Как пересесть на большую кольцевую линию
Перейти к содержимому

Как пересесть на большую кольцевую линию

  • автор:

История и характеристики Большой кольцевой линии

Станция

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 марта 2023 года в Москве состоялось открытие пассажирского движения по всей Большой кольцевой линии метро. Президент РФ Владимир Путин участвовал в церемонии по видеосвязи, а мэр Москвы Сергей Собянин — очно. ТАСС подготовил материал об этой линии.

Основные сведения

Большая кольцевая линия (рабочее название — Третий пересадочный контур, ТПК) — новая кольцевая линия Московского метрополитена. На схеме метро обозначается бирюзовым цветом и номерами 11 (основная трасса) и 11А (ответвление от станции «Хорошевская» до станции «Деловой центр»). Это самая протяженная линия московского метро и третья по счету внутригородская кольцевая линия рельсового пассажирского транспорта в российской столице — после Кольцевой линии (на схеме метро — №5, поэтапно открыта в 1950-1954 годах), а также интегрированного с метрополитеном железнодорожного Московского центрального кольца (МЦК, на схеме — №14, открыто в 2016 году).

Полностью расположенная под землей БКЛ проходит на расстоянии от 3 до 10 км от Кольцевой линии, объединяет все существующие и проектируемые радиальные направления. Линия имеет протяженность 70 км и насчитывает 31 станцию. Они позволяют сделать пересадку на 20 станций других линий столичного метро, восемь пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД), три — на МЦК. Все станции БКЛ подземные, в основном неглубокого заложения.

По словам Собянина, БКЛ сможет перевозить в два раза больше пассажиров, чем МЦК (среднесуточный пассажиропоток в 2019 году — 540 тыс. человек) и позволит сократить время движения в пути по некоторым направлениям в два-три раза.

История проекта

«Большим кольцом» Московского метрополитена во время строительства в 1940-х годах называлась современная Кольцевая линия — тогда проектировалось «Малое кольцо», которое должно было пройти под бульварами. В частности, на станции «Курская» сохранились надписи на путевой стене: «Курская большого кольца 1945-1949». Однако уже в начале 1950-х годов от проекта «Малого кольца» отказались.

Строительство второго кольца метро для разгрузки существующей Кольцевой линии предусматривал Генеральный план развития Москвы 1971 года. Новое метрокольцо должно было включить в себя короткую Каховскую линию и северо-восточный участок Сокольнической линии. Однако в советские годы строительство так и не началось, а после распада СССР экономические трудности долгое время мешали реализации столь крупномасштабного проекта. Специалисты на протяжении 1980-х — 2010-х ггодов обсуждали различные альтернативные проекты и варианты трассировки нового «пересадочного контура» — как в виде кольца, так и в виде хордовых линий. В 2006 году начальник московского метро Дмитрий Гаев ввел в употребление название «Третий пересадочный контур» (ТПК). Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась сама Кольцевая, а третий контур предполагалось создать на расстоянии двух-трех перегонов от существующего кольца с учетом советского проекта второй кольцевой линии или пересекающихся хорд.

4 мая 2012 года правительство Москвы своим постановлением утвердило новую программу развития столичного метрополитена на срок до 2020 года. Она предусматривала строительство в 2012-2020 годах более 80 новых станций на существующих и новых линиях, включая ТПК.

Текущая трассировка линии была утверждена правительством Москвы 4 мая 2012 года, в дальнейшем неоднократно уточнялись названия проектируемых станций.

Пусковой участок от «Делового центра» до «Петровского парка» спроектировала компания «Метрогипротранс», оставшуюся часть линии — инженеры «Мосинжпроекта» и испанской компании Bustren. Было принято решение построить около 30 км тоннелей с применением испанского способа метростроения, когда для движения двух поездов в двух разных направлениях сооружается один тоннель большого диаметра, в котором параллельно укладываются пути. Такой стандарт предусматривает возведение станций не с одной островной платформой, а с двумя береговыми и выходами в торцах станции. Первоначально планировалось, что 20 станций будут иметь островную платформу, а десять станций — береговые, при дальнейшем проектировании число станций с береговыми платформами сократилось до семи. На линии построено три станции глубокого заложения — «Рижская» (63,5 м), «Марьина Роща» (70 м) и «Савеловская» (65 м).

На ранних этапах работы линии подвижной состав размещался в электродепо «Измайлово», в 2018-2021 годах поезда БКЛ обслуживались в новом электродепо «Солнцево». С 2021 года для нужд БКЛ используется модернизированное электродепо «Замоскворецкое», 20 февраля 2023 года к нему присоединилось электродепо «Нижегородское «(бывший Московский вагоноремонтный завод им. В. Е. Войтовича). Также поезда БКЛ будет обслуживать электродепо «Аминьевское», открытие которого намечено на 2023 год.

Проектирование и строительство новой кольцевой линии велось с ноября 2011 года силами АО «Мосметрострой», АО «Мосинжпроект» и ООО «СМУ Ингеоком». К строительству отрезка «Аминьевская» — «Проспект Вернадского» привлекалась компания «Си-ар-си-си рус» — российское подразделение китайской China Railway Construction Corporation Limited, CRCC).

28 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в Twitter о том, что участники интернет-сервиса правительства Москвы «Активный гражданин» выбрали новое название для ТПК — «Большая кольцевая линия». Официально оно было утверждено к открытию первого участка в 2018 году.

Этапы ввода в эксплуатацию

2018 год

26 февраля 2018 года было запущено пассажирское движение на первом участке БКЛ протяженностью 10,51 км, насчитывавшем пять станций:

  • «Деловой центр» (Пресненский район) в центральном ядре делового района «Москва-Сити», с пересадками на одноименную станцию Солнцевской линии метро, станцию «Выставочная» Филевской линии метро и платформу Тестовская железнодорожной линии D1;
  • «Шелепиха» (также в Пресненском районе) близ пересечения Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом. Пересадки на одноименную станцию МЦК и платформу Тестовская;
  • «Хорошевская» (Хорошевский район) на пересечении Хорошевского шоссе с 4-й Магистральной улицей; Пересадка на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии метро и станцию «Хорошево» МЦК;
  • «ЦСКА» (также в Хорошевском районе) на Ходынском бульваре, близ спортивных объектов ЦСКА;
  • «Петровский парк» (район Аэропорт) на Ленинградском проспекте, с переходом на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии метро.

30 декабря БКЛ получила продление до «Савеловской» (районы Савеловский и Бутырский), построенной рядом с Савеловским вокзалом (D1) с пересадкой на Серпуховско-Тимирязевскую линию метро.

В 2018-2020 годах отрезок БКЛ от «Шелепихи» до «Савеловской» эксплуатировался совместно с Солнцевской линией метро (на схеме обозначена желтым цветом и номером 8А). В дальнейшем участок «Деловой центр» — «Шелепиха» планируется передать в состав будущей Рублево-Архангельской линии.

2020 год

27 марта 2020 года был открыт участок БКЛ протяженностью около 8 км, насчитывавший три станции:

  • «Нижегородская» (район Нижегородский) на Рязанском проспекте, с пересадками на одноименные станции Некрасовской линии, МЦК и Горьковского направления Московской железной дороги (будущая линия D4);
  • «Авиамоторная» (район Соколиная Гора) с выходами к шоссе и проезду Энтузиастов и пересадкой на одноименную станцию Калининской линии метро;
  • «Лефортово» в одноименном районе, с выходами к улицам Солдатская, Наличная и Авиамоторная;

31 декабря 2020 года этот северо-восточный отрезок линии был продлен на север еще на одну станцию — до новой «Электрозаводской» (районы Басманный и Соколиная Гора). Она имеет выходы к Большой Семеновской улице, Семеновской набережной и Гольяновскому проезду, с нее можно пересесть на «Электрозаводскую» Арбатско-Покровской линии метро и одноименную станцию Казанского и Рязанского направлений МЖД.

До 16 февраля 2023 года включительно станции БКЛ от «Нижегородской» до «Электрозаводской» эксплуатировались в составе Некрасовской линии (на схеме обозначена розовым цветом и №15), после чего были переведены в состав большого кольца.

2021-2022 годы

1 апреля 2021 года открылся для пассажиров следующий участок БКЛ протяженностью около 4,5 км, имевший в своем составе две станции:

  • «Народное Ополчение» (район Хорошево-Мневники) с выходами на проспект Маршала Жукова, улицы Демьяна Бедного и Народного Ополчения;
  • «Мневники» (Хорошево-Мневники) с выходами на улицу Нижние Мневники и проезду Главмосстроя.

После открытия на этом западном участке БКЛ было организовано вилочное движение: после «Хорошевской» часть поездов следует до «Мневников», часть — до «Делового центра».

7 декабря 2021 года в пассажирскую эксплуатацию был введен фрагмент большого кольца протяженностью около 20 км, куда вошли сразу три отрезка: западный, юго-западный и южный. Для пассажиров заработали 10 станций:

  • «Терехово» (Хорошево-Мневники) в срединной части Мневниковской поймы, в районе перспективной жилой застройки;
  • «Кунцевская» (граница районов Кунцево и Фили-Давыдково). Построена вдоль Рублевского шоссе, между улицей Молдавская и путями линии D1 (МЦД-1), имеет пересадку на одноименные станции Арбатско-Покровской и Филевской линий и линию D1;
  • «Давыдково» (районы Фили-Давыдково и Можайский) на Аминьевском шоссе в районе примыкания к шоссе улицы Инициативная;
  • «Аминьевская» (район Очаково-Матвеевское) — также на Аминьевском шоссе в районе пересечения с Очаковским шоссе;
  • «Мичуринский проспект» (район Раменки). Построена вдоль улицы Удальцова и ее пересечения с Мичуринским проспектом, имеет пересадку на одноименную станцию Солнцевской линии;
  • «Проспект Вернадского» (район Проспект Вернадского), расположена параллельно улице Удальцова. Пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии;
  • «Новаторская» (граница районов Проспект Вернадского и Обручевский) на пересечении Ленинского проспекта и улицы Новаторов;
  • «Воронцовская» (Обручевский район) между Старокалужским шоссе и улицей Профсоюзная. Пересадка на ст. — «Калужская» Калужско-Рижской линии;
  • «Зюзино» (районы Черемушки и Зюзино) на пересечении улицы Каховка и Севастопольского проспекта;
  • реконструированная «Каховская» (район Зюзино), которая раньше входила в состав упраздненной Каховской линии. Расположена на пересечении Чонгарского бульвара, улиц Каховка и Азовская. Пересадка на ст. «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

14 декабря 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин провел технический пуск (без пассажиров) движения на участке БКЛ между «Каховской» и «Каширской», а 30 декабря — на замыкающем участке кольца от «Каширской» до «Нижегородской».

2023 год

20 февраля началось движение поездов БКЛ с пассажирами по участку «Нижегородская» — «Электрозаводская», выведенному из состава Некрасовской линии.

1 марта в пассажирскую эксплуатацию переходят оставшиеся девять станций на южном, юго-восточном и северо-восточном участках линии:

  • Реконструированная «Варшавская» (районы Нагорный, Москворечье-Сабурово), до октября 2019 года принадлежавшая упраздненной Каховской линии и расположенная на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром;
  • реконструированная «Каширская» (районы Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники; также ранее относилась к Каховской линии) на пересечении Каширского шоссе с улицей Маршала Шестопалова. Имеет пересадку на одноименную станцию Замоскворецкой линии, в н. в. закрытую в связи с реконструкций тоннеля;
  • «Кленовый бульвар» (район Нагатинский Затон) на пересечении Кленового бульвара и Коломенской улицы;
  • «Нагатинский Затон» в одноименном районе, на берегу Москвы-реки, с выходами на Коломенскую улицу;
  • «Печатники» в одноименном районе, с выходами к улице Гурьянова и пересадкой на Люблинско-Дмитровскую линию и железнодорожную линию D2;
  • «Текстильщики» (районы Печатники и Текстильщики), с выходами на Волгоградский проспект, Люблинскую и Шоссейную улицы. Пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию метро и линию D2;
  • «Сокольники» в одноименном районе, с выходами на Сокольническую площадь, к улицам Стромынка, Русаковская, Сокольнический вал и др. Пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии метро;
  • «Рижская» (районы Мещанский и Марьина Роща) с выходами на проспект Мира и Рижскую площадь, пересадкой на одноименную станцию Калужско-Рижской линии метро и линию D2;
  • «Марьина Роща» в одноименном районе, с выходами на Шереметьевскую улицу, 2-ю улицу и 5-й проезд Марьиной Рощи. Пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию метро и линию D2.

Перспектива

В перспективе к трем станциям БКЛ планируется присоединить строящиеся радиальные линии метро. Со станции «Народное Ополчение» предусмотрена пересадка на Рублево-Архангельскую линию, с «Новаторской» — на Троицкую линию, а с «Кленового бульвара» — на Бирюлевскую линию.

В Москве открыли Большую кольцевую линию метро

Станция БКЛ метро

Самый большой проект столичного метростроения подошел к своему завершению

Москва. 1 марта. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Сегодня в Москве торжественно открыли Большую кольцевую линию (БКЛ) метро целиком. По этому случаю мы решили собрать всю историю ее создания с самого начала.

Круг замкнулся

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин сообщал, что Большое кольцо замкнется к концу 2022 года. Но в итоге сроки немного сдвинулись – на 1 марта 2023 года.

К открытию готовились тщательно. Так, всего в метро обновили обновятся более 3 тыс. элементов навигации на станциях, свыше 1 тыс. схем метро на инфраструктуре и больше 59 тыс. — в поездах — всего более 63 тыс. элементов. Также разместили порядка 700 навигационных указателей на новых станциях БКЛ.

1 марта президент РФ Владимир Путин принял участие в церемонии запуска БКЛ в эксплуатацию. Запуск линии прошел в режиме видеосвязи с участием Собянина, сотрудников метрополитена и метростроевцев. Путин по просьбе столичного градоначальника расписался на плане нового метрокольца и дал команду на запуск движения. Поезда пошли по девяти станциям Большого кольца: «Марьина роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».

«Сегодня историческое событие не только для метро, но и для всей транспортной системы города Москвы. Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения. Это новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему. И позволяет присоединять новые линии метро, создавая будущие транспортные системы», — сказал Собянин.

Мэр вместе со строителями проехал по маршруту новых станций. Он поблагодарил их за работу и выразил надежду на то, что линия будет работать без перебоев и на века. Собянин уточнил, что строительство дало толчок для масштабного обновления пассажирского состава, для возведения новых линий.

Главный проект

БКЛ считается главным проектом современного столичного метростроения, т.к. она соединила все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующей Кольцевой линии. Всего в составе кольца протяженностью около 70 км открыта 31 станция и три электродепо. Оно обогнало самую длинную в мире Кольцевую линию Пекинского метро протяженностью 57 км.

Расчетная мощность БКЛ составляет 2 млн пассажиров. Уже подсчитано, что на части маршрутов можно сэкономить ежедневно до 35-45 минут. Еще одна хорошая новость: Кольцевая линия теперь разгружена на четверть, а радиальные ветки – до 22%.

С БКЛ можно будет пересесть на 20 станций 11 других линий метро, на четыре станции Московского центрального кольца (МЦК), на шесть станций Московских центральных диаметров (МЦД) и 11 пересадок на ветки железной дороги.

Изначально пассажирское движение на первом участке Большого кольца планировалось открыть в конце 2017 года. Но в итоге участок протяженностью 10,5 км открыли 26 февраля 2018 года. Туда вошли пять станций: «Петровский парк», ЦСКА, «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр». При этом две последние стали ответвлением от БКЛ в направлении «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась станция БКЛ «Савёловская». После этого, 27 марта 2020 года, открыли станции «Лефортово» и «Авиамоторная» вместе со вторым участком Некрасовской ветки. А 31 декабря 2020 года начала работать станция «Электрозаводская».

1 апреля 2021 года в Москве открыли еще две станции – «Народное Ополчение» и «Мнёвники». Кстати, они стали первыми станциями метро в районе Хорошёво-Мнёвники.

Самый массовый запуск состоялся 7 декабря 2021 года. Тогда Путин и Собянин открыли 10 станций: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также реконструированную «Каховскую».

До дома – с комфортом

Помимо разгрузки ряда линий метрополитена и сокращения времени поездки БКЛ дает еще возможность с комфортом добираться до дома на других видах транспорта. Для этого на кольце построят 22 транспортно-пересадочных узла.

В частности, ТПУ «Нижегородская» станет крупнейшим в Европе транспортно-пересадочным узлом. Под его крышей объединены станции «Нижегородская» Некрасовской и Большой кольцевой линий метро, одноименная станция МЦК, платформу «Карачарово» Горьковской железной дороги и остановки наземного транспорта.

Крупные ТПУ появятся также на станциях «Деловой центр», «Кунцевская», «Рижская». Так, в последнем соединятся две линии метро – БКЛ и Калужско-Рижская, три центральных диаметра – Курско-Рижский, Ленинградско-Казанский и Киевско-Горьковский, а также вокзальный комплекс железнодорожной магистрали «Москва-Санкт-Петербург».

Часть ТПУ строится в рамках развития территории бывших промзон. В частности, речь идет о ТПУ «Печатники» и «Текстильщики».

Еще одним из крупных ТПУ на БКЛ станет «Марьина Роща», который обеспечит пересадку на салатовую линию и МЦД-2. Кстати, эта станция стала одной из самых сложных на БКЛ из-за расположения на глубине 70 м. И теперь здесь находятся длинные эскалаторы московского метрополитена, их протяженность составляет 130 м.

«Дом» для поездов

Для обслуживания поездов самой длинной кольцевой линии мира построили три электродепо. 20 февраля 2023 года Собянин открыл депо «Нижегородское».

Ремонт разной степени сложности и трудоемкости в «Нижегородском» будут проходить 288 вагонов в год. Также электродепо обеспечило рабочими местами более 900 человек.

Депо построено на территории бывшего вагоностроительного завода им. В.Е. Войтовича. Строительство началось в 2015 году. Общая площадь объектов превышает 17 га – это более 50 новых зданий и сооружений, среди которых отстойно-ремонтный корпус на 30 составов. В дальнейшем на территории бывшего завода планируется реставрация одного из исторических зданий.

Кроме того, там смонтировали автоматизированный комплекс по диагностике и обточке колес поездов смонтирован в электродепо «Нижегородское».

Также поезда БКЛ уже обслуживает электродепо «Замоскворецкое». Кроме того, строится депо «Аминьевское». Его возводят на территории бывшей промзоны площадью около 15,7 га. После запуска появится 1 350 новых рабочих мест.

В частности, там разместится семиэтажный административно-бытовой корпус с подвалом, в котором будут помещения для отдыха сотрудников, актовый зал на 180 мест, спортзал и др.

Музыкальный альбом и фотовыставка

БКЛ даже посвятили целый музыкальный альбом. Он вышел в декабре 2021 года и был приурочен к открытию сразу 10 станций кольца. Всего в альбом 10 треков – по числу открытых тогда станций.

20 февраля в Москве открылась фотовыставка «Большая кольцевая линия: от идеи к движению». В ее концепцию заложена история строительства БКЛ: обсуждение проекта, сроки реализации, архитектурные решения и т.д. Увидеть снимки можно на Цветном бульваре до 5 марта.

Десять простых вопросов о московском метро

Московское метро - целый подземный город, состоящий из более чем 250 станций.

Первого марта 2023 года в Москве торжественно запустили Большую кольцевую линию метро. И теперь схема московского метро может озадачить любого туриста: на ней больше 250 станций и 15 линий.

Существуют одноименные и разноименные станции пересадок. Помимо этого, в ближнее Подмосковье ездят поезда наземного метро — Московских центральных диаметров. А есть еще традиционная кольцевая ветка. Целый подземный город, где впору растеряться даже коренному москвичу. «СОЮЗ» составил памятку пассажиру московской подземки.

1. Во сколько открывается и закрывается метро? До какого времени можно сделать пересадку?

Все станции столичного метро открыты для входа и пересадки с одной линии на другую ежедневно с 5 часов 30 минут утра до 1 часа ночи. На иные станции можно попасть даже раньше — например, «Комсомольская» Сокольнической линии открывает двери уже в 5.20, поскольку там раньше проходит первый поезд. А последние поезда отправляются с конечных станций всех линий в 1.03 ночи. Так что фактически метро перевозит поздних пассажиров до двух часов ночи. В целом правило простое — нужно попасть на свою ветку до 1 часа ночи.

2. Ходит ли метро до столичных аэропортов? Разрешено ли провозить с собой чемоданы и животных?

Парадокс: в московской подземке есть станция «Аэропорт», но на самом деле добраться в авиагавани на метро нельзя. Эта станция находится в одноименном районе Москвы, рядом с центром города. Когда-то неподалеку от нее и правда находились аэропорт и аэровокзал, но их давно закрыли. Правда, в этом году должна открыться станция «Аэропорт Внуково» — она станет первой станцией метро в столичном одноименном аэропорту. Пока же из аэропортов в центр города ездят аэроэкспрессы — комфортные наземные поезда.

За стандартный чемодан денег в метро с вас не возьмут, пройти с ним можно через турникет для пассажиров с багажом — там более широкие створки. По правилам метро оплачивать нужно багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 см до 150 см — за одно место такого груза возьмут 62 рубля. Животных перевозить можно только в клетке или переноске, причем если ее размер укладывается в вышеприведенные параметры багажа, то нужно оплатить провоз одного места багажа. Если сумма измерений больше 150 см, то такой багаж перевозить нельзя из-за громоздкости. Длинномерные предметы (например, лыжи) не должны быть длиннее 220 см.

3. Сколько сейчас стоит проезд и как выгоднее перемещаться?

Если вы хотите прокатиться на метро 1-2 раза, то можно купить билет «Единый» — это бумажная карточка, которую нужно приложить к валидатору у турникетов. Одна поездка обойдется в 62 рубля, две — в 124. Если планируете ездить больше, то есть смысл купить пластиковую карту «Тройка» — на нее можно положить деньги и пользоваться ей как электронным кошельком. Тогда одна поездка на метро будет стоить 50 рублей. Сама карта обойдется в 80 рублей, но эти деньги вернут при возврате ее в кассу. Пересадки в метро бесплатные. Подробнее можно узнать на сайте: mosmetro.ru.

4. Требуется ли специальное разрешение на фотосъемку в московской подземке?

Для профессиональной фото- и видеосъемки нужно получать разрешение администрации метро, на этот счет существует отдельный регламент. Но пассажиры часто снимают на телефоны интерьеры станций, поезда и т.д. Никто в таком случае за руки не хватает. Главное — не мешать другим пассажирам.

5. Схему метрополитена часто изображают в форме двух сердец. Что они означают?

Этот символ стал особенно популярен после того, как 1 марта этого года было запущено движение по всем станциям Большой кольцевой линии метро (БКЛ). Собственно, два сердца символизируют БКЛ и еще одно кольцо — Московское центральное (МЦК). Его запустили в 2016 году — формально это часть метро, но поезда там ходят по земле.

6. Что представляет собой открывшаяся БКЛ?

БКЛ — это новая кольцевая линия московской подземки с 31 станцией. Крупнейшее в мире метрокольцо протяженностью 70 километров — до его открытия лидером была Вторая кольцевая линия Пекинского метро (57 км). На строительство ушло 11 лет. Главная цель БКЛ — сократить время на дорогу. Дело в том, что старая Кольцевая линия метро расположена близко к центру города. И раньше пассажирам часто приходилось ехать с окраин в центр, чтобы сделать пересадку и поехать в соседнюю окраину. Ближе пересадок просто не было. БКЛ во многом решает эту проблему — сокращает бессмысленные перепробеги и время в пути. Кроме того, она просто дает больше возможностей и вариантов поездок, а некоторые ее станции открылись там, где метро раньше в пешей доступности не было в принципе.

Более сорока станций московской подземки — объекты культурного наследия, и туда даже водят экскурсии. Все они были построены до конца 1950-х годов.

7. Каково в среднем нахождение пассажира под землей? Работают ли там кафе и туалеты?

Московским метро каждый день пользуются миллионы людей, и у каждого своя продолжительность пути. Кстати, Московскому метро посвящают песни! И в одном из хитов за авторством Валерия Сюткина есть фраза, что девять станций по прямой поезд идет ровно 42 минуты.

Туалеты в подземке есть, обычно они стоят в переходах между станциями — модули легко узнать по светящимся табло. Посещение стоит 69 рублей, оплатить можно картой «Тройка» или банковской карточкой. Кафе и магазинов в метро нет, как и урн. В целях безопасности их не размещают в подземках многих стран — в урнах можно спрятать взрывное устройство.

8. Есть ли станции, на которые водят экскурсии?

Больше 40 станций столичной подземки — объекты культурного наследия. В первую очередь это касается станций, построенных до конца 1950-х годов. Архитектуру «Комсомольской», например, называют апофеозом сталинского ампира — станцию задумывали как своеобразные ворота Москвы, ведь она расположена возле трех вокзалов. Ее потолок украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. А «Белорусская» Кольцевой линии оформлена в белорусском стиле — на потолке, например, орнамент в виде венков и колосьев. Мозаичные панно рассказывают о жизни белорусского народа. На соседней «Белорусской» Замоскворецкой линии стоит скульптура «Белорусские партизаны».

9. Разрешена ли в Московском метро торговля, выступают ли там музыканты?

Торговля разрешена, только не на станциях, а в подземных переходах возле них — там продают хоть кофе, хоть одежду. Речь, конечно, о легальной торговле — мини-магазины и кафе работают в стеклянных павильонах, построенных в переходах. Выступают в подземке и музыканты — для этого устроены отдельные площадки, а артистов выбирают во время прослушиваний. Расписание выступлений можно найти на сайте: music.mosmetro.ru.

10. Правда ли, что среди машинистов поездов метро есть женщины?

Правда. В столичной подземке работают около 20 женщин-машинистов и около десятка помощников машиниста. Из списка запретных для женщин профессий ее исключили в 2021 году, так что управлять составами девушки будут все чаще. В целом же в Московском метро почти 40% персонала — женщины.

В Москве полностью запустили Большую кольцевую линию метро. Как выглядят новые станции и что БКЛ даст жителям

В Москве целиком запустили Большую кольцевую линию метрополитена — поезда с пассажирами поехали по кругу, останавливаясь в том числе на 9 станциях из 31, которые оставались закрытыми. Таким образом, в городе заработало крупнейшее в мире метрокольцо протяженностью 70 километров — до этого лидером была Вторая кольцевая линия Пекинского метро (57 км). Пользоваться БКЛ будут 15 миллионов жителей Москвы и Подмосковья. Корреспондент «РГ» выяснил, что даст москвичам новый транспортный проект, и вспомнил, как он реализовывался.

Замыкая круг

Напомним, строить Большое кольцо Москвы начали в 2011 году и построили его за рекордно короткий срок — 11 лет. Самый первый участок из 6 станций — от «Делового центра» до «Савеловской» запустили уже в 2018 году. К 2022 году работали уже 22 станции из 31. И вот, наконец, сегодня 1 марта, поехали и последние 9 станций на участке кольца, технический пуск которого был произведен 30 декабря 2022 года. Первые два месяца 2023 года его обкатывали, проверяя надежность и безопасность этой части сложнейшей подземной магистрали.

Названия большинства открывшихся сегодня девяти станций БКЛ москвичам хорошо знакомы. Это «Рижская», «Марьина Роща», «Текстильщики», «Печатники» и другие. Платформы с такими именами в подземке уже были, и новые станции Большого кольца стали пересадочными с ними. То есть у жителей, к примеру, Марьиной Рощи теперь больше вариантов, как доехать в ту или иную точку города. Ведь помимо «салатовой» ветки метро у них появилась и новая «голубая» — большая кольцевая.

В основе концепции крупнейшего метрокольца в мире — новые технические решения. Фото: Агентство «Москва»

А вот, например, станция «Нагатинский Затон» — новое имя на схеме столичной подземки. Метро жители одноименного района ждали еще с советских времен — отсюда рукой подать до Третьего транспортного кольца, однако без машины выбраться очень сложно. Например, от дома №3 на Коломенской улице до ближайшей одноименной станции метро Замоскворецкой линии идти пешком больше 40 минут. Можно, конечно, на автобусе, но дорога все равно займет до получаса.

Теперь же у жильцов этого дома метро появилось чуть ли не во дворе. В столичном департаменте транспорта подсчитали, что после ее открытия больше 21 тысячи местных жителей впервые получили подземку в пешей доступности. Поездки для них станут на 20-25 минут быстрее, а станция «Коломенская» Замоскворецкой линии разгрузится, поскольку часть ее пассажиропотока возьмет на себя БКЛ.

Каждая из станций БКЛ имеет свой неповторимый облик. Фото: Агентство «Москва»

Вообще, главная задача нового кольца и его суть — сократить дорогу не только для москвичей, вблизи домов которых открываются новые станции, а вообще для всех пассажиров подземки.

Большая кольцевая линия — крупнейший в мире проект в области метростроения: 70 км, 31 станция

Ни для кого не секрет, что в метро часто приходится совершать длинные перепробеги — например, ехать с окраины в центр, чтобы там пересесть и поехать по соседней линии обратно. Других вариантов зачастую нет — большинство пересадок сосредоточено в центре.

БКЛ во многом решает эту проблему — неслучайно

на новом кольце есть пересадки на 20 станций 11 других линий метро, три пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), восемь пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД) и 13 пересадок на линии железной дороги.

Благодаря новому кольцу подземки, у москвичей и гостей столицы появился больший выбор маршрутов передвижения по городу. Это приведет к снижению загруженности линий и сокращению времени, необходимого на дорогу», — говорит заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Станции БКЛ

Цифры и факты

  • Чтобы проложить БКЛ, метростроителям пришлось прокопать 150 км тоннелей.
  • 18 марта 2020 года был зафиксирован мировой рекорд, внесенный в Книгу Гиннесса: в Москве одновременно работали на строительстве метро 23 тоннелепроходческих комплекса, 13 из них — на Большой кольцевой линии. Предыдущий мировой рекорд был установлен в Катаре в 2015 году. Там работали одновременно 20 тоннелепроходческих комплексов.
  • С пуском БКЛ москвичи получат 47 пересадок на другие линии подземки, МЦК и МЦД.
  • По оценке мэра Москвы Сергея Собянина, проект БКЛ уже в 2024 году окупит себя за счет привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и строительства недвижимости в его коридоре.
  • Пассажиропоток в будние дни составит 2,3 млн. человек к 2025 году. Сейчас число поездок по БКЛ превышает 600 тысяч человек в рабочий день. Каждый пятый пассажир БКЛ сегодня тот, кто раньше не пользовался метрополитеном.

Продолжение следует

При строительстве БКЛ были заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней и новые радиальные ветки метро: Рублево-Архангельскую линию — на станции «Карамышевская», Троицкую — на «Новаторской» и Бирюлевскую — на «Кленовом бульваре».

Новая кольцевая интересна еще и тем, что частично ее построили по испанской технологии в двухпутном исполнении. К примеру, на участке от «Мневников» до «Аминьевской» тоннели копали не два тоннелепроходческих щита, а один — диаметром десять метров. В этом большом тоннеле поезда идут рядом, по соседним путям, как электрички за городом.

А станции, соответственно, не островные, с платформой посередине и путями по бокам, а береговые, где в центре пути, а по бокам платформы. В столице прежде таких были единицы: «Александровский сад» и три станции — «Студенческая», «Кутузовская» и «Фили» на открытой Филевской линии. При этом для пассажиров особо ничего не меняется. Единственное, если случайно пропустить свою станцию, то на следующей просто не перейдешь платформу — придется подняться по переходу.

Мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра строящихся станций БКЛ. Фото: Агентство «Москва»

При этом у каждой новой станции БКЛ свой неповторимый облик — оригинальный дизайн, освещение, детали и т.д. Например, концепцию оформления станции «Терехово» выбирали на конкурсе, который выиграла компания Buromoscow. На станции много голого бетона, на который с помощью технологии цифровой печати нанесены рисунки — в основном силуэты людей. За освещение отвечают светильники в форме колец.

А архитектурное решение станции «Давыдково» — своеобразная дань признательности российским спасателям. Стены здесь украшают художественные барельефы из белого архитектурного бетона, изображающие спасателей, выполняющих разные задачи. На белом фоне необычно смотрится стена посередине станции, разделяющая ее надвое, — она ярко-красная.

Так выглядела стройка вестибюля станции «Нагатинский затон» в 2022 году. Фото: Агентство «Москва»

В общем, прокатиться по новой линии стоит хотя бы из эстетических соображений — здесь действительно красиво и комфортно. Отдельного упоминания заслуживают поезда «Москва 2020» — это самые современные составы в столичной подземке, и БКЛ обслуживают только они.

О станциях Большой кольцевой линии *

Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Станция открыта 27 марта 2020 года, расположена на территории сквера у кинотеатра «Спутник» вблизи Солдатской и Наличной улиц.

Пассажиропоток: 135 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 13,5 тысячи человек в час.

Оформление: Станцию стилизовали под старинные гравюры ХVII-XVIII века. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают пассажирам о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого станция получила свое название.

«Авиамоторная»

Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Станцию открыли 27 марта 2020 года вдоль проезда Энтузиастов у пересечения с шоссе Энтузиастов и Казанским направлением Московской железной дороги.

Пассажиропоток: 399 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 39,9 тысячи человек в час.

Оформление: На разработку дизайн-проекта в авиационной тематике архитекторов вдохновило название станции. Форму деталей самолета повторяют колонны и светильники на платформе, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков.

«Нижегородская»

Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

Станция открылась 27 марта 2020 года между улицей Верхняя Хохловка и шоссе Фрезер возле пересечения с Рязанским проспектом.

Пассажиропоток: 400 тысяч человек в сутки.

Оформление: В дизайне «Нижегородской» отражен образ конструктора «Лего». Станцию поделили на части с помощью цвета, что помогает пассажирам ориентироваться. В отделке использовали современные материалы, в том числе крупноформатный керамогранит серого цвета, металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цвета.

Станция обеспечивает кросс-платформенную пересадку на Некрасовскую линию.

«Текстильщики»

Фото: Агентство «Москва»

Станция открылась 1 марта 2023 года между Шоссейной улицей и путями МЦД-2.

Оформление: Основным декоративным элементом станции стал двухуровневый потолок, визуально напоминающий вязальный или ткацкий станок — отсылка к названию станции. В отделке платформенной части и вестибюлей станции использованы натуральные природные материалы. Полы выложены гранитом светло-серого цвета, стены — мрамором светлых оттенков и металлическими панелями. Входные павильоны оформлены в белом, сером и синем цветах.

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Станция открылась 1 марта 2023 года на пересечении улиц Гурьянова с Шоссейной.

Оформление: Интерьер станции выдержан в черно-белой цветовой гамме. Колонны, расположенные у эскалаторов и лестниц переходного моста, выполнены в виде композиции из двух букв «П». В торцах станции разместили скамейки в форме перевернутых букв «П».

«Нагатинский Затон»

Фото: Агентство «Москва»

Станция открылась 1 марта 2023 года вдоль Коломенской улицы, вблизи домов № 3 и № 5.

Благодаря размещению станции на мысе Нагатинской поймы, при выходе из нее пассажирам будет открываться вид на Москву-реку. Единственный вестибюль станции обеспечит выход пассажиров на Коломенскую улицу, к остановкам наземного транспорта и жилой застройке.

Оформление: Дизайн станции был выбран в ходе открытого международного конкурса, победителем которого стало московское архитектурное бюро Za Bor Architects. Основная идея оформления интерьера заключается в попытке использовать объект транспортной инфраструктуры в качестве музея, посвященного обитателям рек Московского региона и Нагатинского затона, в частности.

«Кленовый бульвар»

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Станция открылась 1 марта 2023 года. Расположена вдоль Коломенской улицы у примыкания к ней Кленового бульвара, вблизи музея-заповедника «Коломенское».

Оформление: Элементы освещения в вестибюле станции метро «Кленовый бульвар» отсылают к культуре сетчатой керамики. Мастерская Archslon предложила концепцию, в которой она станет органичным продолжением культурного контекста района. Авторы включили в дизайн традиционные орнаменты, отсылки к народным ремеслам. Например, необычные источники света разработаны для зоны подуличного перехода и подземного вестибюля. Прообразом для них стали мотивы сетчатой керамики, которая была развита на территории Дьякова Городища в Коломенском.

Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости

Открылась после реконструкции 1 марта 2023 года. Расположена на границе районов Москворечье-Сабурово и Нагатино-Садовники (ЮАО) на пересечении улицы Маршала Шестопалова и Каширского шоссе, по которому и получила свое название.

Оформление: Двухзальная станция, выполненная как единая конструкция. Каждый из залов — колонная трехпролетная станция, сооруженная по типовому проекту из сборного железобетона. Залы разделены путевой стеной и соединены переходным мостиком. Во время реконструкции отделку станции обновили.

«Варшавская»

Фото: Агентство «Москва»

Открылась после реконструкции 1 марта 2023 года на границе районов Нагорный и Москворечье-Сабурово, на пересечении Варшавского шоссе с Чонгарским бульваром.

Оформление: Путевые стены отделали белой с голубым отливом керамической плиткой, колонны облицевали серо-желтым мрамором с голубыми вкраплениями, пол покрыли серым гранитом.

Фото: wikimedia.org

Открылась 7 декабря 2021 года после реконструкции. Ранее была частью самой маленькой линии метро Москвы — Каховской. Расположена в районе Зюзино (ЮЗАО), вблизи улицы Каховка.

Оформление: В рамках работ по реконструкции Каховской линии и ее будущему включению в состав Большой кольцевой линии была проведена замена всей отделки. Керамическая плитка на путевой стене заменена на белый мрамор со вставками черного на тех участках, где предусмотрено название станции. Литые вставки, посвященные Гражданской войне, сохранены. Мраморная облицовка колонн центрального зала заменена на более темную, а сами они расширены и дополнены черными пилонами в центральной части, в которых содержатся воздуховоды.

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль улицы Каховка, у ее пересечения с Севастопольским проспектом.

Пассажиропоток: 150 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — более 15 тысяч человек в час.

Оформление: В дизайне «Зюзино» использованы серые, черные и желтые цвета. Путевые стены оформили алюминиевыми панелями. Главной особенностью станции стал декоративный подвесной потолок в виде пчелиных сот. При создании 3D-конструкции авторы проекта обращались к опыту архитекторов, работающих в футуристическом стиле. Он предполагает использование в архитектуре и дизайне природных форм.

«Воронцовская»

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года. Расположена на территории производственной зоны «Воронцово» в районе примыкания Хлебобулочного проезда к Профсоюзной улице.

Пассажиропоток: 300 тысяч человек в сутки с учетом пересадочных пассажиров, в утренние часы пик — 30,4 тысячи человек в час.

Оформление: «Воронцовскую» оформили в космической тематике: потолок украсил Млечный путь. Впервые в истории московского метро в отделке станции использовали кварцевый агломерат. Это искусственный камень, который отличается износоустойчивостью из-за отсутствия пустот. Потолок платформы состоит из 11600 алюминиевых «тарелок». С помощью программ трехмерного моделирования получилось сымитировать Млечный путь.

«Новаторская»

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года на пересечении улицы Новаторов и Ленинского проспекта.

Пассажиропоток: 570 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 56,7 тысячи человек в час.

Оформление: При типовой конструкции «Новаторская» имеет ярко выраженный индивидуальный образ с узнаваемым колористическим решением. Главным ее акцентом является подвесной потолок из разноформатных панелей из триплекса с цветной пленкой оранжевого цвета трех оттенков. Кроме того, это первая станция московского метро, на которой применили стекло в качестве отделочного материала потолка. Оно в полной мере реализует свои оптические свойства: отражение, преломление, цвет, прозрачность, люминесценцию. Параметрическая композиция вызывает ассоциации с образом солнца, огня и энергии новаторства.

«Проспект Вернадского»

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль улицы Удальцова у пересечения с проспектом Вернадского.

Пассажиропоток: 350 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 23,4 тысячи человек в час.

Оформление: Станция задумана в стиле хай-тек. Она имеет индивидуальный образ, основанный на сочетании геометрических форм теплого монохрома отделки потолка, пола, колонн и графически яркой темы путевой стены, переходящий в зоне пересадки в такую же тему из цветного стеклянного ограждения пересадочных ходов.

«Мичуринский проспект»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль улицы Удальцова у пересечения с Мичуринским проспектом, район Раменки.

Пассажиропоток: 400 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — около 23 тысяч человек в час.

Оформление: Основным выразительным элементом станции служат потолочные конструкции, представляющие собой чередование двух видов панелей со встроенными в нижнее ребро светильниками. Половина панелей выполнена из светопрозрачного материала с тонким листом нержавеющей стали, в котором лазерной резкой вырезаны китайские орнаменты. Белое стекло панелей подсвечивается спрятанными внутри светодиодами.

«Аминьевская»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года. Расположена вдоль Аминьевского шоссе у пересечения с Киевским направлением Московской железной дороги (будущий МЦД-4), район Очаково-Матвеевское.

Пассажиропоток: 230 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — около 23 тысяч человек в час.

Оформление: Взгляд на этой станции сразу притягивает потолок. Он напоминает мягкие «волны-барханы», в вершинах которых «облачком» запроектированы группы точечных светильников. Темно-коричневые прямоугольные колонны из гранита выделяются на фоне пола, выполненного из полированного серого гранита.

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль Аминьевского шоссе у примыкания к нему Инициативной улицы.

Пассажиропоток: 235 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 23,4 тысячи человек в час.

Оформление: Станция посвящена спасателям. В кассовом зале разместилось панно «Звезда спасения». В центре расположена икона Неопалимой Купины, покровительствующая МЧС, на периферии — пожарная каланча. На панно размещен девиз МЧС: «Предотвращение. Спасение. Помощь». На путевых стенах — барельефы, отражающие задачи МЧС.

«Кунцевская»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года вдоль Рублевского шоссе, между Молдавской улицей и МЦД-1.

Пассажиропоток на период пуска: 30,2 тысячи человек в час.

Оформление: Оформили станцию в стилистике античной мозаики. Все поверхности — пола, стен и потолков — имитируют античную мозаичную технологию «тераццо» в светло-сером оттенке. На потолке также использовали глянцевые белые панели, они подобны просветам в скалах. Геометричность и прямые углы станции нивелируются крупными цилиндрическими светильниками.

Фото: Агентство «Москва»

Открылась 7 декабря 2021 года в срединной части территории Мнёвниковской поймы.

Станция «Терехово» находится в Мнёвниковской пойме. Эту территорию сейчас активно развивают: здесь строится жилье, уникальные спортивные объекты.

Оформление: Станцию украсили силуэты, которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону. Также здесь появились светодиодные светильники-кольца, которые распределяют свет в разные стороны. Пол выложен гранитом.

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 1 апреля 2021 года. Расположена в северной части территории Мнёвниковской поймы. Два подземных вестибюля выходят к будущей жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.

Оформление: Дизайн станции выбран в ходе открытого конкурса, победителем которого стало архитектурное бюро Тимура Башкаева. Особенностью в решении пассажирских зон является частичное повышение высоты главного вестибюля № 1 с формированием атриума с естественным освещением. Контраст достигается как за счет цветов — красное-серое, так и за счет фактур — глянцевая красная и матовая «бетонная». Основное цветовое решение станции сдержанное и строится на применении в облицовке стен и потолков материалов с имитацией бетонных поверхностей. Пол имеет однородное покрытие из светлого серого гранита.

«Народное Ополчение»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 1 апреля 2021 года вдоль проспекта Маршала Жукова у пересечения с улицей Демьяна Бедного. В будущем со станции можно будет сделать пересадку на Рублево-Архангельскую линию.

Пассажиропоток на период пуска: 29 тысяч человек в час.

Оформление: В интерьерах вестибюлей и на путевых стенах платформы станции выделены зоны с тематическими рисунками, выполненными УФ-печатью на алюминиевых панелях. Тема рисунков — народное ополчение 1612, 1812, 1941 годов — взята из хроники событий тех времен.

«Хорошёвская»

Фото: A.Savin/ wikimedia.org

Станцию открыли 26 февраля 2018 года на Хорошевском шоссе, между улицами Куусинена и 4-й Магистральной.

Пассажиропоток: Около 300 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — не менее 27 тысяч человек в час.

Оформление: Колонны и часть путевых стен станции облицованы фиолетовым мрамором, по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую отсюда можно пересесть. Пол и стены отделаны светло-серыми гранитом и мрамором. Потолок изготовлен из белых светоотражающих материалов. Дизайн станции исполнен в стиле авангард.

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Открылась 26 февраля 2018 года.

Расположена на Шелепихинском шоссе, к северу от Шмитовского проезда и к западу от линии Московского центрального кольца.

Станция обслуживает существующие и перспективные жилые и деловые комплексы, расположенные в районе Большого Сити (Шелепихинская набережная, Магистральные улицы), а также находится в пешей доступности от района Москва-Сити. Станция «Шелепиха» вошла в состав одноименного ТПУ (транспортно-пересадочного узла), обеспечивающего пересадку между БКЛ и МЦК (Московским центральным кольцом) в теплом контуре. Кроме того, организована пешеходная связь с платформой Тестовская Смоленского направления МЖД.

Оформление: Основными цветами в отделке станции стали белый, желтый и черный. Шестиметровые белые колонны неправильной формы создают иллюзию высоких потолков, сами потолки отделаны черными и желтыми пластинами. Платформа покрыта гранитом, стены — мрамором.

«Деловой центр»

Фото: mos.ru

Открылась 26 февраля 2018 года в центре Московского международного делового центра «Москва-Сити».

Из вестибюля станции пассажиры могут попасть в зону торгово-развлекательного комплекса «Афимолл» в центральной части «Москва-Сити». В центр «Москва-Сити» ежедневно приезжает на работу, за покупками, на деловые встречи не менее 300 тысяч человек. И вместе со строительством новых объектов количество посетителей будет расти.

Станция оснащена лифтами для маломобильных граждан.

Оформление: Внешний вид «Делового центра» перекликается с дизайном «Москва-Сити», частью которого является станция. Колонны и потолок облицованы металлом, ограждения балконов и витражи сделаны из стекла. На потолке установлены панели голубого цвета, символизирующие наличие пересадки на Филевскую линию. К северному балкону станции примыкают поперечные коридоры, ведущие к станции «Деловой центр» Солнцевской линии.

Фото: Сергей Киселев/ Агентство «Москва»

Станцию открыли 26 февраля 2018 года на территории парка «Ходынское поле», на месте Центрального аэродрома им. Фрунзе, между Ходынским бульваром и заброшенной взлетно-посадочной полосой.

Один из выходов со станции выводит к Дворцу спорта «Мегаспорт», одному из крупнейших спортивных объектов Москвы. Здесь проводятся различные спортивные турниры — по хоккею, фигурному катанию, собирающие под сводами стадиона около 15 тысяч зрителей.

Пассажиропоток: Около 120 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — 12 тысяч человек в час.

Оформление: Дизайн станции содержит отсылки к Центральному спортивному клубу армии, именем которого она названа. Основными цветами служат красный и синий.

«Петровский парк»

Фото: Сергей Киселев/ Агентство «Москва»

Станцию открыли 26 февраля 2018 года около стадиона «Динамо» и Петровского парка.

Пассажиропоток: Более 245 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — 24,5 тысячи человек в час.

Оформление: Станция оформлена в зеленой цветовой гамме, по цвету Замоскворецкой линии, на которую с нее можно пересесть. Платформа станции отделана серым и черным гранитом, путевые стены — белым мрамором, колонны — зеленым мрамором. В дизайн станции вписаны изображения Петровского путевого дворца, находящегося неподалеку и парковой архитектуры.

«Савеловская»

Фото: mos.ru

Станцию открыли 30 декабря 2018 года на площади Бутырской Заставы (она же — площадь Савеловского вокзала).

Пассажиропоток: Более 290 тысяч человек в сутки, в утренние и вечерние часы пик — почти 30 тысяч человек в час.

Оформление: Станция оформлена в серой цветовой гамме, по цвету Серпуховско-Тимирязевской линии, на которую с нее можно пересесть. Отделка станции выполнена с использованием серого и белого мрамора, а также серого и черного гранита. Местная «фишка» — необлицованные тюбинги, которыми служат отделкой путевых стен и части поверхностей пилонов. Такое простое, на первый взгляд, решение сделало станцию запоминающейся.

«Марьина Роща»

Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Станция открылась 1 марта 2023 года вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи.

Пассажиропоток: 272 тысячи человек в сутки, в утренние часы пик — более 27 тысяч человек в час.

Оформление: Дизайн станции «Марьина Роща» определил Международный архитектурный конкурс. Победитель — архбюро AI-Architects. Колонны на платформах напоминают пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты выглядят так, словно на них есть мелкие трещины. Вестибюль украшают шары диаметром 2,5 метра. В качестве основного материала используется полированная нержавеющая сталь.

Фото: Александр Вильф/РИА Новости

Станция открылась 1 марта 2023 года на Рижской площади.

Пассажиропоток: 280 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — 28 тысяч человек в час.

Оформление: На центральной стене перед выходом со станции расположилось декоративное цифровое табло, которое будет показывать текущее время. Табло решено сделать в форме арки — этот элемент лежит в основе дизайна всей станции и несет в себе идею временного портала. Платформу украшают 12 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой. Арка — символ приглашения войти в город. Ее элементы есть и внутри Рижского вокзала.

«Сокольники»

Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

Станция открылась 1 марта 2023 года у главного входа в парк «Сокольники», на Сокольнической площади между улицами Русаковская и Сокольнический Вал.

Станция «Сокольники» выглядит самой символичной. Именно отсюда в 1931 году, более 90 лет назад, начиналось строительство Московского метрополитена. «У самых первых наших предшественников в 1931 году в распоряжении было всего две повозки, одна лошадь, четыре лопаты и три киянки в руках. Тем не менее всего за четыре года они построили 13 прекрасных станций, — напомнил журналистам Сергей Жуков, руководитель «Мосметростроя». — Сегодня у нас другая техника, современные материалы, но главное, что мы продолжаем строить метро и оно остается лучшим в мире. Новые»Сокольники», соединенные переходом со станцией исторической, — свидетельство тому».

Пассажиры, которые впервые спустятся здесь под землю, обнаружат еще и своего рода музей метростроения. Со стен платформы новой станции смотрят портреты реальных метростроителей 30-х годов.

«Мы нашли их фотографии и плакаты той поры в архивах города. Сделали с них компьютерную графику, и теперь лица первых метростроителей навсегда останутся с нами», — рассказал корреспонденту «РГ» руководитель проекта всех трех станций нового участка архитектор Александр Орлов. Чьи-то имена из этих строителей прошедшие годы уже стерли, но есть и те, кто навсегда вошел в историю. Например, улыбчивая девушка с выразительными глазами и отбойным молотком на плечах — это Татьяна Федорова. Проходчица, бригадир бетонщиков. За свой ударный труд на строительстве «Сокольников» она стала Героем Социалистического Труда, а потом уже руководила строительством и других станций, пройдя путь до заместителя руководителя «Метростроя».

Пассажиропоток: 313 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик — более 31 тысячи человек в час.

Оформление: Декоративно-художественное оформление станции БКЛ «Сокольники» посвящено строительству первых станций Московского метрополитена: на светоотражающих панелях потолка размещены фрагменты плакатов тех лет. Одну из путевых стен и часть потолка превратили в большое декоративное панно в стилистике выдающихся художников и архитекторов-авангардистов, среди которых такие родоначальники русского конструктивизма и супрематизма, как Казимир Малевич, Владимир Татлин и Эль Лисицкий.

«Электрозаводская»

Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство «Москва»

Станция открылась 31 декабря 2020 года вдоль Семеновской набережной у примыкания ее к Казанскому направлению Московской железной дороги.

Пассажиропоток: 337 тысяч пассажиров в сутки, в утренние часы пик — 33,7 тысячи пассажиров в час.

Оформление: Яркой отличительной чертой станции служит размещенное на путевой стене панно длиной 163 метра работы художника Александра Рукавишникова «Битва героев», на котором отображен собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнено на стекле в технике многоцветной печати. В сочетании с другими декоративными элементами станции — подсветкой и объемными конструкциями — на станции создана целостная пространственная композиция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *