От сортавалы до лодейного поля что посмотреть
Перейти к содержимому

От сортавалы до лодейного поля что посмотреть

  • автор:

Вокруг Ладоги

Незарегистрированные пользователи могут просматривать не более 3-х рассказов.
Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться, если вы уже зарегистрированы.
Регистрация займет не больше минуты.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курортах: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Путешествие в Карелию на машине: расскажем о маршрутах, интересных местах, отдыхе в палатке, расстоянии

Поездка в Карелию на автомобиле – настоящее открытие для туристов. В отличие от туров, где все регламентировано донельзя, и на каждую достопримечательность отводится от силы 2 часа, здесь – полное раздолье. Во время отдыха в Карелии на машине Вы сами выбираете маршрут, длительность каждой остановки, а также сами отвечаете на вопросы: «Чем заниматься?» и «Куда поехать дальше?». Однако перед путешествием на своем личном транспорте следует хорошенько подготовиться: составить маршрут, прикинуть затраты и длительность пути. ТК «Карелочка» готова помочь Вам в этом нелегком деле – вместе разберем каждый аспект автомобильной экспедиции по северной республике, а также дадим Вам пару рекомендаций.

Однодневные экскурсии в Карелии

Сколько ехать до Карелии на машине

А начнем мы с расстояния в «км» до самых туристически привлекательных городов Карелии. Большая часть из них – по трассам из СПБ и городов Московской области.

Карелия на карте - расстояние на автомобиле от Москвы, СПБ до Петрозаводска и других городов

Республика Карелия на карте

Путь из Москвы до Карелии

От Москвы до Карелии на автомобиле можно доехать по нескольким трассам. Расстояние от столицы РФ до Петрозаводска зависит от выбранной дороги, но в среднем составляет 1027 – 1100 км. Можно отправиться в путь через Великий Новгород, или предпочесть маршрут через Ярославль.

Теперь поговорим о бензине. Из расчета 8 л/100 км на поездку Вам понадобится 82 л бензина, а в дороге Вы проведете примерно 13,5 часа.

Чтобы не стоять на своем автокаре в пробках и оказаться в столице Карелии максимально быстро, «Карелочка» рекомендует выехать на рассвете, примерно в 4-5 часов. Так Вы сэкономите час-полтора, избежав дорожных заторов.

Путь из Санкт-Петербурга (СПБ) до Карелии

Путь в Петрозаводск из Санкт-Петербурга значительно короче, чем из Москвы, ведь города разделяют всего 428 км. Их можно проехать за 4-5 часов, по трассе Е-105 через Лодейное поле, затратив при этом 34 л бензина.

От Санкт-Петербурга до городов Карелии ведут два пути, но при выборе любого из них Вам предстоит объехать Ладожское озеро.

С западной стороны на автомобиле можно добраться до Сортавалы по трассе А-121. Или с восточной стороны по трассе Р-21 до Петрозаводска. Дорога до отдаленных уголков Карелии от северной столицы России может занять до 11 часов.

Расстояние и время в пути до центров туризма Карелии

Помимо Петрозаводска в Карелии есть и другие города, часто посещаемые туристами. Рассмотрим расстояние, а также время пути до них:

Москва Санкт-Петербург
Сортавала 974 км (10 ч) 267 км (2,7 ч)
Кондопога 1059 км (11,5 ч) 460 км (4,8 ч)
Медвежьегорск 1164 км (12,5 ч) 565 км (5,9 ч)
Костомукша 1491 км (16,5 ч) 892 км (9, 3ч)

Какой маршрут выбрать – зависит от Вас. Можно рекомендовать западное направление, через два часа поездки Вы будете у Ладожских шхер. Тут можно отдохнуть и порыбачить. К тому же трасса на Сортавалу в отличном состоянии, и до Карелии Вы доберетесь очень быстро, приблизительно за 3 часа.

Достопримечательности во время путешествия на автомобиле: что посмотреть в Карелии

Места, в которых точно следует побывать во время путешествия на машине в Карелию

Поездка на машине позволит Вам подробно ознакомиться с памятными уголками края. Среди них есть как известные культурные и природные достопримечательности, так и скромные по туристическим меркам места. А какие из них обязательны к посещению на автомобиле, расскажем ниже.

1.Шхеры Ладожского озера

Вначале поговорим о живописном скалистом архипелаге. В его состав входит порядка 650 островов и скал. Бывалые туристы сразу узнают Бараньи лбы — так окрестили округлые выступы, которые приняли свою форму под действием ледников. Столь же известны и Рифовые горы — красивые отвесные обрывы.

Здесь можно сфотографироваться, поплавать на байдарках, но больше всего Шхеры привлекают любителей рыбалки, ведь в озере водится более полусотни видов рыбы, причем среди них — форель и лосось. Есть и рыбка попроще: окуни, судаки, налимы. Также на островах можно собирать грибы, следует лишь проявлять осторожность, чтобы не наткнуться на притаившуюся змею. Из представителей фауны на Шхерах Ладожского озера чаще всего встречаются косули и бобры. Чтобы попасть к островам, следуя по трассе А-121 нужно проехать Сортавалу и остановиться в поселке Березово. Если же Вы планируете провести тут несколько дней, то советуем забронировать места на базе отдыха «Буревестник».

А куда еще можно поехать на машине в Карелию? Давайте посмотрим.

2.Горный парк «Рускеала»

«Рускеала» — это настоящая жемчужина Карелии, этот горный парк то и дело попадает в программу различных карельских туров и экскурсий. А привлекает туристов необыкновенное сочетание мраморных гор, озер с водой бирюзового оттенка и зелени окружающих лесов.

Для прогулки по парку нужно только оплатить входной билет – в 2022 году его цена составляет 450 рублей. Также в Рускеале можно приобрести одну из экскурсий и вместе с сопровождающим побывать в «Мраморном каньоне», пройти по «Дороге горных мастеров» или осмотреть «Подземную Рускеалу». Если Вы приехали в парк в теплое время года и любите активный отдых, то можете взять напрокат лодку и проплыть по Мраморному озеру, погрузиться с аквалангом с пирса или отправиться в веревочный парк. Учтите, что даже жарким летом в штольнях довольно холодно, так что не помешает взять с собой теплую одежду. Благо, в багажнике вместительного автомобиля на них должно хватить места.

В «Рускеалу» из Петрозаводска на авто Вы доедете по Пряжинскому шоссе, трассе Р-21. Затем к поселку Рускеала Вас приведет трасса А-121. Общее расстояние пути – примерно 260 км.

3.Достопримечательности Петрозаводска

Губернаторский сад - одно из достопримечательностей Петрозаводска

На осмотр столицы Карелии желательно отвести несколько дней. Главной достопримечательностью Петрозаводска является набережная Онежского озера – сюда приезжают практически все гости города; на машинах либо же на экскурсионных автобусах. Особенно красиво здесь с мая по июль, когда в Карелии наступают Белые ночи. В это время тут можно встретить прогуливающихся людей и послушать выступления музыкантов.

От набережной обязательно поднимитесь к площади Кирова, которая считается культурным центром города. Здесь стоят три театра: два рассчитаны на взрослых зрителей (Музыкальный и Национальный), а третий, Театр кукол — принимает маленьких гостей, а также их родителей. Так что маршруты на автомобиле с детьми тоже возможны и довольно распространены. Отметим, что на площади находится Музей изобразительных искусств.

Проездом на автомобиле можно заехать в парк Онежского тракторного завода. Он расположен в самом старом районе Петрозаводска; именно здесь началась история города, ведь тракторный завод построили на месте оружейного, ради которого и был заложен населенный пункт.

Еще один интересный парк Петрозаводска получил свое название в честь 50-летия Пионерской организации. Но у него есть и другое название, неофициальное — «Ямка». Парк расположен в пойме реки Неглинки, и в нем Вы найдете скульптуры с завораживающим дизайном, ажурные мостики, голодных уточек. Словом, если перед отъездом в другие места Вам хочется сделать эффектные фотографии, то выделите несколько минуток на Парк 50-летия Пионерской организации.

4.М узеи Петрозаводска

Особняком среди музеев Петрозаводска стоит старейший центр культуры края – Национальный музей Карелии, который был основан в конце 19-го века. Здесь развернуты 22 экспозиции. Одна из наиболее интересных — «Каменная летопись», где представлены археологические находки. Переходя из зала в зал, можно познакомиться с историей Карелии с 9-го по 20-ый век.

Заслуживает внимания и Галерея промышленной истории. Она разместилась в здании, которое прежде занимала поликлиника тракторного завода. Музей открылся в 1967 году. Здесь Вы проследите весь путь развития промышленности Карелии – от ее зарождения до кризисных 90-х годов прошлого века. Детей привлекают интерактивные модели цехов – можно представить себе, как изготавливали знаменитые пушки. В музее подробно рассказано и о промышленности советской эпохи.

Всего же в Петрозаводске более десятка известных а, главное, интересных для посещения музеев. Чтобы познакомиться с их экспозициями рекомендуем выделить хотя бы сутки. А подробнее о музеях Петрозаводска и Сортавалы мы рассказываем в этой статье – переходите и планируйте свое автомобильное путешествие по Карелии на максимум!

5.Парк Паанаярви

Известный национальный парк, который расположен на северо-западе Карелии. Здесь Вас ждут туристические тропы-маршруты с указателями, отправившись по которым Вы увидите Нуорунен – вершину финляндских гор, а также сейд — то самое место, где древние люди поклонялись своим богам. Очень красива и природа парка: на склонах гор растут ели и сосны, множество берез, а возле воды обосновались ивы и рябины.

Многие туристы приезжают сюда, чтобы провести отпуск – жить в Паанаярви можно дикарем в палатке или настоящей избе. Помимо аренды жилья здесь можно арендовать лодки, взять напрокат мангал и даже спортивное снаряжение.

Чтобы попасть в национальный парк, нужно зарегистрироваться в визит-центре, расположенном в поселке Пяозерский. От него до парка — около 60 км, а в сам поселок следует ехать по Мурманской трассе. От поселка Лопухи до визит-центра около 110 км.

6.Водопад и заповедник Кивач

Кивач по праву считается самым известным водопадом Карелии. На сегодняшний день потоки воды падают со склонов Кивача с высоты 10,7 м. Приехать сюда можно в любое время года: кто-то считает, что водопад эффектно выглядит зимой, другие туристы приезжают летом и любуются богатой растительностью вкупе с живописными карельскими пейзажами.

Любовались красотами водопада и поэты; Державин и Глинка посвятили Кивачу свои стихи, которые расхватали на цитаты все местные экскурсоводы)

Кивач и Петрозаводск разделяет порядка 80 км, при этом большую часть пути можно проехать по трассе Р-21. Добравшись до заповедника, машину можно оставить на парковке.

7.Сямозеро

Площадь этого озера 260 кв.км или 37 000 футбольных полей! Но не одним размером славится Сямозеро. Хороши сосновые леса на его берегах – тут можно разбить палатку, заночевать и остаться на несколько дней. Встречаются песчаные пляжи и участки мелководья, так что искупаться смогут даже те, кто не слишком уверенно чувствует себя в воде.

Но более всего Сямозеро радует любителей рыбалки – богатый улов обеспечен Вам в течение всего лета. Еще один момент: озеро весьма популярно среди туристов, так что здесь без труда можно найти новых знакомых и друзей. Но озеро настолько велико, что по его берегам и уединенный уголок отыскать труда не составит. В районе Сямозера встречаются грибы, клюква, брусника и другие северные ягоды. От Петрозаводска до водоема около 60 км пути на машине, а ехать предстоит по трассе 86К-10.

8.Вулкан Гирвас

Этот вулкан, находящийся в 70 км от столицы Карелии, давным-давно заснул и опасности для человека не представляет. Только представьте, последний раз Гирвас извергался примерно 3 млрд лет назад! В те годы гора возвышалась на 6000 метров над уровнем моря. Но с тех пор вулкан изменился: сейчас он представляет собой почти ровную поверхность с заполненным водой кратером. Неподалеку, в окружении хвойных лесов, находится одноименный водопад Гирвас.

Рядом с вулканом обустроена туристическая зона, есть платная парковка для автомобилей, работает сувенирный магазин. От Петрозаводска до вулкана нужно ехать по трассе Р-21 в направлении Мурманска. Примерно через 60 км от начала пути Вы увидите указатель с названием Гирвас.

Маршруты по Карелии на автомобиле

А теперь предлагаем из описанных выше достопримечательностей, словно из конструктора, собрать полноценные туристические маршруты на машине по Карелии. Включим в программу и другие культурные и природные памятники, а также города и озера северного края. Поехали!

Маршрут №1. Длительная поездка в Карелию на машине

Среди автотуристов особенно популярны Ладожское и Онежское озера, а также горный парк «Рускеала».

Начните с поездки в национальный парк, чтобы полюбоваться Ладожскими Шхерами. Далее можно посетить Сортавалу, посмотреть на необычные деревянные дома. Если конечной точкой вашего маршрута является монастырь на острове Валаам, то по дороге Вы увидите мраморный каньон Рускеала и покатаетесь на лодке в парке. Ну а закончить путешествие можно посещением водопада Кивач. Затем Вы сможете вернуться в столицу Карелии.

Интересный маршрут можно проложить на север Карелии, отправившись по трассе Е-105/Р-21. Вначале Вы увидите северный Беломорск, а дальше сможете посетить не только национальный парк Паанаярви, но и его окрестности.

Маршрут №2. Поездка в Карелию на выходные

Допустим, Вы располагаете коротким сроком для знакомства с краем, скажем, пару дней. Тогда Вам будет удобно выбрать один из следующих автомобильных маршрутов:

1.Доезжаем до города Сортавала. Проходим по улицам города, посещаем кафе, а дальше отправляемся в «Рускеалу». Остаток дня Вы наверняка проведете здесь, а наутро отправитесь знакомиться с монастырем на остров Валаам.

2.Привлекателен и следующий маршрут – поездка вокруг Ладожского озера. На Вашем пути будет Приозерск, а закончится путешествие у крепости Орешек. По дороге Вы увидите немало других достопримечательностей.

3.Также есть маршрут Петрозаводск – Кижи. В начале пути Вы познакомитесь со столицей Карелии и ее культурными достопримечательностями – уникальные деревянные постройки и памятник наверняка произведут на Вас большое впечатление. Из Петрозаводска на автомобиле доберетесь к водопадам, увидите знаменитый Кивач. Есть в окрестностях столицы Карелии и питомники ездовых собак. Зимой прокатиться на собачьей упряжке – отличное развлечение, особенно для детей. Помимо всего вышесказанного в этот период можно наблюдать в Карелии северное сияние.

Маршрут №3. Карелия на машине из Санкт-Петербурга

Для культурного отдыха в Карелии туристы, как правило, выбирают между двумя большими городами — Петрозаводск и Сортавала. Остановившись в одном из них удобно путешествовать по краю и знакомиться с его достопримечательностями. Из Санкт-Петербурга в Сортавалу нужно ехать по трассе А-121. Вам предстоит покрыть примерно 270 км, а дорога займет до 4 часов. Чтобы попасть в Петрозаводск по трассе Р-21 придётся ехать дольше – примерно 6 часов, ведь города разделяет 430 км.

Обе дороги в хорошем состоянии. Путешествие в Карелию из северной столицы очень популярное направление, особенно в летние месяцы.

Маршрут №4. Карелия на машине из Москвы

Как уже упоминалось, из Москвы в Карелию можно ехать через Великий Новгород. Если Вы отправляетесь в Сортавалу, расстояние до этого города от Москвы – 970 км, дорога занимает примерно 11 часов. В Петрозаводск удобно ехать тоже через Великий Новгород — это 1000 км и 11,5 часов пути. Если же Вы выберете маршрут через Вологду, то путешествие до Петрозаводска продлится около 15 часов.

Где остановиться в Карелии во время путешествия на автомобиле: базы отдыха и отели

Туристический бизнес в Карелии развит, поэтому у гостей не возникнет проблем с тем, где остановиться. К Вашим услугам – отели, базы отдыха, коттеджи на берегах озер, гостевые дома. Некоторые варианты пользуются настолько большим спросом, что лучше бронировать места заранее, особенно в высокий сезон. Тем, кто еще не определился можно рекомендовать следующие места:

База отдыха «Северное сияние»

Находится недалеко от Петрозаводска, расстояние примерно 73 км. удобно добираться прямо из аэропорта «Петрозаводск».

База отдыха расположена в живописном месте, на берегу Сямозера, поэтому пользуется особой популярностью у любителей рыбалки. От трассы базу отделяет примерно 8 километров, так что отдыхающие всегда могут наслаждаться тишиной и чистым воздухом. К пляжу ведет экологическая тропа, а мягкий песок и бухта, где редки ветра – гостям будет очень приятно проводить тут время, купаться и загорать.

Загородный комплекс «Марциальные Ключи»

Популярный туристический комплекс, который понравится и молодежным компаниям, и семьям с детьми. Находится он на берегу необыкновенно красивого озера Верхнее Лампи. У жителей Карелии принято лесные озера называть ласково – ламба, ламбушка. Вода тут летом тёплая, а на пирсе стоят шезлонги, чтобы можно было с комфортом позагорать. Неподалеку от комплекса есть и другие озера.

Здесь Вы сможете вволю погулять по лесным тропинкам, а чтобы не заскучать — в «Марциальных ключах» постоянно проходят мероприятия, дискотеки, экскурсии и различные виды активных развлечений.

Цена завтрака входит в стоимость проживания. Вас ждут комфортные номера и море впечатлений!

Турбаза «Алекка»

Еще один комплекс на берегу Сямозера; от Петрозаводска его отделяют 68 км. На территории турбазы открыто кафе, завтраки входят в стоимость проживания. Отдохнуть можно на одной из двух площадок:

  • Первая – у костра, здесь есть скамейки, тент, защищающий от дождя и солнца.
  • Второй вариант – просторная беседка с мангалом, большими столами, кухонными принадлежностями. Здесь очень удобно проводить различные мероприятия.

Отдыхающим предлагают большой выбор экскурсий.

Отель «Карелия»

Находится «Карелия» в городе Кондопога, рядом с Онежским озером. В шаговой доступности расположен питомник ездовых собак, также работает мини-зоопарк. Популярностью пользуется кафе, которое предлагает своим клиентам шведскую линию, а в 3-х залах могут одновременно разместиться 120 человек.

А если Вам захочется перекусить – на 2-м этаже ждет бесплатный «чайный стол» (чай и сахар), здесь же стоят микроволновки. Номера рассчитаны на 1-3 гостей, но есть и несколько «семейных» комнат, предназначенных для большего числа постояльцев. Для всех гостей в отеле предоставляется бесплатная парковка.

Отель «Фрегат»

Отель расположен в Петрозаводске, рядом с Онежским озером. Отсюда не составит труда дойти до основных городских достопримечательностей. А причал, откуда отходят суда на остров Кижи, находится буквально в нескольких десятках метров от отеля — 2 минуты пешком.

Номера светлые, уютные, различных категорий. Есть «стандарты», «полулюксы», «люксы». Также во Фрегате Вам будут доступны современный интерьер, отличающийся минимализмом, удобная мебель, Wi-Fi и вид из окна на озеро — все эти удобства сделает отдых в отеле незабываемым.

Отдых в Карелии дикарем на машине в палатках у озера

Отдых в палатках на берегах Онежского, Ладожского озер

Проживание в палатке

Многие гости Карелии не представляют свой отдых в этом крае иначе, как «дикарем» с палаткой. Путешествие на автомобиле даст Вам просто неограниченные возможности как по срокам, так и по маршруту. Вот остановились в месте, которое приглянулось, а через несколько дней собрались и отправились дальше.

Наибольшей популярностью у туристов для «дикого отдыха» пользуются берега озер – Ладожского и Онежского. Эти водоемы настолько большие, что у Вас может сложиться впечатление, будто Вы приехали на море. Однако вряд ли маленькие дети смогут долго тут купаться. Вода пресная и холодная, ведь оба озера образовались в результате таяния ледников…

Зато здесь настоящее раздолье для любителей рыбалки. Так что берите с собой удочки, и, желательно — надувную лодку. Богатый улов обеспечен; причем поймать здесь можно самую разную рыбу – от окуней и хариусов до лещей и лососей.

Если рыбалка Вас не привлекает, можно заняться поиском полудрагоценных камней. Просто пройдитесь по берегу и на глаза попадутся интересные находки, среди которых аметист, лунный камень, халцедон. Можно собрать целый мешочек и привезти домой на память о путешествии.

Кроме крупных водоемов стоит обратить внимание на озеро Янисъярви. Трудно найти лучшее место для отдыха дикарем. Вода тут чистейшая, даже на большой глубине видно дно. Рыбы тоже очень много, а по берегам растут вековые леса.

Еще один хороший вариант для отдыха в палатках в карельском крае — лесное озеро Победное. Особенно Вам тут понравится, если Вы любите уединение. Большого числа людей не бывает даже в разгар лета, так что можно без проблем найти уединенное место, так сказать, тет-а-тет с природой. Неподалеку находится заброшенная вилла, где в своё время жил зять Альфреда Нобеля.

Нравится туристам и Карельский перешеек. Он очень живописен, можно поставить палатку, поплавать на надувной лодке, побродить по лесным тропинкам. Не забудьте посетить и главную здешнюю достопримечательность — крепость Корела.

Для семейного отдыха с детьми великолепно подойдет Сямозеро, где устроен пляж. Да и вода тут все-таки теплее, чем во многих других карельских водоемах, так что в разгар лета Вы знаете место, где можно искупаться. С рыбой здесь также проблем нет: нередко попадается лосось, судаки и щуки.

Советы и рекомендации автомобилистам

Как съездить на авто в Петрозаводск, Сортавалу и другие карельские города - рассказываем в статье

Насколько удачным окажется отдых – во многом зависит от ряда моментов. Тем, кто впервые собирается в Карелию на машине, мы дадим 6 советов, чтобы путешествие прошло без неприятных приключений.

  1. Чётко определите маршрут. В автомобильной поездке Вам пригодятся карты и навигаторы, помогут также отзывы других путешественников. Особое внимание уделите описанию дорог – Вам необходимо знать, в каком они состоянии. Впрочем, эта проблема легко отпадает при условии поездки на хорошем внедорожнике 🙂
  2. Не забудьте необходимые документы. С вами должны быть права, техпаспорт, ОСАГО, паспорт, полис.
  3. Возьмите теплые вещи. Помните, что в Карелии часто идут дожди, дуют прохладные ветра. Так что зонты или дождевики, прочная непромокаемая обувь, резиновые сапоги лишними не будут.
  4. Запаситесьрепеллентами. Комаров в краю рек и озер, увы, немало. Особенно в конце лета. Позаботьтесь о защитных средствах; особенно актуально во время путешествий с детьми.
  5. Подумайте о мобильной связи. Планируя маршрут, помните, что в отдаленных точках могут быть проблемы с сотовой связью. Если Вам нужно постоянно использовать мобильный телефон — держитесь рядом с крупными городами.
  6. Соблюдайте ПДД. Особенно нежелательно превышать скорость на грунтовых дорогах, где встречаются ямы или ухабы. Берегите себя!

В какое время года лучше ехать на автомобиле в Карелию

Лесные просторы и богатая природа края рек и озер

Большинство людей связывает отпуск с летом, но на автомобиле в Карелию можно приезжать в течение всего года. Каждый сезон имеет свои преимущества. Давайте вкратце их разберем.

Отдых в Карелии на машине летом

Летом туристы отправляются в Карелию на достаточно продолжительный срок. Купание, рыбалка, отдых на природе — многие проводят тут весь отпуск. Нужно помнить, что вода в северных водоемах прогревается до относительно комфортных температур только в июле и августе. На турбазах можно взять напрокат лодку или катамаран, снаряжение для рыбной ловли.

Плюсы: доступ к самым отдаленным уголкам Карелии, отдыху в палатках и сезонным развлечениям.

Минусы: высокие цены, большое количество отдыхающих и комаров.

Отдых в Карелии на машине в межсезонье (осень, весна)

В начале осени и в конце весны Карелия удивительно красива. В сентябре деревья и кустарники с золотыми и красными листьями соседствуют с темно-зелёными елями. Весенний же период, особенно месяц май, покажут Вам разнообразие местных цветов и карельских пейзажей. Можно съездить в национальный парк или отправиться на рыбалку.

Плюсы: на турбазах много свободных мест и низкие цены.

Минусы: некоторые грунтовые дороги в плохом состоянии, из-за чего не получится добраться до некоторых достопримечательностей. Ночевать в палатках холодно и тяжело.

Отдых в Карелии на машине зимой

Зимняя Карелия точно сошла со страниц книги сказок. Заснеженные горы, лес в белоснежном убранстве… Настоящий север! Можно увидеть северное сияние, покататься на лыжах, оленях, на собачьих упряжках. А вечером вернуться в теплый домик. Особенное удовольствие Вы получите, если арендуете коттедж с камином и баней.

Плюсы: Вам доступны все виды активного зимнего отдыха. Нет насекомых, да и туристов немного. Цены умеренные (разве что во время новогодних и рождественских праздников они вновь растут).

Минусы: морозная погода, проблемы с дорогами, палаточный отдых исключен.

Экскурсии в дополнение к автомобильной поездке

К сожалению, не ко всем достопримечательностям Карелии так просто добраться на обычном легковом автомобиле. Можно и в объезд, но получится долго, муторно и дорого. Поэтому, остановившись на денек-два в отеле или на турбазе, можете отправиться в желаемое место (или места) на короткую экскурсию. Посмотрите, какие экскурсионные однодневные туры готова предложить Вам ТК «Карелочка»:

Экскурсия в Рускеальский горный парк

Уж где, как не в Рускеале насладиться красотами Карелии. Только представьте, как мраморные оголенные склоны отражаются в водах изумрудного оттенка… А впоследствии Вы можете спуститься в пещеры парка, увидев их, проплывая через подземное озеро

Сплав по реке Шуя

Готовы отправиться в край бесчисленных озер, порогов и даже небольших водопадов? Тогда опускаем весла в воду и отправляемся в 2-х часовой сплав по реке Шуя. А на морском пути Вас ждут 3 знаменитых карельских порога – будет весело!

Экскурсия на о. Кижи

Остров Кижи богат на достопримечательности: 22-главая церковь Преображения Господня, часовня Архангела Михаила, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и др. Помимо этого Вы увидите шедевры карельской иконописи, а также зайдете в один из крестьянских домов

Экскурсия на Валаам

Экскурсия на Валаам из Петрозаводска. Валаам по праву считается самым крупным островом всего Валаамского архипелага. В ясную погоду даже путь к Валааму превращается в увлекательную морскую прогулку по легендарному Ладожскому озеру.

Остров Валаам и Рускеальский горный парк

Уж где, как не в Рускеале насладиться красотами Карелии. Только представьте, как мраморные оголенные склоны отражаются в водах изумрудного оттенка… А вместе с горным парком Вы посетите еще и легендарный остров Валаам!

Экскурсия на о.Соловки летом, 1 день

Мало свободного времени, но хочется отправиться на природу и отдохнуть от города? Тогда наш тур для вас. Вы сможете насладиться замечательной экскурсией по Соловецкому монастырю. В завершении вас ждёт приятная прогулка на теплоходе по Белому Морю.

Что дальше?

А дальше – завершаем подготовку, собираемся и отправляемся в незабываемое путешествие! На носу летние месяцы и самый привлекательный период для автомобильной поездки в Карелию – не стоит проводить их без полноводных карельских озер и впечатляющих природных достопримечательностей республики. Желаем прекрасно провести отдых на карельских просторах!

От сортавалы до лодейного поля что посмотреть

Дата:
13 — 17 августа 2001 года

Участники:
Александр Готовцев, Игорь Копайсов

Маршрут:
Санкт-Петербург — Кузнечное — Сортавала — Валаам — Сортавала — Янисъярви — Питкяранта — Лодейное Поле — Санкт-Петербург (786 км)

Содержание:
Текст и 28 фотографий

Особая благодарность за ценные добавления и исправления
Andrew Heninen

Приятно, когда задуманное осуществляется! Итак, с 13 по 17 августа с.г. я проехал-таки по маршруту длинной 786 км Санкт-Петербург-Фин. — Хиитола — Сортавала — Янисъярви — Лодейное Поле — Санкт-Петербург-Главн. вокруг Ладоги. Сразу оговорюсь, что главной целю этой поездки (как и поездки в Выборг с Александром Кондаковым 10.08) не была железная дорога, но кое-что интересное удалось заметить.

Значит по порядку.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-ФИНЛЯНДСКИЙ (0 км.)

Сложность заключалась в том, что у Александра, моего напарника по поездке, не было пропуска в погранзону, точнее он был, но на руках у его супруги, которая приезжала в тот день из Сортавалы. Потому нам пришлось встретить костомукшский поезд (прибытие кажется в 15.54). На Финляндском стоят турникеты — надо как-то просочиться. Подхожу к кассе, требую перронный билет, говорят — нету таких, идите к контролёру и объясняйте ситуацию, он вам даст талончики для входа и выхода. Контролёр ничего не дал, просто пропустил и посоветовал обратно идти через него же. Проникнув на перрон билеты решили не брать, а подождать час до отправления нашей электрички N 6569 до Кузнечного (16:55), согласованной с поездом N 6457 Кузнечное — Сортавала. Возникла одна сложность — в закрытой зоне не оказалось туалетов! Пришлось ещё раз выходить в город (билеты якобы у приятеля остались) и проникать на вокзал.

Под посадку подали ЭР2-667. Что удивительно — поезд почти со всеми остановками, следующий идёт до Сосново через 17 минут, но всё одно — народ, ехавший не дальше Сосново заполнил наш поезд под завязку. Более-менее стало возможно дышать лишь после Токсово.

Не буду описывать участок до Приозерска, скажу лишь, что в районе Грузино мы исправно заплатили по 20 рублей штрафа при цене билета 48 рублей.

ПРИОЗЕРСК (145 км)

Через 2 часа 54 минуты прибыли в Приозерск, идём по расписанию — это хорошо. Хотя, поезд в Кузнечном в любом случае дожидается электричку, на сколько бы она не опоздала. В Приозерске, в чётной (северной) горловине обнаружился поворотный круг, точно такой же, как на фотографиях станции Сортавала. Платформы между Приозерском и Кузнечным (148 км и 152 км) короткие — выход только из трёх первых вагонов.

КУЗНЕЧНОЕ (160 км)

В самом Кузнечном платформа тоже вагонов на 6, не больше. Приезжаем — станция пуста. Стоят два маневровых (видимо вывозные на карьер). Минут через 10 ко второй, низкой платформе, приходит поезд из Сортавалы. Четыре межобластных вагона (62 места) тянет 2М62У-0010! На борту трафарет СУОЯРВИ, и ещё забавный трафарет на одной из секций — ОКТ.Д.Ж. 🙂

Происходит перемещение пассажиров из подкидыша в электричку и наоборот. Народу достаточно — почти все места заняты. В поезд садятся погранцы, офицер и четыре солдатика, проверку начинают не дожидаясь отправления и успевают проверить всех. Проверяют довольно тщательно, сличают пропуск, паспорт и лицо. Отправление. Через несколько минут подъезжаем к границе погранзоны, которая похоже совпадает с границей Ленинградской области и Карелии. Колючая проволока на столбах, следовая полоса. По линии ж.д. в колючке естественно разрыв, но тут будка, где сидит овчарка на длинной цепи. Останавливаемся, чтобы высадить погранцов. Пограничный пёс Алый деловито водит взглядом по составу, высунув морду из будки, взгляд недобрый.

По вагону проходит девушка (именно девушка, а не «тётка») с катушками билетиков, как в троллейбусе, и настоятельно предлагает их купить. Нам было продано (на двоих) 2 билета с надписью «Основной билет д/проезда в пригородном поезде» по 50 коп. штучка (форма по ОКУД 0751119 Лу-97пко) и 10 билетов «Дополн. билет д/проезда в пригородном поезде» разного достоинства: по 10 руб., 2 руб. и 30 коп. штучка (форма по ОКУД 0751120 Лу-97пкд). Всего на сумму 57 руб. 60 коп.

Едем дальше, небольшие, по 1-2 минуты остановки. Станционные здания все старые, финские. Из примечательных — Хиитола, Элисенваара, Яккима (Лахденпохья).

Названия станций написаны сразу двумя алфавитами — кириллицей и латиницей (Карелия осталась единственным субъектом РФ, использующим латиницу). Но не по-карельски, а именно латиницей, абстактной, причём с какими-то неочевидными правилами транскрипции. И висит это дело с глубоких советских времен. Как потом выяснилось, иногда надписи не совпадают. Ильинская, Олонец по-карельски звучат по другому, а на вокзалах так и написано — кириллицей одно, латиницей — совсем иное.

ЭЛИСЕНВААРА (199 км)

Ветка на Сювяоро похоже что жива, во всяком случае путь от станции в ту сторону цел. Не скажу, что очень наезжен, но вполне в приличном состоянии. В Элисенваара начинает темнеть — дальше ничего не видно.

СОРТАВАЛА (264 км)

Прибываем в Сортавала в 23.06. Ничего не осматриваем, сразу идем в гостиницу. Гостиницы в Сортавале — особая песня. На 20 тыс. местного населения — штук 8 гостиниц! Город живёт за счёт туризма, в основном — из Финляндии. Первую ночь провели в гостинице СОРТАВАЛА. Двухместный номер с удобствами (включая постоянно имеющуюся горячую воду) и телевизором — 280 руб. На следующую остановились в гостинице СОФИЯ, там — 210 руб. (правда два санузла на 8 номеров, зато с утра кофе в кофейнике приносят с домашним молоком и полы засланы домотанными цветастыми половичками).

Во вторник отправились изучать город. Обошли всё, что только можно. Городок замечательный, не буду углубляться, загляните на http://heninen.net/sortavala/.

В среду отправились на Валаам (http://www.valaam.ru). Кого интересует — обычный пароход идёт туда 2 часа, на подводных крыльях (МЕТЕОР, СЕРАФИМ) — 45 минут. Времени отправления чёткого нет, где-то между 9 и 11 утра, обратно с Валаама с 13 до 18. Из Сортавалы отправление из Ваккалахти и от гостиницы ПИИПУНПИХА (ТРУБА ВО ДВОРЕ). Плата (команде) от 70 до 100 руб. в одну сторону. На всякий случай даю номер телефона на теплоходе СЕРАФИМ (81430)42894 (звонить вечером, когда он у причала).

Кстати, Валаам — один из путей проникновения в погранзону без пропуска. Подходите вечером на Речной вокзал в Петербурге, находите там теплоходы С-Петербург, Кронштадт, Родина или А.Попов и говорите кому-нибудь из членов команды «Хочу на Валаам!» Стоит это сейчас 300 руб. (правда за эти деньги вас только на борт пустят и может быть где-то пристроят на ночь). Приходите на Валаам утром, день гуляете по острову, а вечерком — в Сортавалу.

Теперь о станции Сортавала. На http://heninen.net/sortavala/rata/ есть фото нового и старого зданий вокзала. Старого сейчас уже нет — снесли. Новое используется большей частью под разные ж.д. конторы. Уютный зал ожидания и кассы открываются только перед прибытием поезда.

Расписание движения поездов по ст. Сортавала

N поезда Маршрут Прибыт. Стоян. Отправ. Дни
249 пасс. СПб — Костомукша 03.00 20 03.20 чётн. (30, 1, 4)
679 вагон Элисенваара* — Петрозаводск 03.00 20 03.20 чётн. (30, 1, 4)
6452 приг. Сортавала — Кузнечное 04.55 ежедн.
250 пасс. Костомукша — СПб 09.40 20 10.00 нечётн. (31, 2, 3)
680 вагон Петрозаводск — Элисенваара* 09.40 20 10.00 нечётн. (31, 2, 3)
6451 приг. Кузнечное — Сортавала 10.55 ежедн.
6456 приг. Сортавала — Кузнечное 17.15 ежедн.
6457 приг. Кузнечное — Сортавала 23.06 ежедн.

* Как потом сказала мне проводница, вагон(ы) 679/680 фактически ходят не до Элисенваары, а до Петербурга. В Суоярви эти вагоны меняются на вагоны Петрозаводск — Костомукша.

Станция в кривой, платформа всего одна. Между ближним к платформе и следующим путём проложена узкоколейка (около 600 мм) для вагонеток с инвентарём. Видимо, из-за этой то кривой новый вокзал поставили на том же месте, что и старый (внутри кривой), это очень неудобно — город с другой стороны ж.д. и, по правилам надо бы всем обходить станцию и бывшее депо, чтобы попасть в город. Все же естественно идут через пути, но очень осторожно, так как там часто бывают милицейские засады.

Прямо напротив вокзала стоит на дальнем пути вагон автомотрисы АПЧ 2-016-4 в родной серебристо-оранжево-зелёной раскраске. Срисовал заводскую табличку:

VAGONKA STUDENKA (над О и Е чёрточки)
KONCERNOVY PODNIK STUDENKA
Чехословакия 1988 год
N 91181

И еще надписи: мест 123, тара 38 т, отопление 3 х 380 В. Есть фото вагона. Ссылки на все фотографии внизу страницы.

Идём в бывшее депо. Замечаем несколько вагонов Д1, переоборудованных в сараи. Доходим до поворотного круга, и рядышком стоит на том самом месте, что на фото, паровоз Эр-771-11.

На табличке: Заводы им. Готвальда, 1950 год, зав. номер разобрать не удалось. Паровоз переделан на нефтяное отопление. Со слов местных работников он зимой работает как парогенератор, но на ходу — его время от времени таскают по депо. Своим ходом последний раз бегал в 1991 году. Полное освидетельствование паровоз прошёл в 1999 году. Всё вполне исправно, все стеклышки на месте, манометр, только дышло одно снято. Всё смазано, подкрашено и т.п.

Будка открыта, никого нет, залезай не хочу. Конечно же хочу! Залез, всё что можно сфотографировал снаружи, внутри. Правда хороших видов не получилось, паровоз стоит крайне неудачно — зажат с двух сторон зданиями. Появился какой-то сотрудник ж.д. На ходу грозно спросил: «Чего снимаешь военный объект в пограничной зоне!?» И не дождавшись ответа пошёл дальше 🙂

Рядом стоит несколько М62 и 2М62, все с трафаретом ТЧ-30 СУОЯРВИ. Более того, встречались экземпляры, где эта надпись была сделана поверх жёлтого прямоугольника — явно что-то замазано (значит, их откуда-то в Суоярви переводят, а возможно, что в связи с ликвидацией ТЧ-29, локомотивного депо Сортавала, просто заменили надпись). Вообще ничего другого кроме «машек» из магистральных локомотивов я до самого Лодейного Поля не видел. Исключение — ТЭП70 ТЧ-14, который привёз костомукшский поезд в Сортавалу и тянул его до Янисъярви и дальше.

По поводу добирания до линии Янисъярви — Лодейное Поле из Сортавалы. Существуют 2 автобусных рейса отправлением из Сортавалы в 6.30 и 16.30 до Петрозаводска через Олонец. Можно было на утреннем добраться до Ляскеля (час пути) и там 7,5 часов ждать поезда. Но хотелось весь маршрут проделать по ж.д. Местные таксисты берут 6 руб. за 1 км, итого до Ляскеля запросили 180 руб., но можно сторговаться за 150.

Итак, решительно отвергнув предложения Александра поехать на машине, идём ночью на вокзал и берём билеты в поезд 249 СПб — Костомукша отправлением из Сортавала в 03.20 и прибытием в Янисъярви в 4.51. Два билета в общий вагон обошлись нам в 115 рублей. В кассе установлен терминал Экспресс-2.

Дождались поезда, который, как я уже говорил привёз ТЭП70 ТЧ-14. Поезд достаточно длинный — вагонов 17. Наш вагон — межобластной, почти все места опять заняты. Ночь, ничего не видно.

Всего в 5 км от Сортавалы. Хелюля — фактически часть города, там расположен мебельно-лыжный комбинат (помните лыжи SORTAVALA?) потому Хелюля — станция.

Родственница Александра, к которой мы заходили в Сортавале, сказала, что на станции стоит несколько паровозов на боковом пути, прямо напротив вокзала. Ни то что паровозов — самой станции нет — разобрана. Но, как написал мне потом Andrew Heninen, ещё лет пять тому назад там стояло более десятка паровозов.

Всё ещё станция — подъездные пути к Рускеальским гранитным карьерам.

МАТКАСЕЛЬКЯ (301 км)

На станции стоят составы с лесом, в основном — баланс для финских ЦБК. Карельская ж.д., построенная в 1893 году, идёт прямо, на Вяртсиля (http://heninen.net/vartsila/) и оттуда в Нирала (Финляндия). До границы отсюда 8 км по прямой. Мы же уходим направо, по линии на Суоярви, построенной финнами в 1920 (1924?) году. Да, на участке Маткаселькя — Вяртсиля пассажирского движения нет.

АЛАЛАМПИ (318 км)

Ничем не примечательный о.п. среди карельских лесов.

ЯНИСЪЯРВИ (325 км)

Приехали. Довольно приличное двухэтажное здание вокзала финских времён. Первым делом бросаюсь смотреть расписание — ведь в случае отмены поезда на Лодейное Поле, нам пришлось бы ждать 27 часов обратного поезда из Костомукши!

Расписание движения поездов по ст. Янисъярви

N поезда Маршрут Прибыт. Стоян. Отправ. Дни
249 пасс. СПб — Костомукша 04.51 10 05.01 чётн. (30, 1, 4)
250 пасс. Костомукша — СПб 07.50 13 08.03 нечётн. (31, 2, 3)
964 грузо-пасс. Питкяранта — Янисъярви 14.02 ежедн.
963 грузо-пасс. Янисъярви — Питкяранта (30) 14.32 ежедн.

Всё не так плохо! Более того в 8.15 должен пойти автобус до Питкаранты (замечу, что он проходит вдоль всех станций по дороге).

Выхожу из вокзала и вижу 2 молодых людей, парня и девушку лет 25, оба в шортах, с маленькими сумочками, которые подходят к дежурной и задают совершенно обескураживший вопрос: «Вы не скажите, как нам пройти к границе?» У дежурной вытягивается лицо, всё что она смогла ответить: «Вам не сюда». Оказалось, ребят не разбудили в Маткаселькя, а из Янисъярви до перехода в Вяртсиля добраться ох как не просто! Выручил какой-то местный, согласившийся доставить туристов до Ляскеля, а оттуда им придётся через Сортавалу как-то пробираться до перехода.

Определившись с проспавшими, дежурная занялась нами. Выяснив, что мы здесь будем ждать поезда на Питкяранту, согласилась оставить открытым вокзал, где мы и попытались поспать на полу часика 4. В зале ожидания стоит замечательная финская печка, рядом с ней лежат дрова и растопка. В стене небольшой люк (окно приёма ручной клади на хранение кассиром), море всевозможных объявлений по поводу проезда по РЖД, расписания с вокзалов Петербурга и Москвы — одним словом цивилизация! Жаль только комнат отдыха для транзитных пассажиров нету 🙁

Проснулись поутру от каких-то криков на улице, оказалось — путейцы занялись ремонтом 2 пути. Пошли исследовать место пребывания. Сразу за станцией магазин (работающий!), остановка автобуса, вокруг домов 10-15. На самой станции обнаружилась опора линии связи с приспособленными под пасынки обрезками рельсов. Так вот один рельс был судя по клейму 1893 года рождения! На другом стояла маркировка ЮВЖД. С первым то понятно — рельс Карельской ж.д., а вот как второй туда занесло? С северной стороны станции, на горке, водонапорная башня и остатки разворотного треугольника. Прогулялись до озера Янисъярви и даже попытались искупнуться. В лесу море брусники, грибов мало.

За всё время, пока мы были в Янисъярви, заметили 3 поезда в сторону границы и 1 от неё. Груз — по большей части тот же баланс.

За полчаса до прибытия поезда пришла кассир (она же дежурная). Экспресса там никакого нету, потому для продажи билетов в плацкартный вагон до СПб необходимо связываться с диспетчером. Ушла звонить, вернулась, сказала, что нет связи, и всё, что она может сделать, так это продать нам билеты в общий вагон. Посоветовала взять общие до Питкяранты, а там, во время стоянки, купить плацкартные до СПб. Так и порешили. Каждый билет обошёлся что-то около 30 руб.

Наш грузопассажирский 964-ый опоздал на 30 минут. 4 пассажирских вагона привели 2М62-0386 и ТЭМ2-3216. Кто кого тянул — не понятно, двигатели работали во всех трёх секциях. Привёз этот монстр аж 8 пассажиров!

Проводники занялись уборкой вагонов. Локомотивы отцепили и перегнали на другой путь, нас подхватил М62, незадолго до этого пришедший со стороны Суоярви, и мы отправились на музейную ж.д. Янисъярви — Лодейное Поле с опозданием в 45 минут. На этот раз пассажиров в поезде ехало всего двое — я и Александр.

Нумерация километров идёт от Янисъярви. Это и понятно, дорога строилась с севера на юг. В 1924 году, через 4 года после появления станции Янисъярви, построили ответвление до Харлу (9 км), в том же году, но чуть позже его продлили до Ляскеля (8 км). В 1930 (по другим данным в 1933) финны дотянули линию через Питкяранту до Иля-Ууксу (52 км). Когда территория оказалась советской, дорогу за 1 год успели продолжить до Олонца (100 км). В 1944 году разрушенную дорогу восстановили и продлили чуть ближе к Лодейному Полю (до Мегреги). В 1972 году, для лучшего транспортного сообщения с Питкярантой и целлюлозным заводом, соорудили автомобильно-железнодорожный мост через Свирь, соединив эту тупиковую ветку с Мурманской ж.д. в Лодейном Поле.

Состав нашего поезда включал как бы две половинки, в каждой из которых 1 межобластной и 1 плацкартный вагон. Половинки — потому что в Лодейном Поле они расходятся в разные стороны — в Петербург и в Петрозаводск. Бригада петрозаводская, ездят по следующей схеме Петрозаводск — Лодейное Поле — Янисъярви — Лодейное Поле — Петербург — Лодейное Поле — Янисъярви — Лодейное Поле — Петрозаводск. Формально это три поезда: 957/958 Петрозаводск — Петербург, 959/960 Лодейное Поле — Питкяранта и 963/964 Питкяранта — Янисъярви, а физически одни и те же вагоны.

ХЯМЕКОСКИ (330 км)

О.п. в удалённой части посёлка Харлу, бывшего уездного центра (до 1944 года). Похоже, что этот о.п. был когда-то небольшим разъездом.

При подъезде к Харлу высовываюсь в окошко в надежде увидеть семафор. Впереди показывается обычный линзовый трёхглазый светофор, что меня несколько расстраивает. Приглядевшись, замечаю на нём чёрный крест — недействующий значит сигнал. И вдруг впереди появляется красная металлическая мачта с двумя крыльями! Вот он! Но на семафоре тоже оказывается чёрный крест, тяга (трос) к семафору отсутствует, линзы на семафоре разбиты, но столбики с роликами, рычаг с противовесом и переводное колесо у стрелочного поста живы.

Подъехав к вокзалу, понимаю причину не действия сигналов. Станция разобрана и превратилась в о.п. Чётный семафор также закрещен, но стоит, все устройства на месте. Перед ним, на положенном расстоянии, большие дощатые белые предупредительные щиты с чёрными наклонными полосами, одной, двумя, тремя (по мере приближения ко входному).

Первая станция на пути. Фотографирую ЖИВЫЕ семафоры. Глядя из окна назад дожидаюсь закрытия семафора — опускания его крыла. Все семафоры на этом участке двукрылые. Наш поезд везде принимали на главный путь, потому работало только верхнее крыло, нижнее — поднято вверх вдоль опоры. А если бы принимали на боковой, то поднялись бы оба крыла. Цветные линзы все на месте, в старые керосиновые фонари вставлены электрические лампы и от здания станции идет тонким проводом 220В для них. Ночью зажигают.

На станции впервые в жизни вижу обмен жезлами между машинистом и ДСП. Сфотографировать этот процесс я так и не решился, ехали мы в последнем вагоне, а стоянки везде по 1-2 минуте. Да и согласитесь, снимать железяки одно дело, а тут живые люди.

Устройство семафоров на этом участке достаточно подробно описал Сергей Харебов в своём письме в лист рассылки 1520mm:

«Входной семафор устанавливается от входных стрелок станции на расстоянии нескольких сот метров, определяется расчетом. Рядом со стрелками находиться обычно будочка — стрелочный пост. Там сидит стрелочница. Она переводит стрелки. Около стрелочного поста смонтировано средних размеров колесо с ручкой. А на семафоре есть тоже колесико, при повороте которого при помощи рычага поднимается или опускается крыло. Вот это колесо у поста и колесико на семафоре охвачены стальной проволокой или тросиком. Примерно посередине между постом и семафором стоит рычаг с грузом и несколькими блоками для натяжения тросика. После разрешения дежурной по станции стрелочница выходит, отпирает ключем свое колесо и ручкой его поворачивает на 120 градусов примерно. Через тросы вращение передается колесику на семафоре. И там по канавке в теле этого колесика скользит рычаг и поднимает крыло. Короче, управление семафором механическое.»

Пограничники иногда (правда в последнее время редко) садятся на поезд в Ляскеля и проверяют тех, кто едет до Харлу, Хямекоски и Янисъярви. Если же сойти в Ляскеля, а дальше, до Сортавалы, добираться на машине, то не миновать поста на разилке дорог на Сортавалу и Вяртсиля. Сам там не был, но местные говорят, что проверяют. А чего бы не проверить? Грех упускать солдатикам такой шанс заработать на сигареты и горькую!

По сортавальским слухам, в тех краях соблюдается режим погранзоны по просьбе финской стороны. Нас то они якобы не боятся, но вот представителей всяческих пуштунских племён, пробирающихся в Европу через Среднюю Азию и Россию, очень не любят вылавливать на своей территории. А случаи такие были, что именно этих ребят и высаживали с поезда.

В Ляскеля, на берегу Ладоги есть какой-то завод, к которому от посёлка вела 750-мм узкоколейка, длинной 6,2 км, построенная в 1916 году (т.е. когда ещё не было станции стандартной колеи). В 1970-х её перешили на 1520 мм. Подъездной путь отходил к юго-востоку от станции и, описав дугу, нырял под путепровод на основной линии. Путепровод сохранился и сейчас, а вот лежит ли подъездной путь сказать не могу, и вот почему.

Уломал я нашу проводницу открыть торцевую дверь, чтобы из её проёма сфотографировать чётный семафор. Она почему-то так боялась это делать, что даже когда открыла дверь держала меня сзади за футболку — чтоб не выпал. Семафор то я сфотографировал, а вот под путепровод заглянуть не смог, он как раз в том месте был.

Потом проводница открывала дверь для фото ещё раз. Перегон Ляскеля — Леппясилта проходит по красивейшим местам! Временами путь проложен в коридоре, вырубленном в гранитных скалах. Высота отвесных стен иногда больше 20 м. Едешь в этом коридоре, как в туннеле, только крыши нет, а так выглянешь в окно — в там стены, верха которых не видно. Похоже на то место около Монрепо в Выборге, где мы с Александром Кондаковым вели фотоохоту на поезд. Только в Выборге гранит розоватый и скала состоит из крупных блоков, а здесь он тёмно-серый и «колючий», как бы «мелкокристаллический». Жаль, удалось снять далеко не самую высокую просечку в скале.

ИМПИЛАХТИ (358 км)

Бывшая станция, а ныне о.п. в стороне от жилья. Импилахти, тоже бывший уездный (приходской) центр находится в 1,5 км от ж.д. Следов семафоров нет.

ЛЕППЯСИЛТА (363 км)

Станция. Семафоры стоят и действуют. Больше ничего примечательного, кругом лес.

КОЙРИНОЯ (373 км)

О.п. посреди какого-то песчаного пустыря. Рядом, на опушке леса несколько домиков и недостроенные монстроидальные современные ангары — видимо задумывалось что-то вроде крупного складского терминала, ведь рядом город Питкяранта.

ПИТКЯРАНТА (384 км)

Питкяранта — довольно крупный город у берега Ладоги, застроенный современными многоэтажками. Его преображение в советское время связано с реконструкцией в 1960-х годах целлюлозного завода на острове Пусунсаари, напротив города, построенного ещё в 1921 году британской фирмой Diesen Wood. Ветер в тот день был южный, и когда поезд подходил к вокзалу с завода так дунуло, такой вонью, что я предпочёл поскорее закрыть окно.

Станция сравнительно большая, но почти пустая. Построен новый вокзал (совмещённый с автовокзалом) в том же, что и в Сортавале кирпично-черепичном стиле. В качестве входных сигналов как и везде — семафоры.

Расписание движения поездов по ст. Питкяранта

N поезда Маршрут Прибыт. Стоян. Отправ. Дни
960 грузо-пасс. Лодейное Поле — Питкяранта 11.30 ежедн.
964 грузо-пасс. Питкяранта — Янисъярви (30) 12.00 ежедн.
963 грузо-пасс. Янисъярви — Питкяранта 16.34 ежедн.
959 грузо-пасс. Питкяранта — Лодейное Поле (56) 17.30 ежедн.

По прибытии — бегом на вокзал, за билетами. Отправились мы с конечной с опозданием в 45 минут, а по пути минут 20 нагнали, но всё равно, мы с цейтноте, потому стоянка может быть сокращена до минимума. В кассе терминала Экспресса не оказалось, билеты выписывают вручную. Плацкартных билетов, впрочем, тоже не оказалось, а пока я раздумывал, выстроилась очередь, и кассир истошным голосом стала кричать, что де мол поезд может отправиться в любой момент, потому идите к проводникам и покупайте билеты у них. Оценив время выписывания одного билета и пересчитав людей, стоявших передо мной, я и ещё несколько человек воспользовались её советом. Однако энтузиазма у проводника это не вызвало, но потом над нами сжалились и пустили внутрь. Да, в здании вокзала есть магазин, где можно не только закупить пива в дорогу, но и запастись горячими блинчиками.

Наш межобластной общий вагон к тому времени заполнился больше чем наполовину. Уже после отправления с «безбилетников» собрали паспорта и начали оформлять «квитанции разных сборов». Забавно было смотреть, как в салон выходил проводник и по имени-отчеству вызывал для расплаты: «Игорь Анатольевич, пройдите, пожалуйста, в служебку!» Общий билет из Питкяранты в СПб обошёлся в 80 руб.

ИЛЯ-УУКСУ (394 км)

Хотя во всех расписаниях в качестве места остановки значится Иля-Ууксу, поезд останавливается на о.п. Ууксу-II, которых находится в 1 км за Иля-Ууксу. Сама же эта некогда тупиковая станция разобрана, нет даже пассажирского здания и платформы, нет и остатков семафоров. Табличка ИЛЯ-УУКСУ прибита прямо к стволу дерева. Проезжаем без остановки.

Недалеко от станции ж.д. линия красиво огибает гору, на которой — руины православной церкви (самой большой православной церкви финского Приладожья), разрушенной в войну 1939-40 годов. Салми — станция, семафоры на месте, работают. В Салми наблюдаю первое за всё время пути скрещение со встречным товарняком. Рельеф после станции резко меняется, уже нет скал, в окно видны только песчаные холмы, смешанные леса, да поля.

КУРКУНКУЛА (428 км)

Обычный о.п., бывший когда-то разъездом. Семафоров нет.

ПОГРАНКОНДУШИ (442 км)

Погранкондуши — разобранная станция. Но ни семафоров, не устройств для управления ими не осталось. Стрелки разобрали, а пути лежат, причём между рельсами растут деревья высотой метров 5-6. Посёлок Погранкондуши примечателен тем, что это первый населённый пункт на территории СССР до 1939 года. Видимо отсюда и название.

Незадолго до Видлицы (но на перегоне) с нашим поездом решила поиграть собака. Она бежала вдоль путей и гавкала на железного коня. Причём, время от времени она его обгоняла, останавливалась, чуть пропускала вперёд и опять бежала. Никто не знает, какая максимальная скорость у дворняжки? 🙂

Видлица — станция со всеми полагающимися атрибутами, семафорами, ручными стрелками, деревянным пассажирским зданием и передачей жезла.

ИЛЬИНСКАЯ (480 км)

Достаточно крупная станция, на которой много лесовозных вагонов, два наезженных подъездных пути ведут из обоих горловин куда-то в леса (вроде как в Ильинском есть лесо-деревообрабатывающий комбинат). По-карельски Ильинский называется Алавойнен (Alavoinen, Нижний — в смысле Нижний Олонец, так как есть еще и Верхний Олонец выше по той же самой реке). Именно так и обозначено название этой станции. Факт различного наименования станций на двух языках сам по себе интересный. Ведь если я не ошибаюсь, на вывесках пишут не название населённого пункта, а именно название станции.

О.п. посреди поля. Тоже очень похоже, что раньше это был разъезд.

До XVIII века был достаточно важным городам, а сейчас. Ничего примечательного из окон заметить не удалось. Как оказалось, на Ильинской мы простились с семафорами. На ст. Олонец, как и везде далее — только светофоры. Видимо ЭЦ на станции соорудили в 70-х, когда строили линию Олонец (Мегрега) — Лодейное Поле. Олонец — единственная на всём пути станция с каменным пассажирским зданием (постройки 50-60-х годов).

Первый населённый пункт в Ленинградской области. Станция разобрана. Хотя было на ней путей 6-7 не меньше.

Как нам сказали после Олонца, в плацкартном вагоне осталось 10 свободных мест. Но оформить доплату в вагоне почему-то наотрез отказались. Говорят, их петрозаводское начальство этого очень не любит. Посоветовали за время стоянки в Лодейном Поле оформить доплату в кассе. Вот здорово! И так у нас не билеты, а какие-то 2 квитанции у каждого, так нам к ним ещё одну выпишут.

ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ (544 км)

Преодолеваем Свирь по совмещённому авто- ж.д.- мосту (в одном уровне) и наконец, с опозданием всего в 15 минут, прибываем в Лодейное Поле. Резкой контраст. Большие (правда с выбитыми стёклами и пустые) станционные здания, опоры контактной подвески.

На станции всего одна пассажирская платформа, но зато высокая. Нас принимают на соседний путь и выпускают на узкое междупутье. Настолько узкое, что когда на путь у платформы приняли электропоезд из Петербурга, двум людям было сложно разойтись. Электричка оказалась ЭТ2М-035 (. ) с ужасными пластиковыми оранжевыми сиденьями.

Здесь нам предстоит провести 4 часа, но гулять по городу желания нет, есть огромное желание поспать. Перемещаюсь к кассе, оформляю доплату (31,40 руб. с носа). Над городом постоянно кружат военные самолёты, а может быть не кружат, а взлетают с интервалом минут в 5 с расположенного неподалёку аэродрома. Самих самолётов не видно, только дикий рёв. А ещё говорят у наших ВВС горючего нет для полётов. Ничего себе нет! Уже потом я узнал, что как раз в это время по Свири проплывал президентский теплоход РОССИЯ с ВВП на борту. Неужели это охрана с воздуха?

Стоя в очереди в кассу, срисовываю расписание пригородных поездов, расписание несколько странное, но что было, то и записал. Дальние поленился переписывать (кроме СПб — Петрозаводск), скажу лишь, что стоят все дальние в Лодейном Поле по 35 минут.

Расписание движения некоторых поездов по ст. Лодейное Поле

N поезда Маршрут Прибыт. Стоян. Отправ. Дни
6015 приг. ? ? ? ? ?
657/658 пасс. Петрозаводск — СПб 01.59 35 02.34 ежедн.
657/658 пасс. СПб — Петрозаводск 02.30 35 03.05 ежедн.
6011 приг. Лодейное Поле — СПб 05.25 ежедн.
960 грузо-пасс. Лодейное Поле — Питкяранта (04.00) 06.30 ежедн.
6014 приг. Лодейное Поле — Токари 07.25 ежедн.
6032 приг. Волховстрой — Подпорожье 11.11 14 11.25 ежедн.
6031 приг. Подпорожье — Волховстрой 13.47 8 13.55 ежедн.
? Волховстрой — Лодейное Поле 17.12 ежедн.
? Лодейное Поле — Волховстрой 17.35 ежедн.
? Лодейное Поле — Токари 18.30 ежедн.
6013 приг. Токари — Лодейное Поле 20.04 ежедн.
959 грузо-пасс. Питкяранта — Лодейное Поле 22.25 (04.09) ежедн.
6012 приг. СПб — Лодейное Поле 23.20 ежедн.

Наконец-то у меня есть спальное место! Берём бельё, растягиваемся на полках и мгновенно засыпаем. Из ночных впечатлений запомнились манёвры, производимые лодейнопольскими машинистами-виртуозами. От удара при прицепке вагона я мгновенно проснулся и схватился за какой-то крюк на стене. Удар был такой силы, что на столе попадала посуда, а из разных концов вагона донеслись матюги. Надеюсь, что никто не свалился, так как вскоре всё опять затихло.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-ГЛАВНЫЙ (786 км)

Кое-как продрав глаза, узнаю знакомые пейзажи за окном. Наш вагон имеет номер 19, следующий (межобластной, на котором мы ехали из Янисъярви в Лодейное Поле) — 21. Не знаю, сколько там фактически вагонов, но когда мы прибыли на вокзал, вагона три у 7-ой платформы не уместились, пришлось выпрыгивать на пути.

Спустившись в метро и доехав до станции Площадь Ленина мы фактически вернулись в ту же точку, замкнув нашу Ладожскую кругосветку.

СПАСИБО всем дочитавшим!

Вокзал ст. Сортавала. Обратите внимание на кривую, в которой расположена станция.
(14.08.2001)
711x480 - 53 575 байт
Воодонапорная башня на ст. Сортавала. Построена финнами в 1930-х годах.
(14.08.2001)
Вагон АПЧ 2-016-4 на путях ст.Сортавала.
(14.08.2001)
711x480 - 86 556 байт
Маневровый тепловоз ТЭМ2-6787 на ст. Сортавала.
(14.08.2001)
711x480 - 74 439 байт
Паровоз Эр-771-11 на ст. Сортавала.
(14.08.2001)
711x480 - 55 182 байт 711x480 - 51 912 байт
Паровоз Эр-771-11 на ст. Сортавала. Ходовая часть.
(14.08.2001)
711x480 - 71 790 байт 711x480 - 81 304 байт
Паровоз Эр-771-11 на ст. Сортавала. Вид изнутри.
(14.08.2001)
711x480 - 94 586 байт 711x480 - 79 657 байт
Паровоз Эр-771-11 на ст. Сортавала. Рабочее место механика (машиниста).
(14.08.2001)
Фото участников поездки на память у паровоза Эр-771-11. На левом снимке — Александр Готовцев, на правом — Игорь Копайсов
(14.08.2001)
711x480 - 74 137 байт 711x480 - 50 979 байт
Пассажирское здание на ст. Янисъярви. На переднем плане два местных козла.
(16.08.2001)
711x480 - 85 992 байт
Озеро Янисъярви (в переводе — Заячье озеро). Здесь мы купались, а за теми горами на горизонте — Финляндия.
(16.08.2001)
739x480 - 39 362 байт
Грузо-пассажирский поезд N 964 из Питкяранты прибыл на ст. Янисъярви. 4 пассажирских вагона привезли 2М62-0386 и ТЭМ2-3216.
(16.08.2001)
711x480 - 57 463 байт
Семафоры на ст. Ляскеля. Слева — нечётный (открыт), в центре и справа — чётный.
(16.08.2001)
711x480 - 43 988 байт
Перегон Ляскеля — Леппясилта. Одна из многочисленных выемок, прорубленных в скалах (к сожалению, не самая глубокая).
(16.08.2001)
711x480 - 75 153 байт
Чётный семафор на ст. Леппясилта.
(16.08.2001)
Вокзал ст. Питкяранта. С другого фасада это автобусный вокзал.
(16.08.2001)
Предупредительные щиты перед чётным семафором на ст. Салми.
(16.08.2001)
Нечётный семафор на ст. Видлица.
(16.08.2001)

От сортавалы до лодейного поля что посмотреть

Карелия — одно из самых востребованных новогодних направлений в России. Здесь путешественники знакомятся с непривычной культурой северных народов, любуются суровой природой и заезжают на оленях в снежную сказку к карельскому Деду Морозу Талвиукко. Зимой в этих землях короткий световой день, а многие дороги становятся непроходимыми для легковых автомобилей. Мы спланировали недельный маршрут для автопутешествия с учётом этих особенностей.

Особенности

Световой день

Зимой световой день в Карелии длится примерно 5–6 часов. Темнеет около 4 часов дня.

Дороги

Доступность многих природных объектов зависит от интенсивности снегопадов. Поэтому лучше не рисковать и строить маршрут по федеральным, городским и главным сельским дорогам.

Водные поездки

Три значимых туристических объекта — Валаамский монастырь, архитектурный музей-заповедник «Кижи» и национальный парк «Ладожские шхеры» — находятся на островах. Зимой официальная навигация по озеру прекращается. Единственный вариант отправиться на экскурсию — арендовать судно на воздушных подушках в частном порядке. Такие рейсы существенно дороже и ходят без регулярного расписания, поэтому мы не включили их в этот зимний маршрут.

Где остановиться

  • Отель «Эра» в Санкт-Петербурге (оценка 9,0) — от 2 780 рублей в сутки за одного гостя.
  • Отель «Уют» в Петрозаводске (оценка 8,0) — от 2 700 рублей в сутки за одного гостя.
  • Мини-гостиница «Гостевой дворик» в Сортавале — от 13 700 рублей в сутки за одного гостя.
  • Трёхзвездочный отель «Гранд Каньон» в Санкт-Петербурге (оценка 9,0) — от 3 200 рублей в сутки за одного гостя.

День 1: Москва — Санкт-Петербург

На автомобиле от Москвы до Северной столицы ехать около 7,5 часов по платной трассе, и около 10 часов по обычным дорогам. Арендовать машину можно и в самом Санкт-Петербурге, добравшись до него на поезде или самолёте.

День 2: Санкт-Петербург — Петрозаводск

Путь в Петрозаводск лежит по трассе Е105 вдоль восточного берега Ладожского озера.

Старая Ладога

В селе Старая Ладога в 120 км от Санкт-Петербурга началось княжение варяга Рюрика. На укреплениях IX–XII сохранилась отреставрированная крепость XVI века с толстыми круглыми башнями и остроконечными деревянными крышами. Прогуливаясь по Варяжской улице, можно увидеть памятник Рюрику и Олегу, бронзового сокола и Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, куда Пётр I заточил свою первую жену. Легенда гласит, что в кургане урочища Сопки спрятана могила Вещего Олега.

Лодейное поле

От Старой Ладоги до Лодейного поля 114 км. В XVIII веке на местных судоверфях спускались на воду первые корабли русского флота. В 1930-х годах в городе действовал ГУЛАГ. В Великую Отечественную войну здесь был стратегический пункт защиты Дороги жизни. Сегодня в Лодейном поле можно посетить смотровую площадку в Сквере корабелов и мемориальный парк «Свирская победа».

​​Олонец

Через 55 км вас ждёт остановка в Национальном музее карелов-ливвиков в городе Олонце. Большая этнографическая экспозиция рассказывает о культуре и быте одного из трёх коренных народов Карелии. Посетители могут услышать, как звучит национальный инструмент кантеле, под который рунопевцы распевали карельский эпос «Калевала». Музей работает со вторника по воскресенье до 17:00 (кассы — до 16:00).

Петрозаводск

Через 148 км — столица Карелии Петрозаводск. Длинная Онежская набережная украшена арт-объектами: Дерево дружбы, Волна дружбы, Тюбингенское панно, одна из самых фотографируемых композиций «Рыбаки», Дерево желаний, памятник Петру I в Петровском сквере. Начало прогулки — около дома Ф. А. Орехова в квартале сохранившейся деревянной застройки рубежа XIX–XX веков.

День 3: Петрозаводск

В Морском музее «Полярный Одиссей» находится коллекция старых деревянных кораблей. Экспозиция работает по предварительной записи по телефону.

В Национальном музее республики Карелия на площади Ленина можно узнать о древних петроглифах Белого моря и стоянках каменного века, погрузиться в эпоху северного средневековья и перенестись в промышленный Петрозаводск. Экспозиция открыта с 11:00 (кроме понедельников и 7 января). К зданию музея примыкает Губернаторский сад, в котором находится старейшее деревянное здание Петрозаводска — Дом горного начальника. Рядом выставлены пушки, шестерни и другая «Продукция Олонецких заводов.

Примерно в 25 км севернее Петрозаводска находится арт-объект «Долина Зайцев». Местный резчик по камню усыпал скалистые выступы вдоль автомобильной дороги сотнями уникальных изображений ушастых зверьков.

Ботанический сад Петрозаводского государственного университета расположен на склонах реликтового вулкана. В прогулку между укутанным в снег густыми хвойными деревьями стоит включить каменный лабиринт, необычный памятник природы «Чёртов стул» и самую высокую ель Фенноскандии. Сад открыт в будни до 17:00, по выходным по записи.

Вечер в зимней сказке гарантирует Вотчина Талвиукко в посёлке Чална неподалёку от Петрозаводска. В резиденции карельского Деда Мороза можно прогуляться по территории или принять участие в одной из активностей: обнять хаски, прокатиться на оленьих и собачьих упряжках, попробовать национальную кухню в ресторане, посетить терем карельской Снегурочки Лумикки и загадать заветное желание Талвиукко. Вотчина работает до 17:00, а в новогодние праздники до 18:00 (касса до 17:00). На каждую программу нужно купить свой билет, а две из них требуют предварительной записи.

День 4: Петрозаводск — Сортавала

Петрозаводск

Площадь Кирова окружена красивыми зданиями середины XX века: Музыкальным театром республики и Театром кукол. Соседний особняк XIX века занимает Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле».

Галерея промышленной истории Петрозаводска на Литейной площади рассказывает о металлургическом прошлом города (работает со вторника по воскресенье с 11:00). За 300 лет на местном заводе лили пушки, изготавливали оружие, ремонтировали бронированную технику, производили тракторы. Сегодня бывшая промзона превратилась в новый модный квартал «Петровская слобода». Вокруг здания находятся арт-объекты, посвящённые лыжам и комарам, а чуть в стороне — техно-арт галерея креативных инсталляций из старых деталей механизмов.
Творческий центр «Маленькая страна» (открыт со вторника по воскресенье с 12:00) погружает посетителей в мир карельских сказок и предлагает авторские сувениры. По дороге к центру можно проехать мимо фонтана «Молекула», изящного вокзала со шпилем и заглянуть заглянуть в сувенирный магазин «Легенды севера».

Матросы

Через 34 км от Петрозаводска по трассе Е105 — остановка в питомнике «Хаски Моа». Бывший полярник создал уютную базу отдыха с милыми собаками и активными развлечениями.

Кинерма

Через 72 км от Матросов действует Этнокультурный центр «Кинерма». В исторической деревне корелов-ливвиков сохранились 15 старинных домов, некоторым из которых больше 250 лет. От основной трассы сюда ведёт очищенная просёлочная дорога. Центр работает до 18:00 по предварительной записи за неделю до даты посещения.

Сортавала

Вечернее знакомство с городом начнётся с осмотра бывшей лесопилки Пайпун Пиха, которую занимают отель и ресторан.

В начале Валаамской улицы можно сфотографироваться около милого памятника Ладожской нерпе, а в конце — на смотровой площадке причала.

На углу улиц Кирова и Октябрьской интересно заглянуть в церковь Иоанна Богослова, которая больше напоминает лаконичные скандинавские кирхи, чем традиционный православный храм.

В сквере на площади Вяйнямёйнена стоит памятник рунопевцу, созданный на основе собирательного образа легендарного персонажа из «Калевалы» и лучших сказителей Карелии.

Прогулка завершается осмотром архитектурных достопримечательностей вдоль Карельской улицы: дома Берга, дома Леандера, пожарной каланчи и других исторических и восстановленных строений.

День 5: Сортавала — Рускеала

Сортавала

В историческом парке «Бастiонъ» реконструкторы создали несколько тематических зон: каменный век, викинги, период советско-финляндских конфликтов. Посетители могут принять участие в экскурсиях, мастер-классах или самостоятельно погулять по территории. Организаторы рекомендуют заложить на посещение не меньше 1,5 часов. Парк работает с 10:00.

Резьба по дереву — народный промысел и особое карельское искусство. В частном Музее Кронида Гоголева на Комсомольской улице собрано больше ста уникальных деревянных картин. Художник вырезал сюжеты Калевалы и традиционные бытовые сцены. В будни музей работает с 10:00, а в выходные — с 11:00.

Рускеала

От Сортавалы к горному парку «Рускеала» ведёт трасса А-121. По пути можно сделать несколько остановок. На развилке примерно в 10 км от Сортавалы сделаем небольшой крюк направо. Через 16 км в посёлке Кирьявалахти находится фактурный Дом композиторов, также известный как дача аптекаря Яскеляйнена. Каменное двухэтажное здание построено финскими архитекторами в 1930-х. Его фасад с уютными оконными рамами и булыжниками сливается с окружающим ландшафтом. Дом стоит на берегу красивого залива Кирьявалахти, откуда можно полюбоваться снежными просторами. Ещё через 20 км дорога пересекает Плотину Ляскеля — промышленное сооружение середины XX века, обеспечивающее работу бумажной фабрики.

В 25 км от развилки в другую сторону расположены водопады Ахинкоски, которые появлялись в советском фильме «А зори здесь тихие». Зимой вода в них может превратиться в эффектные сосульки.

Одна из самых популярных достопримечательностей Карелии, горный парк «Рускеала», находится в получасе езды от водопадов. Зимой в графичных чёрно-белых скалах в окружении зелёных хвойных деревьев можно снимать кино о скандинавских богах. Большая территория парка включает мраморный каньон, горы, пещеру с подземным озером и историко-культурный центр. Особенность «зимней» Рускеалы — художественная подсветка каньона, которая включается с наступлением темноты. Любителям экстремального отдыха комплекс предлагает снегоходы, троллей и конные прогулки. Некоторые объекты доступны только с экскурсией. Билеты можно купить в кассах парка или приобрести заранее онлайн.

День 6: Сортавала — Санкт-Петербург

Сортавала

Рассвет особенно хорош, если наблюдать с ним с вершины горы Кухавуори, которая занимает значительную часть городского парка культуры Ваккосалми. У подножия горы действует атмосферный концертный зал под открытым небом «Певческое поле». В сквере около причала неподалёку от Парка находится старая деревянная Ратуша. На противоположном берегу стоит деревянный дом в стиле финского романтизма. Его занимает Региональный музей северного Приладожья с этнографическими и историческими находками региона (по будням он работает с 9:00, в субботу — с 10:00). Неподалёку на улице Петрова находятся паровоз-памятник и железнодорожный вокзал с романтическими ажурными арками на перроне.

Необычный опыт взаимодействия с камнями предлагает арт-пространство «Минерал-Центр» (открывается в 10:00), находящееся на выезде из Сортавалы.

Лахденпохья

Здесь можно посетить инсталляцию «Лахденпохья Город Ангелов» в разрушенной кирхе Яккима и погрузиться в военную историю региона в музее «Гора Филина». Между Сортавалой и Лахденпохьей лежит самый извилистый участок трассы «Кола» длиной в 40 км.

Лумиваара

Примерно через 3 км поворот налево ведёт в посёлок Лумиваара, в котором расположена заброшенная лютеранская кирха начала XX века. Пустующие помещения строения переносят в другую страну и эпоху.

Эко-парк «Долина водопадов»

Эко-парк находится в 10 км от Акуловки. В отличие от многих других карельских водопадов на этой территории оборудованы тропы, мостики и смотровые площадки, по которым удобно перемещаться даже зимой. В парке живут олени, здесь же можно купить сувениры и перекусить в кафе.

Посёлок Куркиёки

Через 25 км расположена усадьба финского архитектора Ларса Сонка. Обветшавший за годы советской власти красный деревянный дом недавно отреставрировали и превратили в музей частные инвесторы. Вместе с лесной территорией и чудесными видами на озеро усадьба представляет милый уголок скандинавского уединения.

Приозёрск

Через 50 км вас ждёт финальная остановка — средневековая каменная крепость Корела на острове реки Вуокса (работает до 16:30 каждый день, кроме четверга). Тут сохранились эффектная толстая башня, фрагменты стен и несколько построек. В XVIII веке форт выполнял функции тюрьмы. Самый известный узник Корелы — Емельян Пугачёв. В крепости снимали открывающую сцену фильма «Брат».

Гуляя по Приозёрску, можно заглянуть в церковь Рождества Пресвятой Богородицы и финскую кирху. А также увидеть церковь Андрея Первозванного на Вуоксе, возведённую на гранитном камне.

От Приозёрска до Санкт-Петербурга — 150 км.

День 7: Санкт-Петербург — Москва

И в последний день вас ждёт возвращение из Санкт-Петербурга в Москву.

*Цены актуальны на момент публикации.

Больше о путешествиях читайте в нашем Telegram-канале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *