Усадьба знаменское садки как добраться
Перейти к содержимому

Усадьба знаменское садки как добраться

  • автор:

Усадьба знаменское садки как добраться

+7-925-714-75-47
manortravel@mail.ru

Согласие на обработку персональных данных сайта usadboved.ru

Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на сайте usadboved.ru (далее — Сайт), путём заполнения полей форм Пользователь:
• подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
• подтверждает и признаёт, что им внимательно в полном объёме прочитано Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях форм, текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
• даёт согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
• выражает согласие с условиями обработки персональных данных.
Пользователь даёт своё согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своём интересе.
Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.
Целью обработки персональных данных является предоставление Пользователю услуг, описанных на Сайте.
Настоящее согласие Пользователя признаётся исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных:
• фамилии, имени, отчества;
• места пребывания (город, область);
• номеров телефонов;
• адресов электронной почты (e-mail);
• cookie-файлов;
• информации об IP-адресе Пользователя;
• информации о местоположении Пользователя.

Усадьба Знаменское – Садки

Усадьба Знаменское — Садки, г. Москва, МКАД, 36-й километр, с1 — находится по соседству с микрорайоном Северное Бутово, в глубине «Экологического парка».

Возможно посещение с экскурсией

В начале XVII века Садками владело семейство Ладыженских, которые в 1676 г. продали вотчину Урусову, в роду которого усадьба оставалась до 1750 года. Следующими владельцами усадьбы стали Трубецкие.
С именем Д.Ю. Трубецкова связано создание нового усадебного комплекса «с большим каменным домом, фруктовыми оранжереями и небольшой домовой церковью, изящного зодчества». По имени этой церкви — Знаменской, возведённой в духе елизаветинского барокко, сама вотчина стала именоваться Знаменское — Садки (храм утрачен).

Описание усадьбы Знаменское – Садки

Сохранились: главный дом, флигель, конный двор, каретник, скотный двор, мостик через овраг, пруд, обширный парк

Усадьба Знаменское – Садки, главный дом Усадьба Знаменское – Садки, главный дом, интерьер парадного зала Двухэтажный с балконом и мезонином в пять окон, усадебный дом в Садках выстроен во второй половине XVIII века. В 1860 — е гг. он был частично перестроен. Северный фасад украшает черырёхколонный портик. Первый этаж дома сложен из кирпича, второй этаж — деревянный, оштукатуренный. Рядом с господским домом сохранился один из двух деревянных флигелей. Хозяйственные постройки — конный и скотный дворы (архитектор М.Д. Быковский) расположены в стороне от жилого комплекса.
На усадебном доме вывеска — «ВНИИприрода», но институт съехал, обветшавшее здание опустело… и медленно разрушается. Если не принимать никаких мер, мы можем потерять жемчужину из «Юго-западного ожерелья Москвы». Увы, реальность такова, что денег у бюджетной организации нет даже на мелкий ремонт — вот и угасает этот старый дом с восхитительными интерьерами.
На окнах решетки, двери забиты или на замке, так что попасть вовнутрь теперь можно только официальным путем.
На территории так же находятся сильно искажённые перестройками зданиях служб и каретника — раньше в них функционировали лаборатории. Живописный парк украшает пруд с каменным мостиком.

Фотографии усадьбы Знаменское – Садки

Съемка 2002 года

Усадьба Знаменское – Садки, главный дом

Усадьба Знаменское – Садки

Усадьба Знаменское – Садки, главный дом со стороны парка

Усадьба Знаменское – Садки

Съемка 2012 года

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

Усадьба Знаменское - Садки

М.М. Дунаев Знаменское-Садки

М.М. Дунаев К югу от Москвы М., 1986 с. 10-19
У самой границы Москвы, у кольцевой автодороги, неподалеку от ее пересечения с Симферопольским шоссе, находится усадьба Знаменское-Садки. Она привлекает к себе внимание прежде всего красивым пейзажным парком, созданным здесь в конце XVIII столетия.
Само искусство создания парковых ансамблей являлось когда-то важной составной частью дворянской усадебной культуры. Во многом искаженные теперь, перепланированные, зарастающие, парки эти и до сих пор не утратили своего обаяния.

Каждый парк всегда своеобразен, всегда несет в себе какие-то индивидуальные особенности вкусов, взглядов, эстетических принципов своего создателя, своего владельца. Как всякое произведение искусства (а лучшие парки — это именно произведения искусства), усадебный парк воплощает какую-то частицу богатства и неповторимости человеческой личности.
Разумеется, особенности паркового ансамбля определяются и характером местности, окружающей природы, ландшафта. Но все же человек, даже ограниченный во многом этими условиями, всегда является творцом в своем отношении к природе при создании парка.

Усадебный парк был тесно связан с жизнью своего владельца. Поэтому само восприятие паркового ансамбля не будет достаточно полным без представления о привычках, быте, занятиях живших в усадьбе людей. Мы лишены возможности наблюдать все это непосредственно, но воображение поможет нам дополнить живыми картинами ушедших времен то, что сумело уцелеть, что можем видеть мы и сегодня, как видели наши предшественники. Неразрывная связь времен — нынешнего и ушедшего — заключена в этих прекрасных памятниках прошлого.

Важно отметить, что эстетические принципы, на основе которых создавались парковые ансамбли, были связаны не только с развитием архитектуры, но и с развитием и сменой литературных направлений. Ибо парк — не только произведение «зеленой архитектуры», но и своего рода книга. Он обладает большой силой эмоционального воздействия и потому может создавать определенное настроение. Мы можем говорить о парках классицизма, сентиментализма, романтизма.
Эстетический идеал классицизма, господствовавшего в западной литературе в XVII — первой половине XVIII века, определил особенности классицистических произведений, например четкое разделение литературных персонажей на положительных и отрицательных; отсутствие развития характеров; симметричное количественное соотношение «героев» и «злодеев»; соблюдение правила «трех единств»; обязательность пяти актов в драме и т. д. В равной мере классицизм сказался и на планировочных принципах так называемых регулярных парковых ансамблей, для которых характерны строгая гармония, симметрия, рационализм, упорядоченность составных частей.

Регулярный парк рационалистичен по своей сути. Красота естественной природы при устройстве такого парка отвергается, — природа представляется слишком хаотичной, слишком «неправильной» (нерегулярной), чтобы вызывать эстетические переживания. Она не укладывается ни в какие схемы. В основе же планировки регулярного парка всегда лежит ясная рациональная схема.
Усадебные постройки ансамбля располагались симметрично относительно центральной оси комплекса, совпадающей с осью симметрии главного дома. Перед его фасадом устраивался «партер» — открытая часть парка, с газонами и цветниками. Партер подчеркивал особое положение дворца, его главенство в ансамбле.

Центрально-осевой планировке была подчинена и четкая геометрическая система расположения аллей, которым уделялось при создании парков особое внимание. Система аллей помогает ориентироваться в усадебном комплексе. К тому же аллеи регулярного парка направляют внимание человека на архитектурные сооружения усадьбы. Сооружения эти — павильоны, беседки и т. п. — не скрываются здесь в глубине парка, не маскируются деревьями или неровностями рельефа (что характерно для более позднего времени), но ставятся на самых видных местах, например на пересечении аллей.
Кронам деревьев регулярного парка придавалась форма какой-либо геометрической фигуры. Часто высаженные тесно в один ряд деревья или кустарники выстригались в виде ровных стенок (шпалер), разгораживающих весь парк на огромные зеленые «залы», соединенные коридорами-аллеями.

С постепенным утверждением просветительских идей (и особенно — Руссо, с его устремленностью к природе, к «естественной» жизни) классицизм утрачивает свои позиции; в общественном сознании складывается иной эстетический идеал. В литературе начинает утверждаться новое направление — сентиментализм. Исповедуется культ человека, близкого к природе, свободного в своих чувствах. Этому «естественному человеку» нечего делать среди четко расчерченных аллей и деревьев с подстриженными кронами, рациональные схемы и классицистическая симметрия не удовлетворяют его, — прекрасным он называет то, что ближе к природе. Такая устремленность к природе, склонность к уединенным размышлениям, к «меланхолии» определяют, в конце концов, и новые принципы парковой планировки. Начинают создаваться прекрасные пейзажные парки — с извилистыми аллеями (на прямой и уединение невозможно — человека видно с любого конца аллеи), с использованием перепада высот, с максимальным стремлением приблизить облик создаваемого парка к природной естественности.

Партер перед усадебным дворцом приобретает теперь вид лужайки, порой с асимметрично расположенными на ней группами деревьев, кроны которых уже не подстригаются. Парковые павильоны сооружаются чаще всего в уединенных, укромных местах. Прежде издали видные в перспективе прямых аллей, теперь они неожиданно возникают то из-за поворота извилистой дорожки, то в гуще разросшихся деревьев, то за небольшим холмом в глубине парка (отсюда и название их — «сюрпризы», «затеи»).
Никакая усадьба не мыслилась без водоемов, естественных или искусственно созданных. Они всегда становились составной частью паркового пейзажа. Пруды регулярного парка имели, как и следовало ожидать, правильную геометрическую форму. Совсем иными были пруды пейзажного парка, с неровной линией берегов, с асимметричными искусственными островами, на которых, как и во многих уголках парка, устраивались всевозможные «сюрпризы». Нередко в усадьбах создавались целые системы прудов, каскады; источники украшались павильонами и скульптурой.

Несколько позднее в облик создаваемого парка вносится и романтическая струя: устраиваются руины, гроты, возводятся псевдоготические сооружения.
Россия в XVIII веке несколько отставала от Западной Европы и в развитии литературы и в создании парковых ансамблей. Сентиментализм развивается у нас лишь в конце XVIII столетия; примерно в то же время начинают создаваться и пейзажные парки. Они часто называются «английскими» в отличие от регулярных «французских». Названия эти чисто условные: создатели русских усадеб не копировали приемы западноевропейских мастеров, но развивали их искусство, что особенно характерно для русского пейзажного парка. Если в Западной Европе при создании усадебных комплексов тщательно прорабатывался как передний, так и задний план (фон), то у нас фоном являлся естественный окружающий ландшафт. Художник должен был, учитывая уже созданное самой природой, вписать в нее, группируя отдельные парковые элементы (деревья, кустарники, поляны), композицию переднего плана. Теоретические основы русского пейзажного парка были заложены в последней трети XVIII века А. Т. Болотовым, писателем, мыслителем, ученым, одним из основателей русской агрономической науки.

Прекрасные пейзажные парки создавались в русской дворянской усадьбе. Часто они сочетались с регулярными парками, дополняли их. Важно подчеркнуть, что это сочетание представляло собой не искусственное образование, но органически единое целое. Мастера парковых ансамблей устраивали специальные переходы от регулярной части к пейзажному парку, создавая при этом интересные композиции — «картины». Но во многих местах пейзажные парки, более поздние по времени, заменили собой парки регулярные, так что последние встречаются теперь крайне редко. Классический образец регулярного парка в Подмосковье — шереметевское Кусково.
Конечно, в каждом усадебном парке все эти принципы получали индивидуальное, присущее лишь этому парку воплощение. Так, особенностью парка в Знаменском-Садках является отсутствие центрально-осевой композиции, свободное расположение зданий в ландшафте. Композиционный центр усадьбы — стоящий на самом возвышенном месте барский дом. На протекающей через усадьбу речке Обитце прежде была устроена цепь окаймляющих прудов (прием, нередко встречающийся в усадебных парках). В настоящее время пруды эти спущены, кроме одного — с живописными островками посередине. В самом парке сохранилась система из трех каскадных прудов.

Усадебный дом в Знаменском выстроен во второй половине XIX века, когда усадьбой владели Трубецкие. Примерно сто лет спустя он подвергся некоторым перестройкам, во время которых был частично изменен и характер его декора. Таким образом, нынешнее оформление фасадов относится к 60-м годам прошлого века.
По размерам своим дом невелик — он имеет два этажа с невысоким мезонином в пять окошек. Внешне он очень скромен. Северный фасад здания оформлен четырехколонным дорическим портиком, над которым расположен небольшой балкон. Пилястрами второго этажа зрительно продолжены колонны портика. Пять центральных окон на первом и втором этажах украшены чередующимися треугольными и лучковыми фронтонами. С южной стороны портику соответствует выступающий за линию фасада не большой вестибюль. Нижний этаж усадебного дома отделан рустом.
Любопытно отметить, что первый этаж дома сложен из кирпича, тогда как второй — деревянный. Но классицизму свойственно маскировать материал, и по внешнему виду никто не догадается о такой разнице между этажами; штукатурка создает впечатление однородности строительного материала и целостности всего здания.

Из интерьеров Знаменского дома нужно отметить колонный вестибюль и размещенный на втором этаже пышный парадный зал — главную достопримечательность усадьбы.
Зал этот характерен для усадебных интерьеров периода раннего классицизма. Он украшен парными коринфскими колоннами, оштукатуренными и раскрашенными под мрамор. Тонким и изящным лепным капителям колонн вторит лепнина расположенных над ними кронштейнов, как бы поддерживающих высокий потолок зала. Зал двусветный, причем верхний ряд окон продолжается нарисованными на глухих плоскостях трех других стен фальшивыми окнами, что создает обманчивое впечатление, будто свет проникает в зал с четырех сторон. В оформлении зала наряду с лепниной щедро используется и роспись. На стенах и на потолке искусно изображены гризайлью лепные украшения, дополняющие подлинную лепнину, а в центре плафона — Феб-Аполлон, мчащийся по облакам на колеснице. Художественное качество этой росписи, впрочем, не очень высоко.

Напротив окон, над колоннами, размещены небольшие хоры для музыкантов. Балюстрада, ограждающая хоры, переходит на смежные стены. В целом зал усадьбы Знаменское является прекрасным произведением архитектуры классицизма. Для дворянских усадеб было характерно разделение на зоны. Например, особо выделялась зона служебных построек, которые никогда не смешивались с парадными помещениями. Службы нередко отделялись либо парком, либо прудами.
Хозяйственная зона в Знаменском вынесена за пределы парка, на другой берег речки, за окаймляющие пруды. Размещенный здесь скотный двор и другие служебные постройки возведены в середине прошлого века по проекту архитектора М. Быковского в псевдоготическом стиле. Одноэтажные кирпичные здания с белокаменным декором образовывали живописную группу, хорошо просматривавшуюся из парка.
Интересно оформление здания скотного двора, центр и боковые ризалиты которого отмечены ступенчатыми и зубчатыми щипцами. Привлекает внимание также угловая, возвышенная часть расположенного рядом конного двора с обработанными белым камнем наличниками. К сожалению, эти интересные сооружения находятся сейчас в неважном состоянии.
Усадебная церковь середины XVIII века и оранжерея в настоящее время утрачены.

В Знаменском-Садках жил некоторое время известный историк и писатель М. Н. Погодин.
Погодин был сыном крепостного крестьянина, отпущенного на волю в 1806 году, когда мальчику было шесть лет. Любовь к науке, к литературе определила судьбу этого человека. В двадцать пять лет он защитил магистерскую диссертацию, позднее стал профессором Московского университета, академиком. В литературе Погодин принадлежал к числу тех писателей «второго ряда», которые в своем творчестве закрепляют и развивают (а порою и предвосхищают) многие достижения и открытия великих мастеров, определяющих пути развития литературных направлений. Можно вспомнить хотя бы, что именно Погодин первым уловил и применил в своем творчестве реалистические принципы исторической драмы, открытые Пушкиным при создании трагедии «Борис Годунов», чем вызвал восторженный отзыв Пушкина, увидевшего в Погодине своего последователя и единомышленника.

Погодин был убежденным славянофилом. Он приветствовал гоголевские «Выбранные места из переписки с друзьями» (с Гоголем его связывала и тесная личная дружба), осуждал взгляды Белинского на это произведение. Нередко он вызывал критику со стороны представителей революционно-демократического лагеря.
В 1841 —1856 годах Погодин издавал в Москве «учено-литературный журнал» — «Москвитянин», в котором в разное время сотрудничали такие русские литераторы и ученые, как Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, Д. В. Григорович, Н. М. Языков, А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. А. Григорьев, И. В. и П. В. Киреевские, И. И. Срезневский, Иакинф Бичурин, Ф. И. Буслаев, и многие другие.

К заслугам Погодина-историка нужно отнести открытие и опубликование многих важных исторических документов, а также создание русского национального «Древлехранилища», в котором были собраны древние рукописи, книги, предметы народного быта, изделия прикладного искусства, старинное оружие и т. п.
Во второй половине прошлого века усадьбой владел известный журналист, публицист, редактор и издатель М. Н. Катков. Отличавшийся в молодости умеренно-либеральными взглядами, Катков после реформы 1861 года перешел на крайне правые позиции, вел полемику с Герценым и Чернышевским, а порою критиковал справа даже правительство. Катков обладал несомненной деловой хваткой, благодаря чему созданный им в 1856 году журнал «Русский вестник» стал вскоре одним из самых значительных и лучших толстых литературных журналов в России. В нем были впервые опубликованы романы И. С. Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети», «Губернские очерки» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого (публикация «Анны Карениной» была прервана из-за несогласия Каткова с идейной позицией автора), стихотворения А. А. Фета, А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, научные работы С. М. Соловьева и Ф. И. Буслаева. Одно это перечисление достаточно красноречиво. Трудно сказать, что более способствовало успеху журнала — литературный вкус или деловое чутье издателя. По отношению к многим литераторам Катков вел себя как безжалостный эксплуататор. Так, в течение долгого времени он, по сути, держал в долговых путах вечно нуждавшегося Достоевского, которому, зная безвыходное положение писателя, предлагал и выплачивал до наглости низкие гонорары (вдвое меньшие, чем, например, Тургеневу или Толстому), а это в конце концов вело лишь к новым долговым займам у того же Каткова. На совести издателя «Русского вестника» во многом та каторжная спешка литературной работы, которая так долго отравляла творческую жизнь великого писателя.
М. Н. Катков умер в Знаменском в 1887 году.

Усадьбный парк

Знаменское Садки. Усадьба Знаменское Садки (ныне Бутово) была основана во второй половине XVIII в. Д. Ю. Трубецким и во владении его семьи находилась до 1852 г. Последующими владельцами усадьбы были: А. Н. Орлова, И. П. Шаблыкин, с 1865 г.— М. Н. Катков. Усадьба общей площадью более 50 га была расположена в излучине р. Обитцы на пологом склоне. В основу ее планировки был положен принцип свободного размещения зданий в ландшафте. Живописность ансамбля в свое время усиливалась цепью окаймлявших его прудов, созданных запрудой Обитцы. От усадебного комплекса, сильно перестроенного в середине XIX в., практически в настоящее время ничего не осталось.
Пейзажный парк с преобладанием липы, созданный во второй половине XVIII в., сильно зарос и превратился в лесопарк. От ряда каскадных прудов, окаймлявших ранее усадьбу, остался один пруд с двумя островами, остальные пруды спущены. Пруды по берегам заросли ивами, преимущественно ивой остролистной (высота 20 м и более). При обследовании зеленых насаждений обнаружено шесть видов интродуцентов, причем только лиственные деревья: тополя белый и бальзамический (высота 23—25 м, диаметр ствола 50—120 см), а также старые кустарники в изгороди: желтая акация (высота до 9 м), жимолость татарская и таволга дубровколистная (высота до 2,5 м) и др. Местная флора насчитывает- восемь видов: хвойные представлены аллеей сосны обыкновенной (высота 32 м, диаметр ствола 31 см), лиственные — группами старых деревьев липы мелколистной (высота 25 м, диаметр ствола 54 см) и вяза гладкого (высота 12 м, диаметр ствола 17 см); другие породы растут единичными экземплярами. Ландшафтным архитекторам и озеленителям необходимо создавать все заново.

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Усадьба Знаменское-Садки в Москве

В глубине Битцевского парка, рядом с микрорайоном Северное Бутово спряталась русская усадьба с более чем 300-летней историей. В бывшем имении Трубецких гостила Екатерина II и Александр Пушкин. Здесь хозяйничали наполеоновские войска, устраивали пышные балы для московской знати и производили добротное сукно Катковы.

Живописную усадьбу и парк площадью 80 гектаров очень любят кинематографисты. В Знаменском-Садках снимали сцены для фильма «Мой ласковый и нежный зверь» и сериал «Доктор Живаго». Туристы приезжают сюда, чтобы послушать пение птиц, полюбоваться соколиной охотой, увидеть старый господский дом и дубы, посаженные в честь российской императрицы.

Адрес: Москва, 36 км МКАД, 1, стр. 4

Координаты: 55.580882, 37.556124

Режим работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, экскурсии по воскресеньям в 12:00

История

Несколько веков назад на месте усадьбы стояла небольшая деревня Садки. Местные жители занимались ловлей рыбы, которая в изобилии водилась в речке Обитце. В начале 17 столетия землями завладели Ладыженские, потом — Урусовы, а в середине 18 века — князья Трубецкие. В усадьбе были построены Знаменский храм, фруктовые оранжереи, разбит пейзажный парк, и за имением закрепилось название Знаменское-Садки.

Здесь появился каменный дом с мезонином. Его много раз перестраивали и расширяли. Сохранившиеся фасады относят к 1860-м годам. Первый этаж здания каменный, а второй, в центральной части сделан из дерева. Раньше существовала традиция маскировать разные материалы. Однако теперь за отвалившейся штукатуркой хорошо видны кирпичная кладка и деревянные балки.

При Трубецких в усадьбе бывали поэт Александр Пушкин, драматург Михаил Херасков, сенатор и автор басен Иван Дмитриев, прозаик и философ Дмитрий Веневитинов. Во время войны с Наполеоном враги заняли имение и разграбили княжеское имущество. В денежной компенсации Трубецким было отказано, так как они были состоятельными людьми и могли возместить ущерб сами.

В 19 веке здесь жил и работал известный русский историк Михаил Погодин. Из его дневников известно, что Знаменское-Садки посещали поэты Петр Вяземский, Федор Тютчев и родители писателя Льва Николаевича Толстого.

С 1870-х годов владельцами усадьбы стали Катковы. При них в имении появились плотина, каменная прачечная, небольшая электростанция, овчарня и суконное производство.

После революции Знаменское-Садки было национализировано. В бывшем имении устроили совхоз и сельхозтехникум. С 1972 года территорию старинной усадьбы занимает «ВНИИ Экология». Историко-ландшафтный комплекс имеет статус памятника федерального значения, но реставрировать его не спешат.

Отель От 1700 руб. в сутки Обед От 400 руб. на человека Такси От 150 руб.

Панорама усадьбы Знаменское-Садки

Что посмотреть

Парковый ансамбль

Пейзажный парк усадьбы — прекрасный образец русского ландшафтного дизайна. Он был сделан в регулярном французском стиле, потом преобразован в английский парк, а теперь похож на сильно заросший лес. На старых прудах цветут красивые нимфеи. На территории сохранилось несколько деревьев возрастом 150-200 лет. Особенно впечатляют три липы высотой более 20 м и стволы диаметром 1 м.

Рядом с прудами есть родник с чистой питьевой водой. Источник закрыт покатой деревянной кровлей, и к нему ведет аккуратная мощеная дорожка.

300-летние дубы

Гордость усадьбы — черешчатые дубы, посаженные в честь приезда в Знаменское-Садки Екатерины II и ее внуков — Александра и Константина. Зеленые великаны возвышаются перед главным фасадом господского дома.

В год, когда императрица возвращалась в Москву после поездки в Тавриду, в имении появились три дерева, но выжило только два из них. Самый большой дуб на высоте человеческого роста имеет толщину 1,5 м.

Усадебные постройки

Главный дом построен в классическом стиле. Сейчас он находится в аварийном состоянии, туристов туда не пускают, но иногда делают исключения во время экскурсий. Внутри сохранилась старинная дубовая лестница, Зеленый зал и большой Розовый зал с колоннами и лепниной.

С востока от господского дома находится отреставрированный флигель. Когда-то точно такое же здание стояло с западной стороны, а за ними располагались хозяйственные постройки.

От плотины по тропинке можно дойти до краснокирпичного скотного и конного дворов. Большинство архитектурных памятников сильно разрушены, а от некоторых не осталось и следа. Место, где до 1929 года стояла каменная церковь Знамения Богородицы, отмечено памятной табличкой.

В относительно хорошем состоянии два здания усадебной оранжереи. Когда-то здесь выращивали тропические фрукты.

Соколиный центр

На территории усадьбы, всего в 350 м от МКАД работает уникальное подразделение Института охраны природы. В питомнике разводят и выпускают в дикую природу хищных птиц. В Соколином центре живет более 15 видов пернатых — сапсаны, кречеты, балабаны, совы, филины и белоголовые орланы.

Экскурсия по биостанции длится полтора часа. Туристам показывают традиционную соколиную охоту, взрослых птиц, птенцов и занесенного в Красную книгу рыбного филина. Желающие могут сделать фото на память с соколом на руке. Для того, чтобы попасть на экскурсию, нужно записаться по телефону +79057971366.

Усадьба Знаменское-Садки в разное время года

Усадебный парк открыт для гостей летом и зимой, но о своем визите нужно предупредить заранее. Исторические и природные экскурсии проводят по записи. Заявки принимают по телефону +79057971366, в WhatsApp и по электронной почте naturel_29@mail.ru.

Где сделать красивое фото

Неплохие фотографии получаются перед южным фасадом главного усадебного дома, возле 300-летних дубов и на заросших горбатых мостиках, которые находятся с севера от деревянного флигеля. Если удастся попасть внутрь особняка, сфотографируйтесь в розовом Марсовом зале, стены и потолки которого расписаны в изящной технике гризайль.

Цены

Вход в парк Бесплатно
Экскурсия по усадьбе и парку 250 руб.
Экскурсия по Соколиному центру 500 руб.
Концерт детских коллективов во флигеле Бесплатно
Мастер-классы по плетению поясов и изготовлению обереговых кукол 220-300 руб.

Цены в усадьбе Знаменское-Садки в Москве указаны на 2024 год.

Усадьба знаменское садки как добраться

Продается молодежь зебровых и японских амадин

Усадьба Трубецких Знаменское-Садки

Использованы только собственные фотографии — дата съемки 01.06.2014

Адрес: ул. Поляны, м.Бульвар Дмитрия Донского
Как добраться: м.Бульвар Дмитрия Донского, авт.962, 3 остановки (3 мин.) до ост. Ратная улица, 16, далее пешком 1,1 км.

Усадьба Знаменское-Садки — является памятником архитектуры и садово-паркового искусства, в ансамбле которого на первое место выступает прекрасный, хорошо сохранившийся парк с объемно-пространственной структурой, включающей серию полян, оформленных пейзажными группами, серию больших и малых прудов. В настоящее время это единственный хорошо сохранившийся ландшафтный парк в Москве.
История усадьбы начинается с деревни Садки (Верхово), располагавшейся на правом высоком берегу реки Битцы. Первое письменное упоминание о Садках относится к 1627 г. Возможно, ее название происходит от садков для рыб, которые могли быть у первых поселенцев.
В 1676 г. деревню Садки с пустошью купил князь Н.С.Урусов. Княжеский род Урусовых монгольского происхождения.
При Никите Урусове в деревне на высоком берегу реки разрешено поставить деревянную церковь Знамения пресвятой Богородицы, которая была построена и освящена в 1687 г.
Расцвет усадьбы приходится на период владения ею князьями Трубецкими. В 1750 г. князь Василий Урусов продал вотчину с селом Садки дочери князя И.Ю.Трубецкого — княжне Екатерине.
При Е.И.Трубецкой, была замена ветхой деревянной церкви на каменную, сооруженную в 1754-1756 г.г. Этот небольшой каменный одноглавый храм был интересным памятником позднего елизаветинского барокко, столь редкого в подмосковных усадьбах.
При Д.Ю.Трубецком Знаменское существенно расширились на юг и юго-восток за счет присоединения значительных территорий.
В ходе реконструкции в усадьбе был возведен ряд новых построек, в т.ч. ныне существующий большой господский дом, выполненный в формах зрелого классицизма. Двухэтажное с мезонином здание, сооруженное примерно в 1780-х г.г., обращено главным южным фасадом к прудам.
В этом доме Д.Ю.Трубецкой принимал в 1787 г. императрицу Екатерину II, которая возвращалась из поездки на юг страны, и встречавших ее внуков — великих князей Александра (будущего Александра I) и Константина Павловичей. Отсюда они направились в царский дворец, находившийся в селе Коломенском. По местному преданию в честь приезда императрицы перед южным фасадом господского дома по инициативе Д.Ю.Трубецкого были высажены три дуба, два из которых сохранились до настоящего времени.
Господский дом окружен большим английским парком с преобладанием липы, также устроенном при Д.Ю.Трубецком во 2-й половине XVIII в. В настоящее время парк сильно зарос, никто его не чистит, поэтому он все больше и больше превращается в лес. В парке сохранились отдельные деревья 150-200 летнего возраста. Его живописность усиливала цепь прудов, устроенных на речке Битце. Из них к настоящему времени сохранился только один, самый большой с двумя небольшими насыпными островками.
Три объекта, расположенные на территории парка и бывших усадебных угодий имеют статус памятников природы. Это Знаменский смешанный лес, Знаменская суборь, т.е. строевой высокоствольный лес из хвойных пород (ельник с сосной) и Знаменский малый ельник.
Ко времени Д.Ю.Трубецкого относится и сооружение западнее господского дома большого оранжерейного комплекса. В настоящее время от этой оранжереи сохранились два отдельно стоящих сооружения, перемычка между которыми, где и находились растения, утрачена.
Достопримечательность широкой сосновой аллеи, соединявшей усадьбу с Серпуховской дорогой — прямоугольная смотровая площадка над береговым обрывом Битцы, откуда открывался великолепный вид на ближайшие окрестности. Недавно там установлен памятника воинам, похороненным здесь в Отечественную войну 1812 г.
Из воспоминаний искусствоведа А.Н.Греча об образе жизни в Знаменском: «Устраивались в Знаменском нарядные охоты, происходил съезд гостей из ближних и дальних имений, под звуки крепостного оркестра происходили танцы или ставились шарады и живые картины.
«Дорогое незабвенное Знаменское, где провел я лет девять приятнейших в моей жизни», происходившие в усадьбе события и обычную бытовую жизнь, развлечения молодых Трубецких и их гостей М.П.Погодин описал в своем дневнике: «ходили гулять на большую дорогу к кривому мосту; играли в волан, в городки, качели; на большом пруду катались на лодках, устраивали морские сражения», кроме того «атмосфера здешняя располагала к занятиям и литературным трудам. Царил дух влюбленности и дружеских бесед». Очень интересны самые первые впечатления М.П.Погодина от Знаменского общества: «Удивительное влияние имеют на нас люди, с коими мы обращаемся. В целый месяц, как я живу здесь, ни одной почти дурной, в каком-либо отношении мысли не пришло мне в голову. Если б с младенчества окружали меня всегда такие люди».
В запрудной части имения при Н.И.Трубецком были возведены два крупных хозяйственных комплекса: конный и скотный дворы. Обращает на себя внимание стилистическое и планировочное сходство кузьминского скотного двора сооруженного по проекту А.О.Жилярди со скотным и конным дворами в Знаменском-Садках, в архитектуре которых можно проследить мотивы средневековой западноевропейской архитектуры, как готической, так и барочной.
На рубеже XIX-ХХ в.в. в «запрудной» части Знаменского-Садков было выстроено небольшое одноэтажное каменное здание прачечной, дошедшее до наших дней.
В 1876 г. имение приобрел публицист, виднейший журналист М.Н.Катков.
В Знаменском, при Катковых в усадьбе была устроена электростанция, что позволило электрифицировать господский дом и оранжереи. Динамо-машина стояла у плотины ныне существующего пруда, на месте, где некогда находилась водяная мельница.
Вскоре после начала Первой мировой войны оба их сына: унтер-офицер Андрей и корнет Михаил Андреевичи Катковы погибли в 1914 г. на фронте. Тела убитых перевезли в Знаменское, похоронив в небольшом склепе устроенном на территории усадьбы, рядом с церковью. Ровно через год родители, желая увековечить память детей, заложили на Братском кладбище — памятнике жертвам войны в подмосковном селе Всехсвятском (ныне в черте столицы) спроектированную архитектором А.В.Щусевым большую пятиглавую церковь и открыли, устроенное на их же средства отдельное кладбище для сестер милосердия. Предполагалось, что тела А.А. и М.А. Катковых будут перенесены в церковь на Братском кладбище, после окончания строительных работ, однако этому помешал Октябрьский переворот.
В 1918 г. господский дом усадьбы вместе со всей находящейся в нём к тому времени обстановкой был передан Московскому центральному рабочему кооперативу. Бывшие служащие имения организовали Знаменскую трудовую коммуну, получившую в собственность конный и скотный дворы имения.
Хотя в уставе Знаменской коммуны было записано, что во внутренней жизни она должна была быть беспартийной, но, тем не менее, там же отмечалось, что одной из её целей было «воспитание и образование детей в духе коммунизма, которые с 12 лет должны были привлекаться к труду. Полученные продукты в результате деятельности коммуны, за исключением количества необходимого для хозяйственных целей, должны были передаваться «по твердым ценам» продовольственному отделу Сухановского совета.
В 1929 г. церковь была разобрана. Склеп с могилой А.А. и М.А.Катковых, находившийся рядом с церковью, очевидно, был ликвидирован одновременно с ней.
Затем всю усадьбу занимал сельскохозяйственный техникум с подсобным хозяйством при нём. В северной части усадебного парка находится памятник бывшим студентам и преподавателям, погибшим в 1941-1945 г.г. В интерьерах еще сохранялись отдельные вещи от обстановки времен Катковых — на лестнице второго этажа сохранилось настенное зеркало в резной деревянной оправе с позолотой по левкасу, а в вестибюле 1 этажа два зеркала в стиле модерн невысокого художественного качества. Кроме того, оставались четыре большие вазы императорского фарфорового завода 2-й четверти XIX в. К настоящему времени зеркал уже нет, остались только две вазы. Еще не так давно они находились в нишах «Марсова зала», но теперь, к сожалению, убраны в один из кабинетов.
До наших дней сохранились дом с почти не изменившимися внутренней планировкой, декоративной отделкой и интерьерами, а также флигель.
В восстановленной центральной усадьбе сейчас размещается Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы. Проход и проезд на территорию усадьбы закрыт. Живописный парк украшает пруд с каменным мостиком.
Попасть на территорию усадьбы можно по предварительной договорённости с администрацией парка, или заказав экскурсию, что предпочтительнее.
Сохранились:
1. Главный дом.
2. Флигель.
3. Конный двор.
4. Каретник.
5. Скотный двор.
6. Мостик через овраг.
7. Пруд.
8. Обширный парк.
Балансовая принадлежность памятника федерального значения Усадьбы Трубецких Знаменское-Садки — ГУ ВНИИ природы (оперативное управление).


1. Церковь Знамения Господня, 1920 г. Возведена в 1754 г. при Е.И.Трубецкой. Разобрана в 1929 г.
2. Главное здание усадьбы Знаменское-Садки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *