Сколько картин в эрмитаже санкт петербурга
Перейти к содержимому

Сколько картин в эрмитаже санкт петербурга

  • автор:

Залы Эрмитажа: описание и фото

Культовый художественный музей Санкт-Петербурга располагает огромными галереями с парадными интерьерами, уникальными экспозициями и редкими произведениями искусства. Поэтому Эрмитаж входит в список самых популярных художественных музеев в мире, а также признан одной из главных гордостей России.

Зарегистрируйтесь и получите скидку 5% на любую экскурсию

Отправляя форму, я соглашаюсь с Условиями использования сайта и даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных

Музейный комплекс включает 5 филиалов, расположенных на Дворцовой набережной. Это Зимний дворец, Эрмитажный театр, здания Большого, Малого и Нового Эрмитажа. Все перечисленные объекты признаны памятниками русской архитектуры 18-19 века. В них вы найдете более 3 миллионов картин, скульптур, предметов прикладного искусства и археологических находок.

Разумеется, одного посещения, чтобы увидеть все достояния музея, не хватит. Поэтому рекомендуем вам обратить внимание на самые интересные залы музея.

Сколько залов в Эрмитаже

Официально в Эрмитаже насчитывается 365 помещений с экспозициями. Однако их количество может меняться после реставрации или перенесения временных выставок.

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова горгоны Медузы и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала — механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Великолепный ансамбль , в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Гостиная Марии Александровны

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения — личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца, а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат — скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Огромная часть достопримечательностей Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» — копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение — № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Большого Эрмитажа

Зал Тициана

Находится помещение, которое предназначалось для знатных императорских гостей, на втором этаже. Его роскошный интерьер дополнен работами Тициана, известного творца эпохи Возрождения. Среди самых известных картин вы найдете «Святой Себастьян», «Кающаяся Магдалина» и «Даная».

Зал Леонардо да Винчи

Одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Здесь вы найдете два легендарных шедевра знаменитого художника. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Значимость произведений искусства подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами.

Если вы желаете посетить Эрмитаж и не потратить время на очереди, рекомендуем заказать входной билет на сайте «Спутник». На выбор также представлены и экскурсии разных форматов по Санкт-Петербургу.

Путешественник со стажем. Любит получать новые впечатления и рассказывать о них.

Санкт-Петербургский Эрмитаж: расположение на карте. Что можно увидеть в Эрмитаже?

Прославленный петербургский Эрмитаж расположен в бывшем дворце русских монархов. Огромное собрание знаменитого российского музея сейчас занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж. У истоков огромных коллекций Эрмитажа стояла коронованная особа — императрица Екатерина II. В 1764 г. в Санкт-Петербург привезли 225 картин, принадлежавших крупному берлинскому коммерсанту И. Гоцковскому. Чтобы погасить свою задолженность российской казне, Гоцковский предложил вместо денег свое собрание полотен, написанных большей частью голландскими и фламандскими живописцами.Эти полотна так очаровали императрицу, что она начала коллекционировать картины. Специальных людей отряжали за границу, чтобы они покупали в Европе художественные произведения или даже крупные коллекции целиком.

Екатерина II повелела приобретать картины для Эрмитажа по всей Европе

В 1769 г. из Дрездена привезли коллекцию графа Брюля, бывшего премьер-министра курфюрста Саксонии. В нее входили картины Рубенса, Рембрандта, Ватто и других прекрасных художников. В 1772 г. в Париже было куплено великолепное собрание знаменитого французского ценителя искусств барона П. Кроза. Таким образом в Санкт-Петербурге оказались «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» и еще несколько картин Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, произведения Веронезе, Ван Дейка, Тинторетто.

К огромному сожалению, не всем произведениям, предназначенным для собрания императрицы, удалось благополучно добраться до Санкт-Петербурга. В 1771 г. при кораблекрушении погибли картины голландских живописцев, купленные в Гааге. Тем не менее, коллекция Екатерины II становилась все больше и прекраснее. Позаботилась просвещенная императрица и о должном помещении для своих картин. Уже в 1764—1767 гг. рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота было построено новое здание, которое соединялось с дворцом крытым переходом. Поначалу петербуржцы по имени архитектора называли его Ламотовым павильоном. Но позже в обиход вошло и другое название — Малый Эрмитаж.

Фото Эрмитажа

Эрмитаж, фото главного здания

Фото Эрмитажа ночью, отражение в лужах

Екатерина использовала Ламотов павильон для общения со своими друзьями и приближенными. Приемы, в отличие от парадных, проходили здесь совершенно неофициально — не было даже слуг, а столы с яствами подавались наверх с нижнего этажа с помощью специальных подъемных механизмов. Поэтому павильон стали называть Эрмитажем — от французского ermitage, что означает «приют отшельника».

В 1774 г. на французском языке был издан первый каталог Эрмитажа, в котором упоминалось уже 2080 картин. Через пять лет к собранию добавилась ценнейшая коллекция бывшего премьер-министра Англии лорда Роберта Уолпола, проданная его наследниками. Здесь было 198 работ великих живописцев Рубенса, Йорданса, Ван Дейка. В 1781 г. в Эрмитаже появилась купленная в Париже коллекция графа Бодуэна из 119 картин. А кроме картин в собрании императрицы уже были гравюры, рисунки, монеты, медали, изделия из резного камня.

Коллекции становились все обширнее, для них потребовались новые помещения. Еще в 1771 г. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена началось строительство Большого Эрмитажа. С Малым его соединял крытый переход. Но этим дворцовое строительство при Екатерине II не завершилось: с 1783 по 1787 г. Джакомо Кваренги строил Эрмитажный театр. Вместе с Зимним дворцом, а также Малым и Большим Эрмитажами теперь он входит в единый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль набережной Невы. Позже, уже в середине XIX в., при императоре Николае I, внуке Екатерины II, было возведено здание Нового Эрмитажа, примыкающее к Большому Эрмитажу с внутренней стороны и выходящее фасадом на Миллионную улицу. Поэтому Большой Эрмитаж стали называть Старым Эрмитажем.

Спустя век после основания Эрмитажа его собрание пополнилось картиной Леонардо да Винчи

Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом. Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

10 фигур атлантов при входе в Новый Эрмитаж создал в 1844 - 1849 гг. скульптор А.И. Теребенев

Новый Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Что можно увидеть в Эрмитаже в наши дни

Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II. К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы. Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, — Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский. К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г. На ее стенах — 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня. Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля — копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI—XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

Эрмитаж — визитная карточка Санкт-Петербурга

Побывать в Санкт-Петербурге и не посетить Эрмитаж — возможно ли это?! Мы искренне убеждены, что нет! Самый большой, великий, лучший — всё это о нем. Вы можете пропустить разводку мостов и даже не поехать в Петергоф, но отсутствие этого музейного комплекса в Вашем экскурсионном маршруте по культурной столице будет досадным упущением. Эрмитаж по праву входит в топ лучших мировых музеев. Здесь собрана огромная коллекция произведений изобразительного и прикладного искусства, предметов старины, оружия от каменного века до наших дней. А его кладовые поистине бездонны!

Начнём с самого популярного вопроса у большинства туристов: “А Эрмитаж и Зимний дворец — это одно и то же?”

Зимний дворец входит в состав музейного комплекса Государственный Эрмитаж. Он состоит из 6 исторических зданий, которые находятся вдоль Дворцовой набережной на Неве. Здания, которые являются открытыми для общественности, включают Эрмитажный театр, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Зимний дворец. Само же название, слово «Эрмитаж» в переводе с французского языка (hermitage) значит уединенное место. Что, кстати, весьма иронично, ведь каждый день музей посещают около 10 000 туристов.

Но правдиво, ведь изначально, дворец был частной собственностью Екатерины II. В 1764 году императрица приобрела в Берлине у немецкого коммерсанта И. Гоцковского (в Берлине) коллекцию из 225 картин. В основном, это были произведения фламандской и голландской школ. Все картины привезли в Петербург, и они находились в своих нишах и комнатах. Апартаменты Зимнего Дворца, где была размещена личная коллекция, Екатерина II, стала называть Эрмитажем, поскольку она любила наслаждаться своими шедеврами в полном уединении, без лишних глаз. И именно этот, 1764 год, и считается годом основания Эрмитажа. Но лишь этими картинами все не ограничилось, количество коллекционных экспонатов стремительно увеличивалось. Екатериной II и последующими императорами выкупались произведения самых известных коллекций: Генриха фон Брюля, Антуана и Пьера Кроза, Роберта Уолполя и других. Каталоги картин Зимнего Дворца уже в 1774 году состояли из 2 080 произведений искусства. Кроме картин, там были гравюры и рисунки, предметы античной древности, скульптуры, западноевропейское прикладное искусство и даже целые библиотеки! Так по указу императрицы из Польши привезли библиотеку братьев Залуских из почти трехсот тысяч томов книг, десяти тысяч рукописей и бесценной коллекции гравюр.

До середины 19 века музей был открыт для посещения только избранным. Нужно было получить разрешение и пропуск в залы у начальника придворной охраны. С 1852 года же Эрмитаж официально открыл двери для всех желающих. И было построено здание Нового Эрмитажа. С этого года музейный комплекс официально стал называться «Императорский Эрмитаж». В 1920-ее годы Эрмитаж и Зимний Дворец стали, практически, единым целым. Экспозиции музея занимают почти все помещения бывшего Дворца. А это немало, ведь общая площадь Эрмитажа 233 345 квадратных метров. Дворец имеет 365 залов, 117 различных лестниц, 1057 комнат, 1945 окон.

Подробнее об окрестностях Эрмитажа.

На сегодняшний день в музее более трёх миллионов экспонатов, из которых более 60 000 картин. Например, в зале Кандинского и Малевича находится знаменитый «Черный квадрат». Это четвертый по счету его «черный квадрат», но не менее прекрасный, чем предыдущие. Тут Вы сможете насладиться шедеврами Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рафаэля, Рубенса, Ван Гога, Репина. Работы импрессионистов размещены отдельно, в здании Генерального Штаба: Моне, Ренуар, Мане, Дега, Писсарро, Сислей, Сезан, Гоген, Матисс, Пикассо. Здесь регулярно проводятся временные выставки, посвященные редким работам этих творцов.

Чтобы посмотреть на все экспонаты, останавливаясь у каждого хотя бы на минуту, потребуется 12 лет. Чтобы узнать и изучить все, не хватит и жизни. Протяженность экскурсионных маршрутов в Эрмитаже более 22 км.

И все они начинаются с роскошной главной лестницы. Вы наверняка уже видели ее на открытках и многочисленных фото. Посольская или Иорданская лестница — главная лестница дворца. Когда-то иностранные послы поднимались по ней для аудиенций, а в Крещение царская семья спускалась к Иордани. Сегодня можем пройтись по ней мы с Вами, на несколько минут замерев от восторга окружающей красоты!

Самая милая и необычная достопримечательность Эрмитажа — это его коты. Первый пушистый хранитель появился тут в 1724 году, благодаря Петру I, «для мышей и крыс устрашения». В 1745 году императрица Елизавета Петровна тоже выписала из Казани несколько десятков котов, поскольку очень боялась грызунов сама и переживала за сохранность произведений искусства из своей личной коллекции. Как чудесно, что сейчас традиция сохранилась, и в штате на постоянной основе состоят 50 котиков.

Стоит ли идти с экскурсией или наслаждаться шедеврами самостоятельно — выбирать Вам. Но будьте готовы к тому, что в кассу всегда стоит очередь. И зарядите телефон. Поверьте, Вам захочется сделать множество фото на память!

В Петербурге никогда не знаешь, во сколько и где закончится твой день, даже если начался он во дворце! И как здорово, когда есть место, где тебя всегда рады встретить и разместить в уютном и удобном номере. Мы знаем все секреты гостеприимства, умеем предугадыв ать желания наших гостей и продумали сервис до мелочей, чтобы с первых минут Вы могли окунуться в нашу фирменную атмосферу позитива и комфорта. Выберите для своего отдыха элегантный отель, спроектированный с учетом всех Ваших потребностей и пожеланий для своего отдыха в Санкт-Петербурге, и в незнакомом городе Вы всегда будете возвращаться домой!

Шедевры Эрмитажа

Шедевры Эрмитажа

Картины эпохи Возрождения, единственная в России скульптура Микеланджело и ожившая мумия

Основные экспозиции музея находятся в самом сердце Петербурга — на Дворцовой площади — и занимают шесть объединённых корпусов и здание Главного штаба. Здесь хранится более трёх миллионов произведений искусства! Подготовили подборку самых знаменитых экспонатов Эрмитажа и рассказываем, где их искать и чем они интересны.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

Alisa Гид с историческим образованием. Уже несколько лет водит экскурсии по Эрмитажу и каждый раз открывает в музее что-то новое не только для путешественников, но и для себя.

Мумия жреца Па-ди-иста (X век до н. э.)

Зимний дворец, зал 100

Мумия, которой предположительно около трёх тысяч лет, пополнила собрание в XIX веке, когда её передал в дар музею купец Анастас Аверов вместе с другими древнеегипетскими артефактами, приобретёнными за границей. Для лучшей сохранности мумия находится под герметичным стеклянным куполом, а фотографировать её строго запрещено.

АЛЬТКАРТИНКИ

С Па-ди-истом связана одна из легенд Эрмитажа. По словам сотрудницы музея, в 2004 году мумия внезапно начала дёргать рукой, а на плече у жреца появился нарост размером с грецкий орех, который через какое-то время исчез. Конечно, официального подтверждения у этой леденящей кровь истории нет.

«Скорчившийся мальчик», Микеланджело (1530-1534)

Новый Эрмитаж, зал 230

В конце XVIII века Екатерина II выкупила собрание древнеримских и ренессансных скульптур у английского коллекционера Джона Лайда Брауна, в их числе была и эта работа знаменитого итальянского мастера. До начала XIX века статуя украшала Грот в парке Царского Села, затем хранилась в Академии художеств и только в 1851 году переехала в Эрмитаж. Сегодня это единственная скульптура Микеланджело в России.

Где хранился «Скорчившийся мальчик» первые 200 лет и с какой целью его создал автор, доподлинно неизвестно. Согласно самой популярной версии, скульптура должна была украсить капеллу Медичи в церкви Сан-Лоренцо, однако так туда и не попала. Трактовок произведения тоже множество, но согласно самой распространённой, мальчик символизирует Флоренцию, которая в 1529-1530 годах, осаждённая испанской армией, страдала под гнётом неприятеля.

«Скорчившийся мальчик», Микеланджело

Живопись

Самые известные полотна Эрмитажа и их секреты.

Работы Леонардо да Винчи

Большой (Старый) Эрмитаж, зал 214

Считается, что в мире сохранилось всего 15 его полотен. И на два из них можно посмотреть в Эрмитаже. Оба изображают Деву Марию с младенцем, но существенно различаются по технике.

Мрачный символ

На первый взгляд кажется, что перед нами радостный сюжет. Мария радуется Иисусу, малыш тянется к цветку, но если приглядеться — цветок с четырьмя лепестками похож на крест, что отсылает нас к будущей смерти Христа.

Alisa, гид в Санкт-Петербурге

«Мадонна Бенуа» (1478-1480)

Одна из самых известных картин Эрмитажа. Изначально полотно называлось «Мадонна с младенцем», а своё современное название получило по имени последней владелицы, супруги архитектора Л. Н. Бенуа.

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи

Это ранняя работа Леонардо и по тем временам — оригинальная и неканоническая. Неидеальные черты лица женщины, одежда по флорентийской моде XV века — если бы не нимбы над головами матери и младенца, сюжет легко было принять за обычную жанровую сценку. Картина отличается от более поздних «Мадонн» да Винчи и не раз подвергалась критике искусствоведов. Несмотря на это, в 1912-м полотном очень заинтересовались в Англии и пытались перекупить: антиквар из Лондона предложил за него семье Бенуа 500 тысяч франков (примерно 200 тысяч рублей), но владельцы пожелали, чтобы картина хранилась в России, и в итоге продали её Эрмитажу даже дешевле — за 150 тысяч рублей.

«Мадонна Литта» (середина 1490-х)

Ещё одно полотно Леонардо с двойным названием: первое — «Мадонна с младенцем», а второе — «Мадонна Литта», по фамилии герцога, из собрания которого и попала в музей. Подлинное авторство картины не установлено: многие искусствоведы уверены, что Леонардо писал её вместе с помощником, а некоторые считают, что последний создал полотно самостоятельно, лишь воспользовавшись наброском да Винчи.

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

«Литта» отличается от «Бенуа»: это уже более классическая интерпретация библейского образа. Одухотворённое лицо матери выражает покой и нежность. В руках у младенца птенчик щегла — символ духовности и предвестник будущих страданий Христа. А на фоне, в симметричных окнах, открывается горный пейзаж как знак гармонии и совершенства мироздания.

«Благовещение», Джованни Баттиста Чима да Конельяно (1495)

Большой (Старый) Эрмитаж, зал 217

Картина считается одним из лучших произведений художника, которое раскрыло его талант в полную силу. На полотне изображена сцена из библейского предания: архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что ей предначертано стать матерью сына Божьего.

Любопытно, что евангельский сюжет вписывается в современную автору обстановку. Например, замок на заднем плане имеет реальный прототип — крепость Кастельвеккьо ди Конельяно. А в интерьере присутствуют типичные для того времени предметы мебели. При этом детали картины, выписанные с поразительной тщательностью, наделены символическим смыслом. Например, муха, сидящая на пюпитре, олицетворяет грехи, над которыми Христу предстоит одержать победу.

С 2005 по 2011 год картина находилась на реставрации и не выставлялась. После завершения работ вновь заняла место среди самых ценных картин Эрмитажа. Во время реставрации с полотна сняли многочисленные слои лака, под которым обнаружились фрагменты подписи художника и отпечатки его пальцев. Искусствоведы полагают, что Конельяно мог оставить их во время растушёвки финальных мазков.

«Мадонна Конестабиле», Рафаэль Санти

Новый Эрмитаж, зал 229

В конце XIX века это полотно из коллекции графа Конестабиле для своей супруги приобрёл император Александр II. По предположениям некоторых учёных, миниатюрное полотно (меньше 18 сантиметров диаметром) художник написал не для церкви, а в качестве декоративного элемента для шкафа. Поводом к появлению такой версии послужил не только размер, но и роскошная резная рама, в которую вставлена работа. Изначально рама составляла с картиной, написанной на деревянной основе, единое целое. Однако затем изображение перенесли на холст.

Необычная техника

Несмотря на маленький размер картины, пейзаж прописан детально: видно, что у деревьев нет листьев — только веточки; пара поднимается в горы, а другая — катается на лодке; просматривается маленький домик вдалеке. Чаще всего на картинах художников итальянского Возрождения пейзаж более размытый, не такой детальный. Эту работу Рафаэль написал ещё дома, в Умбрии. С Леонардо да Винчи и техникой сфумато (растушёвывания объектов) он познакомился чуть позже, когда переехал во Флоренцию.

Alisa, гид в Санкт-Петербурге

На картине Санти изобразил свою первую Мадонну. Позже этот образ займёт главное место в его творчестве, а в искусствоведении даже появится термин — «Мадонны Рафаэля».

Фото: блог «Записки искусствоведа»

«Даная», Тициан (ок. 1554)

Большой (Старый) Эрмитаж, зал 221

Эту картину называют самой эротичной работой художника. Сюжет основан на мифе о красавице Данае, в темницу к которой пробрался Зевс, обратившись в золотой дождь. Плодом их любви стал древнегреческий герой Персей.

Тициан создал как минимум пять вариантов картины. Правда, купидон (символ любви) был только на первой — на остальных художник заменил его кормилицей, которая оберегает девушку от Зевса. Один из вариантов (с кормилицей) и приобрела Екатерина II в 1772 году для Эрмитажа.

Есть версия, что чувственную Данаю Тициан писал с куртизанки по прозвищу Ангел — любовницы заказчика первого варианта полотна, кардинала Алессандро Фарнезе.

«Даная», Тициан

«Юноша с лютней», Караваджо (1595-1596)

Новый Эрмитаж, зал 237

Единственная в нашей стране картина этого итальянского художника. Полотно, написанное в Риме, попало в Россию в 1807 году благодаря Александру I, приказавшему выкупить его для коллекции Эрмитажа. Интересно, что юноша на картине так похож на девушку, что работа Караваджо долгое время выставлялась под названием «Лютнистка».

Кстати, «по мотивам» полотна создали духи! В 2005 году в Эрмитаже провели интересный эксперимент: перед картиной выставили девять ёмкостей с запахами цветов и фруктов, которые изображены на ней. А в десятой смешали все эти ароматы — получились «духи от Караваджо».

«Юноша с лютней», Караваджо

«Завтрак», Диего Веласкес (1599-1660)

Новый Эрмитаж, зал 239

Полотно, написанное 18-летним художником в необычном жанре богедон (в переводе с французского — «трактир»), который характеризуется сочетанием бытовых сцен и натюрмортов. Три персонажа на картине символизируют периоды в жизни мужчины. По одной из версий, в юноше справа художник изобразил самого себя.

Существует не меньше семи вариантов картины, но кисти Веласкеса приписывают два: одна работа выставлена в музее Будапешта, а вторая — как раз в Эрмитаже. В коллекции музея «Завтрак» находится с 1773 года, но до конца XIX века автор был неизвестен, поэтому полотно хранилось в запасниках. Только в 1895-м удалось установить, что картину написал Веласкес.

«Завтрак», Диего Веласкес

«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1668)

Новый Эрмитаж, зал 254

Последняя работа художника, которую он написал незадолго до смерти. По мнению искусствоведов, картина стала своеобразным итогом жизни голландца, ведь в юности, в 1637 году, он создал полотно «Блудный сын в таверне», на которой изобразил самого себя в образе молодого кутилы в дорогих одеждах, обнимающего красивую женщину. На картине 1668 года от былой беззаботности не осталось и следа: бледный и исхудавший, мужчина стоит перед отцом на коленях, вымаливая прощение за грехи молодости.

Братская ревность

На картине изображен финальный эпизод притчи, однако согласно библейскому сюжету отец и сын встречаются на улице без свидетелей, а на полотне Рембрандта сюжет изменён. Встреча происходит в помещении при свидетелях. Скорее всего, художник намеренно изменил сюжет, чтобы показать нам второго сына, который оставался с отцом, во всём ему помогал и не доволен возвращением брата и реакцией отца на это.

Alisa, гид в Санкт-Петербурге

Сюжет «Возвращения» неожиданно нашёл отражение в фильме Андрея Тарковского «Солярис» — в финальном кадре, где психолог Крис Кельвин припадает к ногам отца. В этой сцене герои практически повторяют расположение персонажей на картине.

«Портрет дамы в голубом», Гейнсборо (конец 1770-х — начало 1780-х)

Зимний дворец, зал 298

Одна из жемчужин английской живописи в коллекции Эрмитажа. «Дама в голубом» — единственная картина Томаса Гейнсборо, которую можно увидеть в России. Остальные его работы хранятся в зарубежных музеях.

Искусствоведы до сих пор спорят о том, кто изображён на портрете. По самой популярной версии — герцогиня де Бофор, дочь британского адмирала Боскауэна, а по самой смелой и невероятной — известная авантюристка, выдававшая себя за княжну Тараканову и дочь императрицы Елизаветы Петровны.

Работа поражает тонкими, воздушными мазками. Они придают полотну потрясающую реалистичность: кажется, что девушка вот-вот оживёт, заговорит и сойдёт с холста.

«Бульвар Монмартр в Париже», Камиль Писсарро (1897)

Здание Главного штаба, зал 405

Динамичный городской пейзаж, который входит в серию из 13 полотен. В России находится только одно из них, остальные — в зарубежных музеях и частных коллекциях: например, работа «Бульвар Монмартр зимним утром» выставлена в Метрополитен-музее в США.

Для создания серии Писсарро снял номер в отеле, где жил на протяжении года. Неустанно наблюдая за жизнью города, он писал Монмартр зимой и летом, в дождь и зной. Благодаря этому все картины получились невероятно живыми и детализированными.

«Бульвар Монмартр в Париже», Камиль Писсарро

«Две сестры» («Свидание»), Пабло Пикассо (1902)

Здание Главного штаба, зал 431

Большое полотно (152 на 100 сантиметров), на котором изображены две женщины: монахиня из тюремной больницы и её сестра — девушка лёгкого поведения, которая передаёт ей своего ребёнка. Существует несколько толкований сюжета. По наиболее популярной версии, Пикассо делает отсылку к евангельскому рассказу о встрече Марии и Елизаветы (матери Иоанна Крестителя). Сходство просматривается в позах и расположении фигур — именно так этот сюжет обычно изображали предшественники художника.

«Свидание» относится к «голубому периоду» Пикассо (1900-1904 годы), когда на его картинах преобладала сине-зелёная гамма. В это время художник только приехал в Париж, а героями его работ становились нищие, бездомные и куртизанки. Наброски для «Свидания» он делал в Сен-Лазар — парижской больнице для проституток.

«Танец» и «Музыка», Анри Матисс (1910)

Здание Главного штаба, зал 440

Этот диптих Анри Матисс написал для частного собрания коллекционера С. И. Щукина и наделал столько шуму, что заказчик поначалу даже отказался забирать работы! Дело в том, что перед продажей художник выставил «Танец» и «Музыку» в Париже, и полотна вызвали шквал негодования. Матисса обвиняли в подчёркнутой небрежности (уж слишком простыми показались публике линии и выбор цветов) и оскорбительном натурализме. А Щукина окрестили собирателем мусора!

Оправившись от скандала, коллекционер всё-таки забрал картины. И, как и планировал, повесил в своём доме: «Танец» на первом этаже, а «Музыку» — на втором. Однако в 1917 году Щукин покинул страну, фактически расплатившись за свободу своим имуществом: большевики конфисковали его коллекцию живописи. Вскоре картины были переданы музеям. Так скандальный диптих Матисса пополнил коллекцию картин Эрмитажа.

«Композиция VI», Василий Кандинский (1913)

Здание Главного штаба, зал 443

На первый взгляд этот шедевр одного из наиболее известных художников-абстракционистов кажется хаотичным нагромождением цветных пятен и линий. Но всё не так просто.

Основой для картины послужил библейский сюжет о конце света. Сначала Кандинский хотел дать работе название «Потоп», но позже отказался от этой идеи, чтобы не ограничивать фантазию зрителя конкретными ассоциациями, и присвоил картине порядковый номер.

«Композиция VI», Василий Кандинский

На полотне изображён мир, гибнущий в штормовом море. Говорят, если присмотреться, можно даже увидеть очертания корабля и животных. В «Композиции VI» огромную роль играет цвет: например, розовые пятна, по словам самого художника, «смягчают драматические элементы», а коричневые «напоминают о безнадёжности».

«Женщина, держащая плод», Поль Гоген (1893)

Здание Главного штаба, зал 411

Картина, которая проделала долгий и интересный путь: с Таити в Петербург. Она была написана в 1893 году, когда художник жил в Полинезии. Позже он привёз полотно во Францию, где его приобрёл купец из Москвы И. А. Морозов. В 1918-м коллекцию Морозова национализировали, и картина попала в музейное собрание.

На полотне изображена девушка с крупным манго в руках. Позировала Гогену 13-летняя таитянка Теха’амана (Техура). Искусствоведы считают, что полуобнажённая женщина с плодом — воплощение образа Евы в раю, только на туземный лад.

В Государственной галерее Штутгарта в Германии хранится более ранняя версия «Женщины», предположительно написанная в 1892 году. На этой картине туземка держит в руках не плод, а маленького волчонка.

Декоративно-прикладное искусство

Рассказываем ещё о некоторых знаменитых экспонатах Эрмитажа с уникальной историей.

Часы «Павлин» (1766-1772)

Малый Эрмитаж, зал 204

Их сконструировали в Англии, а в Россию они попали в 1797-м. Приобрёл «Павлина» князь Григорий Потёмкин в качестве подарка для Екатерины II. Правда, приехали часы в разобранном виде, поэтому собирал их местный умелец Иван Кулибин.

Роскошный подарок

Григорий Потёмкин и Екатерина II часто обменивались друг с другом дорогими подарками. За несколько лет до приобретения часов «Павлин» императрица преподнесла князю сервиз с камеями, для изготовления которого Севрской мануфактуре понадобилось построить не только новые станки, но и новое здание. Сервиз обошёлся императрице в переводе на современные деньги примерно в один миллиард рублей!

Alisa, гид в Санкт-Петербурге

Фото с экскурсий «Эрмитаж для детей и взрослых» и «Нестандартный Эрмитаж»

Композиция, изображающая павлина, гордо восседающего на дубе, сову и петуха, иллюстрирует смену дня и ночи. Сначала «оживает» сова: поворачивает голову и вращает глазами. За ней — павлин: он кивает, а потом медленно разворачивается и показывает обратную (серебряную) сторону хвоста, которая символизирует ночь. Последним вступает петух: вытягивает шею и кукарекает. Обеспечивают работу часов четыре механизма, скрытые за позолоченными деталями.

Циферблат «Павлина» спрятан в большом грибе под дубом: в прорези шляпки видны цифры, которые обозначают часы и минуты, а вместо секундной стрелки на них указывает изящная стрекоза.

Колыванская ваза (1843)

Новый Эрмитаж, зал 128

Один из самых массивных экспонатов Нового Эрмитажа. Её называют «царицей ваз» и считают самой большой в мире: она весит 19 тонн, а диаметр изделия составляет 5,04 метра.

А ещё это символ Алтайского края, изображённый на гербе региона. Именно там была добыта зелёная яшма для изделия и там же, на Колыванской фабрике, изготовлена ваза. После доставки в Санкт-Петербург ваза ещё шесть лет стояла в заколоченном ящике: изделие оказалось настолько огромным, что никто не представлял, где и как его разместить.

Колыванская ваза

В 1849 году «царицу ваз» установили на специальный постамент, а уже потом возвели вокруг стены музейного зала, иначе она бы просто не влезла. Даже во время Великой Отечественной войны ваза из-за своих размеров не покидала Новый Эрмитаж: сотрудники обкладывали её мешками с песком, чтобы защитить от осколков при бомбёжках.

Заключение

Это лишь небольшой список экспонатов Эрмитажа, вооружившись которым, самостоятельному путешественнику будет проще сориентироваться в многочисленных экспозициях. А познакомиться с сокровищами крупнейшего музея России более подробно и не заблудиться во множестве залов помогут гиды Tripster.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *