Тасс где находится в москве
Перейти к содержимому

Тасс где находится в москве

  • автор:

Здание ТАСС

ТАСС.JPG

Афиша городских событий: концерты, фестивали, выставки, экскурсии и все самое интересное, что происходит в Москве.

Здание ТАСС примечательно интересным обликом, с большими окнами-«телевизорами», «обманным» количеством этажей и кубической незавершенной формой. Построенное в 1977 году как центральный офис информационного агентства ТАСС, оно должно было стать небоскребом в 25 этажей. Затем проект отклонили, здание получилось девятиэтажным. И это парадокс: снаружи кажется, что этажей всего четыре из-за двухэтажных оконных экранов. В таких же больших окнах выставляли свои работы и карикатуры художники Российского телеграфного агентства (РОСТА), предшественника ТАСС, а еще они похожи на ламповые экраны телевизоров.

Центральный вход украшает скульптурная эмблема агентства — бронзово-медный шар, символизирующий планету, опоясанную новостной лентой ТАСС. Над ним расположена бегущая строка с котировками и биржевыми индексами. Стоит обратить внимание и на саму организацию балконов, и на массивную боковую лестницу.

Пройти обычному посетителю удастся не дальше холла. Внутри здания сохранилась часть оригинальной отделки. Иногда в нем проводятся экскурсии, ТАСС также устраивает небольшие выставки старого журналистского оборудования: телеграфов, телетайпов.

В 2022 году планируют начать работы по реконструкции фасада, поэтому следует поторопиться, чтобы увидеть его старый облик. А для тех, кто не сможет посетить ТАСС лично, есть онлайн-экскурсия.

Фото: wikimedia.org

Дом недели: здание ТАСС на Тверском бульваре

Здание ТАСС, Телеграфного агентства Советского Союза, хорошо известное любому горожанину, объектом культурного наследия не является, если кто не знал.

В присвоении этого охранного статуса образцу московского модернизма департамент культурного наследия Москвы в 2018 году отказал.

В настоящий момент фасады здания на Тверском бульваре, 2/28, ожидают так называемого капитального ремонта. А это означает — и это любой горожанин отлично знает — жди значительных искажений первоначального проекта.

Тревогу бьет градозащитное движение «Архнадзор». Союз архитекторов собирает подписи под открытым письмом, призывающим сохранить аутентичный облик беззащитного ТАССа.

«Осознание ценности архитектуры советского модернизма — как это произошло с памятниками конструктивизма — еще не пришло. Наиболее ценные объекты стремительно исчезают — то под слоем ремонта, то по причине сноса. Что от архитектуры общественных зданий этой эпохи останется, в частности, в Москве? Возможно, одни фотографии», — пишут архитекторы в своем обращении.

К сожалению, в представлении нынешнего поколения советский модернизм пока не зафиксировался как национальное достояние. Возможно, и не зафиксируется, поскольку неприязнь к советскому времени в умах рифмуется с этой архитектурой как его призраком.

В 1930-е годы у Никитских ворот на том месте, где ныне находится ИТАР-ТАСС, стоял очень московский двухэтажный домик с магазинчиком под народным названием «Угловой». Помимо торговли в доме располагались роддом и квартиры, в одной из которых недолго жил писатель Константин Паустовский.

Исторической ценности в этой дореволюционной постройке тогдашние эксперты не усматривали. На месте домика для переехавшего из Петрограда и ютившегося в разных помещениях Телеграфного агентства запланировали строительство небоскреба. Одно из проектных предложений в 1936 году составил архитектор Илья Голосов. Его двадцатиэтажная башня отвечала модным сталинским тенденциям и была пышно украшена колоннами и произведениями скульптуры. Проект Голосова, однако, так и остался эскизом на бумаге.

В следующий раз о небоскребе для Телеграфного агентства (название ТАСС оно получило в 1937 году) заговорили в 1960-х годах. Речь шла уже о башне в 26 этажей в духе интернациональной архитектуры из стекла, бетона и легкого металла. Предусматривались лифты, кондиционеры, столовая для сотрудников и парковка. Фасад на уровне последнего этажа должно было обнимать световое табло с бегущей строкой, полуметровыми буквами сообщающей свежие новости.

Собственно, табло сегодня имеется, но, как мы видим, небоскреба в узловой точке Бульварного кольца в настоящий момент нет. Здравые головы посчитали, что такое строение здесь будет несколько крупным, явно спорящим с окружающей средой.

Еще одна причина — неустойчивый характер почв в этой части Москвы. Двадцать шесть этажей урезали до тринадцати. А потом откусили до девяти, причем один из девяти этажей — технический.

Это произошло, что любопытно, даже не на стадии проекта, а уже во время стройки. Говорят, вето «отклонить» наложил первый секретарь Московского горкома КПСС Виктор Васильевич Гришин.

Озвучивалась идея: плавно, с перетеканием кровли одной в другую, соединить новое здание ТАСС с шестиэтажным, соседним со стороны Тверского бульвара.

Рядом стоял доходный дом Санкт-Петербургского страхового общества, сооруженный в 1901 году в стиле модерн по проекту архитекторов Александра Фелициановича Мейснера и Александра Устиновича Зеленко. Фасад этой исторической постройки украшали полукруглые окна.

Подобными формами оконных проемов намеревались украсить здание Телеграфного агентства.

Этот вариант также был отменен, хотя оригинальные окна с глубокими откосами, облицованные камнем, ТАСС таки приобрел, правда, больше они смахивают на большие экраны телевизоров, символизирующие как «окна в мир», так и окна РОСТА (прежнее название учреждения — РОСТА, Российское телеграфное агентство).

Из-за крупных окон здание кажется четырехэтажным. Окна на фасаде чередуются с вертикальным ритмом узких ниш.

Финальный проект принадлежит авторскому коллективу, возглавляемому Виктором Сергеевичем Егеревым (1923–2016), построившему в Москве Дворец пионеров на Воробьевых горах, музыкальное училище им. Гнесиных на Поварской, создавшему интерьеры станции метро «Краснопресненская». Также в списке авторов здания ТАСС (1965–1977) А. А. Шейхет, З. Ф. Абрамова, Г. Л. Сирота.

Центральный вход в кубический объем здания отметили огромным шаром из бронзы и меди, символизирующим планету Земля и намекающим на присутствие ТАСС по всему миру.

Фото: Евгений Чесноков, pastvu.com

ТАСС открыл выставку к 100-летию архитектора здания агентства на Тверском бульваре

МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Экспозиция к 100-летию архитектора Виктора Егерева, под чьим руководством было создано здание ТАСС на Тверском бульваре в центре Москвы, открылась в штаб-квартире госагентства.

На выставке представлены эскизы нескольких вариантов здания ТАСС, в том числе в высотном исполнении или с электронной газетой на крыше. Некоторые снимки показывают элементы внешнего и внутреннего убранства здания в конце 70-х годов XX века. Кроме того, можно увидеть фотографии других реализованных проектов и живописи архитектора.

Егерев родился 18 ноября 1923 года. Он являлся известным советским и российским зодчим, народным архитектором СССР, академиком Российской академии архитектуры и строительных наук, а также членом-корреспондентом Российской академии художеств, лауреатом Государственной премии РСФСР и премии президента РФ. Накануне 100-летия мастера корреспондент ТАСС также пообщался с его сыном Александром Егеревым.

От кораблей к архитектуре

Детство Виктора Сергеевича прошло в многодетной семье в селе Ботино. В 1941 году, сразу после окончания школы, он вступил в ряды Красной армии. Окончил военное училище в звании лейтенанта — заместителя командира роты противотанковых ружей. Участвовал в боях за Сталинград, где был тяжело ранен. Награжден медалью «За оборону Сталинграда», орденами Отечественной войны I и II степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За победу над Германией» и медалью Жукова.

«У него был непростой путь и в архитектуре, и вообще в жизни. В обороне Сталинграда он лишился ноги, но обладал оптимистичным характером и никогда не давал себе поблажек, старался быть бодрым и спортивным, насколько это позволяли протезы. В нем сочетались упорство и очень большой талант: он рисовал с детства, будучи из простой семьи и не зная толком о специальности архитектора. Мечтал стать кораблестроителем и после фронта сначала поступил в Бауманку, где, отучившись год, случайно зашел в институт архитектуры, где ему настолько понравилось, что он понял, чем будет заниматься», — вспоминает об отце Александр Егерев.

Будущий зодчий здания на Тверском бульваре поступил в Московский архитектурный институт в 1944 году. Во время учебы под руководством знаменитого архитектора Бориса Мезенцева проявил себя и после отличной защиты диплома в первой же конкурсной борьбе завоевал право строить станцию «Краснопресненская» столичного метро. Кроме того, Виктор Сергеевич работал в Мастерской №1 Моссовета, руководителем мастерских Моспроекта-1 и Моспроекта-2, главным архитектором Фрунзенского района столицы. «Он участвовал во всех крупных мероприятиях, в том числе в прокладке Нового Арбата и в выборе площадки для здания ТАСС. Отец пользовался достаточно большим уважением коллег», — добавляет Александр Викторович.

Наряду с творческой работой Егерев принимал активное участие в общественной жизни Союза архитекторов СССР, в 1972 году стал секретарем его правления, а в 1978 году возглавил делегацию архитекторов СССР на конгрессе Международного союза архитекторов в Мексике. К его наиболее значимым проектам можно отнести здание ТАСС на площади Никитских ворот, Московский городской дворец пионеров и школьников (Госпремия РСФСР), здание Дома связи на Новом Арбате, музыкального училища им. Гнесиных на Поварской улице, поликлиники Госплана СССР в Скатертном переулке и другие.

«Ему удалось наладить замечательный контакт с коллегами за счет особенностей характера и хорошего юмора. Он создал достаточно сплоченный коллектив ведущих советских зодчих. Это уникальный случай, сейчас такое даже трудно себе представить. Они ездили на разные семинары, проводили обсуждения генпланов крупных городов. Это была конкретная и серьезная работа», — отмечает сын архитектора.

От небоскреба к «телевизору»

Проект здания ТАСС, ввиду его сложности и трудностей в согласовании, потребовал проработки многих вариантов, один из которых был реализован. «Была идея, архитектурная парадигма — по бульварному кольцу ставить высотные дома на узловых точках площадей. Так был предложен и высотный вариант здания ТАСС. Из подобных реализованных проектов, например, здание «Лукойл» у станции метро «Тургеневская», — это закладка того времени, только оно должно было быть еще выше. Было противостояние с Западом, но ориентировались во многом на американские идеи. Позже от затей с высотными домами отказались, стали снижать этажность. Перед реализованным вариантом здания ТАСС было выполнено еще два: высотный и более низкий — 12-этажный», — пояснил Егерев-младший.

По его словам, разработка существующего здания велась практически с нуля. Завершением объекта должна была стать новаторская по тем временам новостная строка, но экран к моменту ввода в эксплуатацию здания так и не был установлен. «Первый вариант был вообще стекляшкой, второй — был построен на пластике стены, выступах, нишах и ритмах, а ритм нынешнего здания был сформирован со смыслом и подтекстом, связанным с информацией, позволил найти крупный прием и придать зданию общественный характер за счет увеличения масштаба окон. Здесь возникла и перекличка с рядом стоящими зданиями, и сам необычный объект выделился, как это и должно было быть», — подчеркнул сын архитектора.

Авторские окна ТАСС определили стилевой характер постройки во всех ее деталях и стали одним из узнаваемых символов Москвы. При этом было реализовано одно из первых предложений — о формировании площади перед зданием. «Сделали глубокий отступ от «красной линии» Большой Никитской улицы, — тогда улицы Герцена — что позволило сформировать общественные пространства, зеленые лужайки с березами. Тогда вокруг была малоэтажная застройка начала XIX века, переулки и тротуары. Так, здние представляет чаяния и общественные представления о том, какой должна быть архитектура именно советского времени, и несет, конечно, свою печать, потому его называют памятником советского модернизма», — резюмировал Александр Викторович.

С 1982 по 1991 год в качестве директора и творческого руководителя Центрального научно-исследовательского и проектного института учебных зданий Госстроя СССР Виктор Егерев разрабатывал типовые проекты детских садов, школ, профессионально-технических училищ и других объектов. В течение 10 лет возглавлял Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий учебных зданий. С 1992 года руководил персональной мастерской архитектуры. Он умер 20 апреля 2016 года.

«Любой архитектор, начиная проект, не может предвидеть, насколько главную роль займет или нет он в его дальнейшей жизни. Так получилось, что здание ТАСС было наиболее для него важным и любимым объектом, которым он занимался и после завершения работ», — заключил в беседе с агентством сын архитектора.

«Телевизор» и «дом с глобусом»: история здания ТАСС

, потом его высота в проекте сократилась вдвое, а утвердили в итоге совсем другой вариант — бетонный куб в девять этажей, который из-за больших окон-экранов казался четырехэтажным. Читайте в нашем материале о том, как разрабатывали этот проект, какое отношение к нему имели «Окна РОСТА» и кубинский лидер Фидель Кастро.

История агентства ТАСС

Худодник Владимир Роскин. Поэт Владимир Маяковский. Окно Сатиры РОСТА №728 «Капитал в агонии…». 1920. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

У окон ТАСС. Москва, 1941 год. Фотография: Ф. Кармен / Красногорский филиал Музея Победы, Красногорск, Московская область

Александр Дейнека. Владимир Маяковский в мастерской «Окна РОСТА» (фрагмент). 1941. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Телеграфное агентство Советского Союза — сокращенно ТАСС — до революции находилось в Петрограде  и называлось, соответственно, Петроградским телеграфным агентством, ПТА. В 1918 году оно переехало в Москву и расположилось сначала в отеле «Метрополь» 

, а затем в отдельном здании в Милютинском переулке. Через год учреждение переименовали в Российское телеграфное агентство — РОСТА. Именно для него Владимир Маяковский 

рисовал знаменитые сатирические плакаты «Окна РОСТА».

Агентство еще трижды меняло адреса в Москве: переехало в 1923 году в Армянский переулок, а затем в 1937-м — на Тверской бульвар, в дом, где раньше находилось ателье известного модельера Надежды Ламановой 

. К тому времени РОСТА уже переименовали в ТАСС. Во время войны 

сотрудников агентства эвакуировали в Самару , которая тогда называлась Куйбышев. А после 1945 года ТАСС начал так быстро развиваться, что вскоре вошел в пятерку крупнейших информационных агентств мира. Весь его штат уже не помещался в старом здании, и часть сотрудников пришлось перевести в другие помещения. Это было неудобно: сложно было поддерживать связь между разными службами, падала скорость передачи сообщений. Наконец, в 1963 году руководитель ТАСС Дмитрий Горюнов обратился к правительству СССР с просьбой построить новое здание на Тверском бульваре.

«В городе обязательно должны быть перепады высот»: идея 25-этажного небоскреба

Здание ТАСС. Москва. Архитектор Виктор Егерев. 1970–1977. Фотография: Наум Грановский / Музейное объединение «Музей Москвы», Москва

Илья Голосов. Проект здания ТАСС. 1936. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Здание ТАСС. Москва. Архитектор Виктор Егерев. 1970–1977. Фотография: Наум Грановский / Музейное объединение «Музей Москвы», Москва

Первый проект новой штаб-квартиры ТАСС предложил архитектор Илья Голосов. По его задумке это было здание в 25 этажей с подземной стоянкой для транспорта, скоростными лифтами и световыми табло на крыше, на которых бегущей строкой отображались бы последние новости. Идею небоскреба косвенно поддержал кубинский лидер Фидель Кастро: в 1963 году он прилетал в СССР и навестил в Москве руководителя ТАСС Дмитрия Горюнова, с которым был хорошо знаком. Встретились они 1 мая, в День солидарности трудящихся. Когда Кастро и Горюнов вышли вечером на балкон, чтобы посмотреть праздничный салют, кубинский команданте заметил: «Я слышал, у вас сейчас ругают высотные здания, построенные в 50-х годах. А мне кажется, они органически вписываются в облик Москвы. В городе обязательно должны быть перепады высот, скрашивающие унылость кварталов, построенных под один карниз».

Но проект Ильи Голосова так и не воплотился в жизнь. В 1971 году ТАСС сообщил, что в новом здании будет всего 12 этажей. В Москве ходили самые разные слухи о причинах такого «сокращения». Одни предполагали, что почва в этом месте не выдержит нагрузки, другие рассказывали, что именно под Тверским бульваром проходит секретная правительственная линия метро 

, поэтому здесь нельзя строить высотки. Была еще одна версия: высокая постройка нарушила бы архитектурный облик Тверского бульвара и слишком контрастировала с его зданиями высотой в четыре-пять этажей.

Читайте также:

  • История одного здания: Саввинское подворье
  • Московские небоскребы начала XX века
  • История одного здания: дом Наркомфина

Глобус над входом и окна-«телевизоры»

Здание ТАСС. Москва. Архитектор Виктор Егерев. 1970–1977. Фотография: Наталья Илюхина / фотобанк «Лори»

Здание ТАСС. Москва. Архитектор Виктор Егерев. 1970–1977. Фотография: Елена Солодовникова / фотобанк «Лори»

Здание ТАСС. Москва. Архитектор Виктор Егерев. 1970–1977. Фотография: Александр Михеичев / фотобанк «Лори»

Однако и 12-этажный дом на Тверском бульваре не построили. Группа архитекторов под руководством Виктора Егерева предложила новый проект, по которому у будущего здания было всего девять этажей. Именно этот вариант и приняли окончательно.

Строительство завершилось в январе 1977 года. Новый дом имел форму куба. Специально для этого здания Егерев разработал огромные оконные экраны. Каждый из них занимал два этажа, из-за чего строение казалось меньше, чем на самом деле, и гармонично вписалось в застройку Тверского бульвара. Кроме того, такие окна-витрины служили отсылкой к «окнам РОСТА». Из-за скругленных углов они напоминали телеэкраны, поэтому новое здание ТАСС в народе прозвали «телевизором». Над входом расположилась эмблема информационного агентства — металлический земной шар, который обвивала лента с надписью ТАСС. Он и дал зданию еще одно неофициальное название — «дом с глобусом».

Журналисты переехали в новые помещения только в октябре. 21-го числа вышло первое информационное сообщение из нового здания:

Всем, всем, всем,
Новоселье — в целом мире,
Всюду — песни, всюду — пляс,
Нынче в новой штаб-квартире
Размещается и ТАСС!

«Новым» это здание продолжали называть и через несколько лет после переезда: часть служб по-прежнему оставалась в «старом» доме, на месте бывшего ателье Надежды Ламановой.

После распада Советского Союза ТАСС стал частью Информационного телеграфного агентства России и получил новое имя — ИТАР–ТАСС. Из-за этого изменилась и надпись на бронзовом глобусе над входом. Прежнее название агентству вернули только в 2014 году. Сейчас его штаб-квартира находится все в том же здании на Тверском бульваре, и журналисты в нем работают круглосуточно. А его окна продолжают традицию «Окон РОСТА»: в них бегущей строкой отображаются свежие новости со всего мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *