Кузнецкая слобода в москве как проехать к храму
Перейти к содержимому

Кузнецкая слобода в москве как проехать к храму

  • автор:

Кузнецкая слобода в москве как проехать к храму

ОБЪЯВЛЕНИЯ

  • Требуется уборщица в храме по уборке и поддержанию порядка во время службы. Обращаться по тел. +79175985748
  • В Центральном викариатстве создана координационная служба по поддержке семей мобилизованных на военную службу

ya

Новости храма

7 февраля 2024 года, в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали», в Николо-Кузнецком храме прошла архиерейская служба.

Расписание ближайших занятий на февраль-май

24 января 2024 года исполнилось 130 лет со дня рождения иеромонаха Павла (Троицкого) – исповедника, отшельника, старца

8 января 2024 года исполнилось 40 лет со дня кончины замечательного старца-духовника ХХ столетия протоиерея Всеволода Шпиллера (1902–1984). Отец Всеволод был настоятелем нашего храма с 21 сентября 1951 г. до.

Дух рождественского праздника в воскресной школе весьма походил на обед, описанный любимым Диккенсом и прекрасно озвученный в фильме «Приходи на меня посмотреть».

Рождественское поздравление настоятеля храма протоиерея Владимира Воробьева

Поздравляем с юбилеем сотрудника научного отдела новейшей истории Русской Церкви ПСТГУ и подвижницу книгоиздания Ольгу Владимировну Косик!

19 декабря в нашем храме престольный праздник – воспоминание блаженной кончины святителя Николая Чудотворца

К 125-летию начала американского периода в жизни Патриарха Тихона.

Воспоминания профессора ПСТГУ священника Александра Щелкачева. 2023 год

Введение во храм Пресвятой Богородицы – престольный праздник нашего храма!

18 ноября – день памяти святого Патриарха Тихона и святых Отцов Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов.

В воскресной школе 16 октября началась предрождественская программа совместного чтения Евангелия. Можно присоединиться!

21 октября исполняется три года со дня кончины протоиерея Димитрия Смирнова. Молимся, тепло вспоминаем, бесконечно любим.

Детская воскресная школа побывала в храме свт. Николая в Кленниках (Маросейка).

Слово Ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева на службе, совершенной с сотрудниками научного отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви 23 сентября 2023 г. Поздравляю причастников с принятием святых Христовых Таин, благодарю певчих.

Главная святыня храма – икона Божией Матери «Утоли моя печали» (празднование 25 янв./ 7 фев.).

Богослужение

Богослужения совершаются ежедневно в 8-00 (утреннее) и в 17-00 (вечернее), в праздничные и воскресные дни утреннее богослужение совершается в 7-00 и 9-30.

Храм открыт ежедневно между утренним и вечерним богослужением. В это время можно обратиться к дежурному священнику.

Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе (Москва)

Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе (Москва)

Москворецкое благочиние Московской епархии

История

Первая церковная постройка на месте нынешнего здания известна с 1491 г. Каменный храм был построен по благословению Патриарха Иоакима в 1683 г.

В 1805 г. на средства прихожан построен новый храм в стиле ампир, в 1847 г. сооружена трапезная с трехъярусной колокольней. В 1951-1984 гг. настоятелем храма был известный московский проповедник и духовник прот. Всеволод Шпиллер. Храм не закрывался, сохранил древние облачения и колокола.

Крестильный храм построен на средства прихода и освящен в 1991 г.

Престолы

Главный — перенесения мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бари; приделы — преподобного Сергия Радонежского и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Престол крестильного храма — в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Святыни

  • чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» из храма свт. Николая в Пупышах (XVIII в.)
  • Иверская икона Божией Матери
  • чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших»
  • храмовая икона свт. Николая с житием (1-я пол. XVII в.)
  • чтимая икона прп. Андрея Рублева
  • в иконостасе Сергиевского придела на южной двери — икона «Святитель Алексий, возлагающий крест на прп. Сергия»

Приписные храмы

  • крестильный храм равноапостольного великого князя Владимира
  • храм Живоначальной Троицы в Вишняках (Пятницкая ул., 51, стр. 4)
  • храм святых отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. (Лихов пер., 6, стр. 1)
  • домовый храм Свято-Петровской школы в честь священномученика Петра Крутицкого
  • храм-часовня святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, на территории студенческого городка ПСТГУ

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8.00, вечерня и утреня в 17.00, в четверг — канон с акафистом иконе Божией Матери «Утоли моя печали» и водосвятие; по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7.00 и 9.30, накануне — всенощное бдение в 17.00.

В крестильном храме имеется баптистерий для Крещения взрослых, проводятся огласительные беседы.

Внебогослужебная деятельность

При храме действуют воскресная школа и Свято-Петровская школа. В одной ограде с храмом расположено административное здание Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, действует благотворительная столовая для студентов института и малообеспеченных прихожан.

Ежегодно проводится летний лагерь для детей из многодетных семей.

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (в Кузнецах)

*

*

Поделиться

****

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (в Кузнецах)

Автор фотографии: oldboy

Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе – одна из немногих церквей в столице, которые никогда не закрывались.

По-другому храм еще именовали «в Кузнецах». Собственно, и одно и второе наименование подсказывало место нахождения храма – Кузнецкая слобода.

Предположительно, Кузнецкая слобода появилась в Москве в период конца 15-го – начала 16-го веков. Церкви же в слободах, как правило, строились практически одновременно с самим слободами. И в самом деле – первая, еще деревянная церковь, была построена здесь в 1491 году.

О ее облике нам ничего не известно. Но кое-какие предположения сделать можно, основываясь на знании тогдашней обыденной слободской жизни.

Прежде всего отметим, что жители московских слобод изначально объединялись по профессиям. Если же говорить о кузнецах, то, видимо, прежде всего перед глазами встает стандартный образ человека, кующего подкову или еще какую мелочь. Оно, конечно, и так – мелочь тоже ковали. Но среди кузнечных изделий числились и щиты, и луки, и панцири, и кольчуги, и топоры, и алебарды, и сабли – вещи весьма технологически сложные — и оттого недешевые.

Мало того. Все эти изделия именовались с определением «московский». При этом понятие, скажем, «московская сабля» обозначало не только место производства, но и качество. За что и ценили эти изделия не только свои, но и иноземные покупатели, причем зачастую оптовые.

Из сказанного можно сделать вывод, что кузнецы были людьми небедными. И, к слову, жители всех профессиональных объединений-слобод серьезным образом поддерживались властями как надежда и опора.

Отсюда – и Церковь Николая Чудотворца строилась, скорее всего, всем миром, и бедною явно не была.

Однако же пожары московские привели к тому, что уже в 1683 году была построена первая каменная церковь. В 1805-м ее разобрали и на месте этом построили новую, в стиле ампир.

Напомним, что стиль ампир – это «королевский стиль», о чем, и говорит само название: сравните «ампир» и «империя». Театральность оформления, обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, которые как бы отсылают нас к стилю древней величественной римской империи.

Упомянем же еще и о старинной храмовой святыне Церкви святителя Николая в Кузнецах, в Вишняковском переулке, д. 15.

Это Икона Божией Матери «Утоли мои печали».

Контакты: церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе

Адрес: 113184, Вишняковский пер., 15

Как проехать:
м. «Павелецкая», «Новокузнецкая», трамв. 3, 39, А

Адрес сайта: nikvkuz.ru

Схема проезда:

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе

Другие программы

Семейное счастье глазами Ильи Репина

*

Поделиться

****

В Абрамцево, на лучшей в мире даче, по словам Ильи Репина, он написал немало картин. На одной из них — жена художника с детьми и няней. Здесь, «На меже», живописец делится с нами счастливым эпизодом своей семейной жизни и воспевает святость материнства.

— Маргарита Константиновна, здорово, что вы взяли меня с собой на экскурсию в Абрамцево! Здесь так хорошо! Птички поют! И всё такое. старинное! Деревянная усадьба, мостики над водой.

Да, Настенька, здесь чудесно. Особенно летом, правда? Уютное подмосковное имение мецената Саввы Мамонтова и в наше время сохранило дух конца 19-го века — той эпохи, когда здесь подолгу жили и творили писатели, музыканты, художники. С доброй и гостеприимной семьёй Мамонтовых этих людей объединяла не только любовь к искусству, но и большая дружба. Они приезжали сюда семьями, с жёнами и детьми.

Представляю, как им здесь нравилось.

Очень нравилось! Художник Илья Репин, например, так говорил об этой усадьбе: «Я склонен думать, что Абрамцево — лучшая в мире дача; это просто идеал!» Илья Ефимович написал здесь немало картин. Сейчас я попробую найти одну из них в интернете. Например, есть у него замечательная работа «На меже». Она выставлена у нас, в Третьяковской галерее. Да, вот она! Второе её название — «Вера Алексеевна Репина с детьми идёт по меже».

По меже? А что такое «межа», Маргарита Константиновна?

Это узкая полоска земли, которую выкашивали, чтобы отделить друг от друга соседние землевладения. По этой полоске, меже, и идёт супруга Ильи Репина со своими маленькими детьми — двумя дочками и сыном. Илья Ефимович изобразил их гуляющими на зелёном лугу, здесь, в Абрамцево. Точнее, как раз на границе с другим имением. В центре — Вера Алексеевна, жена художника. Впереди неё — дочери, Вера и Надя.

Какие они хорошенькие! Справа от матери, наверное, старшая сестра. Девочка в тёмно-синем платье, на голове у неё — шляпка, украшенная розовым бантом. Ей лет восемь. А слева — младшая сестрёнка. Она в белоснежном платьице, волосы тёмные, волнистые. Думаю, ей около шести лет. Малышка тянется за каким-то синим цветком.

Похоже, они собирают васильки. А на заднем плане художник изобразил няню с младшим сыном Репиных, Юрой, на руках. Герои картины идут по залитому солнцем лугу. Это видно по теням, которые падают на траву. Посмотри, сколько в этой работе солнечного света! Какие нежные тона!

Мне очень нравятся цвета, которые использовал художник. Смотрите, на Вере Алексеевне небесно-голубое платье с белыми пуговками, а в руках у неё жёлтый кружевной зонтик, чтобы укрываться от солнца. Трава светло-зелёная, сочная. Так и хочется прилечь на неё и лёжа наблюдать за проплывающими по небу облаками.

По поводу красок ты точно подметила, Настенька. Нежные пастельные тона, которые использовал художник, мягкие линии подчёркивают, с какой любовью относится он к своим родным. Он любуется своей супругой, подчёркивает её внимательное, чуткое отношение к детям.

— Маргарита Константиновна, а интересно, в жизни Вера Алексеевна была такой же доброй и заботливой, какой её изобразил художник?

Да, Настенька, и окружающие, и сам Илья Ефимович отмечали дружелюбный и чуткий характер Веры. Во всём она помогала супругу, была хорошей хозяйкой и доброй заботливой мамой, вырастила четверых детей. Порой ей приходилось сложно в семейной жизни — ведь Репин был человеком вспыльчивым. Это доставляло Вере Алексеевне массу переживаний. Но всё же они любили друг друга.

Их любовь чувствуется, когда смотришь на картину. Ведь получается, что мы видим тех, кто на ней изображён, глазами художника.

Совершенно верно, Настенька. Более того, мастер с помощью красок передаёт нам, зрителям, своё впечатление от этой счастливой минуты, будто выхваченной из бесконечной ленты семейной жизни.

И у него это здорово получилось! Смотришь на картину — и вдыхаешь запах лета! Чувствуешь безмятежность тёплого дня, слышишь шум травы и детские голоса. А ещё понимаешь, как прекрасно быть мамой! Гуляешь с детишками на лугу, тепло, птички поют! Красота!

За этой красотой стоит тяжёлая ежедневная работа, бессонные ночи, переживания и молитвы за детей. А сколько терпения нужно, чтобы из маленьких несмышлёнышей вырастить взрослых достойных людей! Но ты права — мамой быть действительно прекрасно. Это ответственная и благородная роль. Это чудесный дар, которым Господь наделил женщину.

И мне тоже хотелось бы стать любящей, заботливой и. многодетной мамой.

Думаю, когда наступит время, ты будешь очень доброй матерью, Настенька. Будешь молиться за детей, а когда они подрастут, обязательно приведёшь их в Третьяковскую галерею, чтобы показать картину Репина «На меже», воспевающую святость материнства.

  • Семейное счастье глазами Ильи Репина
  • Свидание с шедевром Василия Тропинина «Семейный портрет графов Морковых»
  • Свидание с шедевром Аполлинария Васнецова «Бахчисарай. У фонтана»

Замоскворечье. Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе.

Замоскворечье. Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе

Церковь. Действует.
Престолы: Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Введения во храм Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Классицизм
Год постройки: Между 1805 и 1847.
Архитектор: М.Ф. Казаков (арх. его школы)
Ссылки:
Адрес: г.Москва, Вишняковский пер. 15
Координаты: 55.73665, 37.6325
Проезд: м. «Павелецкая», «Новокузнецкая»

При церкви — Крестильный храм св. Равноапостольного князя Владимира

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Вадим Павлов
21 января 2023

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

oldboy
18 января 2014

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

evg.izmailov
22 марта 2012

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Андрей Агафонов
1 февраля 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Вадим Павлов
15 февраля 1984

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Altaets
10 апреля 2021

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
24 сентября 2016

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
24 сентября 2016

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
10 апреля 2014

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
10 апреля 2014

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
10 апреля 2014

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Андрей Петрович Сычёв
6 августа 2011

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Андрей Петрович Сычёв
6 августа 2011

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Андрей Петрович Сычёв
6 августа 2011

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
13 января 2009

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Андрей Агафонов
1 ноября 1997

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Андрей Агафонов
1 мая 1987

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Андрей Агафонов
1 мая 1987

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Андрей Агафонов
1 апреля 1985

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Андрей Агафонов
29 декабря 2013

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Иванов Дмитрий
17 апреля 2010

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
Восточный фасад
Иванов Дмитрий
17 апреля 2010

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

дарьЯ несмелая
11 февраля 2008

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
интерьер притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
интерьер притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
интерьер притвора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 февраля 2020

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Мозаичная икона , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
Мозаичная икона «Николай Чудотворец» на внешней стороне Святых ворот
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
24 сентября 2016

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
Врата ограды церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 августа 2012

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

evg.izmailov
22 марта 2012

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

дарьЯ несмелая
11 февраля 2008

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, , Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва

Олег Гусаров
19 июня 2005

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
1931 год с сайта http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=31267
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1931

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Фото из иллюстрированного прибавления к газете

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
Фото из иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок»
Андрей Агафонов
1 января 1909

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Фото из иллюстрированного прибавления к газете

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
Фото из иллюстрированного прибавления к газете «Московский листок»
Андрей Агафонов
1 января 1909

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Вострышев, Шокарев

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
Вострышев, Шокарев «Москва православная. Все храмы и часовни.»
Андрей Агафонов
1 января 1900

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, Вострышев, Шокарев

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
Вострышев, Шокарев «Москва православная. Все храмы и часовни.»
Андрей Агафонов
1 января 1900

, Замоскворечье, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва’>
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
??

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Андрей Петрович Сычёв 2 сентября 2011

Известна с 1625 г., была деревянной. Каменная церковь постройки 1681-83 гг. заменена в 1805 г. новым ампирным храмом — крупной одноглавой ротондой на четверике с мощной алтарной апсидой. В 1847 г. построены нынешняя широкая трапезная и надстроена колокольня. Главный престол во имя Перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. В трапезной южный придел прп. Сергия, известен с 1722 г. Северный придел был Василия Амасийского (1766 г.), переосвящен во Введенский в 1847 г. В советский период храм не закрывался.

Александр Качалин

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Александр Качалин 8 мая 2014

Приход храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе впервые упоминается в 1624 году, но существует с конца XV века. Церковь первоначально была деревянной. По клировым ведомостям первый каменный храм заложен в 1681 году, освящен в 1683 году. Существующее здание церкви с главным алтарем построено в 1805 году, трапезная с приделами – в 1847 году. Колокольня постройки 1681-1683 гг. в 1847 году была перестроена и получила новый архитектурный декор. Главный придел освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского, известен с 1722 года. Северный придел был устроен в 1766 году во имя священномученика Василия Амасийского. В 1849 году этот придел был заново освящен святителем Филаретом (Дроздовым) в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

После революции, в годы гонений храм не закрывался. С 1992 года является основным храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение главного и Сергиевского приделов.

Александр Качалин

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Александр Качалин 8 октября 2016

Была приходским храмом Кузнецкой слободы. Впервые церковь упоминается в 1625 г. под именем «Николы в Кузнецах». Храм, возможно, существовал еще в XVI веке. Вначале он был деревянным, а в 1681–1683 гг. его построили в камне. В XVIII веке в Никольском храме устроили два придела: преподобного Сергия Радонежского (известен с 1722 г.) и священномученика Василия Амасийского (1766 год). К 1805 г. церковное здание обветшало, и тогда выстроили новое, дошедшее до нашего времени.

Основной храм имеет массивный купол, по диаметру почти равный стороне четверика основного объема. На восток выступает мощная апсида, диаметр который настолько незначительно меньше стороны, что это почти незаметно. Барабан купола имеет четыре больших окна. Верхние полукруглые части окон с наличниками в форме фронтонов, расположенные уже на самом куполе, являются люкарнами. Завершен сферический купол еще одной небольшой, сложной формы главкой. Автор проекта здания неизвестен, но его архитектурные формы указывают на школу М.Ф. Казакова. Одновременно сооружена и колокольня. К зданию церкви в 1847 г. пристроили широкую трапезную с наличниками в стиле, близком к барокко первой половины XVIII века. Тогда же возвели и верхний ярус колокольни. Примечательные медальоны со скульптурными изображениями святых евангелистов в круглых нишах помещены между пилястрами, по два на каждом из фасадов.

Облик церкви после перестройки несколько изменился, она стала разно-стильной, и черты строгого классицизма как бы потонули среди деталей, взятых из разных эпох. В интерьере также провели большие работы. Новый иконостас главного алтаря соорудили вместе с иконостасами приделов трапезной в середине XIX века, тогда же появилась живопись во всем храме. В 1895 г. в храме реставрировали иконостасы и стенную роспись. В новой трапезной сохранили посвящение южного придела преподобному Сергию Радонежскому, а северный переосвятили в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

С 1927 по 1950 год настоятелем храма был известный протоиерей Александр Смирнов (умер в 1950 г., похоронен на Даниловском кладбище). Он не только сумел отстоять свою церковь от закрытия, но и способствовал перенесению в нее святынь из окрестных храмов. В 1951–1984 гг. настоятелем был известный московский проповедник протоиерей Всеволод Шпиллер. Главная святыня храма – чтимый образ Богородицы «Утоли моя печали». Он был перенесен из церкви святителя Николая, что на Пупышах, при ее закрытии и поставлен во Введенском приделе. Храмовая икона святителя Николая первой половины XVII века, находящаяся за правым клиросом в иконостасе, вероятно, происходит из первоначального деревянного храма. На ней – восемнадцать клейм жития святого. Пожалуй, это наиболее ценный с точки зрения художественной древний образ в Никольской церкви сегодня. В храме имеется большая икона Божией Матери «Взыскание погибших» – копия с чтимого образа, что находился в селе Бор Калужской губернии. Также сюда перенесли Иверскую икону Божией Матери из церкви великомученика Георгия Победоносца на Большой Ордынке. В храме также находится праздничная икона из больничной церкви Марфо-Мариинской обители.

В 1991 г. при храме выстроен крестильный храм во имя равноапостольного князя Владимира, в котором находится баптистерий для крещения взрослых. На церковной территории расположено административное здание Православного Свято-Тихоновского богословского института.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни

Александр Качалин

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)

Александр Качалин 27 июня 2020

Здание трапезной является частью комплекса храма святителя Николая в Кузнецах. Оно было построено в 1847 году – на 200 лет позже каменной версии храма. К счастью, его не постигла судьба большинства культовых сооружений. Храм оставался во владении церкви весь советский период, поэтому строения комплекса сохранили свой исторический архитектурный облик. Сегодня храмовый комплекс – не только место богослужений. Здесь работают православная воскресная школа, гимназия и богословский университет. Туристическая привлекательность комплекса в целом и трапезной в частности обусловлена возможностью хорошо осмотреть его изнутри и снаружи.

Административный корпус Православного Свято-Тихоновского университета. Адрес: Москва, улица Бахрушина, дом 2 дробь 5, строение 1

Дом 2/5 по улице Бахрушева был построен в 1907 году, но на сегодня от него остался только фасад. Ранее дом предназначался для проживания причта храма святителя Николая. Другой стороной здание выходит в переулок Вишняковский, 13. Сейчас в нём расположен административный корпус православного университета, который является частью храмового комплекса. Здание построено в классическом стиле своего времени, который был полностью сохранён при его реконструкции. К счастью, дом не пошёл под снос и вносит свою лепту в застройку старой Москвы. Это можно сказать и о нескольких других старых зданиях на улице Бахрушина.

Анонимный участник 5 декабря 2020

Известный московский проповедник протоиерей Всеволод Шпиллер приехал в Москву в 1950 г. из Болгарии. Патриарх Алексий (Симанский) назначил его настоятелем Николо-Кузнецкой церкви, но жильём в Москве, естественно, обеспечить не мог. Голь на выдумки хитра: в колокольне церкви настоятель оборудовал «четырехэтажную квартиру». В ней семья и получила прописку («Вишняковский пер., 15 — служебное помещение»). На первом этаже находилась кухня, на втором — кабинет-столовая, на третьем — спальня. Мебель, привезенная из Болгарии, осталась нераспакованной и хранилась в сарае на церковном дворе. В соседнем сарайчике-избушке поместился рояль — там проходили занятия музыкой сына о. Всеволода Ивана — будущего народного артиста РСФСР.

о. Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. М., 2004. С. 50-51.

Анонимный участник 7 июня 2022

До революции, когда в Москве насчитывалось несколько сотен храмов, среди которых было множество архитектурных шедевров разных эпох, Николо-Кузнецкая церковь воспринималась, мягко говоря, как рядовая постройка, не привлекавшая к себе внимания. Но после того как в ХХ в., в ходе «атеизации» столицы «народная власть» лишила народ весьма значительной части его национального достояния, а Николо-Кузнецкая церковь весь период борьбы с религией выстояла в качестве действующей, положение изменилось. Во всех своих частях, и внутри, и снаружи она являет нам весьма редкий подлинный памятник церковной архитектуры и прикладного искусства. Однако до последнего времени сведения о ее строительной истории ограничивались несколькими строчками дореволюционных авторов. Только в начале XXI в. А.Л. Баталов и Л.Р. Вайнтрауб взяли на себя работу по сбору всех письменных источников, касающихся истории храма, его клира и прихода с XVII в. до XX-го. Первый том их исследования опубликован в 2009 г.

Оказалось, что 1805 г. — это лишь год начала сооружения главного объема Николо-Кузнецкой церкви (его подкупольной части) на месте разобранного храма 1680-х гг. постройки. Оно сильно растянулось, хотя первоначально предполагалось, что займет всего 2 года. К штукатурке вновь выстроенного храма приступили лишь в 1809 г., но и через 3 года он оставался «строением еще не оконченным». Службы продолжали совершаться в трапезной части церкви. В таком виде Кузнецкий храм застало нашествие Наполеона. В Московский пожар 1812 г. почти вся Кузнецкая слобода выгорела, но церковь и от огня, и от неприятеля осталась сохранена. У ней лишь погорела крыша, и вскоре после изгнания врага приделы были освящены. После того как жители Кузнецкой слободы восстановили свои дома, они приступили к завершению отделки «настоящей» церкви, заложенной в 1805 г. 18 марта 1817 г. она была, наконец, освящена. Т. о., ее строительство, с перерывом, заняло 12 лет.

Авторы монографии подчеркивают, что венецианские окна барабана купола храма, верхний проем которых является окном-люкарной, уникальны для Москвы. В качестве близкой аналогии они приводят Знаменский храм в с. Комлево Рузского р-на 1802 г. постройки. После войны 1941-1945 гг. он на 60 лет был заброшен. Подойдя к краю гибели, комлевский храм все же дождался реставрационных работ, которые были проведены в 2005-2007 гг. (т. е. к 200-летию начала строительства его «двойника» — Николо-Кузнецкого храма).

Баталов А.Л., Вайнтрауб Л.Р. Церковь святителя Николая в Кузнецах. История храма и его прихода. Т. I. — М.: ПСТГУ, 2009.

Алексей Кротов

Алексей Кротов 13 мая 2023

Истрия храма в ХVII веке. О времени основания храма Святителя Николая сведений не сохранилось, однако можно предполагать, что он появился одновременно с учреждением Кузнецкой слободы, по-видимому в ХVI веке. На протяжении нескольких столетий он являлся её приходской церковью. Впервые храм упоминается в окладных книгах 1624/1625 года. Они сохранили первое известное имя священника Никольского храма — иерея Никиты. Согласно записям в этих книгах, он платил дань 16 алтын, 4 деньги в 1624-25 гг и 1627-28 гг. Несмотря на то, что первые достоверные данные о существовании храма относятся только ко времени царствования Михаила Феодоровича, история его начинается в ХVI веке. О жизни в слободе более раннего времени сохранились материальные свидетельства, в том числе клад, относящийся к эпохе Смутного времени, зарытый в начале ХVII столетия одним из зажиточных жителей Кузнецов, обосновавшемся здесь до великого разорения земли Русской. Клад был найден во 2-м Новокузнецком переулке. В глиняной «кубышке» была спрятана значительная сумма денег — около 20 рублей 4 алтын и 1 деньги.

Кем же были прихожане церкви Святителя Николая? Кузнецкая слобода относилась к так называемым «черным» слободам. Это означало, что её жители платили подати и были обременены повинностями, т. е. принадлежали к тягловому населению московского посада. Среди них были ремесленники, держатели торговых лавок, числившиеся тяглецами своей слободы и платившие оброк за торговые и дворовые места. Кроме того, на них лежала обязанность чинить мостовые, караульные избы и нести разные городские службы, в том числе сторожевую, а также содержать орудия, предназначенные для тушения пожара, например водоливные трубы. Так, по осмотру объезжего головы в июне 1672 года выяснилось, что в Кузнецкой слободе в десятке Филиппа Степанова есть медная, а в десятке Ивана Еремеева — деревянная водоливная труба. Как и другие «черные» слободы, Кузнецкая слобода входила в управление Земского приказа. В повседневной жизни слобода управлялась слободским сходом, который составляли слободские тяглецы. Кроме тяглецов на территории слободы могли жить горожане, освобождённые от податей и повинностей. Здесь находились боярские дворы, владения дворян, несших дворцовую службу, а также служителей московских приказов, членов Гостиной и Суконной сотни. От слободского тягла были освобождены священно- и церковнослужители. Таким образом мы видим, кто составлял приход храма Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Храм в документах ХVII века назывался по наименованию слободы и её местоположению. Например, «Церковь Николы Чудотворца из-за Москвы реки из Кузнецково» или «за Москвою рекой, в Кузнецах», или «Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе». Как и многие другие храмы Замоскворечья, он оставался деревянным ещё во второй половине ХVII столетия. После священника Никиты, судя по окладным книгам, здесь служили: отец Нефедий (1634-1653), отец Алексий (1653-1654), отец Симеон (1655-1656), отец Поликарп (1656-1657). По сравнению с годами служения отца Никиты, при этих иереях в соответствии с состоянием прихода дань была увеличена и составляла 1 рубль 12 алтын 4 деньги.

Первые сведения об облике церкви Николая Чудотворца и о постройках на её земле относятся уже к середине ХVII века. На продолговатом участке длиной 24 сажени и шириной 18 находился деревянный храм с погостом. Кладбище было старым и к середине столетия могилы полностью заняли весь отведённый под него отрезок земли. Неслучайно писцы, составлявшие Строельную книгу 1657 года, назвали его тесным. Рядом с погостом, на расстоянии всего 7 саженей от церкви, располагался двор священника Поликарпа Степанова. Его двор был по занимаемой им площади почти равен церковному месту — 29 саженей в длину и 14 в ширину. Подальше от церкви, на расстоянии 13 саженей, находилось владение попа Игнатия, а в 11 саженях от его владения — небольшой двор (9 саженей в длину и 8 в ширину) просвирни Авдотьи Степановой. Рядом с храмом, на растоянии «полдевяты сажени», помещался крохотный двор (7 с четвертью на 4 сажени) церковного сторожа Ивашки. Недалеко от храма раньше располагался двор пономаря Савки Ермолина, узкий и вытянутый в длину (15 х 4 саж.). К 1657 году он был частично занят новым кладбищем, образовавшимся после морового поветрия. Это была эпидемия чумы 1654 года, унесшая жизни многих москвичей. Тогда-то и увеличились кладбища у большинства московских церквей. По указу царя Алексея Михайловича границы владений и церковного погоста при Никольском храме были изменены. Под кладбище отошла порожняя земля за алтарём церкви. Как было сказано в указе, «впредь тем взятым церковным землям быть в новом кладбище безповоротно». Старое кладбище по этому указу было огорожено глухим забором, а новый участок для захоронений огородили лишь «надолбами изредка». На эту «городьбу» за лес и за работу плотников было выдано из Земского приказа 15 рублей 19 алтын 4 деньги.

Сведения о приходе, которые можно почерпнуть из Переписных книг, соответствуют более поздним сведениям о его социальном составе. Впервые он зафиксирован в Ружной Розметной книге 7207 (1698/99) года: «А у той церкви в приходе дворов: 30 дворянских, 20 посацких, 2 гостиной сотни, 10 подъяческих, 2 крутицкого митрополита подъяков, 1 патриарша пристава, итого 65 дв». Размеры прихода, число его дворов стали причиной прекращения выплаты в храм ежегодной руги. В 1680/81 году руга полагалась священнику, диакону и просвирне в размере 19 алтын 5 денег. Позже руга незначительно уменьшилась — в 1698/99 году на содержание трёх штатных мест выплачивали 3 рубля 6 алтын 5 денег. Из этой суммы священнику полагалось один рубль 17 алтын 4 деньги, диакону — один рубль 3 алтына 4 деньги, просвирне — 19 алтын. Это была последняя руга, получаемая причтом. Резолюция была однозначна — ругу «отставить, а кормитца приходом». В процессе формирования описанного здесь прихода на месте деревянного храма был построен каменный. О времени этого события, столь важного для истории церкви Святителя Николая в Кузнецкой слободе, свидетельствует лишь один источник. Это Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием «строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви места», составленный в 1723 году. Здесь о времени построения существовавшего тогда каменного храма сделана запись: «По благословению Святейшего Иоакима патриарха во 191 году», т. е. в 1682/83 году. Это произошло при священнике Прове Поликарпове. Он унаследовал место своего отца — иерея Поликарпа Степанова, прослужившего в этой церкви наибольший по сравнению с его предместниками срок — почти четверть века, 24 года. При перестройке храм сохранил посвящение своего главного престола во имя Святителя Николая. К нему добавился новый придел с престолом, освящённым во имя преподобного Сергия Радонежского. Особого (ружного) причта для службы в придельном храме не было.

О том, как выглядел первый каменный храм в Кузнецкой слободе, сведений нет. Здесь можно только приблизительно восстановить его типологические характеристики. Судя по планам церковного участка и сопредельных с ним владений конца ХVIII века, это был трёхапсидный храм с трапезной, в юго-восточной части которой был устроен придельный храм с одной апсидой. С запада примыкала прямоугольная в плане колокольня. Подобную структуру имели многие храмы второй половины ХVIII века. Устройство придела в трапезной, а не на одной линии с главным храмом, как в ХVI — первой половине ХVII века, позволяло сделать автономным богослужебное пространство каждой церкви, «настоящей» и «придельной». Сдвиг придела к западу открывал все входы в наос главного храма в соответствии с требованиями храмозданных грамот. Вероятно, как и другие храмы ХVII века, построенные в слободах, церковь Святителя Николая имела бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Скорее всего, он был увенчан пятиглавием. Центральный барабан был световым, а боковые глухими. Придельный храм преподобного Сергия завершался одной главой. В качестве сохранившихся аналогий можно привести церковь Симеона Столпника на Поварской. По своим размерам храм конца ХVII столетия несколько уступал ныне существующему. Бытует устойчивое мнение о том, что колокольня храма не была полностью перестроена в середине ХIХ века. В метрике церкви, составленной в 1887 году, об этом сказано так: «колокольня построена в 1681 году, пирамидальная из кирпича, а в 1847 году наложен новый этаж, не утративший старой формы». Если это так, то длина существующей трапезной примерно равна длине трапезной конца ХVII века, так как при перестройке храма она вместе с колокольней была сохранена.

Из книги: А. Л. Баталов, Л. Р. Вайнтрауб. «Церковь Святителя Николая в Кузнецах. История храма и его прихода». Том 1. — Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009

Комментарии и обсуждение

Хоть престол св. Василия Амасийского был то ли в 1847, то ли в 1849 г. переосвящен, но кузнецкие прихожане продолжали чтить его память и через 90 с лишним лет были вознаграждены. Вот описание того памятного случая: «Множество народа переполнило храм и двор храма. По окончании литургии, когда на середину храма встали с иконами, приготовившись итти с крестным ходом, на амвон вышел настоятель и поздравил молящихмя с радостным окончанием войны. Затем он напомнил о тех, кто ценою своей жизни привели к победе. /. / Безудержные рыдания всего храма заглушили голос священника. /. / Крестный ход двинулся из храма во двор и три раза обошел вокруг храма, из окон которого доносился пасхальный перезвон. » Так прошел в Николо-Кузнецком храме день 26 апреля / 9 мая 1945 г.

См.: Васильева Н. Праздник победы // Журнал Московской патроиархии. 1945, № 6. С. 48-50.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *