Какой самый крупный монастырь в санкт петербурге
Перейти к содержимому

Какой самый крупный монастырь в санкт петербурге

  • автор:

Какой самый крупный монастырь в санкт петербурге

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра первый и наиболее крупный монастырь Санкт Петербурга.

21 Июл
2017

Если Дворцовая площадь – это сердце Петербурга, то Свято-Троицкая Александро-Невская лавра – его душа. Над этим местом витает дух самого города. Здесь всё пропитано легендами, историей, переживаниями и благостным счастьем.

Традиционная атмосфера православного храма неуловимо, но чётко соприкасается с непередаваемой аурой основателя Петрограда. Сюда приезжают сотни тысяч паломников и беспрерывный поток туристов на экскурсии.

Ещё в 1710 году Пётр I лично выбрал место для главного монастыря своих владений. Отдав распоряжение, чтобы строительство начали вблизи Черной речки (нынешняя Монастырка). Рассказы связывают эту территорию с Невской битвой. Во время которой новгородский князь Александр Ярославич победил шведского Ярла Биргера и получил своё прозвище «Невский». Позже краеведы установят, что сражение проходило чуть выше по Неве.

Монастырь стал неким архитектурным вызовом русской старине и традициям, недаром строить его поручили иноземному зодчему Доменико Трезини. Восьмигранный купол и кровля с изломом ярко отличали постройку от привычных городских обителей.

Датой основания этого православного собора в Санкт-Петербурге принято считать день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года. В 1723 году произошло самое значимое событие для лавры — Пётр I принял решение перевезти сюда из Владимира мощи святого князя Александра Невского. И уже в 1724 году останки князя прибыли в стены столичного храма. По легенде Пётр I внёс их лично. С того момента, реликвия — главная святыня лавры.

Достройка Свято-Троицкой Александро-Невской лавры пришлась на годы правления дочки Петра I Елизаветы Петровны. А затем благое дело продолжила и Екатерина II.

Местность вокруг главных зданий застраивалась и облагораживалась. Каждый день здесь был слышан стук топоров и возгласы каменщиков – работа кипела полным ходом. В разные периоды на территории монастыря действовали:

  • типография;
  • богадельня для солдат в отставке;
  • академия для детей священнослужителей;
  • кузница;
  • пильная мастерская и прочие бытовые постройки.

В начале XX века при монастыре открываются певческие курсы и музей. Правители державы с особым трепетом покровительствуют храму и щедро помогают с содержанием. Таким образом обитель становится одной из самых богатых во всей Русской Империи.

В наши дни — это та достопримечательность Санкт-Петербурга, которую сложно обойти стороной. Здесь стираются границы между современностью и прошлым. Всё сливается в гармоничное единое целое, а время замедляет ход. Сходите на экскурсию и прочувствуйте это сами.

Монастыри Санкт-Петербурга – четыре сердца города на Неве

Сегодня в пределах городской застройки существуют два мужских и два женских монастыря. Их судьба тесно связана с историей города. В XX веке старым монастырям пришлось пройти через непростые испытания. Сегодня православные обители восстанавливаются и привлекают немало паломников и туристов.

  1. Александро-Невская Лавра
  2. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь
  3. Иоанновская обитель
  4. Воскресенский Новодевичий монастырь
  5. Александро-Невская Лавра

Статья: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге: архитектурный комплекс, построенный в память о Великой победе в Невской битве В нашей стране есть только два крупных мужских монастыря с особым статусом. Одна Лавра находится в Сергиевом Посаде, а другая – в культурной столице России. Монастыри Санкт-ПетербургаОбщий вид на Александро-Невскую Лавру Александро-Невская Лавра была основана царем Петром I в честь победы в многолетней и кровопролитной войне между Россией и Швецией. В начале XVIII века в монастыре был всего один деревянный храм, но уже в 1717 году началась каменная застройка по проекту талантливого зодчего Доменико Трезини. Статус Лавры обитель получила в 1797 году. После революции монастырский ансамбль был признан памятником архитектуры, однако несколько десятков лет здания использовались Домом пионеров и школой. Здесь находились склады, автобаза и общежития для рабочих. Только в середине 1990-х годов старинный монастырь вернули верующим. Монастыри Санкт-ПетербургаВид на Благовещенскую церковь и Благовещенские ворота Александро-Невской Лавры Центральное место в обители занимает величественный Свято-Троицкий собор, построенный во второй половине XVIII века. Самый старый из сохранившихся храмов – Благовещенская церковь. В ее усыпальнице похоронены члены императорской фамилии, государственные деятели России и дипломаты. Главная святыня Лавры – мощи благоверного князя Александра Невского, которые были возвращены в монастырь в 1989 году. Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть старинные храмы и побывать в уникальных мемориальных некрополях. Монастыри Санкт-ПетербургаОбщий вид на Троицкий собор Александро-Невской Лавры Старейшее Лазаревское кладбище было создано еще в XVIII веке. На Тихвинском некрополе похоронены мастера искусств и литераторы: композиторы А. С. Аренский, М. А. Балакирев, Д. С. Бортнянский и М. П. Мусоргский, поэты Е. А Баратынский, В. А. Жуковский и А. А. Дельвиг, писатели Ф. М Достоевский и Н. М. Карамзин. На их могилах можно увидеть красивые памятники и надгробия. Кладбища Лавры открыты ежедневно с 10:00 до 17:30. Билет стоит 250 рублей (2019). Имейте в виду, что кассы прекращают продажу билетов за полчаса до закрытия. Монастыри Санкт-ПетербургаНикольская церковь на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Богослужения. Службы в монастырских храмах проводят с понедельника по субботу в 7:00, 10:00 и 17:00. По воскресеньям литургия начинается в 9:00. Как добраться. Лавра расположена на левом берегу Невы, возле станции метро «Площадь Александра Невского».

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь

Статья: Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь – жемчужина на берегу Финского залива Монастырь появился во времена правления российской императрицы Анны Иоанновны. Государыня пожаловала монахом загородное имение своей родной сестры – мызу, которая до этого принадлежала царевне Екатерине Иоанновне. Монастыри Санкт-ПетербургаОбщий вид на Сергиево Приморскую пустынь Новая обитель занимала скромный участок земли с деревянной оградой. Посредине стоял небольшой храм, а вокруг него располагались кельи для монахов и дом настоятеля. В 1750-1760-е годы архитектор Пьетро Антонио Трезини составил проект, и деревянные здания перестроили в камне. Расцвет монастыря пришелся на 1830-е годы, когда его настоятелем был архимандрит Игнатий (Брянчанинов). При нем братские корпуса были соединены галереей, а монастырские храмы полностью отремонтировали. Монастыри Санкт-ПетербургаВид на Сергиево Приморскую пустынь с Санкт-Петербургского шоссе Перед революцией в пустыни стояло 7 церквей, и жили 100 монахов. Потом ситуация в стране кардинально изменилась. В 1919 году обитель закрыли. Часть монахов отправили в ссылку, а некоторых оставили жить в созданной здесь детской трудовой коммуне. Архитектурный ансамбль сильно пострадал в 1930-е годы и во время войны. В 1960 году, во время борьбы Н. С. Хрущева с религией, был взорван старинный Троицкий собор. Монастыри Санкт-ПетербургаИкона Христа Спасителя над святыми воротами Сегодня Свято-Троицкая Сергиевская пустынь – действующая обитель. Здесь сохранилось несколько храмов в XVIII-XIX веков и захоронение российского дипломата и государственного деятеля, князя Александра, Михайловича Горчакова. Часть зданий восстановлены, но некоторые постройки еще нуждаются в реставрации.

Монастыри Санкт-Петербурга

Богослужения. Мужская обитель открыта для паломников и туристов с 7:30 до 21:00. Церковные службы проходят каждый день: по будням в 9:00 и 17:00, а в субботу и воскресенье – в 10:00 и 17:00. Церковь преподобного Сергия Радонежского Сергиево Приморской пустыни Как добраться. Монастырь находится на выезде из города в сторону Петергофа – на Санкт-Петербургском шоссе, 15. Если вы хотите добираться на электричке, выходите на станции «Сергиево». Автобусы и маршрутки ходят от станций метро «Автово», «Проспект Ветеранов», «Ленинский проспект» и «Балтийская». Выходить нужно на остановке «Проспект Буденного».

Иоанновская обитель

Статья: Иоанновский монастырь – неовизантийская женская обитель Санкт-Петербурга На берегу притока Невы – небольшой реки Карповки возвышается великолепный монастырский ансамбль в неовизантийском стиле. Православная обитель была основана в начале прошлого века почитаемым священником – Иоанном Кронштадтским. Монастырь посвящен Иоанну Рыльскому – болгарскому святому, который жил в X веке. В храме-усыпальнице покоятся мощи Иоанна Кронштадтского. Монастыри Санкт-ПетербургаВид Иоанновского монастыря со стороны Карповского моста Необычные здания были построены по проекту петербургского архитектора Николая Никитича Никонова. До революции здесь жили 350 монахинь и послушниц. Они имели собственное подсобное хозяйство, работали в больнице, детском приюте и мастерских. В годы Первой мировой войны монахини устроили лазарет и выхаживали раненых солдат и офицеров. В 1919 году вместо обители появилась трудовая коммуна. Потом постройки отошли техникуму мелиорации, а монахинь арестовали и отправили в ссылку в Казахстан. Монастыри Санкт-ПетербургаКупола храма во имя Двенадцати Апостолов Иоанновского монастыря Старый монастырь вернули Церкви в 1989 году. За несколько лет конторы, которые занимали бывшие храмы, выехали, и с 1991 года монастырская жизнь пошла своим чередом. Храмы и другие постройки были восстановлены или отстроены заново по сохранившимся чертежам и фотографиям. Сегодня на территории можно увидеть огромный храм Двенадцати апостолов, церковь Иоанна Рыльского, Покровскую часовню и усыпальницу. Монастыри Санкт-ПетербургаИнтерьер храма во имя Двенадцати Апостолов Иоанновского монастыря Богослужения. Верующие могут прийти на службу ежедневно в 8:00 и 17:00. В воскресенье Литургия начинается в 9:00. Как добраться. Обитель находится в Петроградском районе города, по адресу: набережная Карповки, 45. За 15 минут до монастыря можно дойти пешком от станции метро «Петроградская».

Воскресенский Новодевичий монастырь

Статья: Воскресенский Новодевичий монастырь – обитель XVIII века Еще один женский монастырь города ведет свою историю с 40-х годов XVIII столетия. Он был создан на месте Смольного двора по указу дочери Петра I – российской императрицы Елизаветы Петровны. Проект для первых зданий подготовил знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли. Монастыри Санкт-ПетербургаОбщий вид Воскресенского Новодевичьего монастыря В конце XVIII века женский монастырь упразднили и создали заново на Васильевском острове, а в 1848 году ему передали земельный участок за Московской заставой. До революции в обители жили более 400 монахинь и послушниц. Они молились и работали, не покладая рук. На территории находились 8 церквей. Монастырь имел собственную конюшню, скотный двор и птичник. Женщины трудились в золотошвейной, ковровой и иконописной мастерских, помогали в больнице и детском приюте. С 1918 по 1938 год обитель полностью разорили. Были снесены почти все храмы, взорвана колокольня, а монашек выселили из города. Оставшиеся здания перестроили для нужд НИИ электромашиностроения. Монастыри Санкт-ПетербургаВид на Казанскую церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря с кладбища Церковная жизнь стала возрождаться в монастыре с середины 1990-х годов. Сегодня обитель полностью восстановлена. Здесь работают швейная мастерская, церковная лавка, богадельня, детский приют и воскресная школа. Туристы приходят посмотреть на один из красивейших соборов и храмов Санкт-Петербурга – пятиглавый Воскресенский собор. Он был построен в середине XIX столетия, одновременно с монастырем. Неподалеку находится живописный Казанский храм, который возвели в начале прошлого века по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Приземистая неовизантийская церковь имеет роскошные интерьеры. Она украшена настенными росписями и тремя резными иконостасами. Монастыри Санкт-ПетербургаВоскресенский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря Богослужения. Со вторника по пятницу церковные службы проходят в 7:00 и 17:00, в субботу – в 9:00 и 16:00, в воскресенье – 7:00, 9:40 и 17:00, а в понедельник в 9:00 и 17:00. Как добраться. Монастырь находится на Московском проспекте, 100, в 0,8 км от станции метро «Московские ворота».

← РОССИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЕВРОПА →

Монастыри Санкт-Петербурга

Монастыри Санкт-Петербурга

Четыре самые красивые и древние обители

Небанальный взгляд на историю Петербурга — ретроспектива его храмов, церквей и монастырей, как сохранившихся до наших дней, так и разрушенных и воссозданных. Немые свидетели исторических потрясений, они хранят память о разных событиях — радостных и печальных.

Расскажем подробнее о четырёх точках на карте — четырёх монастырях Санкт-Петербурга, прошедших невероятный путь с момента основания до нашего времени.

Александро-Невская лавра

Адрес: набережная реки Монастырки, 1

Старейший действующий монастырь Санкт-Петербурга, заложенный в 1710 году самим Петром I. Локация для будущей обители — на месте впадения Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву — была выбрана неслучайно. Когда-то считалось, что здесь произошла знаменитая Невская битва, закончившаяся победой Александра Невского над шведами. Позже историки выяснили, что на самом деле сражение происходило выше по течению Невы.

25 марта 1713 года на месте будущей лавры освятили первую деревянную церковь — Благовещенскую. Именно это событие считается датой основания монастыря. Спустя 10 лет в обитель был перенесён важнейший артефакт — мощи святого Александра Невского, которые находятся здесь и сегодня. Они хранятся в роскошной серебряной раке середины XVIII века, которая в 2023 году вернулась в монастырь из Эрмитажа (гробница выставлялась в музее почти сто лет!).

+3

С гравюры 1716 года. Александро-Невская лавра при Петре I • 1821 год. Визит императора Александра I. Автор неизвестен • 1865-1868 год. Вид на Троицкий собор. Фото: А. Ф. Лоренс • 1890-1894 год. Рака с мощами Св. Александра Невского. Фото: В. Д. Машуков • Июнь 1918 года. Крестный ход, который возглавляют патриарх Тихон и митрополит Вениамин • Приблизительно 1956 год. Собор до реставрации

Архитектурный ансамбль монастыря, выполненный в стиле классического барокко, формировался под руководством первого архитектора Санкт-Петербурга — итальянца Д.-А. Трезини. С того времени многие постройки изменились. Свой первоначальный облик удалось сохранить единственному строению — Благовещенской церкви, возведённой в 1717-1724 годах.

Современная Александро-Невская лавра — действующий мужской монастырь, открытый всем желающим. На посещение обители лучше закладывать один-два дня: соборы, церкви, киоты, усыпальницы, некрополи, музей, ремесленные мастерские — всё это нужно осматривать без спешки.

Фото: группа ВК лавры

Что посмотреть: Свято-Троицкий собор, сад в Никольском ските, храм-усыпальницу в честь преподобного Исидора Пелусиота, библиотечный корпус, гончарную мастерскую.

Как добраться: на метро до станции «Площадь Александра Невского», на автобусах № 8, 58, 253, троллейбусах № 14, 16 до остановки «Проспект Обуховской Обороны / Александро-Невская лавра».

Воскресенский Новодевичий женский монастырь

Адрес: Московский проспект, 100

Один из красивейших монастырей Петербурга, который, кстати, упоминается в поэме Александра Блока «Возмездие». Изначально в середине XVIII века по указу Елизаветы Петровны обитель была основана там, где сейчас находится Смольный собор. Монастырь просуществовал около 40 лет, затем на какое-то время канул в небытие. Возобновил работу в 1845 году, но уже на новом месте. Николай I символически заложил первый кирпич в фундамент будущей обители.

Более ста лет монастырь процветал, но после революции 1917 года его постигла участь многих религиозных сооружений того времени. 1930-е стали роковыми для обители. От некогда процветающего подворья остались лишь воспоминания: храмы разрушили, монахинь и настоятельниц арестовали, колокольню снесли. В здании собора расположился универмаг, а в основном корпусе монастыря — НИИ машиностроения.

1920-е годы. На проспекте близ монастыря • 1930-е годы. Разобранные на кирпичи • 1996 год. До начала реставрации • Фото: сайт монастыря

Возрождение Новодевичьего монастыря началось в 1990-е. Его передали РПЦ, по инициативе которой начались реставрационные работы. Часть зданий удалось восстановить, другие приходилось воссоздавать. Архитектурный ансамбль современной обители разноголосый, но при этом гармоничный. Выполненные в русском стиле монастырские постройки интересно контрастируют с более «византийской» Казанской церковью.

На территории подворья обустроено Новодевичье кладбище, где захоронены Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, М. А. Врубель, С. П. Боткин и другие известные личности.

Что посмотреть: Воскресенский собор, Казанскую церковь, Новодевичье кладбище.

Как добраться: на метро до станции «Московские ворота», на автобусах № 50, 225 или троллейбусах № 15, 17 до остановки «Трамвайный парк № 1».

Современный вид монастыря • Воскресенский собор внутри • Фото: Андрей Панёвин , ПАИ «Русская линия»

Иоанновский женский монастырь

Адрес: набережная реки Карповки, 45

Нарядное здание Иоанновского женского монастыря в Санкт-Петербурге отлично просматривается с набережной реки Карповки. Корпуса обители выполнены в неовизантийском стиле по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. Все они соединены между собой и, по сути, являются единой постройкой. Центральная часть ансамбля — храм во имя Двенадцати Апостолов, открытый для посетителей.

+1

1903 год. Финальный этап строительства. Фото: Н. Н. Ольшевский • 1903-1905 год. Сурский монастырь • 1912 год. Храм св. Иоанна Рыльского, усыпальница Иоанна Кронштадтского • 1914 год. Церковь Двунадесяти апостолов, алтарь

История обители началась на рубеже XIX и XX веков — к её основанию причастен святой Иоанн Кронштадтский, чьи мощи теперь покоятся в усыпальнице на территории обители. В советское время Иоанновский монастырь был ликвидирован, а в его зданиях размещались учебные классы мелиоративного техникума. Но с закатом Союза обитель вновь вернула свой духовный статус.

Фото: Alex Florstein Fedorov, CC BY-SA 4.0 , сайт «Монастырский вестник»

Что посмотреть: храм Двенадцати Апостолов, усыпальницу Иоанна Кронштадтского.

Как добраться: на метро до станции «Петроградская», на автобусах № 1, 46, троллейбусе № 34, маршрутном такси № К-127 до остановки «Улица Профессора Попова».

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь

Адрес: Санкт-Петербургское шоссе, 15

Не путать с Троице-Сергиевой лаврой в Подмосковье! У двух обителей схожи не только названия: инициатором создания мужского монастыря в Петербурге выступил Варлаам — настоятель знаменитого Свято-Троицкого монастыря в Сергиевом Посаде. В 1732 году императрица Анна Иоанновна даровала своему духовнику Иоанну землю на берегу Финского залива под постройку будущей обители. Возводили объекты лучшие архитекторы того времени под руководством Д.-А. Трезини — на многие годы Свято-Троицкая пустынь стала одним из самых ярких образцов монастырской архитектуры в России.

1877-1880 год. Собор Воскресения Христова. Фото: П. А. Краснокутский • 1895 год. Собор внутри • 1904-1909 год. Пруд и часовня Рудненской иконы Божьей Матери. Фототипия Кордевского и Дресслера

К сожалению, до наших дней сохранилась лишь малая часть строений. Остальные были уничтожены в послереволюционный период, например изящный пятикупольный Троицкий собор и выполненный в византийском стиле Воскресенский собор. Из девяти храмов пустыни сохранилось только три, все они датированы XIX веком. Сегодня этот монастырь открыт для прихожан, хотя его продолжают восстанавливать.

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь

Что посмотреть: церковь Преподобного Сергия Радонежского, церковь Святителя Григория Богослова, надвратную церковь Саввы Стратилата.

Как добраться: на автобусах № 101, 162, 163, 200, 201, 204Э, 210, 329, 343Э, 359, 401, 401Э, маршрутных такси № 639Б, К-401А, К-650А до остановки «Проспект Будённого», на электричке до ж/д станции Сергиево.

Заключение

Действующие обители Санкт-Петербурга открыты для посещения любому желающему. Добавьте их в свой маршрут по до­сто­при­ме­ча­тель­но­стям Питера, чтобы восхититься красотой архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и стойкостью монастырских стен перед вызовами истории.

Мастерские Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — первый и самый крупный монастырь Петербурга. К его созданию причастен сам Пётр I, в 1797 году обители присвоен статус лавры. Монастырь посвящён святому князю Александру Ярославичу Невскому.

В 2021 году в России отмечают 800 лет со дня рождения Александра Невского. Ожидаемо, что лавра его имени — в центре внимания. Мы хотим показать знаменитую обитель с той стороны, с которой широкая аудитория редко сталкивается воочию: «Культура Петербурга» побывала в уникальных мастерских Александро-Невской Лавры.

Иконописная мастерская

Иконописная мастерская появилась в Александро-Невской Лавре одной из первых — в 1997 году. Она названа в честь святого преподобного Иоанна Дамаскина, святого гимнографа, богослова и защитника иконопочитания.

С момента основания мастерской её ведущая деятельность была посвящена написанию канонических икон. Сотрудники ориентируются на «золотой век» русского и византийского канонического иконописания — XIV — XVI столетия. Дополнительным направлением в работе стала синодальная иконопись. В качестве стилистической основы — лучшие образцы иконописи России XVIII — XIX веков.

Помимо написания икон сотрудники мастерской занимаются проектированием новых богослужебных помещений, а также выполняют росписи храмов. Например, в домовом храме святителей Иркутских Иннокентия и Софрония в Лавре роспись стен выполнена в уникальной технике цельнояичной темперы, которая использовалась для росписи катакомбных церквей в Риме. В качестве консерванта используется винный или яблочный уксус, и сделанные краски не портятся годами. Во время росписи этого храма к монументальной живописи смогли приобщиться многие молодые иконописцы.

Лаврские мастера разработали ряд новых иконографических решений. Примером могут послужить две иконы святого князя Александра Невского:

  • на одной из них князь изображен вместе с Александро-Невской Лаврой;
  • на другой — в иконографии, подобной образу святого Георгия Победоносца, где Александр Невский на коне поражает копьем своего противника шведского ярла Биргера во время Невской битвы.

За почти 25 лет существования мастерской лаврские иконописцы написали множество икон и воплотили в жизнь проектные решения не только для Лавры, но для храмов и монастырей, находящихся в разных епархиях Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.

Руководитель мастерской: Дмитрий Геннадьевич Мироненко, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, преподаватель иконописной школы Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат искусствоведения.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Реставрационная мастерская

Реставрационная мастерская была основана в 2002 году. Здесь реставрируют иконы и картины не только для Александро-Невской Лавры, но и для других монастырей и храмов — причём не только Санкт-Петербургской епархии, но и по всей России, а также зарубежных. Сотрудники мастерской участвовали в масштабных реставрационных работах в Свято-Троицком соборе Лавры к 300-летию монастыря в 2013 году. Они реставрировали живопись и росписи с изображениями евангелистов в парусах собора.

Мастерская специализируется на реставрации темперной и масляной живописи на дереве и холсте, а также фрески. Квалифицированные специалисты с обширным опытом проводят полный комплекс реставрационных работ — от консервации и раскрытия любой сложности до художественной реконструкции. Для каждого памятника разрабатывают индивидуальный подход, упор делают на деликатность, что подразумевает, прежде всего, использование щадящих (натуральных) материалов.

В 2021 году реставрационная мастерская особое внимание уделяет реставрации образов святого благоверного князя Александра Невского из собрания монастыря и лаврского Древлехранилища.

Руководитель мастерской: старший художник-реставратор Татьяна Ивановна Моргунова, выпускница Санкт-Петербургского художественного училища им. Н. К. Рериха и факультета искусствоведения Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина.

Реставрационная мастерская

Реставрационная мастерская

Реставрационная мастерская 03.jpg

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Реставрационная мастерская 09.jpg

Ювелирная мастерская

Художественная ювелирная мастерская существует в Лавре с 1998 года. У истоков стояли разные специалисты:

  • мастера, ранее работавшие на заводе «Русские самоцветы»;
  • специалисты из мастерских по ремонту ювелирных изделий с улицы Бармалеева;
  • специалисты Монетного двора и выпускники Мухинского училища.

Кто-то из мастеров пришёл сюда с определённым профессиональным багажом и навыками, кто-то приобретал опыт здесь. Благодаря сотрудничеству представителей разных ювелирных школ Санкт-Петербурга в мастерской сложился свой, особый лаврский стиль.

Предметы церковного прикладного искусства — неотъемлемая вещественная часть богослужения. Они создаются вдохновением православных ювелиров и резчиков из различных металлов, поделочных и полудрагоценных камней, множества пород — в том числе ценных — дерева, цветных эмалей. Мастера в Лавре создают настоящие произведения искусства, сочетая старинные традиции с современными технологиями. Используется всё разнообразие ювелирных техник: художественное литьё и гравировка по металлам, тончайшая скань, чеканка, финифть и перегородчатая эмаль, резьба по кости и дереву.

Разработана своя модельная база. Она изготовлена вручную и основывается на канонических образцах и технологиях изготовления. Изделия выпускаются как по особому заказу единичными экземплярами, так и массовым тиражом.

В ювелирной мастерской создают разные предметы: наперсные кресты, панагийные образы, церковные награды, оклады икон, келейные иконы, нательные кресты, кольца с Иисусовой молитвой, цепочки и образки, браслеты и многое другое. Монастырские ювелиры занимаются также реставрацией и созданием церковной утвари и священных предметов. Выполняют особые заказы для храмов:

  • мощевики (ёмкости для хранения частиц мощей);
  • потиры (чаши в богослужениях, применяемые при освящении вина и принятии Святого Причастия);
  • оклады для богослужебных книг.

Также здесь делают статуэтки и памятные медали.

Художественно-ювелирная мастерская — постоянный участник православных выставок. Награждена многочисленными похвальными листами, грамотами и медалями за возрождение монастырских ремесел.

Руководитель мастерской: Дмитрий Олегович Былинкин-Богатырев.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Так создают оттиски на металле в ювелирной мастерской:

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Так создают и обрабатывают цепочки:

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фарфоровая мастерская «Альфа»

Художественная фарфоровая мастерская была организована в Александро-Невской Лавре в 2007 году творческой группой «Альфа»: дизайнером-технологом Владимиром Майевичем и художником по фарфору Эльвирой Николаевной Алексеевыми. Творческая группа существует с 1974 года. До прихода в Лавру мастера занимались разработкой промышленных образцов для различных керамических и фарфоровых предприятий.

Творческая группа «Альфа» разработала и изготовила множество изделий, в том числе, церковного назначения. Например, в лаврской фарфоровой мастерской были созданы красные с золотым орнаментом фарфоровые пасхальные яйца для паникадил — они могут достигать высоты 40 (!) сантиметров и украшают в дни праздника Светлой Пасхи Христовой Свято-Троицкий собор лавры и другие храмы. Также здесь изготавливают подсвечники, лампады, сосуды для святой воды, тарелки, медальоны, иконы на фарфоре, мелкая пластика и множество других изделий.

В мастерской налажен полный производственный цикл: от замеса фарфоровой смеси до изящных готовых изделий. Можно сказать, что это целый фарфоровый завод в миниатюре! Сначала создаётся модель будущего изделия, затем в созданную по модели специальную форму из пластика, эпоксидной смолы или других материалов заливают фарфоровую массу (шликер). После высыхания смеси получившиеся хрупкие изделия аккуратно вынимают и отправляют на обжиг в печь при очень высокой температуре до 1300 С.

При обжиге изделие даёт усадку до 18-20 %, что учитывается ещё на стадии изготовления. Усадка больше заметна на маленьких изделиях, чем на больших. Всего обжигов фарфоровых изделий несколько: после первого изделие покрывают глазурью, затем расписывают, украшают декором и — снова на обжиг. Краска, глазурь, золото обжигаются при разных температурах, поэтому работа с раскрашенным изделием вне зависимости от размеров состоит из нескольких этапов.

С 2003 года мастерская участвует в православных выставках. Имеет множество наград. В ней же к 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры создана коллекционная серия фарфоровых изделий.

Сейчас идёт активная работа над бюстом Александра Невского, которая, возможно, будет завершена осенью. Для этого Владимир Майевич изучил разные образы Александра Невского в искусстве, но предпочтение отдано скульптуре св. Александра Невского в центральной части створок Исаакиевского собора.

Руководитель мастерской: Владимир Майевич Алексеев.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Швейная мастерская

Швейная мастерская работает в Александро-Невской Лавре с 2006 года. Она расположена на втором этаже Феодоровского корпуса Лавры в специально оборудованном помещении.

Основная задача мастерской — обновление ризницы монастыря, то есть пошив всех служебных облачений для священства и праздничного украшения храмов обители. За 15 лет трудами швейной мастерской были пошиты все служебные облачения для Лавры и выполнено множество заказов для храмов Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.

В мастерской разработан собственный стиль изготовления облачений, начиная с подбора прикладных материалов, дизайна пуговиц, разработки дизайна тканей и вышивки. Основными источниками информации стали запасники музеев и методические указания из журналов по шитью дореволюционной эпохи. Многое воссоздано, исходя из возможностей современных материалов и технологий.

Вышивка на изделиях мастерской — как машинная, так и ручная. На иконных изображениях большой площади лики и открытые части тела вышиваются вручную мастерицами на дому, а одежда и остальные детали икон — на машине. Разработкой вышивки занимается заместитель руководителя мастерской Илона Викторовна Сабель.

Ещё в мастерской создают эскизы уникальных тканей. В дизайн включена лаврская символика: ангел, держащий щит с перекрещенными символами архиерейской и игуменской власти — жезлом и посохом, — а над ними два херувима, несущие корону. Над некоторыми эскизами, которые используют в мастерской, работали студенты Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.

Мастерская выполняет также проекты, не связанные с церковными облачениями. В 2015 году для Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи здесь изготовили копии знамён Нахимовского и Суворовского училищ. Оригинальные знамёна сильно обветшали, поэтому возникла необходимость заменить их копиями.

Руководитель мастерской: Андрей Николаевич Коваленко, художник-дизайнер, выпускник института текстильной и легкой промышленности и Королевской академии художеств Антверпена по специальности «дизайн одежды».

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова

Редакция портала «Культура Петербурга» благодарит Анастасию Мясоедову, сотрудника пресс-центра Александро-Невской Лавры, за неоценимую поддержку и активное участие в подготовке материала.

Фото: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *