Выберите о чем напоминают песни вадайских колокольчиков
Перейти к содержимому

Выберите о чем напоминают песни вадайских колокольчиков

  • автор:

Валдайский колокола и колокольчики

Долгое время в России колокольная традиция существовала и передавалась в устной форме. Преимущественно фольклорно существовала и история русского колокольного литья, в том числе и валдайского.

Так предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая.

Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.

Карта дороги С.-Петербург — Москва. XIX век.

Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в. Ямщицкие колокольчики были, в первую очередь, необходимы на главной, самой оживленной дороге России — Московско-Петербургском тракте. Центр производства их возник в Валдае, находящемся на середине этого тракта. Местные мастера издано славились кузнечными изделиями – в кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики.

В начале XIX в. появились специальные колокольные мастерские и заводы. Первые, известные нам, подписные датированные колокольчики относятся к 1802 году. Под этим годом значатся изделия Филиппа Терского, Алексея Смирнова, Ивана Смирнова, Никиты Смирнова. Общепризнанно, что Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.

Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в г. Слободском Вятской губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии, с. Пурех Нижегородской губернии и других.

Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть.

Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.

Колокольчики валдайских мастеров В.Нефедова и Т.Стуколкина.

Ранние известные валдайские колокольчики отливали, помимо названных уже мастеров, Макар Стуколкин, Егор Лебедев, Иван Терской, Степан Смирнов.

В середине XIX века работали Иван Лебедев, Алексей и Василий Нефедовы, Иван Пашков, Василий и Трофим Стуколкины, Алексей Чистюнин и другие.

Как уже говорилось, история валдайского колокольного литья до конца XIX века существовала в устной традиции, поэтому главным источником по изучению данного вопроса являются сами колокольчики и колокола, поставленные на них надписи, даты, имена литейщиков. Валдайский колокольчик имеет строгую, устоявшуюся,

неизменную (классическую “валдайскую”) форму, которая строится на равновеликих соотношениях высоты и диаметра, что создает впечатление устойчивости. Колокольчик лишен декора как такового, что усиливает впечатление простоты, неприхотливости, функциональности изделия и самое главное – знаковое значение надписи, непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому местными мастерами “юбкой”. Обтекаемость, мягкость форм, особенность построения покатой верхней сковороды, которую называют “плечами” и самого “сарафана”, а особенно “юбки” подчеркивают не просто антропоморфизм валдайского колокольчика, а прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский сарафан. Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык, непременные проточки по тулову, чередующиеся с необточенными шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.

Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь), красоте звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.

Шли века, а людям хотелось верить, что в Валдае им отольют колокольчик из осколка “вечника новгородского” и осколков тех, рассыпанных под горочками валдайскими, хватит всем, всем хватит славы и силы его.

Фольклорно обусловленный промысел жил силой древней легенды и она была лучшей рекламой валдайским изделиям. Во второй половине XIX века конкурирующих центров литья появилось много. В некоторых из них на изделиях ставили надпись “Валдай”, желая подороже продать колокольчик, выдав его за валдайский. Иногда же надпись “Валдай” просто означала тип, сорт изделия.

Новые колокололитейные центры, появившиеся в период развития рыночных отношений, рыночно и действовали. А на валдайских изделиях по-прежнему ставили столь полюбившиеся надписи: ”Кого люблю, того и дарю”, “Купи не скупись, езди веселись”, ”Сдалеча весточку собою подавай”, ”Кто колокол купит, тот счастлив будет”, “Звени, утешай, ехать поспешай”, ”Нет барыша, зато слава хороша”… Ради доброй славы и работали валдайские мастера.

Постепенно колокольные мастерские Валдая превращались в заводы: с 1816 г. называется заводом колокольное заведение Смирновых, И. Митрофанова, с 1841г. – Стуколкиных. В 1850-е годы появились заводы Лебедевых и Усачевых. В конце 1840-х г.г. на колокольных заводах Валдая обрабатывалось до 850 пудов меди на сумму около 11 тысяч рублей серебром. Рабочих насчитывалось 50 человек. Большие колокола при этом старались отлить на месте их установки, а не в Валдае на заводе.

В 1820 г. А.Шилов выехал на Валаам для отливки Воскресного колокола Спасо-Преображенского собора. Этот колокол, весом в 650 пудов и сейчас звонит на Валааме. А.Чистюнин отливал Воскресный колокол Софийской звонницы Новгорода в Юрьеве монастыре, М.Стуколкин знаменитые колокола Валаама отливал на Охте в Петербурге и на самом Валааме, но не в Валдае.

В первой половине XIX в. самым знаменитым валдайским заводом был тот, “на котором отливали лучшие большие колокола” и который принадлежал братьям Смирновым. Завод имел привилегию ставить на своих изделиях государственный герб и славился отливкой колоколов гигантских размеров, весом более 1000 пудов, впрочем, одновременно производя и ямщицкие колокольчики. Смирновы отливали колокола для Иверского монастыря в Валдае, Смольного в Петербурге, для храмов Москвы, Оренбурга и других мест.

Не менее известны были изделия Стуколкиных. Иван Стуколкин отливал самый большой колокол Петербурга, который висел на колокольне Исаакиевского собора, вес его составлял 1860 пудов 29 фунтов без учета веса языка, который был весом в 49 пудов 29 фунтов. Мастер отлил тогда не один колокол, а целый звон в 11 колоколов общим весом в 4.349 пудов 14 фунтов. Особенностью этих колоколов было то, что отлиты они были из сибирских пятаков. М.Стуколкин отливал для Валаама два памятных колокола из материала еще более необычного – металлической бахрамы тканей и одежд, собранных на погребение императора Александра I.

Во второй половине XIX в. церковные колокола в Валдае отливаются на заводе Усачевых.

В начале XX в. в Валдае действовали заводы братьев Усачевых, Алексея Усачева, Георгия Андреева. Последний, начинал колокольную практику в Петербурге на заводе В.Орлова, открыв в начале XX в. самостоятельное производство у себя на родине в Валдае.

Заводы прекратили свое существование после Октябрьской революции. Дольше всех работал завод братьев Усачевых. Это был последний колокольный завод России, закрытый в 1930 году.

Валдайские колокольчики. Исторя

Издавна Великая Русь оглашалась колокольным звоном — в праздники звучали большие колокола на церковных колокольнях, в повседневной жизни заливались бубенцы на хомутах лошадиных упряжек, даря людям радость и праздничное настроение. С чего же началась история самых известных в мире валдайских колокольчиков — расскажут страницы древних книг.

Первый валдайский колокольчик.

Если верить легендам, то история начинается примерно с 1478 года. Правил в то время царь Иван III, который распорядился перевезти новгородский колокол в Москву, навсегда забрав его с Софийской звонницы. Всё шло благополучно до тех пор, пока перевозчики не достигли Валдайских гор. Именно здесь сани, на которых был закреплён вечевой колокол, покатились по скользкой дороге, опрокинулись, и колокол, упав на дно пропасти, разлетелся на сотни маленьких кусочков. Как утверждают историки, именно из этих осколков возникли валдайские колокольчики. После на это место стали приходить местные жители. Они собирали колокольцы и, принеся их домой, просили мастеров литейного дела делать их копии. Это было связано с верой в чудодейственную силу данной вещи. Люди свято верили, что в доме, где есть свой валдайский колокольчик, непременно поселятся счастье, мир, лад, покой, благополучие.

Принято считать, что моментом начала производства стала вторая половина XVIII века. Необходимость создания колокольчиков была первоочередной — они были одной из составляющих возниц на оживлённых дорогах Москвы и Санкт-Петербурга. Вскоре стали появляться уже профессиональные мастерские по отливу и мастерские, в которых изучались и воспроизводились конструкция и основные элементы колокольчика валдайского. Совсем скоро в моду вошла индивидуальная подпись мастера, который создал своё творение. Никита, Иван, Алексей Смирновы, Филипп Терский — литейщики, чьи изделия вошли в историю отдельной записью. Именно с этого момента валдайский колокольчик стал известен именно как исконно русское изобретение. Постепенно ямщицкие колокольчики стали приобретать всё большую славу — они были не только важным элементом оповещения на дороге, но и значительно поднимали настроение ямщика, особенно в непогоду или поздней ночью.

Колокольчик колокольчику рознь

Можно ошибочно полагать, что все они предназначались только для одной цели, однако это далеко не так. Ямщицкие выпускались с собственными надписями — к примеру, нередко на изделии можно было прочитать стишок: «Звени, утешай — ехать поспешай». Подарочные колокольчики помечались надписями «Дар Валдая», «Кого люблю, тому дарю» и подобным им. Вскоре появился и самый дорогой и важный в жизни молодых людей валдайский колокольчик — свадебный. Это был настоящий шедевр, с изображенными на нём пятью взлетающими в небесную высь птицами. Примечательно и то, что в то время было не просто известно имя мастера, его набивали на самом изделии. Одним из первых литейщиков, который сделал собственную надпись, был Алексей Смирнов. Известен и ещё один автор — Терский — на сегодня в России сохранилось 19 его колокольчиков.

От мастера к заводам

Уже совсем скоро в стране стали появляться заводы, где делались акценты на вид деятельности: «Валдайские колокольчики — производство» — можно было прочитать на самых подступах к цехам. Первая половина позапрошлого века ознаменовалась открытием крупнейшего завода имени Смирновых, про который говорили, что только здесь отливаются лучшие колокола — самые большие и самые звонкие. Поистине гигантские изделия рождались в профессиональных руках мастеров — колокол мог весить свыше 1000 пудов. Однако это не значит, что Смирновы забыли, что такое маленький валдайский колокольчик. Завод принимал множество заказов на их изготовление, причём большинство изделий отливалось для храмов и монастырей России. Вскоре на производственный рынок вышел завод имени Стуколкиных. Иван Стуколкин вошел в историю как мастер, отливший 11 колоколов (вес их составил почти 4400 пудов), взяв за основу сибирские пятаки.

Колокололитейный завод братьев Усачевых в Валдае

Конец заводского дела

Упрочнившиеся на производственном рынке заводы Смирновых и Стуколкиных постепенно стали обзаводиться конкурентами. Свою продукцию стали реализовывать заводы Алексея Усачёва, Георгия Андреева, братьев Усачёвых. Отливом колоколов для церквей Валдая уже занимались не только Стуколкины, но и братья Усачёвы. В моду входят колокольчики, которые вешаются над дверями, а также настольные колокольцы, которыми подзывают прислугу. Они практически ничем не отличались от тех, которыми пользовались ямщики. И только надпись давала понять, для чего служит этот колокольчик. А потом грянула Октябрьская революция, и колокольное дело в России было практически уничтожено. Самым стойким оказался завод Усачёвых, но и он вскоре закрыл свои двери навсегда. Литейное дело было возобновлено немногим спустя, однако того самого валдайского качества больше не наблюдалось.

Увековечены в истории

Для того чтобы сохранить историю валдайского литья, был создан Музей валдайских колокольчиков. Краеведческий музей Валдая пополнился первыми экспонатами в 1980 году — тогда сюда завезли трофейные изделия мастеров Андреева и Григорьева, а также нашлось место и иностранным подобным предметам. Сюда везли корабельные колокола, колокольчики, предназначенные для скота, ямщицкие и настольные — экспозиции пополнялись с удивительной скоростью. Спустя 15 лет музей получил новую административную площадь — в здании Львовской ротонды. На тот момент в коллекции уже были не только маленькие и средние экспонаты, здесь же располагались большие колокола. Также было выделено место, где можно было рассмотреть валдайский колокольчик, — фото — историки постарались восстановить сохранившиеся снимки. Но лучше всё же увидеть это своими глазами. Бытует поверье, что звон валдайских колоколов очищает душу, излечивает от болезней. К тому же каждому желающему разрешено подняться на колокольню и позвонить самому.

Чем уникальны валдайские колокола?

Уникальность колокольчиков в их звучании — говорят, что каждый колокол обладает своим, неповторимым «голосом». История их восстанавливалась годами, так как записей никаких сохранено не было, а всё что известно сегодня, изучалось при помощи тех данных, которые можно было найти на самих изделиях, — имен, дат, заводов. Одним из определяющих моментов была «юбка» колокольчика — так называли его низ. Многие историки пришли к выводу, что форма колокольчиков прямо напоминает стан русской женщины. Отличить именно валдайское производство можно и по другим факторам — обтекаемости формы, пояскам с шероховатостями, языку и его подвеске. Каждая деталь имеет свою уникальность, аналогов которой на сегодня просто нет. Стоит отметить, что именно поэтому стоимость изделий всегда была предельно высокой. Сегодня можно встретить много продукции, помеченной маркой «Валдай», — к сожалению, местным производителям не удалось узнать тайну литья, при котором получался знаменитый чистый, нежный звон валдайских колокольчиков.

Приобретайте Валдайские сувениры в магазине «Подарки и Сувениры» и в Турцентре «Валдарай». Валдай, Комсомольский пр. 15. Тел. +7 (81666) 20213

Инструменты Карла Орфа Валдайские колокольчики

На данной страницы представлены различные инструменты системы Карла Орфа.

Фильтр по параметрам
Сортировать:
Вид каталога:

Колокольчик Вечевой №8 KVP8R

Колокольчик травленый №5 KVR5

Колокольчик Валдайский №3 KVP3

Карл Орф, выдающийся немецкий композитор 20 века, родился 10 июля 1885 года в Мюнхене. Особо крупный вклад внес в развитие детского музыкального образования в особенности дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Его методика известна педагогам всего мира под названием Shulwerk (нем. школьное дело) т.е. – обучение в действии.
Основная цель методики это раскрытие природного музыкального потенциала ребенка вне зависимости от степени его таланта. Как известно традиционное обучение на конкретном инструменте подавляет в ребенке страсть к импровизации, а порой и само удовольствие от процесса. Когда же обучение проходит как бы играючи, маленький музыкант сам того не понимая окунается в мир музыки с удовольствием, постепенно начиная понимать его язык. Главное помнить, что сам процесс должен строится не на принципе Дети Играют Музыку, а на принципе Дети Играют В Музыку. А это значит нужно и можно сопровождать обучение пением, танцами и самим детям выступать в роли композиторов, исполнителей и режиссер – постановщиков. При этом сами инструменты должны быть просты и понятны Вашему ребенку. Среди обширного перечня музыкального инвентаря используемого Карлом Орфом лидирующие место пожалуй можно отдать детским Ксилофонам и Металлофонам которые активно развивают зрительную память, моторную координацию, творческие, музыкальные способности и логическое мышление, при этом данные инструменты доступны в продаже и цена на них не так высока.
Пример упражнения для металафона.
Дети берут молоточки и показывают как маленький зайчик прыгает — удары по маленькой пластинке – высокий звук. Большой зайчик прыгает на большой пластинке – низкий звук. Зайчик прыгает по лесенке вверх, по лесенке вниз. Дети показывают на металлофоне постепенное движение мелодии вверх и вниз. Остановился и прыгает на одной ступеньке. Дети играют на одной пластинке металлофона.
Постановка рук и приемы игры на металлофоне и ксилофоне идентичны. Играют на нем сидя или стоя двумя молоточками. Пример упражнения для ксилофона
«Тили-бом» (соль – до, соль – до)
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом
Цель: Добиться ровного, одинакового удара обеими руками сохраняя данную скорость пульсации.
Так же большой популярностью среди детей пользуются Кастаньеты – простая и незамысловатая игрушка, с помощью которой можно начать знакомство детей с музыкальным ритмом и тактом. Этот музыкальный инструмент можно использовать как на музыкальных занятиях так и дома.
Для развития чувства ритма вы можете поиграть с ребенком в такую игру: простучите несложный ритм или прохлопайте в ладоши, и попросите ребенка повторить – простучать кастаньетами так же. Для начала можно просто стукнуть определенное количество раз, а затем все больше усложнять задания. Либо можно выбрать мелодию и сопроводить ее в такт звучанием кастаньет и опять же попросить ребенка повторить. Приятным бонусом служит, что при игре на кастаньетах тренируются мышцы кисти, а это залог успехов в письме и речи.
Колокольчики также относятся к ударным музыкальным инструментам. И в зависимости от величины и строя создают звуки разной частоты. На колокольчике хорошо тренируется навык разного звукоизвлечения. Например: наделить колокольчик разными прилагательными (зимний — весенний, веселый – грустный) и попросить ребенка изобразить характер колокольчика.
Самым любимым музыкальным инструментом детей дошкольного возраста считается Треугольник. На вид это стальной прутик (8-10 миллиметров в диаметре), согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутый в одном из углов. В процессе игры ребенок держит треугольник в левой руке и ударяет по разным его частям специальной стальной палочкой, получая звуки различной громкости. Звук треугольника прозрачный и чистый, имеет мелодичный отзвук, который легко заглушить легким прикосновением свободной руки.
Если у Вас в семье растет маленький барабанщик, то Бубен это именно то, что вам нужно. Этот ударный инструмент для детей состоит из обруча и натянутой на него натуральной кожи. Бубен издаёт звуки, различные по характеру, в

зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Просто слушайте вместе с ребенком музыку и подыгрывайте, так как она вам подсказывает.
Чтобы понять понравятся ли вашему чаду Маракасы достаточно вспомнить его любовь к погремушкам. Они действительно очень похожи.
Играя на маракасе, нужно держать его перед собой. Играя необходимо передавать ритмический рисунок произведения.
Дополняет перечень инструментов Орфа — Блокфлейта. Она очень удобна для обучения в группе: каждый ребенок может иметь собственную и носить ее в портфеле. Начальный этап освоения этого инструмента несложен, уже на первом уроке возможно играть с детьми в ансамбле и импровизировать на ней. Элементарное владение этим инструментом всех детей в классе открывает совершенно новые горизонты для музицирования. Блокфлейта обычно играет ведущую мелодическую роль, ее звучание прекрасно сочетается в ансамбле с орфовскими инструментами и негромкими шумовыми. При игре на блокфлейте воздух надо направлять в отверстие нежно, чтобы не вырвался свист. Обращать внимание на качество звучания, на слаженность и приятность звука. Частота звука зависит от силы вздувания воздуха: чем быстрее воздух проходит в отверстие, тем выше он будет звучать. Поэтому если флейта завышает, надо ослабить вздувание, размягчить мышцы. Если занижает, то наоборот: подтянуть мышцы и усилить дыхание.
Музыка универсальный язык человечества. И музыкальные инструменты Карла Орфа созданы для того чтобы пригласить ребенка в чудесный и прекрасный мир музыки, понять его не по средствам теории, а по, прочувствованному игрой, опыту. И как чтение начинают с букваря, так музыкальное образование с простой и эффективной методики Карла Орфа.

Магазин B&W Music рад предложить вашему ребенку радость и разнообразие детских инстументов.

Традиция литья валдайских колокольчиков существует уже более 500 лет. По легенде, первые валдайские колокола появились из разбитого новгородского вечевого колокола. Еще в 15 веке он был снят по приказу Ивана III для переправки в Москву, но упал с саней в овраг и разлетелся на мелкие осколки, из которых потом отлили колокольчики. И с тех пор долгое время каждый человек, заказывающий валдайский колокольчик, верил, что его колокольчик будет сделан из кусочка легендарного колокола. Однако истинные валдайские колокольчики появились примерно во второй половине 17 века. Они были предназначены для ямщиков. Центром из изготовления стал Валдай, находящийся на середине самой оживленной дороги России – Московско-Петербургском тракте. В начале 19 века появились первые колокольные мастерские и заводы. Технология литья валдайских колокольчиков уникальна и совершенно отлична от литья церковных колоколов: строгая, классическая «валдайская» форма, строящаяся на равновеликих соотношениях высоты и диаметра, напоминающая силуэт женщины в русском убранстве, отсутствие декора как такового и знаковая надпись по краю колокольчика. Так как секреты колокольного литья существовали только в устной традиции, современным мастерам пришлось приложить немало усилий, чтобы путем проб и ошибок все же найти нужные методы и сплавы. Сегодня валдайские колокольчики становятся популярным сувениром: их дарят как обереги, или на знаменательные события, используют в качестве украшения. Производятся тематические колокольчики с оригинальными ручками и гравировками. Приобрести традиционные валдайские колокольчики на любой вкус Вы можете в магазине B&W Music в Санкт-Петербурге.

Музей колоколов, уютный и звенящий

Так бывает. Собираешься писать о чем-то, а материал сам тебя уводит на другую дорожку. Не думала писать так сразу о колоколах Рима, а случилось. Не собиралась приглашать вас в музей колоколов, что на Валдае, да вдруг в архиве обнаружила 105 фото из этого музея! Возможно количество, а возможно возгласы друзей в комментариях о том, что история колоколов и колокольчиков обширная, слепило желание об этом музее рассказать. Тем более что музей этот единственный в России (я имею в виду именно музей, а не многочисленные коллекции, которые имеются и в монастырях, и в других музеях, в виде отдельных экспозиций). Впрочем, может быть уже и появились «собратья» — это было бы хорошо.

2

Музей колоколов, уютный и звенящий

Итак, если уж касаться темы колоколов, то, как же не пересмотреть свои собственные фотографии из музея, где собраны достоверные сведения по этому вопросу. Пересмотреть, чтобы выбрать минимум фотографий, иллюстрирующих текст. Это, конечно маленький подвиг.

3

Музей колоколов, уютный и звенящий

Музей находится в бывшей Екатерининской церкви, которую спроектировал мой любимый зодчий Н. А. Львов. Церковь построили и освятили в 1793 году.

4

Музей колоколов, уютный и звенящий

Как ни странно, в наши «странные богоборческие годы» церковь не стали ни губить, ни разрушать. В 1970 году здесь расположился музей, через десять лет вполне ожидаемо, среди краеведческой темы появилась экспозиция «Валдайский колокольчик», а уж позднее в 1995 году, в 500 годовщину первого упоминания о Валдае, в данном здании открыли Музей колоколов.

1

Музей колоколов, уютный и звенящий

Мое первое посещение Валдая было в 1998 году. Конечно же, я посетила музей, даже не зная о его молодости, даже малолетстве. Может быть поэтому, а может по стечению обстоятельств, но в музее посетителей не было и мне именно поэтому или по другой причине, но были рады.

4

Музей колоколов, уютный и звенящий

Не помню, чтобы кто-то что-то объяснял. Но аннотации на стендах были очень содержательные, так что я ходила, читала и смотрела. Еще раз напомню, что пишу я именно о колоколах и, как могу, от темы не отступаю. Но хотелось бы заметить, что эту безбрежную тему я все же стараюсь сузить до темы «о колоколах церковных» — иначе будет великий многотомный труд «летописца» Елены, и всем моим читателям станет скучно. Однако в музее совсем избежать предыстории вопроса не получится — здесь рассказывается о временах разных и колоколах разных.

3

Музей колоколов, уютный и звенящий

Поэтому так, без обязательств «досконального изучения вопроса», погуляем по стендам и посмотрим на то, на что глаз ляжет. Поразмышляем, конечно.

2

Музей колоколов, уютный и звенящий

Второй раз я побывала в музее в 2015 году. Должна признаться, что была несколько разочарована. Видимо, для того, чтобы не разочаровываться, не нужно очароваться, а я была в свое первое посещение по-настоящему очарована выпавшими мне мгновениями общения с колоколами. Это случилось тогда, в конце 20 века… Ах, как звучит: в конце 20 го века…

2

Музей колоколов, уютный и звенящий

Что это было! Мне словно открылась тайна. В музее было тихо и я, испросив разрешение, тронула один из колоколов. Тронула осторожно, ведь мы еще не были с ним знакомы. Колокол ответил негромко, он словно выдохнул в звуке всю палитру тембров, которые слились в звук единый, наполненный многоцветный, по сути. Я дослушала его до конца, пока он кружил вокруг меня, лаская слух. Когда звук угас, я тронула его язык чуть сильнее, и колокол ответил уже радостнее и увереннее. Я снова дождалась угасания звука и о, чудо! Другой колокол, который я не трогала (!) тоже тихо «молвил», скорее «прошептал», отвечая собрату. Резонанс! Тут и физика, и акустика, и чудо. Оттого, как я трогала колокол за язык, зависела, в сущности, высота звучания (на уровне обертонов только). И тогда случилось второе чудо. Колокола стали «подстраиваться» друг к другу, пока не выстроились в терцию, чистую, как утренняя роса… Сами подстроились! Подвластные законам Вселенной!

3

Музей колоколов, уютный и звенящий

Прошло 17 лет. А я все помнила ту радость. Когда шла в музей — понимала, что такие мгновения не повторяются, но разочарование все же меня не обошло. В музее проходила экскурсия для старшеклассников. Экскурсовод хорошо рассказывала об истории колоколов. Я даже что-то записала на видео, хотя акустика в храме такова, что голос звучал гулко. Да и ребятам было «не до чудес». Когда разрешили тронуть колокол, кажется, никто не решился. А потом, когда экскурсовод ушла, стали смело «дергать за веревочку». В результате резкие звуки слух не порадовали и лишь наложились на запрещающие, также резкие возгласы смотрительницы, из конца небольшого зала. Мое чудо осталось в прошлом… И вот теперь, вспомнив с вами о том незабываемом, я готова рассказать немного и фрагментарно о чем можно узнать в музее. Кстати, следует упомянуть, что ныне на Валдае уже два музея — открылся еще Музейный колокольный центр, но я в нем не была (пока). Итак, колокол, очевидно, вначале был средством оповещения. Интернет убеждает читателя, что появились колокола в Китае в 23 веке до нашей эры. Я, конечно же, не верю. Но с чего то надо начинать, должна же быть точка отсчета. Но почему именно этот век, а не тот!

Почему не верю? Как средство оповещения колокол или его предтеча мог возникнуть в совершенно разных культурах, которые и не соприкасались в пространстве. Это называется «типологические связи». А еще не верю, потому что рядом с заявлением о рождении колоколов в Китае, именно в 23 веке до н. э., предлагается вот такая версия про наш знаменитый Царь-Колокол.

1

Музей колоколов, уютный и звенящий

Он, оказывается, был такой громкий, что его было слышно, аж за 7 верст… Между тем, как многим известно, Царь-Колокол не звонил никогда. Вследствие пожара в Москве, от разницы температур, от него отвалился огромный кусок металла, когда он был еще в яме. Там он пролежал довольно долго — не до него было, раз уж инвалид… А потом вспомнили, подняли, поставили на пьедестал и получился замечательный памятник в честь всех, кто занимался и занимается литьем колоколов, а может быть и звонарей. Итак! Не верь интернету, а ходи по музеям — там ученые, прежде чем выставят экспонат — действительно изучают, а не придумывают истории. Читаем о возникновении колоколов в Европе.

1

Музей колоколов, уютный и звенящий

Что ж! 6 век — это уже «теплее», тем более что этому факту есть документальные подтверждения.
2

Музей колоколов, уютный и звенящий

Первые упоминания о колоколах на Руси… Впрочем, читайте!
2

Музей колоколов, уютный и звенящий

А вот тут уже интересно! Оказывается, на Руси вначале тоже были колокола «качающиеся», то есть тот тип, который и до сих пор используются в католических храмах. Наверное, это естественно, ведь первый колокол, из сохранившихся ныне в России, привезли из Рима в 12 веке. А вообще кто-то пишет, что первые колокола на Руси появились еще на два века раньше. Но мне это уже не проверить. Вначале на Руси привезенные колокола называли «очапными» или «очепными». Очеп, очап, оцеп — это русские названия ремня, который приделывался к вращающемуся валу с насаженным на нем колоколом. Поэтому иногда такие колокола называли валовыми. В то же время «очепом» называли и шест с веревкой на конце, приделанный к валу, скрепленному с колоколом. Итак, колокола в западной традиции появились на много тысячелетий позднее восточных — в данном случае китайских собратьев, и назывались они карильоны. Не будем прослеживать их судьбу — она непростая, ведь вначале карильоны в Европе считались атрибутом языческим. Здесь не нужно путать первые колокола (карильоны) с музыкальными инструментами карильонами, которые состояли из множества колоколов и возникли значительно позднее.

1

Музей колоколов, уютный и звенящий

На Руси колокола прижились без труда. Постепенно оформилось и собственное название — «колокола», а бить стали с помощью языков.

1

Музей колоколов, уютный и звенящий

И хотя речь обычно идет о 17 веке, но сохранился рисунок, повествующий о реконструкции, в 15 веке, системы очапных звонов в Духовской церкви Троице-Сергиево монастыря.

2

Музей колоколов, уютный и звенящий

Сойдемся на том, что это были «дела давно минувших дней». Однако есть одно исключение (о котором и я не знала). Оказывается, в Псково-Печерском монастыре сохранилась единственная в России колокольня с очепным принципом звона. Вот как интересно! В музее прослежена история становления колокольного литья, рассказано о заводах, которые возникали по всей России, о хозяевах этих заводов, династиях предпринимателей.

1

Музей колоколов, уютный и звенящий

2

Музей колоколов, уютный и звенящий

История напоминает, что наряду с колоколами могучими, создавались и колокола, выполнявшие прикладную функцию. Так ямщицкие колокольчики — это сугубо русское явление. Сколько народных песен связано с этим образом. «И колокольчик — дар Валдая»… Именно Валдай стал центром литья ямщицких колокольчиков.

2

Музей колоколов, уютный и звенящий

На дорогах Урала и Сибири с начала 19 века распространялись колокольчики Вятской Тобольской, Пермской губерний. Вообще колокольное производство развивалось в городах, что стояли на дорожных трактах. Это естественно. Были заводы-гиганты, а некоторые заводы или просто мастерские насчитывали всего 15–16 рабочих. В них изготовляли наряду с ямщицкими колокольчиками подсвечники, самовары.

2

Музей колоколов, уютный и звенящий

2

Музей колоколов, уютный и звенящий

Однако наряду с этими бытовыми вещами, некоторые такие заводы, несмотря на свою малость, отливали и церковные колокола, которые изготовлялись по особым правилам.

А колокола и колокольчики все больше входили в быт людей. Сигнальная функция стала определяющей для пожарных, железнодорожных, корабельных колоколов. Популярными стали и дверные колокольчики, которые в обыденном сознании выполняли функцию чуть ли не оберега. Настольные колокольчики использовались в богатых домах для вызова прислуги, а на собраниях они призывали к вниманию собравшихся. Эти колокольчики часто являются достойными предметами декоративно-прикладного искусства — при их отливке заботились об их внешней красоте. Но вернемся к церковным колоколам. Их принято разделять на принадлежность к следующим традициям: восточную, западную, русскую. Особняком стоит карильонная традиция. Колокола восточной традиции сегодня используются в буддистских храмах. Звонят мерно, мягко. Иногда ударяют деревом по металлу. Есть в современной восточной традиции и большие колокола, в них ударяют бревном! Эти колокола используются в медитациях. О западной традиции мы уже немного поговорили ранее. Колокола в Риме А вот о русской традиции еще будем и говорить, и слушать в других моих рассказах о путешествиях — отправимся туда, куда позовут колокола.

2

Музей колоколов, уютный и звенящий

3

Музей колоколов, уютный и звенящий

Наверное, стоит все же сказать и о карильонах (о них несколько раз упомянули в комментариях). Карильон — это музыкальный инструмент, который состоит из колоколов, каждый из которых подточен в определенную ноту и диапазон тут составляет до 4 октав. Колокола связаны с клавиатурой, на которой можно играть как на органе. В России есть два карильона (один в Санкт-Петербурге, а другой в Петергофе). Самый первый инструмент был привезен еще Петром I из города Мехелен. На французский манер этот город звучал как «Малин». Есть версия, что от этого карильона и пошло выражение «малиновый звон».

Тот инструмент был уничтожен еще в 1756 году, от прямого попадания молнии. Следующий карильон был куплен в 1776 году и в 1840 году был разобран, так как состарился. Последний карильон, который можно услышать и сейчас (в нем 51 колокол), начали изготавливать в 1991 году. Карильон — подарок городу от Фландрии. Хотя это государство и исчезло, но музыкальные традиции остались и существуют уже в новом государственном образовании. Так Йо Хазен — директор бельгийской Королевской школы карильона, был одним из инициаторов этого благородного дела. Туристы могут принять во внимание, что в Петропавловской крепости, на Соборной площади, каждое воскресенье проходят концерты карильонной музыки. Концерты бесплатные, но не круглогодичные: С 14 апреля по 1 июля в 17 часов. А с 25 июня по 7 июля каждый день за исключением суббот концерты проходят в 19 часов. В юбилейный 2022 год — 350 лет со дня рождения Петра Великого, проходил 18-й, традиционный Международный фестиваль карильонной музыки. О таком фестивали гостям Санкт Петербурга тоже полезно знать. Хотела бы отметить, что у нас теперь есть свои карильонистки, их обучают в Санкт-Петербургской консерватории. В этом видео вы можете увидеть как играют на карильоне Петропавловской крепости и услышать его. Показывает известная карильонистка Олеся Ростовская. А затем мы вернемся в музей колоколов на Валдае. Музей колоколов на Валдае и звучание карильона

В музее есть документы — свидетельства времени богоборчества. Сколько в то время колоколов было порушено и разбито! Но мне не хочется сейчас предлагать вашему вниманию те фотографии. Сердцу больно. В наше время колокольное литье и колокольное искусство возрождается. Об этом в музее вы также найдете немало сведений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *