Бкл и мцк в чем разница
Перейти к содержимому

Бкл и мцк в чем разница

  • автор:

Сердце московской подземки

БКЛ создает в мегаполисе новую транспортную реальность.

С вводом Большой кольцевой линии жизнь москвичей и гостей столицы стала динамичнее, комфортнее и красивее. Постараемся вас в этом убедить.

БКЛ как образец для подражания

Урбанизация сегодня достигла беспрецедентной скорости, оказывая огромное давление на транспортные системы в мегаполисах по всему миру. Вследствие этого города сталкиваются с многочисленными проблемами, включая дорожные заторы, повышенное загрязнение воздуха, снижение эффективности общественного транспорта, растущую разобщенность и изолированность городских районов. В ответ на эти вызовы Большая кольцевая линия становится ключевым шагом на пути к устойчивой мобильности, создавая основу для процветающего и экологически сознательного городского ландшафта.

Москва, в которой проживают более 13 млн человек, имеет концентрическую кольцевую планировку, а для соединения радиальных линий в 1908 году было построено Малое кольцо Московской железной дороги. В 1935 и 1960 годах были разработаны амбициозные планы развития, включающие города–спутники и направленные на сдерживание городского роста в пределах МКАД, выделение жилых, промышленных и зеленых зон. Эти стратегии позволили уменьшить нехватку жилья, сократить транспортные заторы и улучшить качество воздуха.

Однако к концу 1970–х годов рост города превзошел прогнозы, что привело к расширению его за пределы кольцевой дороги в 1980–х годах. Чтобы удовлетворить потребность в эффективном транспорте в быстро растущем городе и уменьшить разрастание города и экологические последствия, необходимо было принять поистине революционное транспортное решение, которым и явилась БКЛ.

БКЛ, официально открывшаяся 1 марта 2023 года, улучшает транспортное сообщение, обслуживая районы, где ранее не было доступа к метро, и сокращая ежедневное время в пути до 45 минут. Кроме того, она снизит загруженность других линий метро до 25%, а дорожного движения – до 15%. Стоимость недвижимости вблизи БКЛ выросла на 15–20%. БКЛ не только повышает мобильность рабочей силы, но и увеличивает производительность городского хозяйства, стимулируя развитие и обновление городов. БКЛ вносит свой вклад в общую экологическую устойчивость Москвы, формируя структуру использования земель, способствуя коммерческому росту, содействуя смешанному землепользованию и плотности городской застройки, а также улучшая качество воздуха в городе.

Большая кольцевая линия представляет собой жизненно важный шаг на пути к более устойчивому и взаимосвязанному будущему столицы. Ее развитие подчеркивает связь между транспортом и городским развитием, доказывает, что стратегические инвестиции в транспортную инфраструктуру могут способствовать устойчивому росту, повышению качества жизни и смягчению последствий изменения климата. В то время как города всего мира борются с проблемами урбанизации, изменением климата и меняющимися транспортными требованиями, БКЛ служит образцом реализации потенциала транзитно–ориентированного развития для создания эффективного и устойчивого будущего городских центров.

Рекорд по времени

БКЛ – крупнейший в мире проект метростроения. Это 70 км путей, 31 станция и три электродепо. Ввод БКЛ метро улучшил транспортное обслуживание 15 млн жителей столицы и Московской области. На многих маршрутах пассажиры ежедневно могут экономить до 35–45 минут.

Завершающим этапом реализации крупнейшего в мире проекта метростроения стало открытие девяти новых станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская». Две станции этого участка – глубокого заложения: «Марьина Роща» и «Рижская». Первая вошла в топ–3 самых глубоких станций московского метро с самым протяженным эскалатором длиной 130 м.

БКЛ соединила существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры Московского метро.

Со станций БКЛ можно сделать пересадки: на 20 станций 11 других линий метро; три – на МЦК; восемь – на МЦД–1 и МЦД–2; 13 – на линии железной дороги.

В качестве наглядного примера транспортного эффекта от введения БКЛ можно привести станцию «Кунцевскую», обслуживающую, в общей сложности, более 400 тыс. человек. В основном это жители Фили–Давыдково, Кунцево и Можайского района, которым приходится ездить в соседние районы – Хорошево–Мневники, Очаково–Матвеевское. Но если раньше эти поездки занимали много времени, в том числе из–за необходимости пользоваться разными видами транспорта, то теперь, благодаря появлению БКЛ, пересадки не нужны. Как итог: пассажиры экономят до 20 минут в дороге.

Если раньше, чтобы попасть из районов Фили–Давыдково, Кунцево и Можайский на «Проспект Вернадского», нужно было ехать через центр или садиться на автобус, который мог застрять в пробке, то сейчас можно преодолеть этот же путь через БКЛ – вдвое быстрее, чем через центр на метро. Как следствие, разгрузились и дороги, поскольку жители районов теперь могут добираться до нужного им места быстрее и проще, а садиться за руль не обязательно. Это видно, в частности, по Аминьевскому шоссе, движение по которому стало заметно свободнее – на 8–10%. Аналогичный эффект наблюдается, кстати, и в Зюзино: улица Каховка в результате открытия там станции БКЛ разгрузилась на 15%.

За счет существенного снижения нагрузки на другие линии положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры Московского метрополитена.

Кольцевая линия разгрузится до 25%, радиальные направления – до 22%, Московское центральное кольцо – до 20%, МЦД–1 и МЦД–2 – до 10%. На 5–15% снизится загруженность МКАД, Третьего транспортного кольца и вылетных магистралей за счет отказа части водителей от поездок на личном транспорте в пользу общественного.

Для БКЛ оптимизируют маршруты наземного городского транспорта – он становится быстрее и удобнее для пассажиров. Станции Большой кольцевой линии уже обслуживают 255 маршрутов, из них четыре новых и 149 скорректированных. Ближе к БКЛ перенесли 88 остановок общественного транспорта.

На БКЛ курсируют порядка 100 российских поездов «Москва–2020», что позволит поддерживать привычные для московского метро короткие интервалы движения, особенно в часы пик.

Поезд «Москва–2020» соответствует самым высоким требованиям Московского транспорта по обеспечению комфортных поездок для пассажиров: там максимально широкие двери и межвагонные переходы, USB–зарядки возле каждого сиденья, большие информационные дисплеи, подсветка в цвет линии и системы обеззараживания воздуха.

Для обслуживания, ремонта и отстоя поездов было перепрофилировано электродепо «Замоскворецкое» и возведено два новых электродепо.

БКЛ строили и запускали участками. Первые пять станций – «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская, «ЦСКА» и «Петровский парк» – открыли в феврале 2018 года.

Запуск первого участка улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы – Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савеловский, а также в деловом центре «Москва–Сити».

В декабре 2018 года открылась еще одна станция Большого кольца метро – «Савеловская».

27 марта 2020 года открыли станции «Лефортово» и «Авиамоторная» вместе со вторым участком Некрасовской ветки. До полного запуска БКЛ они работают в составе розовой линии.

31 декабря 2020 года заработала станция «Электрозаводская». Она расположена в Басманном районе, вдоль Семеновской набережной, у примыкания к Казанскому направлению Московской железной дороги (МЖД). До завершения строительства БКЛ станция работала в составе Некрасовской линии.

1 апреля 2021 года открыли еще две станции – «Народное Ополчение» и «Мневники». Они стали первыми станциями метро в районе Хорошево–Мневники, где проживают 174 тыс. человек, а планируемый прирост населения с учетом строящихся и перспективных объектов, а также реализации программы реновации жилфонда составляет 76 тыс. человек.

7 декабря 2021 года Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке БКЛ. Среди запущенных в работу были девять новых станций подземки: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и одна реконструированная – «Каховская».

И наконец, с вводом девяти последних станций 1 марта 2023 года кольцо замкнулось. Линию создали в максимально короткие для объекта такого масштаба сроки – за 10 лет.

Стандартизировано и уникально

Запуск новых станций увеличивает трафик на прилегающих улицах, а значит, необходимо комплексно благоустраивать территории, приводить в порядок существующие и создавать альтернативные пешеходные маршруты к транспортным объектам. Все это становится возможным благодаря совместной работе метростроителей и Департамента капитального ремонта Москвы.

За время строительства станций Большого кольца на прилегающих к ним территориях благоустроили порядка 220 га.

Благоустройство территорий, прилегающих к объектам транспорта, проводится по московским стандартам с учетом потребностей горожан в комфорте, безопасности, экологичности, разнообразии и идентичности. Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы был принят в 2016 году. Документ учитывает все столичные улицы, которые разделены на 10 типов, для каждой из них устанавливаются рекомендации по благоустройству.

Именно комплексный подход к развитию общественных пространств и формированию городской среды позволяет создавать в Москве подлинно комфортное пространство. Несмотря на то, что решения для проектирования территорий в основном типовые, стандарт оставляет поле для разработки индивидуальных проектов для каждого конкретного объекта, при этом учитываются пожелания местных жителей.

Все станции БКЛ уникальны как по своему расположению, так и по особенностям прилегающей территории. На каждой из них применяются разные планировочные и архитектурные решения. Где–то возможно лишь линейное благоустройство, позволяющее обеспечить удобные маршруты к метро от жилых домов, а где–то есть возможность создать новые или обновить существующие скверы, разместить детские и спортивные площадки, оборудовать зоны для выгула собак. В зависимости от конфигурации и общего стиля оформление пространства может отличаться по виду и размеру фонарей, уличных торшеров, установленных на них светильников, скамеек, урн и других малых архитектурных форм. Но обязательными остаются общие стандарты благоустройства, направленные на обеспечение комфорта и безопасности для горожан. В результате создается гармоничное пространство, объединенное общей архитектурной концепцией. Все территории, прилегающие к станциям БКЛ, приобрели новый своеобразный облик. Это стало возможным благодаря многофункциональному благоустройству, выполненному по современным стандартам с учетом потребностей местных жителей и транзитных пассажиров. Вблизи входных павильонов появились парки и скверы, спортивные площадки и велодорожки, пункты общественного питания, разные коммерческие объекты.

Так, к парку «Сокольники» от станции БКЛ ведет аллея, на ней размещены скамейки–клумбы с сезонным озеленением. На улице Гастелло и в Поповом проезде обустроят две спортплощадки, предназначенные сразу для нескольких видов спорта – баскетбола, волейбола и воркаута (уличной гимнастики).

Еще один яркий пример благоустройства территории около станции БКЛ – пространство со сложным искусственным рельефом, созданное около «Кунцевской». Здесь применен прием гео пластики, давший возможность создать озелененные холмы, органично вписав технические сооружения метрополитена и разместив отдельное пространство для отдыха со сквером и амфитеатром.

Около станции «Петровский парк» создали общественное пространство, где можно проводить городские мероприятия и просто с комфортом отдыхать.

У станции «Проспект Вернадского» Большого кольца появился новый пешеходный маршрут: между парком 50–летия Октября и входом на новую станцию проложили пешеходные дорожки. Специалисты убрали под землю линии электропередачи, модернизировали систему водостока, расширили тротуары, обновили асфальтовое покрытие и обустроили парковочные карманы. Для пассажиров общественного транспорта установили 16 остановочных павильонов с зарядными слотами.

Возле соседней станции «Мичуринский проспект» обустроили несколько пространств для отдыха. Преобразили внешний вид сквера на площади парка Олимпийской деревни. Высадили цветы, разбили газоны возле памятника Ивану Ярыгину. Здесь же установили арт–объект «Птицы», напоминающий о ценности городской экосистемы и бережном отношении к природе.

На юго–востоке города у станции «Нижегородская» сооружен концептуальный арт–объект, который напоминает НЛО. Он символизирует интеграцию разных видов транспорта столицы и называется «Московские кольца». Сфера диаметром 3,7 м в виде сети веток и станций метро – в пределах Кольцевой линии, а ленты вокруг нее символизируют Московское центральное кольцо и Большое кольцо метро. В темное время суток композиция подсвечивается разноцветными лампочками, которые обозначают станции.

Арт–объект из нержавеющей стали «Московские кольца» кроме эстетической, выполняет практическую функцию: маскирует расположенную под ним вентиляционную шахту. Кроме того, здесь появился ландшафтный парк. Он стал буферной зоной между строящимся жилым кварталом и транспортно–пересадочным узлом.

Все пространство окружено деревьями и кустарниками. В перспективе «Нижегородская» станет одним из крупнейших транспортно–пересадочных узлов, причем не только в Москве, но и в Европе.

Арт–объект в виде декоративного цифрового табло, установленный на центральной стене, встречает пассажиров перед входом на станцию «Рижская». Оно показывает текущее время.

Арт–объект решено было сделать в форме арок, которые стали основой дизайна всей станции и несут идею портала времени. Еще 16 таких же арок украсили саму станцию.

Вокруг продолжается комплексное благоустройство территории. Участок Рижской площади представляет собой островок посреди проезжей части. Под ним проложены коммуникации станции БКЛ. Здесь же находится выход из вестибюля, от которого можно удобно дойти до остановок общественного транспорта. Здесь свяжутся в узел станции Калужско–Рижской и Большой кольцевой линий метро, МЦД–2, МЦД–3 и МЦД–4, маршруты наземного транспорта и высокоскоростная магистраль в Санкт–Петербург.

При организации ТПУ предусмотрена торговая галерея на месте универмага «Крестовский». За Рижским вокзалом, на месте Рижского грузового двора, вырастет комплекс «РЖД–Сити» с офисами и жильем.

Для благоустройства станций Большого кольца и территорий вокруг них применяются только отечественные материалы, используется лучший натуральный камень из российских регионов.

Например, на станции БКЛ «Аминьевская» использован камень из двух регионов. На территории вокруг нового ТПУ уложена гранитная плитка двух цветов. Рабочие уложили белый гранит, который добывается в Ташмурунском месторождении в Башкирии, одном из крупнейших в мире по объему залегания природного камня, и черный гранит габбро из Карелии. Выбор материала для благоустройства обусловлен прежде всего дизайном общественного пространства.

15 тыс. кв. метров центральной аллеи, ведущей от строящейся станции БКЛ метро «Сокольники» к одноименному парку, вымощено красным клинкерным кирпичом российского производства. Такой цвет символизирует принадлежность к Сокольнической линии – первой линии столичного метрополитена, пуск которой состоялся в 1935 году.

И работа, и жилье

Строительство большой кольцевой линии (БКЛ) в Москве уже обеспечило рабочими местами 6 тыс. человек. Новую работу получили машинисты электропоездов, дежурные по станции, монтеры пути, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесари–электрики по обслуживанию и ремонту оборудования, инспекторы службы безопасности и другие.

Любые инфраструктурные проекты города стимулируют развитие малого бизнеса. И в первую очередь это относится к развитию транспорта, который меняет трафик горожан. В этом смысле открытие движения по всей Большой кольцевой линии метрополитена уже в краткосрочной перспективе окажет влияние на развитие малого бизнеса. За первые два месяца эксплуатации БКЛ ею воспользовались более 53 млн горожан. В среднем в километровом пешеходном радиусе от станции располагаются 25–30 объектов малого и среднего бизнеса. Поэтому 31 станция новой линии стимулирует открытие или развитие порядка 1 тыс. торговых точек и предприятий сферы услуг. Это не менее 4 тыс. рабочих мест.

Развитие стрит–ритейла даст масштабный фронт работ и транспортным компаниям, строительным фирмам, поставщикам продуктов, которые обеспечивают работу торговых точек и предприятий сферы услуг. Анализ показывает, что каждое малое и среднее предприятие, работающее на маршруте с устойчивым трафиком, отчисляет в качестве налогов в среднем 1–1,5 млн руб. Таким образом, дополнительные налоговые поступления города составят не менее 1 млрд руб. А еще это создает предпосылки для развития малого и среднего бизнеса, который должен составлять основу экономики мегаполиса.

Запуск движения по всему маршруту Большой кольцевой линии Московского метрополитена не только добавил более 6 тыс. новых рабочих мест в метро, но также приведет к экономическому оживлению близлежащих к новым станциям районов – речь идет о создании 100–150 тыс. рабочих мест в перспективе нескольких лет.

Любая транспортная инфраструктура создает места притяжения, формирует пешеходный поток. А значит, там концентрируется экономическая активность, в первую очередь малого бизнеса – места предоставления товаров и услуг. Экономическая же активность активизирует в свою очередь трудовую занятость населения.

Формируется дополнительная хордовая связь районов, что в конечном итоге влияет на то, где горожане хотят и могут работать. Запуск Большого кольца стоит рассматривать и в рамках других инициатив столичной мэрии по оживлению экономики города и созданию мест приложения труда. Например, в таких как программы комплексного развития территорий (КРТ) – создания на месте бывших промзон многофункциональных кластеров современной застройки с недвижимостью жилого, социального и коммерческого назначения. В итоге это приведет к тому, что в чистом виде «спальных» районов без экономической активности в Москве почти не останется.

Что касается жилищного строительства, то станции БКЛ в отличие от того же МЦК располагаются в уже существующей застройке. Для нового девелопмента будет меньше свободы, но больше возможностей для интеграции в существующую инфраструктуру и застройку.

Вместе с тем часть ее участков проходит по территории нового редевелопмента, например, на востоке Москвы. Именно поэтому станции БКЛ также будут способствовать функциональному насыщению территорий; получит развитие и жилищное строительство. Характерный пример – ТПУ «Нижегородская», где соединяются несколько видов транспорта. Поэтому через несколько лет городская застройка вокруг ТПУ изменится коренным образом.

Всего по расчетам столичных властей около БКЛ и вдоль нее можно будет построить более 20 млн «квадратов» различной недвижимости. Сейчас уже утверждены проекты планировки территорий и оформлены градостроительные планы земельных участков общей площадью около 1,9 тыс. га с потенциалом строительства порядка 17 млн кв. м различной недвижимости. На заседаниях Градостроительно–земельной комиссии города предварительно одобрено развитие еще 426 га, на которых может появиться около 4 млн новых «квадратов».

С вводом БКЛ жизнь для жителей столицы действительно стала более динамичной и комфортной, а окружающая среда – красивой. А впереди новые интересные проекты.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель» ТР», кандидат экономических наук.

История и характеристики Большой кольцевой линии

Станция

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 марта 2023 года в Москве состоялось открытие пассажирского движения по всей Большой кольцевой линии метро. Президент РФ Владимир Путин участвовал в церемонии по видеосвязи, а мэр Москвы Сергей Собянин — очно. ТАСС подготовил материал об этой линии.

Основные сведения

Большая кольцевая линия (рабочее название — Третий пересадочный контур, ТПК) — новая кольцевая линия Московского метрополитена. На схеме метро обозначается бирюзовым цветом и номерами 11 (основная трасса) и 11А (ответвление от станции «Хорошевская» до станции «Деловой центр»). Это самая протяженная линия московского метро и третья по счету внутригородская кольцевая линия рельсового пассажирского транспорта в российской столице — после Кольцевой линии (на схеме метро — №5, поэтапно открыта в 1950-1954 годах), а также интегрированного с метрополитеном железнодорожного Московского центрального кольца (МЦК, на схеме — №14, открыто в 2016 году).

Полностью расположенная под землей БКЛ проходит на расстоянии от 3 до 10 км от Кольцевой линии, объединяет все существующие и проектируемые радиальные направления. Линия имеет протяженность 70 км и насчитывает 31 станцию. Они позволяют сделать пересадку на 20 станций других линий столичного метро, восемь пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД), три — на МЦК. Все станции БКЛ подземные, в основном неглубокого заложения.

По словам Собянина, БКЛ сможет перевозить в два раза больше пассажиров, чем МЦК (среднесуточный пассажиропоток в 2019 году — 540 тыс. человек) и позволит сократить время движения в пути по некоторым направлениям в два-три раза.

История проекта

«Большим кольцом» Московского метрополитена во время строительства в 1940-х годах называлась современная Кольцевая линия — тогда проектировалось «Малое кольцо», которое должно было пройти под бульварами. В частности, на станции «Курская» сохранились надписи на путевой стене: «Курская большого кольца 1945-1949». Однако уже в начале 1950-х годов от проекта «Малого кольца» отказались.

Строительство второго кольца метро для разгрузки существующей Кольцевой линии предусматривал Генеральный план развития Москвы 1971 года. Новое метрокольцо должно было включить в себя короткую Каховскую линию и северо-восточный участок Сокольнической линии. Однако в советские годы строительство так и не началось, а после распада СССР экономические трудности долгое время мешали реализации столь крупномасштабного проекта. Специалисты на протяжении 1980-х — 2010-х ггодов обсуждали различные альтернативные проекты и варианты трассировки нового «пересадочного контура» — как в виде кольца, так и в виде хордовых линий. В 2006 году начальник московского метро Дмитрий Гаев ввел в употребление название «Третий пересадочный контур» (ТПК). Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась сама Кольцевая, а третий контур предполагалось создать на расстоянии двух-трех перегонов от существующего кольца с учетом советского проекта второй кольцевой линии или пересекающихся хорд.

4 мая 2012 года правительство Москвы своим постановлением утвердило новую программу развития столичного метрополитена на срок до 2020 года. Она предусматривала строительство в 2012-2020 годах более 80 новых станций на существующих и новых линиях, включая ТПК.

Текущая трассировка линии была утверждена правительством Москвы 4 мая 2012 года, в дальнейшем неоднократно уточнялись названия проектируемых станций.

Пусковой участок от «Делового центра» до «Петровского парка» спроектировала компания «Метрогипротранс», оставшуюся часть линии — инженеры «Мосинжпроекта» и испанской компании Bustren. Было принято решение построить около 30 км тоннелей с применением испанского способа метростроения, когда для движения двух поездов в двух разных направлениях сооружается один тоннель большого диаметра, в котором параллельно укладываются пути. Такой стандарт предусматривает возведение станций не с одной островной платформой, а с двумя береговыми и выходами в торцах станции. Первоначально планировалось, что 20 станций будут иметь островную платформу, а десять станций — береговые, при дальнейшем проектировании число станций с береговыми платформами сократилось до семи. На линии построено три станции глубокого заложения — «Рижская» (63,5 м), «Марьина Роща» (70 м) и «Савеловская» (65 м).

На ранних этапах работы линии подвижной состав размещался в электродепо «Измайлово», в 2018-2021 годах поезда БКЛ обслуживались в новом электродепо «Солнцево». С 2021 года для нужд БКЛ используется модернизированное электродепо «Замоскворецкое», 20 февраля 2023 года к нему присоединилось электродепо «Нижегородское «(бывший Московский вагоноремонтный завод им. В. Е. Войтовича). Также поезда БКЛ будет обслуживать электродепо «Аминьевское», открытие которого намечено на 2023 год.

Проектирование и строительство новой кольцевой линии велось с ноября 2011 года силами АО «Мосметрострой», АО «Мосинжпроект» и ООО «СМУ Ингеоком». К строительству отрезка «Аминьевская» — «Проспект Вернадского» привлекалась компания «Си-ар-си-си рус» — российское подразделение китайской China Railway Construction Corporation Limited, CRCC).

28 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в Twitter о том, что участники интернет-сервиса правительства Москвы «Активный гражданин» выбрали новое название для ТПК — «Большая кольцевая линия». Официально оно было утверждено к открытию первого участка в 2018 году.

Этапы ввода в эксплуатацию

2018 год

26 февраля 2018 года было запущено пассажирское движение на первом участке БКЛ протяженностью 10,51 км, насчитывавшем пять станций:

  • «Деловой центр» (Пресненский район) в центральном ядре делового района «Москва-Сити», с пересадками на одноименную станцию Солнцевской линии метро, станцию «Выставочная» Филевской линии метро и платформу Тестовская железнодорожной линии D1;
  • «Шелепиха» (также в Пресненском районе) близ пересечения Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом. Пересадки на одноименную станцию МЦК и платформу Тестовская;
  • «Хорошевская» (Хорошевский район) на пересечении Хорошевского шоссе с 4-й Магистральной улицей; Пересадка на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии метро и станцию «Хорошево» МЦК;
  • «ЦСКА» (также в Хорошевском районе) на Ходынском бульваре, близ спортивных объектов ЦСКА;
  • «Петровский парк» (район Аэропорт) на Ленинградском проспекте, с переходом на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии метро.

30 декабря БКЛ получила продление до «Савеловской» (районы Савеловский и Бутырский), построенной рядом с Савеловским вокзалом (D1) с пересадкой на Серпуховско-Тимирязевскую линию метро.

В 2018-2020 годах отрезок БКЛ от «Шелепихи» до «Савеловской» эксплуатировался совместно с Солнцевской линией метро (на схеме обозначена желтым цветом и номером 8А). В дальнейшем участок «Деловой центр» — «Шелепиха» планируется передать в состав будущей Рублево-Архангельской линии.

2020 год

27 марта 2020 года был открыт участок БКЛ протяженностью около 8 км, насчитывавший три станции:

  • «Нижегородская» (район Нижегородский) на Рязанском проспекте, с пересадками на одноименные станции Некрасовской линии, МЦК и Горьковского направления Московской железной дороги (будущая линия D4);
  • «Авиамоторная» (район Соколиная Гора) с выходами к шоссе и проезду Энтузиастов и пересадкой на одноименную станцию Калининской линии метро;
  • «Лефортово» в одноименном районе, с выходами к улицам Солдатская, Наличная и Авиамоторная;

31 декабря 2020 года этот северо-восточный отрезок линии был продлен на север еще на одну станцию — до новой «Электрозаводской» (районы Басманный и Соколиная Гора). Она имеет выходы к Большой Семеновской улице, Семеновской набережной и Гольяновскому проезду, с нее можно пересесть на «Электрозаводскую» Арбатско-Покровской линии метро и одноименную станцию Казанского и Рязанского направлений МЖД.

До 16 февраля 2023 года включительно станции БКЛ от «Нижегородской» до «Электрозаводской» эксплуатировались в составе Некрасовской линии (на схеме обозначена розовым цветом и №15), после чего были переведены в состав большого кольца.

2021-2022 годы

1 апреля 2021 года открылся для пассажиров следующий участок БКЛ протяженностью около 4,5 км, имевший в своем составе две станции:

  • «Народное Ополчение» (район Хорошево-Мневники) с выходами на проспект Маршала Жукова, улицы Демьяна Бедного и Народного Ополчения;
  • «Мневники» (Хорошево-Мневники) с выходами на улицу Нижние Мневники и проезду Главмосстроя.

После открытия на этом западном участке БКЛ было организовано вилочное движение: после «Хорошевской» часть поездов следует до «Мневников», часть — до «Делового центра».

7 декабря 2021 года в пассажирскую эксплуатацию был введен фрагмент большого кольца протяженностью около 20 км, куда вошли сразу три отрезка: западный, юго-западный и южный. Для пассажиров заработали 10 станций:

  • «Терехово» (Хорошево-Мневники) в срединной части Мневниковской поймы, в районе перспективной жилой застройки;
  • «Кунцевская» (граница районов Кунцево и Фили-Давыдково). Построена вдоль Рублевского шоссе, между улицей Молдавская и путями линии D1 (МЦД-1), имеет пересадку на одноименные станции Арбатско-Покровской и Филевской линий и линию D1;
  • «Давыдково» (районы Фили-Давыдково и Можайский) на Аминьевском шоссе в районе примыкания к шоссе улицы Инициативная;
  • «Аминьевская» (район Очаково-Матвеевское) — также на Аминьевском шоссе в районе пересечения с Очаковским шоссе;
  • «Мичуринский проспект» (район Раменки). Построена вдоль улицы Удальцова и ее пересечения с Мичуринским проспектом, имеет пересадку на одноименную станцию Солнцевской линии;
  • «Проспект Вернадского» (район Проспект Вернадского), расположена параллельно улице Удальцова. Пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии;
  • «Новаторская» (граница районов Проспект Вернадского и Обручевский) на пересечении Ленинского проспекта и улицы Новаторов;
  • «Воронцовская» (Обручевский район) между Старокалужским шоссе и улицей Профсоюзная. Пересадка на ст. — «Калужская» Калужско-Рижской линии;
  • «Зюзино» (районы Черемушки и Зюзино) на пересечении улицы Каховка и Севастопольского проспекта;
  • реконструированная «Каховская» (район Зюзино), которая раньше входила в состав упраздненной Каховской линии. Расположена на пересечении Чонгарского бульвара, улиц Каховка и Азовская. Пересадка на ст. «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

14 декабря 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин провел технический пуск (без пассажиров) движения на участке БКЛ между «Каховской» и «Каширской», а 30 декабря — на замыкающем участке кольца от «Каширской» до «Нижегородской».

2023 год

20 февраля началось движение поездов БКЛ с пассажирами по участку «Нижегородская» — «Электрозаводская», выведенному из состава Некрасовской линии.

1 марта в пассажирскую эксплуатацию переходят оставшиеся девять станций на южном, юго-восточном и северо-восточном участках линии:

  • Реконструированная «Варшавская» (районы Нагорный, Москворечье-Сабурово), до октября 2019 года принадлежавшая упраздненной Каховской линии и расположенная на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром;
  • реконструированная «Каширская» (районы Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники; также ранее относилась к Каховской линии) на пересечении Каширского шоссе с улицей Маршала Шестопалова. Имеет пересадку на одноименную станцию Замоскворецкой линии, в н. в. закрытую в связи с реконструкций тоннеля;
  • «Кленовый бульвар» (район Нагатинский Затон) на пересечении Кленового бульвара и Коломенской улицы;
  • «Нагатинский Затон» в одноименном районе, на берегу Москвы-реки, с выходами на Коломенскую улицу;
  • «Печатники» в одноименном районе, с выходами к улице Гурьянова и пересадкой на Люблинско-Дмитровскую линию и железнодорожную линию D2;
  • «Текстильщики» (районы Печатники и Текстильщики), с выходами на Волгоградский проспект, Люблинскую и Шоссейную улицы. Пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию метро и линию D2;
  • «Сокольники» в одноименном районе, с выходами на Сокольническую площадь, к улицам Стромынка, Русаковская, Сокольнический вал и др. Пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии метро;
  • «Рижская» (районы Мещанский и Марьина Роща) с выходами на проспект Мира и Рижскую площадь, пересадкой на одноименную станцию Калужско-Рижской линии метро и линию D2;
  • «Марьина Роща» в одноименном районе, с выходами на Шереметьевскую улицу, 2-ю улицу и 5-й проезд Марьиной Рощи. Пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию метро и линию D2.

Перспектива

В перспективе к трем станциям БКЛ планируется присоединить строящиеся радиальные линии метро. Со станции «Народное Ополчение» предусмотрена пересадка на Рублево-Архангельскую линию, с «Новаторской» — на Троицкую линию, а с «Кленового бульвара» — на Бирюлевскую линию.

Зачем в Москве строят очередное транспортное кольцо

В первом выпуске программы главный редактор «РБК-Недвижимости» Игнат Бушухин рассуждает, зачем в городе строят очередное транспортное кольцо — БКЛ. Вы можете посмотреть программу на видео или прочитать расшифровку под ним.

Видео: телеканал РБК

Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»: — Большую кольцевую линию (БКЛ) московского метрополитена начали рыть в 2017 году. В отличие от старой кольцевой линии метро новая расположится ближе к окраинам столицы. Но зачем нам БКЛ, если уже есть Московское центральное кольцо (МЦК)? Этот вопрос мы задали известному московскому архитектору. Говорит Тимур Башкаев. Тимур Башкаев, архитектор: — БКЛ проходит в основном по территории жилых районов, а МЦК традиционно соединяет, проходит через промзоны. В городе они представляют типа восьмерки, МЦК смещено вверх, на север, а БКЛ будет смещено на юг. Поэтому они дополняют друг друга, имеют между собой удобные пересадки. Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»: — Это все хорошо, но все-таки давайте ответим на вопрос: «Так, а что с этого нам с вами — горожанам?» Тут все очевидно. Планируется, что новая линия разгрузит всю транспортную систему города, экономия времени на дорогу от дома на работу и обратно для каждого москвича будет существенной. Чтобы не быть голословным — вот что об этом проекте говорят эксперты. Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс»: — Цель этой линии очень простая. Раз у нас радиально-кольцевая система метрополитена, то все линии идут в центр Москвы. И перегрузка центральных станций — гигантская. Транзитный пассажир или пассажир, который хочет условно приехать с севера на восток, не будет ехать через центр Москвы, он благополучно сделает пересадку на Большой кольцевой линии и приедет туда, куда ему надо. Юлия Бочкарева, руководитель сектора развития скоростного внеуличного транспорта Института Генплана Москвы: — Сооружение Большой кольцевой линии метрополитена улучшит транспортное обслуживание населения и работающих срединной зоны города. За счет создания новой скоростной беспересадочной связи между районами время в пути уменьшится на 15 минут. Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»: — А что для бизнеса? Как открытие БКЛ скажется на деловом климате в большом городе? Давайте об этом поговорим на примерах. Возьмем наземную линию городской электрички — МЦК, инфраструктура для которой была построена в 2016 году. Кроме того, что сразу же после открытия МЦК значительно улучшило транспортную доступность районов Москвы, в которых совокупно проживает 1 млн человек, так это сразу же заинтересовало и бизнес. Торговые центры, расположенные рядом с МЦК, в течение года стали посещать на 30% больше покупателей. Заработал от этого и девелоперский бизнес: спрос на квартиры в новых ЖК, расположенных рядом с МЦК, вырос сразу же на 60%, ну а цены на квартиры росли быстрее, чем по всей Москве — на 15% против 8% в среднем по городу. Это что касается крупного бизнеса. А что с малым? Существует такая зависимость: как только в Москве открывается новая станция метро, в 15 минутах пешком от нее ставки аренды сразу же вырастают на 25–30%, в том числе и на коммерческие помещения. Это небольшие магазинчики у дома, торговые павильоны, киоски, мастерские бытовых услуг, кофейни, коворкинги — в общем, вся торговая и деловая инфраструктура в районе. Такими помещениями в Москве владеют в основном малый бизнес, частные инвесторы. Выгода для них — очевидная. И для арендаторов, в принципе, тоже все неплохо — они зарабатывают на растущем пассажиропотоке. Что в это связи можно сказать? Прямо сейчас присмотритесь к локациям, московским районам, где появятся новые станции БКЛ. Сегодня это одни из самых инвестиционно привлекательных районов столицы. Я не преувеличиваю. Время для инвестиций еще есть. БКЛ полностью замкнется и заработает в 2023 году. Ну и в принципе, у Москвы большие планы по строительству метро. Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: — Мы окончательно утвердили программу строительства метрополитена до 2023 года, и точно совершенно видим по набранным темпам, что мы до 2023 года включительно метро в Москве удвоим. Это мегапроект. У нас база была очень высокая, у нас 300 км было метро, и еще добавить почти 300 км — это, конечно, такая очень непростая задача, с которой нам удается справиться. До 2023 года включительно будет 135 км, 55 станций. И у нас заложено в программе еще две новые линии — это на Бирюлево и на Новоархангельское. Это перспектива до 2027 года включительно, она нам дает еще 23 станции и порядка 50 км протяженности. Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»: — Что ж, на этом все. Это была программа «Город» — мы рассказываем о том, как меняется Москва и какой толк от этого и горожанам, и бизнесу. Оставайтесь с нами, пока!

Собянин заявил, что БКЛ разгрузит московское метро и МЦК почти на четверть

МОСКВА, 5 марта. /ТАСС/. /ТАСС/. Большая кольцевая линия московского метрополитена разгрузит его другие линии и МЦК на 20-25%. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в эфире телеканала » Россия-1 » в интервью программе «Москва. Кремль. Путин».

Читайте также
Оригинальный дизайн и семь новых пересадок. Чем отличаются 10 новых станций БКЛ в Москве

«[Проект] для всех, вот просто вот без исключения для всех москвичей и жителей Подмосковья. Большое кольцо возьмет на себя часть пассажиров с Малого кольца действующего, с МЦК, с головных участков метро. Они разгрузятся процентов на 20, на 25. Всем становится комфортнее и просторнее в метро. Это значит, разгрузится и дорожная сеть Москвы, и дорожная, и железнодорожная. Поэтому этот проект — проект для всех», — сказал Собянин, отвечая на вопросы журналиста Павла Зарубина.

Он добавил, что запуск движения по Большой кольцевой линии московского метро «удивил весь мир». Это самая большая кольцевая линия в подземке в мире, подчеркнул мэр.

«Мы находились в преддверии полного коллапса: это не только на дорогах Москвы, но и метро было переполнено, и автобусы переполнены, и ощущение было такое, ну, тяжелое, что город скоро остановится. Поэтому такие проекты для нас были ключевыми», — сказал Собянин. По его словам, вначале проект Большого кольца метро «выглядел как фантастика».

«Год от года было видно, как этот проект набирает темп. Для того, чтобы понять его сложность: первые пять лет, которые мы строили, мы ввели одну станцию всего БКЛ, одну, а за последующие пять лет — 30. То есть мы пять лет ковырялись внизу под землей, рыли, готовили, проектировали и т. д. И потом — фух — вышли с новыми проектами, с новыми станциями. Они начали как грибы расти», — заключил мэр.

1 марта президент России Владимир Путин по видеосвязи дал старт движению по всей Большой кольцевой линии московского метро. Собянин очно принял участие в церемонии на станции «Сокольники».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *