Где было открыто художественное училище барона штиглица
Перейти к содержимому

Где было открыто художественное училище барона штиглица

  • автор:

Санкт-Петербургская художественная академия

Санкт-Петербу́ргская госуда́рственная худо́жественно-промы́шленная акаде́мия и́мени А. Л. Шти́глица (СПГХПА)— высшее учебное заведение Санкт-Петербурга [1] федерального значения, основанное в 1876 году на средства барона Александра Штиглица и расположенное в Центральном районе города. Официальной датой его основания считается 15 мая 1878 года [2] .

История становления

История академии совпала с эпохой развития промышленности, где главной задачей становилась потребность сделать свою продукцию конкурентноспособной. Крайне важно было подготовить для страны художников производства. Вначале здесь было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР). В 1876 году был издан указ Александра II о том, что все средства, собранные на пожертвования банкира Александра Людвиговича Штиглица, будут направлены на создание Центрального училища технического рисования. В стенах училища готовили профессиональные кадры для художественно-промышленных школ. Это были учителя рисования и черчения, художники декоративно-прикладного искусства [2] .

Большая заслуга в становлении и развитии училища принадлежит его первому директору, архитектору Максимилиану Егоровичу Месмахеру, который был руководителем учебного заведения с 1879 по 1896 год [1] . Вскоре после открытия академии Максимилиан Месмахер взялся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Также со всех уголков страны стали поступать дары в виде произведений искусства. Директор училища решил, что музей — это абсолютно необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства.

Здание училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года в присутствии Великого князя Владимира Александровича [3] .

В 1918 году училище принимало на обучение всех желающих получить специальное образование и стало называться Государственными свободными художественными учебными мастерскими. В 1920 году произошла реорганизация училища в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств. И уже в 1922 году мастерские были объединены с бывшей императорской Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские [4] . Выпускники училища работали на Императорском фарфоровом заводе, в декорационных мастерских Императорских театров, мебельной фабрике Мельцера, ювелирных мастерских Фаберже, Грачёва, Овчинникова и других. С училищем связаны имена известных художников. Это Анна Петровна Остроумова-Лебедева, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Аркадий Александрович Рылов. Через три года, в 1925 году, мастерские были закрыты.

Участие академии в реставрационных работах

18 января 1943 года была прорвана блокада, но война продолжалась. Это было непростое испытание для горожан. Вокруг было всё разрушено, но даже в такое время в Ленинграде обсуждались планы по дальнейшему восстановлению города и всех его памятников. Нужно было восстанавливать город. Одним из примеров восстановления является Павловский дворец [5] . Павловский дворец является одним из лучших произведений классицизма конца XVIII века в России. В январе 1944 года при отступлении фашистов Павловский дворец сильно пострадал от пожара. Пожар мог бы стать для него роковым, если бы сотрудники дворца не начали экстренно консервировать уцелевшие фрагменты и детали. Восстановительные работы были начаты с главного корпуса и левого циркульного служебного помещения. Непростой задачей была разборка огромных завалов, которые производились в присутствии научных сотрудников, собиравших уцелевшие ценные фрагменты и детали. Перекрытий в разрушенном дворце не было. Поэтому приходилось делать подмостья-вышки и, поднимаясь по стремянкам с первого этажа на второй, укрывать уцелевшие лепные украшения стен дощатыми и фанерными футлярами. Послевоенные обмеры фасадов, как и интерьеров, начавшиеся ещё в 1945 году, производились различными организациями и отдельными лицами, в том числе студентами ЛВХПУ и Академии художеств. Реставрация Павловского дворца — сложнейшая задача в то тяжёлое послевоенное время — смогла быть проведена благодаря усилиям многих неравнодушных людей, в числе которых — студенты и преподаватели училища по архитектурной отделке зданий, позднее — ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Благодаря труду студентов и преподавателей сейчас можно увидеть архитектуру старых мастеров, интерьеры и парки Павловского дворцово-паркового ансамбля [5] .

Послевоенное время

Решением правительства в 1945 году училище воссоздаётся как художественное среднее специальное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов монументального, декоративно-прикладного, промышленного и реставрационного искусства. По истечении трёх лет, в 1948 году, оно стало высшим учебным заведением — Высшим художественно-промышленным училищем (ЛВХПУ) [4] .

В 1953 году постановлением правительства Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу было присвоено имя народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, внёсшей большой вклад в создание советского монументального и декоративно-прикладного искусства. До 1960 года, пока сохранялась большая потребность в реставраторах, восстанавливающих разрушенное в годы Великой Отечественной войны, преподаватели и студенты приняли активное участие в возрождении дворцово-парковых ансамблей Павловска, Пушкина и Петергофа [2] .

Современность

В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой в 2007 году было возвращено имя её основателя — Александра Людвиговича Штиглица.

В октябре 2019 года в стенах Академии прошла научно-практическая конференция, приуроченная к 205-летию барона Александра Людвиговича Штиглица. По итогам конференции был издан сборник научных статей [6] .

В настоящее время Академия представляет собой современный полихудожественный вуз Санкт-Петербурга. Процесс обучения специалистов осуществляется по программам бакалавриата (срок обучения 4 года), магистратуры (срок обучения два года), специалитета (срок обучения шесть лет) и аспирантуры (срок обучения три года). В академии работает более 20 кафедр двух факультетов: монументально-декоративного искусства и факультет дизайна [7] . За свою историю школа меняла названия, но сохранила свой неповторимый стиль: верность традициям, новаторскую устремленность в будущее и открытость окружающему миру, о чём в полный голос заявляют дипломные работы выпускников современной академии.

Академия им. А.Л. Штиглица-7.jpg

Академия им. А.Л. Штиглица-8.jpg

Академия им. А.Л. Штиглица-2.jpg

Примечания

  1. ↑ 1,01,1Горбунова Т.В эпоху перемен. — Санкт-Петербург: СПб.: Алетейя, 2017. — 223 с. — ISBN 978-5-9500335-2-0.
  2. ↑ 2,02,12,2Рубин Е.Академия Штиглица: ода искусству от благородного банкира(неопр.) . Санкт-Петербург.ру (8 марта 2019). Дата обращения: 10 февраля 2024.
  3. ↑Великий князь Владимир Александрович(неопр.) . Архитектурные идеи. Дата обращения: 11 февраля 2024.
  4. ↑ 4,04,1Прохоренко Г. Е.205 лет барону А. Л. Штиглицу / под ред. Г. Е. Прохоренко. — Санкт-Петербург: СПГХПА им А.Л. Штиглица, 2019. — 130 с. — ISBN 000199_000009_010379341.
  5. ↑ 5,05,1Государственный музей-заповедник «Павловск»(неопр.) .
  6. ↑Научно-практическая конференция «205 лет барону А.Л. Штиглицу»(неопр.) . Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица (17 октября 2019). Дата обращения: 11 февраля 2024.
  7. ↑Абитуриенту(неопр.) . Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица. Дата обращения: 9 февраля 2024.

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Ссылки

  • Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
  • Знание.Вики:Статьи без ссылки на Викисклад
  • Университеты по алфавиту
  • Учебные заведения, основанные в 1878 году
  • Знание.Вики:Готовые статьи по архитектуре
  • Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
  • Знание.Вики:Готовые статьи по науке
  • Все статьи
  • Вузы России по профилю
  • Вузы Санкт-Петербурга по профилю

Академия Штиглица: ода искусству от благородного банкира

Здание в Соляном переулке, 13, окружено аурой творчества и красоты, но попасть туда не так просто, только если записаться на экскурсию. Но оно того точно стоит – у академии безумно романтичная история, которая продолжается десятки лет, а за стенами находится настоящая сокровищница.

Новый формат учебного заведения

Всем известны шедевры Серебряного века, изготовленные на Императорском фарфоровом или стекольном заводах и в ювелирных мастерских Карла Фаберже. Многие до сих пор восхищаются оформлением постановок в главных театрах и операх царской России. Но мало кто знает, что многие из тех, кто украшает, оформляет, придумывает и изготавливает предметы искусства с конца XIX века и до наших дней были выпускниками одного учебного заведения – Центрального училища технического рисования. Его создали специально по аналогии с художественно-промышленными учебными заведениями развитых стран Западной Европы.

Центральное училище технического рисования вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой было основано в 1876 году по указу Александра II. Деньги на уникальное учебное заведение пожертвовал банкир и промышленник барон Александр Людвигович Штиглиц. Здесь начали готовить художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. В отличие от специализированной Академии художеств в Москве, в училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме минимум четырех классов гимназии и успешная сдача экзамена по рисунку.

Фото: Instagram / @aleksandrovna_elena

Пожертвовав на первоначальное устройство училища огромную сумму в один миллион рублей, барон продолжал субсидировать училище и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почетным попечителем и после смерти завещал ему около семи миллионов рублей, благодаря чему училище могло получить самое широкое и благотворное развитие на проценты от этих денег.

Барон Александр Людвигович фон Штиглиц был крупнейшим российским финансистом, меценатом, благотворителем, банкиром и промышленником, а также управлял Государственным банком России. Благодаря этому гениальному финансисту в России появились первые железные дороги. Барон Штиглиц участвовал в постройке Балтийской железной дороги и сооружении Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. Он занимался устройством дел Государственного банка, был председателем Биржевого комитета и много в чем еще поучаствовал. Но главным его достижением все же считается основание Училища художеств, названного сейчас в его честь.

Фото: Instagram / @aleksandrovna_elena

Не совсем обычный музей

Первым директором училища стал известный архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. Он является автором таких архитектурных памятников, как великокняжеский дворец на Мойке, 122; архив Государственного совета на Миллионной, 36; великокняжеский дворец на Адмиралтейской набережной, 8, и многих других. Основное и старейшее здание академии по адресу Соляной переулок, 13, было построено именно под руководством Месмахера и по проекту архитекторов Кракау и Гедике в 1879-1881 годах.

Вскоре после открытия академии Месмахер взялся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Также со всех уголков страны начали поступать дары в виде произведений искусства. Директор училища решил, что музей – это абсолютно необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства. Официальной датой его основания считают 15 мая 1878 года, когда на одном из заседаний был поднят этот вопрос.

Фото: Instagram / @stieglitzmuseum

Строительство специального корпуса для музея было начато в 1885 году. Автором проекта выступил директор училища, архитектор Максимилиан Месмахер. Здание музея Центрального училища технического рисования является одним из самых важных и известных творений зодчего. Он создал не просто музей, а наглядное пособие по истории развития прикладного искусства. Это нашло отражение как во внутреннем наполнении музея, так и в архитектуре здания и оформлении интерьеров музея.

Месмахер соединил в его облике композиционные приемы и элементы декора, позаимствованные из шедевров итальянской архитектуры XVI века. Основательно переработав формы исторических построек, архитектор создал обобщенный образ ренессансной итальянской архитектуры. Каждый из 32 залов музея для сохранения духа эпохи декорировался в определенном историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нем. И, само собой, с момента открытия музей оказался в центре культурной жизни Петербурга.

От Штиглица к Штиглицу

В празднике открытия музея принимала участия императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, писатель Дмитрий Григорович.

После революции, в 1922 году, Центральное училище технического рисования было реорганизовано, учебные занятия были прекращены, а музей в 1923 году перешел в ведение Эрмитажа, став его филиалом. И только в 1945 году училище было воссоздано как многопрофильное учебное заведение. Основной задачей первых послевоенных лет была подготовка специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных памятников истории и культуры. В 1953 году училищу присвоено имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной.

Фото: Instagram / @vengerskayaa, @stieglitzmuseum

В 1979 году музейное здание было взято под охрану государства как уникальный памятник архитектуры, а с 1980 года началась планомерная реставрация. В 2000 году пришедший в плачевное состояние купол Большого зала был отреставрирован к 125-летнему юбилею училища. В 1994 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в 2007 году ей вернули имя создателя – Александра Людвиговича Штиглица.

Сегодня, в 2019 году, фонды музея насчитывают более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Обширное собрание включает западноевропейский фарфор и восточную керамику, интереснейшие образцы мебели XVI-XIX веков, уникальную коллекцию русских изразцовых печей XVIII века, художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы второй половины ХХ века.

Сейчас в вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей. За годы своей истории академия подготовила несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.

Музей работает только для экскурсионного обслуживания, индивидуально в него не попасть. Стоимость полного билета на большую обзорную экскурсию – 700 рублей для взрослых и 350 рублей для школьников, студентов и пенсионеров. Актуальное расписание всегда есть в группе музея здесь .

209 лет со дня рождения основателя Академии Штиглица барона А. Л. Штиглица

209 лет со дня рождения основателя Академии Штиглица барона А. Л. Штиглица

13 сентября 2023 года исполняется 209 лет со дня рождения Александра Людвиговича Штиглица – барона, крупного банкира и мецената. Именно на его средства в Санкт-Петербурге было открыто Центральное училище технического рисования – в наши дни учебное заведение известно как Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица.

Будущий финансист родился в семье придворного банкира 13 сентября 1814 года. После смерти отца А. Л. Штиглиц унаследовал всё его огромное состояние вместе с делами банкирского дома. В осознанном возрасте барон успешно занимался предпринимательской деятельностью.

За свои таланты он был избран биржевым купечеством Санкт-Петербурга председателем Биржевого комитета. Также А. Л. Штиглиц активно участвовал в крупных операциях правительства Российской империи на внутреннем и внешнем рынках. Именно через банкирский дом барона Россия налаживала финансовые отношения с Нидерландами, Великобританией и Францией. После преобразования Коммерческого банка в Государственный банк в 1860 году А. Л. Штиглиц получил должность его управляющего. Занимал должность в Министерстве финансов. Ближе к концу жизни был назначен действительным тайным советником.

Успешно продвигаясь по карьерной лестнице, барон не забывал заниматься благотворительностью. Он неоднократно совершал щедрые пожертвования в пользу Санкт-Петербургского высшего коммерческого пансиона в 1840-1850-е годы. Во время тяжелейших боёв периода Крымской войны А. Л. Штиглиц сделал крупные пожертвования на нужды Русской императорской армии.

Главным деянием А. Л. Штиглица как мецената стало учреждение на его средства в Санкт-Петербурге Центрального училища технического рисования вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. На первоначальное устройство училища был выделен один миллион рублей. Впоследствии субсидирование учебного учреждения продолжалось.

Русский император Александр II в 1876 году в день основания ЦУТР в рескрипте, адресованном А. Л. Штиглицу, писал: «Мне приятно выразить Вам особенное благоволение Моё за этот подвиг просвещённой благотворительности Вашей. Всеблагий Господь да дарует Вам возможность узреть плоды доброго дела, вами предпринимаемого, которые навсегда послужат прочным воспоминаниям о полезной деятельности вашей».

Важно отметить, что устройство училища прикладного рисования было обусловлено велением времени. Во второй половине XIX века, когда в России после проведённых Александром II реформ и массового строительства железных дорог начала бурно развиваться промышленность, появилась острая потребность в образованных художниках, способных обеспечить отечественным товарам конкурентоспособность с иностранными образцами.

Крупные столичные заводчики и фабриканты, владельцы мастерских и фирм отреагировали на создание ЦУТР адресованным барону Штиглицу Благодарственным рескриптом со словами: «. Руководившая Вашим щедрым пожертвованием мысль: дать возможность к развитию в русской молодёжи понимания изящного и любви к нему, встречена нами, и, вероятно, всем русским обществом, искренним пожеланием, чтобы учреждаемая Вами школа вызвала из среды народа много талантов, которые без неё могли бы остаться не пробуждёнными и незамеченными. Мы уверены, что влияние школы на развитие вкуса не замедлит благодетельно отозваться на успехе нашей промышленности и увековечить имя Ваше в истории русского искусства».

29 декабря 1881 года состоялось открытие музея Центрального училища технического рисования. На мероприятии присутствовали великие князья Владимир Александрович и Алексей Александрович, министр финансов Н. X. Бунге, министр народного просвещения А. П. Николаи, губернатор Санкт-Петербурга И. О. Лутковский. В свою очередь учебное заведение представляли А. И. Резанов и Ф. И. Гордон. В Санкт-Петербург в тот день из Москвы приехал директор Строгановского училища А. Н. Оленин.

В наши дни Академия Штиглица продолжает традиции ЦУТР – учебное заведение сочетает преподавание академического художественного образования и технологические инновации. СПГХПА им. А. Л. Штиглица готовит высококвалифицированные кадры по самым актуальным на сегодня направлениям в сфере монументального, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Выпускники вуза востребованы работодателями, в том числе потому, что академия сохранила идею взаимной обусловленности образования и производства – в ходе учебного процесса кафедры активно взаимодействуют с профильными предприятиями и промышленными партнерами.

История

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» — один из наиболее известных вузов России.

История академии как художественной школы уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентно-способной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства.

09.01.1876 по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884), было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР). Активное участие в организации этого учебного заведения принимали крупнейшие деятели государства, промышленности и культуры: секретарь Государственного Совета А.А.Половцов, председатель археологического общества граф А.А. Бобринский, скульптор М.М. Антокольский.

Великая заслуга в создании и становлении Школы принадлежит блестящему архитектору М.Е. Месмахеру, который стал первым директором Училища и возглавлял его более 20 лет.

Здание Училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года в присутствии в.кн. Владимира Александровича.

В результате обширного учебного курса, включавшего общеобразовательные, художественные и технические дисциплины, учащиеся осваивали не только художественные ремесла, но и получали разностороннее образование.

История Училища до революции – это интенсивное становление Школы. В 1877 году был утвержден Устав, согласно которому Училище находилось в ведение Департамента Торговли и мануфактур Министерства финансов. ЦУТР существовало на проценты с капитала в один миллион рублей серебром, плату за обучение (12 рублей в год) и пожертвования. Дети малоимущих родителей освобождались от оплаты, но их количество не должно было превышать 25% от общего количества учащихся. По усмотрению Совета предоставлялись бесплатные завтраки и стипендии. От поступающих в Училище требовались знания, соответствующие курсу первых четырех классов гимназии или реального училища и успешное выполнение экзаменационного задания по рисунку.

Обязательные дисциплины: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение и съемка (обмер) предметов, рисунок орнаментов по стилям, лепка, рисование живых цветов, композиция (проектирование) художественно-промышленных предметов.

Со второго года обучения параллельно с посещением общих рисовальных классов начинали осваивать выбранную специальностью. В Училище было 12 специальных классов:
— ксилография и офорт;
— майолика;
— живопись на фарфоре;
— живопись на стекле;
— рисование по ткацкому и ситценабивному делу;
— художественная работа по коже;
— декоративная живопись;
— лепка;
— театральные декорации;
— художественная керамика.

Программа по специальности была рассчитана на 2 года, иногда учащиеся посещали два или три класса одновременно. Завершающим этапом подготовки художников являлось выполнение проекта на заданную тему.

Авторы лучших работ получали право на пенсионерскую поездку по России и за границу сроком от нескольких месяцев до 3-х лет. К 1901 году 62 выпускника училища побывали в пенсионерских поездках.

Выпускники Училища работали на Императорском фарфоровом заводе, в декорационных мастерских Императорских театров, мебельной фабрике Мельцера, ювелирных мастерских Фаберже, Грачева, Овчинникова и т.д.

С Училищем связаны имена известных художников: А.Л.Остроумовой-Лебедевой, К.С.Петрова-Водкина, А.А.Рылова, А.Г.Матвеева, С.В. Чехонина.

Русские революции негативно отразились на достижениях Училища барона Штиглица. Был нарушен традиционный уклад, учебный процесс. Начался период реформ. Меняется название ЦУТР.

В 1918 году оно стало Государственными свободными художественными учебными мастерскими, то есть был свободный прием всех желающих получить специальное образование, а через 2 года реорганизовано в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.

В 1922 году они были объединены с бывшей императорской Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Училище располагался Полиграфический факультет и мастерские, которые были закрыты в 1925 году.

В течение 15 довоенных лет в здании располагались различные училища и школы, которые специализировались на подготовке мастеров в области архитектурной отделки зданий и коммунального строительства.

В феврале 1945 года решением правительства Школа воссоздается как центр подготовки специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных войной памятников истории и культуры (Ленинградское художественно-промышленное училище). Таким образом, преподаватели, студенты и выпускники приняли активное участие в возрождении дворцово-парковых ансамблей Павловска, Пушкина, Петергофа.

В 1948 году Училище становится вузом, высшем учебным заведением (ЛВХПУ – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище), которое с 1953 года носило имя выдающегося скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Годом ранее в состав училища вошел Московский институт прикладного искусства.

Большая заслуга в возрождении нашей Школы принадлежит профессору, архитектору Иосифу Александровичу Ваксу – первому ректору ЛВХПУ, по инициативе которого позднее был создан факультет промышленного искусства (ныне – факультет дизайна).

Более 25 лет училище возглавлял известный архитектор Яков Николаевич Лукин. Выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной внесли огромный вклад в культуру страны. Они стали авторами таких известных произведений, как Памятников «Пояс Славы» вокруг Ленинграда, памятника-надгробия павшим в блокаду на Серафимском кладбище, авторами дизайна автомобилей «Волга», «Нива», «Белаз», кораблей на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», оборудования телецентра «Останкино» и Центра управления космическими полетами.

В 1994 году ЛВХПУ им. В.И.Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой в 2007 году было возвращено имя ее основателя – Александра Людвиговича Штиглица. Позднее, в 2011 году, свое историческое место в Большом выставочном зале музейного здания Академии заняла мраморная статуя выдающегося скульптора XIX века Марка Антокольского, находившаяся долгие годы в Великом Новгороде.

Ежегодно в стенах Академии проводится международная конференция «Месмахеровские чтения», посвященная памяти первого директора училища Штиглица Максимилиана Егоровича Месмахера.

В настоящее время Академия представляет собой современный полихудожественный вуз. Подготовка специалистов осуществляется по программам бакалавриата (4 года), магистратуры (2 года), специалитета (6 лет) и аспирантуры (3 года).

В структуру вуза входят 2 факультета: факультет монументально-декоративного искусства и факультет дизайна, объединяющих 20 кафедр.

За свою историю Школа меняла названия, но сохранила свой неповторимый стиль – верность традициям, новаторскую устремленность в будущее и открытость окружающему миру, о чем в полный голос заявляют дипломные работы выпускников Академии.

В 1917 г. Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица было преобразовано в Высшее училище декоративных искусств.

После революции в октябре 1918 г. Высшее училище декоративных искусств реорганизовано в Государственные свободные художественные учебные мастерские; в 1920 г. Государственные свободные художественные учебные мастерские переименованы в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств; в 1922 г. учебные занятия были прекращены — Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств объединены с бывшей Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС). В помещениях по адресу Соляной пер. д.13 располагался Полиграфический факультет и мастерские ВХУТЕМАСа. Просуществовало учреждение до 1925 г.

На основании приказа Наркомата Коммунального хозяйства РСФСР от 05.02.1936 г. № 38 при Ленинградском институте инженеров коммунального строительства была организована Школа мастеров отделочных работ, которой было передано здание бывшего Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.

На основании приказа Управления Дворца Советов при СНК СССР от 22.12.1939 г. № 286 Школа мастеров отделочных работ переименована в Училище отделочных художественных работ и передана в ведение Управления Дворца Советов при СНК СССР.

На основании решения Исполкома Ленгорсовета от 14.10.1943г. № 101 п.33 Училище отделочных художественных работ реорганизовано в Художественное училище по архитектурной отделке зданий.

На основании Постановления СНК СССР от 05.02.1945 г. № 256 п.32 было воссоздано Ленинградское художественно-промышленное училище, в которое было влито Художественное училище по архитектурной отделке зданий. Основной задачей первых послевоенных лет была подготовка специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных памятников истории и культуры. За долгую историю своего существования академия бережно сохраняет свой неповторимый стиль и замечательные традиции.

На основании приказа министра высшего образования СССР от 28.05.1948 г. № 746 Ленинградскому художественно-промышленному училищу присвоено наименование «Ленинградское высшее художественно-промышленное училище».

На основании Постановления Совета Министров СССР от 19.07.1952 г. № 3329 Московский институт прикладного и декоративного искусства был объединён с Ленинградским высшем художественно-промышленным училищем.

На основании Постановления Совета Министров СССР от 09.11.1953 г. № 2775 Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя В.И. Мухиной.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.09.1986 г. № 5603-XI Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной награждено орденом Трудового Красного Знамени;

На основании постановления государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 11.02.1992 г. № 50 Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.

На основании приказа Госкомвуза РФ от 23.06.1994 г. № 615 Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную академию декоративно-прикладного искусства и дизайна.

На основании приказа Госкомвуза РФ от 28.07.1994 г. № 783 Санкт-Петербургская государственная академия декоративно-прикладного искусства и дизайна переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации Федерального агентства по образованию от 06.02.2007 г. № 264 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия переименована в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица».

На основании указа Президента России от 04.03.2010 г. №271 Министерство образования и науки Российской Федерации является правопреемником упраздненного Федерального агентства по образованию с передачей ему функций Федерального агентства по образованию.

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2011 г. № 1710 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А. Л. Штиглица» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица».

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.12.2015г. № 1483 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица»

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 г. № 1293-р федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица» передано в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *