Улица рубинштейна санкт петербург чем знаменита
Перейти к содержимому

Улица рубинштейна санкт петербург чем знаменита

  • автор:

Что скрывает улица Рубинштейна. Часть 2

Доходные дома, советский дом коммуна, малый театр Европы… и почему бары, а не клубы? Мы снова возвращаемся на одну из самых известных ресторанных улиц Европы. Мы уже успели познакомиться с «доходным» прошлым Троицкой улицы конца XIX — начала XX веков. Но что же было потом? Рассказываем об этом в новом материале платной рассылки.

6120
Фото: shutterstock.com

Вихрь Октябрьской революции смёл богатство и роскошь Троицкой улицы, сбив с владельцев доходных домов монархическую спесь. Казалось, жизнь здесь замерла — на улице работали лишь сомнительная забегаловка на углу с Невским проспектом и ателье, где делали шляпы. В 1929 году атеистическое советское руководство дало Троицкой улице новое имя в честь композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, жившего в доме №38. В 1929—1931 годах на улице Рубинштейна выстроили дом-коммуну инженеров и писателей (улица Рубинштейна, 7). Это здание стало одним из первых архитектурных воплощений идей социализма об общественном быте граждан нового государства.

Однако все новаторские решения, которые архитекторы приняли для борьбы со старыми порядками, заметно осложнили жизнь обитателей дома. В квартирах не было душевых и кухонь — они мыслились ненужными в условиях общего быта. Душевые вынесли в конец общего коридора каждого из этажей, а общественную столовую расположили на первом этаже. За его широкими витринами также разместили общие комнаты отдыха, библиотеку, парикмахерскую и детский сад.

Из-за столь нетипичной, неудобной конфигурации жилых и общественных пространств дом-коммуна вскоре получил говорящее прозвище «слеза социализма», а его жителей прозвали «слезинцами».

В архитектурном отношении ограниченность средств не позволила архитекторам развернуть строительство в полную силу конструктивистской динамики и экспрессии. Композиционно-стилевые решения здания предельно просты. Главный фасад отмечен несколькими хаотично разбросанными акцентами балкончиков и затемнёнными полосами, имитирующими ленточное остекление — излюбленный приём советского конструктивизма. Главным элементом, берущим на себя всю пластическую и динамическую нагрузку, является острый срез скатной крыши шестого этажа. Благодаря крутому срезу на пятом этаже высвободилось пространство широкой террасы, на которой расположили общественный солярий, детскую площадку и оранжерею. Но несмотря на скромность и некоторую претенциозность, здание смотрится цельно и удачно вписывается в историческую застройку некогда доходной улицы. Пожалуй, самая известная обитательница дома Ольга Берггольц (в память о которой на стене дома установлена мемориальная доска) вспоминала:

«Даже архи-непривлекательный внешний вид „под Корбюзье“ с массой высоких крохотных клеток-балкончиков не смущал нас: крайняя убогость его архитектуры казалась нам какой-то особой строгостью, соответствующей времени».

После первых жильцов «слезы социализма» на эту ничем не примечательную улочку начали переселяться и другие представители советской интеллектуальной и творческой элиты. В бывшем жилом комплексе Петербургской купеческой управы (улица Рубинштейна, 23) две комнаты в семикомнатной коммунальной квартире принадлежали семье Сергея Довлатова. Писатель прожил здесь чуть больше 30 лет, с 1944 по 1975 год, о чём напоминает мемориальная доска на стене дома.

Квартира Довлатова находится не в лучшем состоянии — со времён проживания здесь писателя сохранились только камин и окно, выходящее во внутренний двор. Из уважения к памяти писателя обитатели дома до сих пор не убирают следы от разлитого портвейна на паркете — говорят, «это довлатовские».

В 2016 году у дома установили ещё и памятник Сергею Довлатову архитектора Вячеслава Бухаева. Писатель в рубахе и брюках стоит, оперевшись плечом на косяк распахнутой двери. За дверью в пространстве комнаты, не имеющей границ, стоит грубый гранитный стол и три табуретки. Суровое выражение лица Довлатова усиливает ощущение гнетущей тоски, пустоты и одиночества. Он несколько небрежно опускает правую руку в карман брюк, а левой судорожно сжимает тетрадь (возможно, черновой вариант одной из его знаменитых книг). Образ писателя наиболее удачным образом передает обречённость человека, однажды решившегося покинуть родные дом и страну. С историей доходного дома Шнеера Корфа (улица Рубинштейна, 40), растерявшего в советское время свой былой лоск, переплелись судьбы двух обездоленных женщин. В 1930-х годах здесь жила писательница и публицистка Лидия Корнеевна Чуковская. Её мужем был выдающийся учёный-физик и писатель, автор популярных книг по физике Матвей Петрович Бронштейн. В конце десятилетия Бронштейн был арестован и расстрелян. Однако Чуковская не осталась наедине со своим горем — дом часто посещала Анна Андреевна Ахматова, сын которой находился тогда в тюрьме на Шпалерной, 10. Трагические события сблизили Чуковскую и Ахматову — так началась их крепкая дружба.

Намного более радужную судьбу при советской власти имел Толстовский дом. Не раз становившись декорациями к фильмам режиссера Игоря Масленникова, этот дом снискал славу во всем Советском Союзе. Здесь проходили съемки основных сцен мелодрамы «Зимняя вишня» и романтического кинофильма «Вам и не снилось».

Арки и проезды дома исполнили роль лондонских улиц в знаменитом сериале о Шерлоке Холмсе. В более позднее время на территории дома проходили съемки остросюжетных детективов «Бандитский Петербург» и «Рождённая революцией». Подробнее о дворах Толстовского дома читайте в нашем тексте. В 1956 году левую часть доходного дома Жевержеева (улица Рубинштейна, 18) занял Ленинградский областной драматический театр малых форм. Труппа этого театра не была первой в здании доходного дома — до этого свои спектакли на его сцене показывали Троицкий театр миниатюр, Молодой Театр Гостехникума сценических искусств, а также Колхозно-совхозный театр имени Леноблисполкома. Однако именно с приходом МДТ здание обрело настоящую славу. С 1956 года здесь ставили великолепные постановки, в которых играли блестящие актёры. Репутация театра не была запятнана и после развала Советского Союза.

Под руководством Льва Абрамовича Додина театр стал членом Союза театров Европы и продолжает свою современную историю под названием «Малый драматический театр Европы». Сегодня на его сцене играют заслуженные и народные артисты России и РСФСР: Светлана Григорьева, Михаил Самочко, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Данила Козловский. В современном репертуаре театра преобладают постановки по знаменитым шедеврам советской, русской и зарубежной классики. Но не только академическими заслугами была знаменита улица Рубинштейна в советскую эпоху. В 1980-х годах в здании бывшего доходного дома и зала собраний Руадзе (улица Рубинштейна, 13) сложилось уникальное явление — Ленинградский рок-клуб. Он не был тем типичным рок-клубом, какие существовали в то время на Западе. Ленинградский клуб соединял идеи Дома Культуры с залом на 200 мест и Союза композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет, который действовал в рамках принятого устава.

Внешний налёт советчины не стал преградой творчеству. Именно с Ленинградского рок-клуба и выступлений на его сцене берут свое начало творческие пути групп «Алиса», «АукцЫон», «Кино», «ДДТ» и других.

Стать членом клуба было непросто, и сегодня трудно поверить в то, что даже Виктору Цою и Борису Гребенщикову стоило большого труда попасть сюда. На фестивали и прослушивания в Ленинград приезжали музыканты со всего Союза, и самые лучшие получали право выступать на заветной сцене.

Именно с этого места на улице Рубинштейна началась большая история всей отечественной рок-музыки. Подхватив энтузиазм ленинградцев, подобные клубы открывались во многих городах и даже сёлах СССР.

Придя на место легендарного клуба сегодня, вы увидите детский музыкальный театр «Зазеркалье».

И по сей день улица Рубинштейна сохраняет шарм богемности. А богеме — писателям, музыкантам, художникам — клубы не интересны. Их всегда привлекали ламповые бары, в уютной атмосфере которых за бокалом чего-нибудь горячительного можно неспешно обсуждать петербургскую погоду, осуждать власть и воспевать искусство. По этой причине с открытием Mollie’s и Terminal улица Рубинштейна так быстро заполнилась именно атмосферными барами и ресторанами. Узнать об этих заведениях подробнее и продолжить прогулку по знаменитой улице можно в нашем материале. Автор текста – Ирина Бережнюк

Gokon: Система знакомств по интересам. 18+
Реклама. ИП Щеглов Дмитрий Сергеевич. ИНН 773365056065.

8 Марта — девчонки рулят!

  • Как провести 8 Марта в Петербурге
  • Идеи для подарков
  • Интересные события 8 Марта
  • Лучшие места для празднования 8 Марта
  • Тест: Кто ты из великих женщин?

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

История одного названия. Улица Рубинштейна

Улица Рубинштейна, расположенная в центральной части Санкт-Петербурга, сегодня является одной из самых узнаваемых для гостей Северной столицы. В первую очередь небольшой проезд знаменит благодаря огромному количеству баров, ресторанов и кафе, работающих здесь. Долю популярности привносят и заголовки новостей, то и дело повествующие то о бурных вечеринках, против которых выступают местные жители, то о проходящих на улице акциях протеста. Сегодня мы с вами не будем останавливаться на событиях современности, а отправимся в прошлое, чтобы узнать об истории улицы и ее достопримечательностях.

История одного названия. Улица РубинштейнаВ первую очередь небольшой проезд знаменит благодаря огромному количеству баров, ресторанов и кафе Проезд с изображениями писателей и поэтов

Как добраться на метро

Протяженность улицы Рубинштейна — около 760 метров, она берет свое начало у Невского проспекта и оканчивается на так называемых «Пяти углах» — перекрестке, образованном пересечением самой улицы Рубинштейна с Загородным проспектом, улицами Разъезжей и Ломоносова.

Что касается метро, ближе всего к улице Рубинштейна находится пересадочный узел «Владимирская» — «Достоевская», но если у вас есть желание пройтись, то сюда можно дойти от какой-либо из близлежащих станций, выходящих на Невский проспект.

Адресный знакУ одного из заведений общепита «Слеза социализма»

Немного истории

Проезд между современными Невским и Загородным проспектами проложен в 40-х годах XVIII века. В первое время он именовался Головиным переулком. Название дано по фамилии графа Ф. А. Головина, усадьба которого занимала участки современных домов № 5 и 7.

В конце XVIII века появилось новое название проезда — Троицкий переулок, в этот раз оно было связано с подворьем Троице-Сергиевой Лавры, вдоль которого пролегала будущая улица Рубинштейна. Нужно сказать, что отсылка к этому топониму сохранилась до нашего времени: по адресу Рубинштейна, 3 сегодня расположен доходный дом подворья Троице-Сергиевой лавры, а к набережной Фонтанки выходит один из корпусов бывшего представительства лавры.

В 1820-х годах появляется параллельное название проезда — Троицкая улица. Официально оно закреплено в последней четверти XIX века.

Мемориальная доска, посвящённая Ольге БерггольцДом М. А. Жевержеевой Пересечение с Графским переулком

Свое сегодняшнее имя улица Рубинштейна получила в 1929 году. Переименование было связано со столетием со дня рождения одного из организаторов Санкт-Петербургской Императорской консерватории, композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, проживавшего в доме № 38 с 1887 по 1891 годы. Сегодня о музыканте нам напоминает не только название улицы, но и мемориальная доска на фасаде дома, где он некогда жил.

Рубинштейна, 20Перспектива в сторону Загородного проспекта Рубинштейна, 13

Небольшое отступление. Если обычно я беру на свои прогулки классический цифровой фотоаппарат, то на этот раз в придачу к нему я захватил непривычный для себя гаджет — камеру моментальной печати Instax mini 40. Наверняка читателю старшего поколения камера напомнит подобные фотоаппараты из 1990-х. Действительно, устройство работает по такой же схеме: вы делаете снимок и через полторы минуты держите в руках небольшое распечатанное фото.

На этот раз я захватил на прогулку непривычный для себя гаджет — камеру моментальной печати Instax mini 40Такая фотокамера — это отличное решение для путешественников У памятника Довлатову

Такая фотокамера — это отличное решение для путешественников. Турист может получить распечатанную фотографию в считаные минуты, подарить ее новым петербургским знакомым или удивить друзей, отправив им ретроснимок из Северной столицы почтой. При этом ему не придется хранить фото в памяти телефона и долго искать их при необходимости. Камера оснащена режимом для селфи, поэтому вы без труда сможете сделать отличные снимки, даже если предпочитаете путешествовать без компании. Приобрести устройство можно в официальном интернет-магазине Instax.

Толстовский домВнутренний двор Протяженность улицы Рубинштейна — около 760 метров

Возвращаемся к нашей прогулке. К самым знаменитым достопримечательностям улицы Рубинштейна я бы отнес Дом-коммуну инженеров и писателей, известный также как «Слеза социализма» (Рубинштейна, 7), Дом М. А. Жевержеевой (Рубинштейна, 18), Доходный дом Толстого (Рубинштейна, 15—17), Доходный дом Купеческого общества, где некогда жил писатель Сергей Довлатов (Рубинштейна, 23), Дом купца Ш. З. Иоффе (Рубинштейна, 40).

Доходный дом Купеческого общества Дом М. Б. Баструевой

В советское время улица была известна и тем, что здесь при Ленинградском межсоюзном доме самодеятельности (Рубинштейна, 13) был открыт Ленинградский рок-клуб, изначально именовавшийся Ленклубом любителей музыки.

Сегодня в отдельную категорию популярных среди туристов достопримечательностей можно отнести и многочисленные заведения общепита улицы Рубинштейна. При беглом просмотре онлайн-карты с организациями я нашел здесь, например, бар с коврами на стенах в ретростиле, чебуречную и ресторан со средним чеком в пару тысяч рублей на человека. Думаю, выбрать интересное для себя место здесь может каждый.

Памятник Сергею ДовлатовуБашня дома Ш. З. Иоффе «Пяти углов»

Здесь я заканчиваю рассказ, но могу предложить вам продолжить знакомство с топонимикой этого района в моей статье о Графском переулке, пересекающем улицу Рубинштейна.

Улица Рубинштейна

Улица Рубинштейна, соединившая Невский и Загородный проспекты, невелика — её длина около 700 метров, 40 домов. Когда сейчас идёшь по ней, прежде всего обращаешь внимание на обилие заведений общепита — почти в каждом доме здесь разместилось кафе, ресторан или бар. Для горожан моего поколения, чья юность пришлась на 1980-е, эта улица обладала невероятно притягательной силой: на Рубинштейна, № 13 был Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества, а в нём — Ленинградский рок-клуб, главный центр музыкального андеграунда в СССР. Это было «священное место», куда стремились попасть рок-музыканты со всей страны.

История Троицкой улицы (в Рубинштейна её переименовали в 1929 году в честь столетия со дня рождения великого музыканта) началась в 1714 году, когда Пётр Первый выделил участок земли на берегу Фонтанки под подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры (сейчас на этом месте размещается Центральная городская библиотека имени В. Маяковского). К подворью от Загородной дороги проложили просеку, которую в августе 1739 года Комиссия о санктпетербургском строении назвала Головиным переулком — по фамилии графа Фёдора Головина (видного сподвижника Петра Первого), чья усадьба была по соседству. В 1798 году переулок стал Троицким. Выглядел он весьма скромно: небольшие частные домики, деревянные мостовые, огороды да пустыри. 28 мая 1862 года случился один из самых страшных пожаров в истории города. Огонь из Апраксина двора переметнулся через Фонтанку, и вскоре весь район Троицкого переулка выгорел дотла. В самом центре столицы оказалось огромное незанятое пространство, которое в последующие десятилетия превратилось в одну обширную стройплощадку. В 1887 году Троицкий переулок стал Троицкой улицей. К началу XX века эта улица заслужила устойчивую репутацию одного из центров моды Петербурга.

013_14C0440_2.jpg

Здесь стоит сказать, что в императорской России швейных фабрик было немного, и обычно они выполняли казённые заказы для нужд армии. Носить готовое платье считалось уделом людей небогатых, состоятельные предпочитали делать одежду у мастеров. Аристократы заказывали себе наряды в Европе, на придворный высший свет работали лучшие модные дома Петербурга (их было три: дома Бризак, Анны Гиндус и Ольги Бульденковой). Русский средний класс — чиновники, купцы, люди свободных профессий — обшивался в небольших ателье, мастерских или просто у портных по модным образцам и выкройкам, привезённым из-за границы. Многие из ателье находились именно на Троицкой улице и в прилегающих переулках — Графском, Щербакове и Чернышёвом. Дело в том, что аренда в здешних доходных домах была существенно дешевле, чем совсем рядом, на Невском и Литейном проспектах. Если открыть справочник «Весь Петербург» за, скажем, 1912 год, то выяснится, что из 120 с лишним модных мастерских Петербурга на Троицкой улице располагалось 41 заведение. Это была, вероятно, самая гламурная улица столицы (не считая, конечно, Невского проспекта) — практически в каждом доме здесь имелось ателье по пошиву, а иногда и несколько. Рекорд принадлежал доходному дому № 25, построенному в 1873 году по проекту архитектора Михаила Макарова (автора ещё трёх зданий на этой улице) для семьи Корневых. В этом пятиэтажном доме одновременно работало целых семь модных заведений: дамские портные Никита Поденко, Иван Чернов и Николай Прилуцкий, а также дамские портнихи Раиса Вениг и Екатерина Китаева-Прилуцкая (надо думать, супруга упомянутого Николая — телефон указан один). Тут же имелась мастерская вязально-трикотажных изделий Эмилии Оххо и фабрика шляп Давида Фридберга.

013_14C0519+.jpg

Конкуренция на Троицкой была очень острой. Клиент мог, как на рынке, переходить из дома в дом вдоль всей улицы, выбирая мастера и цену. Не понравилась у Зинаиды Пульвермахер из дома № 5 — идёт в ателье Aux Modes Elegantes Анастасии Сизовой в следующем доме — № 7, затем напротив, в дом № 10, к портнихе Анастасии Федосеевой заглянет, не то в ателье Beatrice к Иде Шапиро в дом № 12 забежит… Вновь переходит улицу — и к дому № 11, в Jeanne Panie… И так почти в каждый подъезд — где-нибудь да сговорится.

Некоторые модистки имели узкую специализацию: одна — Евдокия Акимова из дома № 26 — шила только верхнюю одежду, три портнихи занимались вязально-трикотажными изделиями (в домах № 5, 25 и 36), ещё четыре мастера делали на заказ бельё и корсеты (любопытно, что, несмотря на некоторое ханжество тогдашнего русского общества, двое из них были мужчинами — Гавриил Лаунер в доме № 14 и Марк Розенбер из дома № 36). Неплохо обстояло дело и с головными уборами: на Троицкой существовало две фабрики шляп — уже упомянутое предприятие Давида Фридберга в доме № 25 и фабрика шляп Августа Донто в доме № 13 (построенном зодчим Николаем Гребёнкой в 1864 году, в этом здании сейчас находится Детский музыкальный театр «Зазеркалье»). Кроме того, в доме № 24 (возведённом Иосифом Дитрихом в 1899 году) разместилось Художественное ателье дамских шляп, где желающих обучали шляпному ремеслу. Трёхмесячный курс стоил 45 рублей — немало по тем временам. Да и брали туда не всех: приписка в объявлении гласила, что ателье «принимает только интеллигентных учениц». Кстати, похоже, какие-то из этих ателье дамских головных уборов дожили до 1930-х годов: Н. Синдаловский упоминает про обиходное прозвище улицы Рубинштейна тех лет — «Шляпный ряд».

013_14C0445.jpg

Не была на Троицкой обойдена вниманием и мужская мода: клиентов ожидали десять мужских портных — Лев Милькер из дома № 9, Дмитрий Богданов из дома № 11, Матвей Старосельский из дома № 29 и другие. Специфическую мужскую одежду — церковные облачения — тоже делали неподалёку. Единственный в округе их шил Иван Смирнов в Чернышёвом переулке, № 16. Особняком держались военные портные, изготавливавшие парадные офицерские мундиры. Их было всего двое: Пётр Игнатовский работал в доме № 15—17, а Отто Рекстин — в доме № 29. Судя по всему, они имели солидную клиентуру: у обоих указаны телефоны мастерских (что в рекламе встречалось тогда нечасто), а объявление Игнатовского даже вынесено в особый немаленький модуль — на рекламе человек не экономил. Характерно и место размещения его мастерской: дом № 15—17 — это знаменитый Толстовский дом, признанный шедевр стиля северный модерн, возведённый архитектором Фёдором Лидвалем в 1912 году по заказу графа Михаила Толстого. Величественный ансамбль из нескольких огромных зданий, соединённых анфиладой из трёх парадных дворов и ренессансных арок, занял всё пространство между улицей Рубинштейна и Фонтанкой. Есть на этой улице и другой прекрасный особняк в стиле русский модерн — дом № 18 на углу Рубинштейна и Графского переулка, творение Александра фон Гогена 1899 года (кстати, в этом доме тоже работала модистка — Зинаида Гагаринская), тем не менее именно Толстовский дом считается одним из символов Серебряного века.

Была представлена на Троицкой и гламурная пресса: в доме № 28 находилась редакция журнала мод «Женский парижский шик». Кстати, этот скромный дом — один из немногих, построенных ещё до пожара, в 1838 году (автор проекта — Василий Морган). За углом, в Чернышёвом переулке, № 28 (сейчас — улица Ломоносова), некая Пелагея Ставская держала целый магазин, торгующий заграничными модными изданиями и выкройками.

013_14C0434.jpg

013_14C0428.jpg

013_14C0473.jpg

013_14C0499+.jpg

Декор фасадов на улице Рубинштейна (дома № 36 и 42), дом-коммуна инженеров и писателей (№ 7), доходный дом Жевержеева (№ 18). Фотографии Юрия Молодковца

Революция 1917 года положила конец прежнему миру. Завершилась и целая эпоха в истории русской моды: большинство заказчиков, интересовавшихся ею, эмигрировало, разорилось или сгинуло в лихолетье. Наступала эра массового производства одежды…

Каменные здания, которые мы видим сегодня на улице Рубинштейна, возведены в стиле эклектики с вкраплениями классицизма и модерна. Основная их часть относится, говоря архитектурным языком, к «рядовой фоновой застройке» того времени. Дома стоят вплотную, они примерно одной высоты. Всё здесь соразмерно человеку, не давит масштабом, и потому смотрится очень гармонично, как цельный архитектурный ансамбль. Улица Рубинштейна, на мой взгляд, одна из самых уютных улиц нашего города — она стоит того, чтобы просто гулять по ней.

Один из ближайших номеров ЖУВЦ «Адреса Петербурга» будет посвящён писателю Сергею Довлатову.

Улица Рубинштейна

Улица Рубинштейна в Санкт-Петербурге проходит от Невского проспекта до Загородного. Она признана одной из главных ресторанных улиц в Европе из-за большого количества расположенных здесь ресторанов и баров (по последним данным, их около 80).

Расположение
Россия, Санкт-Петербург, улица Рубинштейна

История

История улицы начинается в 1740 году, когда на месте тропы-просеки был проложен деревянный проезд от Невской перспективы до Загородной дороги. Изначально проезд назвали Головкинским переулком. Переулок назвали Головкинским, так как поблизости располагалась дача графа Гавриила Ивановича Головкина. Есть и ещё одна версия первоначального названия улицы: Головин переулок, по имени домовладельца, графа Головина.

В 1798 году переулок переименовали в Троицкий. В 1887 году он стал Троицкой улицей. И лишь с 1929 года улица была названа в честь композитора А. Г. Рубинштейна, проживавшего в доме № 38.

Достопримечательности

Улица Рубинштейна знаменита не только количеством ресторанов и баров. Здесь есть несколько примечательных домов, в которых в разное время жили известные люди.

Дом № 1

Этот дом принадлежал французу шведского происхождения Шарлю Дидло. Его можно назвать основателем хореографической школы Санкт-Петербургского балета. В 1900 году дом был перестроен для великого князя Сергея Александровича.

Дом № 4

Это строение амбициозного зодчего Александра Сергеевича Хренова, который не стеснялся собственноручно вешать при входе табличку приблизительно с таким текстом: «Дом был построен по задумке архитектора Хренова». В народе дом № 4 частенько называют «Хренов дом».

Дом № 7

В 1932 году на углу Рубинштейна и Графского переулка построили «Дом-коммуну инженеров и писателей». Это был смелый проект, воплощённый в жизнь архитектором А. А. Олем: попытка создания коллективного быта. Внизу, на первом этаже, была общая столовая, где пролетарии, отработав весь день на заводах или фабриках, могли насладиться прекрасным приготовленным для них ужином. Также в здании были комнаты отдыха, библиотека и даже детский сад. Квартир в доме насчитывалось всего 52, большинство из них — двухкомнатные. Кухонь в квартирах не было, душевые находились в конце коридора. Проект в бытовом плане получился абсолютно провальным, обитатели дома называли его «Слеза социализма». Известен он ещё и тем, что в период с 1932 по 1943 год здесь проживала поэтесса Ольга Берггольц. О доме она отзывалась очень негативно, считая его едва ли не самым нелепым в городе.

Дом № 11

Здесь живёт всенародно любимая актриса Алиса Бруновна Фрейндлих.

Дом № 13

Когда-то в здании, построенном архитектором Н. П. Гребёнкой, располагался доходный дом и зал Руадзе. По сравнению с другими доходными домами, находящимися на этой улице, здание выглядит куда более скромно: дом прямоугольный, четырёхэтажный, окна верхних этажей выдержаны в классическом стиле.

Также в этом доме находился Ленинградский рок-клуб. Организация была создана 7 марта 1981 года. Музыкантам в советские времена приходилось прибегать к различным уловкам, чтобы иметь возможность нести рок-музыку в массы. Рок-клуб этому способствовал: желающим заявить о себ, тут предоставляли сцену и аппаратуру.

Однако не следует думать, что деятельность клуба была пущена на самотёк: за ней тщательно следило КГБ. Члены клуба регулярно встречались с кураторами оттуда. КГБ пыталось выжать информацию, не употреблял ли кто из музыкантов запрещённых веществ, не был ли замечен в связях с иностранцами, не высказывался ли против существующего режима.

После распада СССР рок-клуб начали вытеснять маленькие клубы, дискотеки и ночные клубы. Затем в 1998 году на Рубинштейна, 13 разместился театр «Зазеркалье», и рок-клуб остался без помещения.

Дома № 15-17

Один из самых знаменитых доходных домов на Рубинштейна — дом графа Толстого, построенный по проекту архитектора Лидваля. Здание спланировано таким образом, что три проходных двора соединяются арками. В отделке прослеживаются черты, характерные именно для стиля Лидваля: лоджии на верхних этажах, хорошее освещение помещений, простота и скромность. В оформлении также использованы овальные окна, характерные для стиля «модерн», вазы, установленные в нишах, рельефные панно. Цветочные гирлянды украшают наличники и двери.

Дом был задуман таким образом, чтобы жить в нём могли семьи разного социального уровня. Были предусмотрены лифты и даже прачечная.

Изначально идея Лидваля подразумевала создание «внутренней улицы» — пространства, в котором газоны занимали лишь незначительную часть по бокам, около стен дома. Однако в советские времена проект претерпел существенные изменения: в проездах разбили газоны, высадили тополя, восьмиугольная клумба исчезла, а на её месте появился фонтан. Несуществующую ныне улицу по старой памяти иногда поэтически называют «Улицей Зодчего Лидваля».

Дом № 18

В 1899 году на Рубинштейна, 18 был построен доходный дом Жевержеева. Архитектор фон Гоген прожил в нём более 10 лет. Пятиэтажное здание украшает остроконечная башня с флюгером, на котором указан год постройки. Стиль оформления приближен к русскому зодчеству: окна верхних этажей сдвоены, на четвёртом этаже они обрамлены наличниками в виде кокошников.

В этом доме ныне размещается Театр Европы, художественный руководитель — Лев Додин. А когда-то здесь находилась фабрика серебряных изделий Ф. А. Верховцева, известного мастера ювелирных дел.

Дом № 23

В доме № 23 по улице Рубинштейна, в квартире № 4, проживала семья будущего палеонтолога, писателя-фантаста и социального мыслителя И. А. Ефремова. Сам Иван Антонович жил в квартире с 1921 по 1935 годы, пока не переехал в Москву в качестве сотрудника Палеонтологического института.

А в коммунальной квартире № 34 одно время, с 1944 по 1975 годы, проживал Сергей Довлатов со своей семьёй. 3 сентября 2007 года здесь была открыта мемориальная доска в память о писателе. Сейчас из той обстановки не сохранилось ничего, кроме окна и камина. Правда, нынешние жильцы не стали оттирать следы от портвейна на паркете: Довлатовские ведь, как ни крути. Рядом с домом в 2016-м году появился памятник Довлатову автора Вячеслава Бухаева. Открытие памятника было приурочено к 75-летию писателя. А на 80-летие рядом появился маленький памятник любимому фокстерьеру Сергея Довлатова — Глаше.

Также в доме № 23 в революционное время проживала писательница А. Н. Пешкова-Толиверова — жена художника В. И. Якоби и переводчица сказок Жорж Санд.

А в квартире № 79 жила семья Аркадия Райкина, переехавшая сюда в 1922 году. В доме № 23 по Рубинштейна прошло детство актера. В 1942 году семья была эвакуирована.

В 1917 году в доме проживал писатель Джон Рид.

Дом № 40

На углу Рубинштейна и Загородного находится дом Иоффа, сохранившийся до нашего времени именно в таком виде, в каком задумывал его архитектор. В здании всего 6 квартир. Уровень доходов людей, которые здесь проживали, был, разумеется, значительно выше среднего класса: достаточно бросить взгляд на богатый декор верхних этажей, чтобы понять это.

Окна третьего этажа выполнены в венецианском стиле и окружены кариатидами. По обеим сторонам можно увидеть фигуры птиц и змей, а также кадуцеи Гермеса, бога торговли. Такой выбор в оформлении архитектор сделал не случайно: на первых этажах размещались магазины.

Окна двух нижних этажей выдержаны в более строгом стиле: ничего лишнего, просто плиты серого гранита.

В доме с башней проживали Лидия Чуковская с мужем, физиком Матвеем Петровичем Бронштейном, внесшим значительный вклад в создание квантовой теории гравитации. В 1937 году Бронштейна арестовали. Расстрел его сблизил Чуковскую с Ахматовой, сын которой в то же самое время находился в тюрьме на Шпалерной, 10.

Улица Рубинштейна, Загородный проспект, улица Ломоносова и Разъезжая улица вместе образуют знаменитые Пять углов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *