Чем знамениты мекка и медина
Перейти к содержимому

Чем знамениты мекка и медина

  • автор:

Медина

Медина Медина (Medina, арабск. Medinat Rasul Allah или Medinat el Nabi, т.е. город посланника Божия, город пророка) — второй священный городмагометан, у жителей которого пророк, не признанный жителями Мекки,нашел благоприятный прием; в М. он умер и похоронен. От 20 до 40 тыс.жителей. М. находится в 400 км. к С от Мекки и в 200 км. к В от гаваниЯнбо на Красном море, на границе большой аравийской пустыни, средиплодородной, хорошо орошенной равнины. Окружен стенами, имеет цитадель,считается первою крепостью Хеджаса. Знамениты мечети, прежденазывавшиеса «Пять мечетей»; из них некоторые пришли в упадок. Главнаямечеть — Эль-Гарам, т. е. Святыня — воздвигнута на месте дома, в которомумер Магомет; выстроена по образцу мечети в Мекке, но меньших размеров.В ней находится беломраморная гробница Магомета, а также и гробницыАбу-Бекра и Омара. Мечеть в своем настоящем виде существует с XV ст.Устроенный в XVI стол. подземный канал проводит в М. воду из лежащей в 3- 4 км. дер. Коба. Незначительная торговля, главным образом с гаваньюЯнбо. Большое передвижение богомольцев; богатые подаяния стекаются совсего магометанского мира. Наравне с Меккой, М. недоступна длянемагометан; однако, некоторые европейцы в магометанской одежде прониклив этот священный город и описали его — напр. Буртон (1852) и Буркгардт(1811).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Синонимы:

Смотреть что такое «Медина» в других словарях:

  • медина́л — мединал … Русское словесное ударение
  • Медина — город, расположенный в исторической области Хиджаз, на северо западе Аравийского полуострова. Древнее название этого города Йасриб. Это название упомянуто в Коране (33: 13) один раз. Мединой (в переводе с арабского – «город») называл этот город… … Ислам. Энциклопедический словарь.
  • Медина — город в зап. части Саудовской Аравии. Один из главных (после Мекки, см. Мекка) священных городов мусульман. Доисламские арабы называли этот город Ясриб. В 622 г. в него вступил Мухаммед, который после провозглашения в 632 г. ислама был признан… … Географическая энциклопедия
  • МЕДИНА — город в Саудовской Аравии. 500 тыс. жителей (1986). Торгово транспортный узел. Международный аэропорт. Обслуживание паломников, производство предметов религиозного культа. Исламский университет. В древности назывался Ясриб (Ятриб). В 622 в Медину … Большой Энциклопедический словарь
  • Медина — (араб. город), городское ядро или старый город, обнесённый стенами с укрепленными воротами, бастионами и прямоугольными в плане башнями. В систему укреплений медины обычно включена касба (часто первоначальное ядро города). Термин… … Художественная энциклопедия
  • медина — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
  • Медина — (Medina), город в Зап. Аравии, второй по значению свящ. город мусульман. Возник на месте древн. оазиса Ятриб. Здесь в 622 г. Мухаммед основал первую мусульм. общину после хиджры, бегства из Мекки. М. быстро разрасталась и приобрела известность в… … Всемирная история
  • медина — Старая мусульманская часть города в арабских странах Северной Африки … Словарь по географии
  • МЕДИНА — метилендинитрамин Источник: http://pirotek.ru/VV/MEDINA.html … Словарь сокращений и аббревиатур
  • Медина — Город Медина المدينة المنورة Страна Саудовская АравияСаудовская Аравия … Википедия

ТехЛиб СПБ УВТ

Мекка и Медина являются закрытым для немусульман городами. Однако сегодня эти ограничения распространяются только на центральную часть города, где происходят ритуалы религиозного поклонения паломников-мусульман со всего мира.

МЕККА (Makkah, Mekka, Mecca) — священный город всех мусульман, Al-Makkah Al-Mukkaramah, по-арабски, что можно перевести, как «Блистательная Мекка».

Мекка находится в западной части королевства Саудовской Аравии, в исторической области Хиджаз, на расстоянии около 75 км от побережья Красного моря, на высоте 300 м в долине, окруженной невысокими горами.

Мекка известна с IV века нашей эры. С давних пор святилище Кааба, находящееся в Мекке, являлось местом поклонения последователей многих языческих культов.

В Мекке около 570 года родился основатель ислама пророк Муххамад (Мухаммед). Здесь примерно в 610 году он начал проповедовать свои идеи, на основе которых и возникло новая религиозное мировоззрение — ислам.

Центральная часть Мекки. Вид сверху

В 624 году, находясь в изгнании в Медине, пророк Муххамад ввел правило, в соответствии с которым его последователи, за которыми закрепилось название «мусульмане», должны во время молитвы обращаться в сторону Мекки. До этого, в течение нескольких лет мусульмане при молитве обращались в сторону Иерусалима.

В 630 году, когда Муххамад вернулся в Мекку и очистил Каабу от языческих идолов (по преданию, таких идолов было 340) и провозгласил её главной святыней мусульман. С тех пор Мекка является духовным центром ислама, священным городом для всех мусульман.

«Мать городов» — так называется Мекка в Коране (сура 6, аят 92), и каждый, попадающий в Мекку, произносит ритуальную молитву, начинающуюся словами «Лабайк-аллахума лабайка«, что означает «я здесь, Господи, я здесь«.

Cтаринный рисунок генплана Мекки Кааба в конце ХIХ века Сердце Мекки, мечеть аль-Масеж аль-Харам перед реконструкцией

Сегодня Мекка — это современный город с населением более 1 миллиона человек. Однако и сегодня так же, как и много лет назад, вся жизнь Мекки связана с мусульманскими святынями — Каабой и построенной вокруг него мечетью Харам.

Священная мечеть Харам (аль-Масеж аль-Харам, что по-арабски и означает «Священная мечеть»), находится в самом центре Мекки. Мечеть Харам еще иногда называют Запретной мечетью, так как вход немусульманам был запрещен еще пророком Мухаммедом.

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Мечеть Харам в привычном нам виде, то есть c внутренней площадью, имеющей форму прямоугольника, в центре которого находится Кааба, известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, поскольку мусульманская архитектура – это, прежде всего, живая традиция. Каждое поколение вносит свой вклад в ее развитие. Мечеть Хаарам не рассматривается мусульманами памятником архитектуры и зодчества, а считается, прежде всего, религиозной святыней.

Здесь мало что осталось от первоначальной застройки. Мечеть посещается тысячами людей ежедневно, поэтому здесь ведется постоянная реконструкция. Последний раз мечеть подверглась значительной перестройке в конце 1980-х годов, тогда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами.

Можно сказать, что на наших глазах развивается и оттачивается мусульманская архитектурная мысль. И в преображении этих религиозных центров мы видим современное развитие османской и сирийской архитектурных школ.

В настоящее время мечеть Харам — это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Внутрь мечети ведут 4 ворот, кроме которых существует еще 44 других входа. Главный вход в мечеть — ворота короля Фахда.

Здание мечети оборудовано на самом современном уровне, в нем действует 7 эскалаторов, а воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные мужские и женские помещения для молитв и совершения омовений.

Главный вход в мечеть — ворота короля Фахда

Мечеть Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания, которая, впрочем, для этого специально и предназначена.

В центре мечети на площади, выложенной мраморными плитами, находится святилище Кааба, которое мусульмане часто называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».

Кааба представляет собой каменное сооружение кубической формы, основание которого составляет 10 х 12 м, а высота равна 15 м. Именно от слова «кааба» происходит общеизвестное слово «куб».

Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, носящим особое название «кисва». Покрывало это меняется раз в год. Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из Корана украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу. Дверь выполнена из чистого золота и весит 286 кг.

В восточный угол Каабы, примерно на высоте полутора метров, вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его называют мусульмане), окаймленный серебрянным ободом. Большинство ученых считает, что это метеорит. Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По преданию, первоначально камень был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновения многочисленных грешников. Поломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 683 году во время пожара Черный камень раскололся от жары на три куска, так что их пришлось соединять в единое целое с помощью серебрянных штифтов. А в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году.

Неизвестно, кто и когда основал Каабу. Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения мусульманства. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако первоначальное сооружение погибло во время Всемирного потопа.

Вторично Каабу построили по преданию Ибрахим (Аврааам в Библии) и его сын Исмаил, от которого, кстати, и ведут свое происхождение жители этих мест. Пророк Муххамад также считал себя потомком Исмаила. При постройке Каабы Ибрахим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима, в переводе на русский). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В мечети Харам находится и священный источник Зам-зам. Этот источник был дарован Исмаилу, когда он со своей матерью Хаджар (Агарь в Библии) умирал в пустыне от жажды. Именно вокруг него потом и возникла Мекка. Вода из источника Зам-зам поступает по трубам во внутренние помещения мечети, где находятся специальные места для омовения и питья. Вода источника Зам-зам удивительно приятна на вкус.

Мекка – один из самых посещаемых городов мира. Попасть в Мекку стремится каждый мусульманин. Особенно значительным событием в жизни мусульман считается ритуальное паломничество в Мекку — хадж, совершаемый в месяц Зу-ль-хиджжа по лунному календарю. Мусульманин, совершивший возвышающий духовно хадж — носит особое звание «хаджа».

В настоящее время только во время хаджа Мекку посещают до двух миллионов человек. Поэтому практически вся жизнь в Мекке связана с приемом многочисленных паломников со всего мира. Для них в Мекке построены современные отели, многие из которых расположены в непосредственной близости от мечети Харам. Однако во время хаджа большинство паломников живет в палатках в специальных лагерях, своей религиозной общиной, поскольку хадж – это не индивидуальное путешествие, а, если можно так выразиться, — «коллективное мероприятие», когда мусульмане испытывают не только духовное единение с богом, но и одинаковые чувства со своими единоверцами.

Подобное духовное единство переживается мусульманами в Мекке с особым подъемом, по обычаям, освященным веками. В этот период мусульманин не только думает о собственной жизни, но он погружается в историю, чувствуя ее неразрывную связь.

Подавляющее большинство паломников попадают в Мекку сюда через город Джидда, являющийся своеобразными морскими и воздушными воротами Мекки. Джидду, стоящую на берегу Красного моря, соединяет с Меккой отличная автомагистраль длиной 78 км. Аэропорт Джидды, носящий имя короля Абд аль-Азиза, связан регулярными рейсами почти с 70 городами мира, в том числе с таким далекими от Аравии, как Сингапур и Нью-Йорк. Из Каира самолеты летают в Джидду дважды в день.

МЕДИНА (Madinah, Madina, Medina) — второй (после Мекки) священный город мусульман.

Медина находится также в западной части королевства Саудовской Аравии на расстоянии 430 км к северу от Мекки, примерно на высоте 625 м над уровнем моря. По прямой от Медины до побережья Красного моря — около 150 км, а до ближайшего портового города Янбу (Yanbu) — 275 км.

Под именем Ясриб (Ятриб, Yathrib) город известен с глубокой древности. Он играл важную роль на караванном пути из Сирии в Йемен. В 622 году здесь обосновался вынужденный покинуть Мекку основатель ислама пророк Муххамад.

Постепенно за городом закрепилось название аль-Мадина аль-Наби (al-Madinah al-Nabi)- «город пророка», что и дало в сокращении нынешнее название. Вообще же, «аль-Мадина» по-арабски означает просто «город». Арабы часто используют название al-Madinah al-Munawwarah — «Блистающий (лучезарный) город».

Со дня переселения Муххамада в Медину, которое носит у арабов особое название — «хиджра» (hijrah), ведет начало мусульманское летоисчисление.

Медина стала первым городом, где утвердился ислам. Здесь в 632 году пророк Муххамад скончался, здесь находится его могила.

После того, как духовный центр мусульман переместился в Мекку, Медина еще долгое время оставалась административным центром арабского мира. Здесь жили и похоронены первые арабские халифы Абу-Бакр (Abu Bakr), Умар (Umar) и Осман (Othman).

В настоящее время Медина современный город с населением более 500 тысяч человек.

В самом центре города находится одна из основных святынь ислама — Мечеть пророка (аль-Масеж аль-Наби, по-арабски). Первоначально Мечеть пророка возникла как часть дома Муххамада. После смерти пророка этот дом, в котором он и был похоронен, был включен в состав новой, специально построенной, мечети. В последствии, Мечеть пророка неоднократно перестраивалась, постоянно увеличиваясь в размерах. В своем нынешнем виде мечеть существует с середины XIX века.

Последние работы по реконструкции и расширению мечети были проведены в 1980-ых годах. Общая площадь комплекса Мечети пророка была увеличена до 235 тысяч кв. метров. При этом были использованы самые современные технические решения. Так для создания тени на открытой площадке в центре мечети были установлены специальные автоматические зонтики.

Над мечетью возвышается 10 минаретов, причем 6 из них были воздвигнуты во время последнего расширения. Высота этих минаретов — 104 м. Высота старых минаретов — около 70 м.

Над старой частью мечети возвышается так называемый Зеленый купол. Рядом с ним находится более мелкий Серебряный, или Белый, купол. В этой части мечети, под Зеленым куполом, расположена Священная усыпальница. Именно на этом месте находился, по преданию, дом пророка Муххамада. В Священной усыпальнице находится могила пророка. Здесь же находятся могилы трех первых арабских халифов Абу-Бакра, Умара и Османа. От остальной части мечети Священная усыпальница отделена стеной с мощными дверями.

Надо отметить, что в Медине вообще очень много мечетей. Кроме Мечети пророка, самая известная из них — мечеть Каба (Qubaa,Qaba). Мечеть Каба считается самой первой мечетью. По преданию, ее основал сам пророк Муххамад, когда прибыл в Медину в 622 году.

Мечеть Каба также неоднократно перестраивалась, постоянно расширяясь. Последняя такая перестройка была в 1984 году. В настоящее время общая площадь мечети составляет 135 тысяч кв. м.

Как и Мекка, Медина является местом поломничества мусульман. В окрестностях Медины построен современный аэропорт, откуда самолеты летают в Каир, Дамаск, Стамбул, Карачи, Куала-Лумпур.

МЕДИНА

(араб. — город), городское ядро или старый город, обнесённый стенами с укрепленными воротами, бастионами и прямоугольными в плане башнями. В систему укреплений медины обычно включена касба (часто первоначальное ядро города). Термин распространён в странах Арабского Запада — Магриба (Северная и северо-западная Африка).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

Синонимы:

Синонимы слова «МЕДИНА»:
Смотреть что такое МЕДИНА в других словарях:

МЕДИНА

(Medîna, арабск. Medinât Rasûl Allâh или Medinat el Nabi, т. е. город посланника Божия, город пророка) — второй священный город магометан, у жителей ко. смотреть

МЕДИНА

(полное арабское название — Мединат-Расул-Аллах или Мединат-ан-Наби) город на северо-западе Саудовской Аравии. Расположен в оазисе. Около 72 тыс. смотреть

МЕДИНА

медина сущ., кол-во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: город

МЕДИНА

МЕДИНА (полное араб, название — Мединат-Расул-Аллах или Мединат-ан-Наби), город на С.-З. Саудовской Аравии. Расположен в оазисе. Ок. 72 тыс. жит. Сое. смотреть

МЕДИНА

Медина (Medî na, арабск. Medin ât Rasûl Allâ h или Medinat el Nabi, т. е. город посланника Божия, город пророка) — второй священный город магометан, у жителей которого пророк, не признанный жителями Мекки, нашел благоприятный прием; в М. он умер и похоронен. От 20 до 40 тыс. жителей. М. находится в 400 км к С от Мекки и в 200 км к В от гавани Янбо на Красном море, на границе большой аравийской пустыни, среди плодородной, хорошо орошенной равнины. Окружен стенами, имеет цитадель, считается первой крепостью Хеджаса. Знамениты мечети, прежде называвшиеся «Пять мечетей»; из них некоторые пришли в упадок. Главная мечеть — Эль-Гарам, т. е. Святыня — воздвигнута на месте дома, в котором умер Магомет; выстроена по образцу мечети в Мекке, но меньших размеров. В ней находится беломраморная гробница Магомета, а также и гробницы Абу-Бекра и Омара. Мечеть в своем настоящем виде существует с XV ст. Устроенный в XVI стол. подземный канал проводит в М. воду из лежащей в 3-4 км дер. Коба. Незначительная торговля, главным образом с гаванью Янбо. Большое передвижение богомольцев; богатые подаяния стекаются со всего магометанского мира. Наравне с Меккой, М. недоступна для немагометан; однако, некоторые европейцы в магометанской одежде проникли в этот священный город и описали его — напр. Буртон (1852) и Буркгардт (1811).

. смотреть

МЕДИНА

город, расположенный в исторической области Хиджаз, на северо-западе Аравийского полуострова. Древнее название этого города — Йасриб. Это название упомянуто в Коране (33: 13) один раз. Мединой (в переводе с арабского – «город») называл этот город пророк Мухаммад. Это название и закрепилось за городом после начала мусульманской эры. Медина упомянута в Коране несколько раз в аятах 9: 101, 9: 120, 33: 60, 63: 8. Местность, на которой расположен город была населена с древнейших времен. Здесь поселились кочевые племена джурхумитов и амаликитов, которые перешли к оседлому образу жизни. Это привело к образованию здесь небольшого города. Позднее в эти места пришли иудеи. Они поселились в городе с разрешения местного населения и жили здесь вплоть до начала исламской эры. Возможно, что эти иудеи бежали в Аравию после нашествия царя Вавилона Бухтуннассара (Навуходоносора) на Палестину и поселились в Йасрибе, Вади аль-Курре, Тайме, Хайбаре и других регионах Аравии. Согласно другим данным, пришествие в Аравию иудеев относится к более позднему времени, ко времени нашествия на Палестину римских легионов, спасаясь от которых, одна их часть прибыла в Медину и другие города. Тут они испытали сильное воздействие арабской среды и переняли их язык, бытовые особенности, однако сохранили иудейскую религию. В связи с этим некоторые западные востоковеды считали этих иудеев этническими арабами, принявшими иудаизм, что является только предположением. Спустя некоторое время, иудеи усилились и изгнали из города джурхумитов и амаликитов. Первоначально в роли лидеров иудеев выступало племя Кайнука, а затем усилились позиции двух других иудейских племен — Надир и Курайза, которые захватили власть в городе. За время своего владычества, они построили тут хорошо укрепленные крепости и укрепления. Новая страница в истории Йасриба началась с приходом в этот город двух йеменских племен Хазрадж и Аус, которым иудеи позволили поселиться на окраинах города. Затем эти племена усилились, и власть в городе перешла в их руки.Однако и иудеи продолжали там жить. Затем, вплоть до хиджры (переселения) пророка Мухаммада и мекканских мусульман в Медину, племена Хазрадж и Аус враждовали друг с другом. Эта вражда часто приводила их к кровавым столкновениям. Иудеям это положение было выгодно, и они старались усугубить противоречия между этими племенами, часто заключая союз то с одним из них, то с другим. Вражда хазраджитов и ауситов сильно ослабила оба племени. Критическое положение сложилось после кровавой битвы между ними при Буасе, в результате чего в городе возросло экономическое и политическое влияние иудеев. Глубокий кризис, который поразил ауситов и хазраджитов привел к тому, что они стали искать какую-то внешнюю силу, которая помогла бы им выйти из тяжелейшего положения. Для этого они отправили в Мекку своих представителей для переговоров с курайшитами. В это время в Мекке уже несколько лет читал свои Боговдохновенные проповеди посланник Аллаха Мухаммад, который и стал тем человеком, к которому обратились мединцы. Благодаря пророку и его первым сподвижникам, которых он послал в Медину, Ислам стал стремительно распространяться в городе. Сами ауситы и хазраджиты дали пророку Мухаммаду клятву верности (См. Акаба), после чего началась хиджра (переселение) мусульман в Медину. Принятие Ислама и приглашение в город Мухаммада действительно привело к позитивным переменам среди арабского населения Медины. В городе установилась законность, были закреплены братские отношения между представителями различных племен. Ауситы и хазраджиты отныне стали именоваться общим название «ансары» (помощники), а мусульманские переселенцы из Мекки «мухаджирами» (переселенцами). Эти две социальные группы нового мединского общества составили основу первой в истории мусульманской государственности, которая была образована в Медине во главе с пророком Мухаммадом. Что же касается иудеев, то они не признали Мухаммада в качестве Божьего посланника. Поэтому с ними был заключен взаимовыгодный мирный договор, в соответствии с которым они являлись равноправными гражданами города и сохраняли за собой свое положение. Однако, несмотря на это, иудеи не желали усиления арабских племен и начали враждовать с мусульманами. Они пытались осуществить покушение на пророка Мухаммада, заключали союзы с язычниками против мусульман. Все эти действия привели к конфронтации этих иудейских племен города с мусульманами. В ходе многолетнего противостояния иудеи потерпели поражение, и ушли из города. Сразу после хиджры, пророк Мухаммад распорядился построить в Медине мечеть (Масджид ан-Набави), которая стала не только местом для совершения мусульманами пятикратной молитвы, но и центром политической жизни государства. Отсюда совершалось его управление, решались социальные и военные проблемы. Кроме того, в этой мечети велось обучение основам религии, здесь останавливались путники. По своему значению, мединская мечеть является третьей, после Каабы и Аль-Аксы, святыней Ислама. Война между мусульманами и язычниками Мекки, проходившая вначале с переменным успехом, окончилась полным поражением мекканцев. За все это время Ислам распространился по всему Аравийскому полуострову, и Медина не только сумела преодолеть междоусобные раздоры, но и стала столицей сильного мусульманского государства, возглавляемого пророком Мухаммадом. Все это произошло всего за 11 лет. При Праведных халифах Абу Бакре, Омаре, Османе (11/632-35/656) Медина стала столицей Халифата, власть которого распространилась на больших территориях Азии и Африки. При халифе Али (35/656-40/661) столица Халифата была перенесена в Куфу. А после этого, при Омейядах, столицей стал Дамаск. С переносом столицы Халифата в другие города, политическое значение Медины было утрачено. Однако город стал крупным культурным и религиозным центром мусульманского мира. Здесь население сохранило все традиции, которые остались им в наследство от пророка Мухаммада и его сподвижников. Поэтому все мусульманские мыслители и ученые приезжали в Медину со всех концов Халифата, учиться здесь исламской науке и традициям. Здесь существовала крупная школа исламского права (фикха), самым известным представителем которой был Малик ибн Анас. После смерти омейядского халифа Муавии, форма государственной власти в Халифате была изменена, и он стал абсолютной монархией, что не было присуще периоду правления первых Праведных халифов. Наследником престола стал его сын Йазид. Против тирании и монархического строя выступили некоторые ветераны исламского движения, в числе которых был Хусайн — внук пророка Мухаммада и сын Али ибн Абу Талиба. Однако новая власть жесточайшим образом расправилась с Хусайном и его сторонниками, которые погибли при Кербеле. В ответ на это злодеяние мединцы отказались признавать власть Йазида. Восстание возглавил Абдулла ибн Ханзала. В ответ на это халиф Йазид послал против мединцев 12 тыс. армию во главе с Муслимом ибн Укбой. Абдулла ибн Ханзала сразился с ними, но потерпел поражение и халифские войска вошли с позиции Харра в город, где совершили невиданные злодеяния. В течение трех дней город подвергался насилиям и грабежам. Еще одно нашествие на город было осуществлено в конце правления Омейядов, но на этот раз хариджитами. Отсюда их лидер Абу Хамза выступил на Вади аль-Куру, однако там потерпел поражение от войск последнего омейядского халифа Марвана. Остатки его войск вернулись в Медину, где были окончательно уничтожены горожанами. В последующие века Медине угрожали крестоносцы и монголы, однако к городу они так и не подошли. В связи с внешней угрозой, Бувайхид Адуд ад-Даула построил вокруг города крепостную стену, которая, однако, не охватывала весь город. В связи с этим сирийский атабек Нур ад-Дин Занги в 557/1162 построил вторую крепостную стену, охватившую весь город. Большую опасность для Медины представляло извержение вулкана, которое произошло неподалеку от города в 654/1256 году. Однако лава прошла мимо города в северном направлении. Вторым несчастьем, обрушившимся на город, в том же году был пожар, который произошел в мечети пророка по вине одного из служителей. Тогда сгорел минбар (возвышение для проповеди) и прочие исторические ценности, которые сохранились от пророка Мухаммада и его сподвижников. После установления контроля над Мединой со стороны Османских султанов, в городе проводилось обустройство и строительные работы. В период правления могущественного турецкого султана Сулеймана I Кануни была выстроена новая крепостная стена высотой около 25 м, вокруг которой был вырыт глубокий ров, наполненной водой. В этот же период улучшилось водоснабжение Медины, к которой была подведена вода из новых источников. Турецкие султаны, которые носили титул Хадим аль-Харамейн (служители двух святынь),16 раз производили ремонтные работы и реставрацию мечети пророка. В 1804 году Медина была захвачена ваххабитами, которые были выбиты оттуда войсками египетского вассала Османской империи Мухаммада Али в 1814 году. В 1901 году турецкий султан Абдулхамид II, который пытался противодействовать колонизации мусульманского мира со стороны европейских держав начал строительство железной дороги Стамбул-Медина, которое имело для Османской империи важное военно-стратегическое значение. Строительство дороги было завершено в 1908 году. Однако после начала первой мировой войны, шариф Хусайн перешел на сторону англичан и, объявив себя королем Хиджаза, начал войну с турками. После поражения Османской империи в войне, турецкие войска ушли из этого региона. А Хусайн пытался объявить себя халифом всех мусульман, но это не входило в планы англичан и они отказались от его поддержки. Это привело к тому, что контроль над Хиджазом после 1342/1924 года установили представители Саудовской монархии. Саудовские власти еще более обустроили город, построили в нем различные объекты общественного значения, гостиницы, шоссе и современную инфраструктуру. Мечеть пророка и другие религиозные объекты периодически реставрируются и ремонтируются.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Синонимы:

МЕДИНА

Медина город в зап. части Саудовской Аравии. Один из главных (после Мекки, см. Мекка) священных городов мусульман. Доисламские арабы называли этот . смотреть

Мекка и Медина

Мекка и Медина — два главных священных поселения для каждого мусульманина , они тесно связаны с историей ислама. Именно в Мекке родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), именно там он начал свою пророческую миссию. В этом городе возвышаются минареты Масджид аль-Харам — Большой Мечети, а во внутреннем дворе ее находится Кааба — священный камень, к которому ежегодно съезжаются миллионы мусульман.

Паломничество: хадж и посещение Усыпальницы Пророка

Согласно исламской доктрине все правоверные должны побывать в Мекке хотя бы один раз за всю свою жизнь. Паломники совершают ритуальный хадж: в особое время — лунный месяц Зу-ль-хиджжа — приезжают в Большую Мечеть Мекки со всего мира. После совершения хаджа мусульманин имеет право называться «хаджи». Издревле в дороге паломники должны были переносить тяготы и лишения, доказывая свою преданность исламу. Отголоски этого остались и сейчас: несмотря на наличие в Мекке ультрасовременных отелей, множество совершающих хадж живет на территории специально разбитых для них лагерей в простых палатках. Арабское название аль-Мадина аль-Мунаввара в переводе на русский поэтично звучит, как «Лучезарный город». Его посещение не входит в хадж, но показывает преданность человека мусульманской вере. В Медине находится еще одна исламская святыня — могила Пророка Мухаммада, мир ему. В 622 году он вынужден был покинуть Мекку из-за давления идолопоклонников. Жители Медины отказались от многобожия и вверили свои судьбы Аллаху, пригласив Проорока быть судьей над ними. Этот город стал первым поселением, в котором восторжествовал ислам, с него началась история исламского государства, там жили и правили первые халифы арабского мира Умар, Абу-Бакр и Осман.

Мекка и Медина сегодня

Сейчас Мекка и Медина — большие современные города с роскошными отелями , высотными зданиями, сверкающими сталью и стеклом торговыми центрами, в Мекке построен даже парк развлечений. Предназначена вся эта инфраструктура только для мусульман — как и в древности, войти в эти города может лишь тот, кто исповедует ислам. Но все же главное значение этих городов — культовое. Для паломников созданы все условия, мечети регулярно реконструируются и достраиваются. Большая Мечеть (вместимость которой достигает 900 тыс. человек) оборудована эскалаторами и мощными системами кондиционирования воздуха. Во дворе Мечети Пророка в Медине тень создается с помощью системы зонтиков, которыми управляет автоматика. Посетить исламские святыни с каждым годом желает все больше людей, поэтому города активно растут и развиваются. Islam-today Понравилась статья? Пожалуйста — репост!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *