Старый дворец в османской империи что это
Перейти к содержимому

Старый дворец в османской империи что это

  • автор:

Дворец Топкапы

Основателем первого дворца Османской империи стал султан Мехмед II, который завоевал Константинополь в 1453 году. Захватив город, он разместился в специально построенном для него на месте древнего византийского форума дворце. До наших дней это здание не сохранилось и на его месте сейчас располагается площадь Баязид.

Строительство Топкапы Мехмед начал уже в 1475 году. Выбранное для этого место находилось неподалеку от дворца Баязид и имело богатое византийское прошлое. В дохристианский период здесь размещался акрополь с храмом Афродиты. Позже, когда город был провозглашен Новым Римом и назван Константинополем, здесь возвели христианскую Церковь Святой Ирины. До постройки собора Святой Софии она являлась главным храмом столицы, а впоследствии стала частью комплекса Топкапы, став оружейным складом.

На строительство нового дворца султана ушло несколько десятилетий. Впоследствии он еще не раз перестраивался и расстраивался. Оригинальное название «Топкапы» дворец получил не сразу, а благодаря стоявшим возле императорских ворот пушкам, которые палили каждый раз, когда султан проезжал через них, покидая свою резиденцию. В переводе с турецкого «Топкапы» буквально означает «Пушечные ворота».

Вначале дворец использовался только в качестве рабочей резиденции султана, в то время, как гарем не входил в дворцовый комплекс и находился отдельно, в располагавшемся рядом с ним Изразцовом павильоне. Глобальная перестройка дворца началась в 16 веке, когда жена султана Сулеймана Хюррем, известная в Европе под именем Роксолана, пожелала быть ближе к супругу и добилась переноса гарема во внутрь Топкапы. В дальнейшем дворцовый комплекс неоднократно усовершенствовали, но постройка внутреннего гарема стала самым большим изменением его планировки.

На протяжении четырех столетий во дворце Топкапы жили и правили 25 султанов Османской империи. Только в 1854 году, проникнувшись европейским духом, султан Абдул-Маджид покинул старый дворец и переехал в построенную на берегу Босфора новую резиденцию Долмабахче в стиле барокко.

Особенности планировки

Расположившийся на возвышенности мыса Сарайбурну дворец Топкапы занимает площадь около 700 000 кв/метров и является полностью автономным поселением со всеми необходимыми для идеальной жизни султана атрибутами. Дворцовый комплекс окружен массивными стенами, за которым находится четырех отдельных двора. Самый большой из них – Двор Янычар, куда ведут главные Императорские ворота. Эта была открытая часть Топкапы, где ожидали своей очереди желающие получить аудиенцию у султана.

Ворота Приветствия открывают второй двор, где находится казначейство и канцелярия с Башней Правосудия, с которой султан наблюдал за обсуждавшими государственные дела чиновниками. В этой же части дворцового комплекса расположены конюшни, кухня и помещения для прислуги.

Ворота Блаженства ведут в третий двор. Здесь находится Тронный зал, Палата сокровищ, закрытые внутренние покои султана и гарем с множеством помещений. Четвертый двор – это сады с великолепным видом на Мраморное море, Босфор и Золотой рог.

После турецкой революции и прихода к власти Ататюрка дворец Топкапы стал музеем и в 1985 был занесен в список ЮНЕСКО. В залах дворца сейчас выставляется около 65 тысяч уникальных экспонатов и ценных реликвий времен Османской империи.

Старый дворец в османской империи что это

Топкапы (тур. Topkapı) — главный дворец Османской империи. Он расположен на мысе стрелки Босфора и Золотого Рога в Стамбуле.

А если еще точнее сказать, в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет рядом с Собором Святой Софии. Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м. Дворец Топкапы возвышается на историческом полуострове и занимает один из 7-и холмов Стамбула. С дворца открывается великолепный вид на пролив Босфор. Топкапы состоит из множества небольших зданий, которые соединены между собой, а окружают их четыре двора.

Структура дворца Топкапы

Дворец площадью 700 тыс. кв. м. окружен высокими и широкими стенами, известными под названием Сур-и Султани, протяженностью от собора Айа София до парка Гюльхане и от Гюльхане до квартала Сиркеджи.

По предположениям, стены дворца Топкапы имели 13 ворот, многие из которых не сохранились до наших дней. Величественные Повелителя или Баб-ы Хюмаюн расположены со стороны собора Айа София, обращенной в сторону моря, напротив фонтана Султанахмет. Эти врата служат главным входом во дворец Топкапы.

Топкапы устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стеной и разделённых между собой. Главные ворота Повелителя ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения. Во дворе находится особняк Деави, где принимался народ и выслушивались жалобы. Справа от ворот располагались дворцовая больница и кабинеты служащих казначейства. Справа, за стенами находились хлебопекарни дворца. А слева находится церковь Св. Ирины. Вблизи расположено здание монетного двора империи, которое на сегодняшний день является музеем. В конце двора с правой стороны расположен Фонтан Палача, а напротив «Ворота Приветствия» или Баб-ус-селям, ведущие во второй двор дворца. От ворот разветвляются пять дорог, которые ведут в дворцовые кухни, Баб-и Саадет (Врата Счастья), Диван, Гарем и дворцовые конюшни.

Диван был местом, где в период Оттоманской империи рассматривались государственные вопросы. Первый зал Дивана, известный как Куббеалты (помещение под куполом), являлся основным местом проведения заседаний. Во втором зале оформлялись связанные с заседаниями документы и материалы, а в третьем зале находилась канцелярия, где был расположен архив с документами.

В гареме находятся апартаменты, выделенные для жены, матери султана и рабынь. Селямлык (мужская половина), как и приемные султана, состоит из 300 комнат. Расположенная в Гареме башня Адалет (Башня Правосудия) является еще одним привлекающим внимание сооружением. Во время раскопок, проведенных во втором дворе в 1959 г., были найдены две колонны 5-6 вв. Неизвестно когда и с какой целью были привезены сюда останки византийского периода. Кухни дворца в значительной степени пострадали от пожара, вспыхнувшего во дворце Топкапы в 1574 г. По повелению султана Мурада III кухня была восстановлена и расширена зодчим Мимар Синаном. Расположенные здесь Ворота Блаженства или Баб-ус-саадет ведут в третий, особый двор дворца.

В третьем дворе расположен Зал Аудиенций (Арз Одасы), где султан собирал визирей после заседаний в Диване. Зал Аудиенций, построенный при султане Мехмеде Фатихе (Завоевателе), был разрушен и восстановлен при султане Селиме I. Школа Дворца, окружающая Зал Аудиенций, занимает обширную территорию. Школа Дворца была своего рода школой чиновников. Здесь обучались учащиеся, которые затем служили Оттоманской империи. Следующим основным помещением третьего двора является комната Хырка-и Шериф, где экспонируется плащ пророка Мухаммеда. Хырка-и Шериф был перевезен в Стамбул султаном Селимом I вместе с другими святыми реликвиями. У центра двора расположена построенная в 1719 г. библиотека Султана Ахмеда III. Другими сооружениями, расположенными в третьем дворе, являются мечеть Дворцовой Школы и мечеть Агалар, вблизи мечети находится здание Хас (Хас Одасы), выделенное для успешных учащихся школы.

Между залами, где экспонируются коллекция часов и собрание миниатюр, расположен вход, ведущий в четвертый двор. В четвертом дворе расположены особняк Софа, особняк Реван, особняк Багдад, а также комната обрезаний и комната главного лекаря. Особняк Реван был построен в 1634 г. султаном Мурадом IV в честь захвата Еревана у иранцев. Внутреннее пространство особняка полностью покрыта керамическими плитками из Изника, а ручки шкафов инкрустированы перламутром. Особняк Багдад также был построен по приказу султана Мурада IV. Особняк был посвящен повторному завоеванию Багдада 25 Декабря 1638 г., в честь чего и был назван особняком Багдад. Комната обрезаний, построенная в период правления султана Ибрахима в 1641 г., является местом, где в течение двух столетий обрезались оттоманские принцы. Другим творением, сооруженным в 1640 г. при султане Ибрахиме, являются бронзовые балдахины террасы, известной как особняк Ифтарие.

Самым новым зданием дворца Топкапы является особняк Меджидийе, с которого открывается великолепная панорама залива Халич, Мраморного моря и Босфора. Здание было построено в 1840 г. султаном Aбдульмеджидом.

Сокровища Дворца Топкары

В настоящее время дворец Топкапы выступает в качестве музея, который посвящен эре императоров, и является одной из величайших достопримечательностей Стамбула.

В настоящее время дворец Топкапы является одним из известнейших музеев мира. Число экспонатов, выставленных для общего обозрения, достигает 65 000 единиц — это только десятая часть коллекции музея Топкапы. Здесь можно увидеть увидите легендарную императорскую сокровищницу и багдадский киоск. Во дворце собрана не имеющая себе равных коллекция ювелирных изделий, включающая в себя бриллиант Спунмейкерс, один из трех самых больших в мире.

Здесь представлены не только украшения и ювелирные изделия. Вы можете полюбоваться изысканной коллекцией подсвечников, которые изготовлялись из настоящего золота. Выставлены красивейшие музыкальные шкатулки из слоновой кости, которые изготавливались специально для дворца в Индии, коллекция оружия, которая усыпана драгоценными камнями. Большую ценность несет третий зал комплекса. В нем представлен весьма необычный и редкий экспонат- алмаз Кашикчи.

В музее также находится коллекция придворных оттоманских костюмов и одна из лучших в мире коллекций древней китайской керамики, собранная разными правителями Турции. Эта коллекция интересна тем, что изделия меняют цвет в зависимости от угла зрения.

Во дворце Топкапы можно зайти в императорский арсенал, который представит для обозрения целый спектр оружия, прошедшего через века. Но самым восхитительным местом дворца Топкапы является внутренний дворик императорского дворца с вековыми деревьями, под сенью которых так легко представить себе султана, укрывшегося здесь от забот о государственных делах империи.

Султан Селим Явуз, захвативший Египет, перевёз в свое время в Стамбул Святые Реликвии Пророка Мухаммеда. Например, из Каабы были привезены дождевые впадины, сабли 4-х халифов Пророка Мухаммеда. Также во дворце хранится стёганая куртка Мухаммеда, его сабля, знамя и стрелы, а еще след от ступни пророка, зуб, волос от бороды и письмо.

В оружейном зале выставлена большая коллекция красивейших часов, которые украшены драгоценными камнями.

В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон». После того как Мехмед Завоеватель приказал (в 1475—1478 гг.) соорудить на развалинах дворца византийских императоров новый дворец — дворец Топкапы, «Изразцовый павильон» оказался на периферии этого нового дворца, но, тем не менее, стал считаться самой старой его частью. Строительство дворца Топкапы началось двадцать лет спустя завоевания Стамбула оттоманами. Хотя его строительство было завершено в 1479 г., в последующее время формирование его структуры продолжалось динамичными темпами, в результате чего были пристроены несколько зданий. В средние века (15-19 век) дворец являлся административным центром Оттоманской империи.

В последующие века (до 1854 года) дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи (в нём жили и правили 25 султанов). В 1854 султан Абдул-Меджид I переехал в новою резиденцию — Дворец Долмабахче. В 1923, с установлением республики, дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем.

© Турфирма «Река Желаний», 2004 — 2023.

Старый Дворец в Стамбуле (Эски Сарай, Дворец слёз)

Турецкие названия:

Eski Saray, Saray-ı Atik, Saray-ı Duhterân, Kızlar Saray

Первый султанский дворец Стамбула

Мехмед Завоеватель отказался использовать в качестве своих резиденций дворцы прежних византийских императоров: Большой Дворец находился в упадке, а Влахернский находился на значительном удалении. В Константинополе Мехмед пробыл около месяца, а затем вернулся в Эдирне. Но успел распорядиться о начале строительства резиденции в завоеванном городе.

Греческий историк Дука сообщает, что место для дворца выбрал сам Мехмед, и оно считалось очень удачным: бывший Форум Тавра, площадью около 140 000 м 2 . Во времена расцвета Византии по периметру площади стояли прекрасные церкви. А вот на самой площади был невольничий и скотный рынки.

Строительство началось в 1454 году, а закончилось не позже 1458 года. Михаил Критовул, другой историк, пишет, что в 1455 году султан нашёл дворец «блестяще построенным, так же как и стены, и крепость (Йедикуле). Мехмед был так доволен, что наградил ответственных деньгами и роскошными халатами и другими вещами».

Казалось бы, что здесь могло пойти не так? Ведь султан был доволен. Возможно, грек что-то напутал, ведь фактически строительство дворца продолжалось до 1458 года. Но факт есть факт — уже в следующем году Мехмед затеял новую стройку дворца, известного сегодня как Топкапы. Он и стал новой резиденцией и отражением величия новой империи. Тогда как дворец на бывшем Форуме Тавра получил обидное «старый» (Эски Сарай) и по сути стал главным гаремом Османской Империи на следующие полтора века.

Что из себя представлял старый дворец

Самое раннее изображение старого дворца — гравюра венецианца Джованни Андреа Вавассоре, напечатанная в 1520 году, но сам рисунок был сделан в 1479, то есть во время правления Мехмеда II. Дворец окружен двумя стенами, основные постройки находились внутри второй стены. На внешнем периметре видна колонна Феодосия.

Сами стены были облицованы свинцовыми плитами, которые изъяли из опустевших монастырей. Свободные пространства заполняли сады и газоны, это немного сглаживало ощущения жизни в огороженной крепости. По сообщениям современников, сад внутри дворца был полон экзотических птиц, включая павлинов и страусов. Английский путешественник Файнс Морисон в своих заметках за 1597 год описал как встретил в Константинополе слона и жирафа, животное, которое было практически неизвестно европейцам.

Старый дворец был единственным местом в Османской Империи, предлагавшим систематическое образование для женщин. И он был интернациональным по своему составу, объединяя людей из Азии, Европы и Африки. Новой девушке не нужно далеко ходить в этой Вавилонской башне, чтобы найти ту, что могла бы говорить на её наречии.

Султаны посещали своих женщин лишь по праздникам и особым дням, а время с ними проводили в своих особых комнатах. Также они приезжали, чтобы отдать дань уважения матери и следить за успехами своих детей. Хотя порой султаны пренебрегали своими сыновними обязанностями. Гюльбахар, прабабушка Сулеймана, жалобно писала своему сыну Баязиду II:

Моё сокровище, я скучаю по тебе. Даже если ты не скучаешь по мне, Я скучаю по тебе. Приезжай и позволь мне увидеть тебя. Прошло сорок дней с тех пор, как я видела тебя в последний раз

Тем не менее, почти уверенно можно сказать, что гарем существовал и в Новом Дворце, причём с момента его основания. Промонторио писал, что в 1475 году в Новом Дворце жили 250 девушек, а в Старом – 150. Помещение для женщин в Топкапы, известное как «зал дев» — небольшое и ограниченное ответвление внутреннего двора, возможно, намеренно не совпадающее со строго линейной планировкой всего мужского дворцового сооружения.

Венецианец Луиджи Бассано, живший в Стамбуле в 1530-х годах писал о Сулеймане Великолепном:

У главного турка есть дворец с женщинами на довольно большом расстоянии от его собственного. Там он держит множество молодых христианских рабынь… Из них Великий турок выбирает ту, которая ему больше нравится, и держит ее отдельно в течение двух месяцев, и развлекается с ней, как ему заблагорассудится. Если она забеременеет, он возьмет ее в супруги.

Стамбульцы привыкли к постоянному потоку транспорта между новым и старым дворцами. Помимо самого султана туда-сюда ездили чиновники, гонцы, курьеры и слуги. Так же поступали и наследники-шехзаде — они жили в Старом дворце, но частично получали образование Новом.

Сегодня путь пешком займет около получаса.

Когда и почему гарем в итоге переехал в Новый Дворец

Считается, что Хюррем и ее свита окончательно переехали в Топкапы после того, как пожар 1541 года уничтожил большую часть Старого дворца. Но более правдоподобна версия о том, что женщина была значительной фигурой в обоих султанских дворцах, и перемещалась между ними, после замужества постепенно превращая новый дворец в свою главную резиденцию .

Вопреки версии, показанной в сериале «Великолепный Век» Валиде Айше Хафса не жила во дворце Топкапы. Первой матерью султана, оставшейся в новом дворце была Нурбану. При ней Старый Дворец окончательно потерял свое прежнее значение.

Старый Дворец В Стамбуле называли «Дворцом Слёз», но не только лишь потому, что туда со временем стали ссылать ненужных наложниц и гарем умершего султана, но и потому что в Главном Дворце женщинам плакать запрещалось.

Так в 1595-м году при восшествии на престол Мехмеда III умертвил 19 своих братьев. Рабби Саломоне (врач) описывает переезд гарема:

«Как только эти прекрасные несчастные шехзаде были похоронены, народ собрался у ворот, чтобы посмотреть на то, как Cераль со всеми вещами покидают их матери, другие жёны и дочери почившего султана. Под это дело отдали все дворцовые кареты и повозки, всех лошадей и мулов. Кроме жён и 27-ми дочерей султана из дворца отправляли две сотни других людей: кормилиц, нянь, служанок. Все они отправились в Эски Сарай. С ними были ага, то есть евнухи, которые охраняли женщин, как того требовал обычай. В Старом Дворце женщины могли оплакать своих сыновей — в Главном Дворце делать это было запрещено под страхом наказания. Согласно обычаю, со временем женщины смогут выйти замуж. В Главном Дворце оставили лишь беременных жён, до тех пор, пока не родятся их дети.
Все няньки и учителя их покойных братьев тоже высылались прочь, как и большое число евнухов, а ещё карликов и немых, которых держали при дворе прежнего султана»

Гарем умершего султана отправлялся в Старый Дворец. Если у женщины не было сына, который мог бы взойти на престол, то Старый Дворец мог остаться её домом на всю оставшуюся жизнь. В другом случае она могла вернуться в Топкапы в качестве Валиде-султан.

Очень редкие фотографии Старого Дворца во время его сноса

Старый дворец сохранял свое значение до 1826 года, когда после упразднения корпуса янычар его передали в распоряжение сераскера (военного министра). Женщины же переехали во дворец Топкапы и Эйюп.

Сераскер некоторое время занимал помещения Старого Дворца. В 1866 году французский архитектор Буржуа перестроил ворота, а всё, что осталось от дворца было снесено.

Сегодня на месте Старого Дворца находится Стамбульский Университет.

Источники:

  1. https://islamansiklopedisi.org.tr/saray-i-atik-i-amire
  2. Leslie P. Peirce Empress of the East: How a European Slave Girl Became Queen of the Ottoman Empire. 2017.
  3. Gülru Necipoğlu. Architecture, ceremonial, and power : the Topkapi Palace in the fifteenth and sixteenth centuries

Старый Дворец

Старый Дворец

Старый Дворец (также Дворец Слёз или Дворец Плача) — бывшая резиденция султана Мехмеда II, позже — место пребывания матерей султанов, их вдов и слуг умерших правителей.

  • 1 В истории
  • 2 В сериале
    • 2.1 Великолепный век
    • 2.2 Империя Кёсем

    В истории [ ]

    После завоевания Мехмедом II Константинополя в 1453 году был построен дворец для временного пребывания там правителя. Однако после началось строительство нового здания — дворца Топкапы, куда вскоре и переселился турецкий падишах. После этого первоначальная резиденция получила название Эски-Сарай (Старый дворец). Её назначение изменилось: туда из Топкапы стали отправлять жить отлученных от двора и забытых всеми матерей и вдов умерших султанов, поэтому архитектурный комплекс получил еще одно название — Дворец слез.

    По воспоминаниям современника султана Ахмеда, Сандерсона, Старый Дворец, «вместе с красивыми особняками, высокими фруктовыми деревьями, банями и фонтанами», напоминало райский сад. Это было строение с двумя дверями, окруженное с суши тремя, а с моря — двумя стенами. Каждые апартаменты и покои, вместе с комнатами и кухнями, были независимы друг от друга. Один из итальянских паломников писал, что женщины в Старом Дворце проживают прекрасную жизнь и все их потребности выполняются. Также время от времени туда приезжал султан и утешал жителей, в особенности, если во Дворце Слёз жила его мать. Кроме того, падишах мог приехать в резиденцию, желая побыть в одиночестве и отдохнуть.

    К XIX веку здание сильно обветшало и в итоге было снесено. В настоящий момент на его месте находится здание Стамбульского университета.

    В сериале [ ]

    Великолепный век [ ]

    Хюррем СД

    В сериале «Великолепный век» о Старом Дворце упоминается уже в первой серии: Валиде Султан, не привыкшая к шуму и суете, жалуется своей верной Дайе, что скучает по тишине и покою Старого Дворца. Судя по всему, до восшествия на престол Сулеймана Айше Хафса вместе с Хатидже жила именно там. Впоследствии словосочетание «Старый Дворец» используется в качестве устрашения: гаремная прислуга то и дело угрожает непослушным наложницам, что в случае плохого поведения с их стороны они сразу же будут сосланы туда. К тому же, после избиения Хюррем Махидевран также заходит речь о ссылке третьей жены султана в старую резиденцию. А в 14 серии угрозу действительно приводят в исполнение — по обвинению в убийстве Айше Хатун Хасеки Сулеймана вместе с маленькой Михримах отправляют подальше от дворца. Хюррем живет там некоторое время, однажды к ней тайно приезжает Хатидже, решившая позволить матери увидеться с сыном.

    60 серия4

    Во втором сезоне Хюррем снова ссылают в Старый Дворец, на этот раз из-за крупной ссоры с султаном. Когда отправившаяся с матерью Михримах заболевает, Сулейман приезжает к жене и проводит в здании ночь. А через некоторое время именно по пути оттуда на Хасеки совершается покушение. В конце сезона во дворец ссылают Эфсун, а после — Гюльшах, которая встречается там с Империя Кёсем [ ]

    Сафие кадр50

    Кёсем СД

    О Старом Дворце упоминается уже в первых сериях: Хандан Султан, желая избавить сына от влияния Сафие Султан, говорит Ахмеду, что если он хочет взять власть в свои руки, то необходимо отстранить бабушку от управления государством. Около десяти серий бывшей Валиде удается продержаться в Топкапы, используя различные предлоги, однако позже она всё же оказывается вынужденной уехать, хотя и продолжает плести интриги. В 14 серии к ней доставляют гроб с телом Фахрие, а несколько раньше во дворце оказывается и Хандан, сосланная сыном за покушение на его брата. Там её неоднократно навещает Дервиш Паша. Позже Валиде возвращается. Также некоторое время во Дворце Слез пребывают Катерина и Халиме, подставленная Сафие Султан, а в одной из серий туда же приезжает Кёсем для встречи с

    Кёсем в Старом Дворце

    Во втором сезоне Старый Дворец также появляется неоднократно: так, в 42 серии Кёсем, желая пресечь предательство со стороны слуг, высылает абсолютно всех наложниц, а в 48 сама оказывается вынужденной уехать туда. Правда, в отсутствие сына Валиде, пережившая покушение на свою жизнь даже в ссылке, возвращается. В конце сезона во Дворец Плача по инициативе Турхан Султан отправляется её соперница Телли Хюмашах.

    Источники [ ]

    • В написании статьи использованы материалы Озлем Кумрулар: «Кёсем Султан. Власть, честолюбие, интрига».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *