Сколько картин в третьяковской галерее 2023
Перейти к содержимому

Сколько картин в третьяковской галерее 2023

  • автор:

Сколько залов и какие насчитывает Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — крупнейшее собрание произведений искусства в России. Фонд музея вмещает коллекцию экспонатов XI — начала XXI веков. Сегодня здесь представлено более 200 тысяч шедевров живописи и скульптуры. А началась история одного из значимых музеев мира всего с двух картин из небольшой частной экспозиции.

Домашняя коллекция

В 1851 году семья Третьяковых приобрела дом в Лаврушинском переулке. Позднее этот особняк стал хранилищем частной коллекции, а потом и публичным музеем. Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, был купцом и меценатом, вкладывал значительные суммы в благотворительность и страстно любил искусство.

Третьяков хотел создать музей национального уровня. В 1856 году он приобрёл работы русских художников, которые и положили начало галерее. Этот год считают датой основания Третьяковки. Первое время меценат размещал произведения в своей усадьбе, но коллекция быстро росла. Места для экспонатов постоянно не хватало — к дому неоднократно достраивали помещения.

В 1892 году коллекционер подарил своё собрание Москве. Уже тогда в ней находилось более 1200 работ. Сюда вошла и коллекция Сергея Третьякова, брата Павла, который тоже разделял любовь к искусству. Несмотря на то, что галерея больше не принадлежала семье, основатель продолжал покупать картины и дарить их музею. Усадьба Третьяковых перешла в городские владения вместе с коллекцией. Сегодня это главный корпус галереи.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году И. Э. Грабарь стал директором галереи. Время его работы в музее называют «периодом реформ». Новый руководитель преобразил экспозицию, расположив её по особому принципу: произведения каждого художника должны были находиться в одном зале, а все картины галереи — в хронологическом порядке.

После февральской революции музей национализировали. В это время экспозиция стала активно пополняться произведениями из Государственного музейного фонда и частных коллекций. Галерею продолжали достраивать, открывали новые площадки.

Во время Второй мировой войны предметы искусства вывезли в Пермь и Новосибирск. Эвакуация произведений проходила в несколько очередей. Первыми в тыл отправили особо ценные экспонаты, а вторую очередь вывозили уже в ускоренном режиме — тогда немецкие войска сбросили на галерею две фугасные бомбы. В нескольких местах был повреждён потолок, рухнуло межэтажное перекрытие, вышли из строя системы отопления и вентиляции. Спустя несколько месяцев в здание попала ещё одна фугасная бомба. Хранить экспонаты в таких условиях становилось всё сложнее — зимой в помещении было холодно, попадал снег. Четвёртую, завершающую очередь эвакуации удалось провести только в сентябре 1942-го.

С 1942 по 1944 музей ремонтировали. А 17 мая 1945 галерея снова открылась для публики.

Залы Третьяковки

Схемы залов художественной галереи много раз перестраивали. Основная экспозиция выставлена в 62 залах и занимает два этажа. Произведения разместили в соответствии с эпохами их создания.

Зал иконописи

Древнерусская живопись находится в залах 56–62. Начало этой части экспозиции положил ещё сам Третьяков. В 1890 году он приобрёл иконы из коллекции И. Л. Силина, которые демонстрировались в Историческом музее во время VIII Археологического съезда. Позже из частных собраний были выкуплены и другие ценные работы XII–XVII веков. Здесь представлены знаменитые образы Дионисия, «Троица» Андрея Рублёва, икона Богоматерь Владимирская, выставленная в музее-храме в Толмачах.

Залы XVIII-XIX веков

В залах 1-7 выставлена живопись и скульптура XVIII века. Здесь можно увидеть полотна Никитина, Левицкого, Боровиковского и других мастеров. Большую часть выставки занимают портреты, но встречаются пейзажи и картины, созданные по мотивам мифов Древней Греции.

8-15 залы Третьяковской галереи содержат работы периода романтизма. Одними из первых посетителей встречают полотна Кипренского, в том числе известный портрет Пушкина. Здесь находится самая крупная картина Третьяковки — «Явление Христа народу» Иванова. Она достигает 5,4 м в высоту и 7,5 м в ширину.

Залы второй половины XIX века

С 16-го зала начинается другая часть собрания: картины Репина, Сурикова, Левитана и других художников того времени. Здесь вы встретите знаменитое произведение Васнецова «Богатыри», на создание которого художнику потребовалось 20 лет.

Залы рубежа XIX-XX веков

Искусство этого периода размещено в 11 залах Третьяковки. Здесь увидите пейзажи Левитана и Коровина, портреты Серова и Серебряковой, исторические полотна Нестерова.

Зал графики

Графические работы находятся в залах 49–54. Экспозиция время от времени обновляется. Также в зале проходят сменные выставки.

Залы мастеров

Это залы, где демонстрируют работы одного живописца. Например, произведениям Врубеля выделено несколько залов — с 32 по 34 включительно. Здесь вы увидете панно «Принцесса Грёза». Врубель написал его под впечатлением от пьесы Эдмонда Ростана. Мастер изобразил центрального персонажа драмы — трубадура, которому в бреду болезни видится его избранница.

Сокровищница русского искусства

В этом зале хранятся изделия из ценных камней и металлов, церковные предметы, переплёты книг, ювелирные работы разных периодов.

Современное искусство на Крымском Валу

Экспозиция отечественного искусства XX-XXI веков находится в Новой Третьяковке. Здесь можно познакомиться с работами в разных стилях: авангард, социалистический реализм, андеграунд, нонконформизм и другие. В галерее проводят ретроспективы выдающихся художников, а также устраивают экспериментальные выставки молодых живописцев.

Часто задаваемые вопросы

Картины каких художников есть в Третьяковской галерее?

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке — это сотни тысяч произведений искусства исключительно русских авторов — иконописцев, художников , скульпторов. Экспозиция организована по хронологическому принципу. Благодаря этому посетители за одно посещение могут познакомиться с русским искусством почти полностью. Более современные работы, созданные в XX и XXI веках, находятся в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

В галерее собрано свыше 400 работ художников XVIII столетия, в том числе мастеров русского портрета — В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова.

Экспозиция произведений художников первой половины XIX века в галерее более обширна и насчитывает свыше тысячи работ. Это такие авторы, как К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Федотов.

В Третьяковской галерее находится обширная коллекция произведений русских художников второй половины XIX столетия. Самые выдающиеся художники, чьи работы представлены в экспозиции исторического корпуса в Лаврушинском переулке — В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. И. Суриков, В. В. Верещагин, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. К. Айвазовский, И. И. Шишкин, И. Е. Репин.

Среди художников рубежа XIX и XX веков особенно выделяются М. А. Врубель, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, М. В. Нестеров, В. А. Серов.

В Новой Третьяковке на Крымском Валу представлены работы художников, работавших в начале XX века, в советское время и в современной России. Самые знаменитые из авангардистов первой четверти XX столетия — М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Среди советских художников стоит обратить внимание на произведения Ф. П. Решетникова, А. А. Дейнеки, Т. Н. Яблонской. Также можно увидеть неформальное советское искусство — работы И. И. Кабакова, Э. В. Булатова, М. А. Рогинского.

В каком зале Третьяковской галереи находятся работы И. К. Айвазовского?

Экспозиция произведений всемирно известного русского художника -мариниста Ивана Айвазовского находится в историческом корпусе Третьяковской галереи по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10 в зале № 19. Всего в галерее можно увидеть семь произведений Айвазовского:

  • «Радуга»;
  • «Чёрное море»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Вид Леандровой башни в Константинополе»;
  • «Неаполитанский залив утром»;
  • «Морской берег»;
  • «Вид на взморье в окрестностях Петербурга».

Почему Третьяковская галерея так называется?

Своим названием крупнейшая в России экспозиция произведений русского искусства — Третьяковская галерея — обязана своему основателю и его брату, Московской городской думе и, как ни удивительно, В. И. Ленину.

П. М. Третьяков — основатель Третьяковской галереи — из старинного купеческого рода родом из города Малоярославец (в 60 километрах от Калуги). В XVIII веке Третьяковы перебрались в Москву. Павел Третьяков продолжил дело своего деда и отца — занимался торговлей и сдачей коммерческой недвижимости в аренду. Кроме того, он занимался благотворительностью и интересовался русским искусством. Первые картины в личную коллекцию он приобрёл в 1856 году. Принято считать, что Третьяковская галерея начала свою жизнь именно в этом году. Особенностью собрания Павла Третьякова было то, что он коллекционировал произведения только русских художников.

В 1892 году Павел Третьяков решил передать свою коллекцию произведений искусства русских художников в дар городу Москве. Дума назвала галерею в честь братьев Третьяковых, Павла и Сергея.

Почему в названии Третьяковской галереи упомянут брат Павла Третьякова Сергей? Он также собирал произведения искусства русских художников. Когда Павел Третьяков передал своё собрание в дар Москве, он также включил в него коллекцию своего брата.

Какова роль Владимира Ленина в названии Третьяковской галереи? После установления власти Советов все галереи, государственные и частные, были национализированы. При этом из их названий убирали имена и фамилии их основателей или владельцев. Такая судьба могла ждать и Третьяковскую галерею. Однако Ленин решил не убирать из названия фамилию её основателей.

Какие самые известные картины Третьяковской галереи?

Экспозиция русского искусства в историческом здании Третьяковской галереи (дом 10 в Лаврушинском переулке) насчитывает 200 000 произведений русских художников , скульпторов и иконописцев. Они относятся к периоду с XII по XX век . Самые известные картины в Третьяковке:

  • «Демон сидящий» М. А. Врубеля ( зал № 33).
  • «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова ( зал № 28);
  • «Грачи прилетели» А. К. Саврасова ( зал № 18);
  • «Охотники на привале» В. Г. Перова ( зал № 17);
  • «Явление Христа народу» А. А. Иванова ( зал № 10);
  • «Всадница» К. П. Брюллова ( зал № 9);
  • «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого ( зал № 16);
  • «Иван Грозный и сын его Иван. » И. Е. Репина ( зал № 30);
  • «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина ( зал № 25);
  • «Незнакомка» И. Н. Крамского ( зал № 20).

В Новую Третьяковку (расположена по адресу: улица Крымский Вал, дом 10) идут, чтобы познакомиться с более современными произведениями русских художников . Здесь представлено искусство начала XX века, когда творили знаменитые авангардисты — М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Экспозицию продолжают произведения советских художников , следовавших официальной государственной парадигме — А. А. Дейнеки, Т. Н. Яблонской, Ф. П. Решетникова. Также в галерее выставлены работы неформальных советских художников — Франсиско Инфанте-Арана, Э. В. Булатова, И. И. Кабакова, М. А. Рогинского. Произведения современных русских авторов также выставлены в галерее на Крымском Валу.

Произведения русских художников -авангардистов вы увидите в залах № 3 по № 14. Самые знаменитые из них:

  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича;
  • «Москва I» В. В. Кандинского;
  • «Над городом» М. З. Шагала.

Наиболее знаменитые картины советских художников периода с 1920 по 1980 годы в Новой Третьяковке представлены в залах с № 15 по № 36. Самые известные:

  • «Утро» Т. Н. Яблонской.
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки;
  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова.

Произведения неформальных советских художников можно увидеть в залах № 31, № 32 и № 37). В их числе:

  • «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства» Франсиско Инфанте-Арана;
  • «Ответы экспериментальной группы» И. И. Кабакова;
  • «Горизонт» Э. В. Булатова;
  • Брюки «Дураки едят пироги» М. А. Рогинского.

Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха

150-летие со дня рождения Николая Константиновича Рериха приходится на 2024 год. Но первую выставку юбилейного года художника Третьяковская галерея уже открыла в его день рождения 9 октября.

Портрет Николая Рериха кисти Бориса Григорьева - на выставке в Новой Третьяковке.

Портрет Николая Рериха кисти Бориса Григорьева — на выставке в Новой Третьяковке. / РИА Новости

Представляющая 150 работ из 18 музеев, архивов и частных коллекций, выставка не претендует на исчерпывающую ретроспективу. Проект не рассчитан на раскрытие всех дарований Николая Рериха как писателя, философа, археолога, мистика, политика, дипломата. Он делает акцент на его художественном творчестве и культурной деятельности. Первым встречает зрителей у входа на выставку рериховское «Знамя Мира». Этот знак — три красных кружка внутри красного кольца — призван был стать своего рода оберегом произведений искусства, указывая на их культурную ценность для мира и включение в список объектов, охраняемых Пактом Рериха. Эта вера в уважение к культуре, в защиту ее с помощью мирных договоров, после ужасов войн ХХ и ХХI веков кажется наивной. Но, если вдуматься, других способов защиты культуры у нас нет. А Пакт Рериха был подписан в 1930-х-1940-х годах почти тридцатью странами, включая США, страны Латинской Америки, Индию… И, кстати, как минимум, один город и его жителей этот Пакт спас: говорят, из-за него старую японскую столицу Киото не включили в 1945-м году в список городов атомных бомбардировок, поскольку это город-музей с многовековым культурным наследием.

Выставка «Рерих», куратором которой стал Владимир Никишин, не подведение итогов, не абрис большого пути. Оставив в стороне европейские и американские путешествия семьи Рериха, она фокусирует внимание на «мирискусническом» периоде творчества художника до 1917 года, на его работе как театрального художника и представляет картины индийского периода. Над этими тремя разделами, на антресольном этаже — раритеты из архивов, в том числе Третьяковской галереи. Среди них, в частности, и грамота о личном дворянстве Рериха (он первым получил дворянство в своем роду), редкие фотографии Рериха — например, вместе с выпускниками мастерской Архипа Куинджи в Академии художеств; завещание Рериха 1917 года, которое он пишет, тяжело болея. Тут можно увидеть книги о нем с текстами Давида Бурлюка, Сергея Эрнста, Юргиса Балтрушайтиса. Здесь рядом со знаменитой шапочкой Рериха из фиолетовой парчи с золотыми кантами — точеный профиль Бодхисаттвы в черном камне работы XII-XIII веков и тибетские «танки» из собрания Музея Востока…

Среди раритетов — переписка Николая Рериха и Игоря Грабаря времен создания выставок современного искусства на Большой Морской («Грабарни», как именовали ее остроумцы) и работы над «Историей русского искусства» под редакцией Грабаря. Эти письма напоминают, как много общего у этих двух художников, домом которых стал «Мир искусства» в прямом смысле (как объединение) и в переносном. Оба блестяще одаренные, невероятно работоспособные, амбициозные, увлеченные стариной и рассматривающие русское искусство через призму мировой культуры. Рерих настолько был увлечен историей варягов и русов, скандинавских сказаний и походов викингов, что не только живописал ладьи «Заморских гостей», но и сумел убедить многих в своей родословной «от Рюриков».

Занавес «Половецких плясок» открывается зрителям словно в проеме сцены

Оба «сами себя сделали» и чувствовали в груди «силы необъятные». Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций. Рерих отмечает, что «Грабарь сам пробил свой путь…». Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха. «В Академию он явился уже готовым художником, прошедшим школу рисования и живописи у М.О.Микешина», унаследовав от того «легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости».

Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого. Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой. Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, «любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. … Они (раскопки) создали новые разбеги для мечты и для догадки». Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации…

Впрочем, стариной «переболели» почти все художники «Мира искусства». Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста — античность, а Рериха — брутальность викингов, мощь «половецких баб» и суровый облик старых крепостей. К слову, степные каменные «бабы» XI-XIII веков (из коллекции Исторического музея) первыми встречают зрителей в первой части экспозиции. И надо признать, что они органично смотрятся рядом с ранними полотнами Рериха, будь то мрачные «Идолы» (1901), яркие «Заморские гости» (1901) или дипломная работа «Гонец. Восста род на род» (1897).

Картина «Бой» (1906) была гвоздем «Салона» в Петербурге, откуда была приобретена в Третьяковскую галерею за 5000 рублей. Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея

«Гонец…» стал первой картиной Рериха, купленной Третьяковым. Здесь, пожалуй, впервые у Рериха история является не в нарядах реконструкторов или древних руин, а в облике природы. Причем саспенс последней мирной ночи возникает не за счет изображения, а за счет названия. Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию «Повести временных лет» и истории княжеских междуусобиц. Этот прием станет ключевым позже в полотнах гималайской серии: образы заснеженных гор будут отсылать к тайнам духовидцев, к молчанию Будды, к мистическому знанию, которое разделяют художник и зрители. Ну, или стремятся к этому.

Этот прием Рерих отрабатывает в ранних работах. Таких, как «Город строят» (1902). Сегодня на фоне расцвета девелоперских проектов с башнями выше двадцати этажей картина стройки деревянной крепости из бревен, которые тащат на плечах мужики в белых рубахах, выглядит наглядным пособием смены технологий, в духе «старое и новое». Но в сопровождении строк «Жерлицы дружинной» Алексея Ремизова («…Пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами») картина обретает былинный размах. Стилистика, орнаментальная вязь письма становится важнее сюжета. И Рерих, который сохраняет суровый колорит в своих полотнах, сочиняет орнамент для рам своих картин, дает работам развернутые названия.

Николай Рерих. Город строят. 1902. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи

Как и многие мирискусники, Рерих стремится к синтезу искусств. Выход к монументальным «фризам» был лишь вопросом заказа. И он появился. На выставке можно увидеть реконструкцию монументальных панно на былинные сюжеты, созданных для петербургского дома промышленника Ф.Г. Бажанова в 1910-м. Другим примером такого синтеза становится иконостас для пермской церкви Казанской иконы Божией матери, усыпальницы Каменских, эскизы для которого Рерих создает в 1907 году. Отсылки к древним иконам византийского письма тут уживаются с мягким напоминанием о итальянских мастерах XIII века. Иконостас в тонком золотом убранстве привезли из Пермской художественной галереи, а икона архангела Гавриила прибыла из музея Екатеринбурга.

Другой вариант синтеза предлагал театр. И тут поначалу единственными соперниками художников «Мира искусства» были Гончарова и Ларионов. Николай Рерих идеально вписался в «русские сезоны» Дягилева. Он участвовал в них четырежды — в 1909, 1911, 1913, 1914 годах, став, как и Бакст, одной из звезд мировой арт-сцены. Впрочем, сотрудничеством с Дягилевым Рерих не ограничивался. Чудесные эскизы декораций и костюмов к «Пер Гюнту» для Художественного театра, эскизы оформления оперы «Тристан и Изольда» для театра Зимина, эскизы для постановки «Снегурочки» в Чикагской опере — из радостных открытий этой выставки. Но главное впечатление, конечно, занавес «Половецких плясок» для Парижской оперы. Прошедший первый сложнейший этап реставрации, укрепленный тончайшим шелком, спасенный изобретательностью и мастерством реставраторов Третьяковской галереи, он открывается зрителям словно в проеме сцене. Мерцающий стан кочевников под вечерним небом.

Николай Рерих. Половецкий стан. 1908. Государственная Третьяковская галерея Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи

Нет, мы не ждем, что на сцене появится Михаил Фокин. Хотя его костюм Воина с шапочкой — тут же, в витрине. Но занавес, кажется, скрывает рукоплесканья, шум, волнение и триумф спектаклей минувших лет. А рядом — платье танцовщицы из «Весны священной».

Так музей перебрасывает мостик к недавней прекрасной выставке «Генеральная репетиция. Дягилев». Та выставка только обещала показ занавеса к «Половецким пляскам» (написал его, кстати, по эскизу Рериха Борис Анисфельд). Но мы смогли увидеть занавес уже год спустя — спасибо реставраторам! Нынешняя выставка «Рериха» дарит то же ощущение перспективы.

После этой выставки понимаешь, почему Грабарь в своих воспоминаниях заметил: «Рерих был для всех нас загадкой, и я должен признаться, что до сих пор не могу с уверенностью сказать, из каких действительных, а не только предполагаемых и приписываемых ему черт соткан его реальный сложный человеческий и художнический облик…».

Перед нами пролог. Не столько к юбилейному году Николая Рериха, сколько к загадке пути Рериха. Вроде бы это был путь, по которому шли многие европейские художники — от Гёте до Гессе, от Гогена до Сарьяна. В ХХ веке по нему двинулись массы, открывшие для себя йогу и духовные практики. Но Рерих стал тем, кого Восток признал своим. А это совсем другая история.

Один из хитов выставки — огромное полотно «Сокровище Ангелов» (1905), впервые покинувшее «Дворец конгрессов» в Петербурге. Написанное темперой, оно напоминает о крещении викингов Харальдом I Синезубым в Х веке. Образ Еллингского камня с рунами и образом распятия на первом плане тому свидетельство. Полотно кажется монументальной фреской или мозаикой. Утонченное стилизаторство модерна, нежность итальянских фресок, плоские фронтальные фигуры святых, узорочье русских книжных миниатюр с птицей Сирин — получился крутой замес. Но для Рериха, очевидно, этот синтез западных и восточных традиций был программным. Он покажет полотно на всех крупных европейских выставках — в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё. Из Мальмё, где полотно застрянет из-за начала Первой мировой, Рерих вывезет картину в 1920-х в Нью-Йорк, откуда она отправится по городам страны. Позже украсит Музей Рериха в Нью-Йорке. В Россию картина приедет в 2008 году после покупки Виктором Вексельбергом коллекции Ростроповичей и Вишневской.

Выставки в Третьяковской галерее

Коллекция Государственной Третьяковской галереи в Москве началась с двух картин, приобретённых П. М. Третьяковым почти 170 лет назад. Сегодня постоянная экспозиция включает более 200 000 произведений искусства. Экспонаты распределены между несколькими выставочными площадками — на Крымском Валу (Новая Третьяковка) и в Лаврушинском переулке (Старая Третьяковка). Рассказываем, какие выставки открыты для посещения.

Новая и Старая Третьяковка

Постоянные экспозиции

Выставочные залы в здании особняка в Лаврушинском переулке считаются историческими — именно в них основатель музея П. М. Третьяков размещал собственную коллекцию картин отечественных художников. В наши дни постоянная экспозиция представляет русское искусство от XII до начала XX века. Она включает:

  • залы Древнерусского искусства, которые посвящены работам древних иконописцев;
  • залы живописи и скульптуры XVIII века, в которых находятся полотна Д. Г. Левицкого, А. П. Антропова и других признанных портретистов этой эпохи;
  • залы живописи и скульптуры первой половины XIX века, которые знакомят с картинами К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина и других;
  • залы живописи и скульптуры второй половины XIX века, посвящённые творчеству А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского, В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина и других знаменитых русских живописцев;
  • залы живописи и скульптуры конца XIX — начала XX века, которые рассказывают о становлении нового российского искусства через творчество М. А. Врубеля, К. А. Коровина и других новаторов;
  • залы графики XVIII–XX веков, в которых выставлены акварели, пастель и гравюры (экспозиция постоянно обновляется из фондов музея);
  • сокровищницу, в которой представлена коллекция предметов из металла и ювелирных изделий мастеров XII–XX веков.

Временные экспозиции

Третьяковская галерея также организует показы коллекций, ограниченные по времени. Среди архивных мероприятий — экспозиции, посвящённые русскому модерну, галеристу И. Е. Цветкову, Э. Мунку, А. Г. Венецианову и многим другим знаменитым художникам. Временные выставки размещают в залах Старой и Новой Третьяковки, а также в Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке. Актуальное расписание текущих и афишу будущих мероприятий можно найти на сайте музея.

Вот несколько выставок, которые сегодня работают в Третьяковке:

  • «Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX — начала XXI века из собрания Третьяковской галереи» представляет более 170 картин, фотографий и скульптур этого периода (идёт до 11 сентября);
  • «Велимир Хлебников. Король времени» создана в честь столетия со дня смерти поэта (проходит до 18 сентября);
  • «Гурий Захаров. Татьяна Соколова. Вдвоём» посвящается советскому графику Г. Ф. Захарову и скульптору Т. М. Соколовой (заканчивается 18 сентября);
  • «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» показывает изменение отношения к великим полотнам со времён Третьякова до наших дней (идёт до 19 сентября);
  • «Пётр Великий. Усы властелина» посвящается изменению стиля усов Петра I (продлится до 2 октября);
  • «Василий Чекрыгин» знакомит с графическими работами художника (работает до 30 октября);
  • «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022» рассказывает о реставрации графических произведений искусства (заканчивается 13 ноября).
  • «История российского дизайна. Избранное. 1917-2022» знакомит с объектами дизайнеров периодов ар-деко, авангарда, советского монументального классицизма, послевоенного возрождения и современности (идёт до 27 ноября).

Стоимость посещения экспозиций Третьяковской галереи составляет 500 рублей и 250-300 рублей для льготных категорий (студентов, детей, сотрудников музеев). Дети до 6 лет могут посещать галерею бесплатно.

Электронные билеты в Третьяковку можно оформить на сайте аккредитованного партнёра галереи. Цены в кассах и на сайте едины. Билет даёт право прохода без очереди в главное (историческое) здание в Лаврушинском переулке.

Часто задаваемые вопросы

Какие знаменитые картины в Третьяковской галерее?

В коллекции Третьяковки — 200 000 произведений русских художников и скульпторов. Всемирно известные шедевры, о которых мы вспоминаем в первую очередь при упоминании русского искусства, собраны в историческом здании галереи в Лаврушинском переулке. Это иконопись, графика и живопись, а также скульптура, созданная мастерами в период с Древней Руси и до первых десятилетий XX века.

Среди известных живописных произведений, которые можно в залах Третьяковской галереи:

  • «Всадница» К. П. Брюллова;
  • «Явление Христа народу» А. А. Иванова;
  • «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого;
  • «Охотники на привале» В. Г. Перова;
  • «Грачи прилетели» А. К. Саврасова;
  • «Незнакомка» И. Н. Крамского;
  • «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина;
  • «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова;
  • «Иван Грозный и сын его Иван. » И. Е. Репина;
  • «Демон сидящий» М. А. Врубеля.

В залах Новой Третьяковки можно познакомиться с более современным искусством русских художников — с полотнами, созданными в XX и XXI веке. Самые знаменитые картины:

  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича;
  • «Над городом» М. З. Шагала;
  • «Москва I» В. В. Кандинского;
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки;
  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова;
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;
  • «Утро» Т. Н. Яблонской.

Какой билет купить в Третьяковскую галерею?

В Третьяковке вы можете приобрести билет как на постоянные экспозиции, так и на временные выставки.

В число постоянных входит выставка русского искусства периода с XII по начало XX века в историческом здании в Лаврушинском переулке, выставка искусства XX столетия в Новой Третьяковке на Крымском Валу, экспозиции в малых музеях — Музее П. М. и С. М. Третьяковых, Доме-музее В. М. Васнецова и Музее-квартире А. М. Васнецова.

Временные экспозиции тематические и посвящены произведениям одного художника или отдельно взятой теме. Также можно купить билет на разовое событие, посвящённое искусству — лекцию, творческое занятие, квест-исследование, семинар, авторскую экскурсию, дискуссию или ольфакторную прогулку (формат предполагает использование ароматов для лучшего восприятия произведений мастера).

С какой картины началась Третьяковская галерея?

В 1856 году П. М. Третьяков приобрёл у художника В. Г. Худякова картину «Стычка с финляндскими контрабандистами». Это произведение было с восторгом принято критиками и было признано одним из лучших на выставке Московского художественного общества в Училище живописи и ваяния, которая прошла в 1853 году. Спустя три года Павел Третьяков специально поехал в Петербург, чтобы лично познакомиться с художником и купить заинтересовавшее его произведение искусства. Увидеть эту картину посетители могут на выставке русского искусства в историческом здании галереи в Лаврушинском переулке в зале № 16.

Какие залы есть в Третьяковской галерее?

В историческом здании в Лаврушинском переулке на двух этажах в 62 залах размещена коллекция русских мастеров начиная с Древней Руси и до начала прошлого столетия.

В залах с №1 по №7 экспонируются живописные и скульптурные произведения искусства мастеров XVIII века. Например, «Портрет Марии Лопухиной» В. Л. Боровиковского.

Далее, следуя хронологии, в залах с № 8 по № 15 размещена живопись и скульптура первой половины XIX столетия, а с № 16 по № 31 и с № 35 по № 37 — второй половины. Почти все наиболее знаменитые картины Третьяковки собраны здесь.

В залах с № 32 по № 34 находятся масштабные полотна М. А. Врубеля.

В залах с № 38 по № 48 посетители познакомятся с произведениями рубежа веков — XIX и XX. Среди наиболее известных — «Видение отроку Варфоломея» М. В. Нестерова и «Девочка с персиками» В. А. Серова.

Залы с № 49 по № 54 экспонируют графику. Собрание работ, выставленных здесь, постоянно пополняется и обновляется. Благодаря этому при неоднократном посещении Третьяковки каждый раз вы сможете увидеть в этом разделе новые графические произведения.

Зал № 55 — это сокровищница, где представлены изделия из драгоценных металлов: церковная утварь, ювелирные украшения, богато украшенные книжные переплёты.

В залах с № 56 по № 62 располагается древнерусская иконопись с XII по XVII век.

В Новой Третьяковке на Крымском Валу собраны живописные и скульптурные работы современных авторов и мастеров XX столетия.

На четвёртом этаже расположены 37 залов, в которых можно увидеть произведения знаменитых авангардистов В. В. Кандинского, М. З. Шагала, К. С. Малевича (залы с № 3 по № 14), а также советских художников (залы с № 15 по № 36) и представителей альтернативного (неофициального) искусства Советского времени (залы №№ 31, 32 и 37). В первых двух залах четвёртого этажа экспозиции меняются в зависимости от памятных дат и значимых событий.

Остальные три этажа используются для проведения временных выставок и различных событий — фестивалей, лекций, семинаров, мастер-классов, кинопоказов.

Какое метро рядом с Третьяковской галереей?

Ближайшая станция к историческому зданию Третьяковки называется очень просто — «Третьяковская». Идти от неё всего пять минут.

Кратчайший путь к Новой Третьяковке — от станции «Октябрьская» (10 минут пешком от радиальной станции)

«Ночь искусств» в Третьяковской галерее 2023

Стендап каждый день

4 ноября 2023 года Третьяковская галерея традиционно принимает участие во Всероссийской акции «Ночь искусств» и приглашает всех желающих посетить приуроченные к ней мероприятия, временные выставки и постоянные экспозиции в Лаврушинском переулке, в Новой Третьяковке и в малых музеях.

«Ночь искусств» в Третьяковской галерее 2023

Вход на постоянную экспозицию «Шедевры русского искусства XI — начала XX века», выставок «Николай Рерих», «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» и «Александр Погомарев. «Я безумен только в норд-норд вест» останутся платными.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус, а также малые музеи (музей Аполлинария Васнецова, музей Виктора Васнецова, музей Павла и Сергея Третьяковых) будут работать до 21:00, вход до 20:00.

Новая Третьяковка и Западное крыло Новой Третьяковки на Крымском Валу будут работать до 24:00, вход посетителей — до 23:00. Посещение Новой Третьяковки, Западного крыла Новой Третьяковки, а также малых музеев будет осуществляться по бесплатным билетам, которые можно будет приобрести на сайте и в кассах Галереи.

«Ночь искусств» в Третьяковской галерее 2023

В Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10) будет открыта для бесплатного посещения постоянная экспозиция «Искусство ХХ века», а также выставки «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова», «От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми» и «Сергей Рахманинов: «Я — русский композитор».

Программа «Ночи Рериха»

Новая Третьяковка, Крымский вал, 10, Башня Татлина

  • 18:00—18:45 — Детский мастер-класс «Игра на хангах» от Кирилла Ошерова
  • 19:00—22:00 — Интерактивный перформанс «Личное путешествие по работам Николая Рериха»
  • 19:30—20:00 — Музыка гонгов и плоских колоколов
  • 20:30—21:30 — Концерт музыкального проекта «Треугольный сон»

«Треугольный сон» — музыкальный проект, представляющий авторскую музыку, объединяющую мировые этнические традиции — мелодии и импровизации из разных стран мира. Каждый участник проекта — виртуоз и мульти-инструменталист, владеющий несколькими традициями. На Ночь Искусств мы отправимся в музыкальное путешествие по странам Азии и Дальнего Востока.

«Ночь искусств» в Третьяковской галерее 2023

  • 22:00—22:30 — Музыка гонгов и плоских колоколов.

В Западном крыле Новой Третьяковки (Крымский Вал, 10) в рамках акции «Ночь искусств» будут открыты выставки «История российского дизайна. Технологии для человека», «Под солнцем Карфагена. Александр Рубцов», «Свет», а также выставка «Век спорта. К 100-летию московского спорта».

  • 16:00 — Встреча и мастер-класс «Цвет воды»

Встреча с иллюстраторами издательства «Ламинария» посвящена воде и цвету, на мастерклассе художники покажут и расскажут, как прозрачную воду превратить в морскую и как получить разные оттенки.

  • 19:00 — Дискуссия «Фалеристы XXI века»

Дискуссия о новой волне московских фалеристов, о спортивных значках в СССР и современных тенденциях.

  • 21:00 — Концерт «Музыкальный театр: сказка, балет и комедия дель арте»

Вторая музыкальная встреча в формате открытых репетиций в Книжной гостиной.

«Ночь искусств» в Третьяковской галерее 2023

В малых музеях Третьяковской галереи к акции «Ночь искусств» подготовлена специальная программа «В поисках вдохновения».

Поездки и путешествия, музыкальные мотивы, сказки и сказания, философские размышления — все это находит отражение в творчестве художников и служит для них источником вдохновения. Живописные образы и увлекательные сюжеты, запечатленные в картинах, позволяют каждому зрителю погрузиться в мир художника, прикоснуться к его истории и возможно найти свой источник вдохновения.

Музей Аполлинария Васнецова

  • 18:15 и 19:15 — Тематическая экскурсия для сборных групп по экспозиции «От Вятки до Парижа»

Путешествия и поездки по России и Европе были одним из главных источников вдохновения для Аполлинария Васнецова. Именно в путешествиях художник находил новые идеи для сюжетов картин, совершенствовал свое мастерство, предавался философским размышлениям.

В «Ночь искусств» можно будет отправиться в прошлое, проследить путь художника от его родного села Рябово Вятской губернии и первого знакомства с Москвой и Петербургом, до заграничных поездок по Франции, Италии и Германии.

Музей Виктора Васнецова

  • 18:00—21:00 — Музыкальные выступления «Мелодии сказочных странствий»

Творчество Виктора Васнецова наполнено любовью к русской народной культуре. Вспоминая милую родину, Вятский край, художник вспоминал и ватаги бродячих музыкантов. С детства он любил музыку и полагал, что без «ощущения музыки» не появились бы на свет его картины «Богатыри», «Аленушка», «После побоища» и многие другие.

Васнецов наполнил звуками свой цикл «Поэма семи сказок», где гусли, домра, балалайка передают атмосферу народных празднеств и гуляний. В «Ночь искусств» дом-музей Виктора Васнецова наполнится русскими народными напевами под мелодичное звучание гуслей ансамбля «Купина».

Музыкальные выступления по сеансам: 18:30, 19:15, 20:00.

«Ночь искусств» в Третьяковской галерее 2023

Музей Павла и Сергея Третьяковых

  • 18:00—21:00 — Квест по экспозиции «Путешествия Третьяковых»

Путешествия по новым странам и поездки по городам России были неотъемлемой частью жизни семьи Третьяковых. «Ночь искусств» — отличное время, чтобы погрузиться в одну из тем цикла программы «Неизвестное наследие Третьяковых» и познакомиться с экспозицией музея Павла и Сергея Третьяковых с новой стороны.

Отвечая на вопросы квеста, вы сможете узнать, с какими памятными русскими и заграничными местами была связана биография членов семьи Третьяковых и как путешествия по России и Европе повлияли на развитие семейного дела и коллекции обоих братьев.

Печатную версию квеста можно получить по электронному билету в кассе музея с 18:00 до 20:00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *