Святогорская лавра где находится на карте
Перейти к содержимому

Святогорская лавра где находится на карте

  • автор:

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА

  • Адрес: Украина, 84131, Донецкая обл., г. Святогорск, ул. Заречная, 4
  • Тел.: +38-066-483-30-07, тел./факс +38 (06262) 5-30-24 (деж. с 600 до 2200)
  • Официальный сайт: http://svlavra.church.ua
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Самое первое письменное упоминание о местности «Святые Горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту — Святые Горы.

В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: «Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам». Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название «Великий Перевоз» и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название «Посольский шлях». В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Пещеры и храмы монастыря

Карта пещер Святогорской Лавры
Карта пещер Святогорской Лавры

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков — одних из первых насельников обители.

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов — такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно — кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой горе Афон.

Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.

Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленна я в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это — сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. — новый каменный Успенский собор.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический — Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.

В 1845 г. был обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, утерянного в XVIII в. Его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, — так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия. Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.

Расцвет обители пришелся на 2-ю половину XIX в. и начало XX в. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом — больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие. В 1879 г. в монастыре начала работать своя собственная фотостудия.

В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.

В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».

В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.

Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.

Советское время

Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:

2 января, около 3 с половиной часов дня, на 16 подводах приехали к монастырю красноармейцы числом до 60 человек. На груди и на винтовках у них были красные ленты. С гиканьем ворвались они через ворота гостинницы и, обругав площадной бранью заведующего гостинницей монаха, избили его прикладом и рассеялись по корпусам монастыря. Начался грабеж с самыми невероятными издевательствами. В это время шло богослужение в Покровской церкви. Несколько красноармейцев ворвались в храм в шапках, громко требуя настоятеля и выдачи ключей от монастырских хранилищ. потом они разбились на мелкие партии с целью повального обыска и грабежа монастырских помещений. У настоятеля монастыря, архимандрита Трифона, разбросали всю обстановку и вещи, с бранью и угрозами оружием требуя денег. Обыски, грабежи и издевательства шли одновременно во всех кельях. У монахов отнималось их имущество до последней рубашки и сапог включительно. Разламывались и бросались на пол иконы, монахи принуждались курить и танцевать в коридорах. От одного из них (монах Иосиф) под угрозой расстрела требовали, чтобы он ругал Господа и Божию Матерь, а после отказа заставили курить, побоями принуждая затягиваться глубже.

Избитая, ограбленная и поруганная братия стала собираться во главе с архимандритом в храме для богослужения. Но и туда все время врывались красноармейские банды, в шапках и со свечами в руках, осматривая ноги молящихся и отнимая казавшиеся им годными сапоги. Около 2 часов ночи, когда, казалось, наступило некоторое затишье, приступлено было к совершению Литургии. Литургию служил архимандрит в соборе с другим духовенством. Во время ектений в храм ворвалась партия красноармейцев. Один из них вбежал на амвон и с криком: «Довольно вам молиться, целую ночь топчетесь, долой из церкви!» — повернул назад за плечи провозгласившего ектению иеродиакона. По усиленным просьбам архимандрита и братии дано было позволение окончить Литургию. Но красноармейцы не покинули храма. Во время пения Херувимской песни они входили к престолу и продолжали осмотр сапог молящихся. Братия, ожидая дальнейших страданий и даже смерти, причастились Святых Таин. К концу обедни в храм ворвалась новая банда красноармейцев. Один из банды, держа в руках ножницы, крикнул: «Стой, ни с места, подходи по очереди, буду стричь всех!» — и немедленно отрезал волосы одному из монахов. Монахи пытались бежать. Другой красноармеец вбежал в алтарь, открыл царские двери и, стоя в них, закричал: «Не выходи, стрелять буду!» [1]

Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.

Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.

Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола — самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в «Святом месте», Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.

В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания. Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под «комнату пыток»: ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса — за дыбу.

Восстановление монастыря

Святогорская лавра
Святогорская лавра

В 1992 году обитель была вновь открыта. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры — «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.

Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.

Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).

В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.

В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.

Рядом с садами Лавры идет строительство — неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Успенскому Святогорскому монастырю статуса лавры.

25 сентября 2023 года принято решение о подчинении Лавры митрополиту Киевскому и всея Украины в статусе ставропигиального монастыря [2].

Лавра сегодня

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией. После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг — преподобному Иоанну Затворнику. В субботу — панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения — соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской. В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтири, являя собой неугасимую молитвенную лампаду. Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов — святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.

Настоятели и наместники

  • Симеон (упом. 1624)
  • Кирилл (упом. 1640)
  • Игнатий (упом. 1651)
  • Феофан (упом. 1654)
  • Гавриил (упом. 1661 — упом. 1666)
  • Корнилий (упом. 1672)
  • Иоиль (упом. 1679)
  • Иосиф (Кононович) (упом. 1687)
  • Феодосий (упом. 1691)
    • Паисий (упом. 1691)
    • Севастиан (Юхновский) (? — 2 февраля 1714)
    • Анатолий (конец 1728 — июнь 1729)

    обитель была упразднена
    монастырь ликвидирован

      • Серафим (Лаврик) (1 июня — 25 октября 1992) и.о.

      Свято-Успенская Святогорская лавра

      Свято-Успенская Святогорская лавра считается красой и гордостью Донецкой области. Место является фактически духовной крепостью и пристанищем сотни тысяч богомольцев. Монастырь расположен на возвышенности, меловой горе, правом берегу Северского Донца. Кроме наземных объектов, внимание туристов, посетителей комплекса, привлекают пещеры. Особенностью лавры являются хранящиеся тут мощи преподобного насельника Иоанна Святогорского. Многие прибывают сюда с целью насладиться открывающимися красотами и пейзажами.

      Описание Свято-Успенской Святогорской лавры

      Впервые о меловых горах стало известно из записей австрийского дипломатического служащего – Сигизмунда фон Герберштейна. Официально обитель была документирована грамотой М.Ф.Романова, датированной 1624 годом. В ней приведена информация о ежегодном отчислении денег на содержание уникального православного центра. Некоторое время лавра была оборонным оплотом района, ввиду чего здесь дислоцировались до 18 века военные формирования. Оборонную способность святыни повышали высокие стены, мощнейшие сооружения, пещерные ходы и выгодное расположение выше русла реки.

      Уже к концу 1680-1690 годов монастырь обрел популярность у православных верующих, прихожан, паломников, в связи, с чем на подоле была возведена новая Петропавловская церковь из дерева. Постоянно усиливающееся влияние церкви на население подтолкнуло Екатерину II провести секуляризацию ценных вещей, финансов лавры, в том числе ревизию земель. Через 3 года новым владельцем монастырских угодий стал приближенный императрицы – Г.А.Потемкин. Фактически он превратил обитель в собственную резиденцию.

      Позже в пойме реки были организованы купальни, бани, почему комплекс получил неофициальное название «Банное». Лавра несколько раз переходила по наследству из одних светских рук, в другие руки. К 1844 году святое место было возвращено православным последователям. Уже в 19 веке сюда начали возвращаться иноки. В это время стали проводится масштабные работы по реконструкции каменных и деревянных сооружений. С каждым годом количество верующих людей увеличивалось.

      Небывалый подъем был приостановлен после прихода советской власти. Начиная с 1922 года, лавра стала использоваться как база отдыха и мог принять до 2900 отдыхающих. К сожалению, были разрушены Преображенская, Всехсвятская и Петропавловская церковь. Рождественскую церковь переоборудовали под столовую, а в Успенском соборе стали крутить пропагандистские фильмы. Соответствующие процессы были приостановлены во время второй Мировой войны.

      Начиная с 1964 года «Банное» получило статус города. Отныне его стали именовать как Славяногорск. Еще некоторое время лавра использовалась как туристическая база. Прием иноков и верующих людей возобновился только в 1992 году. В это же время встал «на ноги» и мужской монастырь. Через 11 лет населенный пункт был переименован в Святогорск. С 2004 года появился статус лавры.

      Чем заняться?

      Первое, на что стоит посмотреть – статую Богородицы, которая была изготовлена отечественным специалистом Н.Г.Шматько. В качестве материала использовался уральский мрамор, общий вес заготовок из которого превысил 40 000 килограмм. В том виде, в котором запечатлел статую скульптор, на свет вышла Богородица, поставившая под сомнение свою способность властвовать и управлять святыней.

      Обязательно стоит посетить трехглавую церковь святого Николая. Необходимо обратить внимание то, что она в буквальном смысле выполнена в меловой породе. Изюминкой лавры является Успенский собор, который ранее изготовлен из дерева, ныне – камня. Соответствующий проект в русско — византийском направлении был выполнен Алексеем Максимовичем Горностаевым.

      Не менее интересным объектом является часовня Андрея Первозванного. В настоящее время она представляет собою небольшую беседку, ограниченную крышей в виде шатра, где проводятся молебны и богослужения. С этого места открываются роскошные виды на подол, холмы и долину. С задней части рекомендуется посмотреть на останки пещер, церкви Антонио и Феодосия. Объект был заброшен в 18 столетии и до сих пор не нашел к себе должного внимания со стороны служителей лавры.

      Настоящим бриллиантов района является Покровская церковь с действующей колокольней. Ее красота обусловлена наличием накладных колонн, синего купола. Интересно, что спроектировал объект известный специалист К.А.Тон, занимавшийся Кремлевским дворцом. Настоящим чудом считается услышать звон колоколов церкви, который стремительно разносится по всему району, в радиусе свыше десятков километров.

      Не стоит отказывать себе в удовольствии от посещения дома настоятеля монастыря, выполненного в два этажа и имеющегося периметр в форме прямоугольника. Красивый южный фасад направлен на реку Донец. Самой же главной достопримечательностью лавры является пещерный комплекс, протяженность ходов которого более 800 метров. К великому сожалению, некоторые маршруты не сохранились до наших дней.

      Как доехать

      Свято-Успенская Святогорская лавра расположена в городе Святогорск, Донецкой области. Находится она всего в 10 километрах от автомобильной дороги международного значения Киев — Ростов, в непосредственной близости к городу Славянск и Изюм. Доехать до лавры можно на поезде, до станции Святогорск, после чего понадобится пересесть на городской автобус. Жителям с других областей рекомендуется приобретать билеты до Славянска, откуда уже добираться на электричке или автобусами с автовокзала. Альтернативным вариантом является станция Купянск. Если двигаться на автомобиле с Киева, желательно выбрать направление на Полтаву-Харьков-Славянск-Ростов-на-Дону, с поворотом на дорогу М03, Т05 21. В пути придется провести около 8-10 часов.

      Итог

      Святогорская лавра является настоящей жемчужиной востока Украины. Посетителям в одном месте становятся доступными десятки интересных исторических достопримечательностей, после посещения которых чувствуется прилив жизненных сил и энергии. Необходимо отметить, что в лавре имеется собственная чудотворная икона Божьей Матери. Место позволит забыться о повседневных проблемах, отвлечься от обыденной суеты и попросить «Всевышнего» о свершении своих самых сокровенных желаний.

      Свято-Успенская Святогорская лавра на карте

      © IGotoWorld.com — Your GUIDE TO the WORLD. Все права защищены.
      Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

      Обратная связь

      Предложения и замечания

      Мы ценим Ваше внимание и время, проведенное с нами на сайте IGotoWorld.com. Если у Вас есть вопросы, пожелания, жалобы или же Вы хотите больше узнать о нас, выберите интересующий Вас пункт и пройдите по ссылке. Мы обязательно уделим Вам внимание.

      Форма обратной связи

      Запрос успешно отправлен.

      Свято-Успенская Святогорская лавра

      Свято-Успенская Святогорская лавра

      © IGotoWorld.com — Your GUIDE TO the WORLD. Все права защищены.
      Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

      Обратная связь

      Предложения и замечания

      Мы ценим Ваше внимание и время, проведенное с нами на сайте IGotoWorld.com. Если у Вас есть вопросы, пожелания, жалобы или же Вы хотите больше узнать о нас, выберите интересующий Вас пункт и пройдите по ссылке. Мы обязательно уделим Вам внимание.

      Форма обратной связи

      Запрос успешно отправлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *