Сколько арбитражных судов в москве
Перейти к содержимому

Сколько арбитражных судов в москве

  • автор:

Арбитражный Суд города Москвы

Распоряжение Правительства Москвы № 2313-РП от 20 октября 2010 года Об исполнении решения Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2009 г. по делу N А40-31971/09-113-285 Распоряжение Правительства Москвы № 2272-РП от 18 октября 2010 года Об исполнении решения Арбитражного суда города Москвы от 18 марта 2010 г. по делу N А40-138590/09-85-564 Распоряжение Правительства Москвы № 1589-РП от 30 июля 2010 года Об исполнении решения Арбитражного суда г. Москвы от 19 ноября 2009 г. по делу N А40-86432/09-49-323 Постановление Правительства Москвы № 438-ПП от 26 мая 2010 года Об исполнении определения Арбитражного суда г. Москвы Распоряжение Правительства Москвы № 2489-РП от 23 сентября 2009 года Об исполнении решения Арбитражного суда города Москвы Распоряжение Правительства Москвы № 1919-РП от 27 августа 2009 года Об исполнении решения Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2008 г. по делу N А40-73958/06-49-562 Распоряжение Правительства Москвы № 900-РП от 12 мая 2009 года О финансировании расходов на эксплуатацию здания Арбитражного суда г.Москвы по адресу: ул.Большая Тульская, вл.17 Распоряжение Правительства Москвы № 168-РП от 9 февраля 2009 года Об исполнении решения Арбитражного суда города Москвы Распоряжение заместителя мэра Москвы № 7-РЗМ от 29 января 2009 года О создании рабочей группы по координации вопросов проектирования и строительства комплекса зданий Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Центральный административный округ города Москвы) Распоряжение Правительства Москвы № 941-РП от 17 мая 2007 года Об организации и финансировании ремонтных работ фасадной части здания Арбитражного суда города Москвы по адресу: ул.Новая Басманная, д.10, находящегося в государственной собственности города Москвы

Структура Арбитражного суда города Москвы

Разрешение споров, в основном относящихся к юрисдикции города Москвы, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по первой инстанции относится к компетенции Арбитражного суда г. Москвы. В рамках системы арбитражных судов в Российской Федерации, установленной Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный суд г. Москвы является судом субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Организация его деятельности, полномочия, а также общая структура суда регламентируются вышеуказанным законом, закрепляющим общие положения для арбитражных судов в РФ. Однако организационная структура каждого арбитражного суда в РФ, в том числе и Арбитражного суда г. Москвы, имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание.

Председатель и его заместители, Президиум Арбитражного суда г. Москвы

Председатель Арбитражного суда г. Москвы наряду с занимаемой должностью он также осуществляет полномочия судьи, процессуальные полномочия, предусмотренные АПК РФ, осуществляет руководство Арбитражным судом г. Москвы и организует его деятельность. В его компетенцию входят следующие полномочия:

  • организация внутренней деятельности суда;
  • распределение обязанностей между своими заместителями;
  • созыв Президиума Арбитражного суда г. Москвы;
  • формирование судебных составов;
  • решение кадровых вопросов, в пределах предоставленной ему компетенции;
  • установление правил внутреннего трудового распорядка суда;
  • организация текущей и перспективное планирование предстоящей работы суда, а также контроль за ее надлежащим выполнением;
  • представление суда в отношениях с государственными и общественными органами.

По всем вопросам, относящимся к его компетенции, Председатель суда издает приказы и распоряжения, а отчет о своей деятельности предоставляет на внутренних совещаниях, проводимых по итогам работы суда в конце каждого отчетного периода.

Полномочия Председателя суда во время его отсутствия осуществляет один из заместителей Председателя, которому они поручаются. Заместители Председателя Арбитражного суда г. Москвы также являются действующими судьями данного суда и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, в соответствии с распределением обязанностей. Их организационные функции включают в себя как курирование структурных подразделений аппарата суда, так и организацию деятельности той судебной коллегии, которую они возглавляют, председательствуя в ней.

Председатель суда, его заместители, а также председатели судебных составов и судьи, состав которых утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя, составляют Президиум Арбитражного суда г. Москвы (далее – Президиум), в компетенцию которого входит рассмотрение организационных вопросов работы суда, а также вопросов судебной практики. Материалы для рассмотрения вышеназванных вопросов передаются в Арбитражном суде г. Москвы лицу, на которое возложено организационное, документальное и информационное обеспечение работы Президиума. Предлагаемые к вынесению на рассмотрение Президиума вопросы оформляются докладными записками на имя Председателя суда и рассматриваются в порядке очередности их поступления. Президиум созывается по мере необходимости Председателем суда, который и ведет его заседание. По всем рассмотренным вопросам Президиум принимает решения, которые оформляются в форме постановлений и подписываются Председателем суда. На их основании издаются приказы и распоряжения Председателя, а также поручения соответствующим судебным органам.

Судебные коллегии и судебные составы Арбитражного суда г. Москвы

Как уже было сказано выше, в структуру Московского Арбитражного суда входят две судебные коллегии, формирующиеся из судей данного суда и утверждаемые Президиумом по представлению Председателя суда. Судебные коллегии, каждая – со своей предметной спецификой, рассматривают все дела, подведомственные Арбитражному суду г. Москвы, по первой инстанции, занимаются изучением и обобщением судебной практики, анализом судебной статистики, а также разработкой предложений по совершенствованию законодательства. Руководство судебной коллегией и организация ее деятельности возложена законом на ее председателя – заместителя Председателя суда, должностные обязанности которого определяются Положением о судебной коллегии.

Первая коллегия занимается разрешением споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений , и включает в себя пятнадцать судебных составов, каждый из которых специализируется на рассмотрении определённой категории дел:

  • защита интеллектуальной собственности и деловой репутации – 2-й состав;
  • земельное законодательство – 3-й состав;
  • споры с участием иностранных лиц – 4-й состав;
  • финансовая аренда (лизинг) – 8-й состав;
  • споры с участием банков – 15-й состав;
  • несостоятельность (банкротство) граждан и организаций – 1-й, 12-й и 20-й составы;
  • приватизация, право собственности и аренда – 5-й и 10-й состав;
  • корпоративные споры, а также споры, связанные с ценными бумагами (за исключением векселей) – 7-й, 13-й и 14-й составы;
  • оборот векселей – 6-й состав;
  • строительный подряд – 2-й, 4-й и 11-й составы;
  • страхование – 4-й и 11-й составы;
  • международные перевозки – 6-й состав.

К компетенции второй коллегии относятся споры, возникающие из административных правоотношений и иных публичных правоотношений, разрешением которых занимаются 9-й, 17-й и 19-й составы, и споры, связанные с применением налогового законодательства (16-й состав).

Судебные составы формируются Председателем суда из числа судей (не менее пяти), входящих в соответствующую судебную коллегию и возглавляются председателем судебного состава, кандидатура которого утверждается Президиумом сроком на три года. При наличии потребности в изменении структуры судебных составов Председатель суда может издать распоряжение о прекращении полномочий председателя судебного состава раньше установленного законом срока. (См. Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 № 652-О)

Следует также отметить, что судьи одной судебной коллегии могут участвовать в работе другой коллегии по распоряжению Председателя суда, в случае невозможности сформировать необходимый коллегиальный состав для рассмотрения определенного спора.

Все вышеперечисленные судебные составы также делятся на отделения, которые непосредственно принимают конкретное дело к своему производству.

Такая структура Арбитражного суда г. Москвы способствует правильному распределению нагрузки между судьями по принципу их предметной специализации и с учетом коэффициентов правовой (определяется исходя из природы спора) и фактической (определяется исходя из объема дела и проведенной по нему работы) сложности, что обеспечивает объективность и беспристрастность при рассмотрении каждого дела. (См. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 № 167 «Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах РФ»).

В Арбитражном суде г. Москвы распределение поступивших дел и документов между судебными составами и судьями производится в автоматизированной режиме и контролируется Председателем суда.

Аппарат Арбитражного суда г. Москвы

Аппарат Арбитражного суда г. Москвы (далее – Аппарат суда) обеспечивает общую деятельность суда, организацию прохождения и движения дел внутри суда и работу по обращению к исполнению судебных актов. Возглавляется он Руководителем аппарата суда – администратором суда. В состав Аппарата суда входят:

  • секретариат Председателя суда, к функциональным обязанностям которого относится правовое, организационное, документационное, информационное обеспечение деятельности Председателя суда;
  • различные отделы: кадров и государственной службы, делопроизводства,анализа и обобщения судебной практики и судебной статистики, информатизации,финансовый отдел, управление делами, первый отдел, общий отдел и отдел материально-технического обеспечения, осуществляющие непосредственное организационное обеспечение по соответствующим направлениям деятельности суда.

АСГМ

АСГМ

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде 2 // СУ РСФСР 1917-1918. 26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний.

В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», который был принят 30 ноября 1979 года.

В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.

В 1991 году система арбитражей была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 года. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.

После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.

В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Арбитражный суд г. Москвы образован в соответствии с Законом «Об арбитражном суде» от 04.07.91 1543-1, введенным в действие с 01.10.91.

Постановлением Верховного Совета РФ от 20.03.92 2559-1 Председателем Арбитражного суда г. Москвы избрана Большова Алла Константиновна.

Первый состав судей Арбитражного суда г. Москвы был избран постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.92 2823-1 суда в количестве 39 судей, из них: Первый заместитель Председателя суда, 2 заместителя Председателя суда, 2 председателя коллегий.

Место в судебной системе

Арбитражный суд города Москвы относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда города Москвы действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд города Москвы входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В составе судебных коллегий образованы девятнадцать судебных составов, которые специализируются на рассмотрении дел определенных категорий по первой инстанции. Судебные составы возглавляют председатели судебных составов.

Сколько арбитражных судов в москве

Статья 33.1. Арбитражные апелляционные суды

1. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

2. В Российской Федерации действуют:

1) в Волго-Вятском судебном округе:

Первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики — Чувашии;

Второй арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Ярославской области;

2) в Восточно-Сибирском судебном округе:

Третий арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия;

Четвертый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, а также на период до 1 января 2010 года — судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области;

(в ред. Федерального конституционного закона от 29.11.2007 N 6-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в Дальневосточном судебном округе:

Пятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области, а также на период до 1 января 2009 года — судебных актов, принятых Арбитражным судом Камчатской области;

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.07.2006 N 3-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Шестой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Магаданской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;

4) в Западно-Сибирском судебном округе:

Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области;

Восьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Омской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;

(в ред. Федерального конституционного закона от 28.04.2008 N 2-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в Московском судебном округе:

Девятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом города Москвы;

Десятый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Московской области;

6) в Поволжском судебном округе:

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Пензенской области, Самарской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области;

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Саратовской области;

7) в Северо-Западном судебном округе:

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Новгородской области, Псковской области, Тверской области;

8) в Северо-Кавказском судебном округе:

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Краснодарского края, Ростовской области;

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики;

абзац утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 22.12.2014 N 18-ФКЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) в Уральском судебном округе:

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку:

судебных актов, принятых арбитражными судами Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики;

судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области, — на период до 30 июня 2007 года;

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области;

(пп. 9 в ред. Федерального конституционного закона от 25.03.2004 N 2-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) в Центральном судебном округе:

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Воронежской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Тамбовской области;

Двадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области;

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Донецкой Народной Республики, Запорожской области, Республики Крым, Луганской Народной Республики, города Севастополя, Херсонской области.

(в ред. Федерального конституционного закона от 31.07.2023 N 7-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *