Какую скорость развивает гепард в км ч
Перейти к содержимому

Какую скорость развивает гепард в км ч

  • автор:

Самые быстрые

Национальная электронная библиотека

Самый быстрый бегун среди наземных животных — гепард. Этот удивительный хищник может развить скорость до 100 км/ч, а согласно некоторым данным — и до 105-115 км/ч. Такую скорость гепарды могут удерживать на дистанции около 360 м. А вот со скоростью 80-90 км/ч он может бежать несколько минут. С места до скорости сто километров в час разгоняется за три секунды, быстрее чем спорткары! Кстати, гепарды, в отличие от всех остальных кошачьих, не умеют втягивать когти. Во время бега не втянутые когти обеспечивают лучшее сцепление с поверхностью земли.

Самое быстрое травоядное животное

Второе место по скорости среди наземных животных, а также первое место среди травоядных, держит американская вилорогая антилопа, или вилорог. Ее скорость на коротких расстояниях может достигать 86 км/ч, а на дистанциях до 6 км она удерживает скорость до 56 км/ч. Впрочем, есть данные, что максимальная скорость вилорогой антилопы составляет 98 км/ч.

Самая быстрая наземная рептилия

Среди наземных рептилий самая быстрая — черная игуана, обитающая в Коста-Рике. Согласно Книге рекордов Гиннесса, эта крупная ящерица может перемещаться по суше со скоростью, достигающей 34,9 км/ч.

Самая быстрая змея

Самая быстрая из змей — черная мамба, входящая в число наиболее опасных ядовитых змей Африки. Во время коротких бросков по ровной местности ее скорость может достигать 16-19 км/ч.

Самая быстрая рыба

Рекордсмен по скорости среди рыб, да и всех остальных жителей моря — парусник. Свое название он получил за высокий спинной плавник, похожий на парус. Согласно Книге рекордов Гиннесса, эта рыба способна проплыть 91 м за 3 с, что равняется 109 км/ч. Парусник является активным хищником. При быстром плавании парус складывается и убирается в специальную выемку на спине.

Самое быстрое морское млекопитающее

Из морских млекопитающих наибольшую скорость, примерно 55 км/ч, развивает большая касатка. Хотя касатку называют китом-убийцей, она — не кит, а самый крупный из дельфинов. Несмотря на свое грозное название и репутацию опасных хищников, эти животные крайне миролюбиво относятся к людям.

Самая быстрая морская рептилия

Из рептилий, живущих в море, кожистая черепаха считается не только самой тяжелой, но и самой быстрой. Она может передвигаться в воде со скоростью, достигающей 35 км/ч. Таким образом, кожистой черепахе принадлежит абсолютный рекорд по скорости среди всех рептилий, а не только морских.

Самое быстрое крылатое насекомое

Самое быстрое крылатое насекомое — это стрекоза. Обычная скорость их полета составляет около 30 км/ч. Рекорд же принадлежит австралийской стрекозе, которая на коротких расстояниях развивает скорость до 58 км/ч.

Самое быстрое наземное насекомое

Среди сухопутных насекомых самое быстрое — американский таракан, способный за 1 с пробежать расстояние, в 50 раз превышающее длину его тела. Для человека эта скорость равнялась бы 330 км/ч, а тараканий рекорд составил 5,4 км/ч.

Сокол

Сокол сапсан считается самым быстрым животным в мире — во время охоты он способен развивать скорость до 322 км/ч, или 90 м/с Нападающий сокол — это примерно килограмм стальных мышц и несокрушимых костей. Удар хищник наносит всем телом и когтистыми лапами, слегка притормозив в последнее мгновение, чтобы не разбиться и самому. Обычно после удара еще долго висит в воздухе облачко из пуха и перьев несчастной жертвы.

Стриж

Несмотря на свой маленький вес (который составляет, например, у черного стрижа всего около 100 граммов), стриж может летать с огромной скоростью. «Стрижи могут развивать скорость свыше 100 миль (160 километров) в час», – говорится в «Американской энциклопедии». Неудивительно, что в английском языке название этой птицы созвучно слову со значением «быстрый, скорый» (swift).

  1. Рекорды в мире животных. – М.: Вече, 2003. – 384с.
  2. Холдаш Ш. Быстро, быстрее, еще быстрее. – Венгрия, 1980.
  1. whoyougle.ru/texts/fastest-animals
  2. www.vse-znaykin.ru/samoe_bistroe_giv.php
  3. www.prikol.ru/2008/07/07/20
  4. xage.ru/comments.php?id=14143

Гепард

Гепард — один из самых нетипичных представителей семейства кошачьих, который обладает уникальными скоростными показателями и аэродинамическим строением тела. Этот вид является единственным сохранившимся членом рода «гепарды», все остальные виды в настоящее время вымерли. Гепард — самое быстрое наземное животное в мире, достигающее скорости от 110 до 120 км/ч на коротких дистанциях и способное ускоряться за 3 секунды до скорости в 103 км/ч, быстрее, чем большинство суперкаров. Недавние исследования подтверждают статус гепарда как самого быстрого сухопутного животного.

По большей части гепарды встречаются в основном в восточной и южной частях Африки, где их ареал обитания снизился до примерно 10% их исторического пространства. В Азии гепарды практически не встречаются, и сохранились, вероятно, только в центральных частях Ирана. Тем не менее, некоторые страны стали практиковать реинтродукцию — заселение или переселение диких животных определенного вида на территорию, где они обитали ранее. В 2016 году популяция гепардов во всем мире по разным оценкам насчитывала около 7100 особей.

Животные: наземные летающие водные насекомые

Почему гепард не превышает скорость?

Гепард способен разогнаться до 130 километров в час (а это в два раза больше, чем разрешенная скорость передвижения автомобиля в городе). Как-то ученые повесили на нескольких гепардов GPS-ошейники, отслеживающие скорость и траекторию перемещений. И выяснили, что самый быстрый зверь редко пользуется этим своим титулом и развивает максимальную скорость. Рассказываем, что помогает гепарду бегать и почему он соблюдает скоростные ограничения.

Трение

У гепарда есть четыре лапы с рифлеными подушечками и острыми массивными когтями. От остальных кошачьих он отличается невтяжными когтями — они не уходят вглубь лап целиком. Когти нужны гепарду не только для того, чтобы схватить добычу, они также выступают в роли шипов, увеличивая трение и обеспечивая высокий уровень сцепления.

У машин нет лап. Вместо них — четыре колеса с резиновыми шинами и иногда с шипами. Движение автомобиля происходит за счет силы трения качения между колесами автомобиля и дорогой. Эту силу называют силой сцепления. Сила сцепления пропорциональна сцепному весу автомобиля (то есть той части веса, которая приходится на ведущую ось) и коэффициенту трения между шинами и дорогой.

Кому-то может показаться, что трение всегда только мешает движению, а не помогает ему. Это не так. Представьте, что автомобиль на летней резине едет по замерзшему озеру. Сцепления нет, очень вероятны заносы или буксовка. Хорошее сцепление с дорогой позволяет легко управлять автомобилем, плавно тормозить и безопасно поворачивать.

Инерция

На движение как гепарда, так и автомобиля влияет инерция. Строго говоря, инерция — стремление тела сохранять свою скорость неизменной при отсутствии воздействия внешних сил.

Масса — мера инертности. То есть чем тело тяжелее, тем сильнее заметно его нежелание изменять свою скорость. Действительно, когда возвращаешься с дачи с десятью килограммами картошки, вареньем и довольной бабушкой, автомобиль едет более плавно и не подскакивает на кочках. Все дело в дополнительной массе, которую мы везем — благодаря ей увеличивается инертность автомобиля. Однако за плавное движение машины приходится расплачиваться из своего кармана: чем больше машина нагружена, тем больше топлива она потребляет.

Гепард, хотя и не учил физику в школе, знаком с явлением инерции. Она помогает гепардам совершать стремительные длинные прыжки: семь-восемь метров всего за полсекунды.

Гепард — хищник, и ему необходимо быть не только быстрым, но еще и маневренным. В среднем гепард весит около 50 килограмм, причем значительная часть его веса приходится на мускулатуру. Если бы гепарду пришлось везти на своей спине бабушку, то о маневренности пришлось бы забыть.

Торможение

От чего зависит тормозной путь?

В первую очередь — от скорости движущегося тела. Чем выше скорость, тем больше времени понадобится для того, чтобы тело полностью остановилось. При торможении гепард пригибается к земле, что позволяет ему задействовать мускулатуру задних лап и помогает избежать раскачивания из стороны в сторону. Автомобилю в торможении помогает подвеска, поглощая кинетическую энергию и также предотвращая раскачивание.

Помимо скорости, тормозной путь автомобиля зависит от шин: насколько они качественные, новые и соответствуют дорожному покрытию. Одна известная марка автомобилей экспериментально сравнила, как изношенность шин влияет на длину тормозного пути. Профессиональный водитель разгонялся на мокрой дороге до скорости, близкой к 100 км/ч, и после этого тормозил. Тормозной путь машины на изношенных шинах ожидаемо увеличился. И увеличился значительно — на расстояние, равное десяти машинам, стоящим друг за другом.

Во избежание ненужного риска нужно вовремя менять изношенные шины на новые. Шины Toyo Tires Proxes TR1 обладают специальным индикатором, показывающим процесс износа.

Поворот

Гепард, выписывающий петлю в погоне за антилопой, больше похож на мотоцикл, чем на автомобиль. Дело в том, что машина не отклоняется значительно от вертикальной оси. Посмотрите на гепарда на фотографии в начале текста. На него действует ускорение свободного падения и центростремительное ускорение, в итоге результирующее ускорение. Гепард наклоняется к земле в ту же сторону, что и поворачивает. Так он противостоит центробежной силе.

Гепард замедляется перед маневрами. Если бы он поворачивал на полной скорости, радиус поворота был бы большой и занимал много времени — так за антилопой не угонишься. Умный гепард сначала сбрасывает скорость, а потом делает крутой поворот. Например, снижение скорости с 16 метров в секунду до 4 метров в секунду позволяет снизить радиус поворота с 19,7 метров до 1,2 метров.

Возможно, людям стоило бы кое-чему поучиться у гепарда: хотя ему не составляет большого труда бежать на скорости 90 километров в час, чаще всего охотится гепард на скорости 50 километров в час. Это объясняется также тем, что гепард бережет себя и скорее упустит добычу, чем получит травму. Потому и охота гепарда успешна всего в одном из четырех случаев.

Снова торможение

Для физики пассажиры — это просто тела, обладающие массой. Эти тела (то есть мы с вами) тоже участвуют в явлении инерции. Когда водитель резко тормозит, то мы об этом заранее не знаем, и поэтому нас отбрасывает вперед. Чтобы тело не получило в такой ситуации травмы, оно должно быть пристегнуто!

Когда мы едем по сухой дороге, то трение называется сухим (вообще, физики любят называть вещи своими именами), и его коэффициент зависит от дорожного покрытия и даже температуры.

И снова трение

Если на дорогу разлить жидкость (например, масло), трение будет вязким. Из-за прослойки жидкости, будь то грязевая жижа или подтаявший снег, сцепление снижается, а значит, повышается вероятность заносов и аварий. Для отвода жидкости с дороги шины оснащены протектором с блоками разной формы и размера, а также канавками и ламелями. Рисунки протектора различаются и созданы для решения различных задач: езда по снегу, грязи, лужам. Есть и вариант, когда протектор не имеет никакого рисунка — такие шины называются сликами и используются в автоспорте, где нужна максимальная площадь соприкосновения шины и дороги для сцепления на высокой скорости, при условии, что дорога эта сухая.

Таким образом, с помощью различного дизайна протектора шин можно оптимизировать их характеристики под те или иные условия. Инженеры Toyo Tires создали платформу для проектирования шин T-MODE, которая позволяет с помощью компьютерной симуляции, высокопроизводительных вычислений и машинного обучения прогнозировать поведение автомобиля в заданных условиях. Таким образом, инженеры могут усовершенствовать рисунок протектора будущей шины так, чтобы повысить ее сцепные свойства на снегу и на льду.

Гепард — чемпион мира по торможению

То, что гепард — самое быстрое на Земле животное, известно давно. Считалось, что скорость — главный козырь этого хищника на охоте. Но теперь британские ученые выяснили, что все гораздо сложнее.

https://p.dw.com/p/18xyH

Гепард — самое быстрое наземное животное на нашей планете. Этот хищник способен развивать скорость более ста километров в час, причем на то, чтобы разогнаться с 0 до 75 километров в час, ему достаточно двух секунд. Такими показателями может похвастаться далеко не каждый спортивный автомобиль. Никаким борзым собакам, никаким спортивным лошадям за гепардами не угнаться (и от гепардов не удрать). Поэтому до сих пор зоологи исходили из убеждения, что именно столь невероятная скорость бега и является главным преимуществом гепарда на охоте. Однако строго научной проверке, тем более в условиях дикой природы, эта гипотеза никогда не подвергалась. Да и вообще об атлетических способностях этих представителей семейства кошачьих, за исключением спринтерских, ученые знали мало.

Высокотехнологичные ошейники

И вот теперь британские исследователи восполнили этот пробел. Алан Уилсон (Alan Wilson), профессор Королевского ветеринарного колледжа в Хатфилде, и группа его коллег отправились на юг африканского континента, в Ботсвану, отловили к востоку от дельты Окаванго пятерых гепардов и надели на них специальные высокотехнологичные ошейники. «Эти ошейники — результат разработки, на которую у нас ушло десять лет, — поясняет профессор Уилсон. — Нам удалось интегрировать в них уйму сенсоров. Это и датчики GPS, и измерители момента инерции, и датчики ускорения, и гироскопы, и магнитометры, чтобы отслеживать пространственное положение тела гепарда в режиме реального времени. Все эти параметры мы измеряем 300 раз в секунду, поэтому знаем и местонахождение животного в любой момент, и направление его движения, и скорость. С помощью этих параметров можно вычислить, и какую мощность зверь развивает, и каково сцепление его лап с грунтом, и вообще какие силы там действуют».

Главное — не скорость, а маневренность

Исследователи следили за перемещениями «своих» гепардов из автомобиля и из легкомоторного самолета. Предварительно в этих транспортных средствах были установлены специальные радиоприемники, которые регистрировали сигналы, посылаемые чудо-ошейниками.

Такое наблюдение, продолжавшееся 17 месяцев, позволило узнать о поведении, приемах охоты и физических возможностях гепардов много нового, интересного и даже неожиданного. Результаты работы опубликованы в журнале Nature. Профессор Уилсон говорит: «К нашему изумлению, оказалось, что в дикой природе гепарды охотятся вовсе не на максимальной скорости. Хоти они действительно развивали иногда скорость свыше 90 километров в час, но лишь на очень коротких дистанциях, в среднем длиной 173 метра, лишь на очень короткое время, в среднем 1-2 секунды, и лишь очень редко, 1-2 раза в день. Средняя же скорость бега гепардов на охоте — чуть больше 50 километров в час. Очевидно, гораздо важнее для них не скорость по прямой, а верткость, маневренность, способность мгновенно менять направление, ускорять движение и тормозить».

Сцепление лап с грунтом лучше, чем у автопокрышек

Действительно, гепарды не только разгоняются быстрее всех прочих наземных животных, но и резче всех тормозят, вдвое превосходя занимающих по этому показателю второе место поло-пони — специально тренированных лошадей для игры в конное поло. Если максимальное ускорение гепарда, измеренное британскими учеными, составляет 5,5 метров в секунду в квадрате, то максимальное торможение — 7,5 метров в секунду в квадрате. Один из инструментов, обеспечивающих гепардам такую способность — это их когти: они лишь частично втяжные, что для кошачьих не характерно, и обеспечивают надежный контакт с грунтом при резких маневрах.

«Кроме того, гепарды обладают чрезвычайно гибким позвоночником, который позволяет им правильно распределять нагрузку на тело, так что и при самых немыслимых поворотах и виражах земли касаются все четыре лапы, — говорит профессор Уилсон. — Сцепление лап с грунтом у гепардов лучше, чем у любой автомобильной шины. И еще конечно, очень важную роль играет мускулатура: мышцы лап гепарда, составляющие, кстати, 45 процентов массы всего его тела, обладают невероятной силой. Самый быстрый из «наших» гепардов развивал в момент максимального ускорения мощность до 100 ватт на килограмм массы тела. Для сравнения: у ямайского спортсмена Усейна Болта, многократного олимпийского чемпиона и чемпиона мира по бегу на короткие дистанции, этот показатель в четыре раза скромнее».

Лишь четверть погонь приносит успех

Еще одну неожиданность выявило сравнение GPS-данных, полученных с помощью ошейников, с данными геоинформационной системы Google Планета Земля. Оказалось, что гепарды охотятся не только на открытой местности, как считалось раньше, но и в густом кустарнике. Там уж им точно для успеха нужна не скорость, а верткость. А спринтерские рекорды — это лишь один из элементов их охотничьей стратегии.

Впрочем, не следует забывать, что успех сопутствует гепардам лишь в каждой четвертой погоне за добычей, то есть три раза из четырех хищник остается ни с чем. И это — обратная сторона его спринтерских достижений: при максимальной скорости свыше 90 километров в час минимальный радиус разворота гепарда, при котором центробежная сила не выбросила бы его с виража, составляет 52 метра. И даже при вдвое меньшей скорости этот радиус все еще неприемлемо велик — почти 20 метров. Вот тут-то хищнику и необходимо его умение резко тормозить: всего за три шага он может сбросить скорость настолько, что радиус разворота снижается до одного метра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *