Какая известная реликвия хранится в кельнском соборе
Перейти к содержимому

Какая известная реликвия хранится в кельнском соборе

  • автор:

Кельнский собор. Часть 2. Мощи трёх волхвов — главная реликвия собора

Самой известной святыней Кёльнского собора и главным духовным сокровищем Кёльна являются мощи трёх волхвов.

Кельнский собор. Часть 2. Мощи трёх волхвов — главная реликвия собора

2

Первоисточником, поведавшим миру о волхвах, пришедших к младенцу Христу были 12 стихов Главы 2 Евангелия от Матфея. Согласно им пришли волхвы с востока в Иерусалим к царю Ироду, думая что «родившийся Царь Иудейский» находится там. Не найдя его они продолжили путь за вифлеемской звездой, которая привела их к Христу: «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»

3

Кельнский собор. Часть 2. Мощи трёх волхвов — главная реликвия собора

В тексте Евангелия нет указаний на то, сколько было волхвов, как их звали и из какого точно места они пришли. Когда единая христианская церковь стала делиться на конфессии, то кто-то не стал толковать по другому текст Библии насчёт волхвов, а кто-то продолжил изыскания. Католическая церковь более других продвинулась в этом направлении. Если раннехристианский писатель и богослов Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (Quintus Septimius Florens Tertullianus, 155/165- 220/240)говорил, что волхвы похожи на королей, то святитель Кесарий Арльский (470 -543), бывший известным богословом, первым безапелляционно назвал волхвов королями. Вторил Кесарию Святой Исидор Севильский (San Isidoro de Sevilla, между 560-570-636). Возможно они основывались на толковании Псалтыря — библейской книге Ветхого Завета, где в псалме 71:10 говорилось: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары». Фарсисом назвался город в Испании, а Сава по разным источникам находилась то ли в Аравии, то ли в нынешней Эфиопии. Исходя из количества даров и из стихов Псалтыря стали постепенно считать, что волхвов было трое. Первым об этом объявил христианский писатель и богослов Ориген (Origenes, 185- 254). Наиболее радикальный шаг предпринял бенедиктинский монах Беда Досточтимый (Beda Venerabilis, ок. 672 или 673 — 735), бывший средневековым писателем, специализировавшимся на толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета. Он придумал имена волхвов, дав им родину и описание. Бальтазар — мавр из Африки, юноша, Мельхиор — белый человек из Европы, мужчина в полном расцвете сил, Каспар — человек с Востока из Азии, старик. Менялись постепенно традиции изображения волхвов-королей в изобразительном искусстве. Сначала волхвы изображались одетыми в персидские одежды. Легенда гласит, что благодаря изображениям волхвов в базилике Рождества Христова в Вифлееме

Вифлеем. Базилика Рождества Христова. Слева изображены три волхва

Вифлеем. Базилика Рождества Христова. Слева изображены три волхва

— она была пощажена в 614 году, когда шахиншах Персии Хосров II Парвиз (570 — 628) после захвата Иерусалима огнём и мечом прошелся по христианским церквям.

В X веке их уже изображают с коронами на голове и в одеждах, соответствующих облику, придуманному Бедой. Согласно легенде волхвы были крещены святым Фомой и дожили до 150 лет. В 326 году мать императора Константина Великого Святая Равноапостольная царица Елена (ок. 250–330) обрела в Персии (по другим данным — в Палестине) мощи трёх волхвов и перевезла их в Константинополь. Внук царицы Елены — римский император с 333 по 350 год Флавий Юлий Констант (Flavius Iulius Constans, 320 -350), был в отличие от бабушки, тщательно собиравшей христианские реликвии, менее хозяйственным. В 344 году он отдаёт мощи трёх королей только что избранному епископу Медиолана (Милана) Евсторгию и тот перевозит тяжелый мраморный саркофаг с мощами в Милан. Хранились мощи в Базилике Сант-Эусторджо (Basilica di Sant’Eustorgio) в Милане, а до её строительства в храме, который был построен в IV веке для хранения мощей. Милан в середине XII века был главным оплотом всех противников Священной Римской империи в Ломбардии. Император Фридрих I Гогенштауфен (Friedrich I Rotbart, 1122–1190) по прозвищу Барбаросса хотел покончить со свободолюбием Милана. Для этого ему пришлось брать город дважды. Первый раз в сентябре 1158 года, второй раз в марте 1162 года. Во время первой осады города в 1158 году мощи прячут в колокольне церкви San Giorgio al Palazzo. После разрушения Милана императором в марте 1162 году мощи были дарованы Барбароссой его верному соратнику, архиепископу Кёльна и архиканцлеру Италии, Райнальду фон Дасселю (Rainald von Dassel; около 1120 — 14 августа 1167). 23 июля 1164 года мощии были доставлены в Кёльн. Трудный путь был проделан сначала на повозках, затем на корабле по Рейну. На месте городских ворот, через которые были ввезены в Кёльн мощи, впоследствии была построена Арка трёх королей (Dreikönigenpförtchen).

1

Кельнский собор. Часть 2. Мощи трёх волхвов — главная реликвия собора

Нам сейчас этого не понять, но в те времена наличие христианских святынь в любом населенном пункте обеспечивало беспрерывный поток паломников. Чем значительнее святыня -тем больше поток верующих и тем больше денег. Появление мощей трёх королей в Кёльне сделано город привлекательным для паломников всего христианского мира. На месте Кёльнского собора существовал так называемый Старый собор, освященный в 870 году. Его внешний вид есть на напольной мозаике в современном Кёльнском соборе. К сожалению людей ходит собору множество и фотографировать полы не всегда удаётся сквозь частокол ног. В 1228 году архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден (Konrad von Hochstaden, 1198 или 1205 — 1261) уложил первый камень в основание Кёльнского собора, первым строителем которого стал Герхард фон Риле (Gerhard von Rile, 1210 -1271). План нового собора есть на мозаичном полу Кёльнского собора, его я сфотографировать смог.

2

Кельнский собор. Часть 2. Мощи трёх волхвов — главная реликвия собора

Если в миланской церкви мощи хранились в мраморном саркофаге, созданный еще в третьем веке, то в Кёльне решили создать золотой ларец для хранения мощей. Для его создания был приглашен знаменитый мастер Николаус Вердунский (Nikolaus von Verdun (1130- 1205), создавший золотой ларец для хранения мощей в период с 1181 по 1200 год.

Мощи волхвов в Кельне — одна из главных христианских святынь

Им поклоняются все христиане. Они первыми поклонились Младенцу Христу и принесли святые дары к его колыбели.

https://p.dw.com/p/1E5oc

В разных странах и разных ответвлениях христианства их называют по-разному: волхвами, магами, мудрецами, звездочетами. Согласно Евангелию от Матфея, эта троица явилась «с востока», следуя за путеводной звездой, чтобы поклониться «Царю Иудеев». Лет 700 назад западные теологи решили, что эти трое были на самом деле королями или царями: уж очень дорогие дары — золото, ладан и смирну — принесли они к колыбели младенца Христа. Апокрифическими являются их имена: Каспар, Бальтазар (Валтасар), Мельхиор. Больше, чем где-либо в мире, им поклоняются в немецком городе Кельне.

«Пожалуй, ни в одном городе мира нет культа столь укоренившегося и в такой степени определяющего самоидентификацию граждан на протяжении веков, как культ трех королей в Кельне», — говорит в беседе с DW директор музея Шнюттгена (Schüttgen-Museum) и куратор выставки «Три святых короля: миф, искусство и культ в Кельне» Мориц Вёльк (Moritz Woelk).

Самая знаменитая достопримечательность (и самая популярная достопримечательность в Германии) — грандиозный Кельнский готический собор. И уже восемь с половиной веков в нем стоит золотая рака с древними мощами библейских волхвов — «трех королей». 2014 год был объявлен в Кельне «годом трех королей». Поскольку в городе традиционно все делается с некоторым опозданием (как известно, и знаменитый собор строился в общей сложности семь веков), главная выставка, посвященная Каспару, Балтазару и Мельхиору, открылась лишь к концу юбилейного года.

Посланники в вечность

Выставка объединила на сравнительно небольшом пространстве около 130 объектов, ради каждого из которых в отдельности стоило бы совершить паломничество в музей: раннехристианские саркофаги III века из ватиканских музеев, бесценный барельеф из собора французского Отёна, впервые ставший экспонатом зарубежной выставки, уникальные рукописные книги из немецких, французских, британских собраний. Все объекты объединены общей темой: поклонение волхвов — первых людей, которым открылся свет Спасения. «Волхвы — своего рода звено, связующее смертного человека с вечностью, — поясняет Мориц Вёльк. — Именно это определяет уникальное значение этих реликвий в эпоху Средневековья».

Откуда появились мощи «трех королей», известно не вполне точно. Вроде бы их привезла из «Святой земли» вместе со множеством других реликвий Елена, мать императора Константина. В IV веке мощи попали из Константинополя в Милан, где находились в античном ковчеге в церкви святого Евсторгия. В 1158 году Фридрих Барбаросса (Friedrich Barbarossa) осадил город и потребовал выдачи святых мощей. По настоянию ближайшего советника императора, архиепископа Кельна Райнальда фон Дасселя (Rainald von Dassel) мощи волхвов в 1164 году перенесли в Кельн. 23 июля ковчег с ними торжественно водрузили в центре старого романского храма.

«Наряду с терновым венком Христа, — рассказывает историк Вёльк, — мощи трех королей являются самой почитаемой церковной реликвией». В 1225 году завершились работы над драгоценным саркофагом, в 1322 году освятили алтарный придел нового готического собора, где предполагалось установить саркофаг с мощами. Но с этим не торопились. «Чтобы поток паломников тек мимо саркофага с мощами, а, значит, деньги текли в городскую кассу, оставили все как есть, — улыбается куратор. — Кельнцы всегда были народом практичным».

Три континента, три возраста, три короля

В XIV и XV веках культ «трех королей», к тому времени окончательно причисленных к лику святых, и сама тема поклонения становятся одной из центральных для европейского искусства. Романская и готическая живопись и скульптура находят мощные, выразительные образы: земные блага (золото, смирна и ладан — символы преходящих земных богатств и власти) слагаются к стопам младенца, залога вечной жизни, и его беззащитной матери, сила которой — лишь в красоте и любви.

Постепенно складывается и иконография «трех королей»: если в античные времена их изображают одинаковыми, в условных одеждах иноземцев и колпаках, то в позднее Средневековье волхвов показывают как представителей трех поколений (юношу Мельхиора, зрелого мужчину Бальтазара и старца Каспара) и трех известных к тому моменту континентов: Европы, Азии и Африки. Это символизировало универсальный характер новой религии — для всех возрастов, всех сторон света. Художники состязаются, изображая экзотические наряды и украшения «мудрецов с востока».

Действительно ли в саркофаге, установленном в Кельнском соборе, находятся мощи волхвов? На этот вопрос со 100-процентной точностью затрудняется ответить даже прелат Штефан Хессе (Stephan Heße), администратор кельнской епархии, так сказать, ответственный за сохранность святыни. Саркофаг неоднократно открывали, его содержимое исследовали. «Одно можно сказать определенно: там много старых костей», — говорит Хессе. Предполагается, например, что в том же саркофаге могут находиться останки святых Григория из Сполето, Набора и Феликса.

Возможно также, что в свое время мощи из Милана привезли не полностью. Правда, гипотезу о «трех королях» частично подтверждает наличие кусочков ткани, опознанных учеными как фрагменты сирийской парчи и датированных периодом между II и IV веками нашей эры. «Но, честно говоря, лично для меня не так важно, что именно находится в саркофаге, — признается Мориц Вёльк. — Важен мощный импульс, который эта реликвия дала истории, искусству и духу города Кельна. Импульс, действие которого ощущается и сегодня».

Реликварий с мощами волхвов из собора города Кёльна

В гербе Кёльна изображены три величественные короны в знак того, что в главном соборе этого немецкого города вот уже несколько столетий хранится уникальный реликварий (ковчег) с мощами трех волхвов. В Германии они причислены к лику святых, их величают «тремя святыми королями», и в их честь 6 января установлен праздник, отмеченный в календаре как нерабочий день. Легенды, восходящие к VI веку, превратили волхвов-«звездочетов» и волхвов-«мудрецов» в «восточных царей», поэтому в западной традиции их стали называть «святыми королями».

Как известно, библейская история умалчивает об именах, происхождении, числе волхвов, их внешности и о времени их появления в Вифлееме. На Западе распространено мнение, что коль число даров-сокровищ, преподнесенных родившемуся Христу, равняется трем, значит, столько же было и волхвов. Относительно времени их появления в Вифлееме мнения несколько разнятся. На иконах, живописных полотнах и в устраиваемых в немецких храмах рождественских яслях Богомладенец изображен не спеленутым, а уже несколько подросшим. Видимо, в западной традиции считается, что поклонение волхвов было не на первой неделе после рождения Иисуса, а когда Младенцу было уже не менее двух лет, как указано в приказе Ирода об избиении всех младенцев в Вифлееме и в его округе – «от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2, 16). Согласно одним источникам, имена библейских волхвов – Каспар, Мельхиор и Валтасар – впервые упоминаются в VIII веке, согласно другим, эти имена появились еще в VI веке. Внешне Каспара представляют «молодым и безбородным», Мельхиора – «старцем с бородой», а Валтасара – «темнокожим».

По преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема в свои родные места, приняли крещение и стали возвещать народам об Иисусе Христе. Будучи благочестивыми христианами, волхвы не только проповедовали Евангелие на Востоке, но и строили там в честь Иисуса Христа храмы и часовни. Сохранилось предание, повествующее о том, что апостол Фома посвятил волхвов в епископы. Приняв мученичество, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже вместе. Их гробница якобы находилась в персидском городе Сава.

Мощи волхвов впервые были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный Милан). Имеются свидетельства, что мощи волхвов были подарены Кёльнскому архиепископу и канцлеру Райнальду фон Дассель императором Фридрихом I Барбароссой. В 1164 году из Милана останки прославленных волхвов были сначала перенесены по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кёльн. Чтобы мощи трех святых королей обрели в городе достойное пристанище, в Кёльне решено было изготовить золотой реликварий и воздвигнуть величественный собор в стиле «высокой готики». Строительство собора было начато в 1248 году, а завершено лишь спустя несколько столетий.

Почитание реликвий в Кёльне основывалось на вере, что останки святых волхвов имеют исцеляющую силу, которая при прикосновении или приближении к ним передается другим людям. «Культ реликвий» в Германии достиг наивысшего расцвета в XII и ХIII веках, когда в Европу в большом количестве привозили реликвии и паломничества к ним стали массовым явлением. Начиная с XII века, к святым реликвиям Кёльна со всех близлежаших к этому городу земель стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями. Истории известно, что в Кёльн прибывали религиозные процессии и тянулись людские потоки со всей Европы. В народе «три святых короля» считались покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники специально приходили в Кёльн, чтобы в местном соборе поклониться волхвам, о чем рассказывается, в частности, в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».

В 1181 году местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить реликварий для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также мощей трех прославленных волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 году (по другим данным – в 1230-м), и сегодня считают в Германии одним из самых выдающихся шедевров средневекового искусства. И по сей день он хранится он в Кёльнском соборе Пресвятой Богородицы и святого Петра и является главным его сокровищем.

Золотой реликварий, украшенный драгоценными камнями, представляет собой трехнефную базилику с двумя нижними и одним верхним помещениями. Специалисты отмечают «точную схему размещения фигур – от ветхозаветных пророков и царей до воплощения Христа». Выдающими шедеврами искусства называются горельефные фигуры в аркадах на продольных сторонах нижних помещений. Сцены Страшного суда и восседающие на троне фигурки пророков и апостолов с их выразительными ликами, динамичными жестами и складками одежд «преодолевают застывшую романскую пластику» (см.: Chronik des Christentums. Gutersloch/Munchen, 1997, s. 161). Искусствоведы считают, что в настоящее время этот «изумительный ларец» как произведение ювелирного искусства частично утратил свою завершенность не только из-за многолетнего его использования, но и позднейших реставрации и разграблений.

Реликварий доступен для поклонения, но его не открывают. На этом основании в немецкой прессе время от времени появляются заметки скептиков, сомневающихся в том, что в кёльнском реликварии действительно находятся мощи именно тех самых библейских трех волхвов, а не «трех молодых мужчин», умерших в середине XII столетия.

«День трех святых королей» – 6 января – очень популярен и любим в народе. Кёльнский собор становится в этот день местом массового паломничества верующих со всей Германии и из граничащих с ней стран. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны, из которых трое имеют «золотые короны» на голове и носят «королевские одежды». Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех святых королей». Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные фольклорные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждом храме оформлены вертепы – рождественские ясли, где «присутствуют» и знаменитые волхвы. По сохранившейся давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов – К + М + В – и указывает год. Немцы верят, что такая надпись оберегает жилище и его обитателей от всех бед. Кроме того, в этот день они в последний раз зажигают в доме новогоднюю елку и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».

Кёльнский собор (Германия) — это надо знать

Кёльнский собор германия 19 в.

Кёльнский собор (Германия) официально называется Собор Святых Петра и Марии. Это самая большая готическая церковь в Северной Европе.
Почему римско-католический собор в Кёльне, наряду с Шартрским и Нотр-Дам во Франции, считается величайшим выражением немецкой готической архитектуры?
Что делает его одним из самых известных средневековых памятников христианского искусства во всей Западной Европе?
Зачем туда ежедневно приходят 20000-30000 посетителей?
Об этом и многом другом читайте ниже.

Кёльнский собор, Германия

Сколько лет строили Кёльнский собор в Германии?

В 2048 году собору исполнится 800 лет. Из них на строительство ушло 632 года по официальным данным. Но стройка не окончена: работы продолжаются и сегодня. Каждый день приходится проводить работы, восстанавливающие разрушенный стихией, выхлопными газами, кислотными дождями строительный камень.

Для сравнения собор св. Петра в Ватикане строился 120 лет, а срок по возведению Саграда Фамилии (проект Гауди) в Барселоне предполагается 144 года.

Почему здание не самое высокое, хотя его строили именно таким?

Когда он был закончен в 1880 году, то здание высотой 157 м считалось самым высоким сооружением. Но в 1884 году, был закончен Монумент Вашингтону 169 метров в высоту. Через 3 года, в 1887 в Париже была возведена Эйфелева башня высотой 300 м. В 20 веке, в 1981 году, телевизионная башня Кёльна (266 м) отодвинула собор на 4 место в мире по высоте.

В 1890 г. завершили Ульмский собор в Мюнстере с башнями 162 м. И ожидается, что в 2026 году будет закончен храм Святого Семейства в Барселоне. И титул самой высокой церкви перейдёт к нему, т.к. его высота — 172 метра.

Кёльнский собор, Германия. Вид сверху

Что было на месте собора в Кёльне раньше?

Сегодняшний собор построен на месте римской церкви 4-го века, которую затем заменила другая церковь в Каролингском стиле (6 век). Это был квадратный собор, построенный Матернусом, первым христианским епископом Кельна. За ним последовал ещё один, называемый ныне Старый собор, выстроенный в 818 году н. э.. Оттоновскую базилику уничтожили пожаром в 1248 году, когда уже велись строительные работы в рамках подготовки к новому собору. Остатки этих церквей можно осмотреть на месте раскопок в нижнем ярусе сегодняшнего собора.

А нужен ли был новый собор на самом деле?

Когда архиепископ Райнальд фон Дассель привез «мощи трех королей» (в Русской православной церкви это 3 Волхва, посетившие Иисуса сразу после рождения) в Кельн, был 1164 год. Мощи имели большое религиозное значение и привлекали верующих со всего христианского мира. Каждый немецкий монарх после коронации совершал паломничество, чтобы преподнести останкам подарки.

В результате церковные власти определили, что для реликвии необходим подходящий Дом. Отсюда и решение почти 90 лет спустя — построить новый собор в модном тогда готическом стиле по образу французского собора Амьена.

Всё-таки, сколько же лет собору в Кёльне?

Строительство Кельнского собора началось в 1248 году. Сохранились имена первых строителей: мастер Жерар из Амьена (1257 год), его сын Арнольд (1308 год) и мастер Иоганн (1322 год). Хоры были освящены в 1322 году, и строительство продолжалось. Годом остановки проекта в одних источниках называют 1560 год, в других — 1520 г., в третьих — 1473 год. Веками храм оставался недостроенным. Большой деревянный кран около 56 метров в высоту так и стоял на верху южной башни.

Ян ван дер Гейден

В Эрмитаже есть картина голландского живописца Яна ван дер Гейдена (1637-1712) «Улица в Кёльне», на которой изображён Кёльнский собор в начале 18 века. Видны недостроенная башня с краном.

В 1790-х годах войска французской революции заняли Кельн и использовали собор как конюшню и сеновал. Реставрационные работы начались в 1820-х годах под влиянием Сульпиза Буассере, немецкого сторонника движения “За возрождение готики”. В 1842 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV был заложен новый краеугольный камень.

Архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Ричард Фойгтель следовали оригинальным средневековым планам и чертежам. Во время работ по завершению собора использовались новые технологии, такие как железные балки крыши.

Это обстоятельство породило домыслы, что возраст Кёльнского собора намного меньше, чем заявлено. И аргументом приводятся фотографии строительства конца 19 века: мол вся готика не может быть создана без достижений технического прогресса. Это якобы противоречит здравому смыслу. А как Вы считаете?

Кёльнский собор германия 19 в.

11 колоколов были установлены в 1870-х годах. Самый старый колокол был отлит в 1418 году и переделан в 1880 году. Два других, в том числе один весом 10,5 тонн, были установлены в 1448 году и остаются на месте и сегодня.

Завершение строительства было отмечено как национальное событие в августе 1880 года, через 632 года после его начала. Финансирование проводилось за счёт пожертвований и прусского государства.

Во время Второй Мировой Войны в 1944 году центр Кельна был разрушен бомбёжками. Чудесным образом собор оказался единственным сохранившимся зданием. Некоторые говорили, что это было божественное вмешательство: Кёльнский собор был ориентиром для пилотов.

Однако, он тоже сильно пострадал, 14 раз поражённый авиабомбами. Однако, остался стоять, несмотря на серьезные повреждения. Сохранились также средневековые окна, которые были заранее удалены из здания.

Основание северо-западной башни подверглось аварийному ремонту в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из разрушенного здания неподалеку. Эта аварийная кирпичная кладка оставалась видимой до 2005 года как напоминание о войне.

К 1948 году хоры были восстановлены и начались регулярные службы. Остальная часть интерьера восстанавливалась ещё 8 лет до 1956 года. С тех пор собор почти постоянно ремонтируется. Песчаник из которого построен собор постепенно заменяется на более стойкий синтетический материал, по внешнему виду не отличающийся от натурального.

Что отличает архитектуру собора в Кёльне от других немецких готических зданий?

Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле. Строительство началось в 1248 году по заказу Конрада фон Хохстадена (1200-61), архиепископа Кельнского с 1238 по 1261 год.

Кёльнский собор. Западный фасад

Архитектурный стиль лучистой готики пришёл из Франции и был быстро принят в ведущих торговых городах. Кельн, как и его современный Страсбург, стал одним из главных центров развития направления. В отличие от большинства аналогичных немецких зданий, в Кёльнском соборе трудно распознать какие-либо влияния германской традиции.

План собора выполнен в форме латинского креста и имеет два прохода с обеих сторон (особенность, взятая из Парижа или Буржа), которые поддерживают один из самых высоких готических сводов, когда-либо построенных. Примерно такой высоты был свод в соборе Бове, рухнувший в 1284 году.

Общий дизайн здания повторяет дизайн собора Амьена, но не без изменений. В настоящее время собор является самой высокой двухскатной церковью в мире и самой большой готической церковью в Северной Европе. Северная башня высотой 157,38 м на 7 см выше Южной. Собор имеет длину 144,6 м и ширину — 86,25 м.

Площадь поверхности окон превышает площадь собора — 10 000 квадратных метров, что примерно в три раза больше, чем у Шартра. Экстерьер славится экстравагантным использованием ажурных летающих контрфорсов, каменной скульптуры, шпилей и высоких портиков. Восхищают изящные аркбутаны, пилястры, галереи, сквозные решетки и пластичные скульптуры.

Хоры имеют наибольшее отношение высоты к ширине любой средневековой церкви — 3,6 : 1. Для них характерны высокие аркады во французском стиле и узкая галерея трифорий, освещенная окнами.

Легенда о настоящем архитекторе Кёльнского собора

Существует легенда, по которой автором проекта Кёльнского кафедрального собора был сам дьявол. Он заключил сделку с архитектором в обмен на душу: когда пропоют первые петухи, дьявол передаёт чертежи и забирает то, что ему причитается. Но жена архитектора, узнав об этом, решила вмешаться и рано утром прокукарекала вместо петуха. Обманутый дьявол выполнил своё условие, но позже наложил проклятие, что как только закончится строительство собора, настанет конец света. Поэтому строительство никогда не заканчивается.

Кёльнский собор, Германия

Что за сокровища хранит Кёльнский собор?

Главным сокровищем собора является алтарь, установленный в 1322 г. Выполнен из цельного куска черного мрамора длиной 4,6 метра. Его передняя и боковая поверхности облицованы белыми мраморными нишами, украшенными рельефной скульптурой, иллюстрирующей популярный готический мотив коронации Богородицы.

Реликварий 3 королей в Кёльнском соборе, Германия

Наиболее значительным произведением искусства в Кельне является Рака трех волхвов (Трёх королей). Она находится рядом с главным алтарем в виде массивного золотого ларя. Предположительно, там находятся мощи мудрецов, посетивших Иисуса при рождении. Шедевр средневекового золотых дел мастера Николая Верденского был начат в 1182 году, завершен примерно в 1220 году, 38 лет спустя. Интересные факты об этой реликвии можно узнать на Дзен канале Архитектура: читайте Три короля: сознательный обман 13 века.

Алтарь в часовне Богоматери (на южной стене хора) представляет собой триптих под названием «Поклонение волхвов» (ок. 1445), восхитивший в своё время Гёте. Выдающийся художник Кельнской школы Стефан Лохнер сделал его очень символичным оберегом для города, хранящим целительные секреты.

Самые старые витражи собора были изготовлены в 13 веке. Современным по стилю является огромное витражное окно Кельнского художника-постмодерниста Герхарда Рихтера. Выполнено в 2007 году для замены мозаики 19-го века, разрушенной во время Второй мировой войны. Состоящая из 11 500 кусочков цветного стекла одинакового размера, расположенных наугад компьютером, она вызвала протест архиепископа собора кардинала Иоахима Мейснера (р. 1933). По его мнению должно быть более подходящее образное изображение католических мучеников 20-го века.

Рядом с ризницей находится крест Геро (965-70) — большая деревянная резьба распятого Христа, первоначально позолоченная и расписанная. Созданное около 960 года для архиепископа Геро (900-976), архиепископа Кельнского (969-976), это изысканное произведение библейского искусства считается самым ранним известным крупномасштабным распятием к северу от Альп.

В причастной часовне находится деревянная Мадонна Майландер (1290 г.) — образец готической скульптуры с изображением Девы Марии и Младенца Иисуса. Это редкое изображение улыбающейся мадонны, а не скорбящей.

Как добраться до Кельнского собора

Если вы выбрали метро или поезд, сойдите на остановке «Dom/Hauptbahnhof». Кельнский собор возвышается над центральным железнодорожным вокзалом Кельна. Вы не сможете пропустить его поскольку он стоит прямо по соседству. Точный адрес: Domkloster4, 50667 Köln. Официальный сайт Кёльнского собора https://www.koelner-dom.de.

Советы для посещения собора

  • НЕ планируйте посещение главного зала собора по праздникам и воскресеньям. В эти дни 4 раза совершается месса, во время которой вход в зал закрыт. Будние дни двери открыты для посетителей до позднего вечера.
  • Алтарная и хоровая зоны закрыты во время исповеди.
  • Вид с Соборной башни захватывает дух. Чтобы попасть на смотровую площадку, придется подняться по 509 ступеням.
  • Если вы решили посетить и башню, и казначейскую палату, купите комбинированный входной билет.

Расположенный недалеко от реки Рейн, Кёльнский собор в Германии славится своими архитектурными статуями, крутыми фронтонами, ажурными узорами объединяющими ряды шпилей. Не удивительно, что Ф.М. Достоевский рыдал на ступенях собора от восхищения.

«В волнах прекрасного Рейна, как в зеркале, видит взор венец чудесный Кёльна — великий дивный собор!» Генрих Гейне

Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны 6 самых ярких примеров этого стиля в Европе.

Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Читайте больше интересного на Дзен Канале Архитектура.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *