Старо голутвин монастырь как добраться
Перейти к содержимому

Старо голутвин монастырь как добраться

  • автор:

Старо-Голутвин монастырь

Среди главных достопримечательностей Коломны – выделяется Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Многие, кто приезжают на экскурсии в град Коломну на один или два дня, знакомятся с древними величественными храмами и монастырями Коломны. Старо-Голутвин монастырь расположился на живописном холме, при слиянии Москвы-реки и Оки. Он окружен полями и одноэтажными домиками, в тихом, провинциальном пригороде Коломны. Монастырь, как былинный богатырь, сияет своей оградой и венцами храмов, и предания, словно ветер, веют над ним.

Сегодня обитель – одна из духовных центров Подмосковья. Ежедневно сюда стекается множество верующих, туристов и паломников.

Побывав на экскурсии в коломенском Богоявленском Старо-Голутвине монастыре, Вы погрузитесь в историю Руси XIV века, и услышите удивительный рассказ о том, как был основан монастырь.

Вы узнаете о том что, в 1374 году, преподобный Сергий Радонежский плыл по Москве-реке, основывая духовные центры в Московском княжестве. Тогда же он основал и Богоявленский монастырь, который является старейшим из всех коломенских обителей, дошедших до нашего времени. Игуменом обители, святой Сергий поставил своего ученика преподобного Григория Голутвинского. Вскоре здесь собралось многочисленное братство.

Интересно название монастыря «Голутвин»; оно связано с наименованием бедного, разбойного люда – «Голутвы», «голытьбы» или «Голядвы», собиравшегося в дремучих лесах на месте, удобном для разбоя, на пути к Рязани и при слиянии рек. В дальнейшем, разбойники раскаялись и стали праведными монахами, примкнув к братии Старо-Голутвина монастыря.

На экскурсии наш гид познакомит Вас с уникальным архитектурным ансамблем Старо-Голутвина монастыря. И Вы услышите увлекательный рассказ о том, как был возведен Богоявленский собор в монастыре в 1385 году. Именно тогда происходили распри между Москвой и Рязанью. Для установления мира, пришлось просить помощи у преподобного Сергия, чтобы он стал посредником в этом важном деле. Радонежский игумен пошел в Рязанскую землю и уговорил князей заключить мир. Димитрий Донской и князь Рязанский Олег подписали договорную грамоту и скрепили союз династическим браком. Их дети поженились, и вековая ссора прекратилась навсегда. Именно тогда, как памятник примирения, в Старо-Голутвине монастыре была заложена деревянная церковь, в закладке которой, по преданию, участвовал сам преподобный Сергий Радонежский. Нижняя часть его сохранилась в подклете нынешнего Богоявленского собора. В народе этот памятник древности называют «камушками преподобного Сергия».

Голутвин монастырь по праву получил название пограничного «сторожа» Коломны и Москвы.

Долгое время в Старо-Голутвине монастыре хранились святыни: ризы преподобного Сергия, его посох, напрестольный крест, и его икона в рост, написанная на гробовой доске преподобного.

В XV веке рядом с Богоявленским собором возвели церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, в память об основателе обители. Позднее храм перестраивался, древние черты его исчезли. Теперь стены выкрашены в два цвета: белым – древние части, желтым – более поздние.

В ходе экскурсии по монастырю, Вы услышите о том, что в начале XVII века авторитет Голутвина монастыря был очень высок: на судьбоносном Соборе 1613 года, венчавшем на царство боярина Михаила Романова, коломенское духовенство представлял голутвинский настоятель игумен Авраамий.

В начале XVIII столетия в центре обители был воздвигнут новый Богоявленский собор, чей высокий четверик окружен галереей-гульбищем.

Вы сами увидите в архитектуре монастырских построек подчерк великого зодчего Матвея Казакова, и узнаете от экскурсовода о том, как на рубеже XVIII–XIX веков славная обитель одевалась в камень. Возводилась монументальная «русско-готическая» ограда, строились колокольня, двухэтажные братские корпуса. Этот молитвенный памятник становился настоящей архитектурной жемчужиной, он неоднократно был запечатлен живописцами, был воспет в прозе. Его посещали особы царской крови. Особенно запомнился визит императрицы Екатерины II в 1775 году, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Матвея Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с декоративными башенками в псевдоготическом стиле на углах и надкладезной часовней в северном прясле стены.

Указом Павла I упраздняется Коломенская епархия. Древний архиерейский дом в Коломенском Кремле опустел, и остался без способов поддержания. Митрополит Платон испросил разрежение Голутвин (загородный) монастырь перенести в Коломну в архиерейский дом, под названием Ново-Голутвина. С 1802 года Голутвин монастырь стал именоваться Старо-Голутвиным. К нему был приписан соседний Бобренев монастырь, который с тех пор и до 1865 года в документах часто именуется Бобреневым-Голутвиным монастырем.

В 1833 году состоялось знаменательное событие в жизни Коломны — освящение теплой Сергиевской церкви на территории Старо-Голутвина, которое совершил митрополит Московский Филарет. Сергиевская церковь построена в стиле классицизма. Некрополь обители стал местом упокоения знатнейших коломенских семейств, представителей княжеских и дворянских фамилий.

В ходе экскурсии Вы услышите интересный рассказ гида о том, как в 1912 году настоятелем Богоявленского Старо-Голутвина монастыря был назначен оптинский старец, схиархимандрит Варсонофий (Павел Иванович Плиханков, 1845-1913). В миру он прожил 46 лет, был военным, полковником, после знакомства с оптинским старцем Амвросием (Гренковым) подал в отставку, в 1892 году зачислен в братство Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Не по своей воле великий подвижник покинул любимую Оптину. Старец принял назначение в монастырь Коломны смиренно. И в Коломенской обители он явил свои дарования. Через два месяца монастырь был неузнаваем. Многие рабочие Коломенского завода стали приходить в монастырь искать утешения. Старец, уже изнемогающий от многочисленных недугов, принимал всех без отказа, врачевал телесные и душевные недуги. Варсонофий не только исправил нестроения в духовной жизни обители, но и всего лишь за год успел привести в порядок монастырские постройки. Сюда, в Коломну, к старцу Варсонофию стало стекаться множество людей со всей России. Вместе с народом поступали и богатые пожертвования, и обитель сразу начала поновляться. В короткий срок от былого упадка монастыря не осталось и следа: все постройки капитально отремонтировали, приобрели дорогую утварь и убранство.

В 1918-1919 годы на базе хозяйства Старо-Голутвина монастыря была образована трудовая артель. В августе 1925 года монастырь закрыли . В советские годы обитель пришла в ужасное запустение. Были повреждены многие башни, у Богоявленского собора сломали гульбище, кельи опустели.

Расчистка территории монастыря от мусора началась лишь в 1988 году, а в 1994 году обитель была возвращена Церкви.

В настоящее время в монастыре восстановлены все храмы. В древней обители хранятся святыни: частицы мощей многих святых, в том числе преподобных Сергия Радонежского и Варсонофия Оптинского. В соборе почивают мощи священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского. В древнем монастыре находится чудесная икона Николая Чудотворца, которая сама обновляется и дарует исцеления. А на территории монастыря перед храмом …. Вы увидите величественный бронзовый памятник Сергию Радонежскому, игумену земли Русской, чья молитва вот уже более шести веков хранит эту древнюю духовную крепость, стоящую на слиянии Москвы-реки и Оки.

В монастыре имеется комфортная и недорогая гостиница для паломников, и монастырская трапезная, где можно отведать очень вкусные монастырские блюда.

Стоимость программы:

Богоявленский старо-голутвин монастырь

История названия «Голутвин» имеет несколько трактовок. Вот как описывает монастырь крупный историк и археограф XVIII столетия Герард Фридрих Миллер, посетивший его в 1778 году: «Все тамошние места вешняя вода почти до монастыря понимает, отчего везде голой песок и травы мало, а в старину сказывают, был там густой лес, в котором до соострения монастыря жили разбойники, и от того произошло имя Голутвин, а именно от голудбы, то есть сонмища людей голых, не токмо ничего собственного не имеющих, но и в нужнейшем одеянии претерпевающих недостаток». Как считают современные специалисты в области топонимики, «голутва» — вырубка, поляна в лесу. Так когда-то, еще до основания монастыря, называлось место, где он позднее был основан

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь

В одном из красивейших уголков Коломны — в месте слияния рек Москвы и Оки расположен Богоявленский мужской монастырь. История названия «Голутвин» имеет несколько трактовок. Вот как описывает монастырь крупный историк и археограф XVIII столетия Герард Фридрих Миллер, посетивший его в 1778 году: «Все тамошние места вешняя вода почти до монастыря понимает, отчего везде голой песок и травы мало, а в старину сказывают, был там густой лес, в котором до состроения монастыря жили разбойники, и от того произошло имя Голутвин, а имянно от голудбы, то есть сонмища людей голых, не токмо ничего собственного не имеющих, но и в нужнейшем одеянии претерпевающих недостаток». Как считают современные специалисты в области топонимики, «голутва» — вырубка, поляна в лесу. Так , еще до основания монастыря, называлось место, где он позднее был основан. Значит, в древности по правому берегу , недалеко от ее устья шумел лес. И в этом лесу после рубки деревьев появилась поляна. Именно благодаря вырубке, на которой позднее вырос монастырь, местность получила свое название, закрепившееся за обителью.

Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря — 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. — наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель

Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма — Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения — фундамент и цокольная часть — сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: «камушки Преподобного».

Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, и церковные иерархи, боярство и купечество, посадские и простой люд. Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским , и Голутвинским переулкам.

Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря — в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.

В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.

В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.

XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В 1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора , который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.

В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться . Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.

В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын) , с которым перешло еще шесть человек братии. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостиницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Иеромонахом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века. При нем в 1833 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. При игумене Назарии в праздничные дни монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. При монастыре было открыто училище для детей окрестных крестьян на 90 учеников.

За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912–13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.

Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии.

В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.

В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая — кузница, в соборе — склад, в Сергиевской церкви — спортзал.

В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал и в монастыре. В этом году монастырь был передан Московской епархии.

18 декабря 1994 года состоялось официальное его открытие. Божественную литургию совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

С 1995 г. в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию.

Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии).

16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (+3 мая 1937).

В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства — 2012 год).

В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает в себя:

1. Богоявленский собор первой половины XVIII века. В подклете собора доныне сохранилось основание первого храма и ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «камушками Преподобного».

2. Храм прп. Сергия Радонежского с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Григория Голутвинского, с примыкающим к нему настоятельским корпусом постройки веков.

3. Введенский надвратный храм с колокольней и примыкающим к нему восточным корпусом (бывшим братским) — постройки XIX века.

4. Западный корпус (бывшая гостиница) постройки XIX века.

5. Уникальную ограду с готическими башнями архитектора , постройки конца XVIII века.

6. Хозяйственные постройки (бывшие: квасоварня, солодовенный омшенник, каретный сарай, конный двор, овин).

Старо-Голутвин монастырь

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь располагается в Коломне, в одном из живописных уголков города — в месте слияния рек Оки и Москвы. Существует две версии происхождения названия. Первая: от слова «голудьба», то есть люди, ничего не имеющие. Вторая: от слова «гоутва», то есть вырубленная поляна в лесу.

Историки относят происхождение монастыря ко второй половине XIV века. Согласно преданию, сам Сергий Радонежский внес вклад в строительство и освещение Богоявленского храма. В храме преподобного Сергия находятся частицы Тернового венца и Животворящего Креста Спасителя, а также частицы мощей святых угодников Божиих.

Монастырь и храм являются действующими, проводятся богослужения.

Добраться до Коломны из Москвы можно на электропоезде с Казанского вокзала (станция Голутвин) или на автобусе от станции метро «Выхино».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *