Где находится суэцкий канал на карте
Перейти к содержимому

Где находится суэцкий канал на карте

  • автор:

Суэцкий канал

Суэцкий канал — это рукотворный бесшлюзовый водный путь в северо-восточной части Египта, который функционирует с 1869 года и является связующим звеном между Средиземным и Красным морями. Это самый короткий водный маршрут из Европы в акваторию Индийского океана, в связи с чем он является важным транспортным путём. Основными портами Суэцкого канала являются города Суэц и Порт-Саид.

390 1 0 11 мин. на чтение

Географические особенности Суэцкого канала

Суэцкий канал располагается на Африканском материке, в северо-восточной части Арабской Республики Египет. Он берёт своё начало на севере, в заливе Тина в Средиземном море, а заканчивается в Суэцком заливе, принадлежащем Красному морю. На северном входе искусственного русла суда «встречают» Порт-Саид на западе, а на восточном берегу — Порт-Фуад, в котором располагается центр управления Суэцкого канала.

Южные границы канала охраняют портовый город Суэц, находящийся на западном побережье, а также Порт-Тауфик, размещающийся на восточном побережье и являющийся районом Суэца. Суэцкий канал — это своего рода граница между Азией и Африкой. Протяжённость канала равняется 160 километрам, а глубина его — свыше 20 метров. Ширина дна составляет от 45 до 60 метров, а по зеркалу воды достигает 350 метров.

Маршрут водного пути пролегает через несколько озёр. Большое Горькое и Малое Горькое озёра связаны друг с другом и разделяют канал на северную и южную части. Появились эти озёра во время строительства масштабного водного пути, в результате затопления низменных долин хлынувшими по сооружённому руслу морскими водами. Поверхность озёрного дна покрыта илистыми наслоениями и песком.

Береговая линия и побережье водоёмов — песчаные. Содержание соли в водах озёр непостоянно. Солёность меняется из-за испарений в зависимости от времени года и от количества прибывающей воды из Средиземного и Красного морей. Чем ближе к дну, тем больше солёность воды. Морские воды периодически пополняют водные запасы Большого и Малого озёр.

К северу от озёр течение в Суэцком канале меняется. Оно зависит от сезонов: летом течение направляется в эти водоёмы из Средиземного моря, а зимой — наоборот. В южной части судоходного пути течение подвергается изменениям из-за приливов и отливов. Движение в большей части канала является односторонним, но в Большом озере, площадь которого составляет примерно 250 км², корабли могут разойтись друг с другом.

На западном побережье Большого Горького озера размещаются загородные и гостевые дома, курортные посёлки. Совсем иначе обстоят дела на востоке Малого озера. Его берега и окрестности большей частью безлюдны. Суэцкий канал занимает восточную сторону озера Тимсах, которое когда-то было внутренним водоёмом Синая. Канал располагается севернее Горьких озёр. На западе озера Тимсах находится город Исмаилия.

Исмаилия — это большой индустриальный центр, к которому подходит пресноводный канал с одноимённым названием, начинающийся в административном центре мухафазы Шаркия. Этот канал был вырыт, чтобы подвести пресную воду к месту возведения Суэцкого канала для нужд строителей. От города канал Исмаилия разделяется на идущие вдоль Суэцкого канала две линии, одна из которых направляется к городу Порт-Саид, а другая — в Суэц.

Суэцкий канал

История Суэцкого канала

До существования Суэцкого канала, чтобы доставить грузы из Европы в зону Красного моря, их переправляли или на кораблях вокруг всей Африки или по Средиземному морю до северной части Африканского континента, а затем отправляли в дорогу по суше. Оба варианта доставки были неудобными и нередко опасными, а первый путь к тому же занимал много времени, что влекло дополнительные материальные затраты.

Ещё во время Наполеона Бонапарта просчитывались возможные варианты возведения такого сооружения, которое соединило бы Красное и Средиземное моря. Но в итоге неточных вычислений специалисты сделали ложный вывод, что выкопать бесшлюзовый канал не представляется возможным. В начале 1840-х годов английские военные обследовали Суэцкий перешеек и привели обоснованные факты, что возведение канала осуществимо.

Группа инженеров из разных стран трудилась над разработкой проекта строительства уникального объекта. В проектную работу австрийского инженера Луиджи Негрелли, кроме точных расчётов, входил ряд предложений, в частности таких, как сохранение местного ландшафта, проведение канала напрямую и без подъёмных механизмов для водного транспорта. Это устроило всех заинтересованных в сооружении канала.

В результате было решено возводить судоходный путь с использованием расчётов Луиджи Негрелли. В 1858 году Негрелли умирает, и реализация строительного плана полностью возлагается на бывшего французского дипломата и коммерсанта Фердинанда де Лессепса. Последний занялся поиском инвесторов, высококлассных инженеров и другими организационными, а также техническими вопросами.

Начальным этапом строительства стало возведения сегмента, идущего со стороны Средиземного моря через заболоченный участок и озеро Манзала. Второй этап включал в себя выемку грунта на равнинной местности, приводившей к озеру Тимсах. Далее рытьё доходило до соляных долин, располагавшихся на несколько метров ниже уровня моря. И завершающей фазой создания канала стал вывод его в Суэцкий залив Красного моря.

Весь строительный процесс судоходного пути длился одиннадцать лет. В тяжёлом труде в основном задействовали египетских крестьян, хотя были и наёмные рабочие. Первоначальная ширина поверхности Суэцкого канала была до 150 метров, а глубина безопасного прохода доходила примерно до 13 метров. Вся длина водного объекта, включая и проходящие по донным грунтам участки в Средиземном и Красном морях, достигала 173 км.

В первой половине XX века делами Суэцкого канала по большей части заправляла Англия. Летом 1956 года правительство Египта перевело уникальный объект в государственную собственность, что послужило нападению Великобритании, Франции и Израиля. В результате боевых действий некоторая часть судоходного пути пострадала и проход водного транспорта стал невозможен.

Весной 1957 года, после очистки канала от затопленных судов, навигация полностью была восстановлена. Территории Суэцкого канала и Синайского полуострова были провозглашены ООН нейтральными. Следить за безопасностью в зоне стратегического объекта направили миротворцев международной организации. В конце 1960-х годов, после Арабо-израильской войны, функционирование сооружения было приостановлено на восемь лет.

Суэцкий канал вновь начал пропускать корабли в 1975 году, после завершения очередного военного конфликта с Израилем. С середины XX века глубину судоходного пути неоднократно увеличивали методом извлечения прибрежных и донных грунтов. Так, в 2010 году глубина была увеличена до 24 метров. Кроме того, проводились работы по расширению канала, что привело к тому что его максимальная ширина составила около 360 метров.

По всей длине канала есть несколько участков, где суда могут разминуться. Среднее число водного транспорта, проходящего в сутки, — до 50. Доля международных перевозок по Суэцкому каналу составляет десятую часть от всех морских сообщений в мире. Исходя из характеристик канала пройти по нему могут суда высотой до 68 метров, шириной — до 77 метров и с водоизмещением — до 240 тысяч тонн.

Летом 2014 года для обеспечения движения судов одновременно в обе стороны, чтобы достичь большей проходимости водного транспорта, начали возводить вспомогательный канал. К строительным работам были привлечены военные силы Египта. Через год строительство объекта было закончено. «Новострой» протянулся на расстояние 72 километров параллельной линией по отношению к Суэцкому каналу.

С 2015 года в районе водного пути действует экономическая зона Суэцкого канала. Она состоит из семи проходов с Африканского континента на Синайский полуостров под судоходным каналом, скоростной магистрали, систем электроснабжения, телекоммуникаций и водоснабжения. Суэцкий канал приносит в бюджет Египта не меньше денег, чем туристическая, сельскохозяйственная и нефтяная отрасли.

В южной части канала возле Суэца с начала 1980-х годов функционирует автомобильный проезд. Он проложен под каналом с материка на юго-запад Синайского полуострова. Его протяжённость составляет 1,63 километра, а высота — 11,6 м. Автотоннель знаменит не только своей уникальной инженерной конструкцией, но и массивным внешним видом. По обе стороны подземного проезда находятся КПП.

С 2001 года над Суэцким каналом южнее города Эль-Кантара функционирует такое сооружение, как Мост 25 января. Мост входит в состав трассы Порт-Саид — Исмаилия и является соединительным звеном между Африкой и Азией. Имея высоту 70 метров, он занимает второе место в мире среди вантовых мостов. Движение по объекту допускается только для представителей госорганов или военнослужащих при предъявлении спецдокумента.

Помимо того, в 2001 году был введён в эксплуатацию железнодорожный разводной мост Эль-Фердан, соединяющий берега Суэцкого канала. Сооружение располагается в 5 км севернее города Исмаилия. Эль-Фердан является самым протяжённым поворотным мостом во всем мире. Его длина равна 340 метрам. Как правило, объект стоит в разведённом состоянии, сводя свои половины вместе во время проезда железнодорожного транспорта.

Мост Эль-Фердан

Как добраться

В аэропорт города Каира, столицы Египета, можно прилететь из больших городов России на самолётах, выполняющих прямые рейсы. Чтобы ознакомиться с Суэцким каналом, можно доехать из Каира до достопримечательности на машине, взятой в аренду, на такси, на поезде, в составе экскурсионной группы на автобусе, а также на прогулочном судне.

В центральной части Порт-Саида размещается пристань, где останавливаются туристические лайнеры. Путешествие от столицы Египта в город Порт-Саид на поезде продлится примерно четыре часа. Поездка до Суэца на такси или автомобиле займёт около полутора часов. Лучшим вариантом станет приобретение экскурсионного тура. Гид всё расскажет и покажет подходящие места для обзора и фотосъёмки достопримечательности.

Суэцкий канал: история и современность

Данное сооружение является искусственным судоходным каналом, открытым для движения морских судов в 1869 году. Находится Суэцкий канал на территории Египта и служит водоразделом между Евразией и Африканским континентом, имеет важнейшее стратегическое и экономическое значение. Доход от его эксплуатации является одной из первостепенных статей в египетской экономике, сравнимой с финансовыми поступлениями в сфере туризма.

По заявлению управляющего, только в 2011 г. транзит через него составил более 17 тыс. судов, пополнив при этом египетскую казну на сумму в 5 млрд долларов.

Строительство Суэцкого канала

Карта Суэцкого канала

История строительства уходит своими корнями в далекое прошлое. Мысль о водном пути через Суэцкий перешеек не давала людям покоя с глубокой древности. Согласно рукописям античных историков канал, соединяющий между собой правый рукав Нила и Красное море, стремились прокопать еще древнеегипетские фараоны в эпоху Среднего царства (II тыс. до н. э.).

В конце XV века венецианские купцы также просчитывали возможности прокладки канала от средиземноморского побережья в сторону Суэцкого залива, однако их замыслам не суждено было осуществиться.

Особенно остро проблема отсутствия короткого морского пути из Европы в Индийский океан возникла во второй половине XIX века. Человечество в ту эпоху переживало период масштабного колониального раздела. Территория Северной Африки, ближайшая к Европе часть континента, была лакомым куском для ведущих колониальных держав того времени — Англии, Франции, Германии и Италии. Египет же являлся объектом соперничества между Великобританией и Францией.

В то же время и главным противником строительства являлась Британия. На тот момент она — обладательница мощнейшего флота. Под ее контролем находился морской путь в Индию, лежавший через самую южную точку Африки, мыс Доброй Надежды. После открытия канала по нему бы пошли суда Франции, Германии, Испании, Голландии и других государств, которые являлись серьезными конкурентами Англии в ее морской торговле.

Фото строительства

Но все же исторический день настал. 25 апреля 1859 года главный лоббист (выражаясь современным языком) строительства французский юрист и дипломат Фердинанд де Лессепс лично, с киркой в руках, положил начало великой стройке.

Со временем, для ускорения строительства задействовали передовые технологии того времени, земснаряды и экскаваторы. В целом строительство Суэцкого канала велось 10 лет и стоило жизни 120 тысячам рабочих. В общей же сложности в работах принимало участие до полутора миллионов человек.

В итоге было вынуто 75 млн кубических метров земли. Длина Суэцкого канала составила 163 км, ширина 60 метров, а глубина 8, чего с лихвой хватало для беспрепятственного прохождения судов.

За время строительства, вдоль берегов будущего сооружения выросло множество рабочих поселков, некоторые из них со временем переросли в крупные города: Порт-Саид, Порт-Фуад, Суэц и Исмаилия. В наше время, бо́льшая часть их взрослого населения задействована в его обслуживании.

Фото со спутника

17 ноября 1869 состоялось торжественное открытие Суэцкого канала. Сроки движения кораблей из Европы в Индию существенно сократились. Первое время, для его прохождения, морским судам было нужно около 36-ти часов, но спустя недолгое время, с марта 1887 г. ситуация изменилась. Судам, которые были оснащены электрическими прожекторами, разрешили и ночную навигацию, что сократило время прохождения в два раза. В 1870 г. через Суэцкий канал совершили проход 486 грузовых и пассажирских кораблей.

Следует отметить, что всем известную статую Свободы, являющуюся символом США, сначала планировали установить в Порт-Саиде, и называться она была должна «Свет Азии». Однако египетское руководство решило, что перевозка статуи из Франции и последующая ее установка являются слишком затратным мероприятием.

Второй Суэцкий канал

Строительство второй очереди Суэцкого канала началось совсем недавно, в августе 2014 г., а уже 25 июля 2015 г. состоялась его пробная эксплуатация. Строительство параллельной ветки было вызвано тем, чтобы обеспечить двустороннее бесперебойное движение судов в обе стороны. Длина нового составила 72 километра.

Торжественная церемония по случаю его открытия состоялась 6 августа 2015 года. Президент Египта прибыл к месту проведения процедуры на борту яхты «Аль-Махруса», той самой, которая стала известна как судно, первым прошедшее в 1869 году по старому Суэцкому каналу.

Где находится Суэцкий канал на карте Африки? Можем показать!

Суэцкий канал находится на севере Египта и соединяет Средиземное море с Красным, позволяя судам перевозить грузы из европы в Азию по самому короткому пути, не огибая Африку.

Суэцкий канал — стратегический объект, поэтому его важность находится на политическом уровне. Нестабильная обстановка в Египте после революции и военного переворота почти никак не сказываются на работе канала, поскольку его важность выходит за рамки внутренних дел Египта.

Координаты: широта 30.1786118, долгота 32.5700264

Суэцкий канал

Физическая карта.

Суэ́цкий кана́л, судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, пересекающий Суэцкий перешеек, служащий условной границей Азии и Африки и соединяющий Средиземное и Красное моря. С. к. — кратчайший водный путь между портами северной части Атлантического и Индийского океанов (на 8—15 тыс. км меньше пути вокруг Африки). Длина С. к. около 161 км, ширина по зеркалу воды 120—318 м, по дну 45—60 м. Глубина по фарватеру до 18 м; среднее время прохода судов через канал 11—12 ч. Главные входные порты: Порт-Саид (с Порт-Фуадом) — со стороны Средиземного моря Суэц (с Порт-Тауфиком) — со стороны Красного моря. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт так называемый пресноводный канал Исмаилия. Географическое положение С. к. в узле международных морских коммуникаций обусловило высокую степень его загруженности: до 1967 на С. к. приходилось около 15% мировых океанских грузовых перевозок и свыше 20% перевозок нефти и нефтепродуктов (1-е место по тоннажу перевозимых грузов среди всех международных каналов). После завершения 1-й очереди реконструкции С. к. (1979) через него получили возможность проходить суда (танкеры) водоизмещением до 150 тыс. т, а 2-й очереди — до 250 тыс. т с полной нагрузкой. В 1984 через С. к. прошло 21361 судно общим водоизмещением 371 млн. т (нетто), перевезшие с севера на юг 109,5 млн. т грузов, с юга на север — 154,5 млн. т. Доходы Египта от С. к. составили около 1 млрд. долл. Товарную структуру перевозок (%) см. в табл. 1 и 2.

Таблица 1. С севера на юг

1966 1979 1980
Нефть 18,8 7,3 13,2
Зерновые 20,4 4,7 5,6
Химические удобрения 14,1 12,5 10,1
Промышленные товары 10,5 10,9 4,3
Цемент 2,9 14,4 15,1
Прочие грузы 33,3 50,2 51,7

Таблица 2. С юга на север

1966 1979 1980
Нефть 85,9 37,2 32,1
Зерновые 0,9 1,6 4,2
Растительное масло ––– 2,5 1,9
Текстиль 0,9 1,0 0,4
Прочие грузы 12,3 57,7 61,4

Впервые в Древнем Египте, ориентировочно в 2100—2060 до н. э., был сооружён канал, соединивший Суэцкий залив с Большим Горьким озером и шедший затем к озеру Тимсах, где ныне расположен г. Исмаилия, и далее к озеру Бали. Позже он пришёл в упадок. Во времена фараона Сенусерта III (1884 — около 1849 до н. э.) также действовал канал, просуществовавший предположительно до XIII в. до н. э. При Птолемее II (285—246 до н. э.) был сооружён канал между озером Тимсах и восточным рукавом Нила. В 642 халиф Омар восстановил канал, соединявший Нил с Суэцким заливом (засыпан в 776). В средние века одно время существовал канал, соединявший Нил с Красным морем.

В 1854 концессию на строительство и последующую эксплуатацию канала получил французский дипломат и предприниматель Ф. Лессепс. В этих целях была создана акционерная Всеобщая компания морского Суэцкого канала. Работы начались 25 апреля 1859, а 17 ноября 1869 канал был открыт для судоходства.

В 1882 под предлогом «укрепления безопасности, спокойствия и стабильности» Великобритания ввела войска в Египет и установила исключительный контроль над С. к. Многие страны вынуждены были поставить вопрос о регламентации режима судоходства по каналу. После длительных переговоров он был определён конвенцией, заключённой в Константинополе 29 октября 1888 (Конвенция о Суэцком канале 1888).

В 1914 Великобритания установила протекторат над Египтом, превратила С. к. в одну из крупнейших военно-стратегических баз. 28 февраля 1922 в результате национально-освободительной борьбы Египет стал независимым государством, однако Великобритания сохранила контроль над С. к., навязав Египту в 1936 так называемый договор о «дружбе и союзе». В 1954 Египет денонсировал договор 1936 и соглашение о кондоминиуме 1899, а 26 июля 1956 египетское правительство национализировало С. к. и Всеобщую компанию морского Суэцкого канала, аннулировав концессионные акты от 1854, 1856 и соглашение 1866.

Современный режим судоходства по С. к. регламентируется конвенцией 1888 и законодательством Египта. Декларацией от 24 апреля 1957 египетское правительство обязалось обеспечить свободное непрерывное судоходство для всех стран в соответствии с конвенцией 1888. Канал эксплуатируется и управляется автономной Администрацией Суэцкого канала. 10 июля 1957 создана Организация Суэцкого канала, которая обеспечивает управление, эксплуатацию, содержание и улучшение канала.

Режим свободного судоходства неоднократно нарушался. Зона С. к. в 1-ю и 2-ю мировые войны была превращена в крупнейшую военную базу Великобритании. В 1956 после национализации Великобритания, Франция и Израиль предприняли вооруженную интервенцию против Египта, в результате которой канал был повреждён. Судоходство по нему было возобновлено 24 апреля 1957. После израильской агрессии 1967 по каналу проходила линия фронта между египетскими и израильскими войсками, а в октябре 1973 в зоне канала велись активные боевые действия. После отвода израильских войск в 1974 канал был восстановлен и реконструирован. В расчистке канала от мин участвовали корабли советских ВМФ и советские специалисты. С 5 июня 1975 вновь открыт для судоходства.

Литература:
Суэцкий канал Сб. документов, М., 1957
Николаев А. Н., Правовой режим Суэцкого канала и национализация Египтом Суэцкой компании, М., 1960.

А. Л. Кулишов.

Энциклопедический справочник «Африка». — М.: Советская Энциклопедия . Главный редактор Ан. А. Громыко . 1986-1987 .

  • Суэцкий залив
  • Суэцкий перешеек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *