Как называется собор в смоленске
Перейти к содержимому

Как называется собор в смоленске

  • автор:

Успенский Собор в Смоленске

Успенский собор в Смоленске

Успенский Кафедральный Собор с отливающими золотом куполами по праву считается одним из величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Он расположен на Соборном холме и виден почти из любой точки города.

Свято-Успенский кафедральный собор – это сердце Смоленска, это символ Смоленска, его визитная карточка. Искусствовед В.В. Косточкин в книге «Старым Смоленским трактом» посвящает Успенскому собору, возвышающемуся на Соборной горе, восторженные строки: «Словно корабль над волнами моря, парит это колоссальное сооружение над городом. Ярко блестят на солнце его золоченые, как бы взмывшие в небеса главы. Без Успенского собора Смоленск так же немыслим, как Египет без пирамид, Афины без Акрополя…».

Говорят, что Смоленск, как Рим и Москва, расположен на «семи холмах»; в действительности их гораздо больше. Все холмы – это межовражные водоразделы (т.е. отделены друг от друга глубокими оврагами) речной долины
Днепра. Выделить среди них Соборный холм не составляет труда – его украшает самое высокое (более 70 м) и величественное здание Смоленска – Свято-Успенский кафедральный собор.

Успенский собор относится к числу наиболее величественных храмов России. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609–1611 годов на месте одноимённого собора XII века.

В начале XII века на этом холме смоленский князь Владимир Мономах возвел первый в городе каменный храм – Успенский собор. В 1136 году основатель династии смоленских князей Ростислав Мстиславич, внук Мономаха, учредил в Смоленске Епископию и передал в ее ведение Соборный холм; до сих пор здесь размещается центр Смоленской и Вяземской епархии.

3 июня 1611 года, в последний день 20-месячной осады Смоленска армией польского короля Сигизмунда III, Успенский Мономахов собор был взорван, а под его рухнувшими стенами погибли многие жители города. После возвращения Смоленска в состав Российского государства в 1654 году, царь Алексей Михайлович повелел поставить взамен старого храма новый храм в память о жителях города, погибших во время осады. С этого момента начинается история современного храма.

Свято-Успенский собор был заложен в 1677 году, а окончательно построен в 1772 году. Его строили и перестраивали три архитектора – в окончательном варианте он построен в стиле украинского барокко. Таким образом, возведение современного Успенского собора длилось в общей сложности около 100 лет и окончательно было завершено в 1772 году. С тех пор никаких изменений в его облик не вносилось. Храм избежал разрушений во время наполеоновского нашествия в 1812 году и при гитлеровской оккупации 1941–1943 годов. В 30-е годы XX века в соборе размещался антирелигиозный музей. С 1941 года собор Успения Пресвятой Богородицы является действующим. Здесь совершаются церковные службы. Это главный храм Смоленской епархии и самая известная туристская достопримечательность города.

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного вы не встретите в других землях Российских.

В соборе два престола: главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный — во имя Смоленской иконы Богородицы Одигитрии. По композиции Смоленский Свято-Успенский собор повторяет традиционные православные соборы – пятиглавый, крестово-купольное, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница.

В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Ефросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Маршрут построен

Путешествуйте с нами. Ресурс для самостоятельных путешественников, описание достопримечательностей, готовые маршруты, города

Успенский собор в Смоленске

Без преувеличения самое яркое, заметное и запоминающееся здание в Смоленске — это Собор Успения Пресвятой Богородицы. Один из представителей так называемого русского барокко, которое сформировалось в конце XVII — первой половине XVIII века. Собор настолько впечатлил Наполеона Бонапарта во время его похода на Москву, что он приказал поставить стражу для охраны объекта. Стоит собор на высоком холме таким образом, что его видно из многих точек города.

Историческая справка:В 1173 году 20-летний молодой князь Владимир Всеволодович по прозвищу Мономах получает под свою власть Смоленскую землю. Летопись приписывает основание храма именно Владимиру Мономаху в 1101 году. Хотя к тому времени он был уже князем переяславским, а в Смоленске княжил кто-то из его сыновей. То ли Святослав, то ли Ярополк, то ли они были соправителями в одно время. До престола великого князя киевского Владимиру оставалось еще 12 лет. Поэтому немного не понятно, почему именно Мономах считается основателем Успенской церкви в Смоленске. Это была первая церковь на Смоленской земле, построенная из камня. Еще полсотни лет собор был здесь единственным в своем роде.

В 1125 году умирает великий князь киевский Владимир Мономах. А через два года, после череды междоусобиц, престол в Смоленске достается его внуку Ростилаву Мстиславичу, при котором эта земля переживает свой подъем. В княжестве сформировалась собственная епархия, собор стал кафедральным. Считается, что князь Ростислав достраивал или перестраивал собор, о чем свидетельствуют данные раскопок 1965 года.

В начале XVII века разразилась война между Речью Посполитой и Русским государством. В 1609-1611 годах шла битва за Смоленск. В огне войны собор был значительно поврежден. Город вернулся в состав ВКЛ и оставался в польско-литовской федерации до 1654 года. За этот период собор был отстроен и отдан по одним сведениям униатской (греко-католической) церкви, по другим сведениям стал костелом. Почему после того, как Смоленск вновь вошел в состав России, был разобран собор, история умалчивает. Только в 1677 году на его месте начали возводить новый храм. Зодчий Алексей Корольков позволил себе вольности в строительстве, проявившееся в отступлении от плана, отчего недостроенное здание начало разрушаться. В 1679 году работы были остановлены. Долгострой простоял в забвении более полувека, пока в 1732 году не приступили к новым работам. В 1740 году храм был завершен. Успешным строительство не назовешь. Через 21 год обрушились две главы собора. В 1772 году завершены работы по восстановлению. В таком облике храм дошел до наших дней. В Смоленске существует мнение, что их собором восхищался и Наполеон в 1812 году, и легендарный немецкий генерал-полковник Гудериан в 1941 году. Именно по причине их личной симпатии здание осталось не тронутым и дошло до наших дней.

Место нахождения: Россия, Смоленская область, Смоленск, ул. Соборный двор, 5

Координаты: 54.788651564262395, 32.05436034043516

Жаль, что вид Смоленска не столь чудесен, чтобы можно было бы сказать, что с холма, где стоит собор, открывается потрясающий вид на город) Отсюда видно Смоленскую городскую стену, вокзал, башни и купола храмов. Но, к сожалению, всё это тускнеет на фоне хаотичной жилой одноэтажной застройки, где эстетика стоит на последнем месте, каких-то промышленных зданий с длинными уродливыми трубами. Да и дикорастущая зелень не придает пейзажу желаемого эффекта. В общем, грустновато. Но вернемся к тому, зачем мы поднялись на этот холм.

Чтобы подняться с тыльной стороны к собору, мы прошли до конца Смоленской крепостной стены, вышли на улицу Соболева, а затем начали свой подъем в гору по небольшой улице Школьной. После длительных пеших прогулок подняться на крутой холм было непросто. Но вот мы на так называемой смотровой площадке собора, откуда, как мы уже знаем, открывается не лучший в нашей жизни вид. Зато собор выглядит прекрасно. Отсюда мы видим три апсиды, арочные оконные проемы с наличниками, круглые окна ниже подкровельных молдингов, а сверху две башни и высокий световой барабан, накрытый граненным куполом с башенкой и луковичной главой.

Отдельно стоящая колокольня также привлекает внимание. Для колонн, поддерживающих антаблемент, как и принято в барокко, характерно различие по ордерам. Честно признаться, прикоснувшись к храму, мы ощутили некое разочарование. Показалось, что собор издалека выглядит намного интереснее, чем вблизи. Некачественные работы по оштукатуриванию и окраске здания не видны на фото, но очень заметны при ближайшем рассмотрении. Внимание также привлекает крыша из жести, которая в эстетическом ключе выглядит посредственно. Что называется, есть над чем поработать. Но когда мы зашли внутрь собора, от разочарования не осталось и следа.

Пятиярусные иконостасы во всех трех нефах собора, украшенные невероятно обильно сусальным золотом, производят странное ощущение восхищения. Специалисты говорят, что вся эта красота выполнена в стиле украинского или киевского (или казацкого) барокко. Также внутри хранятся святыни Смоленской земли: мощи Меркурия Смоленского, покровителя города, а также его железные сандалии, смоленская плащаница, созданная в 1561 году.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы открыть на Facebook (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Послать ссылку другу по электронной почте (Открывается в новом окне)

Свято-Успенский Кафедральный собор

Свято-Успенский Кафедральный собор был заложен в 1677 году, а окончательно построен в 1772-м. Его строили и перестраивали 3 архитектора – в окончательном варианте он построен в стиле украинского барокко.

Успенский собор был заложен в Смоленске в 1101 году по распоряжению князя Владимира Мономаха. В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. После этого, в течение XVII-XVIII веков, храм начали возводить заново. В результате ошибок, купола Успенского собора неоднократно обрушивались. Однако, в конце концов, он принял приблизительно тот вид, в котором и сохранился до наших дней.

Успенский собор пережил две войны: Отечественную 1812 года (по приказу Наполеона в соборе была выставлена охрана) и Великую Отечественную 1941-45 годов. Он выжил в период «войны с храмами» в 20-30-е годы прошлого века – в храме был открыт антирелигиозный музей. И теперь собор является не только главным храмом Смоленской епархии, но и самой известной туристской достопримечательностью Смоленска.

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.

Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

Адрес: Смоленск, ул. Соборная гора, д.5

Успенский собор в Смоленске и достопримечательности Соборной горы

Успенский собор в Смоленске стоит на высокой Соборной горе. Величественный белый с бирюзовым пятиглавый храм в стиле барокко не оставит никого равнодушным. Его пощадили и французы, и большевики, и немцы. Кажется, что он парит над городом, защищая его. В архитектуре храма и композиции строений Соборной горы уже чувствуется некоторое европейское влияние. Официальное его название — Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор Смоленска

Детинец на Соборной горе

Смоленск — один из древнейших городов Руси. Самые древние археологические слои, обнаруженные на Соборной горе в районе Школьной улицы, относятся к IX веку. В XI-XII веках здесь находился детинец — религиозный и административный центр не только города, но и всего Смоленского княжества. Он был окружен деревянной стеной, валом и рвом. В восточной части Соборной горы археологи обнаружили остатки каменного терема, к юго-западу от Успенского собора — фундаменты каменной церкви.

В XV-XVI веках, когда Смоленск оказался в составе Великого княжества Литовского, детинец превратился в религиозный центр, утратив свои административные функции. Хотя внешне он по-прежнему производил впечатление крепости. Вот почему в Смоленске отсутствует кремль как таковой.

Успенский собор, Смоленск

Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель

Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом, бывшим некоторое время князем Смоленским (1073-1078), а затем — князем черниговским, переяславским и, наконец, Киевским. Возможно, храм возводился по образу Спасского собора в Чернигове. Ипатьевская летопись гласит:

…в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью.

Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске. В 1150 году его освятили. В последующие годы он сохранял свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.

В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда III осадило Смоленск. Долгих 20 месяцев продолжалась осада. Несмотря на то, что среди защитников города началась цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену Смоленской крепости, построенную в крайней спешке мокрой осенью 1602 года. Неприятель, сосредоточив все свои силы на том участке, 3 июня 1611 года ворвался в город.

Успенский собор, Смоленск

Защитники города спрятались в Успенском соборе. О причинах дальнейшей трагедии существуют две версии. Согласно одной из них, смоляне сами взорвали храм, предпочтя смерть позорному плену и пыткам. По другой — взорвались пороховые склады, которые находились поблизости от собора в толще Соборной горы. Как бы то ни было, но страшный взрыв разрушил весь верх собора. Горожане оказались погребены под грудами камня. Уцелевших добивали поляки.

Однако захватчики не стали разрушать собор. Они перекрыли его досками и устроили в нем костел. Рядом был возведен дом епископа. Сохранились гравюры В.Гондиуса, сделанные в 1634-1635 годах, по которым можно примерно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном виде собор производил сильное впечатление: польские источники называют его «огромным» и «красивым»

Успенский собор, гравюра В.Гондиуса

Строительство нового Успенского собора

После того, как Смоленск снова стал русским, были предприняты попытки восстановить древний храм. Однако они не увенчались успехом — ремонт полуразрушенного здания был признан невозможным. В 1674-1675 годах собор разобрали. 30 ноября 1676 года царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону план нового собора, который надлежало поставить на месте прежнего. Из Москвы прибыл мастер Алексей Корольков. На строительство из казны было отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

Торжественная закладка нового Успенского собора Смоленска состоялась 2 августа 1677 года. Строительство шло быстро, и уже через 1,5 года стены поднялись до уровня окон. За усердие царь даже возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Однако в 1677 году работы были приостановлены. Причиной послужило то, что из-за недостатка материалов Корольков не стал возводить стену за иконостасом. Иконостас оказался не соединен с капитальными стенами собора и отошел от них по всей высоте. Был принят указ о прекращении строительных работ.

Строительство возобновилось лишь в 1712 году при Дорофее. Алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, что исказило его пропорции.

Архитектор Шедель: отец или сын?

В 1728 году архиепископ Гедеон принял решение о продолжении строительства собора. Архитектором, как считается, был назначен Антон Иванович Шедель, сын русского архитектора немецкого происхождения Иоганна Готфрида Шеделя (около 1680-1752). Но здесь кроется одна загадка. Версию о том, что новый собор строил Антон Иванович Шедель, выдвинул С.Д.Ширяев*.

*Сергей Дмитриевич Ширяев (1898—1961) — историк и музейный деятель. Один из разработчиков плана Музея старого Смоленска. В 1922 году принимал непосредственное участие в изъятии ценностей из смоленского Успенского собора. С октября 1923 года — директор Музея искусств и древностей. Автор «Этюдов по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины» (Смоленск, 1924).

Успенский собор Смоленска

Дух западно-русского барокко, который обнаруживается в архитектуре Успенского собора, создался вероятно под влиянием тех художественных впечатлений, которые Шедель-сын мог получить в том же Смоленске. Характерно отметить ту же склонность к западно-русскому искусствопониманию архитектуры барокко и у Шеделя-отца… Едва ли мы всё же имели бы право связать достроение Успенского собора с именем Шеделя-сына, если бы не могли ссылаться на архитектуру собора, определенно говорящую о большом мастере, а главное, на некоторые приемы её, типичные для построек Шеделя-отца, с которым Шедель-сын вполне естественно мог быть духовно связан… Этот приём двухъярусного карниза, вообще свойственный барокко, типичен для Шеделя-отца… Верхние же окна трактованы в виде круглых «oeil de boeuf», встречающихся также у Шеделя-отца в воротах Ораниенбаумского дворца…

Но здесь есть такой нюанс. Источники не сообщают о том, что у Иоганна Готфрида Шеделя был сын, говорится только о дочери. Возможно, Иоганн Готфрид, сменивший неблагозвучное имя Ивана Ивановича, данного ему в России, на Антона Ивановича, стал творцом величественного храма.

Южные врата Успенского собора, Успенский собор, Смоленск

Гораздо более вероятно, что смоленский епископ Гедеон Вишневский, получивший первоначальное свое образование в Киевской духовной академии и выписывавший впоследствии оттуда учителей для основанной им в Смоленске духовной семинарии, обратился вовсе не к воображаемому сыну, а к самому Готфриду Иоганну Шеделю, работавшему в то время в Киеве. И известный архитектор вполне мог сделать проект достройки громадной каменной коробки, стоявшей на Соборной горе Смоленска с 1679 года.

О том, что такой проект существовал, известно из цитируемого всё тем же Ширяевым текста договора с подрядчиками из Рославльского уезда «достроить церковь соборную каменную по абрису архитектом данному». При этом Ширяев обращает внимание на то, что постройка собора была поручена недостаточно опытным «каменного дела подрядчикам» и, кажется, велась иногда в отсутствие архитектора, который «в деле о достроении Успенского собора упоминается один только раз в 1735 году». Напомним, что в 1735 году Готфрид Шедель закончил перестройку корпуса Духовной академии, а уже в следующем, 1736 году приступил к выполнению крупного и ответственного заказа — строительству лаврской колокольни. — В.М. Аникеев: Святыни и подвижники смоленские. Смоленск, 2009. Стр. 48-51.

Так что, возможно, именно знаменитый Иоганн Готфрид Шедель, строивший дворцы Меншикова в Петербурге и в Ораниенбауме (1713—1727); дом Меншикова в Кронштадте (совместно с И.Ф.Браунштейном), дворец «Фаворит» в Стрельне (1716), домовую церковь Воскресения Христова при василеостровском дворце, создавший ансамбль Киево-Печерской лавры — колокольню, галереи на Ближних и Дальних пещерах, ключни с кельями и другие знаменитые здания, является автором величественного Успенского собора Смоленска.

Смоленск, Успенский собор

Вновь построенный храм был увенчан 7 главами. 13 августа 1740 года Успенский собор в Смоленске был освящен. Но вскоре после этого в сводах и куполах появились опасные трещины. Вследствие этого было принято решение заменить тесовую крышу жестяной. К 1760 году большой каменный купол провалился вовсе.

По ходатайству Преосвященного Парфения, возглавлявшего в то время Смоленскую кафедру, было дано высочайшее разрешение на переделку верхних сводов. На 11900 рублей, пожертвованных императрицей Екатериной II и 45 тысяч рублей пожертвований, собранных стараниями Парфения, удалось капитально отремонтировать собор. По проекту архитектора Петра Ивановича Обухова (около 1735 — после 1768) главы Успенского собора были перестроены. Большой каменный купол переделан на деревянный, а вместо 7 глав сделано традиционное пятиглавие. Для укрепления верхних сводов были протянуты железные связи.

Купола Успенского собора, Смоленск

В 1772 году строительство Успенского собора было завершено. С тех пор никаких особенных изменений в облик собора не вносилось, лишь в 1890 году к западному фасаду было пристроено застекленное крыльцо.

Западный фасад Успенского собора, Смоленск Памятная надпись на стене Успенского собора, Смоленск

Невероятно, но Успенский собор в Смоленске уцелел и в Отечественную войну 1812 года, и в бурные послереволюционные годы, и в Великую Отечественную. По личному распоряжению Наполеона, очарованного красотой собора, к нему даже была приставлена охрана. В послереволюционные годы в соборе некоторое время располагался музей атеизма, позволивший сохранить все ценности. В 1941 году, когда фашисты захватили Смоленск, командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Советским артиллеристам было запрещено использовать собор как ориентир для наведения орудий.

Успенский собор, Соборная гора, Смоленск Успенский собор, Смоленск Панорама церковных строений Успенского собора, Смоленск

Внутреннее убранство и святыни Успенского собора

Главный престол Успенского собора освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Площадь внутри собора огромна — более 2000 кв. метров, что почти в два раза больше Успенского собора в Московском Кремле. Четыре колонны делят собор на 3 нефа и несут на себе своды. Высота стен четверика достигает 29,7 метров. На высоте 18,65 метров расположены хоры.

Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Ими же были написаны, вероятно, и иконы.

Успенский собор, Смоленск

В Успенском соборе хранилась главная святыня — первообраз Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Однако после оккупации Смоленска в Великую Отечественную войну она безвозвратно исчезла. Сейчас в соборе хранится икона начала XVII века, перевезенная из церкви Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.

Главная достопримечательность Смоленского собора — св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою губернию, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною.

По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.

Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так почернела, что трудно определить из какого она дерева; длиною она 1 арш. 2 верш., шириною 14 верш. Во время нашествия татар на Смоленскую область, Богоматерь призвала св. воина Меркурия спасти город, и в память своего избавления смоляне установили празднование 24 ноября.

В начале ХV в. Смоленский князь Юрий Святославич (Юрга) отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 слишком лет, в 1455 г., вел. князь Василий Васильевич по просьбе смолян, возвратил им св. икону. Во время осады Смоленска Сигизмундом св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками, — в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икона вынесена была из собора и отправлена в Москву, а затем в Ярославль, откуда возвращена была 25 декабря. — «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.; цит. с сайта sobory.ru

Другая святыня Успенского собора — сандалии святого Меркурия Смоленского. Меркурий, иностранец по происхождению, молился перед иконой Богородицы, когда услышал повеление напасть ночью в стан Батыя, войска которого подошли к Смоленску. Ему удалось почти исполнить задуманное и перебить множество монголов и их главаря-батыра. Наутро перепуганные монголы отошли от стен Смоленска. Погибший в схватке с ними Меркурий был причислен к лику святых.

Еще одна святыня Успенского собора — плащаница «Положение во гроб», которая находится в левом опорном столбе. Согласно вышитой на ней надписи, она была создана в 1561 году в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного. Первоначально плащаница хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда была похищена французами в 1812 году. Смоленские партизаны сумели отбить её, за что она была пожалована Успенскому собору в Смоленске. Еще две плащаницы из мастерской Старицкой хранятся в Троице-Сергиевой лавре (1561) и в Русском музее (1560).

Успенский собор, Смоленск Западный фасад Успенского собора, Успенский собор, Смоленск

Соборная колокольня

В 1766-1772 годах у северо-западного угла Успенского собора была построена колокольня. В её нижний ярус были включены части более ранней колокольни XVII века. Нижний ярус украшен 24 колоннами тосканского ордера. Главка на небольшом барабане венчает шлемообразную кровлю. В восточной части находится пристройка с часами, изготовленными в 1795 году смоленским мастером В. Соколовым. Рядом с колокольней стоит колокол 1636 года, как явствует из надписи на нем.

Соборная колокольня, Успенский собор, Смоленск Соборная колокольня, Успенский собор, Смоленск Колокол 1636 года, Успенский собор, Смоленск

Ансамбль Соборной горы

Во второй половине XVII века на Соборной горе началось строительство других церковных зданий, которые ныне составляют целостный ансамбль. Были сооружены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), Богоявленский собор, Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория, хлебный корпус. Вокруг них была возведена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, стена была построена между Архиерейским домом и Успенским собором.

Ансамбль Соборной горы, Смоленск На территории около Успенского собора, Смоленск

Богоявленский собор

Теплый Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм на высоком основании 1708-1713 годов постройки.

Богоявленский надвратный собор, Смоленск Надвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища, Смоленск

С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с гульбищем. К северу от неё возвели здание служб архиерейского дома. В XIX веке с юго-востока построили новое здание консистории, на гульбище Богоявленского собора появилась новая ограда. Позднее ниже по оси парадной лестницы была построена новая деревянная лестница, перестроенная в камне в начале XX века.

Лестница к Успенскому собору, Смоленск Богоявленский надвратный собор, Смоленск Успенский собор и Соборная колокольня, Смоленск

Смотровая площадка на Соборной горе

К северо-востоку от Успенского собора расположена смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на Смоленскую крепость, Днепр, храмы и новые городские кварталы. Здесь стоит побывать обязательно.

Восточный участок крепостной стены, Смоленск Смоленск, Смоленская крепость, Соборная гора Смоленск Смоленск, Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Днепровские ворота) Нижне-Никольская церковь, Смоленск Церковь Георгия Победоносца, крепостная стена, Смоленск

Информация для путешественников

Успенский собор Смоленска, Большая Советская улица, Смоленск

  • Припарковать машину лучше всего на автостоянке около памятника М.Кутузову, расположенной между улицами Соборная гора и Большая Советская.
  • К Успенскому собору можно также подъехать со стороны Школьной улицы, но парковки там нет, придется разворачиваться и ставить машину на другую стоянку.
  • Около Успенского собора много нищих и попрошаек.
  • В киоске рядом с Успенским собором продается очень вкусный хлеб местной выпечки, обязательно купите его.
  • В Успенском соборе фотографировать запрещено.
  • Для женщин лежат юбки и платки, однако во время службы их может на всех не хватить.

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *