Астрахань является штабом какого флота
Перейти к содержимому

Астрахань является штабом какого флота

  • автор:

Астрахань – ключевой порт России на Каспии

Астрахань – ключевой порт России на Каспии

Астраханская область расположена на перекрестке торговых путей. Это обусловило несколько сот лет назад создание здесь, в устье реки Волги, морского порта Астрахань. В наши дни он по-прежнему является для России ключевым портом на Каспии, и естественно, что в нем сегодня располагается новая бассейновая структура портовых властей – ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря».

В Астрахани пересекаются каспийские морские и волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами, идет перевалка российских внешнеторговых и транзитных грузов, доставляемых в порт железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом. Об истории и значении порта, состоянии дел и особенностях навигации, об обеспечении безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему корреспонденту журнала «Морские порты» Наталье Мироновой рассказал руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря» Магомед Абдулатипов.

«МП»: Магомед Алиевич, об огромном значении Астрахани как морского порта много написано исторических трудов, исследований, в том числе историками региона. Если сравнивать прошлые века и современность, на Ваш взгляд, не утратил ли порт Астрахань своей ключевой роли на Каспии для экономики России?

– Астрахань стала важным торговым и пограничным пунктом, крупным центром торговли еще со времени присоединения Астраханского ханства к Российскому государству в 1556 году.

История Астрахани как порта ведет отсчет с петровских времен. В первой четверти XVIII века Петр I, стремившийся к укреплению экономических связей с Востоком, намеревался изменить традиционные торговые пути, направив восточную торговлю по Каспийско-Волжскому пути. С этой целью в Астрахани им был заложен порт, основано Адмиралтейство, началось строительство морского торгового флота.

Во второй половине XIX века Астрахань как портовый город по числу паровых судов занимала второе место в России, уступая только Одессе, а по числу парусных судов – первое. Важную роль уже в то время порт играл в перевозке нефти и нефтепродуктов. В 1888 году к Астраханскому порту было приписано 90 паровых и 1152 парусных судна. Ежегодно в течение навигации к городским пристаням прибывало до 900 пароходов, свыше 2700 барж, около 3000 прочих судов и более 60 плотов. На реках Волге, Болде и Цареве, находящихся в современной городской черте, на протяжении более 20 верст выстраивался целый плавучий город судов, население которого за навигацию превышало 60 тысяч человек.

Кстати, морской транспорт Астрахани сыграл огромную роль в годы Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы будем отмечать в этом году. Находясь на стыке водных и сухопутных путей, являясь воротами на Кавказ и в Среднюю Азию, Астрахань имела большое стратегическое значение.

По объему перевозок Астраханский порт не уступал крупнейшим портам Советского Союза. Здесь проходила перегрузка хлеба, хлопка, нефти и других важных грузов с морских судов, идущих с Каспия, на речные, направляющиеся вверх по Волге вглубь страны. Значительная часть промышленных предприятий, в том числе обеспечивающих морскую отрасль, была переключена на выпуск оборонной продукции. Судоверфь имени С.М.Кирова строила аэросани, тральщики, судоремонтные заводы выпускали авиабомбы, мины, снаряды, гранаты. Судостроительный завод изготавливал подводные лодки, бронекатера, снаряды большого калибра. В целях обеспечения безопасности судоходства на участке рейда Астрахани в августе 1942 года была создана военизированная флотилия.

В годы войны резко возросла потребность в горюче-смазочных материалах. Возрастающее количество перевозок различных грузов на нужды войны и необходимость обеспечения топливом морских и речных судов поставили на повестку дня восстановление и строительство в Астрахани нефтебаз и сооружение установок по обезвоживанию мазута для выработки дизельного топлива.

В настоящее время морской порт Астрахань – это консолидированный порт, на территории которого действуют 16 портовых терминалов, расположенных на берегах реки Волги и объединенных одним названием. В портовых и припортовых организациях работают тысячи астраханцев. В границах порта осуществляют деятельность более 100 хозяйствующих субъектов (стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские компании, судостроительные и судоремонтные предприятия и другие). Основными предприятиями, эксплуатирующими причальный фронт различного назначения, являются более 10 компаний, занимающихся грузоперевозками.

Считаю, что роль морского порта Астрахань и в наши дни остается для России стратегической. Это прямой путь выхода на Иран, Индию, страны Ближнего Востока и Центральной Азии.

Потенциал Астраханского портового комплекса, его географические особенности вполне способны обеспечить международный транзит через регион. Но в условиях нынешней политической конъюнктуры такое географическое положение является скорее проблемой, так как ставит развитие морских портов в зависимость от политики.

Несмотря на сложность ситуации, тем не менее уже в ближайшей перспективе новые грузопотоки могут появиться за счет расширения сотрудничества с Ираном, чему будет способствовать решение об использовании расчетов в рублях. В ходе недавнего визита главы Астраханской области Александра Жилкина в Индию им с руководством этой страны обсуждался вопрос перспектив развития Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», активного использования МТК для транзита товаров из Индии в Россию через Иран и Астраханскую область.

Безусловно, реализация таких планов способствовала бы эффективному использованию инфраструктуры портов Астрахань и Оля, суммарная мощность которых на сегодняшний день составляет более 11 млн тонн грузов в год.

«МП»: Операторы морских терминалов Каспийского бассейна сегодня переживают непростые времена – на протяжении нескольких лет наблюдается падение грузопотока. Какие результаты показал порт Астрахань по итогам 2014 года?

– Действительно, вследствие действия международных экономических санкций в отношении Ирана морские порты Каспийского бассейна показали в 2013 году снижение грузооборота. По итогам 2014 года суммарный грузооборот морских портов немного вырос и составил 7,93 млн тонн (+0,8%) по сравнению с 7,87 млн тонн в 2013 году. Из них объем перевалки сухих грузов составил 3,5 млн тонн (+14,2%), наливных – 4,4 млн тонн (-7,8%).

Объем перевалки сухогрузов увеличился за счет зерна, черных металлов, тарно-штучных и лесных грузов. Перевалка наливных грузов снизилась за счет сырой нефти на 4,3% и нефтепродуктов – в 2,2 раза. Анализ грузооборота по видам перевозок показал, что доля экспорта составляет 44%, импорта – 9,3%, транзита – 40,2%, каботажа – 6,5%.

Если рассматривать показатели отдельных компаний, то можно отметить, что грузооборот вырос у нескольких операторов морских терминалов порта Астрахань: ОАО «Астраханский порт» – в 1,5 раза за счет увеличения объемов перевалки зерна и черных металлов, ОАО «ГК «Армада» – на 42,7% за счет увеличения объемов перевалки черных металлов, ООО «ПКФ «Астраханский зерновой терминал» – более чем в 2 раза. Среди компаний, нарастивших грузооборот по итогам 2014 года, – ООО «Альфа-Порт», ООО «Порт «Зюйд-Вест», ООО «Финвестторг».

Снизили показатели объемов перевалки грузов такие операторы, как, например, один из крупных операторов ООО «ПКФ «Центральный грузовой район» – на 44,8% за счет уменьшения перевалки навалочных и генеральных грузов, ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» – на 2,6% за счет уменьшения объемов перевалки нефти и нефтепродуктов (в то же время увеличил перевалку зерна), ОАО «Морской торговый порт Оля» – на 15,1% за счет уменьшения объемов перевалки черных металлов.

Негативно на результаты деятельности портов влияют их слабая техническая оснащенность, изношенность оборудования, что связано в том числе и с нехваткой инвестиционных средств. В этом вопросе все взаимосвязано: если есть грузы, значит, есть финансовые ресурсы, новая техника и новые технологии.

«МП»: С какими особенностями Вам приходится сталкиваться при обеспечении безопасности мореплавания в акватории морского порта Астрахань?

– Порт расположен в устье Волги и пролегает от 3029 километра реки Волги (остановочный пункт Стрелецкое) до 3063,7 километра реки и далее по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу (ВКМСК) до 65,3 километра ВКМСК. Акватория морского порта Астрахань является смежной с акваторией морского порта Оля.

Практически все терминалы порта расположены в черте Астрахани и находятся в тесной связке с городской инфраструктурой. Протяженность акватории большая, а ширина реки в границах порта достаточно ограниченная, что накладывает особую ответственность на соблюдение правил судоходства.

Отличием Астрахани от других портов является также то, что проход в акваторию порта осуществляется либо по внутренним водным путям, либо через порт Оля. Интенсивность движения в акватории порта Астрахань достаточно высокая, так как здесь расположены суда ФСБ России, военные, таможенные транспортные средства, суда местных пассажирских линий. Кроме того, в границах порта находится большое количество рыболовных участков. К особенностям акватории следует также отнести большое количество проток, островов, которые также осложняют движение судов.

Не стоит забывать, что судоходство осуществляется в течении реки, которое имеет скорость во время паводка 6 м/с, а в обычное время – 2 м/с. Гидрометеорологические условия зависят от изменения глубин вследствие сезонно-паводковых явлений и объема сбросов воды с гидроузлов; от действия ветров восточных направлений, скорость которых достигает 20 м/сек и выше; от пыльных бурь, способствующих ухудшению видимости; от частых туманов в ночное и утреннее время в период с ноября по февраль.

Тем не менее порт Астрахань открыт для навигации круглый год. Кроме того, он является местом убежища для судов в штормовую погоду.

В морском порту Астрахань лоцманская проводка судов является обязательной. Порт входит в зону действия морского района А1 ГМССБ. Безопасность обеспечивается СУДС и ИТСОТБ. Техническое оснащение этих систем позволяет осуществлять полный и круглосуточный контроль ситуации на территории и в акватории морского порта.

«МП»: Астрахань – самый северный порт на Каспии, и он замерзает в зимний период. Вместе с тем, как Вы сказали, для навигации он открыт круглый год. Как в порту и на подходах к нему решаются вопросы обеспечения ледокольной проводки?

– Действительно, всего два морских порта в Каспийском бассейне – Астрахань и Оля – замерзают зимой. Соответственно, в зимний период здесь свои особенности мореплавания. С наступлением устойчивых минусовых температур начинается льдообразование и ледостав, что осложняет движение судов и создает необходимость ледокольных проводок. В это время многое зависит от слаженной работы всех участвующих в транспортном процессе, а также от технического состояния ледоколов и флота.

В целях организации осуществления ледокольной проводки в российских портах северной части Каспийского моря и на подходах к ним ежегодно утверждается состав Бассейновой комиссии по организации осуществления ледокольных проводок, заседания которой проводятся еженедельно в ФГБУ «АМП Каспийского моря» с организацией телемоста с портами Оля и Махачкала. Для обеспечения ледокольной проводки судов утверждается состав Штаба ледокольных проводок.

Как правило, сезон ледокольных проводок начинается в середине декабря и заканчивается в середине марта. В зимнюю навигацию 2013-2014 годов и 2014-2015 годов ледокольные проводки обеспечивали три ледокола – «Капитан Букаев», «Капитан Чечкин» и «Капитан Мецайк», работавшие в акватории морских портов Астрахань, Оля и Астраханского рейда. Результаты зимней навигации 2013-2014 годов таковы: количество ледокольных проводок – 96, из них на выход из портов Астрахань, Оля – 46, на приход в порты Астрахань, Оля – 50. Количество проведенных судов – 422, из них на выход из портов Астрахань, Оля – 210, на приход в порты Астрахань, Оля – 212; включено под проводку судов возрастом 30 лет и более 104 судна, совершено рейсооборотов – 171.

Ледовые и гидрометеорологические условия плавания были следующими: максимальная толщина льда в открытой (морской) части ВКМСК – 20-30 см, в торосах – 70-100 см; в закрытой (береговой) части канала толщина льда – 15-20 см, в наслоениях – до 60 см.

Предварительные итоги зимней навигации 2014-2015 годов показывают, что нарастающим итогом с 04.12.2014 г. по 16.02.2015 г. из порта Астрахань выведено 301 судно в море, приведено с моря 303 судна, из порта Оля выведено 25 судов, приведено с моря столько же. Всего с осуществлением ледокольных операций в порт Астрахань проведено 604 судна, в порт Оля – 50 судов, из них возрастом 30 лет и более – 170 судов.

Нужно отметить, что суда без ледовых усилений и буксирно-баржевые составы не допускаются к плаванию в период зимней навигации по акваториям портов Астрахань и Оля. А тем транспортным средствам, которые имеют ледовый класс, разрешено самостоятельное движение под контролем ледоколов. Для судов, корпуса которых не имеют ледового подкрепления, на время зимней навигации организуются специальные стоянки, где обеспечивается безопасность их пребывания во время длительного отстоя.

Морские порты №1 (2015)

Порт Астрахань готовится к росту грузооборота

Порт Астрахань готовится к росту грузооборота

На VI Каспийском саммите, который состоялся в 2022 году, Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что в выстраивании Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» особое внимание будет уделено морским портам Астрахань и Оля, которые являются его основным связующим звеном. В Астраханской области в настоящее время согласно поручению президента в рамках развития коридора ведутся дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК), в связи с чем ожидается увеличение грузопотока и грузоперевалки в направлении портов Ирана, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана. О том, как работают сегодня астраханские портовики, каковы перспективы порта и как осуществляются административно-властные полномочия, рассказал капитан морского порта Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря» Эдуард Елизаров.

Эдуард Елизаров, капитан морского порта Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Ключевой порт на Каспии

В состав ФГБУ «АМП Каспийского моря» входят три морских порта – Астрахань, Оля и Махачкала. У каждого порта есть свои особенности как в части судоходства, так и в части перерабатываемых грузов. Если в Махачкале основной грузооборот делают нефть и уголь, то в Астрахани и Оля – генеральные, лесные и зерновые грузы.

Морской порт Астрахань расположен в устьевой части Волги. Его акватория пролегает от 3029 км (остановочный пункт Стрелецкое) до 3063,7 км реки и далее по рукаву реки Бахтемир до 65,3 км Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Акватория порта является смежной с акваторией порта Оля.

Порт открыт для навигации круг-лый год и работает круглосуточно, принимая суда длиной до 150 метров, шириной до 20 метров, максимальной осадкой 4,5 метра.

Астрахань – это консолидированный порт, на территории которого действуют терминалы, расположенные на берегах Волги. В его границах работают более 100 компаний, в том числе стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские, а также судостроительные и судоремонтные предприятия.

Один из старейших портов России, он и в наши дни остается стратегичес-ким для государства. Это прямой выход на Иран, Индию, страны Ближнего Востока и Центральной Азии.

Преимущества Астрахани перед другими российскими портами Каспия – большое количество причалов (32), которые обеспечивают высокий потенциал порта по мощности, и наличие полного спектра оказываемых услуг по обслуживанию судов. В числе достоинств также разветвленная транспортная инфраструктура, исторически отлаженные коммерческие связи.

Астрахань держит марку стабильно работающего транспортного узла и перегрузочного комплекса. По итогам 2022 года в порту переработано на 11,8% грузов больше по сравнению с 2021 годом. Связано это с ростом перевозок сухих грузов на 12,3%, в том числе минеральных удобрений, черных металлов, тарно-штучных, контейнерных и прочих генеральных грузов, и наливных пищевых грузов на 9,2%.

Одним из перспективных видов грузов в 2022 году стали контейнеры, их оборот увеличился в 5 раз, что связано с изменением логистических маршрутов, в том числе с открытием транзита через Иран.

Всего в порту за 2022 год переработано 2,52 млн тонн грузов из 6 млн тонн консолидированного грузооборота трех российских каспийских портов (в 2021 г. – 2,26 млн тонн из 6,97 млн тонн консолидированного грузооборота). Из них экспортных грузов – 1,84 млн тонн (в 2021 г. – 1,62 млн тонн), импортных – 468 тыс. тонн (в 2021 г. – 439 тыс. тонн), транзитных – 0,1 тыс. тонн (в 2021 г. – 8,7 тыс. тонн), каботажных – 212 тыс. тонн (в 2021 г. – 189 тыс. тонн).

Дноуглубительные работы в Волго-Каспийском морском судоходном канале, которые в этом году с первых дней навигации ведутся в усиленном режиме и продолжают набирать обороты, к декабрю должны обеспечить по всей трассе ВКМСК проходную осадку 4,5 метра, что позволит существенно увеличить грузооборот морского порта Астрахань.

За прошедшие 4 месяца количество судозаходов в Астрахань увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе судов под иностранными флагами. Это указывает на заинтересованность грузоотправителей и судоходных компаний в использовании судоходных путей МТК «Север – Юг».

Уникальная проводка

На протяжении ряда лет из порта Астрахань в Каспийское море для разработки месторождений углеводородов на российском участке шельфа выводятся крупногабаритные объекты, которые строятся для компании «Лукойл» на судостроительных предприятиях региона. Проводка по акватории порта этих сооружений требует серьезной подготовки и тесного взаимодействия участвующих в данном процессе организаций.

Несмотря на то что у ФГБУ «АМП Каспийского моря» уже имеется большой опыт в обеспечении безопасной проводки крупногабаритных объектов, каждая проводка – это сложная и ответственная операция. Проводке таких объектов предшествует большая организационная работа служб капитанов морских портов Астрахань и Оля и подразделений АМП совместно с другими заинтересованными организациями. Ведь на специалис-тов служб возлагается главная ответственность – обеспечение контроля безопасности мореплавания в период проводки уникальных объектов по акваториям портов.

В 2022 году было выведено 2 крупногабаритных объекта для месторождения им. В.И. Грайфера: верхнее строение платформы жилого модуля и верхнее строение ледостойкой стационарной платформы (ЛСП). На время вывода крупногабаритных объектов в акваториях портов Астрахань и Оля вводились ограничения на плавание судов.

Нужно отметить, что месторождение им. В.И. Грайфера (ранее – Ракушечное), открытое в 2001 году, является третьим добычным проектом, который компания «Лукойл» реализует на Каспии. Крупногабаритные объекты для всех трех проектов выводились в море под руководством специалистов ФГБУ «АМП Каспийского моря».

Навигация в ледовых условиях

Астрахань – замерзающий порт, поэтому для обеспечения бесперебойной работы терминалов в порту и на подходах к нему осуществляется ледокольная проводка судов.

Для ее организации в портах северной части Каспийского моря и на подходах к ним утверждается состав Бассейновой комиссии, заседания которой проводятся в АМП еженедельно по видео-конференц-связи, а также утверждается состав Штаба ледокольных проводок. Как правило, ледоколы помогают три месяца – с середины декабря до середины марта.

Зимняя навигация 2022-2023 годов длилась с 06.12.2022 г. до 10.03.2023 г. и составила 94 суток. Всего за это время было проведено 359 судов на выход и 340 судов на вход в порт. В этот же период в регионе работало 169 судов, из них 138 под флагом РФ и 31 судно под флагами иностранных государств.

Прошедшая зимняя навигация характеризовалась сложными гидрометеорологическими условиями. В северо-восточной части Каспийского моря с первого дня и весь период ледокольных проводок держались низкие температуры, что способствовало образованию ледовых полей толщиной до 70 см. Движение таких полей большой площади создавало дополнительные трудности для ледокольных проводок. Но постоянное и оперативное взаимодействие всех служб обеспечило бесперебойное движение судов по ВКМСК даже в условиях увеличения количества судов на 50% по сравнению с предыдущей зимней навигацией.

Для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов в порту в период зимней навигации Службой капитана порта проводился постоянный мониторинг своевременного предоставления операторами морских терминалов сведений о годности портовых гидротехнических сооружений к эксплуатации, материалов промеров глубин, а также мониторинг швартовных и отбойных устройств ПГТС.

Гидрографические, навигационные, лоцманские услуги в зимний период навигации оказывались Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт».

Главный инструмент – портовый контроль

По числу судозаходов Астрахань лидирует среди трех российских портов Каспийского бассейна. В 2022 году в порт совершено 7005 из 9933 судозаходов во все три порта АМП (в 2021 г. соответственно – 7836 из 11167), в том числе под российским флагом – 6535 (в 2021 г. – 7370), под иностранными флагами – 470 (в 2021 г. – 466). Удельный вес иностранного флота в общем количестве судозаходов в 2022 году составил 7% (в 2021 г. – 6%).

Структурное подразделение Службы капитана порта – Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) состоит из 21 квалифицированного специалиста, которые круглосуточно осуществляют портовый контроль судов, находящихся в порту и выходящих в море.

В ходе осмотров также осуществляется экологическое инспектирование судов в соответствии с Планом управления судовыми отходами в морском порту. В рамках портового контроля ведется проверка всех иностранных и российских судов, получающих бункерное топливо в порту, на предмет соответствия требованиям Приложения I и VI Международной конвенции по предупреждению загрязнения с судов (МАРПОЛ – 73/78) и требованиям законодательства РФ.

За I квартал 2023 года в порт совершено 925 судозаходов, более 90% из них судами под флагом РФ. По сравнению с I кварталом прошлого года количество судозаходов увеличилось на 293, или на 146%. В I квартале 2022 года судозаходов было зафиксировано 632, также более 90% судами под флагом РФ.

В I квартале 2023 года ИГПК было проведено 176 осмотров и контрольных осмотров судов, из них судов под флагом РФ – 161, под иностранными флагами – 15. Всего было выявлено несоответствий требованиям международного и национального законодательства – 92, из них 83 – на судах под флагом РФ, 9 – на судах под иностранными флагами.

Следует отметить основной характер выявленных в ходе проверок несоответствий: неудовлетворительное состояние аварийного имущества (4,92% от всех несоответствий); нарушение требований по предотвращению загрязнения с судов (3,93%); нарушение требований КТМС – 2006 (8,52%); неисправность навигационного оборудования (11,15%); нарушение требований пожарной безопасности (12,46%); неудовлетворительное состояние спасательных средств (7,21%); нарушение требований, предъявляемых к судовым документам и свидетельствам (14,43%); неисправность судовых механизмов (8,85%) и другие.

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на солидный возраст и трудности развития, порт Астрахань продолжает успешно работать, сохранять и наращивать грузооборот, а Служба капитана порта – обеспечивать его безаварийную работу, безопасность мореплавания, транспортную и экологическую безопасность в соответствии с российскими и международными нормами.

Служба готова к увеличению интенсивности судоходства с учетом перспективных планов развития порта в рамках ускоренного расширения возможностей МТК «Север – Юг».

Морские порты №4 (2023)

  • Морской порт Астрахань
  • ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Каспийская флотилия

Попытка создания на Каспийском море флотилии военных кораблей была впервые предпринята в царствование Алексея Михайловича, это было вызвано расширением торговых отношений России с Персией и необходимостью обеспечения и защиты торговых путей по Волжскому пути. Царский указ от 19 июля 1667 г. предписывал «…для посылок из Астрахани в Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединово…». 14 ноября 1667 г. в селе Дединово на слиянии рек Ока и Москва был заложен для Каспия первый российский военный трехмачтовый корабль «Орел». Одновременно строилась яхта, бот и две шлюпки. Построенные суда были спущены на воду и в 1669 г. прибыли в Астрахань, но в следующем году во время восстания под предводительством Степана Разина эти корабли были захвачены и сожжены.

В 1704 г. по указу Петра I в Казани было основано адмиралтейство, и начато строительство судов для Каспия.

После окончания Северной войны Петр I проявляет интерес к Каспию, зная «…хорошего его значения для России, зная, что благосостояние России поднимется, и когда она станет посредницею в торговом отношении между Европой и Азией…». Желая установить непосредственные экономические связи со странами Средней Азии и Индией, Петр I ставит перед собой цель – завоевать побережье Каспийского моря. Но на пути стояла Персия, достаточно мощное в то время государство. Проведенная экспедиция под руководством А. Бековича-Черкассого, поручика А. Кожина, К. Вердена, Ф. Соймонова, стала прелюдией великого похода, подготовка к которому началась со строительства 200 речных лодок и 45 ластовых судов – небольших деревянных судов, предназначавшихся для обслуживания военных портов. Начиная с 1721 г., Петр I развернул подготовку Персидского похода. 18 июля 1722 г. десант в 22 тыс. человек под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина на 274 судах вышел из Астрахани в Каспийское море. Головным отрядом командовал адмирал Петр Михайлов, т.е. сам Петр I. Высадившись на берег в районе нынешнего северного Дагестана, с присоединившимися 9 тыс. кавалерии, армия двинулась берегом на Дербент. 23 августа сухопутные войска заняли город, а отряд судов доставил туда артиллерию и провиант.

Походом на Дербент война с Персией за обладание Каспийским морем не заканчивалась. Возникла необходимость постоянного наличия на Каспии флотилии и создания военного порта для базирования флотилии. Именно Персидский поход и пребывание Петра I в Астрахани изменили отношение к Каспийскому флоту, и 4 ноября 1722 г. указом государя был основан военный порт в Астрахани, и образована военная флотилия, принявшая боевое крещение у берегов Персии. Именно эта дата и является днем основания Каспийской флотилии.

Персидский поход был закончен подписанием трактата между Россией и Персией, по которому в вечное владение России отходили города Дербент и Баку со всеми прилегающими к ним землями, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад.

Однако после смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены. В царствование Анны Иоановны по договору 1735 г. большая их часть отошла к Персии. Тем не менее, интерес России к Каспию не ослабевал, и за возвращение утраченного взялся выдающийся деятель екатерининской эпохи Григорий Потемкин. В 1781 г. отряд кораблей в составе 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 2 ботов, под командованием капитана 2 ранга Войновича, по предписанию Екатерины II прибыл в Астрахань. С этого момента на Каспийском море стал содержаться отряд военных кораблей «…для покровительства нашей коммерции», причем один фрегат и бот из его состава постоянно находился в Астрабадском заливе.

Завоевание Каспия Россией велось почти 100 лет. В 1813 г., с заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота. С 1867 г. главной базой Каспийской флотилии стал Баку – незамерзающий порт.

В результате похода русских войск в 1880-1881 гг. под командованием генерала Скобелева, в котором морские силы возглавлял капитан 2 ранга С.О. Макаров, к России была присоединена Туркмения. Вхождение западного и восточного Прикаспия в состав России не только обеспечило безопасность ее южных границ, но и сыграло прогрессивную роль в развитии как экономической, так и духовной жизни народов, населяющих этот край. Ведь Россия, в отличие от Турции и Персии, представляла собой в то время бурно развивающуюся державу, отменившую у себя крепостную зависимость и отличавшуюся большой веротерпимостью.

В последующее время, до 1918 г., Каспийская флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также русские торгово-промышленные интересы в Иране, наблюдала за выполнением Ираном условий Туркманчайского договора. За боевые заслуги флотилия была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

В очередной раз боевые действия флотилии на Каспии начались в 1918 г. Однако с приходом в Баку англичан, часть кораблей флотилии была разоружена, а остальные ушли в порт Петровск (Махачкалу). В годы гражданской войны Каспийская флотилия вела боевые действия на Волге и Каме, совместно с Красной Армией участвовала в боях за Казань, Симбирск, Сызрань, Самару, Чистополь, Елабугу, Царицын. А на Каспийском море – за Астрахань и Баку. Вторичное завоевание Каспийского моря завершилось Энзелийской операцией в мае 1920 г., в результате которой белый флот был захвачен, а английские интервенты и белогвардейские части отступили в глубь Ирана. Флотилия была награждена Почетным Красным Знаменем ВЦИКа, которое хранится и по настоящее время.

На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы. С 24 по 26 августа 1941 г. флотилия по приказу Советского правительства, совместно с частями Закавказского военного округа, провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии. Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе Ирана, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза. После ввода советских войск в Иран они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах. Начиная с 1942 г., Каспийская флотилия была объявлена действующей и выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорты, и организовывала противоминную оборону. 27 августа 1945 г. за боевые заслуги перед Родиной в годы Гражданской Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в регионе. Однако после распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства силы флотилии пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной базой.

В новых геополитических условиях роль и значение Каспийской флотилии возрастает. Главными задачами являются обеспечение национально-государственных интересов России в регионе, противодействие терроризму. Современные реалии жизни поставили корабли и части Каспийской флотилии на страже южных рубежей России. Примером дальнейшего развития и наращивания военной мощи Каспийской флотилии является передача нового современного сторожевого корабля «Татарстан» в состав флотилии, шефство над которым взяла администрация федерального государственного унитарного предприятия «ПО завод имени Серго» Зеленодольска Республики Татарстан. В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждена государственная кораблестроительная программа строительства кораблей для Каспийской флотилии, в рамках которой уже в настоящий момент разработан проект боевых кораблей с учетом специфики Каспия.

Несколько лет назад в составе флотилии была создана гвардейская Московско-Черниговская бригада морской пехоты, которая принимала участие в проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе. Более 900 офицеров, мичманов и прапорщиков флотилии были удостоены правительственных наград. Примером в выполнении воинского долга и служения Родине для всего личного состава флотилии является Герой Российской Федерации старший прапорщик Григорий Замышляк.

В августе 2002 г. в Каспийском море было проведено крупномасштабное учение Каспийской флотилии с привлечением частей и подразделений Военно-воздушных сил, Министерства внутренних дел, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства транспорта России.

В сентябре 2002 г. корабли флотилии посетили с дружественным визитом столицу Республики Азербайджан – Баку.

В мае 2003 г. отряд кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного катера «Ступинец», базового тральщика «Магомед Гаджиев» и малого гидрографического судна «ГС-301» под флагом командующего флотилией совершил визит в порт Актау Республики Казахстан.

В июле 2005 г. на базе Каспийской флотилии прошла международная конференция представителей военно-морских сил каспийских государств по созданию Каспийской военно-морской группы оперативного взаимодействия «КАSFОR».

В 2010 г. Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа.

В настоящее время Каспийская флотилия — по-прежнему мощное, боеспособное объединение, являющееся не только южным форпостом России, но и гарантией неприкосновенности морских рубежей, важнейшим инструментом внешней политики государства на Каспии. В ее состав входят ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и другие.

Астрахань

Астрахань — административный центр Астраханской области, в 1534 километрах к Юго-востоку от Москвы. Расположен на Прикаспийской низменности, на реке Волга, в верхней части ее дельты. Климат резко континентальный, засушливый. Средняя температуры января -10° С, июля 25° С. Осадков 230 мм в год. Работают речной и морской порт Волго-Каспийского бассейна, транспортный узел железнодорожных линий (на Саратов, Кизляр, Гурьев) и автодорог (на Волгоград, Ставрополь и др.), международный аэропорт.

Город расположен на одиннадцати островах, занимаемая площадь – 500 кв. километров, делится на 4 района; численность населения города в соответствии с переписью населения на 1.01.2004 г. составляет 502, 8 тысяч человек. В Астрахани проживают представители более 100 национальностей, мирно соседствуют 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур, 155 общественных объединений.

Из истории развития Астрахани.

Астрахань — старейший город Нижнего Поволжья, входит в число 115 городов РФ, признанных исторически ценными.

В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно возникали города хазар, половцев, татар — монгол. Впервые город Астрахань упоминается историками, учеными, путешественниками с XIII века. Старый город входил в состав Золотой Орды. Он был расположен на 12 км выше современной Астрахани на правом берегу Волги. В разное время он назывался по-разному – Астархан, Аштархан, Хаджи-Тархан. Хаджи-Тархан играл важную роль в торговле с Европой. Торговые караваны перевозили сюда шелк, пряности, другие товары с востока.

По мнению некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль — столица хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965. В 1395 Астрахань сожжена войском Тамерлана. В1459-1556 Астрахань главный город Астраханского ханства. Окончательно город занят русскими войсками и присоединен к Русскому государству в 1557.

В 1558 году на левом волжском берегу, на бугре Заячьем или Долгом первым астраханским воеводой Черемисиновым была заложена русская деревянная крепость. В 1582 сооружены каменные стены с 8 большими и малыми башнями. В Астрахани был построен караван-сарай. Заселение Астрахани шло быстро: отдаленность края, потребность в рабочей силе привлекли массы русских переселенцев, образовавших вокруг города слободы: Сианову, Безродную, Теребиловку, Солдатскую, Ямгурчееву, (или Огручеево); поселившиеся в окрестностях города татары образовали Татарскую, армяне — Армянскую слободы.

Около четырехсот лет Соборная площадь кремля была свидетельницей важнейших исторических событий из жизни города. В 1605-06 Астрахань была захвачена и разграблена донскими и терскими казаками. С 1619 года в Астрахани замечается большой наплыв торговцев из Азии. В1625 году проживающие в Белом городе индусы принимают участие в постройке гостиного азиатского двора.

К середине 17 в. Астрахань была одной из пограничных крепостей Русского государства, охранявших устье Волги. С 1668 года индийские купцы имеют в городе постоянное место жительства и пользуются различными льготами, как полезные в развитии торговли люди. В 1670 Астрахань была взята войсками Степана Разина; в 1670-71 управлялась казачьими атаманами В. Усом и Ф. Шелудяком.

На протяжении почти трёх веков Астрахань являлась главным административным центром, через который осуществлялись торговые и политические связи Русского государства со странами Востока, Закавказья и Северного Кавказа.

Среди астраханских воевод периода XVI—XVII веков есть фамилии знатнейших княжеских и боярских родов России: Одоевских, Черкасских, Голицыных, Трубецких, Шереметевых.

Находясь на перекрестке караванных и водных путей, Астрахань в XVII -XVIII столетии превращается из небольшой укрепленной крепости на юге Русского государства в крупный торговый и ремесленный город, а река Волга становится важнейшей транспортной артерией страны. С 1717 – Астрахань — губернский город. 1727 год – время основания базара, именуемого в наши дни «Большими Исадами». Исадами называлось место, где привозимая в Астрахань с ватаг и учугов рыба, складывалась или иссаживалась, т.е. выкладывалась. Большие палатки, лавки и магазины, расположенные на территории базара вели торговлю до 4-х часов дня. О Больших Исадах говорили: «легче перечислить то, чего здесь нет, чем то, что там предлагается покупателю». Рынок являлся своего рода биржей труда, здесь нанимали стекольщиков, кровельщиков, плотников, точильщиков.

С 1785 — областной город Кавказского наместничества. В 1-й четверти XVIII в. в Астрахани были созданы сильный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт.

Успешное завершение Петровского «Персидского похода» и присоединение северо-западных провинций Персии – Гиляна, Мазандарана и Астрахбада оказало огромное влияние на развитие экономики края. В 40-е годы XVIII столетия в Астраханской губернии вырастает численность мелких производителей, открываются шелковые и кожевенные заводы, владельцами которых становятся, как правило, выходцы из восточных государств.

Традиции дружбы и взаимовыгодной торговли с восточными государствами живы и поныне. С 2001 года в Астрахани действует Генеральное консульство Исламской Республики Иран. Открылось консульство Республики Казахстан. В 2002 году МИД России открыл в Астрахани своё представительство в числе десяти городов России.

В начале XIX века близ Астрахани возник «Рыбный городок», где проживали рабочие рыбных промыслов. Широкую известность к середине столетия получают рыбные промыслы астраханских рыбопромышленников: Хлебникова, Неизвестнова, братьев Сапожниковых, Беззубикова и других. Именно в это время министерством государственного имущества Российской империи была предпринята попытка исследования правил рыболовства в Астраханском крае.

В 1845 году со стапелей астраханского эллинга были спущены два первых парохода, имевших железные корпуса. В 1860-х годах в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране. В 1873 году на Каспии появляется первый в мире нефтеналивной танкер. Его создали астраханские судовладельцы братья Артемьевы, налив нефть для транспортировки прямо в трюм своего парусника «Александр». Этим техническим решением воспользовались шведские промышленники братья Нобели, имевшие свои заводы в Астрахани и занимавшиеся нефтяными разработками на Каспии. Спустя два года они построили первый в мире паровой танкер. В 1885 в Астрахани и окрестностях насчитывалось 62 фабрики и завода. Среди городских промыслов выделялись рыболовство, садоводство (особенно разведение винограда) и огородничество.

В астраханском порту конца ХIХ века располагались пристани известнейших волжских пароходных обществ – « Самолет» и «Кавказ и Меркурий». Общество «Кавказ и Меркурий» находилось под Высочайшим Его императорского Величества покровительством. В ходе военных действий на Кавказе и в Туркестане оно пользовалось монопольным правом перевозок войска и грузов для военных нужд, обладало первым по численности и удобствам флотом на Волге и Каспии.

В начале ХХ столетия количество вылавливаемого на Нижней Волге «живого серебра» — как называли речную рыбу, было огромно. Стрелка реки Кутум считалась рыбной пристанью. Вдоль берега Косы тянулись знаменитые рыбные садки Фадеева, Родионова, Вахромеева… Рыбу продавали, свежую, мороженую, вяленую, соленую. Здесь можно было попробовать на вкус и выбрать лучшую белужью, севрюжью и осетровую икру. Оптовикам делалась большая скидка.

В 1900 году по его узеньким, почти азиатским улочкам со страшным звоном и скрежетом проехал первый трамвай – детище европейской цивилизации. Это был воплощенный городскими властями выгодный проект бельгийской фирмы. В это же время астраханская губерния начинает привлекать внимание других западных предпринимателей.

Во время гражданской войны Астрахань приобрела ключевое значение, что вызвало ожесточенные бои между противоборствующими сторонами за овладение городом. До 1934 года Астрахань входила в состав Нижневолжского края, с 1934 г. — Сталинградского края, до 1943 г. — Сталинградской области; с 1943 г. Астрахань — центр Астраханской области.

После распада Союза наш регион оказался в новой геополитической ситуации, получив статус южного форпоста России. Здесь проходит главная водная артерия — р. Волга, а через нее водные пути из прикаспийских государств в Черное, Средиземное, Балтийское, Северное моря. Астрахань естественный центр транзитной торговли и крупный транспортный узел на стыке Азии и Европы.

Экономический потенциал Астрахани.
Сегодня Астрахань – это современный город, который развивается как вполне сложившийся комплекс, сочетающий геополитическое положение, развитую промышленно-экономическую зону, удобные транспортные подходы, необходимые интеллектуальные и кадровые ресурсы.

Обосновавшаяся на пересечении древнейших торговых путей между Европой и Азией, обладающая современной транспортной инфраструктурой и многоотраслевым хозяйственным комплексом, Астрахань имеет огромный потенциал для развития экономики.

В качестве конкурентных преимуществ помимо выгодного географического расположения и ключевого места Астраханской области в системе евроазиатских международных транспортных коридоров можно выделить богатое историко-культурное наследие, большой потенциал расширения портовых мощностей, уникальные водные и природные биоресурсы, известность области как источника качественной пищевой продукции (брэнд Астрахани, как города «арбузов, рыбы и икры»).

Расположение Астрахани на Прикаспийской низменности в дельте реки Волги с богатыми запасами природных ресурсов способствует развитию рыбной, плодоовощной, химической и нефтехимической промышленности, судостроения, туризма. В городе развито производство строительных материалов, легкая, пищевая промышленность.

Астраханский транспортный узел является частью мировой транспортной системы — в силу своего географического положения регион является основным российским участком интермодального коридора «Север-Юг», который позволяет значительно сократить продолжительность перевозки грузов из Юго-Восточной Азии в Западную Европу по сравнению с традиционным морским путем через Средиземное море и Суэцкий канал.

Большим преимуществом является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать преимущества всех имеющихся видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и авиационного.

По Каспию проходят кратчайшие пути, связывающие Европу со странами Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами бассейна Индийского океана. Складываются объективные предпосылки к превращению Каспийского моря и прибрежных территорий в важный транзитный центр товарообмена через Иран, Узбекистан, Западный Китай, Афганистан, Казахстан, другие азиатские страны, имеющие ограничения по выходу к океанским коммуникациям для осуществления бизнес-проектов с Европой.

В городе работают более 1200 предприятий различных форм собственности. Ведущие позиции занимают предприятия топливно-энергетического комплекса, судостроения и пищевой промышленности.

Астрахань на сегодня является наиболее оптимальным пунктом для размещения региональных штаб-квартир компаний, работающих в регионе Прикаспия.

Наибольшую известность Астрахань получила благодаря рыбной отрасли. Уникальны каспийские виды осетровых рыб. Красная рыба и черная икра — визитная карточка Астрахани.

Рыбная промышленность составляет значительную часть всего объема пищевой промышленности Астрахани. Возрастает производство консервов, расширяется ас­сортимент рыбной продукции, выдержива­ющей конкуренцию не только в России, но и зарубежом.

ОАО «Астраханский корабел» производит нефтегазовые буровые установки для разведки нефтяных и газовых месторождений на морском шельфе, морской и речной вспомогательный флот, а также производит ремонт, модернизацию плавучих кранов.

Предприятия в промышленности строительных материалов специализируются на выпуске высокотехнологичной строительной продукции, стеновых и кровельных материалов, сухих смесей, железобетонных изделий и конструкций для каркасного монолитного домостроения. Производятся различные виды теплоизоляционного материала.

Население города обслуживают почти 3,5 тысячи предприятий розничной торговли и общественного питания, оптовые рынки.

Волга с ее крупнейшими притоками Камо й и Окой, системой судоходных каналов связывает единым водным путем 22 региона России, дает возможность крупнотоннажным судам без промежуточных перевалок выходить в Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря.

Астраханский порт открыт для международного сообщения. Он включает в себя 16 грузовых участков, специализированных для перевалки сухих грузов. Порт располагает значительными складскими мощностями как закрытого, так и открытого хранения, оснащен современным погрузочно-разгрузочным оборудованием, имеются внутрипортовые железнодорожные линии.

Объем переработки внешнеторговых грузов астраханскими портами за последние годы увеличился более чем в пять раз.

Важное место в транспортной инфраструктуре занимает астраханский аэропорт, а также астраханское отделение Приволжской железной дороги.

В ближайшей перспективе предполагается реконструкция взлетно-посадочной полосы, гостиницы.

Завершено строительство нефтеперегрузочного терминала РПК «Астраханский» филиала ООО «Лукойл – Нижневолжскнефтепродукт» с проектной мощностью 3 млн. тонн в год с перспективой развития до 8 млн. тонн в год.

В Астрахани сформировался развитый стабильно работающий финансовый сектор – кредитные организации, страховые компании, филиалы крупнейших российских банков.

В настоящее время администрацией города ведется активная целенаправленная работа по привлечению новых инвесторов на региональном, национальном и международном уровнях. Ставка делается на крупные, прорывные проекты, способные заметно изменить жизнь города к лучшему.

Большие надежды возлагает город на партнерские связи. Заключены договора с городами — побратимами Пемброук Пайнз (США), Форт Лодердейл (США), Гран-Попо (Бенин), Любляны (Словения) и Руссе (Болгария). Очень тесные связи с соседями — это города Ростов-на-Дону, Саратов, Ставрополь, Волгоград, Самара, Казань, Иваново, Кисловодск, Йошкар-Ола, Ульяновск, а также город Брест и Херсон. Работает администрация города и в направлении сохранения и развития культурно-исторического наследия города, укрепления духовных основ городской жизни, восстановления памятников культуры.

Временно исполняющий обязанности Глава муниципального образования «Город Астрахань» – Полумордвинов Олег Анатольевич

Председатель городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» – Седов Игорь Юрьевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *