Какой пролив отделяет европу от азии
Перейти к содержимому

Какой пролив отделяет европу от азии

  • автор:

Какой пролив отделяет Азию от Европы (см)?

Европу от Азии отделяют 2 пролива-Босфор и Дарданеллы. Босфор соединяет воды Черного и Мраморного моря,его длинна 30 километров.Пролив Дарданеллы соединяет воды Мраморного и Эгейского моря, его длинна 1300 километров.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
alexi­ ven [34.1K]
5 лет назад

Несомненно, что между Европой и Азией находится пролив Босфор. Поскольку пролив Ла-Манш, находится между Францией и Англией, и не может отделать Европу от Азии. Пролив Дрейка находится между южной Америкой и Антарктидой. Пролив Санникова находится на Новосибирских островах в северном Ледовитом океане. Пролив Кука разделяет северный и южный острова Новой Зеландии.

Керченский пролив

Ке́рченский проли́в (крымскотат. Керич богъазы, Keriç boğazı ) — пролив, принадлежащий акватории Азовского моря и соединяющий его с Чёрным морем.

Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным — Таманский полуостров [1] [2] . Пролив является границей между Европой и Азией [3] [4] [5] [6] . Ширина пролива — от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина — 18 метров. Важнейший порт — город Керчь.

В конце XVIII — начале XX веков пролив также называли Таврическим [7] , Еникальским [8] , Керчь-Еникальским [9] . Древние греки называли его Боспор Киммерийский (др.-греч. Βόσπορος Κιμμέριος ), где Βόσπορος это «коровий брод», а Κιμμέριος дано по имени древнего народа киммерийцев [10] . В других источниках назывался Киммерийский Босфор [11] [12] (Босфор Киммерийский [13] [14] ).

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Основной сезон отлова рыбы начинается в конце осени и длится несколько месяцев.

История

Античная мифология

Еврипид описывает [15] , как со стороны Тавриды (Крыма) пролив переплывает гонимая оводом Ио — возлюбленная Зевса, которую богиня Гера превратила в корову.

Эсхил называет переправу через пролив «Коровий брод» (греч. Βόσπορος , то есть Боспорос, Боспор, Босфор) [16] .

В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду [17] .

Античная история и география

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота [18] . В VI веке до н. э. греки-ионийцы основали на западном берегу пролива город Пантикапей — будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи.
Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы [19] .

Во II веке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией царя Митридата VI Евпатора под предводительством полководца Неоптолема и варварами:

Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военачальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял.

Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном.

— Страбон, VII, 3, 18

Скорее всего, разбито было племя ахеян, проживавших на территории современного Краснодарского края и обладавших войском и пиратским флотом.

Вход в Меотиду называется Киммерийским Боспором; начинается он с довольно значительной ширины, именно около семидесяти стадиев, где и переправляются из окрестностей Пантикапея в ближайший азиатский город Фанагорию, а оканчивается гораздо более узким проливом. Этот проход отделяет Европу от Азии…

— Страбон, VII, 4, 5

Новое время

Во время русско-турецкой войны 1787—1791 годов в Керченском проливе 8 июля 1790 года [20] состоялось морское сражение между флотами Российской и Османской империй, в ходе которого русская эскадра под командованием контр-адмирала Ушакова одержала победу, и не позволила Османской империи высадить свои войска в Крыму. В 1792 году на острове Фанагория (Таманский полуостров) премьер-майором Христофором Розенбергом был найден Тмутараканский камень и передан адмиралу П. В. Пустошкину, надпись на котором гласила: «Въ лѣто ҂ѕф҃ѻѕ индикта ѕ҃ глѣбъ князь мѣрилъ мо по ледꙋ ѿ тъмꙋтороканѧ до кърчева ҂і҃ и ҂д҃ сѧже» («В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева — десять тысяч и четыре тысячи сажен»).

XX век

Керченский пролив. Вид с Еникальского маяка

Керченский пролив. Вид на порт в Крыму

В апреле 1944 года началось строительство железнодорожного моста через пролив. 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года «к празднику 27-й годовщины Великой Октябрьской революции». Строительство велось из трофейных материалов, оставшихся после отступления немецких войск, которые намеревались по мосту переправлять свои вооружённые силы из Крыма на основную часть РСФСР [21] . Впрочем, есть сведения, что строительство моста планировалось советским руководством ещё до войны и часть конструкций моста заказывалась как раз в Германии [22] . Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Буквально за несколько дней до разрушения по мосту возвращался поезд советской делегации с Ялтинской конференции. Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства [23] . Вместо разрушенного моста в 1953 году была открыта Керченская паромная переправа. Её длина составляет 2,5 мили (4,6 км), она соединяет Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым — Порт Кавказ). В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск». В конце 1980-х годов в связи со старением железнодорожных паромов была прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течение почти 15 лет переправа служила только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за дороговизны они не получили дальнейшего развития.

XXI век

Керченский пролив. Порт Кавказ, вид с крымского берега

В 2003 году Керченский пролив оказался в центре территориального спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края начали в спешном порядке возводить дамбу от крайней точки Таманского полуострова в сторону острова Тузла, бывшего ранее частью Тузлинской косы. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов — строительство дамбы остановили в сотне метров от острова Тузла. В 2003 году был подписан договор РФ и Украины о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, объявивший пролив «историческими внутренними водами Российской Федерации и Украины». В 2004 году на переговорах двух стран уже шла речь о подготовке документов о поэтапном разграничении — сначала Азовского моря, затем пролива. Однако этого так и не произошло — Россия не желала украинского контроля над судоходным Керчь-Еникальским каналом. Украина же исходила из того, что разделение должно происходить на основании административной границы РСФСР и Украинской ССР, что относило бы канал к Украине [24] . Осенью 2007 года во время сильнейшего шторма в Керченском проливе затонуло несколько кораблей, в море вылилось несколько тонн мазута, тем самым был нанесён вред акватории Керченского пролива [25] [26] . В 2012 году была выдвинута попытка решить вопрос о разграничении пролива путём совместного управления Керчь-Еникальским каналом (через российско-украинскую корпорацию) [27] , однако развития эта идея не получила, а на Украине её расценили как неоправданную уступку России [24] . После возвращения Крыма в состав Российской Федерации, Керченский пролив является частью российских территориальных вод и Россия регулирует судоходство в нём

Транспортная инфраструктура

На берегах Керченского пролива расположены Керченский торговый порт, порт Камыш-Бурун, порт Крым и порт Кавказ. Между берегами пролива действует сухопутное автомобильное и железнодорожное сообщение, обеспечиваемое Крымским мостом. Керченский пролив имеет недостаточную глубину для прохождения больших судов, поэтому для обеспечения судоходства в конце XIX века в проливе был прорыт Керчь-Еникальский канал. Порты пролива соединены с ним подходными каналами. Также Керчь-Еникальский канал обеспечивает судоходство между Чёрным и Азовским морями.

Примечания

  1. ↑Лист карты L-37-XIX Керчь. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  2. ↑Лист карты L-37-XXV Аршинцево. Масштаб: 1 : 200 000. Издание 1982 г.
  3. ↑Asia(неопр.)(недоступная ссылка). www.britannica.com. Дата обращения: 18 ноября 2008.Архивировано 18 ноября 2008 года. — Британника
  4. ↑Europe(неопр.)(недоступная ссылка). www.britannica.com. Дата обращения: 3 мая 2015.Архивировано 3 мая 2015 года. — Британника
  5. ↑Европа — статья из энциклопедии «Вокруг света»(неопр.) . Дата обращения: 6 апреля 2022.Архивировано 13 марта 2022 года.
  6. ↑ЕВРО́ПА / Э. П. Романова, А. М. Никишин, А. А. Тишков, М. Ю. Мартынова // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
  7. ↑Таврический пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. ↑ Еникальский пролив // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  9. ↑Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  10. Головкинский Н. А.Керченский пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  11. ↑Киммерийский Босфор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  12. ↑Киммерийский Босфор // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб. , 1907—1909.
  13. ↑Керченский пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  14. ↑Босфор Киммерийский // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  15. Вы синие, синие волны,
    Где с морем сливается море,
    Где жало аргосской осы
    Когда-то по лютой пучине
    К берегам азиатским Ио
    Промчало от пастбищ Европы!
    Кого переправили к нам вы?
    Еврипид. Ифигения в Тавриде, ст. 393—399.
  16. Придёшь ты после к Истму Киммерийскому,
    К воротам тесным моря. Там, отважившись,
    Должна ты Меотиды переплыть пролив.
    И память в людях славная останется
    Об этой переправе. Будет имя ей —
    «Коровий брод» — Босфор. Европы кинешь ты
    Равнины, на Азийский материк придёшь.
    «Эсхил, Прометей прикованный», ст. 732—735. (Пер. А. И. Пиотровского)
  17. ↑ Плутарх, Тесей, 26
  18. ↑ «…скифы… толпами переходят по льду и на повозках переезжают в землю скиндов» Геродот, IV, 28
  19. ↑ Геродот, IV, 12, 45.
  20. ↑Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [
  21. и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  22. ↑Мост через пролив. Керчь — это мой город(рус.) . kerch.com.ua. Дата обращения: 27 февраля 2020.Архивировано 21 декабря 2019 года.
  23. ↑Мост через Керченский пролив. Крымские тайны XX века(рус.) . road-crimea.narod.ru. Дата обращения: 27 февраля 2020.Архивировано 31 января 2020 года.
  24. ↑ Б. М. Надежин «Архитектура мостов», М.: Стройиздат, 1989
  25. ↑ 24,024,1Дорош, СветланаЧьи воды в Керченском проливе?(англ.). BBC Україна (28 ноября 2018). Дата обращения: 30 ноября 2018.Архивировано 1 декабря 2018 года.
  26. ↑Из Керченского пролива эвакуируются полсотни судов(рус.) . lenta.ru. Дата обращения: 27 февраля 2020.Архивировано 16 мая 2021 года.
  27. ↑О катастрофе в Керченском проливе 11 ноября 2007 года(неопр.)(недоступная ссылка). Архивировано 2 июля 2008 года.
  28. ↑Совместное заявление Президентов России и Украины по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе(рус.) . Президент России. Дата обращения: 30 ноября 2018.Архивировано 1 декабря 2018 года.

Соединяет Чёрное море Азовское море Разделяет Керченский полуостров Таманский полуостров

  • Остров Дзендзик
  • Динской залив
  • Камыш-Бурунская (Аршинцевская) коса
  • Керченская бухта
  • Остров Крупинина
  • Павловская бухта
  • Тузлинская коса
    • Остров Тузла

    Проливы, отделяющие Европу от Азии

    Босфор (в черте города Стамбул, через него построен мост) и Дарданеллы.

    Остальные ответы

    Уральские горы)))

    Босфор, Дарданеллы, Керченский.

    Таких проливов не существует, т. к. Евразия — единый материк.

    Пролив Босфор. , Керченский, , Дарданеллы

    Похожие вопросы

    Ваш браузер устарел

    Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

    Где на самом деле проходит граница Европы и Азии

    Большой Кавказский хребет считают одной из возможных границ Европы и Азии. Фото: Абдуллах Берсаев, участник конкурса РГО

    Где на самом деле проходит граница Европы и Азии /activity/redaction/news/gde-na-samom-dele-prokhodit-granitsa-evropy-i-azii/ Где на самом деле проходит граница Европы и Азии

    Со школьной скамьи нам известно о существовании шести материков и шести частей света. Однако далеко не каждый сразу же правильно назовёт их все. Путаница возникает и с границами. Некоторые континенты (и части света) заботливо отделила океанами от остальной суши сама природа, иные рубежи между ними созданы руками человека. Примером тому служит Суэцкий канал. Сложнее всего дело обстоит с Европой и Азией. Если в северной части границу между ними выделить довольно просто по крупным формам рельефа и водным объектам, то о южной до сих пор идут споры. Так где же эта граница пролегает на самом деле? Есть ли у географов точный ответ на данный вопрос?

    Части света — условное подразделение крупных территорий суши с расположенными вблизи них островами. Части света частично совпадают с материками — таковы Австралия, Антарктида, Африка, две части света (Европа и Азия) входят в состав одного материка (Евразия), одна часть света (Америка) включает два материка (Северную и Южную Америку). Иногда, кроме перечисленных, выделяют седьмую часть света — Океанию как совокупность множества тихоокеанских островов.

    Континент (материк) — крупный массив земной коры, большая часть поверхности которого выступает над уровнем Мирового океана в виде суши, а периферическая часть погружена под уровень океана (подводная окраина материков). Земная кора континента характеризуется присутствием «гранитного» слоя и средней мощностью 35–45 км. В современную геологическую эпоху существуют шесть континентов: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.

    (Четырёхъязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии. Издательство «Советская энциклопедия». Москва, 1980)

    Уральские горы можно назвать естественной границей Европы и Азии. Фото: Алексей Путилов, участник конкурса РГО

    Уральские горы можно назвать естественной границей Европы и Азии. Фото: Алексей Путилов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

    Казалось бы, совсем недавно, в последней четверти прошлого века, в учебниках было довольно чётко определено, что граница между Европой и Азией проходит по линии: Уральские горы — река Эмба — Каспийское море — Кумо-Манычская впадина — Азовское море — Керченский пролив — Чёрное море — пролив Босфор — пролив Дарданеллы — Средиземное море. Однако в начале нового тысячелетия люди вернулись к вопросу, который, похоже, существует столько же, сколько и сама география: где же правильно провести европейско-азиатский рубеж?

    «Примерно с 2001 года слышу, что Эльбрус — высочайшая вершина Европы, что Кабардино-Балкария — европейская республика, что Грузия, Азербайджан, Армения и Турция целиком лежат в Европе. Недавно купила «Иллюстрированный атлас мира» издательства «Ридерз Дайджест» (2008 год). Думала, правда атлас. А в нём на картах Россия вообще не находится в Европе, что не мешает Эльбрусу именоваться высочайшей вершиной Европы!» — пожаловалась в редакцию журнала «География» в 2010 году преподаватель географии из Пермского края Галина Павленко.

    Издание решило обратиться за консультациями к авторитетным отечественным учёным. Доктор географических наук, профессор географического факультета МГУ Александр Горкин, долгое время возглавлявший издательство «Большая Российская энциклопедия», тогда, в 2010 году, подчеркнул, что ответить на вопрос о точном положении сухопутной границы между Европой и Азией очень трудно по многим причинам.

    Берег реки Маныч в Кумо-Манычской впадине тоже считают границей Европы и Азии. Фото: Артём Панфилов, участник конкурса РГО

    Берег реки Маныч в Кумо-Манычской впадине тоже считают границей Европы и Азии. Фото: Артём Панфилов, участник конкурса РГО «Самая красивая страна»

    Части света, в отличие от материков, являются скорее историко-географическими или культурно-географическими понятиями, а не физико-географическими. Поэтому чертить их границы по формам рельефа или берегам рек не всегда правильно. Тем более трудно провести разделение Европы и Азии, между которыми местами не существует даже каких-либо жёстких «цивилизационных» линий.

    Само содержание историко-географического понятия Европа изменялось с течением времени. Его ввели в употребление в VI–V веках до н. э. в Древней Греции учёные Гекатей и Геродот. Изначально под этим термином подразумевался «обитаемый мир» к северу от Средиземного моря.

    В Средние века Европа в общественном сознании расширилась на север и восток. Основной её чертой тогда можно было назвать католическо-протестантскую культуру. Но никаких физико-географических обоснований для этого просто не существовало.

    У географов различных специальностей есть разные подходы к определению восточной границы Европы, отметил Горкин. Они берутся из тектоники, геоморфологии, гидрологии, ландшафтоведения и других наук.

    «Представляется, что никакого прямого отношения к определению границ историко-культурных пространственных образований они не имеют. Это примерно то же самое, что определять границу между Палестинской автономией и Израилем по тектоническому разлому или между католической и протестантской Европой — по среднегодовым температурам воздуха и числу солнечных дней в году», — подчеркнул Александр Горкин.

    При этом важна и самоидентификация местного населения — то, как оно ощущает себя в историко-культурном плане.

    «Спросите, например, грузина или армянина — он живёт в Европе или Азии? Большинство ответит, что в Европе. Их не интересует тектоника Закавказья и Кумо-Манычская впадина, но они прекрасно знают, что их страны — старейшие христианские государства не только Евразии, но и мира, следовательно, они европейцы«, — пояснил Горкин.

    Кроме того, многие географы вообще не придают принципиального значения вопросу чёткой восточной границы между Европой и Азией. Негласно они признают существование разных точек зрения. В основе кажущегося пренебрежения к теме лежит понимание того, что в природе не существует особых «европейских» или «азиатских» процессов и явлений.

    Керченский пролив служит естественной границей Европы и Азии. Фото: Светлана Дубовская, участница конкурса РГО

    Керченский пролив служит естественной границей Европы и Азии. Фото: Светлана Дубовская, участница конкурса РГО «Самая красивая страна»

    Русское географическое общество решило выяснить, произошли ли в последние годы какие-либо изменения в позиции отечественной географии по границе Азии и Европы. Своим мнением с читателями сайта РГО поделился кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ, председатель Центральной предметно-методической комиссии по географии Министерства просвещения Российской Федерации Дмитрий Богачев.

    — Существует ли официальная позиция современной географической науки по поводу границы между Европой и Азией? Где нужно её проводить: по Кумо-Манычской впадине или по Главному Кавказскому хребту?

    Официальной позиции нет, и провести официальную границу мы не можем. У нас же нет государственного комитета по номенклатуре, по географическим названиям, который бы этим занимался. Лично моя точка зрения: естественно, что граница должна проводиться с позиций тектоники. А тектоника говорит нам, что это всё-таки водораздельный хребет Большого Кавказа.

    Конечно, есть точка зрения и по Кумо-Манычской впадине в связи с плитами третьего порядка. Но это как альтернатива. Есть ещё много альтернатив. С одной стороны, тектоника, а с другой — политика. Политически, конечно, выгоднее, чтобы граница проводилась как можно западнее. Все существующие точки зрения доказуемы, у каждой есть аргументы за и против.

    Граница Европы и Азии проходит по Каспийскому морю. Фото: Дарья Румянцева, участница конкурса РГО

    Граница Европы и Азии проходит по Каспийскому морю. Фото: Дарья Румянцева, участница конкурса РГО «Самая красивая страна»

    — То есть чёткой границы географическая наука на данный момент не даёт?

    Насколько я знаю, да. Точного и однозначного ответа на этот вопрос нет. Можно проводить по Кумо-Манычской впадине, тектонически это оправданно. Там заканчивается Русская равнина и начинаются другие плиты. Но, с другой стороны, есть точка зрения, что граница между Европой и Азией проходит по Водораздельному хребту Кавказа. И опять же она тоже оправданна. Об этом говорит вся тектоническая история и вовлечение в горообразовательный процесс структур, которые есть на юге России. И то и то — верно. Есть много промежуточных вариантов, я называю только «крайние» позиции. Но, повторюсь, нет такой комиссии, которая в результате дискуссии сделала бы вывод: вот так — и никак иначе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *