Ссудная казна настасьинский переулок что это
Перейти к содержимому

Ссудная казна настасьинский переулок что это

  • автор:

ЗДАНИЕ МОСКОВСКОЙ ССУДНОЙ КАЗНЫ

В самом центре Москвы, в Настасьинском переулке, стоит дом с затейливым орнаментом на фасаде, широкими витражными окнами и шатровым крыльцом. Это здание Московской Ссудной казны.

Московская Ссудная казна была учреждена в 1772 году и располагалась первоначально на улице Солянке, а в конце XIX века переехала ближе к Московской конторе Государственного банка на Неглинный проезд (ныне — улица Неглинная). Строительство собственного здания для московского кредитного учреждения в Настасьинском переулке началось в 1913 году и было приурочено к 300-летию царствования дома Романовых. Император Николай II лично одобрил проект, а его автором стал архитектор Владимир Покровский — один из самых известных русских зодчих, мастер неорусского стиля, создавший дом-терем для Нижегородского отделения Государственного банка.

ЭКСКУРСИИ НА ПЛОЩАДКЕ

Дом-копейка: история Ссудной казны

Дом-копейка: история Ссудной казны

Фасад здания облицован светлым камнем, стены украшены декоративным орнаментом, напоминающим резьбу, крышу венчает высокая башенка с характерным «автографом» Покровского — двумя ярусами кокошников в основании. Заботясь о внешней красоте здания, архитектор при этом учел все необходимые правила строительства общественного учреждения, ведавшего финансами. Традиционные гранит, мрамор и дерево дополнялись современными прочными и надежными материалами — каменной штукатуркой, армированными цементными растворами, негорючими стальными конструкциями.

Посетители входили в Ссудную казну через массивное шатровое крыльцо (с него открывался хороший обзор улицы, что было важно прежде всего для сторожей казны) и попадали в светлый вестибюль, где располагались залы для клиентов. Арочные проходы между залами вместо входных дверей позволяли свободно передвигаться по первому этажу: например, из отделения, где выдавали ссуды, переходить в зал, где за плату принимали на хранение ценности. Отсюда же можно было попасть в магазин, где продавали все, что не успели или не смогли выкупить заемщики.

По парадной лестнице руководители учреждения, участники аукционов и заемщики Ссудной казны поднимались на второй этаж, где располагался кабинет управляющего, аукционный зал, зал с камином для приемов и заседаний. Правда, камин был скорее украшением, чем необходимостью, ведь здание было оборудовано современными системами отопления и вентиляции.

Самое роскошное и живописное помещение казенного ломбарда — аукционный зал. Сводчатый потолок с коваными люстрами украшает яркая роспись, стены с лепниной дополнены большими панно — сказочными образами Солнца и Луны, олицетворяющими Москву и Санкт-Петербург.

А самые надежные помещения Ссудной казны — конечно, кладовые. Их защищала массивная дверь, которую надо было открывать несколькими ключами. Они хранились в стальных ящиках, а ящики — в сейфе, в кабинете управляющего. Ключ от сейфа держали в специальном тайнике.

С 1920 года в доме Ссудной казны разместилось Государственное хранилище ценностей РСФСР — Гохран. В советское время бывшая Ссудная казна стала главной сокровищницей страны, некоторое время здесь даже держали большую императорскую корону Российской империи. В то время здание обзавелось лифтами и дополнительными системами безопасности. Позже часть помещения была передана Госбанку СССР под Центральное хранилище.

С конца XX века в здании Ссудной казны располагаются структурные подразделения Банка России. И по сей день оно остается яркой достопримечательностью столицы — символом старой Москвы и памятником русской архитектуры.

Ссудная казна настасьинский переулок что это

Сокровища ссудной казны

В Москве, в Настасьинском переулке — небольшой улочке между Тверской и Малой Дмитровкой, — спрятан диковинный дом-терем. Это здание Ссудной казны. Аквамариновые стены закованы в чешую «резного камня», но что за ними? Мало кто знает, но именно здесь хранились самые ценные сокровища царской России. Например, Большая императорская корона, которой венчали на царство всех российских монархов — от Екатерины II до Николая II. Первые посетители и блистательные «поселенцы», великие перевороты и загадочные преступления — рассказываем обо всем, что могли видеть безмолвные стены Ссудной казны.

В 1913 году император Николай II одобрил строительство в Москве дома, больше похожего на боярские палаты. Правящая династия Романовых тогда широко праздновала 300-летие, и власти всячески старались подчеркнуть единение царя и народа через традиции средневекового национального зодчества. Возвел здание в Настасьинском мастер неорусского стиля архитектор Владимир Покровский (к тому времени он уже спроектировал для Государственного банка «сказочный терем» в Нижнем Новгороде). На строительство ушло три года. Совсем скоро в этом же здании будут храниться конфискованные ценности царской семьи и золото разрушенной Российской империи… Но пока здесь открылась московская Ссудная казна — проще говоря, ломбард.

Здание Ссудной казны. Москва, Настасьинский переулок, дом 3, строение 1

1. КАЗЕННЫЙ ЛОМБАРД

1916 год

В здание Ссудной казны заходит клиент. Деньги в его карманах совсем перевелись, и он задался вопросом «где бы взять в долг, да чтобы без лихоимства и притеснения ростовщиками». Он проходит под арками просторного вестибюля, зная, что пришел не в простой ломбард, а в ломбард казенный — государственный.

Тут он оставил под залог золотое кольцо с тремя изумрудами и в тот же день ушел с ссудой — деньгами, которые обязался вернуть в оговоренный срок, плюс шесть процентов сверху. Сделает — получит колечко обратно. А если не выкупит, драгоценность уйдет на аукцион.

Вестибюль Ссудной казны. Иллюстрация из Ежегодника Императорского Общества архитекторов-художников, 1915 год

Вестибюль Ссудной казны. Иллюстрация из Ежегодника Императорского Общества архитекторов-художников, 1915 год

Но пока срок ссуды не истек, кольцо с тремя изумрудами, как и другие оставленные посетителями под залог изделия из драгоценных камней и металлов, надежно хранится в кладовых Ссудной казны. Заклады не оставались без присмотра: вокруг кладовых находилась подземная обходная галерея для сторожевой охраны. Так что заложенное колечко сохранили в целости, да только владелец не вернулся за ним ни в оговоренный срок, ни после его продления (когда срок заканчивался, клиентам предоставлялся «льготный месяц»). Невыкупленное кольцо поступило в собственность казны. Однажды его внесли в Аукционный зал, где под расписными потолками с двуглавыми орлами оно ушло с молотка.

Виртуальная реконструкция первоначального вида Аукционного зала

Виртуальная реконструкция первоначального вида Аукционного зала

Так и работал московский казенный ломбард, пока революция не внесла свои коррективы. Власть, а с ней и страна, изменилась, Ссудная казна была упразднена, но не поменялось главное: в здании в Настасьинском переулке продолжили хранить ценности.

2. СОКРОВИЩНИЦА ВСЕГО

1922 год

В здание бывшей Ссудной казны заходит Агафон Фаберже, сын придворного ювелира, автора знаменитых яиц Фаберже. Ему предстоит с ювелирной точностью оценить украшения, созданные его отцом. Они находятся здесь вместе с другими сокровищами — фамильными «романовскими» драгоценностями, алмазными эполетами, серьгами времен правления императрицы Елизаветы Петровны, бриллиантовым поясом, созданным при Екатерине II.

Комиссия при Гохране ценностей Наркомфина, середина 1920-х годов. Пятый слева — <nobr></p><div class='code-block code-block-6' style='margin: 8px 0; clear: both;'>
<!-- 6gobaltia -->
<script src=

А.К. Фаберже. РГАКФД» />

Комиссия при Гохране ценностей Наркомфина, середина 1920-х годов. Пятый слева — . РГАКФД

В это время здание принадлежало Гохрану — Государственному хранилищу ценностей РСФСР. Сюда со всей страны — из дворцов, усадеб, церквей и даже прямиком из Кремля и Зимнего дворца — свозились уникальные драгоценности и лучшие изделия знаменитых ювелиров, которые ранее принадлежали «имущим классам», а теперь должны были послужить нуждам молодой Советской Республики.

Бывшая Ссудная казна, а теперь центральная сокровищница Советской России, загудела: здесь установили лифты, а проходы между кассовыми залами и хранилищем перекрыли крепкими сейфовыми дверьми. Помещение, куда складировали драгоценности, запиралось секретным замком, который открывался несколькими ключами (по числу ведомств, имеющих право входа), причем прокрутить их нужно было одновременно. К тому же к Фаберже-младшему, как и ко всем специалистам-оценщикам Гохрана, были приставлены «глазные работники», следящие, чтобы ничего не пропало.

Сотрудники ОГПУ переносят ценности, 1920-е годы

Сотрудники ОГПУ переносят ценности, 1920-е годы

Здание Ссудной казны стало свидетелем того, как после сортировки, взвешивания и оценки многие шедевры ювелирного искусства разбирали по камешку — вытаскивали бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, жемчужины. Искусно выполненные украшения из драгоценных металлов и золотую церковную утварь пускали в переплавку.

Разбор ценностей в Гохране, 1920-1923 годы. РГАКФД

Разбор ценностей в Гохране, 1920-1923 годы. РГАКФД

В 1925—1926 годах для привлечения иностранных покупателей по заказу Гохрана было издано четыре выпуска каталога «Алмазный фонд СССР» на английском, немецком и французском языках. Вошли в каталог и фотографии Большой императорской короны. Главную царскую регалию — сверкающий символ власти, который изображали на всех геральдических знаках, — в 1920-х годах оценили в 52 млн американских долларов.

Выставка царских регалий, 1926 год. РГАКФД

Выставка царских регалий, 1926 год. РГАКФД

Корона из 5000 драгоценных камней, самый крупный из которых — красная шпинель в 400 карат, едва не отправилась за границу в обмен на валюту. Однако попытка такой сделки получила огласку, что вызвало бурную реакцию в международной прессе. И это был первый значимый сигнал к остановке распродажи коронационных регалий. С 1934 года продажу царских сокровищ прекратили. В 1983—1985 годах Большая императорская корона была отреставрирована. Сегодня она входит в экспозицию Алмазного фонда России и не подлежит вывозу за территорию Московского Кремля.

Благодаря музейщикам и консультантам Гохрана, которые смогли обратить внимание властей на истинную ценность исторических сокровищ, удалось спасти и другие экспонаты, вошедшие в дальнейшем в блистательную коллекцию Алмазного фонда. Сейчас их можно увидеть на постоянной выставке в Оружейной палате Московского Кремля.

Императорские регалии — большая императорская корона, скипетр и держава — на серебряных памятных монетах Банка России 25 рублей из серии «Алмазный фонд России», 2016 год

Императорские регалии — большая императорская корона, скипетр и держава — на серебряных памятных монетах Банка России 25 рублей из серии «Алмазный фонд России», 2016 год

Богатства из бывшей Ссудной казны передавали в музеи и отправляли на хранение в другие места, но история здания на этом не закончилась.

3. КРУГОВОРОТ ДЕНЕГ

1992 год

В здание Ссудной казны заходит служащий. На широких лестницах снова оживленно и многолюдно: сюда поступают и отсюда уходят в дальний путь во все концы страны деньги новой России, сопровождаемые инкассаторами.

Здание в Настасьинском переулке пережило еще один переворот: после распада СССР здесь размещалось Центральное хранилище Банка России. Сюда доставляли из Гознака новенькие банкноты и монеты, после чего их выпускали в обращение через конторы и отделения банка. Впрочем, деньги не только начинали здесь свой путь, но и заканчивали.

Служащий хранилища поднимался в Аукционный (а теперь — кассопересчетный) зал, под дореволюционным расписным потолком брал в руки стопки ветхих купюр, в последний раз пересчитывал их и отдавал на гашение: денежные пачки пробивали огромными прессами-дыроколами — и так они теряли всякую ценность.

Роспись потолка бывшего Аукционного зала

Роспись потолка бывшего Аукционного зала

4. ДВЕРИ ОТКРЫВАЮТСЯ

Ближайшее будущее. В здание Ссудной казны заходите вы.

Вестибюль здания бывшей московской Ссудной казны

Вестибюль здания бывшей московской Ссудной казны

Сейчас дом-терем в Настасьинском переулке полностью принадлежит Банку России. Пока это закрытая территория, но через несколько лет этот уникальный по своей архитектуре дом откроет двери для посетителей. Здесь будет организован музей — Ссудная казна останется сокровищницей, хранящей вместе с экспонатами бесценные знания и память.

Памятная монета Банка России 3 рубля «Здание Ссудной казны в Настасьинском переулке, г. Москва» серии «Памятники архитектуры России», 2016 год

Проектирование музейно-просветительского центра и подготовка к реставрационным работам уже идут: будущие посетители смогут пройти под арками просторного вестибюля, подняться по парадной лестнице под стеклянным куполом в Аукционный зал с потолком, расписанным в духе рисунков допетровского времени, — прикоснуться к истории и погрузиться в атмосферу многогранного прошлого.

Ссудная казна

Российская ссудная казна напоминает огромную шкатулку — «боярский сейф». А внутри скрыты рисунки по эскизам Ивана Билибина.

Ссудная казна. фото 2014 года

Ссудную казну создали в 1772 году в Санкт-Петербурге и Москве по замыслу Бецкого как альтернативу ростовщикам.

Сначала казначейства работали при воспитательных домах, не для обогащения воспитательного дома, но человеколюбия ради, к помоществованию терпящим нужду .

Собственных капиталов у этих заведений не было — источником ссуд служили капиталы сохранной казны под 5% годовых. При этом Московская ссудная казна выдавала ссуды на сумму до 1 000 рублей сроком на 12 месяцев под 6% годовых и под залог золота, серебра или ценных вещей. Так зарождалась привычная нам банковская система.

Здание ссудной казны в Настасьинском переулке в Москве стало памятником 300-летию Дома Романовых. Его построили в 1913-1916 годах мастера исторической стилизации В.А. Покровский и Б.М. Нилус.

Среди архитекторов иногда упоминают Владимирова. Проект здания утверждал лично император. Зодчие использовали во внешнем убранстве ссудной казны мотивы русского зодчества второй половины XVII века.

Фасад облицован гладким и алмазным рустом с декоративной резьбой. Венчает постройку башенка со шпилем. На ней раньше размещался двуглавый орел. Вход в здание ссудной казны украшает шатровая сень. Симметричная композиция повторяет принцип, который В.А. Покровский использовал для аналогичного здания в Нижнем Новгороде.

Внутреннее оформление соответствовало внешнему: операционные залы, парадная лестница и вестибюль украсили лепнина и роспись по эскизам Ивана Билибина. А билибинского двуглавого орла с коронами не только многократно повторили в декоре интерьеров и фасада здания, но и сделали символом Госбанка. Он до сих пор присутствует на денежных знаках России.

Здание в Настасьинском строили для ссудной кассы, но в Советское время здесь разместилось Государственное хранилище ценностей (Гохран). Сюда свозили конфискат. Привозимое не успевали описывать и размещать. И многое быстро и дешево продавали за границу.

Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него. действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах. И вот сказка встала передо мной. Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях. Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях. Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками. Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без справы. Были тут и царские драгоценности. Валялись предметы чисто музейные. и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей.

Здание ссудной казны используется для банковских нужд и сейчас — здесь, в самом большом несгораемом хранилище в Москве, размещается хранилище Центробанка.

Говорят, что. . при производстве кирпича для здания ссудной казны вместо воды использовали яичный белок. Он делал кирпич крепче гранита .

Настасьинский переулок, 3. Ссудная казна в Москве

Здание Ссудной казны в Настасьинском переулке, 3 является одним из великолепных архитектурных памятников Москвы.

Строение возвели в период с 1913 по 1916 годы. Проект, одобренный лично императором Николаем II, выполнили архитекторы Богдан Михайлович Нилус и Владимир Александрович Покровский.

Роскошный по исполнению дом-терем построили в духе лучших традиций изящного древнерусского зодчества. Работы приурочили к празднованию трехсотлетнего юбилея царского Дома Романовых.

Внешние контуры здания Ссудной казны зрительно напоминают роскошно исполненную старинную шкатулку. Изящная лепнина и витиеватый декор, которые использовали русские зодчие при оформлении первых царских палат на Руси, притягивают взгляд прохожих.

Стоит отметить, что творение более напоминает стиль не величественного ампира или классицизма, а «нарышкинского» барокко.

Ссудная казна в Москве продолжила устоявшиеся традиции, которые были присущи первым подобным заведениям, созданным после середины восемнадцатого столетия в городе Санкт-Петербурге.

Главное назначение этих учреждений состояло в выдаче денежных средств в кредит, под залог материальных ценностей: золота, серебра или оригинальных украшений. Именно ссудные кассы заложили основу банковского дела на Руси.

Собственного бюджета у государственной ссудной казны не было, а ее функционирование обеспечивалось за счет установленной процентной ставки, составлявшей в ту пору 5% годовых.

Изначально, учреждение начали открывать, дабы потеснить обнаглевших ростовщиков и таким образом помочь нуждающимся.

История Ссудной казны в Настасьинском переулке, 3 в городе Москве непродолжительна. Пришедшие к управлению страной в 1917 году большевики сразу национализировали заведение. Чтобы ничто не напоминало о былом назначении здания, с его шпиля была демонтирована эмблема императорского двора, которая, впрочем, к настоящему времени уже восстановлена.

Стоит отметить, что внутреннее убранство помещений практически не пострадало в годы Советской власти: из интерьеров, дизайнером которых являлся художник Иван Яковлевич Билибин, убрали лишь портретные изображения бывших правителей Российской Империи.

В первые годы правления новых хозяев страны, в здании Ссудной казны разместился Гохран (государственное хранилище). Именно в эти помещения свозили конфискованное имущество из культовых заведений города и особняков богатых горожан. Кроме этого, здесь хранились шедевры московского Кремля.

Со временем здание перешло в ведение Госбанка, а затем и Центробанка.

Интересно, что до 2002 года сюда привозили все вновь отпечатанные российские банкноты и помещали в местное хранилище. Затем, при надобности, их пересчитывали в помещениях верхнего этажа и далее уже отправляли по всей стране.

В настоящее время в этом здании находится одно из самых крупных несгораемых хранилищ Центрального Банка Российской Федерации, но уже существуют планы перевода здания в открытые для посещения туристов объекты и создания здесь своеобразного музея истории денег.

А пока гости города могут лишь восхищаться наружным декором и архитектурой здания Ссудной казны по адресу Настасьинский переулок, дом 3 в Москве (станция метро Пушкинская и Тверская).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *