Какие предметы не хранятся в музее декоративно прикладного искусства
Перейти к содержимому

Какие предметы не хранятся в музее декоративно прикладного искусства

  • автор:

Коллекции

Собрание декоративно-прикладного искусства музея насчитывает около девяти тысяч разнообразных предметов. Они созданы русскими и зарубежными мастерами в период с XVI по XXI век и помогают зримо представить давно ушедшие эпохи. В музее хранятся и экспонируются осветительные приборы, декоративные вазы, столовые и чернильные приборы, часы, предметы для обеденного и чайного стола, мелкая пластика, городской костюм и аксессуары, а также мебель разнообразная по назначению. В составе коллекции не просто бытовые предметы, а, как правило, интересные образцы декоративного искусства – русского, европейского, восточного, имеющие историческую и художественную ценность.

Начало коллекции было положено в 1920-е годы отдельными поступлениями из Петроградского музейного фонда, усадеб Ярославской губернии. Долгое время этот раздел музейного собрания оставался очень незначительным по числу представленных произведений. Качественный рост коллекции произошел в 1986-1987 годах при поступлении в музей крупного собрания ленинградского коллекционера В. В. Ашика. Так появились в собрании прекрасные образцы русского и зарубежного фарфора, стекла, гербовых печатей и инталий. С этого времени началось систематическое пополнение коллекции прикладного искусства.

В 1990 – начале 2000-х в ходе экспедиционной работы, приобретений у частных лиц и коллекционеров, а также крупных поступлений из Министерства культуры были сформированы новые группы музейных предметов: городской костюм (пальто, накидки, пелерины, платья, блузы) конца XIX – начала ХХ века, дамские кошельки и сумочки 1820–1930-х годов, выполненные, в различных техниках шитья, плетения, вязания из бисера, а также произведения крупнейших мастеров прикладного искусства СССР – Цузмер Р. М., Малолеткова В. А., Сотникова А. Г., Жульева Ю. В., Бескинской С. М., Невской И. А., Шевченко В. Я., Холодной М. П., Малышевой Н. А., Шмаковой А. А. и многих других.

Коллекция мебели в музее насчитывает более 400 экспонатов. Уникальную часть коллекции составили произведения старых европейских мастеров XVI-XVII века из собрания В. П. Кочубея: итальянские сундуки-кассоне, испанский кабинет-варгуэньо, французский шкаф с фигурами античных персонажей из серии «Двадцать гравюр, изображающих мифологических богов и богинь» Джакопо Каральо 1526 года.

Собрание фарфора и стекла наиболее крупное по количеству экспонатов. В его основе произведения русских фарфоровых и стекольных заводов второй половины XVIII-XIX веков, выпущенные как на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах, ориентированных на создание предметов для нужд императорского двора, так и на частных фабриках Ф. Гарднера, А. Попова, Ф. Батенина, Мальцовых и других. Достаточно полно представлены произведения художников и скульпторов, работавших в середине – второй половине ХХ века на известных в стране заводах – Ленинградском фарфоровом им. М. В. Ломоносова, Дмитровском фарфоровом в Вербилках, Дулевском фарфоровом им. «Газеты Правда», Конаковском фаянсовом.

В коллекции находятся как авторские произведения, так и работы, выполненные по эскизам росписи и моделям знаменитых художников и скульпторов 20 века – Воробьевского А. В., Данько Н. Я., Кустодиева Б. М., Чехинина С. В., Яковлевой С. Я., Криммера Э. М., А. А. Лепорской, Пухловой А. М., Богдановой О. М. К уникальным произведениям в собрании можно отнести три произведения Суетина Н. М. «Супрематизм», выполненные в 1923 году на Государственном фарфоровом заводе.

Европейские производства представлены в собрании сервизными формами и образцами ординарной продукции прославленных фарфоровых мануфактур – Мейсенской, Берлинской, Севрской, изделиями стеклодувов Богемии. Ценным пополнением раздела стало поступление тематической пластики – фигур попугаев, выполненных на крупнейших фарфоровых и фаянсовых производствах Европы в XVIII-XX веках. Эти произведения объединили восточную и западно-европейскую части собрания, продемонстрировав, как экзотика Востока стала предметом пристального внимания Запада и была воплощена в материале известными и мало известными скульпторами.

Безусловный интерес представляет разнообразная по материалам коллекция народного прикладного искусства, включающая керамику, лаковую миниатюру, текстиль, резьбу и роспись по дереву и кости, произведения из металла, а также достаточно полное региональное собрание игрушек. Основой коллекции народной игрушки стало крупное поступление от известного собирателя из Ленинграда Н. Б. Борзовой, а также приобретенное с выставки большое количество работ члена ВТОО «Союза художников России», мастера дымковской игрушки Барановой (Нохриной) Г. И.

Каждая вещь из собрания музея – это воплощение культуры, эстетических воззрений создавших их мастеров. Предметный мир в коллекции стал не просто подробностью быта своего времени, но, прежде всего высоким искусством, замечательным наследием материальной и духовной культуры, вызывающим все больший интерес посетителей.

Алина Сапрыкина: «Хранить или показывать — не должно быть такого противопоставления в музейной деятельности»

Недавно назначенная на должность главного куратора Всероссийского музея декоративного искусства Алина Сапрыкина рассказала, какими видит новые пути развития музея

Всероссийский музей декоративного искусства меняется на глазах: появилось новое подразделение — Центр моды и дизайна, открылась новая постоянная экспозиция «Русский стиль», прошел ребрендинг, создан новый логотип — и вот теперь кадровые изменения. В августе главным куратором музея стала Алина Сапрыкина, в 2013–2019 годах возглавлявшая Музей Москвы. Вскоре после назначения она рассказала о том, что входит в круг ее первоочередных задач.

Как вы были назначены на должность главного куратора — заместителя директора Всероссийского музея декоративного искусства? Вам предложила ее директор музея Елена Титова?

После того как я не по своей воле (услышав, что моя задача успешно выполнена) покинула Музей Москвы — музей, которому я отдавала все силы и знания, мне было сложно представить себе, как я могу прийти в другое место. Были разные предложения, в том числе в чиновничьей сфере, и, наверное, опыт, который я приобрела в Музее Москвы (а это крупнейшее музейное объединение, включавшее шесть филиалов), можно было бы использовать и таким образом. Но мне всегда хотелось совмещать управленческую сторону с творческой. В течение последнего года я работала как куратор над подготовкой нескольких выставок на разных площадках. В какой-то момент с одной из них пришла в Музей декоративного искусства. Мы встретились с Еленой Титовой, поговорили и поняли, что наше сотрудничество могло бы не ограничиваться одной выставкой. В результате я получила предложение стать главным куратором музея, в задачи которого входят и выставки, и событийная программа, и научная база, и экскурсии, и детские программы, и онлайн-проекты, и лекторий. Если совсем просто — можно сравнить эту схему с привычной театральной, где есть директор и худрук. Главный куратор — своего рода художественный руководитель музея.

Это довольно распространенная практика на Западе. Вот, например, в Метрополитен-музее есть Дэниел Вайс, президент и генеральный директор, а его коллега Макс Холляйн в статусе исполнительного директора отвечает за выставочную стратегию и программную политику.

Да, но в России таких примеров мало. Среди государственных музейных институций вспоминается только два: тандем Леонида Бажанова и Михаила Миндлина в ГЦСИ (это был не только устоявшийся рабочий союз, но и личная дружба) и недолгий период совместной деятельности Марины Лошак и Ирины Толпиной в московском Манеже. Посмотрим, как это будет работать в нашем случае. Я верю, что все получится и мы сможем найти необходимый баланс обязанностей и полномочий.

А каковы ваши первоочередные задачи в Музее декоративного искусства?

Первейшая из задач — разработка внятной выставочной стратегии на ближайшие годы. Разумеется, это должно быть основано на детальном изучении музейной коллекции и не исключает работы над временными выставками. Самая большая и интересная часть работы будет связана с созданием новой постоянной экспозиции «Под знаком серпа и молота», посвященной советскому периоду, она откроется в 2022 году к юбилею образования СССР. Это большая и сложная тема, и мы хотели бы привлечь к ней искусствоведов и историков советского периода.

В декабре в музее откроются три проекта, которыми я занимаюсь как куратор. Прежде всего, это «100 историй Всероссийского музея декоративного искусства» — выставка, где я хочу показать коллекцию музея через 100 ярких предметов из различных ее разделов, которые выберут и сотрудники музея, и приглашенные эксперты: искусствоведы, писатели, режиссеры, журналисты, дизайнеры. Второй проект посвящен усадебной архитектуре, дому графа Остермана XVIII века, в котором располагается музей. У этого комплекса непростая история. Например, с 1940-х годов по 1981-й, когда был образован Музей декоративно-прикладного искусства, здесь располагался Президиум Верховного Совета РСФСР (орган — предшественник правительства России в Белом доме). Выставка будет касаться жизни этого места в разные эпохи. Наконец, ближе к концу декабря откроется выставка о том, как в разное время праздновали Рождество и Новый год.

Параллельно мы работаем над планом выставок на будущий год, обсуждаем варианты, которые родились внутри музея, и внешние проекты, в содружестве с партнерами и независимыми кураторами. Уже в октябре мы должны представить нашу концептуальную рамку, предложить ответ на вопрос: о чем этот музей? Для меня это прежде всего рефлексия вокруг российской идентичности (или даже множества идентичностей, которые она объединяет), культурного кода страны, «русского стиля» в самом широком смысле — от материалов этнографических экспедиций и народного искусства прошлого до произведений на стыке национального и глобального.

И безусловно, перед нами стоит задача актуализации коллекции музея, удивительно богатой и разнообразной. Здесь более 250 тыс. экспонатов: предметы мебели, керамика, мозаика, ткани, произведения из металла, стекло, лаковая миниатюра, рисунки и эскизы, прекрасная библиотека по искусству и многое другое.

Стоит ли ожидать кардинальных изменений в выставочной политике, в принципах экспонирования в музее?

Так случается, что я всегда оказываюсь не там, где все уже сделано, а там, где что-то только начинается. Так было с Центром дизайна Artplay, первым арт-кластером в Москве. И с только появившимся музеем «Гараж». Так было с Музеем Москвы, который необходимо было обновить, перевести в новую эпоху. Возможно, так происходит и сейчас. Во всяком случае, у Всероссийского музея декоративного искусства есть еще недореализованный потенциал, который хотелось бы помочь раскрыть.

Изменения в музее уже идут. Несколько лет назад открылась основная экспозиция «Русский стиль», работает лекторий, Центр моды и дизайна проводит конкурсы молодых дизайнеров, с сентября открылись детские и взрослые мастерские по разным техникам и ремеслам, готовятся к выпуску несколько каталогов, в будущем году музей планирует организовать более 30 выставок, а также конференцию по народным промыслам.

Основной проект дополняют другие постоянные экспозиции, которые находятся сейчас в процессе переосмысления (и проектирования их передвижения) в соответствии с логикой пространств: народное искусство, авторское декоративное искусство XVIII–XIX веков, экспозиция, посвященная Кустарному музею (он вошел вместе со своей богатейшей коллекцией в состав Музея декоративно-прикладного искусства в 1999 году), и так далее. В бывшем корпусе президиума логично разместить как раз советское искусство, ведь музей был основан именно на базе грандиозного собрания советского декоративного искусства. Сюда поступали именные образцы с выставок в Манеже, титульные произведения с международных выставок.

Планируется ли включить современное искусство в это музейное повествование?

Современное искусство представлено на временных выставках. Одна из них, «Перерыв 15 минут», как раз открыта сейчас в музее — это проект молодых кураторов и художников. Что касается современного декоративного искусства, то в сфере особого внимания музея находятся темы моды и дизайна. Идет формирование этой части коллекции, и ключевую роль здесь играет проводимый музеем конкурс «Придумано и сделано в России». Отбор финалистов, подготовка выставки по итогам конкурса (она откроется в конце октября) позволяют нам показать состояние отечественной индустрии: именно дизайнеры в наше время находятся на передовой декоративно-прикладного искусства. Это тоже «русский стиль», его современное преломление и прочтение. В этом году на конкурс поступило более 1 тыс. заявок — очень много. Несмотря на то что он был запущен в период карантина, это никому не помешало.

Повлияют ли намеченные вами изменения в выставочной политике на распределение обязанностей ваших коллег? Собираетесь ли вы привлекать новых людей в команду?

Музей — это всегда три ресурса, а именно: коллекция, пространство и команда. Перепридумывая, как будет устроена постоянная экспозиция, ты неизбежно переустраиваешь работу внутри коллектива. Что касается кураторов временных выставок, то я исповедую открытый подход: в этом качестве должны выступать музейные научные сотрудники и хранители, но вместе с тем нужно привлекать и внешних экспертов, готовых предлагать свою оптику, намечать темы, важные здесь и сейчас. Одна из таких тем для обсуждения и, возможно, будущей работы с кураторами: как сегодня нужно показывать традиционное искусство? Мы планируем создавать рабочие группы с привлечением внешних специалистов. Так, сейчас мы обсуждаем с преподавателями и студентами из Высшей школы экономики их возможное участие в подготовке выставки к 195-летию Жостово.

Расскажите, пожалуйста, о своем проекте «100 историй», который позиционируется как главная выставка этого года в музее.

По сути, это такое антропологическое упражнение, когда через декоративное искусство — а оно из всех видов искусства остается ближе всего к повседневности, — идет объяснение действительности. Основной ход в том, что каждый предмет из нашей коллекции выбран конкретным человеком и сопровождается мини-эссе. И это уже не 100 безличных предметов, а рассказ 100 людей о том, какое место в их жизни или художественном мире занимали именно эти предметы. Все предметы мы будем выбирать из советского периода, так что для нас это еще и своего рода репетиция, подготовка к будущей постоянной экспозиции, о которой я говорила. Половина тех, чьи истории будут представлены на выставке, — сотрудники музея, другая — персоны из самых разных сфер, интересные и уважаемые люди. Почти все рассказы — на стыке профессии и личного опыта. Моей целью было вовлечь в процесс самых разных людей, применить опыт совместного проектирования, ведь разные по своим ценностным ориентирам поколения относятся к советскому периоду совершенно по-разному, но призвание культуры, по моему глубокому убеждению, состоит в том, чтобы не только сохранять память, значимые факты и вещи, но и объяснять, обсуждать их, тут обязательно нужен диалог.

В музейной среде много лет продолжается дискуссия о том, что является приоритетом музейной деятельности: популяризация, создание выставок-блокбастеров и, как следствие, рост посещаемости (что согласуется с требованиями Минкульта) или научная работа и хранение произведений искусства? Как вы считаете, есть ли здесь противостояние двух подходов или оно надуманно?

В современном мире задачи музея никак не описываются и не исчерпываются этими двумя функциями. Если обратиться к тому, что вообще бывает с памятниками культуры и произведениями искусства, то это глобально четыре вещи: реставрация/реконструкция; утилизация/уничтожение; музеефикация/научная работа; актуализация/популяризация. Так вот, мне кажется, между двумя направлениями, которые вы обозначили, нет противоречия: сегодня музеефикация и актуализация должны идти вместе. Хранить или показывать — не должно быть такого противопоставления, потому что музеи, в том числе нашими стараниями, это уже и образование, и коммуникация, и немного театр, и современные медиа, и место для рефлексии, объяснения и поиска чего-то нового, смысла жизни, объяснения мира вокруг нас. Музеи должны больше влиять на общество. А что касается посещаемости, то это в конечном счете ответ на вопрос, насколько ты успешно делаешь свое дело.

История музея

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства – единственный специализированный художественный федеральный музей, который занимается собиранием, хранением, изучением и популяризацией декоративно-прикладного и народного искусства России. Музей создан Постановлением Правительства РСФСР от 10 февраля 1981 года. Менее чем через 5 месяцев – 21 июля 1981 года – была создана первая экспозиция и музей открыл свои двери для посетителей.

Создание музея было откликом на запросы общества, озабоченного судьбой духовного наследия страны. Еще в 1960 – 1970-х годах значительно возрос интерес к культурным традициям и истокам национальной культуры. В них виделась одна из основ национального самосознания. В этом контексте традиционное искусство воспринималось как важнейшая часть современной культуры. В творческой и научной среде активно обсуждалась идея организации музея, который стал бы воплощением самобытности русского народа и других народов Российской Федерации. Особенностью музея стал тот факт, что с первого дня своего существования музей активно взаимодействовал с современными художниками и мастерами народных художественных промыслов. Передача музею национальной российской культуры архитектурного комплекса XVIII – XX века – дом графа А.И.Остермана – в центре столицы была принципиальным шагом, в котором отразилось большое общественное значение создаваемому музею.

001(1).jpg

Формирование коллекции

Основой коллекции музея стали произведения, переданные Министерством культуры РСФСР из числа выполненных художниками по творческим договорам к крупным общероссийским выставкам и хранившихся в Государственном музейном фонде. Около 1 000 предметов XVII – XIX веков выделил Государственный исторический музей, ряд работ виднейших советских художников по фарфору – музей «Кусково». Всего собралось около 5 000 единиц хранения. В дальнейшем коллекция быстро пополнялась. На это специально выделялись бюджетные средства, что позволяло музею вести систематическую закупку работ современных художников и антиквариата. Источником пополнения коллекции стали также экспедиции, организованные музеем. Из разных регионов России сотрудники музеев привозили редкие экспонаты: большие фрагменты росписей деревенских изб, свадебные сани, народные костюмы. Экспедиции позволили собрать и серьезный научный материал, легший в основу последующих публикаций. Немало даров поступало от общественных организаций художников. Так, уже в первые годы работы музея Союз художников РСФСР выделил из своих фондов более 1 200 произведений.

002(1).jpg

Существенно пополнилось собрание музея благодаря приобретению нескольких значительных целостных коллекций. Речь идет в первую очередь о собрании агитационного фарфора. После приобретения коллекций Леонида Осиповича Утесова в 1982 году и Марии Владимировны Мироновой и Александра Семёновича Менакера в 1988 году музей стал обладателем исключительного по своей значимости собрания этих шедевров. В 1980-е годы музей получил в дар от Геннадия Андреевича Кубрякова коллекцию самоваров и других художественных изделий из металла (поддужные колокольчики, иконы, каретные часы, вазы). Ранее в музее уже сложилось хорошее собрание, включавшее более 80 самоваров, бульоток, кофейников, чайников. Коллекция Геннадия Кубрякова сделала его выдающимся. Уникальны и подаренные ваза в русском стиле фирмы П.А.Овчинникова и ваза для фруктов фирмы К.Фаберже. Это экспонаты мирового уровня. Часть широко известной в конце XIX века коллекции Натальи Леонидовны Шабельской музей получил при посредстве Советского фонда культуры стараниями знатока и пропагандиста русского искусства Саввы Васильевича Ямщикова и преподавателя МГУ им. М.В.Ломоносова Алексея Леонидовича Расторгуева. Наталья Шабельская, женщина высокообразованная, жена крупного землевладельца, собирала русские ткани: вышивку, кружево, ткачество, костюмы, головные уборы. Русский патриот, выходец из эмигрантской семьи, живущей во Франции, Павел Михайлович Толстой-Милославский приобрёл небольшую, но значительную часть этой коллекции и преподнёс в дар музею. В 1985 году Уэленская косторезная мастерская выполнила целевой заказ музея. В результате чего собрание музея обогатилось произведениями всех работавших на тот момент мастеров чукотской гравировки по моржовому клыку.

Русский стиль

С самого начала одним из главных составляющих направлений собирания коллекции стало явление искусства известное как «русский стиль». В музее постепенно сложилась добротная коллекция мебели, выполненных в абрамцевских, талашкинских и других мастерских, в том числе по эскизам Е.Д.Поленовой, С.В.Малютина, В.М.Васнецова, прекрасная подборка массового и малотиражного металла, интересные образцы керамики, стекла, тканей. Среди наиболее интересных закупок первых лет в рамках формирования коллекции русского стиля – уникальный гобелен, выполненный по эскизу Михаила Врубеля в 1903 году на Сетунской мануфактуре ковровых изделий.

003_v2.jpg

Важной датой в формировании собрания стал 1999 год, когда музею были переданы из Научно-исследовательского института художественной промышленности фонды Музея народного искусства, архив и библиотека. Всего в музей было передано около 70 тысяч экспонатов. В 2005 – 2006 годах собрание музея пополнилось обширной коллекцией произведений из ассортиментного кабинета Конаковского фаянсового завода. В её составе – уникальные работы, выполненные в 1934 – 1936 годах в художественной лаборатории завода во главе с И.Г.Фрих-Харом, художниками яркой творческой индивидуальности – С.Б.Прессман, В. А. Фаворским, И.С.Ефимовым, С.Д.Лебедевой, И.М.Чайковым, Г.И.Кепиновым, И.Л.Слонимом, А.Е.Зеленским.

С 2010 года в музейное собрание поступило более 100 предметов мебели, охватывающее диапазон с начала XIX до середины XX века. Среди них подлинные шедевры и большие редкости: столик для рукоделия и книжный шкаф первой четверти XIX века, бюро-секретер в стиле жакоб, столик для игры в рулетку середины XIX века. В 1990 – 2000-е годы музей получил в дар часть ассортиментного кабинета Трехгорной мануфактуры – коллекцию тканей и платков, коллекцию платков от главного художника Павлово-Посадской платочной мануфактуры Виктора Зубрицкого, авторские костюмы Татьяны Смирновой, авторский костюм Виктории Андреяновой, коллекцию костюмов известного кутюрье Вячеслава Зайцева, авторские батики Ирины Трофимовой. В результате сложившихся творческих и профессиональных контактов, а также активной собирательской работе сотрудников в музее сформированы не имеющие аналогов собрания русской лаковой миниатюры, современного эмальерного и ювелирного искусства, современного заводского и авторского стекла, резьбы по кости и многих других. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает более 250 тысяч единиц хранения.

004(1).jpg

С самого начала своей деятельности музей активно развивал направление научной реставрации. Реставраторы музея выполняют работы по реставрации дерева и мебели, полихромной скульптуре, керамике, стеклу, камню, ткани, коже, лаковой миниатюре и живописи, металлу, книжным переплетам, кости, перламутру, художественному металлу. Работая со сложными экспонатами и материалами, реставраторы музея, обладая высоким профессионализмом и многолетним опытом, разработали свои уникальные авторские методики. Все реставраторы музея прошли аттестацию в Министерстве культуры РФ.

В музее проводятся индивидуальные практические занятия для молодых специалистов из других музеев по реставрации дерева, кожи, стекла, керамики, кости; проводят консультации, выполняют реставрацию произведений декоративного искусства для других музеев страны. Среди партнеров нашего музея: Курский областной государственный музей, Саратовский художественный музей им. Радищева, Ульяновский областной художественный музей, Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские», Российский национальный музей музыки им. М.И.Глинки, Моршанский историко-художественный музей, Муромский историко-художественный музей и другие.

Выставочная деятельность

Коллекция музея стала основой активной экспозиционно-выставочной, научно-издательской и просветительской работы. Каждый год музеем реализуется более 30 выставочных проектов на своих площадках, в регионах России и за рубежом. Первой выставкой музея, имевшей широкий общественный и культурный резонанс, стала выставка «Русская лаковая миниатюра по металлу» (1982 год). Для музея это была не только первая серьезная встреча с научной общественностью, современными художниками, но и первый шаг в завоевании своего зрителя. В 1991 году совместно с 23 музеями страны была проведена крупнейшая выставка «Национальный стиль в русском искусстве XIX – начала XX века». Активная выставочная работа продолжалась и все последующие годы. Среди наиболее крупных проектов музея последних 5 лет: «Кружево напоказ», «Фарфоровая революция. Мечта о новом мире. Советский фарфор из собрания ВМДПНИ», «На просвет», «Таймыр. Гений места», выставки в рамках конкурса «Придумано и сделано в России», ежегодный фестиваль «Коллекционеры и коллекции», поп-ап выставки работ студентов Британской высшей школы дизайна «Принт на белом коне», NINE, международный проект Маши Джанкой «The Deceived: No more» и многие другие.

005(1).jpg

Всероссийский музей декоративного искусства ведет активную музейно-просветительскую деятельность. В 1990-е годы был создан Детский (с 2018 года – Музейно-просветительский) центр музея. В основу деятельности центра положен интерактивный подход, позволяющий гостям музея в игровой форме окунуться в ту или иную эпоху, стать ближе к музейным экспонатам. Для этого был создан и продолжает пополняться особый фонд предметов, которые участники программ могут взять в руки, оценить форму, фактуру материала, особенности декора. Благодаря новаторскому подходу Детский центр быстро получил признание и приобрел большую популярность среди школ, художественных студий, семейной и взрослой аудитории. На базе музейно-просветительского центра созданы «музейные» мастерские. Цель проекта – познакомить посетителей на практике с ключевыми видами и техниками декоративного искусства: мозаикой, гравюрой, перегородчатой эмалью, резьбой по дереву, художественной вышивкой. В 2013 году была разработана новая Концепция развития музея, определившая стратегические задачи музея по всем направлениям деятельности. В рамках реализации положений Концепции было выделено новое направление деятельности – предметный дизайн. В 2017 году был образован Центр моды и дизайна как новая возможность для профессиональных выставок, дискуссий, встреч. Его основные задачи – исследование направлений, связанных с развитием современного дизайна и технологий, и популяризация лучших образцов дизайна внутри страны и за рубежом. В фокусе внимания подразделения на ближайшие годы – предметный дизайн и мода. Команда Центра моды и дизайна вместе с приглашенными экспертами и кураторами организовывает выставки, перформансы, показы, лекции, паблик-токи, прямые эфиры, встречи со специалистами и многие другие мероприятия.

006.jpg

Активную позицию занимает музей в сфере межмузейного сотрудничества. В 2017 году по инициативе Всероссийского музея декоративного искусства была создана секция музеев, хранящих коллекции декоративно-прикладного искусства, в составе Союза музеев России. В рамках секции проходит обсуждение вопросов, связанных с особенностями формирования коллекций декоративного искусства, функционирования музеев после вступления в силу Единых правил комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, спецификой экспонирования предметов декоративного искусства с использованием новых мультимедийных технологий и многие другие. В 2018 году в результате ребрендинга музей стал называться Всероссийским музеем декоративного искусства.

Посетителям

Уважаемые посетители!

Если вам не пришёл ваш номер заказа, для посещения музея достаточно предъявить чек о покупке билета или услуги. Приносим извинения за доставленные неудобства!

С 17 февраля 2023 года стоимость входного билета на выставки, постоянную экспозицию — 400 рублей.

По предоставлению подтверждающих документов стоимость билета для учащихся старше 16 лет, пенсионеров и членов творческих Союзов дизайнеров — 250 рублей.

Всероссийский музей декоративного искусства участвует в программе «Пушкинская карта»! Если вам от 14 до 22 лет, вы можете использовать номинал карты для посещения музея. По Пушкинской карте возможно приобрести входной билет на сайте или в кассе музея.

Для отдельных категорий посетителей в музее действуют льготные входные билеты. Ознакомиться с их стоимостью можно в Прейскуранте услуг . Обращаем ваше внимание на Правила заказа, приобретения и возврата билетов и услуг. Льготные билеты можно приобрести только в кассе музея и по предоставлению подтверждающих документов.

По вопросам возврата билетов, экскурсионных путевок и абонементов обращаться на e-mail: mpc-vmdpni@yandex.ru. Формы заявлений на возврат денежных средств можно скачать по ссылке.

Доступная среда

Всероссийский музей декоративного искусства стремится обеспечить комфортное пребывание для всех категорий посетителей. Музей оборудован специализированными санузлами, лифтом, оснащен внутренней парковкой для людей с инвалидностью, снабжен инвалидными колясками.
Все экскурсии и программы музея могут быть адаптированы для всех категорий посетителей по предварительной договоренности. Запись на программы и консультации: mpc-vmdpni@yandex.ru. Телефоны: +7(499) 973-32-14. Чтобы воспользоваться внутренней парковкой для людей с инвалидностью, при планировании посещения, пожалуйста, предупредите нас по телефону: +7(499) 973-32-14 Посетителям с нарушением опорно-двигательного аппарата и маломобильным группам граждан Для посещения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата доступны все помещения Центра моды и дизайна, постоянная экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну», выставки первого этажа и постоянная экспозиция «Русская лаковая миниатюра» (за исключением дней, когда идет монтаж/демонтаж выставок первого этажа – актуальная информация доступна на официальном сайте музея damuseum.ru).
Для посетителей с инвалидностью по слуху Для посещения посетителей с инвалидностью по слуху доступны все экспозиции музея. Для посетителей с инвалидностью по слуху доступны все категории экскурсий и тематических программ в сопровождении сурдопереводчика (услуги сурдоперевода музей не предоставляет). Для посетителей с инвалидностью по зрению Для посетителей с инвалидностью по зрению доступны специальные адаптированные программы Просветительского центра. Для посетителей с ментальными особенностями Для посетителей с ментальными особенностями доступны все экспозиции музея. Для организованных групп посетителей с ментальными особенностями предлагаем цикл специальных программ по экспозиции «Традиционное искусство России».

Оценка качества услуг

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код

Адрес и время работы

Москва, ул. Делегатская, 3 м. Цветной бульвар
м. Маяковская
м. Новослободская
выходной день
10:00 – 18:00
10:00 – 18:00
10:00 – 21:00
10:00 – 18:00
12:00 – 21:00
10:00 – 18:00
Внимание! Касса закрывается за 45 минут до окончания работы музея.

Билеты

Комплексный входной билет (экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну» + выставки, постоянная экспозиция)

Входной билет на выставки, постоянную экспозицию
Входной билет на экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну»

Дополнительные сервисы

Гардероб и камеры хранения

В музее есть гардероб, куда вы можете сдать верхнюю одежду, а также камеры хранения, где нужно оставить сумки, рюкзаки, портфели, кейсы, пакеты, зонты и другие предметы, габариты которых превышают 30×40×20 см. Проход в залы музея с вещами, размеры которых превышают указанные и которые не могут быть сданы в камеры хранения из-за своего размера или особой ценности, запрещен.

Фото и видеосъёмка

В залах музея вы можете производить любительскую фото- и видеосъемку без использования вспышки, штатива и другого дополнительного оборудования.

Получить новый опыт и впечатления от посещения нашего музея можно с бесплатным приложением ARTEFACT!

Сейчас мультимедиа гид на русском и английском языках с технологией дополненной реальности доступен в постоянных экспозициях «Русский стиль. От историзма к модерну» и «Русская лаковая миниатюра».

Интерактивный гид позволяет получить доступ к интересным фактам о коллекции музея. Просто наведите камеру телефона на экспонат или QR-код и узнайте о деталях предмета, нажав на «точки интереса», прочитайте развернутое описание в статье, а для тех, кто предпочитает слушать, в ARTEFACT доступен аудиогид.

Чтобы воспользоваться мультимедийным гидом: 1. Установите приложение ARTEFACT (скачать приложение бесплатно можно в App Store и Google play); 2. В экспозиции найдите предмет с пометкой AR, нажмите на кнопку «Распознать» и наведите смартфон на экспонат или на qr-код; 3. Нажимайте на «точки интереса» и узнавайте интересные факты о предметах; 4. Слушайте аудиогид и читайте статьи о заинтересовавших вас экспонатах.

В музее действует бесплатная Wi-Fi-сеть. Для подключения к сети требуется регистрация. Обратите внимание, что не все залы музея попадают под покрытие сети.

Кафе открыто для посещения в часы работы музея.
Музейный магазин открыт в часы работы музея.
Обратная связь
Нам очень важно знать ваше мнение о музее. Ждем Ваши отзывы и предложения.

Правила посещения музея

1. Общие положения 1.1 Настоящие Правила посещения Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства» (ВМДПНИ, Всероссийский музей декоративного искусства (далее – Правила)), (далее – Музей) разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Федерального закона от 26.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму», иных нормативных актов и определяют порядок посещения Музея.

  • на официальном сайте (damuseum.ru);
  • на информационных носителях во входной зоне здания Музея.

2.3. В режим работы Музея, в том числе экспозиционных залов и/или залов проведения временных выставок, могут вноситься изменения.

2.4. Продажа билетов прекращается за 45 минут до закрытия Музея.

3. Вход в Музей и приобретение билетов

3.1. Вход посетителей в Музей осуществляется по входному билету, экскурсионным путёвкам, в стоимость которых входит входной билет, абонементам, в стоимость которых входит входной билет (далее – Билет).

3.2. Приобретая Билет, посетитель принимает на себя обязательство соблюдать на территории Музея общественный порядок и установленные Правила.

3.3. Билеты для индивидуального посещения экспозиционных залов и залов проведения временных выставок могут быть приобретены посетителями в кассах Музея, в терминале в день посещения или заранее на официальном сайте Музея.

3.4. Билеты на мероприятия экскурсионные путёвки и абонементы могут быть приобретены посетителями заранее в кассах Музея или на официальном сайте Музея. На отдельные мероприятия Музей оставляет за собой право определять особый порядок продажи Билетов.

3.5. Музей оставляет за собой право ограничивать количество Билетов для продажи в одном электронном заказе или в руки одному посетителю.

3.6. Посещение Музея осуществляется только по Билетам, выпущенным Музеем в установленном порядке. Билеты, не соответствующие утверждённому Музеем внешнему виду (в том числе с внесёнными исправлениями, отсутствующими обязательными реквизитами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, исправленной или заклеенной ценой) являются недействительными и возврату не подлежат. Музей вправе отказать посетителям в посещении Музея по таким Билетам.

3.7. На официальном сайте Музея размещён перечень лиц, имеющих право посещения постоянной экспозиции Музея:

  • по льготному Билету (оплата стоимости Билета со скидкой);
  • по бесплатному Билету.

3.8. Лица, имеющие право посещения постоянной экспозиции по бесплатному или льготному Билету, предъявляют документы, подтверждающие право приобретения бесплатного или льготного Билета, в кассе Музея при его приобретении, а также по просьбе уполномоченного сотрудника Музея при прохождении билетного контроля.

3.9. При входе в здание Музея посетителю необходимо пройти линию контроля, оснащённую металлодетекторами, и предъявить по требованию сотрудника полиции или отдела безопасности Музея личные вещи для осмотра. Лица, отказывающиеся предъявлять для осмотра имеющиеся при них вещи, в Музей не допускаются.

3.10. Посетителям, использующим кардиостимуляторы или другое медицинское оборудование, чувствительное к воздействию металлоискателя, необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции или отдела безопасности Музея до прохождения процедуры осмотра и предоставить документ, подтверждающий наличие медицинского оборудования. После этого посетитель может пройти осмотр без применения специальных средств.

3.11. Осмотр посетителей на инвалидных колясках осуществляется с помощью ручного металлоискателя бесконтактным способом.

3.12. Контроль посещения посетителем зоны действия Билета (экспозиционные залы, залы проведения временных выставок, зоны проведения мероприятий), осуществляется уполномоченным лицом Музея, а также при помощи турникета. Билет не предполагает повторного использования.

3.13. В случае экстренной необходимости возвращения во входную зону после прохождения контроля Билетов, посетитель обязан иметь при себе Билет и обратиться к уполномоченному лицу Музея для согласования порядка повторного прохода в экспозиционные залы, залы проведения временных выставок и/или зоны проведения мероприятий. Музей может использовать дополнительные способы идентификации посетителей, временно покидающих экспозицию, временную выставку и/или мероприятие, в том числе специальные наклейки на одежду или одноразовые браслеты, которые действительны только при предъявлении Билета. Повторный проход на экспозицию, временную выставку и/или мероприятие с повреждёнными наклейками или браслетами, либо при отсутствии Билета запрещён.

4. Посетители Музея обязаны

4.1. Соблюдать настоящие Правила, общественный порядок и общепринятые этические нормы поведения.

4.2. Предоставлять сотрудникам Музея в кассе при покупке Билетов документы, подтверждающие право приобретения льготных или бесплатных Билетов.

4.3. При нахождении на территории Музея предъявлять Билет по требованию уполномоченных лиц Музея.

4.4. При входе в здание Музея пройти линию контроля, оснащённую металлодетекторами, и предоставить по требованию сотрудника полиции или отдела безопасности Музея личные вещи для осмотра. Лица, отказывающиеся выполнить такое требование, в Музей не допускаются.

4.5. Сдать в гардероб верхнюю одежду и поместить в камеры хранения сумки, рюкзаки, портфели, кейсы, пакеты, зонты и другие предметы, габариты которых превышают 20х30х40 см. Проход в экспозиционные залы, залы проведения временных выставок и зоны проведения мероприятий с вещами, размеры которых превышают 20х30х40 см и которые не могут быть сданы в камеры хранения из-за своего размера или особой ценности, запрещён.

4.6. Обеспечить сохранность номерка из гардероба, ключа от ячейки камеры хранения и нести ответственность в случае их потери. Потерявшему номерок или ключ посетителю необходимо обратиться к сотруднику гардероба или к сотруднику Музея за стойкой информации.

4.7. Во время посещения экспозиционных залов, залов проведения временных выставок и зон проведения мероприятий отключить или перевести в бесшумный режим работы все средства связи.

4.8. В случае обнаружения на территории Музея бесхозных предметов немедленно сообщить об этом сотрудникам Музея и не предпринимать самостоятельных действий по их перемещению.

4.9. В случае причинения материального ущерба Музею (музейным предметам, интерьерам, зданию) возместить причинённый ущерб в размере, определённом экспертной комиссией Музея. В случае несогласия посетителя возместить причинённый ущерб, Музей оставляет за собой право взыскать ущерб в судебном порядке.

4.10. При возникновении чрезвычайных ситуаций выполнять рекомендации и указания сотрудников отдела безопасности Музея, полиции и других дежурных служб Музея.

5. Посетители имеют право

5.1. Знакомиться с постоянной экспозицией и временными выставками Музея.

5.2. Осуществлять осмотр постоянной экспозиции Музея самостоятельно или в составе экскурсии.

5.3. Получать информацию о порядке и условиях доступа в экспозиционные залы и залы проведения временных выставок.

5.4. Производить любительскую фото- и видеосъемку на территории Музея с учётом ограничений, налагаемых настоящими Правилами (пункты 6.2, 6.3, 6.4, 6.5), строго в личных (некоммерческих) целях.

5.5. Осуществлять копирование экспонатов, элементов интерьера на листах формата А4 или меньше карандашом или ручкой без мольберта на всей территории Музея. Иные способы копирования осуществляются с разрешения главного хранителя Музея на основании официального запроса.

5.6. При необходимости перемещаться по территории Музея в инвалидной коляске.

5.7. При посещении Музея с детьми в возрасте до 3-х лет включительно использовать детскую коляску, при этом Музей оставляет за собой право ограничить проход с колясками в отдельные части постоянной экспозиции, временных выставок или зон проведения мероприятий. Специально отведённые места для временного хранения детских колясок в Музее не предусмотрены. За детскую коляску, оставленную без присмотра, Музей ответственности не несёт.

5.8. Приобретать музейную продукцию на территории Музея в местах, специально предназначенных для этих целей.

5.9. В случае утраты личных вещей из гардероба или камеры хранения обратиться к сотруднику Музея.

5.10. Оформить возврат денежных средств в кассе в установленном в Музее порядке.

6. Посетителям запрещается

6.1. Нарушать общественный порядок и настоящие Правила.

6.2. Осуществлять фото- и видеосъемку со вспышкой или дополнительным освещением и с использованием штатива.

6.3. Осуществлять фото- и видеосъемку в залах проведения временных выставок в случаях, когда это обусловлено защитой авторских прав или иными соглашениями с третьими лицами, при наличии уведомления о запрете фото- и видеосъемки в таких залах.

6.4. Осуществлять видеосъемку отдельных мероприятий, а именно: экскурсионных, тематических программ, мастер-классов и лекций, проводимых на территории Музея в случаях, когда это обусловлено защитой авторских прав или иными соглашениями с третьими лицами, при наличии уведомления о запрете фото- и видеосъемки.

6.5. Осуществлять профессиональную фото- и видеосъемку без согласования с администрацией Музея. Под профессиональной съёмкой понимается съемка со штатива, с дополнительным световым и/или звукозаписывающим оборудованием, с использованием цветовых шкал, дополнительных источников питания, с соблюдением специальных условий подготовки помещений и экспонатов для съёмки.

6.6. Проводить на территории Музея любые фотосессии без согласования с администрацией Музея в личных или коммерческих целях, в том числе в рамках работы над своими творческими проектами. Под фотосессией понимается свадебная, костюмированная, постановочная, fashion фото- и видеосъемка модели или предмета, проводимая фотографом или оператором. Музей оставляет за собой право считать фотосессией съёмку, обладающую одним из следующих признаков (или совокупностью нескольких):

  • длящееся позирование модели перед лицом, осуществляющим фото- и видеосъемку;
  • наличие у моделей и лиц, осуществляющих фото- и видеосъемку, сменной одежды, обуви, аксессуаров или других дополнительных атрибутов, с использованием которых последовательно осуществляется съемка;
  • длящаяся фото- и видеосъемка с использованием принесённых с собой объектов в интерьерах Музея в одной точке обзора;
  • четкое разделение группы посетителей на модель (моделей) и фотографа/оператора, когда один или несколько посетителей постоянно позирует, другой – снимает его (их) или осуществляет подготовку к съёмке; цель пребывания в помещениях Музея такой группы в основном заключается в съёмке и подготовке к ней.

6.7. Находиться в верхней и громоздкой одежде в экспозиционных залах, залах проведения временных выставок и зонах проведения мероприятий и проносить её с собой. К верхней одежде относятся пальто, шубы, дублёнки, куртки, меховые жилеты, пуховики, плащи, ветровки, тренчи, парки и др. из любых материалов (в зависимости от погодных условий, в этом перечне возможны изменения).

6.8. Находиться без обуви и одежды.

6.9. Входить в Музей в пачкающей, резко пахнущей одежде, а также с предметами, которые могут испачкать посетителей и/или экспонаты и элементы интерьера.

6.10. Проносить в Музей и использовать в Музее огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, легковоспламеняющиеся, отравляющие, токсичные, ядовитые вещества, в том числе парфюмерно -косметическую продукцию в аэрозольной упаковке с пропеллентом (спреи, шампуни, гели, дезодоранты, лаки и др.).

6.11. Проносить в экспозиционные залы, залы проведения временных выставок и зоны проведения мероприятий предметы, габариты которых превышают 20×30×40 см (сумки, рюкзаки, портфели, кейсы, пакеты), зонты, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, любые жидкости в любой таре, включая бутилированные напитки, напитки в термосах, картонных и пластиковых стаканах и пр. Разрешается использование детских колясок (с учётом установленных ограничений), а также инвалидных колясок, тростей, костылей и других средств реабилитации для маломобильных посетителей и посетителей с инвалидностью.

6.12. Принимать напитки, включая бутилированную воду и напитки в термосах, картонных и пластиковых стаканах, а также пищу на территории экспозиционных и лекционных залов, залов проведения временных выставок.

6.13. Разговаривать в экспозиционных залах, залах проведения временных выставок и зонах проведения мероприятий Музея по мобильному телефону.

6.14. Заходить за установленные заграждения, бегать и громко разговаривать в экспозиционных залах, залах проведения временных выставок и зонах проведения мероприятий Музея.

6.15. Проводить экскурсии для группы посетителей любой численности без письменного согласования с администрацией Музея независимо оттого, проводится экскурсия в целях получения дохода её организатором или бесплатно. Официальным подтверждения согласия Музея является наличие путёвки на право проведения экскурсии.

6.16. Осуществлять осмотр экспозиции, временной выставки в составе группы, имеющий признаки экскурсии, если осмотр не является согласованной с Музеем экскурсией.

6.17. Принимать участие в мероприятиях, в том числе экскурсиях, проводимых в залах Музея, при отсутствии у посетителя Билета на данное мероприятие.

6.18. Прослушивать аудио экскурсии через внешние динамики или при помощи громкой связи на мобильных устройствах.

6.19. Использовать аудиотехнику с включёнными средствами звукоусиления, а также петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

6.20. Наносить ущерб экспонатам, витринам и элементам интерьера, музейному оборудованию и инвентарю, зданию Музея.

6.21. Прикасаться к экспонатам, витринам и элементам интерьера, использовать их для отдыха (базы колонн, пьедесталы и т.п.), за исключением согласованных с Музеем ситуаций.

6.22. Заходить за установленные ограждения, а также в помещения и на территорию Музея, закрытые для посещения.

6.23. Самовольно проникать в служебные и технические помещения Музея.

6.24. Находиться в Музее после завершения его работы.

6.25. Засорять и загрязнять помещения и территорию Музея.

6.26. Наносить надписи и расклеивать объявления, плакаты и другие виды материалов информационного характера.

6.27. Демонстрировать символику, направленную на разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной ненависти и вражды.

6.28. Курить, использовать электронные сигареты, распивать спиртные напитки, употреблять токсические и наркотические средства, а также находиться в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

6.29. Передвигаться на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, гироскутерах и иных подобных транспортных и спортивных средствах.

6.30. Сидеть или лежать на полу или на принесённых с собой раскладных стульях, подушках и подобных предметах, за исключением согласованных с Музеем ситуаций.

6.31. Находиться на территории Музея с любыми животными, за исключением собак — поводырей, сопровождающих посетителей с нарушениями зрения.

6.32. Осуществлять торговлю, распространять билеты, вести коммерческую, экскурсионную, рекламную и иную деятельность в целях получения доходов без письменного согласования с администрацией Музея.

7. Музей обязан

7.1. Обеспечить кассовое обслуживание посетителей во входной зоне Музея в порядке общей очереди. При приобретении льготных и бесплатных Билетов кассир обязан требовать у посетителя предъявления документа, подтверждающего право приобретения льготного или бесплатного Билета.

7.2. Обеспечить работу гардероба для приёма верхней одежды посетителей, а также наличие камер хранения для предметов, габариты которых превышают 20×30×40, но не более 30×40×47 см.

7.3. Обеспечить наличие во входной зоне Музея стойки информации, где можно узнать о порядке и условиях доступа в экспозиционные залы и залы проведения временных выставок:

  • информацию о режиме работы Музея;
  • информацию о временных выставках;
  • информацию о временно закрытых залах;
  • информацию о возможностях заказа экскурсии;
  • информацию о способах доведения до администрации Музея посетителями своих отзывов, замечаний и предложений о работе Музея.

7.4. Обеспечить наличие в экспозиционных залах этикеток на русском языке с пояснительным текстом к экспонатам.

7.5. Обеспечить доступность здания и экспозиции Музея для маломобильных посетителей и посетителей с инвалидностью.

7.6. Обеспечить помощь сотрудников Музея по транспортировке детской коляски (без ребёнка) по лестницам. Для организации такой помощи необходимо обратиться к сотруднику Музея за стойкой информации.

7.7. В зимнее время обеспечить подходы к зданию Музея, очистив их от снега и льда.

7.8. Обеспечить вежливое обращение персонала с посетителями Музея.

7.9.Организовать приём, регистрацию и рассмотрение письменных предложений, заявлений, жалоб граждан, а также ответы на такие обращения в установленный законом срок – в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

8. Музей имеет право

8.1. Изменить режим работы Музея, экспозиционных залов и/или залов проведения временных выставок.

8.2. Закрыть вход для посетителей в здание Музея, экспозиционные залы, залы проведения временных выставок, зоны проведения мероприятий в случае:

  • возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • высокой заполняемости экспозиционных залов, вестибюлей и других сервисных зон;
  • отсутствия свободных мест в гардеробе в холодное время года;
  • обстоятельств непреодолимой силы в установленном законом порядке.

8.3. Отказать посетителю в посещении экспозиции, временных выставок, экскурсий, лекций, иных мероприятий или прервать его участие в них в случае:

  • возникновения чрезвычайной ситуации;
  • отсутствия у посетителя Билета, дающего право посещения Музея в день обращения или участия в мероприятии;
  • предъявления посетителем Билета, не соответствующего утверждённому Музеем внешнему виду (в том числе, с внесёнными исправлениями, отсутствующими обязательными реквизитами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, исправленной или заклеенной ценой);
  • несоответствия посетителя льготной категории лиц, указанной в Билете;
  • нарушения настоящих Правил;
  • агрессивного или оскорбительного поведения по отношению к другим посетителям и сотрудникам Музея, выраженного в том числе в угрозах, ругательствах, расистских и ксенофобских замечаниях, дискриминации по признаку возраста, состояния здоровья, пола, религии, этнической или расовой принадлежности либо применения физической силы.

8.4. Ограничить доступ к музейным предметам, находящимся на территории Музея, в том числе путём закрытия экспозиционных залов, залов проведения временных выставок, в случае:

  • отсутствия у посетителя Билета, дающего право посетить экспозиционные залы и залы проведения временных выставок;
  • неудовлетворительного состояния сохранности музейных предметов;
  • производства реставрационных или ремонтных работ;
  • необходимости соблюдения особых условий хранения музейного предмета в хранилище (депозитарии) Музея;
  • выдачи музейного предмета на выставку, проводимую за пределами Музея;
  • необходимости технического перерыва в отдельных залах в связи с показателями температуры и влажности воздуха, не соответствующими нормам, определенным правилами хранения музейных предметов.

8.5. Закрыть для посетителей территорию Музея или её часть при проведении на территории и в помещениях Музея специальных мероприятий и/или при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране».

8.6. Ограничить количество Билетов для продажи одному посетителю.

8.7. Реализовывать именные Билеты (в том числе именные абонементы и именные экскурсионные путёвки) с учётом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

8.8. При контроле Билетов требовать у посетителей с льготными Билетами документ, подтверждающий их право на льготу.

8.9. Прекратить проведение на территории Музея мероприятия, включая экскурсии, несогласованного с Музеем или проводимого с нарушением установленных требований к мероприятию, в том числе:

  • при отсутствии документа, подтверждающего право проведения экскурсии или занятия на территории Музея для группы посетителей;
  • при отсутствии документа, подтверждающего аккредитацию Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров России;
  • при превышении установленной численности экскурсионной группы;
  • при несоответствии фактического места проведения экскурсии и/или темы экскурсии, указанным в экскурсионной путёвке;
  • при несоответствии информации, указанной в заявке на проведение мероприятия, фактической ситуации.

7.1. Обеспечить кассовое обслуживание посетителей во входной зоне Музея в порядке общей очереди. При приобретении льготных и бесплатных Билетов кассир обязан требовать у посетителя предъявления документа, подтверждающего право приобретения льготного или бесплатного Билета.

7.2. Обеспечить работу гардероба для приёма верхней одежды посетителей, а также наличие камер хранения для предметов, габариты которых превышают 20×30×40, но не более 30×40×47 см.

7.3. Обеспечить наличие во входной зоне Музея стойки информации, где можно узнать о порядке и условиях доступа в экспозиционные залы и залы проведения временных выставок:

  • информацию о режиме работы Музея;
  • информацию о временных выставках;
  • информацию о временно закрытых залах;
  • информацию о возможностях заказа экскурсии;
  • информацию о способах доведения до администрации Музея посетителями своих отзывов, замечаний и предложений о работе Музея.

7.4. Обеспечить наличие в экспозиционных залах этикеток на русском языке с пояснительным текстом к экспонатам.

7.5. Обеспечить доступность здания и экспозиции Музея для маломобильных посетителей и посетителей с инвалидностью.

7.6. Обеспечить помощь сотрудников Музея по транспортировке детской коляски (без ребёнка) по лестницам. Для организации такой помощи необходимо обратиться к сотруднику Музея за стойкой информации.

7.7. В зимнее время обеспечить подходы к зданию Музея, очистив их от снега и льда.

7.8. Обеспечить вежливое обращение персонала с посетителями Музея.

7.9.Организовать приём, регистрацию и рассмотрение письменных предложений, заявлений, жалоб граждан, а также ответы на такие обращения в установленный законом срок – в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

8. Музей имеет право

8.1. Изменить режим работы Музея, экспозиционных залов и/или залов проведения временных выставок.

8.2. Закрыть вход для посетителей в здание Музея, экспозиционные залы, залы проведения временных выставок, зоны проведения мероприятий в случае:

  • возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • высокой заполняемости экспозиционных залов, вестибюлей и других сервисных зон;
  • отсутствия свободных мест в гардеробе в холодное время года;
  • обстоятельств непреодолимой силы в установленном законом порядке.

8.3. Отказать посетителю в посещении экспозиции, временных выставок, экскурсий, лекций, иных мероприятий или прервать его участие в них в случае:

  • возникновения чрезвычайной ситуации;
  • отсутствия у посетителя Билета, дающего право посещения Музея в день обращения или участия в мероприятии;
  • предъявления посетителем Билета, не соответствующего утверждённому Музеем внешнему виду (в том числе, с внесёнными исправлениями, отсутствующими обязательными реквизитами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, исправленной или заклеенной ценой);
  • несоответствия посетителя льготной категории лиц, указанной в Билете;
  • нарушения настоящих Правил;
  • агрессивного или оскорбительного поведения по отношению к другим посетителям и сотрудникам Музея, выраженного в том числе в угрозах, ругательствах, расистских и ксенофобских замечаниях, дискриминации по признаку возраста, состояния здоровья, пола, религии, этнической или расовой принадлежности либо применения физической силы.

8.4. Ограничить доступ к музейным предметам, находящимся на территории Музея, в том числе путём закрытия экспозиционных залов, залов проведения временных выставок, в случае:

  • отсутствия у посетителя Билета, дающего право посетить экспозиционные залы и залы проведения временных выставок;
  • неудовлетворительного состояния сохранности музейных предметов;
  • производства реставрационных или ремонтных работ;
  • необходимости соблюдения особых условий хранения музейного предмета в хранилище (депозитарии) Музея;
  • выдачи музейного предмета на выставку, проводимую за пределами Музея;
  • необходимости технического перерыва в отдельных залах в связи с показателями температуры и влажности воздуха, не соответствующими нормам, определенным правилами хранения музейных предметов.

8.5. Закрыть для посетителей территорию Музея или её часть при проведении на территории и в помещениях Музея специальных мероприятий и/или при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране».

8.6. Ограничить количество Билетов для продажи одному посетителю.

8.7. Реализовывать именные Билеты (в том числе именные абонементы и именные экскурсионные путёвки) с учётом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

8.8. При контроле Билетов требовать у посетителей с льготными Билетами документ, подтверждающий их право на льготу.

8.9. Прекратить проведение на территории Музея мероприятия, включая экскурсии, несогласованного с Музеем или проводимого с нарушением установленных требований к мероприятию, в том числе:

  • при отсутствии документа, подтверждающего право проведения экскурсии или занятия на территории Музея для группы посетителей;
  • при отсутствии документа, подтверждающего аккредитацию Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров России;
  • при превышении установленной численности экскурсионной группы;
  • при несоответствии фактического места проведения экскурсии и/или темы экскурсии, указанным в экскурсионной путёвке;
  • при несоответствии информации, указанной в заявке на проведение мероприятия, фактической ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *