Кимры достопримечательности что посмотреть за один день
Перейти к содержимому

Кимры достопримечательности что посмотреть за один день

  • автор:

13 достопримечательностей Кимр, которые стоит посмотреть

Достопримечательности в Кимрах

Кимры – небольшой городок в Тверской области, расположенный по двум берегам Волги и впадающей в нее речки Кимрки. Впервые торговое село Кимры упоминается в грамоте Ивана Грозного от 1546 г. Со второй половины XIX в. Кимры становятся неофициальной «столицей сапожного царства».

В городе насчитывается 119 архитектурных памятников, среди которых особый интерес вызывает часть ансамбля купеческой застройки конца XIX – начала XX в.: деревянные и каменные дома в стиле модерн. Сегодня на улицах Кимр появляется все больше туристов, открывающих для себя мир этого уникального городка на Верхней Волге.

Навигация: скрыть

Кимрский краеведческий музей

Кимрский краеведческий музей

Кимрский краеведческий музей, основанный в 1918 г. – одна из главных достопримечательностей города. В его фондах насчитывается более 50 000 единиц хранения. Музей знакомит посетителей с историей края от древних времен до наших дней.

В единственном в России музее обуви представлено около 1500 образцов разнообразной кимрской обуви XVIII-XX вв., а оригинальные деревянные скульптуры местного мастера И. М. Абяляева и фотографии Л. В. Шокина прекрасно иллюстрируют повседневную жизнь и быт кимряков прошлых времен.

Также в коллекциях музея широко представлены материалы местных археологических исследований и уникальные исторические экспонаты. Обширная часть экспозиции знакомит с флорой и фауной края. Отдельный мемориальный зал посвящен известному кимряку – авиаконструктору А. Н. Туполеву.

Адрес: Кимрский краеведческий музей ул. Кирова, 13/8, Кимры, Тверская обл.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Этот памятник архитектуры начала XX в. вместимостью до 1 000 человек – один из крупнейших храмов в Тверской области. Он был заложен в 1902 г. на месте, где когда-то находился мощный целебный источник. С 1996 по 2000 гг. была проведена масштабная реставрация собора.

Собор внушительных размеров с ярким цветом стен заметно выделяется на фоне городской застройки. Взятая за основу классическая планировка древнерусских церквей разработана в стиле изысканного модерна и дополнена элементами неорусского стиля. Трехпрестольный собор, увенчанный пятью шатрами на световых барабанах, композиционно включает храмовую часть, апсиду и трапезную.

В 2001 г. Кимрский краеведческий музей передал собору древнюю икону Иверской Богоматери – реликвию, подаренную городу в 1901 г. монахами Афонского монастыря.

Адрес: Преображенский собор ул. Урицкого, 65, Кимры, Тверская обл.

Храм Вознесения

Храм Вознесения

Вознесенский храм, построенный в 1813 г. – самая старая постройка в Кимрах. Его возвели на том месте, где когда-то стояли две деревянные церквушки – на стрелке Волги и Кимерки. В 1829 г. к церкви были пристроены колокольня с 10 колоколами и трапезная комната. После закрытия храма в 1941 г. в здании размещался маслобойный завод, а в 50-е гг. – склад. Вознесенскую церковь вернули верующим в 1991 г.

Храм Вознесения Господня полностью выложен из кирпича и оштукатурен. Декоративные архитектурные элементы традиционно выполнены из белого камня. Стройная четырехъярусная колокольня увенчана небольшим барабаном и главкой. Сооружение оснащено апсидой и тремя приделами.

В храме хранятся почитаемые святыни: иконы праведника Филарета милостивого и великомученика Димитрия Солунского.

Адрес: Храм Вознесения Господня Волжский пр-д, 1, Кимры, Тверская обл.

Лучшие экскурсии в Кимрах:

Набережная Фадеева

Набережная Фадеева

Время появления одной из самых красивых и старых улиц Кимр, протянувшейся вдоль пологого берега Волги, точно не установлено. Однако доподлинно известно, что в середине XVI в. село Кимры уже существовало, и подобно другим волжским поселениям оно нуждалось в наличии улицы с выходом к реке.

В конце XIX в. Кимры становятся крупным центром обувного промысла. С появлением домов ремесленников и купцов, гостиниц, трактиров и чайных набережная превратилась в главную улицу города.

Сегодня набережная Фадеева – популярное место отдыха жителей и гостей города. Здесь приятно прогуляться в хорошую погоду, насладиться красотой Волги и живописных окружающих пейзажей. На набережной сохранилось немало исторических зданий – деревянных и кирпичных домов середины-конца XIX вв. и 20-х годов XX в., а также образцы массовой застройки советского периода.

GPS координаты: 56.87696004944955, 37.36396833930376

Кимрский Театр Драмы и Комедии

Кимрский Театр Драмы и Комедии

Кимрский драматический театр создан в годы ВОВ при объединении театральных коллективов двух городов – Торжка и Ржева. Первоначально труппа состояла лишь из 9 актеров. Первый спектакль был показан летом 1942 г. на сцене летнего театра в городском саду. Осенью того же года Кимрскому театру предоставили отдельное здание Клуба промкооперации на высоком берегу Волги.

За все годы существования Кимрским театром драмы и комедии поставлено и сыграно десятки тысяч спектаклей. В годы ВОВ актеры театра давали спектакли и концерты в госпиталях и воинских частях. Оригинальность постановок и яркая сценография Кимрской драмы снискали поклонников среди театралов не только в Тверской области, но и многих других городах России.

Адрес: Кимрский театр драмы и комедии Театральная пл., 2, Кимры, Тверская обл.

Дома по улице Кирова

Дом врача Н.А. Жардецкого

Эта историческая улица была заложена после страшного пожара 1659 года. В облике ее строений – деревянных, кирпичных, с плиточной и бетонной облицовкой – видны черты модерна, который на многие годы стал определяющим стилем Кимр.

На левом берегу Кимрки стоит небольшой деревянный дом врача Жардецкого. Неповторимость ему придают элементы немецкой архитектуры и модерна – башни, фахверки, асимметричность объемов и т. д. Эффектно выглядит нависающий над улицей эркер дома Серепьевых – крупных кимрских торговцев.

Еще один образец русского модерна – каменный особняк братьев Лужиных с круглыми рамами, огромным балконом и другими архитектурными элементами. По-своему уникален каменный особняк купца Теплова в стиле рационального модерна с подковообразными окнами и полукруглыми рамами.

Адрес: Дом врача Н.А. Жардецкого ул. Кирова, 3, Кимры, Тверская обл.

Дома по улице Володарского

Дома по улице Володарского

Улица Володарского – это еще одна из исторических улиц Кимр, где можно увидеть целый ряд сохранившихся старинных зданий. Изначально застроенная приземистыми домишками, к концу XIX в. улица приобрела респектабельный вид, благодаря богатым купеческим особнякам.

Угловой дом производителя обуви Горбылёва с тремя шатровыми башенками – одно из первых трехэтажных строений села Кимры. К нему примыкает дом торговца рыбой Зайцева. В ряду доходных зданий выделяется похожий на крепость особняк производителя обуви Шокина – асимметричный дом в стиле модерн с боковым полукруглым эркером и огромными окнами.

Напротив расположено здание почты – эклектичное строение, в архитектуре которого смешались классика, античность и стиль модерн.

Адрес: Ул. Володарского, д. 7/5, Кимры, Тверская обл.

Районный дом ремесел и фольклора

Районный дом ремесел и фольклора

Районный дом ремесел и фольклора в Кимрах – уникальный творческий и обучающий центр, являющийся одним из самых уважаемых культурных заведений города. Он размещается в старинной городской усадьбе – памятнике архитектуры конца XIX – начала X вв., сохранившемся практически без изменений.

В 1995-97 гг. в Кимрах открылась Школа ремесел, где проводилось обучение резьбе и художественной росписи по дереву, ручной вышивке, плетению из лозы, обработке кожи, изготовлению игрушек.

Сегодня в выставочных залах РДРФ представлены старинные предметы и вещи крестьянского быта – кухонная утварь, мебель, народные костюмы, а также коллекция обрядовых кукол, ткацкий станок, воссозданная ремесленная мастерская и многое другое. На выставке-продаже можно приобрести сувенирные изделия работы местных мастеров.

Адрес: ул. Кирова, 19, Кимры, Тверская обл.

Интересные экскурсии в Кимрах:

Мост Савёловский через Волгу

Мост Савёловский через Волгу

Этот автодорожный мост, построенный в 1978 году, считается самым протяженным во всем Верхневолжье. Общая длина мостового перехода с подходами составляет 904,9 м, а длина пойменной и русловой части – 554,4 м. Ширина его проезжей части – 15 м.

В середине 1990-х годов состояние Савёлковского моста оценивалось как аварийное. В 2005 г. его закрыли на реконструкцию, во время которой впервые в России применили вантовую систему усиления железобетонных пролетов. Открытие обновленного моста в Кимрах состоялось в 2007 г.

Стильный Савёловский мост – удачный проект позднего периода советской архитектуры. С моста открываются красивые панорамы окружающих территорий: на правом берегу видны кварталы Савёлово, а на левом – исторический центр Кимр.

GPS координаты: 56.872933716525814, 37.36558779697408

Обелиск Победы и послание потомкам

Обелиск Победы и послание потомкам

В мае 1971 г. в Кимрах на набережной Фадеева был установлен монумент в честь празднования 26-й годовщины победы в ВОВ. На обелиске Победы высечена надпись: «Вечная память и вечная слава героям Великой Отечественной войны 1941-1945 года».

Памятник возвышается над рекой в окружении берез. Ежегодно 22 июня – в День памяти и скорби – здесь традиционно собираются горожане, чтобы зажечь свечи в память о земляках, погибших в годы войны.

Обелиск установлен на площадке, выложенной плиткой. К его подножию ведут три ступеньки. Монумент изготовлен из гранитных плит в форме стальки – старинного сапожного инструмента, как напоминание о главном историческом ремесле жителей Кимр. У основания памятника лежит плита, на которой высечено: «Здесь замуровано послание к потомкам. Вскрыть 9 Мая 2071 года».

Адрес: Обелиск Победы Троицкая ул., 1, Кимры, Тверская обл.

Руины Гостиного двора и Торговых рядов

Руины Гостиного двора и Торговых рядов

Руины Гостиного двора и Торговых рядов – центральный ансамбль Кимр. Оба полуразрушенных комплекса являются памятниками регионального значения. Они были построены в начале XX в.: так называемые «новые ряды в 1909 г., а Гостиный двор в 1913-1914 гг. Их возвели на месте прежних воронцовских торговых помещений, которые простояли более ста лет.

Некогда роскошный Гостиный двор – редкий для русской провинции монументальный архитектурный памятник, построенный из красного кирпича в псевдорусском стиле. Основой композиции была центральная входная арка и завершение третьего этажа высоким чердаком в форме «палатки».

Двухэтажные каменные корпуса образовывали замкнутый прямоугольник. Торговые ряды представляют собой характерный образец кирпичной эклектики начала XX в. – два корпуса выстроены « в затылок» друг к другу.

Адрес: Торговые ряды ул. Володарского, 8/2, Кимры, Тверская обл.

Памятник-самолет ТУ-124

Памятник-самолет ТУ-124

Кимрский район является родиной Андрея Николаевича Туполева. В память о всемирно известном советском авиаконструкторе в 1984 году в городе был установлен памятник – самолет ТУ-124, возвышающийся на постаменте. В 2014 г. полуразрушенный самолет заново окрасили, а в 2018 г. его перевезли с Коммунистической улицы на новое место – к мосту через Волгу.

ТУ-124 – это первый в мире тип пассажирского самолета с турбовентиляторным двигателем, разработанный в бюро под руководством А. Н. Туполева. Самолет, ставший впоследствии памятником, в 1965 г. был отправлен в Германию и эксплуатировался ВВС ГДР. В 1975 г. его сняли с эксплуатации из-за повреждения и вернули в СССР. В 1983 г. воздушное судно списали, в 1984 г. его установили в качестве памятника.

Адрес: Памятник самолету ТУ-124 Коммунистическая ул., 2/5, Кимры, Тверская обл.

Музей гадов

музей гадов

Необычный музей находится вблизи места впадения реки Хотчи в Волгу, где ранее располагалась деревня Гадово – такое название объясняется тем, что в ее окрестностях водилось много змей.

В Музее гадов посетителей ждет театрализованная экскурсия с увлекательными играми и конкурсами. Здесь представлены фигурки и изображения змей и сказочных персонажей. Экспонаты, изготовленные из разных материалов – камня, дерева, железа ткани – впечатляют удивительной реалистичностью.

Основная экспозиция дополнена этнографическими выставками, рассказывающими о крестьянском быте и местных народных промыслах. В завершение можно посетить трактир «Змей Горыныч», где вам предложат традиционные русские блюда и напитки с оригинальными тематическими названиями.

GPS координаты: 56.96021212314527, 37.55283592581612

Кимры. Достопримечательности

Как добраться? C Савеловского вокзала до ст. Савелово, далее на автобусе, маршрутке или такси до центра города 1 — 1,2 км. От Москвы удобнее всего добираться до Кимр по Дмитровскому шоссе, через г. Дубну. Расстояние около 135 км. Можно проложить маршрут и через г. Талдом.

Кимры, или, как раньше говорили, Кимра (с ударением на последний слог), не кажется русским топонимом. Так откуда же это непривычное, резкое для слуха название города? Одна из предложенных учеными версий гласит о его происхождении от племени киммерийцев, но из-за своей несостоятельности она так и остается в ряду маловероятных. Другая гипотеза имеет дославянское происхождение, от населявших эти края в древние времена финно-угров. Автор «Истории Российской» В. Татищев связывал «Кимры» с мордовским «Кирема», обозначавшим «Медвежья глава», только и эта версия, хотя и кажется наиболее вероятной, была отвергнута.
Уже в X в. на месте, именуемом позже «Графская гора», зародились гончарный, кузнецкий и литейный промыслы. Найденные при раскопках артефакты подтвердили занятия местного населения земледелием, рыболовством и охотой. Исторически оказавшись на главном волжском торговом пути, Кимры не только росли и богатели, но и подвергались частому разорению.

История города Кимры

Кимры, причудливые и своеобразные в своем неповторимом модерновом облике, давно заслужили право стать городом-музеем, но расположенные в стороне от крупных туристических маршрутов, они по-прежнему пребывают в забвении.
Первое упоминание Кимр, довольно позднее, находим в грамоте Ивана Грозного в 1546 г. Тогда это сельцо (или крепость) являлось важным торговым и таможенным центром, имея деловые отношения с Каргополем, Смоленском и, конечно, с соседним Дмитровом. К началу XVIII в. здесь стало развиваться обувное ремесло, впоследствии принесшее Кимрам всероссийскую известность.
Петр I заказывал в «сапожном царстве» амуницию для русской армии. После прекращения регулярных царских подрядов, под давлением новых рыночных условий местное население было вынуждено искать иные способы заработка, и многие обращались к торговле и ярмарочной деятельности.
На протяжении трех веков Кимры были приписаны к дворцовому ведомству и служили «наградой» за заслуги перед Отечеством тому или иному видному сановнику. Пожалуй, самыми знаменитыми владельцами села были вице-канцлер М. Головкин, супружеская чета граф М. Воронцов (государственный канцлер России) и его супруга графиня А. Скавронская, а также граф Ю. Лита, их зять (потомственный аристократ, рыцарь Мальтийского ордена и вельможа при дворе Павла I), сделавший немало для благоденствия «обувного государства». В 1846 г. местные крестьяне и ремесленники получили свободу из рук владелицы Кимр — графини Ю. Самойловой (урожденной Скавронской).

Кимры, гостиный двор (№8 на карте)

Кимры, дом в стиле модерн

Кимры, здание центрального павильона

Кимры, дом обувного фабриканта Н. Столярова (№11 на карте)

Кимры, старый дом

Кимры, старый дом

Кимры, дом в стиле модерн

Кимры, дом в стиле модерн

Кимры, дом в стиле модерн

Кимры, дом 44 (ул. Орджоникидзе) (№1 на карте)

Кимры, дом 39 (ул. Орджоникидзе) (№2 на карте)

Кимры, дом 24 (ул. Орджоникидзе) (№4 на карте)

Кимры, дома №3 и 5 в стиле модерн (по ул. Кирова)

Кимры, дом в стиле модерн

Кимры, особняк (ул. Володарского, 26) (№14 на карте)

Кимры, здание архива (№13 на карте)

Кимры, дом 10 (Фадеевская наб.) (№15 на карте)

Кимры, Преображенский собор (№12 на карте)

Кимры мост через Волгу

Кимры драматический театр

Население Кимр в большинстве своем было не просто зажиточным, а, можно сказать, состоятельным, потому и обошлась ему свобода недешево — почти в полмиллиона рублей, и ждать ее пришлось 20 лет.
В конце XIX в., во время становления модерна, городок застраивался пышными купеческими особняками и доходными домами. Это стилевое единство дает право Кимрам считаться единственным в России городом-музеем эпохи модерна.
В Кимрах и сегодня многое говорит о былом расцвете, вот только уникальные памятники все больше ветшают и разрушаются. Когда же у отдельных домов появляются новые владельцы — они возрождаются к жизни, молодея на глазах. Сюда лучше приезжать летом, тогда на фоне зелени, пестроты цветов и голубого неба вылинявшая деревянная архитектура не смотрится так печально.
Несмотря на то, что Кимры были экономически более развитыми и превосходили по численности населения Старицу, Весьегонск и свой уездный центр Корчеву, статус города они получили только в 1917 г., после узаконенного решения Временного правительства. Несправедливое и запоздалое решение было вызвано предположительно налоговой политикой, т.к. по сравнению с городом сельское население имело льготное налогообложение, что до поры до времени было выгодно местному купечеству.

Застройка Кимр, осуществлявшаяся в период конца XIX в. — нач. XX в., решена в формах эклектики и модерна. Жилые и общественные здания отличаются разнообразием художественных форм и приемов, интерпретированных на провинциальный манер. Богатые накладные и пропильные орнаменты, прихотливые по абрису наличники и кронштейны, причудливые кровли в виде шатров и епанчей с чешуйчатым покрытием будто стремились превзойти друг друга в замысловатости. Один сосед «форсил» перед другим, соперничая в башнях-вышках — у кого «затейливее и краше».
Остались в прошлом ухоженные волжские набережные с чугунными ограждениями, где летними вечерами любили фланировать парами, и пристань с надрывно гудящими колесными пароходами. Разбросанные по разным концам городка храмы после службы устраивали оглушительный перезвон. Среди них басистым благовестом выделялся Покровский собор. Этот грузный по архитектуре храм, как и еще несколько церквей, теперь безвозвратно исчез из панорамы Кимр. Силуэт города, лишившийся выраженных доминант, в значительной степени проиграл от этого.
Мы въезжаем в город на автомобиле по Московскому шоссе, которое почти сразу перетекает в ул. Орджоникидзе. Уже здесь, на западной окраине, поражает изобилие своеобразных жилищ, выделяющихся оригинальностью планировочных и наружных декоративных решений (дома 44 (1), 39 (2), 30 (3), 24 (4) и др.). Еще более удивительны по своей художественной образности строения по ул. Кирова и ул. Московской.

Карта достопримечательностей г. Кимры

Кимры карта достопримечательностей

  1. Дом №44 (ул. Орджоникидзе)
  2. Дом №39 (ул. Орджоникидзе)
  3. Дом №30 (ул. Орджоникидзе)
  4. Дом №24 (ул. Орджоникидзе)
  5. Вознесенская церковь с колокольней и трапезной
  6. Дом №5 (ул. Кирова)
  7. Дом №3 с «вышкой» по центру (ул. Кирова)
  8. Гостиный двор
  9. Краеведческий музей (ул. Урицкого, 8/13)
  10. Дом №23 (ул. Кирова)
  11. Дом обувного фабриканта Лужина (ул. Кирова, №28)
  12. Преображенский собор
  13. Здание архива (ул. Володарского, №24)
  14. Особняк (ул. Володарского, №26)
  15. Дом №10 (Фадеевская наб.)

Гимн модерну на некоторое время прерывает стоящая справа от дороги отремонтированная Вознесенская церковь (5) (1814) с колокольней и трапезной (1829) (наб. Салтыкова-Щедрина). Храм действующий. От него вернемся на ул. Орджоникидзе и проедем широкий мост через Кимрку. Сразу за мостом внимание привлекает ярко-голубой дом (6) (ул. Кирова, 5) с большими окнами эллиптической формы и осыпающейся штукатуркой. Видимо, чтобы скрыть увечья фасадных плоскостей, их попытались замаскировать большим баннером. По соседству с ним не менее привлекательный деревянный дом с «вышкой» по центру (7) (ул. Кирова, 3).
Ближе к реке видны розовые корпуса торговых рядов. Рядом с ними на Торговой (теперь Майской) площади, еще до революции вымощенной брусчаткой и освещенной фонарями, расположен Гостиный двор (8) (1914). Сложенный из кирпича с сочным каменным узорочьем, он представляет собой незаурядный памятник национального стиля. Особенно нарядно была оформлена его центральная повышенная часть (с импровизированными воротами, боковыми кувшинообразными столбами арки), оканчивающаяся высокой и крутой епанчовой кровлей, расписанной в «шашку», и острыми башенками по углам корпуса. И сегодня Гостиный двор мог бы послужить горожанам, но почему-то являет собой картину опустошения.
Вернемся на ул. Кирова. Здесь есть интересный жилой дом 23 (10))с нависшим над входом деревянным эркером, завершенным узким «теремным» шатром. Но бесспорной жемчужиной модерновой коллекции является дом обувного фабриканта Лужина (11), стоящий в конце квартала (ул. Кирова, 28).

Здесь в полной мере выплеснулась фантазия художника: круглые окна, изломанные формы кровель, вздымающаяся над крыльцом с точеными колонками башенка и, конечно, обилие резьбы — деревянной аппликации. Несколько лет назад в доме функционировал магазин игрушек, затем работало агентство недвижимости, теперь особняк отремонтирован и пустует.
Отсюда через четыре квартала вверх и один налево по ул. Урицкого можно добраться до Преображенского собора (12) (1911), представляющего собой поздний образец шатрового зодчества. Или спуститься вниз к вантовому мосту через Волгу. Напротив моста находится бледно-розовое здание архива (13) (ул. Володарского, 24), выделенное на главном фасаде колоннами с забавными капителями, имитирующими ионические волюты (завитки). Справа — эклектичный двухэтажный особняк (14) (ул. Володарского, 26) с арочными окнами в затейливых наличниках. От него спустимся далее вниз, мимо моста, к Фадеевской набережной (Кимры — родина известного советского писателя А. Фадеева) и повернем налево.
Почти в самом начале набережной есть еще один архитектурный уникум стиля модерн — почти сказочный терем — жилой дом (15) (Фадеевская наб., 10), который нельзя оставить без внимания. Трехчастные окна под острыми щипцами на теремной кровле кажутся позаимствованными из древнерусской архитектуры, а ниже стилистика резко меняется: огромное круглое окно с мелкой расстекловкой — прием вызывающей новизны. Крыльцо левой части здания походит на граненую беседку под фигурным шпилем. Удивительно, красочно и непредсказуемо.
Ну а теперь можно отправиться на прогулку по набережной в сторону пристани, понаблюдать за судами в порту на противоположном берегу или просто побродить по узким улочкам Кимр и полюбоваться такими непохожими друг на друга фасадами старых домов.

Владелица Кимр — последняя из Скавронских — графиня Юлия Павловна Самойлова

Графиня Юлия Павловна Самойлова

Графиня Юлия Самойлова владела усадьбой Славянка под Петербургом, дворцом на Елагином острове в северной столице, виллой в Ломбардии, палаццо в Милане, дворцом на озере Комо, а также селом Кимры в Тверской губернии.
Одна из богатейших и красивейших женщин России носила прозвище «последняя из Скавронских», т.к. действительно была последней в роду и потому имела возможность унаследовать огромное состояние.
Графиня жила то в Петербурге, то в его пригороде на роскошной даче, построенной для нее архитектором и художником Александром Брюлловым. После притеснений со стороны императора Николая I, которому не нравилось дерзкое поведение Самойловой, балансировавшей на грани этикета, она перебралась в Италию, где познакомилась с братом Александра Брюллова – Карлом. Между Юлией и Карлом вспыхнуло глубокое и искреннее чувство. Светская красавица стала музой для художника: только в своей знаменитой картине «Последний день Помпеи» он запечатлел ее трижды.

Вельможа-оригинал Юлий Помпеевич Литта, и его страсть к мороженому

Юлий Помпеевич Литта

В тридцатых годах на улицах Петербурга можно было встретить колоссальную фигуру величественной осанки, члена Государственного совета, графа Юлия Помпеевича Литта, известного главного деятеля в доставлении мальтийскому ордену покровительства императора Павла I. Граф Литта в высшем петербургском обществе являлся истинно блестящим обломком екатерининского двора. Современник его говорит: «Мы так привыкли видеть графа Литту в каждом салоне, любоваться его вежливым и вместе барским обхождением, слышать его громовой голос, смотреть на шахматную его игру, за которою он проводил целые вечера, любоваться его бодрою и свежею старостью, что невозможно было не вспоминать о нем каждую минуту, особенно тогда, когда его не стало». Гр. Литта принадлежал к древнему миланскому роду, он с юности посвятил себя морской службе. В 1789 году он переехал в Россию и отличился в войне со Швецией под предводительством принца Нассауского, когда заслужил орден св. Георгия 3-й степени и шпагу за храбрость. При императоре Павле он был вице-адмирал, кавалер ордена св. Александра Невского и граф Российской империи; в 1799 году — наместником великого магистра Мальтийского ордена. Граф Литта отличался несколькими эксцентрическими особенностями: во-первых, голос его громкий и сильный, звучный густой бархатистый бас слышался везде и покрывал собою все другие не только голоса, но иногда и звуки оркестра. Так, на гуляньях ли, в театрах, в первом ряду кресел у самой рампы оркестра, на постоянной прогулке по Невскому или Английской набережной, — везде всегда необыкновенно громко звучал его голос. Голос графа в обществе получил наименование «трубы архангела при втором пришествии». Во-вторых, граф, не будучи вовсе большим гастрономом, страстно любил мороженое и поглощал его страшными массами как у себя дома, так и везде, где только бывал.

Так, во время каждого антракта в театре ему приносили порцию за порцией мороженого, и он быстро его уничтожал.
Граф считался баснословным потребителем мороженого — известные в то время кондитеры Мецапелли, Сальватор, Резанов и Федюшин почитали графа своим благодетелем. Граф Литта жил совершенно в одиночестве в своем доме на Большой Миллионной, близ арки, — в доме, теперь принадлежащем министерству финансов. Окна большого барского дома Литты никогда не были освещены и являли собой какой-то унылый и грустный вид. Вдруг, в одну ночь, когда медики объявили графу, что ему остается жить не долее нескольких часов, к удивлению всех соседей мрачный дом озарился огнями сверху донизу; загорелись и яркие плошки у подъезда графа. Дело в том, что у римских католиков обряд приобщения святых тайн совершается с некоторою торжественностью; граф и приказал засветить все люстры, канделябры и подсвечники в комнатах, через которые должен был проходить священник со святыми дарами. Умирающий в памяти и совершенно спокойно приказал подать себе в спальню изготовленную серебряную форму мороженого в десять порций и сказал: «Еще вопрос: можно ли мне будет там, в горних, лакомиться мороженым!» Покончив с мороженым, граф закрыл глаза и перекрестился, произнеся уже шепотом: «Сальватор отличился на славу в последний раз», — и перешел в лучший из миров, где он не знал, найдет ли мороженое. Все огни догорели вместе с жизнью графа, и осталась догорать только одна небольшая спальная лампада в головах усопшего, освещавшая распятие.

Граф умер 24 января 1839 года. Император Николай I поручил барону М. А. Корфу, бывшему в то время государственным секретарем, опечатать и разобрать бумаги покойного, между которыми, как предполагалось, могли находиться любопытные документы относительно Мальтийского ордена. Но ничего важного между ними не отыскалось. Самое любопытное, что нашли в бумагах, был проект сочиненной им себе самому эпитафии следующего содержания: «Julius Renatus Mediolanensis natus die 12 aprils 1763; obiit in Domino… august 1863.[1] На чем было основано это предсказание, впрочем, не сбывшееся, — не известно.

Граф Литта, как видно из завещания его, оставил огромное состояние, которым был обязан не только своей женитьбе на племяннице Потемкина, рожденной Энгельгардт [2], но и собственному своему состоянию, а также своей расчетливости. Он отказал внучке своей, графине Самойловой, жившей постоянно заграницей, 100 тысяч рублей ежегодной пенсии, затем по такой же сумме единовременно в пользу тюрьмы, в инвалидный капитал и для выкупа из процентов содержащихся за долги; 10 тысяч — для раздачи бедным в день его похорон, камердинеру 15 тыс. и пенсии ежегодно по 1000 руб. Но деревни, дом, драгоценные движимости и огромные капиталы завещаны двум родным племянникам Литты, жившим в Милане. Неизвестно только, что он оставил своему побочному сыну, известному провинциальному актёру Аттиле, имевшему громкую романическую историю в конце шестидесятых годов. Граф Литта был в родственных связях со всею нашею русскою аристократией. Племянник его, кн. Владимир Голицын, раз спросил его: «А знаете ли вы, какая разница между вами и Беггровым? [3] Вы — граф Литта, а он — литограф».

В Москве была известна в тридцатых годах одна оригинальная личность, которая, где бы ни появлялась, сейчас же засыпала. Это был очень богатый помещик, имевший много родных и знакомых. Одевался он по образцу инкрояблей [4] времен первой французской революции, вечно в одном синем фраке с золотыми пуговками. Из жилетного его кармана торчала массивная золотая цепочка от двух дорогих золотых брегетов. Впрочем, часы, так как и цепочки, часто у него возобновлялись: обе эти дорогие вещи у него часто срезывались охотившимися за ним ворами в продолжение его суточных путешествий по разным улицам Москвы, несмотря на то, что он никогда не выезжал один, а в сопровождении двух гайдуков-лакеев, его любимицы, старой ключницы-калмычки, и жирного мопса. «Где ваши часы?» — спрашивали его знакомые. «Что-с?» — встрепенувшись от своей спячки прошамшит он. — «Часы ваши где?» — «А! часы срезали, украли, когда я был на похоронах». — «У кого это, где?» — «Не знаю, спросите у калмычки». Все знали, что обокрасть его не было хитрости, даже лакеи его обирали и снимали с рук кольца. Он вечно спал, но это сонливое состояние не было результатом болезненности организма и дряхлости лет, а просто следствием одного предсказания.

В бытность свою в молодых годах в Париже он посетил известную предсказательницу Ленорман. Ловкая гадальщица, заметив его недалекость, позабавилась над ним вволю. Наговорив ему много приятного и неприятного, она наконец окончила свое пророчество словами, заставившими побледнеть нашего чудака. «Теперь я должна вас предупредить, что вы умрете на своей постели». — «Когда? Когда? В какое время?» — спрашивает он в ужасе. «Когда ляжете на постель», — докончила, улыбаясь, лукавая предсказательница. И вот с тех пор его покойная мягкая перина, подушки из лебяжьего и гагачьего пуха, шелковые одеяла были брошены и вынесены из квартиры, чтобы такие дорогие предметы его не соблазнили. Напрасно друзья смеялись ему в глаза, упрекая его в легковерии и не раз доказывая ему, что по его богатству, положению и жизни нельзя было и ожидать другой, более покойной смерти. Но слова Ленорман звучали в его ушах хуже погребального колокола. Он не внимал никаким убеждениям, и с тех пор на всех публичных собраниях, в гостях, в театрах, — всюду стала появляться постоянно дремлющая его личность, не имевшая никакой возможности уже отдохнуть у себя на постели.

Образ его жизни был очень оригинален: он вставал почти со светом, проводя ночь в обществе, потому что ему было скучно без общества, тяжело и невыносимо было отдыхать в полусогнутом положении более часа. С утра закладывали ему четырехместную карету и он выезжал во фраке и белом галстуке в сопровождении своей калмычки и старого мопса Бокса. Без калмычки он не мог сделать шага, она убаюкивала его сон разговорами и сказками. Утренние его прогулки были по крику лакея: «Пошел по ельничку!» Кучер и форейтор двигались, объезжая столицу, отыскивая, нет ли где похорон. Из всех удовольствий ему нравился только процесс погребения, возможность поспать под унылое пение и проводить покойника до последнего его жилища. На обязанности калмычки также лежало по возвращении домой рассказать барину все виденное за день, сам барин этого не мог сделать — он всюду спал. В Москве говорили, что ловкая калмычка, пользуясь беспросыпным положением его и присутствуя в церквах на всяких церемониях, чуть-чуть не сыграла с ним злой шутки и не обвенчала с одной из своих знакомых. Только непредвиденный случай спас его. Это так напугало его, что с ним сделался нервный удар, от которого он и умер. Больного его никак не могли уложить на постель. Он умирал, дремля, полусогнувшись на своем кресле и ворча и брыкаясь ногами, когда калмычка со слезами просила его успокоиться на её постели. Перед кончиной, несмотря на его последние усилия, на жалобный стон, на слезящиеся глаза, его все-таки силою уложили на кровать. Предсказание Ленорман сбылось после пятидесятилетнего добровольного нравственного мученичества.

[1] — «Юлий, уроженец миланский, родился 12 дня апреля 1763 года; отошел к Богу… августа 1836» (лат.).
[2] — Литта Екатерина Васильевна (1761-1829), урожд. Энгельгардт, в первом браке — Скавронская.
[3] — Речь идёт об одном из братьев — Иване Петровиче (1793-1877) или Карле Петровиче (1799-1875) Беггровых, знаменитых литографов того времени.
[4] — Incroyabl — «невероятный, крайний» (фр.) — кличка французских щеголей, составлявших во время Директории одну из групп роялистской оппозиции.

Литература:
М.И. Пыляев Замечательные чудаки и оригиналы М., 2014

Кимры — сапожное царство

Сапожный промысел, получивший начало в XVIII в., совершенствовался на протяжении многих десятилетий. Его развитию во многом поспособствовали войны (Крымская 1853–1856 гг., Русско-турецкая 1877–1878 гг., а затем Первая мировая). В «Статистическом временнике Российской империи» писали: «Село Кимра Корчевского уезда составляет главный центр сапожной промышленности в этом районе Тверской губернии…
Сапожный промысел составляет до такой степени исключительное занятие местных жителей мужского пола, что все полевые работы, кроме покоса, а также и в зимнее время возка дров отправляются преимущественно женщинами…»
Расширению Кимрского сапожного производства содействовали переселившиеся из других мест России купцы и скупщики товара. Сбыт продукции наладили в Петербург, Москву, на Нижегородскую и Украинскую ярмарки, а также за границу. Изделия кимрских обувщиков могли быть отменного качества и завоевывали один за другим призы на престижных зарубежных выставках, а могли быть откровенно халтурными, с картонными подметками и разваливались уже через час.
Все вехи развития обувного производства (от кустарного до промышленного) представлены в экспозиции Краеведческого музея (9), который недавно отметил 90-летний юбилей (ул. Урицкого, 8/13, 10.00–17.00, кроме пн., вт., (48236) 3 12 67, 3 27 43).
Ну и нелишне будет упомянуть, что по выходным местные обувщики пытались забыться от своего рутинного ремесла и «лежали в стельку», т.е. «пили как сапожники».
Этот кимрский уклад жизни отражен в местной скульптуре, также представленной в Краеведческом музее.

На карте обозначено местоположение дома обувного фабриканта Лужина (г. Кимры, ул. Кирова, №28)

Однодневные

Фото - Экскурсия:

Никита рассказывает живо и увлекательно, не шаблонно. Тактично подстраивается под темп экскурсантов. Участвует в местных волонтерских активностях, поэтому может рассказать не только как все прекрасно было, но и как сейчас энтузиасты это стараются сохранить.

Нам очень понравилась экскурсия, она интересная и с точки зрения архитектуры, необычности. Гид Никита просто замечательный, болеет этим делом, много знает, позитивно настроен. Мы получили огромное удовольствие. В Кимрах особенно интересно деревянные дома, архитектура, таких вообще нигде не видели. Колокольня в Калязине вызывает огромное впечатление. Все понравилось, всего доброго!

Самые интересные места в Кимрах (Тверская область)

Старинный русский город Кимры – районный центр Тверской области. Находится на берегу реки Волги, в месте, где в неё впадает небольшая речушка Кимрка. Археологические изыскания свидетельствуют, что в этом месте с давних времен проживало многократно упомянутое в исторических летописях племя кривичей. Сейчас Кимры известны и тем, что могут похвастаться множеством достопримечательностей, в первую очередь необычными сооружениями, построенными в стиле русского классицизма.

Музеи и театры города Кимры

Кимрский краеведческий музей

  • Адрес – Кирова, 13/8.

Находится в здании, построенном в 1918 г. Создатели музея постарались воссоздать в его помещениях образцы быта и традиций жители города, охватывающий период в несколько веков. Экспозиции представляют собой разнообразные коллекции мебели и одежды.

Кимрский краеведческий музей

Имеют место содержательные стенды, освещающие производство обуви. Большая коллекционная подборка обувных образчиков показывает, как менялись их стиль и мода на протяжении почти четырех веков.

В музее вы увидите и материалы, посвященные ВОВ. Здесь представлены уникальные фотографии, документы, обмундирование солдат Красной Армии. Есть тут и помещения, где повествуется о фауне и флоре местности, где расположился старинный русский городок.

Музей гадов

  • Адрес – ул. Восточная, пос. Приволжский.

Необычный музей этот изначально был посвящён сказочному герою – Змею-Горынычу. Согласно легендам и сказочным поверьям следует, что именно тут, рядом с городом Кимры, в незапамятные времена проживал этот удивительный персонаж из сказок.

Более того, в подтверждение этого, исторические хроники повествуют о нахождении на месте города в старинные времена деревни, носящей название Гадово. Называется она так по причине обитания в окрестностях огромного количества разнообразных змей, считавшихся спутниками сказочного персонажа.

Музей гадов

Туристы в этом необычном музее могут улицезреть различных пресмыкающихся, сделанных из железа, дерева и иных материалов. В интересной экспозиции представлены изображения сказочных и мифических змеев.

Старшему поколению предлагается провести дегустацию крепких напитков, которые готовятся посредством настаивания на змеином яде.

Кимрский драматический театр

  • Адрес – пл. Театральная, 2.

В 1942 г. известный режиссер А. Гиацинтов основал в Кимрах драматический театр, став его первым художественным руководителем. Изначально театральная труппа была представлена лишь десятком человек. Постепенно Драмтеатр расстроился и на его подмостках поставили много различных спектаклей. Не считали зазорным сыграть тут и многие известные, талантливые актеры.

Кимрский драматический театр

Ранее на месте культурного учреждения находился Покровский собор, уничтоженный в 1936 г. После этого здесь построили клуб промышленной кооперации.

Сразу же после открытия театра его коллектив начал активно работать для фронта. Трупа собирала денежные средства для Красной Армии, за что и была удостоена почетной грамоты лично от Иосифа Сталина. Масштабная реконструкция театрального здания была начата в 1981 г., а закончена – через 10 лет, в 1991 г. Сейчас это Государственный Кимрский театр драмы и комедии и важная достопримечательность города.

Дом-музей ремесел и фольклора

  • Адрес – Кирова, 19.

В особняке, некогда принадлежащим семье торговцев Шквариных, находится еще одна уникальная достопримечательность Кимр. По сути это дом-музей. В путеводителях по Кимрах его обозначают как Районный дом ремёсел и фольклора. В комнатах размещена огромная коллекция различных предметов, среди которых – мебель, утварь, бытовые предметы и иное имущество, находившееся в обиходе у местных крестьян.

Дом-музей ремесел и фольклора

На обозрение посетителям выставлена приличная коллекция народных костюмов разных периодов истории России, а также кукол, предназначенных для разнообразных обрядовых традиций.

Посещающим дом-музей предоставляется возможность окунуться в ряд древних ремесел. Здесь можно попробовать стать мастерами плетения из лозы, вышивки, росписи и резьбы по дереву, а еще самостоятельно сшить понравившиеся игрушки. Есть при достопримечательности и сувенирная лавка, где предлагается приобрести для себя и своих близких интересные изделия народных промыслов.

Культовые сооружения в Кимрах

Храм Вознесения Господня

  • Адрес – пер. Вознесенский, 1.

В городе стоит примечательный Храм Вознесения Господня, который также называют Вознесенский церковью. Относится этот действующий приход к Тверской и Каширской епархии РПЦ. Возведено культовое сооружение в 1813 г. – на месте деревянной церквушки. Его освящение посвящено победе русских войск в Отечественной войне 1812 г. Средства на основание каменного строения собирали прихожане.

После Октябрьской революции 1917 г. церковь у верующих была изъята. Однако службы в ней продолжались до 1930 г. Окончательно ее закрыли в 1941 г., разместив тут маслобойный завод. В последствии в помещения перебрались различные складские помещения.

Храм Вознесения Господня

В 90-х гг. XX века, вняв просьбам верующих, храм властями Кимр был им возвращён и в нём вновь начались богослужения и религиозные бдения. Вознесенский приход – кирпичный, оштукатуренный. Декор выполнен из белого камня. Высокая колокольня в нем четырёхъярусная. До революции 1917 г. она радовала окрестности звоном 13-ти колоколов.

Сегодня фасад храма и колокольня восстановлены. Продолжается реставрация главного купола, ремонтируются церковные мастерские. На территории храмового комплекса работают воскресная школа, церковная библиотека, а также центр реабилитации наркозависимых личностей.

Спасо-Преображенский собор

  • Адрес – Урицкого, 65.

Спасо-Преображенский собор находится в центре Кимр. Его возвели в 1911 г. – по проекту архитектора Федора Рыбинского. Изначально он был рассчитан на посещение одновременно порядка 1000 человек. Заложили сооружение в 1902 г. Архитектура храма – трёхглавый, трехпрестольный. Стиль – древнерусский, совмещенный с модерном.

Спасо-Преображенский собор

После прихода к власти большевиков храм у верующих сразу не отняли – он продолжал работать до 1928 г. Вновь богослужение в нём возобновилось в 1947 г.

Обширная реставрация собора была проведена во временной отрезок 1996-2000 гг. Известен православный приход прежде всего тем, что в нём находится чудотворная икона Божией Матери «Иверская», которую в начале XX века подарили Кимрам монахи греческого Афонского монастыря.

Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери

  • Адрес – пос. Белый Городок.

В окрестностях города Кимры, в поселке Белый Городок, на берегу Волги стоит православная церковь Иерусалимской иконы Божией Матери. Сооружение – памятник архитектуры XIX века. Стиль – зрелый классицизм. Оно впечатляет белокаменным декором, легкой и стройной колокольней. Место расположения храма чрезвычайно живописно и делает его очень красивым.

Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери

Храм возведен в 1825 г. Его главная святыня – Иерусалимская икона Божией Матери. Ее причисляют к произведениям, вышедшим из-под кисти евангелиста Луки. При советской власти церковь закрыли в 30-х гг. XX века. Служения в ней не проводились почти 60 лет. Возродился вновь храм только в 1990 г. Сейчас это действующее религиозное учреждение Российской Православной Церкви.

Часовня

  • Адрес – переулок Каляевский.

Часовня

Часовня Михаила, Анания и Федора, кимрских новомучеников, построена в 1998 г., находится недалеко от Вознесенской церкви. Она кирпичная, поверхность оштукатурена и покрашена в желтый цвет. Построена в память о расстрелянных в 1928 г. Феодоре Колерове (священник), Михаиле Болдакове (прихожанин) и Анание Бойкове (староста церкви). В день освящения часовни, 26 июля 1998 г., в Преображенском соборе была произведена канонизация указанных новомучеников – их причислили к лику святых.

Что посмотреть в Кимрах из памятников

Кимрский сапожник

  • Адрес – угол Кирова и Урицкого.

Кимрский сапожник

Известен город необычным памятником, установленным рядом с районной Администрацией. Посвящен он сапожнику, образ которого за работой и запечатлен. Олицетворяет собой профессию, которая принесла Кимрам всероссийскую известность. Отдает дань памяти людям, которые своим трудом несли процветание и благополучие жителям этого населенного пункта Тверской области. Автор – скульптор Самвел Варданян. Средства на памятник собирали «всем миром», но основную лепту внесли предприниматели г. Кимры.

Памятник самолету ТУ-124

  • Адрес – улица 50 лет ВЛКСМ.

К необычным украшениям горожане и туристы относят также Самолёт Ту-124. Установлен он на постаменте в створе Кимрского моста в 2018 г. Изначально в нём планировалось разместить кафе либо кинотеатр. Но эти проекты по развитию достопримечательности реализованы не были.

Памятник самолету ТУ-124

Своему новому «аэродрому» самолет с турбовентиляторными моторами обязан рабочим Рязанского авиационного ремонтного завода, которые капитально отремонтировали летательный аппарат и подарили Кимрам в честь юбилея авиаконструктора Андрея Туполева. «Ту-124» заброшенными не выглядит – его периодически ремонтируют, обновляют покраску.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину

  • Адрес – пл. Театральная.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину

В центре Кимр, на Театральной площади, находится памятник В.И. Ульянову (Ленину), признанному вождю мирового пролетариата. У монумента своя история. На пьедестал он был установлен в первой половине XX века – в 1934 г. Ранее же это место принадлежало памятнику другой знаменитой исторической личности – императору Александру II, его воздвигли в 1912 г., в знак уважения к реформам российского самодержца. Простоял императорский монумент на своем месте до лета 1918 г., когда был демонтирован большевиками. Фигура Ленина поставлена в полный рост на постаменте, облицованном гранитом.

Памятник Андрею Туполеву

  • Адрес – Майская площадь.

Памятник Андрею Туполеву

Есть в Кимрах и другой памятник, связанный с А. Туполевым – бюст советскому авиационному конструктору. Его установили в 1979 г. Автором выступил скульптор Х. Геворкян. Но и это место установки композиции имело своего предшественника. До 1962 г. здесь находился памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину, который стал жертвой борьбы с культом личности и был демонтирован по указанию Никиты Хрущёва. Бюст Туполева располагается на постаменте, устроенном впереди стелы, где изображен первый искусственный спутник Земли.

Обелиск воинам, погибшим в годы ВОВ

  • Адрес –Октябрьская площадь.

В 1967 г. в городе Кимры, в ознаменование очередной годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, установили обелиск. Он посвящён павшим в борьбе с фашизмом бойцам Красной Армии.

Обелиск воинам, погибшим в годы ВОВ

Своим обликом памятник, по замыслу авторов, должен был символизировать штык. Но местные жители полагают, что он сильно смахивает на традиционный инструмент кимрских сапожников – стельку.

Недалеко от монумента можно увидеть памятную табличку на бетонной тумбе, в которой находится замурованная капсула. В ней горожане разместили послание потомкам, предписав вскрыть ее 9 мая 2071 г.

Монумент Хачкар

  • Адрес — переулок Вознесенский, 1.

В 2011 г. по проекту академика Сардаряна в городе, на территории Храма Вознесения Господня, установили четырехугольный монумент из туфа – Хачкар. Посвящён он трагическим событиям в истории армянского народа.

Монумент Хачкар

В верхней части обелиска размещена цифра 1915, означающая дату начала Турцией геноцида армян. В центральной части памятного знака высечен армянский крест, несколько напоминающий цветок.

Нижняя часть достопримечательности украшена строками армянского алфавита, посвящёнными его автору – Месропу Маштоцу, которого Армянская Апостольская Церковь причислила к лику святых.

Архитектурные достопримечательности

Купеческий дом В.Д. Собцова

  • Адрес – Урицкого, 5.

В конце XIX века, в 1895 г., в городе Кимры возвели это строение. В те давние времена оно считалась вершиной моды. Дом выделяет арка, дающая ощущение глубокого внутреннего пространства. Над центральной частью возвышался четырехгранный купол. Второй этаж украшали богатая лепнина, красочное панно, росписи по стенам.

Купеческий дом В.Д. Собцова

Внутреннее убранство дома, по отзывам современников, также поражало изяществом, но до сегодня не сохранилось. На первом этаже размещалась лавка, которую содержал скупщик обуви, купец В.Д. Собцов, торгуя в ней различными товарами. На втором проживал его семья.

Через некоторое время дом отошёл другим собственникам, в нем нашло пристанище предприятие «Евреинов и сын». Сейчас это здание, считающееся историческим памятником, занимают магазины, развлекательный центр и спортивный бар. Его трудно не заметить – среди окружающих строений дом выделяют оригинальные арочные своды.

Гостиный двор и Торговые ряды

  • Адрес – улица Володарского.

Гостиный двор

В центральной части Кимр расположились разрушенные и находящиеся в плачевном состоянии несколько интересных строений – Гостиный двор и Торговые ряды. Сооружены они в период 1913-1914 гг., в русском стиле. Основным материалом для возведения послужил красный кирпич. А прообразом стали Верхние торговые ряды Красной площади в Москве.

Сегодня эти достопримечательности города Кимры находятся в частном владении. В середине 2013 г. часть их была уничтожена.

Торговые ряды

Впрочем, несмотря на неудовлетворительное состояние, комплекс исторических объектов можно отнести к списку памятников кирпичной эклектики. Их облик узнаваем и типичен, в нем присутствуют несомненные художественные достоинства. Туристы с удовольствием фотографируются рядом с впечатляющими руинами.

Теремок Лужиных

  • Адрес – Кирова, 28.

Есть в Кимрах заметное деревянное сооружение, построенное в начале XX века купцами – братьями Лужиными. Стиль его исполнения – деревянный модерн. Домик обращает внимание оригинальным входом, делящим «терем» на две непропорциональные части. Левая сторона имеет низкую крышу с одним широким, скругленным в верхней его части, окном.

Теремок Лужиных

Правая же сторона находится под двухскатной крышей, что придает ей более высокий вид. Присутствует также одно, но уже более круглое окно. Над входом вверх поднимается башенка – бревенчатая, с маленькими окошками. Ее завешает шатер – четырехгранный. Фасад и окна строения обрамляют красивые узоры.

Дом врача Н.А. Жардецкого

  • Адрес – Кирова, 3.

Недалеко от моста через речку Кимрка находится еще одна достопримечательность – деревянный дом Жардецкого. Принадлежал он известному в городе врачу и был построен в 20-е гг. прошлого века, во времена расцвета НЭПа.

Дом врача Н.А. Жардецкого

От иных старинных домов Кимр домик отличается элементами немецкой архитектуры. Его украшают необычные фахверк, средневековая башенка, присущий германским старинным постройкам фронтальный срез двускатной крыши.

Особняк В.С. Шокина

  • Адрес – Володарского, 11.

Особняк В.С. Шокина

Построен дом в начале 1917 г., на пороге больших перемен для страны. Изначально принадлежал купцу-обувщику Шокину. Возведенный как небольшая крепость, он выделяется обликом среди иных зданий. Его фасад ассиметричен. Левая часть особняка смотрит на мир щелевидными окнами. Правая же удивляет необычностью встроенных объемных форм. Центральную часть фасада формируют три больших оконных проема.

Дом купца Теплова

  • Адрес – Кирова, 5.

Дом купца Теплова

Особняк зажиточного купца Теплова – еще один «представитель» рационального модерна города Кимры. Его возвели в 1906 г. Сегодня состояние здания плачевное. Оно сильно обветшало, но продолжает приковывать к себе внимание. Его выделяют необычная архитектура и большие овальные окна на первом уровне.

Деревянный дом Серепьевых

  • Адрес – Кирова, 23.

Деревянный дом Серепьевых

Особняк крупных кимрских торговцев Серепьевых построен в 1910 г. Архитектор придал ему необычный вид – это русский терем с эркером, переходящим в башенку. Эффектно смотрится его сруб в асимметричной композиции. Выделяются необычное роскошное окно на фасаде здания и усеченная палатка-башенка на крыше.

Куда еще сходить в Кимрах

Фадеевская набережная

  • Адрес – набережная Фадеева.

Набережная, посвященная Фадееву – это одна из старинных улиц Кимр. С начала своего существования, еще до Революции 1917 г., носила название Набережная (проходила по волжскому берегу). Потом ее переименовали в Пролетарскую.

набережная Фадеева

Свое нынешнее название обрела в 60-х гг. прошлого века, в честь уроженца Кимр, известного писателя времен СССР – Александра Фадеева.

Горожане и путешественники любят гулять по набережной. На всем ее протяжении прогуливающихся сопровождают интересные пейзажи, состоящие из заросших лопухами и пыреем полян, советские высотки, старинные дома, построенные из дерева и кирпича.

Кимрский мост (Савеловский)

  • Координаты — 56.873111, 37.364823.

Через реку Волгу, в центре, перекинулся Кимрский мост. В Тверской области — это самое длинное сооружение подобного типа. Длина моста – более 550 м. В строй его ввели в 1978 г. Он представлял собой четырехпролетное сооружение с двумя судоходными пролетами. Наибольшая высота их над уровнем реки – 16,5 м.

Кимрский мост

В середине 90-х гг. прошлого века мост пришёл в аварийное состояние и практически не эксплуатировался. Капитальный ремонт начался в 2005 г. Сейчас он функционирует, являясь автомобильным путепроводом.

Местные жители и туристы отмечают, что с Кимрского моста открывается прекрасный вид на городскую панораму и береговую линию. Именно с этой достопримечательности Кимр получаются прекрасные фотографии окрестностей. А еще это любимое место молодоженов для фотосессий и для ценителей селфи.

Развлечения Кимр для детей

Городской парк

  • Координаты — 56.884918, 37.370487.

Городской парк

Он располагается на севере города, у берегов величественной Волги. Рядом с ним можно увидеть Телевышку, здание Городского суда, спорткомплекс «Звезда» и даже небольшой пляж. Парк этот – замечательное место для прогулок горожан, правда, он достаточно неухоженный. Жители Кимр утверждают, что если им никто не будет заниматься, то в скором времени сквер превратится в лесопарк. Впрочем, для ребенка тут есть развлечения – две детских площадки, первая бесплатная и вторая платная, с надувными батутами.

Кинотеатр «Волга»

  • Адрес – Троицкая, 5.

Кинотеатр «Волга»

Понравится ребятишками и просмотр кино на большом экране. В Кимрах посмотреть фильм можно в кинотеатре «Волга», который, как для маленького городка, весьма достойный. В нем удобные кресла, хороший звук. Есть тут и буфет, где можно подкрепиться, купить попкорн. А еще в холле, как говорят отзывы, гостей ждут воздушный хоккей и игровые автоматы. Всего для демонстрации кинолент тут доступно два зала. Правда, цены на билеты бывают порой завышены.

Ледовый дворец спорткомплекса «Арктика»

  • Адрес — ул. 50 лет ВЛКСМ, 72.

Ледовый дворец спорткомплекса «Арктика»

На восточном побережье Волги тоже есть место, куда стоит сходить с детьми – это достаточно неплохой каток, принадлежащий СК «Арктика». Сеансы катаний на льду – отличный способ разнообразить досуг и ребенка, и взрослого. Достопримечательность эта весьма востребована, как следствие, ее сотрудники ухаживают чистотой и порядком – выравнивание льда происходит едва ли не после каждого сеанса.

  • Кашина, Осташкова, Лихославля, Зубцова,
  • Старицы, Ржева, Твери, Бологого,
  • Калязина, Конаково, Торопца, Торжка,
  • Бежецка, Весьегонска и Вышнего Волочка.

Старорусский городок Кимры можно по праву считать центром русского провинциального модерна, притаившимся в Тверской области. Сохранившихся построек в этом стиле, да еще и в таком количестве, наверное, больше нет нигде. Приезжающих гостей он встречает тихой и уютной атмосферой, добрыми и отзывчивыми жителями, готовыми всегда прийти на помощь, и потрясающими, запоминающимися достопримечательностями, которые мы постарались показать вам на фото.

Увидели на страницах нашего сайта ошибку, устаревшую информацию или фотографию? Пожалуйста, сообщите нам по адресу tur-ray@tur-ray.ru или оставьте комментарий к статье ниже. Заранее спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *