Сколько вокзалов в москве 2022 году
Перейти к содержимому

Сколько вокзалов в москве 2022 году

  • автор:

Железнодорожные вокзалы Москвы

В настоящий момент в Москве действует девять железнодорожных вокзалов: Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Савеловский, Павелецкий, Рижский, Ярославский. Почти все они — конечные станции разных ж.д. направлений. Белорусский, Курский и Савёловский не являются тупиковыми и связаны с другими железнодорожными ветками.

Пригородные электрички отправляются со всех вокзалов, поезда дальнего следования — со всех, кроме Савеловского. С Киевского, Павелецкого и Белорусского ходят Аэроэкспрессы до аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево соответственно.

ЖД Вокзал МоскваСписок ЖД вокзалов Москвы

Белорусский – ст.м. Белорусская. Поезда дальнего следования отправляются на запад и по северному направлению (бывшее Савеловское), в том числе за границу. Пригородные электропоезда — на Усово, Бородино, Звенигород. Также здесь транзитом проходят электропоезда Курского и Савёловского направлений, поезда Минск — Новосибирск, Брест — Новосибирск.

Казанский – ст.м. Комсомольская. Поезда дальнего следования и электрички ходят по направлениям: Муром (восток) и Рязань (юго-восток). Разделение потоков происходит на станции Люберцы I.

Киевский – ст.м. Киевская. Составы дальнего следования идут через Брянск на Киев и в другие города Украины. Электрички следуют до станций: Лесной Городок, Солнечная, Апрелевка, Бекасово-Сортировочная, Наро-Фоминск, Малоярославец, Кресты, Калуга-1, Калуга-2.

Курский – ст.м. Курская. Поезда едут на Курск, Орёл, Белгород и в другие города юга России: Ростов-на-Дону, города Черноморского побережья и Северного Кавказа. Также отсюда можно доехать до Нижнего Новгорода, в том числе на быстроходных экспрессах «Сапсан» и «Ласточка». Пригородные электрички идут на юг — на Подольск, Серпухов, Тулу и на восток (Горьковское направление) — на Балашиху, Фрязево, Железнодорожный, Ногинск, Павловский Посад, Захарово, Крутое, Электрогорск и Владимир. Пригородные электрички Горьковского направления отправляются не с основных, а с отдельных тупиковых платформ.

Ленинградский – ст.м. Комсомольская. Поезда следуют в Санкт-Петербург, Мурманск, Великий Новгород, Петрозаводск, Псков, Таллин, Хельсинки. Пригородные электрички до Крюково, Подсолнечной, Клина, Конаково, Твери.

Павелецкий – ст.м. Павелецкая. Составы дальнего следования отправляются до Нижнего и Среднего Поволжья, Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Пригородные электропоезда едут до станции Узуново и до аэропорта «Домодедово».

Рижский – ст.м. Рижская. Отправляются поезда в Великие Луки, Псков и Ригу. Пригородные электрички до станций: Нахабино, Новоиерусалимская, Дедовск, Румянцево, Волоколамск и др.

Савёловский – ст.м. Савеловская. Пригородные электропоезда до Долгопрудного, Лобни, Дмитрова, Дубны и Савёлово (Кимры). Некоторые электрички следуют по Белорусскому направлению.

Ярославский – ст.м. Комсомольская. Составы следуют в районы Севера, на Урал, в Сибирь, Дальний Восток, Китай, Монголию. Отсюда начинается самая длинная в мире железнодорожная ветка: Москва — Владивосток (длина 9302 км). Ярославское направление соединено с Горьковским веткой Фрязево — Мытищи и принимает на себя часть пригородного пассажиропотока Курского направления.

Как добраться до вокзалов

Все вокзалы находятся в непосредственной близости от станций метрополитена, при перемещении от одного до другого потребуется только один вид общественного транспорта — метро. Причем, все, кроме Савёловского и Рижского, находятся на станциях кольцевой линии метрополитена.

Вокзалы: Казанский, Ленинградский и Ярославский находятся в пешей доступности друг от друга на Комсомольской площади, чаще называемой Площадью трех вокзалов.

О времени работы метро и о том, как выгоднее купить билет в подземку, читайте здесь:

Где находятся вокзалы Москвы на карте метро

Схема Московского метро с вокзалами и аэропортами от © Студия Артемия Лебедева (картинка кликабельна):

Схема метро с МЦК Москва

Аэроэкспрессы

На электропоездах «Аэроэкспресс» можно добраться до аэропортов со следующих вокзалов:

  • С Киевского — до Внуково
  • С Белорусского — до Шереметьево
  • С Павелецкого — до Домодедово

Более подробно, как попасть в аэропорты, читайте:

Самые загруженные вокзалы России

Самые загруженные вокзалы в стране предсказуемо находятся в Москве. Каждый месяц с них отправляется более 4,3 млн человек. Основная причина загруженности вокзалов Москвы проста — в столице проживает 12,5 млн человек. Это самый населенный город не только России, но и Европы. Также Москва — крупнейший ж/д узел страны, здесь находятся самые крупные аэропорты.

В таблице собраны 10 самых посещаемых вокзалов России, откуда отправляются поезда дальнего следования (статистика РЖД на 2014 год).

вокзал город чел. в месяц
1 Казанский Москва 1,2 млн
2 Московский Санкт-Петербург 1 млн
3 Ленинградский Москва 751 тыс.
4 Курский Москва 692 тыс.
5 Ярославский Москва 563 тыс.
6 Екатеринбург-Пассажирский Екатеринбург 477 тыс.
7 Сочи Сочи 435 тыс.
8 Павелецкий Москва 376 тыс.
9 Киевский Москва 344 тыс.
10 Белорусский Москва 326 тыс.

Данные по Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому вокзалам можно суммировать, так как они находятся на одном транспортном узле у Комсомольской площади (ее еще называют Площадью трех вокзалов). Тогда получается внушительная цифра 2,5 млн человек в месяц.

Все вокзалы Москвы (кроме Рижского) попали в топ-10. Рижский вокзал не попал даже в топ-20. Он расположен на Московско-Виндавском направлении дороги. Это тупиковая трасса, ведущая в Латвию. После распада СССР она потеряла свое значение. По ней ходят три фирменных пассажирских поезда, электрички и грузовые поезда.

На 2 месте по посещаемости находится Московский вокзал Санкт-Петербурга. Питер — второй по населенности город в стране (5,2 млн человек). Также множество людей путешествуют между двумя столицами — по работе, к родственникам, отдохнуть на выходные.

На 6 месте, обогнав некоторые вокзалы Москвы, расположился Екатеринбург. По численности населения он четвертый в России. Высокий пассажиропоток объясняется и тем, что вокзал Екатеринбурга расположен на крупном транспортном узле страны.

На 7 месте расположился вокзал Сочи. Сюда летом отправляется огромный поток туристов со всей России.

Пригородное направление

В пригородном топе первые 8 мест тоже занимают вокзалы Москвы. В рейтинг не попал только Рижский вокзал. На первом месте — Ярославский (6,9 млн человек в месяц), затем Курский (5,7 млн человек) и Казанский (2,7 млн человек). На 9-м месте Нижний Новгород (940 тыс. человек в месяц), на 10-м — Балтийский вокзал Санкт-Петербурга (873 тысячи человек).

Интересно, что на пригородном направлении пассажиропоток в несколько раз больше, чем на поездах дальнего следования. По области люди ездят значительно чаще, так как можно уехать на выходные и быстро вернуться. Пассажиры ездят на дачи, к родственникам. Многие живут в пригороде или городах-спутниках и каждый день ездят на работу в Москву.

Сравнение вокзалов и аэропортов России

Пассажиропоток в аэропортах столицы значительно выше, чем на вокзалах. По количеству посетителей одно Домодедово равно сумме трех вокзалов на Комсомольской площади. Если сравнить общее количество пассажиров Москвы, летающих самолетом (6,3 млн человек в месяц) и предпочитающих поезд (4,25 млн человек), то преимущество все равно останется за воздушным транспортом.

Какое место занимают вокзалы России среди стран мира

Рейтинг 50 самых посещаемых ж/д станций мира выглядит очень необычно — почти все места в нем принадлежат Японии. Возглавляет список станция Синдзюку — через нее отправляются 105 млн человек в месяц! Это в десятки раз больше суммарного пассажиропотока всех станций России. При этом сама станция Синдзюку далеко не самая большая станция в мире. Такое чудовищное количество пассажиров объясняется просто. У Японии очень маленькая территория (в 45 раз меньше площади России) и большое население — 126 млн человек (в России 149 млн человек). Этот факт вместе с высокой развитостью железнодорожной сети дает высокую нагрузку на каждую станцию. Для сравнения: плотность населения на 1 кв. км. в Японии — 336 человек, в России — 8,5 человек.

С Японией может поспорить Индия — вокзалом Чхатрапати-Шиваджи ежемесячно пользуются 91,6 млн пассажиров. Но эти данные не подтверждены документально, поэтому Индии нет в официальном топе. В Индии живут 1,3 млрд человек (2 место в мире после Китая). Это, не смотря на ее большую территорию, дает такую же плотность населения и такую же нагрузку на станции, как в Японии.

Другие страны (кроме Японии) в рейтинге появляются только на 24-й строчке — это Северный вокзал в Париже. Ни одного российского вокзала в рейтинге нет.

Самые загруженные вокзалы мира отнюдь не самые большие. По занимаемой территории (почти 20 гектаров) лидирует Центральный вокзал Нью-Йорка, но при этом пассажиропоток на нем относительно небольшой (6,3 млн пассажиров в месяц). Но это все равно в 1,5 раза больше пассажиропотока всех вокзалов Москвы.

Один день на площади трех вокзалов

Ежедневно для сотен тысяч людей Москва начинается с площади трех вокзалов, она же Комсомольская. По ней же у многих складывается первое впечатление о городе. Здесь непрекращающееся движение: машин, поездов и судеб. Что же собой представляет один из самых оживленных участков Москвы?

Тогда и сейчас

Технически Комсомольская площадь скорее широченная автомагистраль, которую трудно пересечь по земле. «Ненавижу это место, — говорит, подъезжая, таксист, — вечные пробки, припарковаться можно только на несколько секунд, сзади тут же сигналят всякие уроды, чемоданы клиенты засовывают в багажник по полчаса, а иногда вообще на полпути выясняется, что пассажир еще и не на тот вокзал вызвал. Я вообще хороший человек, но здесь зверею. А теперь выходи быстрее, пока меня не штрафанули, и смотри по сторонам!»

В этой точке Москвы торопятся и злятся почти все, от водителей до пешеходов. Выглядят спокойными только полицейские и бездомные — и те и другие никуда не спешат.

До XVII века это место было огромным болотистым пузырем. Заселялся район неохотно. Здесь протекала река Чечора, позже заключенная в подземную трубу, и находился Красный пруд. Красный — от слова «красивый». Пруд этот привлекал людей, собиравшихся здесь на русальни — древнеславянский языческий праздник, связанный с поклонением воде и ее силам. Вслед за простонародьем водоем полюбился и московской знати, приезжавшей на берег отмечать праздники и устраивать гулянья. Неподалеку располагалось село Красное — место, сыгравшее свою роль в российской истории: здесь в Смутное время обосновались сторонники Лжедмитрия I.

С середины XVII века площадь стала именоваться Каланчевской из-за того, что путевой дворец, выстроенный царем Алексеем Михайловичем, имел вышку — «каланчу». Но дворец этот почти не использовался по назначению и быстро пришел в негодность. Позже на Каланчевской площади появились оружейные и пороховые склады, взорвавшиеся в 1812 году. Взрыв был такой силы, что потряс весь город. В середине XIX века площадь приобрела более или менее современные черты — на ней было выстроено несколько вокзалов по разным направлениям. Изначально сооружения походили на маленькие и неказистые провинциальные станции (по сегодняшним меркам), но по ходу стремительного расширения железных дорог и увеличения потока пассажиров первые здания на рубеже XIX и XX века были заменены на пышные вокзальные комплексы, дошедшие до наших дней. С появлением двух линий метро в советский период громадный транспортный узел окончательно оформился.

Ленинградский — самый первый вокзал

Николай I издал указ о строительстве железной дороги из Петербурга в Москву в 1842 году. Первоначально станция насчитывала четыре пути. Здание было спроектировано в русско-византийском стиле знаменитым представителем этого направления — архитектором Константином Тоном, более известным как автор храма Христа Спасителя. Московский вокзал в Петербурге и Ленинградский в Москве были спроектированы почти одинаково согласно замыслу.

Так они выглядят и сейчас. Первоначальным местом для станции предполагалась Трубная площадь, но решение было отменено из-за боязни пожаров от паровозного угля и страшного шума, исходившего от локомотивов.

Вокзал был открыт для регулярного сообщения в 1851-м, царь Николай I торжественно стал пассажиром первого рабочего рейса. Внутренняя отделка вокзала была великолепной: пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи, камины. Особой роскошью отличалась отделка императорских покоев.

С приходом большевиков вокзал был переименован — сначала в Октябрьский, затем в Ленинградский. В 1970-е станция претерпела радикальную реконструкцию — по сути от здания осталась одна внешняя старинная оболочка, а сам комплекс был существенно расширен. Советский период в истории вокзала был отмечен знаменитым (курсирующим с 1931 года и по сей день) ночным поездом «Красная стрела» с комфортными спальными вагонами и качественными русскими блюдами в вагоне-ресторане.

Новый рывок в будущее в железнодорожном сообщении между двумя столицами наступил с появлением в 2009-м сверхскоростного «Сапсана», позволяющего доехать не за привычные восемь часов, а всего за четыре. Забавный факт: поезда «Красной стрелы», как и некоторые «Сапсаны», отправляются с перрона под песню Олега Газманова.

Сейчас Ленинградский вокзал отличает его чистота и общая цивилизованность. Никаких пьяных перебранок — только аккуратные магазины и прилично одетые спокойные люди.

Местная обстановка больше напоминает очередной терминал Шереметьево. Ощущение Петербурга как столицы культурных и воспитанных людей испытываешь уже на перроне.

Охрана порядка и помощь бездомным

Железнодорожные вокзалы традиционно считаются криминогенными объектами. В начале рабочего дня между полицейскими происходит короткое совещание, когда сдающая пост смена докладывает о произошедших за время ее дежурства происшествиях и преступлениях, а также предупреждает о наиболее опасных участках. Дежурная смена длится обыкновенно сутки. Помимо сотрудников в форме на вокзале также задействованы работники в штатском. Они могут сидеть рядом с пассажирами в зале ожидания, кафе или стоять у кассы, и этого никто не заметит. Задача таких сотрудников — предотвращать правонарушения и опасные ситуации мгновенно, непосредственно в момент их совершения.

Самое популярное место у бездомных — возле подземного перехода перед Ленинградским вокзалом. По изношенности одежды можно предположить, кто из них уже давно живет на улице, а кто новенький. Жизненный путь 60-летней Светланы, инвалида, живущей без дома уже четыре года, был изначально тяжелым: «Я выросла в детдоме, а дочку родила уже на зоне. Сейчас сын живет в Иркутске, я до него доехать не могу. Я неспособна своим ходом так далеко. Живу я в основном в приюте, мне помогают. Здесь, на вокзале, мне разные люди попадаются. Кто-то все время ворует у меня — деньги, одежду, даже мои памперсы. А есть, наоборот, те, кто защищает, кормит и заботится как родной».

«Все потребности бездомного человека сводятся к поиску пропитания и места, более или менее подходящего для ночлега, — говорит директор Центра социальной адаптации им. Е. П. Глинки Ольга Борисовна Устимова. — На вокзалах всегда открыты места общего пользования, где можно умыться, привести себя в порядок и согреться. Туда регулярно приезжают специалисты Центра социальной адаптации и сотрудники благотворительных организаций, занимающихся раздачей еды и одежды. И те люди, кто оказался на улице уже давно, как правило, эти точки раздачи хорошо знают и стараются держаться к ним поближе, особенно в холодную погоду. Мобильная служба “Социальный патруль”, созданная при Центре социальной адаптации, ежедневно патрулирует московские вокзалы. В холодное время года на всех вокзалах работают пять мобильных пунктов для обогрева — автобусы, в которых можно выпить горячего чая, согреться и при желании поехать в наш центр, где можно переночевать, принять душ или получить другие срочные услуги. Если человек соглашается, то в центре ему предлагается комплексная помощь для возвращения к нормальной жизни.

За последние десятилетия качество помощи бездомным в Москве значительно улучшилось. В Центре социальной адаптации людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помогают восстановить потерянные документы, оформить инвалидность или пенсию, наладить социальные связи с родными и близкими, вернуться к прежнему месту проживания и многое другое. Мы взаимодействуем с негосударственными некоммерческими организациями и физическими лицами для оказания помощи бездомным. Поддержку могут получить не только москвичи, но и иногородние и даже иностранные граждане, информация о которых направляется в посольства».

Казанский вокзал и архитектор-хамелеон

Из трех вокзалов на Комсомольской площади Казанский (в прошлом — Рязанский) обеспечивает самый большой пассажиропоток в юго-восточном направлении. Ежедневно через его стены проходят 30 тыс. человек. Отсюда отправляются составы в Казань, Омск, Чебоксары, Владивосток, Адлер и другие города.

Казанский вокзал (впервые был открыт в 1862-м) — это воплощение всей монументальности и одновременно всего кошмара, на который способен городской вокзал. Он настоящий антипод аскетичного Ленинградского. На Казанском все через край: роскошь отделки, громкое эхо толпы, высота потолков, гнев усталых таксистов, даже степень алкогольного опьянения некоторых пассажиров.

Первоначальное здание было относительно маленьким и выполненным из дерева. Позже железнодорожные пути разрослись по стране, а пассажиропоток вырос во много раз — потребовалось новое здание. Сегодняшний величественный вид Казанскому вокзалу придал архитектор-хамелеон Алексей Щусев, автор Мавзолея Ленина. Щусев ловко перестраивался и преуспевал при разных режимах и успешно работал в самых непохожих стилях. При царе Щусев проектировал церкви и вокзалы в духе пышной эклектики, при большевиках перешел на строгий конструктивизм и спроектировал Ленину мавзолей, а позже, снова подстроившись под обстоятельства, перешел на торжественный сталинский ампир. В конкурсе на проект Казанского вокзала Щусев едва не проиграл Шехтелю, автору проекта вокзала по соседству — Ярославского.

Хотя вокзал был сдан в эксплуатацию (в упрощенном виде) в 1919 году, строился он по факту почти 30 лет, с 1913-го по 1940-й, с царских времен до сталинских. Архитектура Казанского вокзала — это сложный коллаж на стыке неорусского стиля, модерна и эклектики. Главный фасад здания представляет собой не единый объем, а как бы несколько нарезанных фрагментов древнерусских построек, нанизанных на общий шампур, как шашлык. Центральная башня стилизована под башню Сююмбике в Казанском кремле, левая копирует Кутафью уже из Кремля Московского.

Самая грандиозная часть комплекса — это, безусловно, интерьеры, стилизованные под роскошные барочные залы императорских дворцов. Это колоссальные перекрытые, искусно украшенные и расписанные пространства, сравнить которые можно лишь с соборами. Впечатления современников переданы Ильфом и Петровым в «12 стульях»:

«Ни на одном из восьми остальных вокзалов Москвы нет таких обширных и высоких помещений, как на Рязанском. Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала».

Бывший обеденный зал ныне платный бизнес-зал, поэтому он закрыт от широкой публики. Это настоящее произведение интерьерного искусства, в своей роскоши превосходящее даже Грановитую палату и другие кремлевские хоромы.

Уже при советской власти Щусев продолжил работать в районе своего же детища и в начале 1950-х создал одну из самых помпезных, «русско-имперских» станций московского метро — «Комсомольскую» на Кольцевой линии, пышный архитектурный памятник советскому триумфу в Великой Отечественной. Художественной составляющей станции занимался художник Павел Корин, с которым Щусев еще до революции работал над оформлением Марфо-Мариинской обители в Москве. Потолок «Комсомольской» украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней, посвященными борьбе советских людей за независимость. Весь интерьер зала представляет собой визуализацию речи Сталина на параде 7 ноября 1941 года. После антисталинского XX съезда и в рамках борьбы с культом личности мозаики с изображением вождя подчистили и заменили на другие лица.

Ну и, наконец, еще одно здание Щусева на Комсомольской площади — Центральный дом культуры железнодорожников (ЦДКЖ). Широкой публике оно известно по книге и экранизации «12 стульев», точнее, по знаменитому трагикомическому финалу:

«Очутившись на улице, Ипполит Матвеевич насупился…

— Ходют тут, ходют всякие, — услышал Воробьянинов над своим ухом. Он увидел сторожа…

… Ипполит Матвеевич страдальчески смотрел на румяного старика…

— Где же драгоценности? — закричал предводитель…
— Да вот они! — закричал румяный страж… — … Клуб на них построили, солдатик! Видишь. Паровое отопление, шахматы с часами, буфет, театр, в галошах не пускают.

Ипполит Матвеевич оледенел… »

На протяжении последних десятилетий ЦДКЖ был гаванью для отечественной попсы. В 1974 году здесь состоялся дебютный концерт Аллы Пугачевой, с тех пор здесь выступали Меладзе, Лепс и многие другие.

Проклятые места

Случай Комсомольской площади — отличный пример того, как рождаются и распространяются в народе городские легенды, предания и страшилки. Я решил докопаться до самых ранних источников этих слухов и, кажется, нашел. Почти все страшные истории так или иначе восходят к выпуску телепередачи «Городские легенды» 2008 года на канале ТВ-3, известном своим уклоном в мистику. Выпуск программы легко найти в интернете.

Итак, главная легенда состоит в том, что Комсомольская площадь — место проклятое. А стало оно таковым, потому что примерно 600–700 лет назад монахи некогда якобы существовавшего здесь мужского монастыря отказались впустить пожилого странника во время страшной бури. Разъяренный путник в ответ проклял монастырь и его монахов. Через несколько мгновений земля разверзлась, и местные пески навсегда поглотили монастырь, заживо похоронив всех, кто в нем находился. По легенде, тот странник, с густой бородой и в лохмотьях, до сих пор иногда появляется посреди площади, падает на колени и молится, выпрашивая прощения у проклятых им же монахов. Никакого подтверждения, что на этой территории когда-то стоял монастырь, я не нашел. А вот неопрятных бородатых путников и странников неадекватного поведения в этих местах действительно много, как и на любом другом вокзале.

Остальные суеверия по поводу площади обосновываются, как правило, любыми событиями, когда что-то пошло не так. Грубо говоря, если в задницу попала заноза — значит, место проклятое. Например, дворец царя Алексея Михайловича действительно почти не посещался самодержцем и быстро пришел в запустение. А строительство метрополитена в начале 1930-х действительно осложнилось наводнением подземной реки. В страшилке также фигурирует итальянский антрепренер XVIII века, открывший в здешних местах комедийный театр, который раз за разом сгорал, пока итальянец вконец не разорился и не пропал без вести по дороге на родину. Этот миф не лишен оснований, такой человек действительно был — Джованни Баттиста Локателли. Выходец из Милана открыл возле Красного пруда в Москве частный оперный театр, постановки которого сочетали в себе балет, оперу и итальянскую классическую комедию дель арте. Увы, неискушенная московская публика новое искусство не особо распробовала. Локателли действительно вскоре разорился и позже устроился преподавать иностранные языки при русских театрах. Но ни о каких-либо повторных пожарах, ни о темных силах, разрушивших карьеру иностранца, мне найти ничего не удалось.

Периодически в соцсетях встречаются комментарии о поездах-призраках и «сгустках отрицательной энергии» в привокзальной обстановке площади. Пассажиром поезда-призрака, согласно интервью с «экстрасенсами», может оказаться любой человек и даже не узнать об этом. Только если для находящегося в таком составе дорога будет длиться полчаса, то для остального мира это будут три дня: поезд просто внезапно проваливается во временной портал и так же неожиданно выныривает из него.

Универмаг для приезжих

Зенит славы угрюмого универмага «Московский», открывшегося в 1983 году, состоялся в финальные советские годы всеобщего дефицита. Здесь можно было достать редкие вещи, в том числе из соседних стран соцлагеря.

После распада СССР «Московский» превратился в крупную точку челночной торговли и место становления российского капитализма. Многие бывшие наемные сотрудники магазина, уволившись, превращались в свободных торговцев-частников и открывали тут уже свои магазины. Некоторые из них смогли неплохо «подняться» в 1990-е.

Увешанный хаотичной рекламой, сегодня универмаг «Московский» представляет собой странный сплав монументального социалистического наследия и беспорядочной торгово-рыночной реальности. Внутри здание оказывается пышно отделанным, полным отражающих поверхностей лабиринтом эры Андропова и Горбачева. Благодаря бесконечным отражениям, низким потолкам и запутанным проходам интерьер магазина напомнил мне о Зазеркалье из «Алисы в Стране чудес».

«То, что мы находимся возле вокзала, слегка меняет общение с покупателями, — саркастично вздыхает продавец электроники Михаил. — Меня ужасно достают просьбы поторопиться с товаром (кто-нибудь постоянно опаздывает на поезд), жалобы на то, что, мол, вот у них в городе эта штука стоит вдвое дешевле, а также вопросы в духе “А как пройти до Красной площади?”, “Где тут дешево переночевать?” и самый раздражающий: “А какой из этих трех вокзалов какой? А то у нас поезд через 5 минут”. Я же не справочная, блин! Но если честно, приехав в Москву из Ульяновска, я когда-то был одним из этих самых людей. Я пришел сюда с перрона с идиотскими вопросами, а вышел с предложением о работе».

Размурованный Ярославский вокзал

С Ярославского вокзала можно уехать в Архангельск, Воркуту, Новый Уренгой, Читу, Челябинск, Ярославль, Красноярск, Кострому, Киров, Череповец, Абакан, Владивосток, Нижний Новгород и другие города. Как и прочие вокзалы, Ярославский начался с недалеких маршрутов и маленького здания. Поначалу железная дорога по этому направлению была едва ли не православным объектом. Его первое название — Троицкий вокзал, так как его главным направлением была Троице-Сергиева лавра. Первыми основными пассажирами были паломники. Весьма курьезным было знакомство митрополита Филарета с новшеством. Как и положено консервативному представителю духовенства, он долго отказывался одобрять непонятные технологии. Однако после первого же пробного путешествия Филарет изменил свои взгляды и рекомендовал-таки поезд православным людям: «Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств, чтобы вместо пяти часов ехать полтора».

Как и в случае с остальными вокзалами, по мере стремительного разрастания путей (в данном случае на север, вплоть до Архангельска) низкое зданьице больше не отвечало наплыву пассажиров, и в начале XX века два титана русского модерна — отвечавший за фасады Федор Шехтель и спроектировавший внутреннюю часть Лев Кекушев — разработали величественный проект большого вокзала в русском стиле. Уклон делался в стилизацию под русское северное зодчество и монастыри. Получившееся подобие сказочного русского терема стало одной из визитных карточек Москвы.

С приходом к власти коммунистов здание потихоньку теряло первоначальный образ. В 1920–1930 годы решили убрать «мрачноватые» интерьеры залов ожидания, поснимали дизайнерские светильники, ну а во время тотальной реконструкции «в духе времени» в середине 1960-х кирпичной кладкой замуровали великолепный колонный ряд и остатки первоначальных интерьеров. Во время очередной реконструкции в 2008 году реставраторы были сильно удивлены, обнаружив за советскими наслоениями сохранившиеся великолепные детали. Теперь же комплексу придан (насколько было возможно) первозданный вид.

За привокзальную «жесть» Ленинградского и Ярославского отвечают не сами здания, но огромная площадка с киосками на внутренней стороне, причем огороженная заборами так, что отовсюду нельзя выйти. Вот где можно насмотреться на мусор, алкоголиков, плюющих на пол, злых и подозрительных полицейских и, само собой, на скопление несчастных бездомных. За 200 рублей и три сигареты Петр, смуглый мужчина лет пятидесяти с опухшим глазом, соглашается рассказать, как оказался на улице: «Я из Подмосковья, пьющий, но долго был в завязке. Раньше был женат, двое детей, уже выросли, один сейчас в армии. Приехал на день рождения к пацанам своим и вот уже три месяца отмечаю. Сначала с ними вместе, потом уже с новой компанией, теперь уже один. Становится холодно, так что скоро вернусь домой. Жизнь на улице непредсказуема. От судьбы зависит. Сегодня могут тысячу рублей дать, завтра ее же отнимут или еще порежут. Как лотерея».

Русская народная высотка

Гостиница «Ленинградская» — воплощение одновременно и триумфа, и краха послевоенного сталинского ампира. Это самое высокое и заметное здание на Комсомольской площади даже в сравнении с великолепными вокзалами эпохи модерна.

В январе 1947 года после обсуждения в Совнаркоме вопроса о 800-летнем юбилее Москвы Сталин предложил подумать над дальнейшей реконструкцией города, сказав при этом: «Ездят у нас в Америку, а потом приезжают и ахают — ах, какие огромные дома! Пускай ездят в Москву, так же видят, какие у нас дома, пусть ахают». Как результат, все семь столичных высоток, включая будущую «Ленинградскую», были торжественно заложены единовременно в 13.00 7 сентября 1947 года. После почти пятилетней стройки роскошный отель на 300 номеров был открыт публике в 1952 году.

Оформление здания «Ленинградской», пожалуй, самое русское из всех московских высоток. Повышенный интерес к русскому наследию возник в те годы на фоне всплеска русского патриотизма в результате победы над фашизмом. Как и положено крупной постройке в духе сталинского ампира, тем более высотке, интерьеры поражают роскошью отделки. Одним из основных мотивов стало русское зодчество XVII века эпохи царя Алексея Михайловича. Расписанные узорами сводчатые потолки отеля создают ощущение сказочного древнерусского терема. Главный художник-оформитель гостиницы Мария Александровна Энгельке работала над росписями, не щадя живота своего в буквальном смысле этих слов — она не выпускала кисть из рук, даже находясь на последнем сроке беременности. Так ее и отвезли в роддом — прямо со стройплощадки. Родив дочку, Энгельке уже через три дня вернулась на рабочее место.

Все, что сделало это здание архитектурным шедевром, все, за что высотку расхваливали при открытии, позже погубило карьеры ее проектировщиков. Всего через несколько лет после открытия отеля к власти пришел Хрущев, объявивший борьбу со всем сталинским наследием, включая архитектуру. Был объявлен курс на «борьбу с излишествами в архитектуре». Авторы «Ленинградской» оказались в плохом месте в плохое время, попав под раздачу. Архитекторы Леонид Поляков и Александр Барецкий были лишены своих премий и показательно обвинены в растрате, мол, на эти деньги можно было построить отель не на 300, а на 1000 номеров. Больше они не привлекались к по-настоящему значимым проектам, так и оставшись авторами одного хита.

В нулевых гостиница оказалась во владении концерна Hilton. Пришедшие со временем в негодность сталинские интерьеры были кое-как восстановлены, и теперь кажется, что гостиница застряла во времени, но уже не в советском, а в поздних 1990-х. Обновленные, условно современные части интерьеров кажутся безнадежно устаревшими, в лучшем случае они напоминают не столько отель высшего класса, сколько подмосковный санаторий средней руки. Тем не менее «Ленинградская» в целом и сегодня сохранила свою имперскую избыточность. Посмотреть на интерьеры можно, записавшись на специальную экскурсию. Стоимость номера — в среднем от 7 тыс. рублей за ночь.

Спускаюсь обратно в метро и иду по длинному подземному переходу. После увиденного сегодня мои глаза теперь смотрят на бездомных и пьющих совсем иначе. Несмотря на тяжелую жизнь и часто не самые здоровые привычки, эти люди сохраняют доброжелательность и даже чувство юмора. А главное, оказывается, среди нас есть люди, готовые помогать выброшенным на обочину, то есть на площадь трех вокзалов. А значит, любая трудность не безнадежна.

Фото: Дима Жаров

ТОП 14 — Вокзалы и аэропорты в Москве

Москва – большой и красивый мегаполис, в аэропорты которого ежедневно прибывают тысячи людей со всего мира. Каждый час из всех уголков России — самой большой по территории страны в мире — на 9 железнодорожных вокзалов этого города прибывают десятки тысяч людей.

Чаще всего знакомство с Москвой начинается именно с одного из железнодорожных вокзалов. При этом каждый вокзал Москвы является не только зданием для обслуживания пассажиров и промежуточным пунктом для поездов, но и памятником истории, архитектурной достопримечательностью и образцом инженерного искусства. Построены здания железнодорожных вокзалов были в разное время выдающимися мастерами под влиянием сменяющих друг друга веяний. Впоследствии они модифицировались и их облик менялся, однако они всегда оставались образцами функциональности и эстетичности.

Символы и достопримечательности Москвы

Нажмите для увеличения

Вокзалы и аэропорты Москвы по версии GoingRus

  1. Ленинградский вокзал в Москве
  2. Ярославский вокзал в Москве
  3. Казанский вокзал в Москве

1. Ленинградский вокзал в Москве

История Ленинградского железнодорожного вокзала началась еще в 1842 г. В тот год Николай I подписал указ о строительстве железнодорожной магистрали, которая должна была обеспечить транспортное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. В то же время было решено построить в Москве и в Санкт-Петербурге вокзалы, которые должны были в точности повторять друг друга.

Архитектурный проект вокзалов-близнецов был выполнен российским архитектором Константином Тоном – автором Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя. Вокзал в Москве был достроен в 1849 г. Это здание выдержано в стилистике высокого классицизма, для него характерна монументальность и строгость, симметричность композиции и равномерное чередование элементов декора. Двухэтажное сооружение вокзала, увенчанное башней с часами, обращено к Комсомольской (на момент строительства носившей название Каланчевской) площади. По периметру фасада проходит колоннада.

За время своего существования этот вокзал несколько раз менял имя. Вначале он назывался Петербургским, но в 1855 г. его переименовали в Николаевский. После Гражданской войны он стал называться Октябрьским, а затем Ленинградским. Кроме того, в прошлом веке он несколько раз реконструировался, в результате чего первоначальная постройка была существенно расширена. При этом центральная часть дошла до наших дней без каких-либо изменений.

Последняя его реконструкция проводилась в 2011-2013 гг. Теперь Ленинградский вокзал представляет собой современный комплекс обслуживания пассажиров, имеющий европейский уровень. Он обладает обширной инфраструктурой, включающей супермаркеты, фуд-корт, сервисный центр и т.п. Он этого вокзала отправляются поезда в Санкт-Петербург, Таллин, Петрозаводск, Великий Новгород, Хельсинки, Псков и Мурманск.

Адрес: Комсомольская площадь, 3

2. Ярославский вокзал в Москве

В 60-х годах XIX столетия на Каланчевской площади после Николаевского появились Троицкий и Рязанский вокзалы. Поэтому теперь Комсомольская площадь известна в народе, как «площадь трех вокзалов». Их названия неоднократно изменялись, внешний вид и внутреннее убранство переделывались, география движения неизменно расширялась.

Троицкий вокзал первоначально предназначался для обслуживания железнодорожных перевозок до Сергиева Посада, но в 1870 г. магистраль была продлена до Ярославля, после чего вокзал стал Ярославским. К концу XIX в. железную дорогу дотянули до Архангельска, появились другие направления, пассажиропоток существенно возрос, и появилась необходимость в более крупном вокзале.

На рубеже XIX-ХХ вв. была произведена перестройка Ярославского вокзала стараниями архитекторов Федора Шехтеля и Льва Кекушева. При этом Ф. Шехтель создал новый фасад здания вокзала в неорусском стиле. Благодаря ему в облике вокзала появились декоративные элементы, характерные для древнерусского зодчества — это входная арка с килем-козырьком, высокая кровля, боковые полукруглые башенки, стилизованные под крепостные. В прошлом веке этот вокзал два раза переименовывался (в 1922 г. он стал Северным, а в 1955 г. вернул свое историческое название) и два раза реконструировался.

Именно Ярославский вокзал является отправным пунктом на самой длинной в мире железной дороги – Транссибе. С его перронов участники великих строек коммунизма отправлялись на Дальний Восток и в Сибирь. На сегодняшний день это один из самых крупных вокзалов Москвы. Каждый день он обслуживает более трех десятков пар поездов дальнего следования. Он соединяет Москву с городами Дальнего Востока и Севера, Сибири и Урала, со столицей Северной Кореи, Китая и Монголии.

Адрес: Комсомольская площадь, 5

3. Казанский вокзал в Москве

Казанский вокзал появился в Москве в 1862-1864 гг. для обслуживания Московско-Рязанской магистрали и вначале назывался Рязанским. В 1983 г. было открыто движение по железнодорожному направлению Москва – Казань. Это впоследствии стало причиной переименования, а потом и перестройки здания, которое перестало справляться с пассажиропотоком.

Проект для постройки здания Казанского вокзала принадлежит архитектору Алексею Щусеву, который также известен как автор Мавзолея Ленина. Строительство вокзала началось в 1913 г. и закончилось только спустя три десятка лет.

Внешний вид Казанского вокзала, который, согласно идее Николая II должен был стать восточными воротами столицы, является соединением русского национального и восточного стилей. Он имеет асимметричную композицию, доминантой в которой является 73-метровая угловая многоярусная башня, стилизованная под башню Казанского Кремля Сююмбике. Слева от этой башни находится другая невысокая башня с часами, на циферблате которых есть изображение знаков Зодиака. Во время реконструкции 1987-1997 гг. ансамбль Казанского вокзала был дополнен новыми корпусами. В этот же период по чертежам Щусева была построена Царская башня, в которой с 2012 г. был открыт камерный выставочный зал. В нем посетители могут ознакомиться с картинами отечественных живописцев, которые работают в традициях русской классической школы.

На сегодняшний день с Казанского вокзала поезда направляются в восточном, южном и юго-западном направлениях – в Воронеж, Казань, Чебоксары, Самару, Адлер, Ростов-на-дону, Пензу и другие города России, а также в Казахстан, Узбекистан и Киргизию.

Адрес: Комсомольская площадь, 2

4. Белорусский вокзал в Москве

Белорусский вокзал – самый известный вокзал в Москве. Именно с его перронов в 1941 г. солдаты отправлялись на войну под песню «Священная война». Послужил тому, чтобы Белорусский вокзал стал самым известным московским вокзалом и один из лучших фильмов на тему Великой Отечественной войны «Белорусский вокзал».

Появился этот вокзал на площади Тверской заставы еще в 1870 г., когда была открыта Московско-Смоленская железная дорога. Впоследствии география проходящих через него направлений расширялась, в результате чего изменялось и название самого вокзала: Смоленский, Брестский, Белорусско-Балтийский. Современное название вокзал получил в 1936 г.

Внешний вид вокзала, который сохранился до наших дней, он приобрел в 1912 г. Автором проекта по реконструкции вокзала в те годы выступил архитектор Иван Струков. Здание представляет собой сочетание элементов готики и неоклассических тенденций. Хотя за столетие после этой реконструкции в облике вокзала произошло мало изменений, его не миновали современные нововведения, что позволило осуществлять массу дополнительных услуг по обслуживанию пассажиров. Белорусский вокзал связывает Москву с западными регионами России, Белоруссией, Литвой и многими другими странами Европы.

Адрес: пл. Тверской заставы, 7

5. Курский вокзал в Москве

История Курского вокзала началась в 1866 г., но его исторический облик не сохранился. Здание из стекла и бетона, каким мы знаем этот вокзал сейчас, было построено в 1972 г. Сооруженный в XIX в. вокзал назывался Нижегородским и находился у Покровской (сейчас Абельмановской) заставы. Позже железную дорогу продлили вглубь Москвы и вокзал в виде изящного каменного здания в стиле неоклассицизм построили на Садовом кольце.

В ХХ в. Курский вокзал два раза перестраивался по проекту мастера постконструктивизма Георгия Волошинова. Преобразования были кардинальными, но старый вокзал не уничтожили: его помещения были включены в состав нового здания. В результате выходящий на привокзальную площадь фасад стал представлять из себя стеклянную витражную поверхность высотой 15 м, а крыша теперь выглядит как 9-метровый складчатый козырек. После реконструкции это сооружение могло вместить 11 тысяч пассажиров и по праву считалось самым большим вокзалом СССР.

Курский вокзал отличается от других вокзалов Москвы тем, что железная дорога в нем не начинается и не заканчивается, поскольку он является транзитным. Он обслуживает скорые, пассажирские поезда и пригородные поезда, которые следуют в Горьковском и Курском направлениях.

Адрес: Земляной Вал, 29

6. Киевский вокзал в Москве

Железная дорога от Москвы до Брянска была достроена в 1899 г., тогда и было построено деревянное здание Брянского вокзала. В 1912 г. в честь юбилейных торжеств, посвященных событиям 1812 г. было принято решение построить сооружение, которое должно было стать самым крупным вокзалом Москвы. В результате этого к 1918 г. на месте деревянного здания появилось каменное строение в стиле неоклассицизм.

Над проектом этого здания работали известные архитекторы В. Олтаржевский и И. Рерберг. Главной особенностью этого строения является контраст горизонтального корпуса с колоннадой и высокой башни. В башне сохранились механические часы, которые были установлены еще при строительстве этого здания. По чертежам инженера В. Шухова был сделан дебаркадер: пространство над платформами было перекрыто стальными застекленными арками. Этот дебаркадер два раза подвергался реконструкции, но его первоначальный облик при этом старались сохранить.

Название Киевский было закреплено за этим вокзалом в 1934 г. Он является начальным пунктом Киевского направления железной дороги. От этого вокзала отправляются поезда, которые следуют в Брянск, города Украины, Молдавии, страны Южной и Юго-Восточной Европы.

Адрес: пл. Киевского вокзала, 1

7. Павелецкий вокзал в Москве

Рязанско-Уральская железная дорога, которая связывала 12 губерний Российской империи, являлась крупнейшей железнодорожной магистралью. Выход к Москве эта железная дорога получила в конце XIX в. Вокзал был построен в 1900 г. предположительно по проекту А. Красовского и был назван Саратовским, так как управление Рязанско-Уральской дороги располагалось именно в Саратове.

В середине ХХ в. участки этой железной дороги вошли в состав Юго-Восточной, Приволжской и Московской железных дорог. Название вокзала изменилось тогда же по названию первой по пути из Москвы узловой станции Павелец. До этого в 1924-1925 гг. вокзал назывался Ленинским. Именно на этот вокзал в январе 1924 г. привезли тело В. Ульянова из подмосковных Горок. Паровоз У-127, который вел этот поезд, является экспонатом Музея Московской железной дороги, который находится около Павелецкого вокзала.

В 1987 г. на этом вокзале проводилась реконструкция и его помещения увеличились в 6 раз. Однако внешний вид здания был сохранен. Оно характеризуется симметричностью: над центральной частью находится купольный свод, а выступающие боковые объемы завершаются мансардами. Фасад здания, который обращен к привокзальной площади, облицован декоративным кирпичом. Поезда, которые отходят от Павелецкого вокзала, следуют в сторону Центрального Черноземья, Среднего и Нижнего Поволжья, на юг России и в Казахстан.

Адрес: Павелецкая пл., 1

8. Рижский вокзал в Москве

Рижский вокзал считается самым тихим вокзалом Москвы. С его платформ за сутки отправляются только три поезда дальнего следования – в Великие Луги, Ригу и Псков. Этот вокзал был построен в 1901 г. для обслуживания Московско-Виндавской железной дороги, которая связывала центральную Россию с портами Балтики. За первую половину ХХ в. этот вокзал сменил название на Виндавский, затем на Балтийский, потом на Ржевский и на Рижский.

Здание этого вокзала в псевдорусском стиле осталось неизменным и до сегодняшнего дня. Построено оно было архитектором Юлием Дидерихсом по проекту зодчего Станислава Бржозовского. Здание вокзала представляет собой ряд русских теремов, которые соединены одноэтажными переходами. Благодаря своему живописному виду Рижский вокзал не один раз становился декорацией для съемок кинокартин: «Вокзал на двоих», «Семнадцать мгновений весны», «Адмиралъ».

В начале этого века часть путей Рижского вокзала стала частью экспозиции железнодорожной техники музея Московской железной дороги, которая была открыта в 2004 г. Кроме того, в историческом здании находится недорогая гостиница «Хостел на Рижском».

Адрес: Рижская пл., 1

9. Савеловский вокзал в Москве

Савеловский – единственный московский вокзал, который работает только на пригородное сообщение. Но это было не всегда, так как раньше от него отправлялись поезда в населенные пункты Тверской, Московской, Новгородской, Ярославской и Ленинградской областей.

Железная дорога, которая была построена на рубеже XIX-XX вв., доходила до села Савелово, что обеспечивало транспортировку грузов с Волги в Москву. Потом планировалось продлить магистраль до Калязина, Рыбинска и Углича.

Вокзал для этой железной дороги был построен в 1902 г. у Бутырской заставы, поэтому его вскоре переименовали в Бутырский. Он представлял собой одноэтажное здание, в котором даже не было парадного входа со стороны площади. В 1987-1992 гг. была проведена реконструкция, в результате которой здание стало двухэтажным, а его внутреннее пространство увеличилось в 2,5 раза.

В конце ХХ в. Савеловский вокзал оказался под угрозой закрытия. Но впоследствии от него были переведены только поезда дальнего следования. Теперь от него отходят электропоезда, которые следуют в Дмитров, Лобню, Савелово, Дубну, Костино.

Адрес: пл. Бутырской заставы, 2

10. Аэропорт Домодедово в Москве

Домодедово является самым крупным по объему пассажирских перевозок аэропортом России и всей Восточной Европы. Полеты из него выполняются более чем в 240 направлениях, поэтому он входит в двадцатку наиболее загруженных аэропортов Европы. В нем имеется две независимые взлетно-посадочные полосы, поэтому самолеты здесь могут взлетать и приземляться одновременно.

Именно этот аэропорт первым в России принял Airbus 380 – самый большой пассажирский лайнер. Первый рейс Москва – Свердловск из Домодедово был осуществлен в 1964 г. Изначально он предназначался для обслуживания рейсов на Дальний Восток, Урал, Поволжье, в Сибирь, Среднюю Азию. Однако в 1992 г. он получил статус международного.

Адрес: Московская область

11. Аэропорт Шереметьево в Москве

Аэропорт Шереметьево функционирует уже более шести десятков лет. Находится он между городами Лобня и Химки и состоит из пяти пассажирских терминалов. В самом начале аэропорт назывался Шереметьевским. Посадочное здание этого аэропорта имело необычную форму, за что его в народе называли рюмкой. Но в 2015 г. в ходе реконструкции оно было снесено.

В Шереметьево базируется национальный российский перевозчик «Аэрофлот». Этот аэропорт входит в двадцатку самых крупных аэропортов Европы и в 50-ку самых загруженных аэропортов мира. Его маршрутная сеть составляет более двух сотен направлений.

Адрес: Московская область

12. Аэропорт Внуково в Москве

Строительство аэропорта началось в 1937 г., когда выяснилось, что Центральный и Быково уже перегружены. Во время Великой Отечественной войны этот аэропорт служил военной базой, а впоследствии начал использоваться для гражданских перевозок.

Внуково является одним из самых старых московских аэропортов и наименьшим в Москве по количеству пассажиром аэроузлом. При этом именно в нем обслуживаются члены правительства России, президент РФ и высокопоставленные зарубежные гости.

Адрес: Московская область

13. Аэропорт Остафьево в Москве

Международный аэропорт Остафьево расположен недалеко от Южного Бутово. Он является аэродромом совместного пользования для военных и гражданских судов. Создан он был в 1934 г. в качестве аэродрома НКВД, а впоследствии был передан в ведение Министерства обороны.

В 1997 г. Остафьево решением правительства стало местом совместного базирования авиапредприятия «Газпромавиа» и Министерства обороны, после чего была начата его реконструкция. В 2000 г. этот аэропорт был открыт для гражданских перевозок, а в 2007 г. он получил статус международного аэропорта.

На сегодняшний день он оказывает услуги по наземному обслуживанию и базированию самолетов деловой авиации. Кроме того, он организовывает трансфер и прохождение таможенных процедур, предоставляет визовую поддержку, сопровождает зарубежные воздушные суда на территории России.

Адрес: пос. Рязановское

14. Аэропорт Жуковский в Москве

Аэропорт Жуковский находится на территории города Жуковский Московской области на аэродроме Раменское. Сначала этот аэродром использовался в качестве грузового международного аэропорта и для испытательных полетов, но 30 мая 2016 г. после реконструкции он был открыт для гражданской авиации.

Адрес: ул. Наркомвод, 3

Подробности triplex Обновлено: 18 мая 2022 Просмотров: 5827

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *