Какой пролив соединяет средиземное море и атлантический океан
Перейти к содержимому

Какой пролив соединяет средиземное море и атлантический океан

  • автор:

Гибралтарский пролив

Гибралта́рский проли́в, пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова (Европа) и северо-западной частью Африки. Соединяет Атлантический океан и Средиземное море. Длина 59 км, ширина 14—44 км. Наименьшая глубина на фарватере, лимитирующая водообмен Средиземного моря с Атлантическим океаном, 53 м. По берегам Г. п. возвышаются массивы — Гибралтарская скала на севере и Муса на юге, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами. Поверхностное течение направлено на восток, глубинное — на запад. Благодаря удобному географическому положению Г. п. имеет большое экономическое и стратегическое значение, находится под контролем английской крепости Гибралтар. На северном берегу порт Альхесирас (Испания), на южном — Танжер (Марокко).

Энциклопедический справочник «Африка». — М.: Советская Энциклопедия . Главный редактор Ан. А. Громыко . 1986-1987 .

  • геэз
  • Гигантских кратеров нагорье

Смотреть что такое «Гибралтарский пролив» в других словарях:

  • ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ — между юж. оконечностью Пиренейского п ова и сев. зап. частью Африки, соединяет Средиземное море и Атлантический океан. В древности название пролива было связано с пониманием его как морского прохода между скалами (столпами или столбами),… … Географическая энциклопедия
  • Гибралтарский пролив — пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова (Европа) и северо западной частью Африки, соединяет Атлантический океан и Средиземное море. Длина 65 км, ширина 14 44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м).… … Большая советская энциклопедия
  • ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ — ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ, между Европой и Африкой, соединяет Атлантический океан и Средиземное море. Длина 59 км, наименьшая ширина 14 км, наименьшая глубина 53 м. По берегам Гибралтарского пролива возвышаются массивы Гибралтарская скала на севере и… … Современная энциклопедия
  • ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ — (Estrecho de Gibraltar) между южной оконечностью Пиренейского п ова и северо западной частью Африки; соединяет Атлантический ок. и Средиземное м. Длина 59 км, ширина 14 44 км, наименьшая глубина на фарватере 53 м. На северном берегу порты… … Большой Энциклопедический словарь
  • Гибралтарский пролив — ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ, между Европой и Африкой, соединяет Атлантический океан и Средиземное море. Длина 59 км, наименьшая ширина 14 км, наименьшая глубина 53 м. По берегам Гибралтарского пролива возвышаются массивы Гибралтарская скала на севере и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
  • ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ — единственный морской и воздушный путь, соединяющий Средиземное море и Атлантический океан. Длина 59 км, ширина от 11 до 44 км. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праеу Г.п. открыт для плавания гражданских судов и военных кораблей всех… … Юридическая энциклопедия
  • Гибралтарский пролив — Координаты: 35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д. / 35.971667° с. ш. 5.485833° з. д. … Википедия
  • Гибралтарский пролив — между юж. оконечностью Пиренейского п ова и сев. зап. частью Африки, соединяет Средиземное море и Атлантический океан. В древности название пролива было связано с пониманием его как морского прохода между скалами (столпами или столбами),… … Топонимический словарь
  • Гибралтарский пролив — (Estrecho de Gibraltar), соединяет Атлантический океан и Средиземное море Длина 59 км, ширина 14 44 км, наименьшая глубина на фарватере 53 м. На северном берегу порты Гибралтар и Альхесирас, на южном Танжер. * * * ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ… … Энциклопедический словарь
  • Гибралтарский пролив — в древности Геркулесовы столбы (Fretum Herculeum), арабами называется Bab ez zabak. Разделяет Европу от Африки и соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина 39 километров, наименьшая ширина 12 килом. находится в восточной части.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Какой пролив соединяет средиземное море и атлантический океан

Гибралтарский пролив — пролив между Европой (Пиренейский п-ов) и Африкой. Связывает Средиземное море с Атлантическим океаном. Возле Г. п. находятся скалистые возвышения — на севере Гибралтарская скала (высотой 429 м), а на юге — Джебел-Муса (высотой 842 м), известные в древние времена под названием «Геркулесовы столбы». Что интересно, тогда народы, проживающие по обе стороны считали эти столбы краем света.

Длина пролива — 65 км, максимальная ширина — 44 км, а самое узкое место — 14 км. Минимальная глубина фарватера 338 м, макс. — 1181 м. Гибралтарский пролив имеет тектоническое происхождение, образован в период плиоцена по глубокому разлому, который отделяет Африканское плато от Евроазиатского. Здесь существуют два течения — поверхностное в направлении с запада на восток (сред. температурой 17С) и придонное (сред. температурой 13С) — в обратном направлении. Средняя скорость поверхностного составляет 0,65 м/с, оно вносит в Средиземное море в среднем за год около 40026 куб.км воды, скорость придонного 0,32 м/с и с ним поступает порядка 38506 куб.км воды за год.

Гибралтарский пролив

Важность Гибралтарского пролива для мировой экономики и торговли трудно переоценить, в связи с этим на протяжении многих столетий шла борьба между заинтересованными странами за контроль над этими водами. На сегодняшний день Гибралтарский пролив находится под контролем крепости Гибралтар, которая в свою очередь принадлежит Великобритании.

Лангедокский канал: путь из Средиземноморья в Атлантику

Франция, хоть и не Панама, но тоже имеет необычайную и крайне важную для развития страны рукотворную водную артерию, соединяющую внутреннее Средиземное море с Атлантическим океаном. Это знаменитый 240 километровый канал дю Миди, построенный в 1667-1694 годах. Канал также имеет и другие названия – Лангедокский или Южный. Создатель канала Пьер-Поль Рике сделал его одним из самых лучших памятников в области подобного строения: здесь находится около 328 гидротехнических сооружений — мосты, туннели, шлюзы, акведуки. Этот канал по праву входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Постройка канала длиной 240 километров, шириной 10 метров и глубиной около 2 метров для XVII века стала подвигом труда французского народа. Для того времени, идеи соединить реку Гаронну со Средиземным морем казались просто мечтами о недосягаемых технических возможностях.

Сами идеи подобного сооружения берут свое начало еще со времен могущества Римской империи. Вновь эти идеи возникали уже в XV-XVI веках. Для экономики Франции того времени создание канала должно было стать выгодным делом. Доставка товаров осуществлялась раньше через огромный крюк Пиренейского полуострова, да и испанские пираты не давали спать спокойно. К тому же торговый путь шел через Гибралтарский пролив, контролируемый Испанией, поэтому еще больше возникало желание не платить пошлин сопернику.

Идеи и мечты витали в воздухе примерно еще сотню лет, пока за это дело не взялся Пьер-Поль Рике. Богатый человек, отслуживший на должности соляного инспектора в провинции Лангедок. Отвечая за соляной налог, за годы службы Рике заработал себе уважение и состояние, позволившее ему заняться реализацией великого для Франции замысла. Он отлично понимал, что канал обеспечит приток финансов не только для Франции, но и для своей провинции. Поэтому, закончив службу в 1662 году, в возрасте 58 лет он взялся за прокладку канала.

Успешной реализации послужили личностные качества Рике — инициативность, смелость, открытость и трудолюбие, а также умение вести дела. Уже в 1661 году начинаются исследования на будущей трассе канала. В этот период решаются проблемы наполнения и поддержания уровня воды в канале. Для этой цели договариваются о сооружении водохранилищ в Черных горах.

Следующим шагом стало убеждение государства в финансировании проекта. Здесь большую роль сыграли служебные знакомства Рике. Так ему удалось представить проект Жану-Батисту Кольберу, в то время являющимся министром финансов Людовика XIV. Кольберу понравилась идея строительства канала, но король подписал указ только в 1666 году. Все это время строительство Южного канала велось за счет личных средств Рике.

В 1666 году начинается строительство необходимых водохранилищ. В 1667 году возводится самое большое искусственное водохранилище своего времени — резервуар Святого Ферреола.

До этого периода уже строится первая очередь канала Тулуза-Требе. Возведение второй очереди Требе-Этан начинается в 1668 году. Во время сооружения третьей очереди на месте маленького поселения создается специальный крупный порт Сет.

На протяжении 12 лет строители прокладывали дорогу к морю. На пути этой трассы находилось множество препятствий, каждое из которых индивидуально решалось Рике. На всей трассе Лангедокский канал пересекают 130 построенных мостов, многие из которых дошли до наших со времен постройки в первозданном виде.

Одной из главных проблем при строительстве стало пересечение рек. Местами речным водам давали попадать в канал, тем самым контролируя уровень воды в нем. Но многие бурные реки могли его просто переполнить и заилить, поэтому инженеры находили другие гидротехнические решения проблемы. Сам Рике и сменивший его позже Вобан делали упор на возведение акведуков. Так было сооружено 50 акведуков. Кроме рек возникла проблема с холмом, обойти который становилось трудной задачей. Тогда было принято решение прорубить в нем туннель Мальпа, являющийся по-своему уникальным сооружением.

В 1680 году Пьер-Поль Рике умер, не дождавшись всего двух миль до моря. Официальное открытие канала произошло 24 мая 1681 года. В этот день по каналу пустилась королевская барка. С этого времени движение здесь не прекращалось ни на минуту, что делает канал дю Миди самым старым функционирующим каналом Европы.

Из 17 миллионов ливров, затраченных на строительство, 4 миллиона были взяты из личных накоплений Рике. Всего было задействовано в работе около 12 тысяч человек. Вначале протяженность составляла 240 километров, но в поздние периоды приходилось производить модернизацию. Так из-за перепадов уровня воды в реке Гаронне пришлось прорыть путь до Атлантики. На востоке проводились работы на объединение с рекой Роной.

Во второй половине XIX века к каналу приходит конкурент — железные дороги. Последние грузовые баржи здесь заканчивают работу в 1970х годах. С этого времени по каналу ходят лишь туристические катера и мелкие суда.

Вдоль берегов канала растут старые деревья, создававшие тень для буксирующих баржи лошадей. Подобное решение значительно увеличивало производительность тягловой силы в условиях жаркой Франции. Да и к тому же корни деревьев значительно укрепляли берега канала. Особо остро эта проблема встала с запуском по каналу моторных катеров, волна от которых значительно сильнее размывала берега.

По затененным дорожкам вместо лошадей сейчас прогуливаются туристы и велосипедисты. Но многие все-таки предпочитают катерные прогулки по этому замечательному каналу.

Гибралтарский пролив

ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ, между южной оконечностью Пиренейского полуострова (Европа) и северо-западной частью Африки, соединяет Атлантический океан и Средиземное море. Длина 59 км, ширина 14–44 км. Наименьшая глубина – на фарватере 53 метра, наибольшая – 1181 метр. Система течений в проливе следующая: из Атлантического океана в Средиземное море вода поступает с поверхностным течением в количестве до 55 198 км³ в год, средняя темперара воды около 17 °C, солёность выше 36‰. С глубинным течением, идущим вдоль берегов Европы, в Атлантический океан ежегодно уходит около 51 886 км³ средиземноморской воды, средняя температура её 13,5 °C, солёность 38‰. Разница обусловлена испарением с поверхности Средиземного моря. Благодаря удобному географическому положению Гибралтарский пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение. Находится под контролем английской крепости Гибралтар. На северном берегу расположен порт Ла-Линеа (Испания). Две скалы на противоположных берегах Гибралтарского пролива (Гибралтар и Сеута) называются Геркулесовы столбы.

Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Росмэн-Пресс, М., 2006, с. 228-229.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *