Как называется фабрика на которой расписывают подносы
Перейти к содержимому

Как называется фабрика на которой расписывают подносы

  • автор:

Тест с ответами для школьников «Народные промыслы»

Автор: Демидова Ольга Борисовна, педагог дополнительного образования МУДО ДДЮ г.Черемхово.

Описание материала: данный материал будет полезен: учителям ИЗО, начальных классов, технологии, педагогам дополнительного образования.
Возрастная категория: обучающиеся начального и среднего звена.
Цель: обобщить знания о народных художественных промыслах.
Вопросы к тесту:
1. Из чего делают гжельскую посуду?
А. глина
Б. дерево
В. Бумага
2. Основные узоры хохломской росписи.
А. звери, птицы
Б. растительные узоры, травка, ягоды
В .геометрические узоры
3.Краски гжели с каким временем года можем сравнить?
А. осень
Б. зима
В. Весна
4.Первая дымковская игрушка.
А. кукла
Б. свистулька
В. лошадка
5.Роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом.
А. промысел жостово
Б. промысел гжель
В. промысел хохлома
6.Основа Городецкого цветка.
А. круг
Б. овал
В. Завиток
7.Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера?
А. красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый, черный
Б. белый, голубой, синий
В. золотой, красный, чёрный
8.Родина дымковской игрушки.
А. Нижегородская область с. Хохлома
Б. Кировская область с. Дымково
В. Московская область с. Гжель
9.Роспись в сине-голубых тонах.
А. хохлома
Б. жостово
В. гжель
10.Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?
А. Жостовский металлоподнос
Б. ЗАО Фабрика «Городецкая роспись»
В. Фабрика «Гжель»
11. В современном производстве при лужении хохломской посуды используют:
А. олово
Б. серебро
В.алюминиевый порошок
12. Элемент росписи дымковской игрушки.
А. геометрические узоры
Б. звери, птицы
В.. растительные узоры, травка, ягоды
13. Из чего делали дымковскую игрушку?
А. солома
Б. глина
В. дерево
14.Из чего делают жостовские подносы?
А. железо
Б. дерево
В. фарфор
15. Этапы городецкой росписи включали:
А подмалёвок, оттенёвку, разживку
Б подмалёвок, моделировку, оживку
В подмалёвок, тенёвку, разбел, бликовку, чертёжку
16.Традиционные цвета городецкой росписи.
А. белый, голубой, синий
Б. желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый.
В. золотой, красный, чёрный
Ключ к тесту:
1 А; 2 Б; 3 Б; 4 Б; 5 В; 6 А; 7 А; 8 Б; 9 В; 10 А; 11 В; 12 А; 13 Б; 14 А; 15 А; 16 Б.

Почему жостовские подносы расписываются только масляными красками

В деревне Жостово Мытищинского района еще с 1835 года народные мастера расписывают самые разные изделия по особенной технике. В наши дни у фабрики широкий ассортимент: они производят самовары, подстаканники, шкатулки, новогодние игрушки, сахарницы, различные изделия на заказ. Но, конечно, самой главной гордостью Жостово являются знаменитые жостовские подносы.

— Похожие подносы в свое время делали на Урале, в Нижнем Тагиле, были мастерские в Санкт-Петербурге, где у мастеров была своя уникальная и изящная стилистика росписи. Фабрика в Жостово появилась самой последней и впитала в себя всё лучшее, что было, — рассказал в эфире Радио «Комсомольская правда» заместитель генерального директора по общим вопросам Жостовской фабрики Иван Федукин

Сейчас на фабрике работает около 37 художников. Объемы работ за счет этого ограничены, все изделия мастера расписывают вручную. Именно поэтому каждое из них так ценится.

Особенности жостовской росписи

Главный мотив, который прослеживается почти во всех произведениях Жостово, — цветочный букет. В основе лежат декоративные цветочные композиции из садово-полевых цветов. Создавая каждый такой букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за расположением каждого красочного пятна. Благодаря такой старательности жостовские подносы стали одной из самых красивых страниц русского искусства.

Букетам на подносах присуща яркость красок. Традиционным считается черный фон, но цветы пишут также и на красных, синих, зеленых подносах, а края изделия нередко украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

Как правило, жостовские подносы используют в качестве украшения в интерьере. При этом, несмотря на очевидно народные мотивы, такое изделие можно выгодно обыграть и в самом современном интерьере. Однако мастера подчеркивают: подносы – это не картина или панно, на которые жалко что-то ставить. Изделия можно использовать для бытовых целей, например, под самовары или для подачи пищи.

Как создается жостовской поднос

Процесс весьма трудоемкий и технологически сложный, ведь исторически сложилось, что создание жостовских подносов — это ручная ковка.

Сперва мастер вырезает ножницами по металлу форму будущего изделия, выколачивает борт с помощью специального молотка, выравнивает поле подноса, подгибает края на станке. Однако этот этап производства во многом зависит от формы изделия. Сейчас создание некоторых форм подносов механизировано. Из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а пресс придает ей нужную форму (например, овальную, круглую, прямоугольную, «гитарную»). В настоящее время таким «машинным» методом производятся 32 формы подносов, а оставшиеся – по-прежнему – создаются благодаря ручной ковке.

После металлическая заготовка обезжиривается и шлифуется мастером, приобретая идеально ровную поверхность. Обязательным на этом этапе является нанесение грунта по металлу. Слои грунта также тщательно просушиваются и шлифуются. А затем мастер покрывает заготовку двумя слоями черной эмали.

Жостовские подносы испокон веков расписывают только масляными красками. Мастера объясняют, что для этого можно использовать и акриловые краски, которые сохнут намного быстрее и их не нужно сушить в печи. Однако со временем акрил «проседает»: темные краски начинают терять плотность, некоторые цвета становятся полупрозрачными. У масла такого недостатка нет. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре.

Художники работают натуральными беличьими кистями разных размеров: каждая кисть подобрана под свой мазок. Это главный инструмент, «волшебная палочка» мастеров, и относятся к нему с особой любовью: даже целуют на удачу, потому что тогда рисунок точно получится!

Жостовские подносы отличает многослойная роспись. Каждый слой сушится отдельно. На первом слое — «замалевке» — художники «раскидывают» пятна цветов, наметки листьев и бутонов. Это определит будущую композицию. Каждое пятно должно уже на этом этапе гармонично сочетаться с формой подноса.

Второй этап росписи — «тенежка» или «лессировка». Он представляет собой нанесение полупрозрачной краски на темные части цветов и листьев, создавая легкие и реалистичные тени и полутона.

Следующий этап – «прокладка». Плотной и непрозрачной краской художники выделяют светлые места на «полотне», добавляют детали. Далее — «бликовка». Здесь каждый мастер действует в своей уникальной технике: у кого-то блики широкие и мягкие, похожие на настоящий свет, у других – бликовка мелкая и дробная.

После очередной сушки мастера занимаются «чертежкой» — подчеркивают светлые контуры краев цветов и листьев. Затем пишут пестики-тычинки и прописывают прочие, совсем маленькие детали работы: добавляют легкую ажурную травку. Этот этап связывает воедино всю композицию и называется «привязка». Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру — орнаменталисту.

— У каждого мастера есть свой неповторимый почерк. Он узнаваем. Может быть, не с первого раза, но любители Жостово художников отличают. Многие даже коллекционируют работы конкретного художника, — рассказала экскурсовод и художник фабрики Анна Морухова.

Кроме того, у мастеров всегда есть новые задумки о создании форм и росписи подносов. Именно постоянный поиск новых форм, творческая инициатива художников и ковалей продвигает этот промысел к современному и востребованному продукту.

Музей Жостовской фабрики декоративной росписи

zhostovo1

На берегу канала имени Москвы в хвойном лесу расположилась деревня Жостово, в которой находится предприятие ООО «Жостовская фабрика», где изготавливают и расписывают необычайной красоты подносы – жостовские подносы.

zhostovo2

zhostovo3

zhostovo4

zhostovo5

Село Жостово (старое название Жёстово) – один из старинных центров художественных кустарных промыслов. Здесь издавна изготовляются подносы из жести с художественной лаковой росписью.
Изготовление подносов в Жостове началось в 30-х годах XIX века, когда крестьянин этого села Вишняков привёз поднос, сделанный в Тагиле. Вскоре вместе с Вишняковым занялись изготовлением подносов крестьяне – братья Гогины, Леонтьев, Беляев.

zhostovo6

zhostovo7

zhostovo8

zhostovo9

zhostovo10

zhostovo11

zhostovo12

zhostovo13

zhostovo14

zhostovo15

zhostovo16

Промысел разрастался и вскоре получил широкую известность. В годы Советской власти артель жостовских живописцев достигла большого мастерства и стала очагом подлинного народного искусства. Жостовские подносы пользуются заслуженной славой далеко за пределами Московской области.
Тематика росписи на подносах различна, но преобладают мотивы цветов и плодов. Жостовские живописцы владеют виртуозной техникой. На их изделиях цветы и плоды, искусно переплетаясь, создают яркие, красочные композиции, рельефно выделяющиеся на чёрном фоне расписываемого подноса или другого предмета.
При артели в Жостове организован музей. В нём хранятся образцы живописных изделий жостовских мастеров. Большую известность имеют изделия с росписью А.П. Гогина.
Теперь артель называется ООО «Жостовская фабрика».

zhostovo17

zhostovo18

zhostovo19

zhostovo20

zhostovo21

zhostovo22

zhostovo23

zhostovo24

zhostovo25

zhostovo26

zhostovo27

zhostovo28

zhostovo29

zhostovo30

Как создаётся жостовский кованый поднос?

«Исторически, производство жостовских подносов — это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.
Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила – поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.
В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по-прежнему – ручной ковкой.

zhostovo31

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями чёрной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.
Чёрный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.
Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.
Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой — «замалёвка» — приурочивают к концу рабочего дня. Разбелёной краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.
После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенёжка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской тёмных частей цветов и листьев. Третий этап — «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.
«Чертёжкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» — значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.
У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.»

zhostovo32

Эскиз и на фотографии ниже — готовый поднос.

zhostovo33

zhostovo34

zhostovo35

zhostovo36

zhostovo37

zhostovo38

zhostovo39

zhostovo40

zhostovo41

zhostovo42

zhostovo43

zhostovo44

zhostovo45

zhostovo46

zhostovo47

zhostovo48

zhostovo49

zhostovo50

zhostovo51

zhostovo52

zhostovo53

zhostovo54

Фирменный магазин при фабрике в Жостово
Режим работы: с 09:00 до 18:00 ежедневно (кроме праздничных дней)
Телефон: + 7 495 588 85 66
Проезд: от станции м. Медведково на автобусе 438 до остановки «Деревня Жостово» или от железнодорожной станции Мытищи на автобусе 26 до остановки «Деревня Жостово»

zhostovo55

zhostovo56

zhostovo57

zhostovo58

zhostovo59

zhostovo60

zhostovo61

Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов

Жостово: все, что нужно знать о расписных лаковых подносах

Во время Второй мировой войны все российское железо уходило на фронт, но в одном подмосковном селе жостовский мастер Андрей Гогин учил девушек старому промыслу по росписи железных подносов на… американских консервных банках. Их присылали в гуманитарных грузах.

Все мужчины уходили на фронт, а молодые девушки оставались на хозяйстве: ходили в лес за дровами, натапливали помещение и учились. Так даже в самые тяжелые для страны годы мастера сохраняли и передавали знания о старинном русском промысле.

Жостово – старая деревня в подмосковном районе Мытищи, известная еще с начала XIX века. Тогда Жестово, как раньше ее называли, входила в Троицкую волость Московского уезда. Внимание всей России она привлекла благодаря крепостному крестьянину Филиппу Вишнякову.

Вишняков работал извозчиком на довольно крупной вольной табакерочной фабрике купца Коробова в соседнем селе Данилкино. Теперь оно называется Федоскино. Именно там стали делать лаковые расписные шкатулки из папье-маше. Федоскинская лаковая миниатюра тоже старинный русский традиционный промысел. Коробов купил рецепт лакового покрытия в Германии, а Вишняков его идею позаимствовал.

Почтовая марка СССР, 1977. В. Налимов. Летняя тройка.

Почтовая марка СССР, 1977. В. Налимов. Летняя тройка.

«Назовем это коллаборацией»

В своей деревне Жостово предприимчивый крепостной открыл «лакирную мастерскую». Сначала там тоже работали с папье-маше: табакерки, шкатулки и подносы, украшенные копиями известных картин или популярных в те времена рисунков. Дело шло в гору: открылась лавка в центре Москвы, а в Жостове для управления своим «Заведением братьев Вишняковыхъ лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов» крестьянин оставил брата.

«Раньше папье-маше было как камень. Не зря же полуфабрикат готовят шесть месяцев. Сначала расписывали коробочки, потом подносы были из папье-маше. Они сохранились в Петербурге в Русском музее. Коробочки были черные – считалось, что это земля, на которой цветут цветы», – рассказывает заслуженный художник России, потомственная жостовская художница Лариса Гончарова. Затем, правда, жостовские изделия стали производиться не только на черном фоне.

Почтовая марка СССР «Жостовская роспись», 1979.

Почтовая марка СССР «Жостовская роспись», 1979.

В 1825 году сын Вишнякова Осип открыл самостоятельную мастерскую в соседнем селе Осташково, где сделал упор на производстве подносов, но не из папье-маше, а из металла. Говорят, младший Вишняков встретил на ярмарке уральских мастеров, торговавших железными подносами, и снова, как и его отец, позаимствовал идею у них. «Назовем это второй коллаборацией», – смеется Лариса Гончарова.

Подносы из металла были простой округлой формы, поначалу скромно украшенные по бортам. Позже их стали расписывать в «уральском стиле» – цветами и «травками», сохранив темный фон и обработку лаком, которая позволяла изделиям служить долго.

Подносы из собрания нижнетагильского Музея истории подносного промысла.

Подносы из собрания нижнетагильского Музея истории подносного промысла.

Путеводитель по русским ремеслам (CC BY-SA 3.0)

С отменой крепостного права у Вишняковых появились конкуренты: в Жостове, соседних Осташкове, Хлебникове и других деревнях Троицкой волости то тут, то там стали открываться семейные мастерские, изготавливающие такие же железные расписные подносы.

Учились на консервных банках

«Мытищи – от слова “мытня”, таможня. По Клязьме шли лодки с товаром в Москву и в Мытищах на таможне останавливались. Кругом было много чайных, где купцы пили чай. А подавали его, конечно, на подносах», – так объясняет Лариса Гончарова их популярность в Жостове XIX века.

Нынешние Мытищи примыкают к Москве: мастера Троицкой волости благодаря близости к большому городу легко нашли рынок сбыта на местных ярмарках. К концу XIX – началу XX века жостовский, как и другие народные промыслы, пришел в упадок из-за начавшейся индустриализации и Первой мировой.

Девушки учатся жостовской росписи.

Девушки учатся жостовской росписи.

К 1930 году ситуация поменялась: промыслы стали возрождать, а мастерские объединялись в артели. Но тут вмешалась Вторая мировая война. Мужчины стали уходить на фронт, женщины оставались на хозяйстве. «Тогда-то известный жостовский мастер Андрей Павлович Гогин и взял шестерых девчонок, включая мою маму Нину, и начал им преподавать на консервных банках, чтобы промысел не погиб», – пересказывает историю семьи Гончарова.

В 1940-х в соседнем Федоскине открылось художественное училище, где было отделение жостовской росписи, а в 1960-х артель «Металлоподнос» стала Жостовской фабрикой декоративной росписи. После распада СССР она перешла в частные руки и работает до сих пор.

«Государство фабрику поддерживает, у них большие льготы и инвестиции, открыт музей, туда даже зимой туристы приезжают автобусами. Подносы то покупают, то нет, но каждый день при фабрике проводят экскурсии. В музей приезжает иногда по шесть-восемь автобусов в день, особенно в выходные, привозят детей», – радуется Гончарова.

Ухо сибирской белки

Технология создания жостовских подносов позволяет им служить не одному поколению семьи. И хотя все тайны уже давно известны, остаются нюансы, без которых поднос жостовским не назовут. Штампованную или кованую форму-заготовку обезжиривают, снимая пленку с металла. Если этого не сделать, начнется коррозия, и со временем поднос испортится.

Поднос Гончаровой.

Наносят масляную черную грунтовку и фон, заготовку зачищают и передают художнику. Он расписывает поднос в два приема. Первый слой, или, как его называют художники, «замалевок», наносят разбеленными красками. Поднос оставляют на ночь в печи сушиться. Второй слой – живописный. О тонкостях работы рассказывает сама художница:

«Краска – масляная, круглые кисти – из уха сибирской белки. Это специальные кисти, их вяжут вручную и делают только для Жостова на заказ. Таких в продаже нет, это дорогое удовольствие. Должна быть мягкость мазка, а ее можно достичь только беличьей кистью. Мазки должны выводиться на одном дыхании. Рассказать об этом невозможно, нужно с мастером посидеть и почувствовать, как мазок танцует, в каком месте нажать, в каком кисть приподнять, как ее держать и оправить. Через интернет не научишься. Жостовский мазок отличается от всех остальных».

Поднос Гончаровой.

Рисунок наносят по влажной от льняного масла поверхности подноса. Дальше два слоя лака: он закрепляет живопись и должен быть глянцевым. «Раньше его варили, секрет не раскрывали, мой дед вот знал рецепт», – говорит Гончарова и добавляет, что сейчас-то уже все используют ярославский или американский лаки.

Поднос Гончаровой.

В отличие от хохломской росписи деревянной посуды в жостовской подносной нет образцов: художники рисуют «из головы». Но традиционные узнаваемые мотивы все же сохранены: народные бытовые сценки, федоскинские тройки, пейзажи, птицы, но самое главное – букеты. Цветы в них любые, от вьюнков до розы, которая, как и в других народных промыслах, в жостовской росписи считается королевой. Самая распространенная композиция – центральная. Три-четыре цветка в середине, по краям бутоны и цветы помельче. «Обычно у этого букета тремя листами обозначается низ. Вся композиция завершается привязкой – это тонкая травка, самая темная по цвету. Жостовским художникам очень хотелось красоты, тем более когда зима длится шесть месяцев», – объясняет Гончарова.

До фабрики три минуты через картошку

Жостово находится на полуострове: кругом вода, и сообщение с Большой землей всегда было затруднено. Лишь с 1960-х в пяти километрах от Жостова поставили автобусную остановку, заработал маршрут к Клязьминскому санаторию. Из-за такого расположения работали на фабрике в основном местные. В Жостове до сих пор живут наследники династий мастеров: Антиповы, Можаевы, Леонтьевы. Лариса Гончарова – из династии Беляевых, ее мама, бабушка – все по мужской линии были художниками и жили там.

Лариса Гончарова с мамой Ниной.

Лариса Гончарова с мамой Ниной.

«В советское время на фабрике работали местные: и ковали, и штамповщики, лакировщики, художники, орнаменталисты. Из федоскинской школы шла молодежь. Мало кто оставался на фабрике: всем же нужно сразу зарабатывать, а для мастерства нужны годы и опыт. Техника не из простых. Сейчас у нас на фабрике остались только два коваля. Им уже под 70 обоим, все равно куют. Художники им тоже заказывают формы, ведь они могут сковать все что угодно. Работа трудоемкая, никто не хочет даже учиться. Не знаю, что будет после них».

Естественно, цена подноса зависит не только от того, как сделана форма: отличить от подделки легко можно по обязательно загнутому бортику. Не менее важна известность художника: есть рядовые, а есть с именем. К подносу прилагается сертификат о том, кем выполнена работа. «На фабрике, правда, остался лишь один заслуженный художник – главный художник Михаил Лебедев», – рассказывает Гончарова. В магазине фабрики самый дешевый поднос стоит около 2 тыс. рублей. На работу заслуженного художника можно потратить и до 180 тысяч.

Нина Гончарова за работой.

Нина Гончарова за работой.

В 2003 году Лариса Гончарова, как и ее мать Нина Гончарова, получила звание «Заслуженный художник». Лариса работала на фабрике до пенсии: «Фабрика прямо за домом, три минуты через картошку». В 1996 году она ушла на вольные хлеба, открыла свою мастерскую.

С тех пор пару раз в год ездила и за границу преподавать. В Америку, Австралию, Германию, Италию: «Я 15 лет преподавала в Америке. Там русские промыслы очень популярны. Конечно, за курс в три-четыре дня не научишь жостову, но предмет расписать они за это время могли. Чтобы писать жостово, нужно жить на этой земле».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *