Почему молчат про спасскую башню в москве
Перейти к содержимому

Почему молчат про спасскую башню в москве

  • автор:

Спасская башня

Первое, что входит в дом каждого россиянина в новогоднюю ночь – это бой кремлевских курантов на Спасской башне, с ним связаны наши надежды. Сама же Спасская башня уже давно стала символом России. А теперь про историю… Спасская башня была возведена в XV веке итальянским архитектором Пьетро Солари. Изначально башня называлась Фроловской (по названию храма рядом). Спустя почти 200 лет башню переименовали в Спасскую в честь икон: Спаса Нерукотворного со стороны Кремля и Святого Спаса Смоленского над воротами со стороны Красной площади, на эту икону молились преступники, казненные на Лобном месте. Ворота являлись главным входом в Кремль и в давние времена считались святыми в прямом смысле этого слова. Проходя через Спасские ворота мужчины должны были снимать головные уборы. Если этого не делали, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также ворота были местом встречи московских князей с иностранными послами. Через них проходили: цари на коронацию, войска на битвы, крестные ходы. С воротами и их святой силой связана одна интересная история. Когда Наполеон проезжал со своим войском через Спасские ворота и не снял свою знаменитую треуголку, то ее сдуло ветром. Это был явно нехороший знак, и знамение оправдалось. Тогда Наполеон решил взорвать Спасскую башню, но вовремя подоспели донские казаки — «спецназ» того времени. Также французам не удалось снять драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима. В XVII веке Спасская башня была надстроена английским зодчим и в ее ниши поместили обнаженные фигуры, но для тех москвичей это уже было слишком, и пришлось прикрывать «срам» суконными кафтанами. Вскоре в пожаре они сгорели и больше их не восстанавливали. Десятиэтажная Спасскаябашня является самой большой из 20 башен Кремля. Более трех веков башню венчал золоченый двуглавый орел. В 1935 году вместо орлов установили пятиконечные звезды из нержавеющей стали и красной меди. Однако они быстро потускнели и их заменили на «рубиновые» светящиеся, на самом деле они сделаны из простого красного стекла. Мощность ламп в звезде составляет 5000 ватт.

Часы – куранты башни имеют свою уникальную историю. Это главный циферблат, по нему сверяет время вся страна. Первые часы были установлены в XVI веке – они весили 400 кг и что интересно вращался циферблат, а стрелки не двигались. Часы периодически горели, часто ломались, а в 1917 году в них попал снаряд, и они встали, спустя год их восстановили. Затем был период молчания почти 60 лет! С 1996 года куранты отбивают время новой эпохи. Какие только мелодии часы не играли. От немецкой песенки «Ах, мой милый Августин» до гимна России. Нынешние часы являются четвертыми по счету. Они играют гимн Российской Федерации (в полдень и полночь) и мелодию «Славься» М. Глинки. Диаметр циферблата — более 6 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Часовой механизм занимает 3 этажа башни. Вес часов — 25 тонн. Кремлевские куранты на Спасской башне давно стали одним из самых узнаваемых памятников Московского Кремля и символом страны, они продолжают, как и в прошлые столетия, отсчитывать ход истории России.

Кто и как научил Спасскую башню исполнять гимн России

Обновленную звонницу Спасской башни Московского Кремля дооснастили двенадцатью новыми колоколами, убрав шесть старых. О том, для чего это было сделано, и о подробностях уникальной операции в эксклюзивном интервью «РГ» рассказал Константин Мишуровский.

Выпускник биофака МГУ Константин Мишуровский убедительно просит называть его одним из членов той команды, которая была задействована в многолетней работе по замене колоколов на Спасской башне. «Я сотрудник коллектива звонарей Московского Кремля и Храма Христа Спасителя», — так представляется он незнакомым людям. И рассказывает историю о том, как тридцать лет назад энтузиасты-прихожане объединились вокруг недавно возрожденного Даниловского монастыря, а вожаком у них стал старший звонарь Игорь Васильевич Коновалов. Как потом Патриарх Алексий II и Истринский владыка Арсений попросили их «распаковать» колокольню Ивана Великого, которая молчала с 1918 года. И как спустя два года их стараниями ожили колокола в Кремле. А когда возник проект восстановления Храма Христа Спасителя, то уже и вопросов не было, кому поручить колокольню главной российской церкви.

Что же касается Спасской башни, то этот проект объединил изначально множество самых разных людей. У его истоков стоял генерал-лейтенант Сергей Хлебников, исполнявший тогда обязанности коменданта Московского Кремля. С инициативой дооснащения звонницы новыми колоколами несколько лет назад вышел общественный совет Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». Идею поддержали Администрация президента РФ, Минкульт, ФСО, затем в дело включились лучшие мастера, занимающиеся отливкой колоколов, специалисты НИИчаспрома, Фонд Андрея Первозванного.

А Константин Мишуровский во всем этом многолетнем и многотрудном процессе был бессменным координатором. Он, как никто другой, осведомлен о всех тех сложностях, которые встали на пути энтузиастов. Еще за полсуток до торжественного показа новой звонницы президенту В. В. Путину Константин Александрович был на верхнем ярусе Спасской башни, проверяя готовность к премьере.

Давайте вспомним, когда и как все это начиналось?

Константин Мишуровский: Ровно десять лет назад генерал Хлебников пригласил меня и Игоря Васильевича Коновалова вместе с ним подняться на башню с тем, чтобы обследовать состояние колокольни и изучить возможность улучшения звучания мелодий. Колокола, напомню, каждые три часа после завершения четвертного и часового боя отбивали музыкальные фразы из Гимна России и «Славься». Но сам комендант Кремля, его коллеги и мы не были удовлетворены качеством этих мелодий, они мало напоминали оригинальное звучание.

Мне кажется, те мелодии, которые отныне будут звучать на Красной площади, это не просто набор правильных нот, они имеют душу

В ходе дальнейшего разговора мы пришли к выводу, что решить эту проблему в состоянии не профессиональные музыканты, а звонари в союзе с музыкантами и литейщиками. После чего сняли с каждого из семнадцати колоколов звукозапись, создав в электронном виде своеобразную палитру звуков.

Наверное, это потребовало наличия специальной аппаратуры?

Константин Мишуровский: Первое, что потребовалось, это кувалда — ее позаимствовали у солдат, ремонтировавших брусчатку у мавзолея. Конечно, кувалдой не размахивали, прикладывали к колокольной бронзе аккуратно, зато получали нужные полминуты «родного» звучания. Таким образом, появился банк данных, некий звуковой ряд, из которого было видно, где есть провалы. Это как, знаете, в клавиатуре рояля с выбитыми клавишами. Мы получили представление о том, какие колокола есть для того, чтобы иметь мелодии нужного качества, а каких не хватает. Не хватало пяти эталонных «клавиш». И тут начались проблемы.

Сначала мы обратились на колокольный завод, расположенный в Тутаеве. Там охотно откликнулись на нашу просьбу отлить недостающие колокола. И в 2012 году мы поехали туда принимать работу. Тутаевцы, надо отдать им должное, старались. Но, увы, их продукция хорошо звучала на колокольнях храмов, нам же требовалась бронза, способная рождать не просто звон, а мелодию. Короче говоря, ту партию мы забраковали.

Прошло еще несколько месяцев. В Тутаеве изготовили новые колокола. По тонам они звучали верно, а вот по тембру, по окраске был разнобой. Тупик…

На Спасской башне появилось двенадцать новых колоколов. Самый тяжелый весит 850 кг, самый маленький — 36 кг. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Что делать? Постепенно стало приходить понимание, что сам избранный нами путь был ошибочен. Нельзя заполнять дыры в звучании старых колоколов, это как если бы мы хотели одновременно использовать современные синтезаторы, скрипку Страдивари и пионерский горн. И в 2016 году в беседе с комендантом Кремля было принято, можно сказать, судьбоносное решение — полностью отказаться от использования старых колоколов.

На горизонте появился «Колокольный завод Валерия Анисимова» в Воронеже — они тоже специализировались прежде только по церковному звону, но обещали выполнить заказ в соответствии с нашими требованиями.

Но, погодите, насколько я понимаю, сейчас на башне остались два старых колокола, и они работают…

Константин Мишуровский: Да, остались колокола, которые отбивают четвертной бой и часовой бой. Но они не играют мелодию. Все остальные заменены на двенадцать новых, отлитых в Воронеже. Самый тяжелый весит 850 кг, самый маленький — 36 кг.

Выше вы сказали, что воронежцы не имели прежде опыта таких заказов. Как же они справились?

Константин Мишуровский: Филигранная была работа. Это как ракету запустить. То, как будет звучать колокол, можно узнать только после его изготовления. Бронзовый «голос» зависит от размера, формы, профиля, сплава и множества других тонкостей. Работа шла в режиме постоянного поиска, мозгового штурма. Образовался триумвират: заводской акустик Олег Бадерников, дирижер Президентского оркестра Евгений Никитин и я.

Фото: Архив «РГ»

Пока в Воронеже отливали колокола, в Троицкой башне Кремля, где располагается база Президентского оркестра, мы с Евгением Никитиным создавали специально для проекта партитуры Государственного гимна и «Славься». Первая продолжительностью полторы минуты, вторая — минуту. Гимн исполняют одиннадцать колоколов, глинковскую мелодию патриотической песни — все тринадцать.

Каждый колокол сообща доводился до нужной кондиции, и вся эта работа продолжалась больше года. Наконец, в марте заводчане развесили все двенадцать изготовленных колоколов, в Воронеж приехал Геннадий Хлюстов из НИИчаспрома, чтобы запустить музыкальный механизм, мы тоже приехали.

Тут обнаружилась еще одна особенность, о которой мы прежде не знали. В ходе прослушивания и доводки Геннадий Хлюстов остался у колоколов, а мы отправились в контору завода, расположенную за углом метрах в ста. Хлюстов включил механизм воспроизведения — и мы буквально замерли, потому что издали звучание было совсем другим, более красивым и гармоничным. И ведь слушатели на Красной площади тоже будут слышать мелодии с дистанции в сто и более метров от башни.

Кстати, могу сказать, что наилучшее звучание воспринимается, если стоишь на Васильевском спуске или около мавзолея.

Верно ли, что часы на башне во время работ тоже были остановлены?

Константин Мишуровский: Остановлены в ночь на 9 октября. Это связано с тем, что верхний ярус с колоколами находится прямо над часами. А механизм у них тонкий, не стали рисковать. Но в ночь на 4 ноября часы опять стали показывать московское время.

Можно сказать, что в итоге вы вполне удовлетворены тем, что сделано?

Константин Мишуровский: Да, отныне Спасская башня это не как раньше — обыкновенный источник красивого звона. Впервые после 1938 года мы создали новый музыкально-колокольный символ страны. Мне кажется, те мелодии, которые отныне будут звучать на Красной площади, это не просто набор правильных нот, они имеют душу.

Мы бесконечно благодарны всем, кто участвовал в реализации этого уникального проекта. И с радостью видим, какой огромный интерес он вызывает у разных людей.

Сама по себе Спасская башня — это яркий национальный символ нашей страны, все, что с ней связано, небезразлично российскому человеку, к какой бы конфессии он ни принадлежал, каких бы взглядов ни придерживался. Я думаю, оттого такой интерес и у СМИ, и у рядовых граждан. Теперь всем нам привыкать к этим новым звукам со Спасской башни, жить с ними — я надеюсь долго.

Кстати

Вплоть до 1917 года кремлевские куранты исполняли мелодии молитвы «Коль славен наш Господь в Сионе», написанной в 1794 году композитором Д.С. Бортнянским, и старинный «Преображенский марш», являющийся символом воинской славы русской армии.

В марте 1918 года, когда советское правительство переехало в Москву, выбор высшего руководства выпал на две мелодии: международный пролетарский гимн «Интернационал» и революционный похоронный марш «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Но уже к 15-летней годовщине революции исполнение похоронного траурного марша было отменено. Затем та же участь постигла и «Интернационал».

В 1944 году был принят новый гимн СССР на музыку А.В. Александрова, в связи с чем предприняли попытку настроить музыкальные механизмы курантов для исполнения мелодии нового гимна, но она оказалась неудачной.

В 1995 году была поставлена задача вернуть кремлевским курантам музыкальное звучание, и спустя год на торжественной церемонии вступления в должность Б.Н. Ельцина на второй президентский срок после более чем полувекового молчания вновь были запущены музыкальные механизмы кремлевских курантов. Над Кремлем и Красной площадью зазвучали мелодии «Славься» и «Патриотической песни».

С 2000 года вместо «Патриотической песни» колокола заиграли фрагменты Гимна России и «Славься» Глинки. Но из-за ограниченного состава колоколов и несовершенства механического устройства колокольной игры эти мелодии звучали не слишком выразительно.

Спасская башня Московского Кремля

Эта башня знакома практически всем: ее куранты — первое, что видят россияне в Новом году. Это главный циферблат, по которому сверяет время вся страна. А сама Спасская башня уже давно стала символом России.

Спасская башня Московского Кремля, фото 2015 года

Спасскую башню (высота со звездой — 71 метр) построил в 1491 году архитектор Пьетро Антонио Солари. Об этом сообщает памятная надпись на латыни — первая в Москве мемориальная доска.

Сначала башню называли Фроловской — по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой, к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных б Яр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на Красной площади. Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Спасская башня Московского Кремля, фото 2015 года

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни — часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

Спасские ворота Московского Кремля

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть — его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в Кремль надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

Фигуры животных на Спасской башне

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля — Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при Никольской башне. Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов — это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в Кремле установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал — барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две — Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Часы на Спасской башне, фото 2015 года

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Как устроены кремлевские куранты на Спасской башне

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата — 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метров, длина минутной стрелки — 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне — 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час — мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом — их сообщали посланники России в других государствах.

Говорят, что. . когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .

. при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили .

. надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим — храм Василия Блаженного) пытались придать особенный вид .

. Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов — за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года .

Спасская башня на фотографиях разных лет:
  • Спасская башня Московского Кремля, фото 2015 года
  • Спасская башня Московского Кремля, фото 2015 года
  • Вид на Спасскую башню из Кремля, фото 2015 года
  • Спасская башня Московского Кремля, фото 2015 года
  • Рубиновая звезда на Спасской башне
  • Звезда на Спасской башне, фото 2014 года
  • Спасская башня Московского Кремля, фото 2014 года
  • Вид на Спасскую башню Кремля
  • Спасская башня Московского Кремля
  • Спасские ворота Московского Кремля
  • Схема башен Московского Кремля с названиями
  • Спасская башня Московского Кремля на схеме

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

Куранты Спасской башни — бой мелодий. Зачем обновляли «колокольный парк»?

Год назад были закончены работы по обновлению мелодий курантов Спасской башни Московского Кремля. О том, зачем нужно было менять мелодии, что было сделано в процессе обновления и как удалось совместить традиции и современность, рассказывает звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Константин Мишуровский:

— Исторически звучание колокольного ансамбля Спасской башни представляет собой перезвон девяти старинных колоколов каждые 15 минут, так называемый «бой четвертей». И удары главного часового колокола — каждый час соответственно. Этот звон Кремлёвских часов ведёт отсчёт времени для всей России, является её символом и останется без каких-либо изменений навсегда. Колокола XVII-XVIII столетий, занятые в этих звонах, принадлежат Спасской башне Кремля, являются её неотъемлемой исторической частью.

Этого традиционного звучания ансамбля никакое обновление не коснулось, в чём может убедиться каждый. Нужно просто прийти на Красную площадь и послушать «бой четвертей», а потом сравнить нынешнее звучание с тем, которое было, например, во время празднования Дня Победы в 2005 или 2010 году. Благо трансляции записывались, их можно легко найти. Старинные колокола со Спасской башни никуда не делись и по-прежнему звонят.

Два из девяти колоколов Кремлевских курантов, которые отбивают четверти часа. 1957 г.

Первый старинный колокол четвертного боя был привезён Петром I в 1702 г. из Голландии. Остальные старинные колокола, в том числе и главный, отбивающий часы, — наши, русские, отлитые в XVII-XVIII вв. В 2003 г. к этим старинным колоколам добавили три современных колокола, отлитых в Голландии. Соединение в ансамбле старых колоколов четвертного боя и добавленных новых голландских дало последовательность тонов для исполнения мелодий, звучащих после боя часов.

Установка на Спасскую башню 12 дополнительных колоколов. Их отлили воронежские мастера из колокольной бронзы (80% меди и 20% олова) – она даёт наиболее чистое звучание.

Статья по теме

Однако темп был слишком медленным, звон колоколов — редким, и мелодия гимна России, исполнявшаяся с 2000 по 2020 г. дважды в день (в 6:00 и в 12:00), практически не «читалась». Узнать её было невозможно.

В 2020 году это положение было исправлено. Старые колокола остались на своих местах. Они по-прежнему отбивают четверти каждые 15 минут, и каждый час мы слышим удар часового колокола. Но в исполнении гимна Российской Федерации они больше не участвуют.

Шесть колоколов оказались не нужны для звона. Три из них стояли на полу яруса Спасской башни, ещё три задействовали в неудачном исполнении мелодий: в бое четвертей они не участвовали. Их сняли с башни и готовят для экспонирования в музее.

Часовщик московского Кремля демонстрирует малый колокол часов на Спасской башне. 1981 г.

Из новых, неисторических колоколов на Спасской башне решили оставить только один колокол весом более тонны. Его отлили в Голландии в 1999 году, он расположен в южном проёме башни и образует тонику для новой мелодии, подобранной на новых колоколах, — ми бемоль.

В 2020 году к нему добавили 12 новых колоколов, отлитых в Воронеже в строгом соответствии с тональностью ми бемоль мажор начиная со II ступени. Так получился звукоряд — гамма ми бемоль мажор почти в двух октавах.

Царь-колокол в Кремле. Рисунок неизвестного автора, ок. 1908 г.

Статья по теме

С тех пор гимн Российской Федерации начал звучать на специально отлитом подборе новых колоколов, и длительность его исполнения не измеряется уже секундами, как раньше, а составляет почти полторы минуты.

Аналогичная работа была проделана и для исполнения мелодии Михаила Глинки «Славься» — в 3 и 9 часов, утром и вечером. Раньше, на протяжении 20 лет, с 2000 по 2020 год, исполнялась лишь первая её фраза. Да и то всего на четырёх колоколах: двух старинных, четвертного боя, и двух современных голландских. Узнать её тоже было затруднительно.

С ноября 2020 года «Славься» звучит только на новых колоколах в едином подборе. Звучит не просто полностью: музыкальная фраза повторяется дважды, с подголосками, в диапазоне почти двух октав.

Колокола, отлитые в Воронеже, для установки в звонницу Спасской башни Кремля.

Что же выходит в итоге? До 2020 года на Спасской башне звонили 9 старинных колоколов боя четвертей и 1 старинный колокол для удара часов. Они же были задействованы в исполнении гимна России и «Славься» — в этом варианте им «помогали» ещё 4 колокола. Всего 14 колоколов. Ещё 3 стояли на полу яруса Спасской башни и молчали. Итого — 17 колоколов.

С ноября 2020 года на Спасской башне 10 старинных колоколов используются только для отсчёта времени, звоня каждые четверть часа и каждый час.

В исполнении мелодий задействованы только новые колокола: 1 голландский, отлитый в 1999 году, и 12 российских, отлитых в Воронеже в 2020 году.

Итого — 23 колокола. Старинные колокола звучат в своё время, а современные — в собственном подборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *