Когда был построен донской монастырь
Перейти к содержимому

Когда был построен донской монастырь

  • автор:

История

Московский Донской монастырь был основан в 1593 году, в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал третий сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович

В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой Богородицы крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь, в стане русского войска. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» — том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля.

С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников. С апреля 1984 г. — насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1985 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1987 г. после окончания обучения в семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1991 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Пастырство по учению Православной Церкви». В 1986 г. возведен в сан игумена, в том же году — в сан архимандрита. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 30 ноября 1988 г. назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться — Малым. Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. «Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

История

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю. Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи. Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым — Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

История

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло. Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

История

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря. В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно. Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году. На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ.

В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь. В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма. На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

Следующая страница

Новомученики и Исповедники

Донской монастырь

Название муниципального образования Донское происходит от древнейшей достопримечательности этих мест — Донского Ставропигиального монастыря.

Монастырь был основан в 1591 году на месте ставки русских войск, вставших на защиту Москвы от набега полчищ крымского хана. Первый соборный храм монастыря (названный «во имя Донской иконы Богородицы», молитвами которой спаслись москвичи) был построен в 1593 г. по указу Бориса Годунова в честь победы русских войск над крымским ханом Казы-Гиреем; в обозе войск победителей, стоявших на месте будущего монастыря, хранилась икона Донской Богоматери.

Позднее, в конце 17 века, на территории монастыря были построены два собора и колокольня. Монастырь являлся не только духовным центром, но и политическим. В нем осуществлялась связь России с соседними народами, особенно с Украиной, вошедшей в состав государства российского в 1654 году, а также с Грузией, искавшей защиты от засилия турок.
С важнейшими государственными событиями было связано строительство нового соборного храма, который является доминантой всего ансамбля монастыря. И.Е. Забелин, первый историограф Донского монастыря, установил, что строительство храма велось в два этапа.

На первом этапе в 1684 — 1686 годах храм был возведен до сводов. В подклете храма была установлена крипта, которая впоследствии была превращена в храм-усыпальницу. Второй этап строительства начался в 1688 году, когда по царскому указу от 8 июня продолжили возведение собора и изготовление иконостаса. Резной иконостас и иконы создавали лучшие резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа. 21 августа 1698 года новый соборный храм был освящен митрополитом Сарским и Подольским преосвященным Тихоном. Новый храм был поставлен на высоком подклете и окружен галереями-гульбищами, которые в середине 18 века были превращены в закрытые и к ним были пристроены паперти. На протяжении всего 18 века наместники монастыря с братией благоукрашали собор. В 1752 году на вклады купца Кузьмы Замятина были устроены чугунные полы, которые сохранились до настоящего времени. На средства атамана войска Донского Даниила Ефремовича было сделано малое паникадило, которое также сохранилось. В 1748 году к южной стороне храма по проекту архитектора В. Обухова была пристроена ризница. А в 1782 году при наместнике Аввакуме Миланковиче начали расписывать храм. Шестьдесят сюжетов Ветхого и Нового Заветов были помещены в живописные рамы и расположены в четырех ярусах. Эти росписи были реставрированы в 1993 — 1994 годах при содействии Министерства культуры. В 1789 году были расписаны стены галерей, к сожалению, они в 1867 году были сбиты и паперти расписали вновь.

Монастырская стена с башней
В 1920-е годы, когда в галереях собора разместились музейные экспозиции, росписи были забелены и частично уничтожены. В 1996 году началась их реставрация, которая еще не завершена. Большой собор был вновь освящен Святейшим Патриархом Алексием 19 августа 1991 года, и сразу же в храме начались реставрационные работы. До настоящего времени продолжаются работы по украшению храма: расписаны стены в алтаре, продолжается работа по реставрации монументальной живописи, появляются в храме новые киоты и иконы.Почти одновременно со строительством Большого собора в 1686 году было начато возведение каменной ограды монастыря, строительство которой затянулось почти на 30 лет и закончилось только в 1711 году. Массивные крепостные стены с двенадцатью башнями и двумя проездными воротами сооружались на средства вдовы думного дьяка Кириллова, да «род боярина князя Василия Васильевича Голицына дал вкладу пятьдесят червоных золотых».

Монастырская ограда была построена по типу крепостных сооружений древней Руси, но их архитектура нарядна и празднична: верхи стен и башен украшены белокаменными резными деталями, боевые площадки завершены широкими аркадами, что лишает крепостную ограду суровости, характерной для оборонных сооружений.

Напротив Большого собора, с северной стороны ограды находился главный вход в монастырь — Святые ворота, построенные в 1693 году. Над воротами в 1713 — 1714 годах на средства царицы Прасковьи был поставлен храм во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Архитектура этого храма воплотила взлет петровских преобразований. Причудливый силуэт храма, хорошо прорисованные декоративные ордерные элементы, свидетельствуют об участии в строительстве большого мастера. Многие считают, что им мог быть зодчий Иван Зарудный, которому приписывают авторство церкви в стиле русского барокко Иоанна Воина на Якиманке.

Первоначально Тихвинский храм был также богато украшен: в нем находился образ Тихвинской Божией Матери, выполненный царскими изографами на шелке. К сожалению от убранства храма ничего не сохранилось, поэтому при его возобновлении был сделан новый иконостас и вся церковная утварь. Тихвинский храм был освящен 9 июля 1993 года и с этого времени в нем ведутся богослужения.

В 1730-е годы к храму была пристроена новая лестница и кельи, которые возводились на средства Анны Иоановны и использовались для пребывания в них особо почетных богомольцев, в том числе и царского рода. Впоследствии в этих кельях проживали на покое настоятели крупнейших московских монастырей. В 1920-х годах в этих кельях под домашним арестом находился Святитель Тихон, Патриарх Московский. Сейчас в этих кельях открыт мемориальный музей, где представлены подлинные вещи и облачения Патриарха.

В 1730 году в западной части монастырской ограды по проекту арх. А. Трезини были сооружены новые ворота, а «у досмотру» за строительством был Иван Шендель, один из строителей колокольни в Троице-Сергиевой Лавре. В 1853 году над воротами возвели надвратныйхрам-колокольню Автором проекта был известный московский архитектор Д.В. Ухтомский, а строил его ученик А. Евлашов. Строительство колокольни не было окончательно завершено, за неимением средств не выполнены разные капители, пустыми остались заполнения для картушей. Но даже в таком незавершенном виде колокольня является прекрасным образцом архитектуры московского барокко середины XVIII века.

Надвратный храм над западными воротами во имя праведных Захария и Елизаветы был закрыт в конце XVIII века по указу императрицы Екатерины II; впоследствии в нем разместилась монастырская библиотека и архив.

После революции помещения храма были приспособлены под жилье, а весь объем храма разделен на этажи. Реставрационные работы, начатые еще музеем архитектуры, вернули первоначальный облик храму, а в 1996 году к Светлому Христову Воскресению в нем начались богослужения.

Вблизи колокольни были сгруппированы хозяйственные и жилые постройки. Рядом с воротами сохранились казначейские кельи (конец 17 века, надстроены в 1718 году).

С 1799 по 1827 год в Донском монастыре помещался Духовно-цензурный комитет, впоследствии переведенный в Троице-Сергиеву Лавру. В здании цензурного комитета в 1835 году было открыто Донское духовное училище, существовавшее до 1917 года. В 1909 году здесь же была школа для подготовки послушников. В конце 19 века для училища было построено ныне существующее здание. После революции 1917 года и закрытия Донского духовного училища, в здании разместили дом подростков (колонию для юношей) и швейную мастерскую, которая была преобразована впоследствии в кожгалантерейную фабрику, существовавшую здесь до 1957 года. В настоящее время в здании размещается служба эконома, а также кухня и трапезная.

В 1758 — 1760 годах построены братские кельи, которые завершили формирование парадной части монастыря. Фасад современного здания сохранил барочную отделку, хотя в 1891 году здание было надстроено вторым этажом по проекту арх. Попова. В конце 19 века в здании братского корпуса размещались не только монашеские кельи, но и монастырская гостиница, трапезная, которая была расписана сюжетами из истории основания монастыря. Сейчас эти росписи отреставрированы, в здании проживают монашествующие, размещены монастырская библиотека и воскресная школа. За братскими кельями монастыря находится хозяйственный двор монастыря, где также сохранились старинные здания квасоварни, каретного сарая и конюшен.

Среди вспомогательных построек монастыря представляет интерес дом настоятеля, который вместе с прилегающим к нему садом и кухонным корпусом (бывшей баней) представляют некий усадебный комплекс, характерный для жилой застройки Москвы середины 18 века. При монастыре, в юго-восточной его части, было разбито кладбище, превращенное в некрополь, и возникшее из небольшого монастырского кладбища около Малого собора. Здесь покоятся многие известные деятели России, русской науки и культуры (патриарх Тихон, фельдмаршал Репнин, дед А.С.Пушкина — Лев Александрович Пушкин, отец русской авиации Николай Егорович Жуковский (1847 — 1921), художник Василий Григорьевич Перов (1832 — 1882), русский ученый текстильщик, профессор Ф.М. Дмитриев, архитектор О.Бове, историк В.Ключевский, драматург Д.Фонвизин и многие другие). Здесь же немало небольших и очень красивых усыпальниц и часовен русской знати.

Недалеко от южной стены расположился храм Архангела Михаила, построенный на месте старой больничной церкви Святого Евфимия. Храм Архангела Михаила построен по заказу вдовы М.М. Голицына — Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой, похороненной в этом храме. Вклад на строительство фамильной усыпальницы сделал и князь Сергей Михайлович Голицын. В 1806 — 1809 годах архитектором И.В. Еготовым была построена новая церковь, а 26 сентября 1809 года она была освящена наместником Донского монастыря архимандритом Виктором. В 1894 году храм был поновлен — по решению архимандрита Власия были отремонтированы фасады, сделаны новые росписи, переделан иконостас. Богослужения в храме были возобновлены 21 ноября 1991 года, вскоре после возвращения монастыря Русской Православной церкви. В подклете храма были устроены склепы князей Голицыных, а в самом храме сохранились уникальные надгробные памятники. Среди усопших — Наталья Петровна Голицына — один из прототипов старой графини в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.

Вблизи храма по проекту архитектора И. Вихляева построена водосвятная часовня, которая воспроизводит формы надкладезной беседки конца 19 века.

С восточной стороны от Большого собора расположена церковь Александра Свирского, построенная в 1796 — 1798 годах на средства графа Николая Александровича Зубова над могилой А.Н. Зубова. Небольшой храм-ротонда поставлен на невысоком белокаменном цоколе и завершен строгим антаблементом. В 1812 году храм был разграблен и частично разрушен, его восстановили в 1820 году. После 1920-х его интерьер был вновь разграблен, а надгробные доски разбиты. После приспособления его под библиотеку в 1952 году, здание понесло значительный урон, а после реставрации в 1960-х годах — здание приобрело первоначальный облик, но внутреннее убранство утрачено навсегда. Неподалеку, ниже по рельефу расположен храм Иоанна Лествичника, выстроенный на средства генерала Терещенко. Храм в 1992 году частично восстановлен и заново освящен.

Украшением монастырского ансамбля является храм во имя Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины, который был построен архитектором А. Венсаном в 1891 году на средства купцов Первушкиных. Два храма-усыпальницы появились в Донском монастыре на месте братских огородов — храм во имя Святителя Тихона (1997) и храм Георгия Победоносца (2000). С 1993 года звучат колокола на Западной колокольне. C 1991 возрождается духовная жизнь монастыря.

(Т.Д. Божухина. Донской Ставропигиальный Монастырь. Рекламный буклет)

Донской монастырь

Донской монастырь заложили в 1591 году на месте русского гуляй-города после завершения осады крымским ханом Газы II Гиреем. Тогда татары отступили с большими потерями. А в дни боев в гуляй-городе действовала походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. Это та икона, которой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Донской монастырь, фото 2014 года

Монастырь на этом месте был нужен и по военным соображениям — между Даниловым монастырем и Новодевичьей обителью было большое открытое пространство.

Первой монастырской постройкой стала украшенная кокошниками каменная церковь во имя Донской Богоматери. Автором проекта, предположительно, был Федор Конь. Строили храм на средства Бориса Годунова. Он даже запечатлел свой образ на стенах церкви, но этот портрет не сохранился.

В Смутное время обитель разорили польские войска под предводительством гетмана Ходкевича. После этого Донской монастырь долго был в запустении. Возобновил обитель Михаил Федорович уже как «богомолье царей» — сюда совершали крестные ходы с участием государей.

В 1698 году освятили построенный на средства царевны Екатерины Алексеевны, сестры Петра I, Большой собор. На стенах храма были фрески работы Клаудио, внутри сохранился восьмиярусный резной иконостас с иконами «фряжского письма». Пол украшен чугунными плитами, подаренными грузинской царевной Дарьей. А главы Большого собора ориентированы по сторонам света. После строительства нового собора, старый храм во имя Донской Богоматери стали называть Малым.

В то же время построили стену с двенадцатью ажурными башнями, напоминающими ограду Новодевичьего монастыря.

Донской монастырь

Величественный комплекс Донского монастыря сформировался в XVIII веке.

Тогда появился некрополь выдающихся деятелей российской истории и культуры (он сохранился), построили Тихвинскую надвратную церковь и колокольню над западными воротами по проекту Д. Трезини (завершил в 1753 году А.П. Елвашев). В 1745-1750 годах появились архимандритские покои, здание духовной семинарии, конюшни и другие вспомогательные постройки. А в 1796-1798 годах построили храм-усыпальницу Александра Свирского по проекту А.Н. Зубова.

Во время Чумного бунта в 1771 году беснующаяся толпа ворвалась в Донской монастырь и убила скрывавшегося там архиепископа Амвросия за то, что он попытался предотвратить распространение чумы и приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону. Толпа усмотрела в этом крамолу и растерзала архиерея, но зачинщиков беспорядков нашли и по приказу Екатерины II повесили на Красной площади. С тех пор каждый год 19 августа к Донской иконе совершался крестный ход из Успенского собора Кремля.

Донской монастырь

В 1918 году Донской монастырь формально закрыли, но духовная жизнь продолжалась там до конца 1920-х. При этом в некоторых зданиях устроили конторы и жилье.

До средины января 1925 года в бывших казначейских покоях у северных врат жил Патриарх Тихон. Его похоронили в подклете Малого собора. В это же время в Донском монастыре работала антирелигиозная выставка и Антирелигиозный музей.

В 1929 году монастырские храмы окончательно закрыли, а в 1934 на территории обители открыли музей архитектуры. Сюда свозили фрагменты разрушенных московских храмов, горельефы храма Христа Спасителя, фрагменты Сухаревой башни, часть убранства Красных ворот и Триумфальной арки.

В 1964 году Донской монастырь стал филиалом Музея архитектуры имени Щусева. В Малом соборе богослужения возобновили еще в 1946, а в 1960-е его приписали к храму Положения Ризы Господней на Донской улице. Это сделали, чтобы сохранить оба предписанных к закрытию храма. Тогда же в Малом соборе Донского монастыря устроили мироваренную печь. Сейчас на ней готовят миро для всех храмов.

Донской монастырь

В 1991 году Донской монастырь восстановили.

Музей архитектуры освободил территорию обители, но до сих пор в восточной части его крепостной стены можно увидеть 6 горельефов с храма Христа Спасителя.

А во время ремонта Большого собора провели раскопки и вскрыли захоронение Патриарха Тихона. Обретенные мощи святителя положили в раку и перенесли в Большой собор Донского монастыря.

Донская икона сейчас хранится в Третьяковской галерее. Только на празднование 1 сентября ее переносят в монастырь для поклонения верующих.

Говорят, что. . в 1918 году Ленин велел купить за границей печь для кремации. В народе ее назвали «Печью Люцифера» и в 1927 году разместили в храме Серафима Саровского и Анны Кашинской на Донском кладбище. Для этого церковь перекрасили под «мокрый бетон», и она приобрела подчеркнуто «траурный» вид .

Донской монастырь на фотографиях разных лет:
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь
  • Донской монастырь

А вы бы хотели дополнить рассказ о Донском монастыре?

Донской монастырь. История действующего монастыря Москвы

Это один из старейших русских монастырей, расположенный неподалеку от центра Москвы. В далеком прошлом ему не раз приходилось выдерживать осаду врага, поэтому он окружен толстыми стенами. Вокруг него раскинулся красивый тихий сквер. Это мужской монастырь, являющийся ставропигиальным, а означает, что он непосредственно подчиняется главе русской православной церкви.

Заглянем немного в прошлое…

По легенде Донской монастырь был построен в 1591 году царем Федором Ивановичем и изначально представлял собой небольшой одноглавый собор, который в настоящее время является сердцем обители.

Во времена Великой Смуты православная обитель была разорена поляками. Однако в дальнейшем святыня была восстановлена, хотя и не могла похвастаться богатством вплоть до конца 17 века. Однако в скором времени, к нему начали присоединять другие обители, а уже в 17 веке монастырь был подвергнут реконструкции, именно после этого начал формироваться крупный монастырский комплекс, в котором в 19 веке даже было открыто духовное училище.

В период Отечественной войны, случившейся в 1812 году, Донской монастырь вновь был разграблен. С приходом советской власти для истории монастыря начались нелегкие времена. Одно время в нем даже проводили антирелигиозную выставку.

В 1991 году в монастыре горел Малый Собор. Именно эта трагическая случайность позволила обнаружить мощи патриарха Тихона. Это произошло во время проведения после пожарных раскопок в 1992 году. В этот же период облик монастыря был искажен бронетехникой, которую поставили у входа, а также постройкой новых зданий.
С июня прошлого года Малый Собор находится на реставрации.

Донской монастырь в наши дни

В наши дни на прилегающей к монастырю территории расположено большое количество памятников, в том числе Екатерине Второй. Своей красотой поражает небольшая часовня, расположенная на территории Донского монастыря.

При монастыре находится воскресная школа, а также иконописные мастерские, книжная и иконная лавка.

Но особого внимания заслуживает некрополь Донского монастыря. В нем спят вечным сном многие знаменитые российские деятели: философ Чаадаев, историк В.О. Ключевский, а также именно здесь находятся могилы советского писателя А.И. Солженицына, генерала Деникина.

Самый значимый храм монастыря – Большой Собор, возведенный в конце 17 века. На территории монастыря имеется большое количество церквей, в нем находятся барельефы Храма Христа Спасителя, потрясающие воображение.

К Донскому монастырю примыкает кладбище, имеющее свой отдельный вход. Некрополь Донского монастыря (Старое Донское кладбище ) — самый крупный сохранившийся в Москве дворянский некрополь 18-19-х веков. Занимает практически половину территории Донского монастыря (2,5 га из 5 га).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *