ее краю.

Владелец завода пригласил из Германии известного художника Кестнера, который занимался обучением русских мастеров. Сам маэстро лично выполнил для Екатерины II великолепный сервиз, украшенный зарисовками, посвященными победе в русско-турецкой войне. Императрица была в таком восторге от подарка, что доверила фабрике изготовление четырех орденских сервизов — в честь Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского и князя Владимира. К слову сказать, последний стоил 15 тыс. руб. — баснословные деньги по тем временам. Почти полтора века орденские сервизы украшали собой праздничные трапезы, организуемые при дворе. А Гарднер в результате своего первого успеха получил право помечать свои изделия изображением московского герба.

Гарднер был действительно талантливым коммерсантом. Поэтому он быстро понял, что запуск массового производства посуды сулит ему солидную прибыль. Отечественный фарфор выгодно отличался по цене от заморского, а по качеству ничуть ему не уступал, поэтому очень скоро стало ясно, что производство пора расширять. В течение одного десятилетия штат завода увеличился вдвое.

После смерти основателя завода наследники с переменным успехом продолжили его дело. Сначала управлением завода занимался сын Гарднера Франц Францевич. Потом бразды правления перешли Сарре Александровне, супруга предпринимателя. Правда, она не продемонстрировала себя как талантливый управленец. В начале 19 столетия ее младшие сыновья взяли руководство заводом на себя и сумели возродить его лучшие традиции.

Собственники завода стремились идти в ногу со временем и осваивали новые технологии. Так, в 1833 г на фабрике было запущено производство посуды из фаянса, в 40-х годах — из опака.

За свои многочисленные заслуги Вербилки неоднократно жаловались различными наградами. Так, в 1829 г фабрика завоевала золотую медаль на Первой промышленной выставке. В 1855 г вместе с особой благодарностью императора заводу было пожаловано право помечать свою продукцию государственным двуглавым орлом. Более высокого знака качества на тот момент в России не было. И наконец в 1856 г фабрика Гарднера получает звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Вторая половина 19 в — не самая радостная страница истории фабрики. Слишком увлекшись коммерческой гонкой, ее новые владельцы забыли об искусстве и стали производить трафаретную и ширпотребную продукцию. Негативную роль сыграла и Крымская война, в результате которой начались аресты имущества британских подданных.

Тем не менее, в самом конце 19 века в жизни мануфактуры Гарднера начинается новая веха. В 1882 г ее купил Матвей Кузнецов — крупнейший российский промышленник и предприниматель. Он достаточно быстро сторговался с тогдашней владелицей фабрики и за весьма умеренную сумму сумел приобрести не только успешное производственное предприятие, но и то, что в переводе на современный язык можно назвать раскрученным брендом. Всего за 238 500 руб. ему достались производственные линии, технологии, образцы, рисунки и опытные специалисты в придачу.

Вербилки лось

В коммерческой хватке Кузнецову было сложно отказать. Ему удалось существенно увеличить производство и сохранить старых заказчиков гарднеровского фарфора. При этом он почти не изменил ассортимент продукции фабрики. Кузнецов сделал ставку на чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы, которые стали уже визитной карточкой гарднеровской фабрики. Изготавливалась на заводе и продукция для церквей — лампады, люстры, чаши и т.д. Также Кузнецов реализовывал и спецзаказы по особым случаям — к 100-летию Бородинского сражения, к 300-летию дома Романовых.

Советский период — новый этап истории завода. Предприятие было национализировано и переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. Ассортимент продукции ограничился вазочками, туалетными приборами, декоративными блюдами. Со временем в него включили различные агитационные зарисовки — например, кружки с портретом Калинина. И если в начале советского периода и годы НЭПа за основу производства брались образцы бывшего владельца, то со временем завод начал штамповать изделия массового производства весьма посредственного качества.

В 30-е гг в жизни завода произошли позитивные изменения. Связаны они были с именами двух мастеров — К. Г. Тихонова, ученика школы Фаберже, и Е.П. Смирнова. Они прославились в первую очередь благодаря чайным сервизам «Искусство народов СССР». В то же время на заводе начал работать скульптор С.М. Орлов, который черпал вдохновение из сюжетов народных сказок. Так на свет появились такие его известные работы, как «Конек-горбунок», «Золотая рыбка» и т.д.

Именно в 30-е гг Дмитровский фарфоровый завод получил наконец мировое признание, о чем свидетельствуют многочисленные приглашения на выставки — в Каире, Багдаде, Нью-Йорке, Осло, Париже, Брюсселе и т.д. На многих из них продукция завода была удостоена высоких наград.

Во время Великой Отечественной войны пришлось прекратить выпуск художественной продукции из фарфора. Однако некоторые тематические работы все же выпускались. Например, сервиз «Битва за Родину» А. Чечулиной, орденские сервизы Т. М. Деморей. И на протяжении всей войны свисток завода служил сигналом о начале воздушной тревоги.

Возрождение дореволюционных традиций производства фарфора началось в 1995 году в рамках дочернего предприятия «Промыслы Вербилок». Задача была выполнена успешно, о чем свидетельствуют награды, полученные заводом на международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико в 1996 г.

В 2006 г фабрика получила статус Почетного члена Гильдии поставщиков Кремля с правом помечать свою продукцию соответствующим знаком.

В 2009 г Министр культуры РФ и Академия Художеств объявили заводу благодарность за вклад в сохранение и развитие традиций производства фарфора.

Сегодня предприятие выпускает несколько линеек продукции, которые, как и прежде, служат эталоном высочайшего качества.

Месторасположение завода

Дмитровский фарфоровый завод находится в Талдомском р-не Московской области (Кимрский округ в 1930-х), в поселке городского типа Вербилки (ул. Забырина, 1).

Поселок располагается в 90 км севернее столицы на реке Дубне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *