Что находится рядом с кунсткамерой
Перейти к содержимому

Что находится рядом с кунсткамерой

  • автор:

Какие знаменитые здания находятся рядом с Кунсткамерой?

Здание Кунсткамеры — одно из немногих памятников архитектуры петровского барокко начала XVIII века, которые сохранились в Санкт-Петербурге до нашего времени.

Здания Музея располагаются в исторической части Санкт-Петербурга на Васильевском острове.
Такое месторасположение Кунсткамеры Пётр I выбрал не случайно, он хотел, чтобы её все видели издалека, приобщались к культуре и думали о науках.

Не зря изображение здания Кунсткамеры служит логотипом не только Музея, но и всей Российской академии наук.

forced_rest

Освоение территории острова относится к первым годам жизни города, заложенного на берегах Невы. С 1707 и до 1714 года весь Васильевский остров находился во владении А.Д. Меншикова. Территория его восточной оконечности, которая непосредственно примыкала к княжеской усадьбе, была мало обжита. На ней кое-где были разбросаны деревянные постройки для крепостных, да возвышалось несколько лесопильных мельниц (Данная стадия освоения острова зафиксирована на плане, выполненном в 1714 году майором Леспинасом (bespi-nass, ЦГАВМФ, ф.)). Новый этап в истории острова, и в том числе Стрелки, неразрывно связан с перенесением столицы России из Москвы в Петербург. Исследователи пришли к одинаковому выводу, что автором и исполнителем проекта, по которому с 1714 года велось строительство на Васильевском острове, был архитектор Доменико Андреа Трезини (Domenico Andrea Trezzini, около 1670, Астано, Швейцария – 1734, Санкт – Петербург; http://walkspb.ru/lich/tresini_da.html ). Архитектор вносил в свой план изменения и дополнения по мере возникновения новых градостроительных задач вплоть до 1733 года (перенос порта с Троицкой площади на Стрелку Васильевского острова (1731), проекты нового Мытного двора «у речки» (1725), пакгаузов Таможни (1731), увеличения Гостиного двора (1732)).
(http://www.artprojekt.ru/library/rus18/st006.html )
Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем не менее, возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века не только определяли облик Стрелки, но оказывали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек. Так, модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной А.В. Квасовым, было расстояние в 15 сажень — размер «корпуса» коллегий, а за эталон высоты была взята высота этого же здания. Несомненно, что мотив аркады в первом этаже здания коллегий и Гостиного двора оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль северной границы площади по проектам Дж. Кваренги (Джакомо Антонио Доменико Кваренги, Quarenghi, Guarenghi Giacomo Antonio Domenico, 1744, Бергамо – 1817, Санкт – Петербург) — пакгауза и нового Биржевого Гостиного двора. Архитектурное же решение фасадов этих зданий было положено в основу оформления всей площади, созданной в первой трети XIX века по проекту А.Д. Захарова – Ж.Ф. Тома де Томона.
Д. Трезини был и разработчиком генерального плана, содержащего проект корпусов Академии наук в южной части Стрелки Васильевского острова, куда входила и Кунсткамера.

Д. Трезини. Проект планировки Васильевского острова, утвержденный Петром I, 1715 г.

Д. Трезини. План восточной части Васильевского острова, 1728 г. Здание Кунсткамеры четко определяется по его характерному плану.

Всевозможные диковинные вещи и инструменты молодой царь начал собирать еще в конце XVII века. К ним добавлялось привозимое им и его послами из заграничных поездок, а также присылаемые из различных регионов России предметы быта и искусства различных народов. Все поступившее в Московский Кремль разнообразие необычных и занятных вещей своей личной коллекции Петр I распорядился в 1714 году перевезти в Санкт – Петербург. Собрание разместилось в Летнем дворце на Фонтанке, в служебном помещении, названном на европейский манер «Куншткаморой» (от нем. Kunstkammer – кабинет редкостей), по примеру королевских дворцов и замков. В 1718 году вышел Указ о сборе коллекций для Кунсткамеры, возлагавший обязанности поиска и доставления предметов в столицу на губернаторов и комендантов, и что не маловажно, за вознаграждение. Вскоре, разросшееся собрание перевезли в более обширное помещение – Кикины палаты, двухэтажное каменное здание, конфискованное у опального боярина Александра Кикина, казненного за содействие бегству царевича Алексея за границу. Здесь в 1719 году Кунсткамера открылась как публичный музей. Чтобы увеличить посещаемость экспозиций, Петр I приказал всех желающих «пускать и водить, объясняя вещи», а предложение о входной плате отверг, заявив: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились». Каждому при посещении Кунсткамеры выдавалось угощение – либо чашка кофе, либо рюмка водки с «цукербродом», на что ассигновалось ежегодно по 400 рублей.
Для большого государственного естественнонаучного и просветительского учреждения Кикины палаты могли быть лишь временным пристанищем. В 1718 году царь принял решение строить специальное здание для Кунсткамеры и Библиотеки. Место для него выбрали на Стрелке Васильевского острова, должной стать центром возводимого столичного города. Процедура привязки будущего строения сопровождается легендой о диковинной сосне с веткой, вросшей полукольцом в ствол. Заметив чудо природы, царь велел сосну срубить, ствол с причудливой веткой сохранить, а на этом месте заложить новую Кунсткамеру.
Привычное нам название Кунсткамеры закрепилось за зданием не сразу. Первоначально оно называлось «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». Сохранились планы, разрезы и фиксационные чертежи здания 1737 – 1741 гг., где оно именно так и названо (http://www.oldbooks.ru/e-store/books/bbgr/index.php?SECTION_ID=168&ELEMENT_ID=144853191 ).

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО (Первая половина XVIII века, 1718 – 1747)

Проект Кунсткамеры в 1717 году разработал Г. – И. Маттарнови. Георг Иоганн Маттарнови (нем. Georg Johann Mattarnovi, ? – 2 ноября 1719, Санкт-Петербург) – немецкий архитектор, дата и место рождения Георга Маттарнови неизестны (http://www.ilovepetersburg.ru/content/mattarnovi-georg-iogann ). Он начал свою карьеру, как ученик и ассистент немецкого архитектора Андреаса Шлютера (нем. Andreas Schlüter; ок. 1660, Гамбург либо Данциг — 1714, Санкт — Петербург; http://walkspb.ru/lich/schluter.html ). И.Э. Грабарь, а следом за ним и другие исследователи сомневаются в авторстве Маттарнови; очень вероятно, что он использовал какие-то чертежи А. Шлютера (http://www.roman.by/r-90347.html ). Этот знаменитый немецкий архитектор и скульптор, строитель берлинского дворца и цейхгауза, автор «масок умирающих воинов» и памятника великому курфюрсту прибыл в Петербург в 1713 году. Им же был приглашен в Санкт-Петербург Маттарнови, приехавший в 1714 году в качестве помощника. Дело в том, что Маттарнови и прежде в Германии работал у талантливого архитектора А. Шлютера, имевшего опыт проектирования подобных зданий в Берлине, и мог использовать его идеи. Здание представляет собой типично шлютеровскую монументальную композицию из двух 3 – этажных симметричных корпусов, украшенных фронтонами с волютами: западный отводился для Библиотеки, а восточный – для Кунсткамеры. В размещении залов использовался новый и модный тогда анфиладный принцип. Интерьеры соединялись лестницами и обходными внутренними галереями на всех этажах. На 2 – м и 3 – м этажах главное пространство занимали большие светлые залы; в боковых ризалитах размещались разные кабинеты. Новым и тоже модным украшением интерьера были скульптуры, настенные рельефы, медальоны, изображавшие римских цезарей и мудрецов древности. В центре из стен, по – барочному изогнутых, вырастала ступенчатая башня. Она служила анатомическим театром (1 – й этаж) и обсерваторией (2 – й этаж) и была увенчана глобусом. После неожиданно скорой смерти Шлютера в 1714 году только что прибывшему Маттарнови пришлось заниматься завершением его проектов. Будучи помощником, не столь одаренным, как его руководитель, Маттарнови сильно упростил проект Кунсткамеры: анфиладные боковые корпуса стали просторными залами, крыши крыльев здания с переломами и фронтонами заменили плоские смотровые площадки, сильно пониженная трёхярусная башня лишилась башенки обсерватории и купола, фасад имел скупой узор накладных деталей. Кунсткамера была заложена в 1718 году; продвинуться далее фундамента Маттарнови не успел, так как скончался в 1719 году.
В августе 1719 года в Петербург приехал «архитектор цесарской земли» Н.Ф. Гербель (Николай Фридрих Гербель, Nicolaus Fridrich Härbel, ? Австрия/немецкая Швейцария? – 1724, Санкт – Петербург,
http://slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg1/rg1-1849.htm ). Ему, проработавшему с Маттарнови по ноябрь 1719 года, передали вести все постройки, начатые Маттарнови, в том числе и Кунсткамеру. Уже в 1721 году он был так завален строительными делами, что обратился к Петру с длинным прошением, умоляя его дать ему помощников и больший комплект рабочих, без которых справиться ему со всеми делами нет никакой возможности. Из его многочисленных построек, перечисленных в этом документе, не сохранилось до нас ни одной. На строительстве Кунсткамеры Гербеля преследовали неудачи: под его руководством были построены только стены и отдельные архитектурные детали; однако всего через год еще недостроенная башня начала разрушаться, её верхний ярус пришлось разобрать. Но вины Гербеля в провалах нет: причиной широких трещин в стенах и разрушений служили серьезные просчеты Маттарнови, допущенные им при изменении шлютеровского проекта.

Кристиан Марселиус (Marselius Christophor, 1656, Дания – после 1730). Дома, существовавшие на берегу Большой Невы до строительства здания Двенадцати коллегий. Рисунок. 1720 – е гг. Печальное состояние Кунсткамеры в строительных лесах хорошо видно.

Считается, что к 1724 году, когда Гербель скончался, здание было готово «вчерне».
С 1724 года ведение строительства Кунсткамеры было передано Гаэтано Киавери (Gaetano Chiaveri, 1689, Рим – 1770, Фолиньо). Киавери, обнаружив дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени Д. Трезини, М.Г. Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была полностью разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Под руководством Киавери проект Кунсткамеры переработали с учетом первоначального варианта А. Шлютера. Дополнительные расчеты Киавери и проведенные им работы устранили ошибки Маттарнови. Крыша здания Кунсткамеры была выполнена двухъярусной, с переломом.
По предложению астронома Ж.Н. Делиля (Жозеф Николя Delisle, 1688 – 1768, в России пребывал с 1726 по 1747 гг.; http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804013087 ) в 1726 году Г. Киавери изменил проект башни Кунсткамеры (http://www.gao.spb.ru/russian/history/1_obs.html ). По проекту инструментального мастера и механика Пьера Виньона (приехал в Петербург в 1726 году вместе с Делилем, умер в 1734 году) купол башни увенчан изготовленной им армиллярной сферой
(http://hl.mailru.su/cached?url=http%3A//www.rustrana.ru/article.php%3Fnid%3D10212&text=%CF.+%C2%E8%ED%FC%EE%ED+%E2+%D0%EE%F1%F1%E8%E8&dsn=0&d=7587742 ).
Центральный объем башни приобрел смелый изгиб в нижней части (это вогнутая дуга, ограниченная по сторонам двумя скошенными «ризалитами», которые на самом деле являются более короткими вогнутыми дугами). Башня подросла в высоту, став доминантой восточной части Васильевского острова, хорошо перекликающейся со шпилем Адмиралтейства на левом берегу Большой Невы. Над боковыми ризалитами, по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы.
Киавери применил формы зрелого римского барокко в редакции Ф. Борромини (1599 – 1667). Более того, обнаруживается непосредственный образец для центральной части Кунсткамеры у того же Борромини: в средней части фасада римского монастыря Санта Мария деи Сетте Долоре (1642 – 1665) мы видим ту же композицию из трех вогнутых дуг, что и в Кунсткамере, и даже те же членения и те же арочные ниши, что в петербургском музее. Оказывается, Кунсткамера по проекту Киавери (ее центральная часть, конечно) была своеобразной репликой одной из построек Борромини полувековой давности. (http://www.projectclassica.ru/school/22_2007/school2007_22_01.htm )

Г. Киавери. Проект башни Кунсткамеры с учетом предложений Ж.Н. Делиля. 1726. Гравюра 1740 – х годов с оригинального чертежа.

Г. Киавери. Проект Кунсткамеры. Реконструкция.

На русской службе Киавери пробыл до смерти Екатерины I в 1727 году. Из Петербурга Киавери в 1728 (или 1729) году направился в союзную с Россией Саксонию, курфюрст которой Август II Сильный (1694 – 1733) был в то же время королем Польши.
После отъезда Киавери из России, окончанием строительства Кунсткамеры заниматься было некому. Внутреннюю отделку, начатую Г. Киавери, завершали: до 1731 года, по одним источникам, И.Я. Шумахер (1701 – 1767); и затем до 1734 года – М.Г. Земцов.
Работы шли очень медленно и неравномерно. Причин этому было много, в том числе и болотистая почва и частые наводнения. Кончина Петра I в 1725 году, последовавшая смерть Екатерины I, отстранение от управления государством Меньшикова, а затем и ссылка его в июне 1727 года, переход власти к группе дворян, оппозиционно настроенной к петровским преобразованиям, наконец переезд в начале 1728 года юного царя Петра II в Москву – все эти события имели существенные последствия для Петербурга. Запустение Петербурга длилось недолго. В 1732 году правительство Анны Иоанновны вернулось на берега Невы. Строительство в городе оживилось.
25 ноября 1728 года Кунсткамеру торжественно открыли. Однако начавшийся в 1727 году перевоз коллекций из Кикиных палат и их размещение в новом здании сильно задерживались. Готовыми к этому времени были только зал первого этажа и шесть комнат. Для завершения всего строительства Академия наук стала добиваться разрешения поручить эту работу М.Г. Земцову (ок. 1688 – 1743; http://walkspb.ru/lich/zemtsov_mg.html ). Разрешение последовало лишь в 1731 году. В 1735 году из липового дерева мастером Кохом (вероятно по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки.
Деревянная башня с лестницами и балконами, спроектированная Конрадом Оснером (1669 – 1747; http://slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg2/rg2-2431.htm ), завершена в 1736 году. Тогда же, вероятно, установлена и армиллярная сфера. Отделочные работы М.Г. Земцов продолжал до конца 1730 – х годов. Начало же собственно научной работы состоялось еще несколькими годами позже: так М.В. Ломоносов стал работать в Кунсткамере постоянно только с 1741 года.

Кунсткамера в 1730 – е годы, рисунок (неизвестный художник)

Важным в истории Кунсткамеры был 1724 год: сего 1724 года января 22 числа Император Петр I подписал проект «Положения об учреждении Академии наук и художеств». В нем говорится: «… а чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была». Передачей в ведение Петербургской Академии наук Кунсткамера стала научным учреждением. После торжественного открытия «новых академических палат» просветительская деятельность музея административно подчинена академической библиотеке: «…кто Кунст – и Натур – камору осмотреть пожелает, тому надлежит о том за день библиотекарю объявить и о удобном времени у него известие получить», то есть библиотекарь определял график работы музея для публики.
Одна из очень интересных, но малоизученных страниц истории архитектуры связана с возведением и расширением «строений» Академии наук в XVIII веке. К постройке и коренным переделкам академических зданий, частью сохранившихся до настоящего времени в первоначальном виде, частью измененных или давно исчезнувших, привлекались многие крупные и менее известные архитекторы. Они внесли большой совместный вклад в формирование архитектурного облика Петербурга.
Другое академическое здание, строительство которого началось одновременно с Кунсткамерой, располагалось ближе к оконечности Стрелки и сохранялось вплоть до середины 1820-х годов, когда было снесено, а его место заняло существующее ныне здание южного пакгауза Биржи. Речь идет о дворце царицы Прасковьи Федоровны («Полаты Государыни Царицы Параскевы Феодоровны»), начатом строительством в 1720 году (Канн П.Я. Стрелка Васильевского острова. Л., 1973, с. 16, 45) и законченном после 1727 года (по предположению М.С. Бунина). Дворец по проекту Г.И. Маттарнови строили Г. Киавери и М.Г. Земцов (Бунин М.С. Стрелка Васильевского острова. с. 161—162, 348). Согласно И.Э. Грабарю, строительство дворца начал Н.Ф. Гербель, а завершал Г. Киавери (Грабарь И.Э. Петербургская архитектура. с. 62, примеч. 2). Прасковья Федоровна (1664 – 1723), вдова царя Ивана V Алексеевича (1666 – 1696) (супруга царя с 1684), после смерти мужа в 1696 году безвыездно жила со всей своей семьей в селе Измайлове, несмотря на указ Петра о переселении в Петербург. Здание не было закончено при ее жизни и простояло незавершенным несколько лет. В 1725 году его передали Академии наук, и достраивалось оно в конце 1720-х годов уже на средства Академии наук. В этом двухэтажном здании располагались «Конференция» Академии наук, архив, типография и многочисленные мастерские. Этих зданий явно было недостаточно для Академии, и она была вынуждена перестраивать или арендовать ряд зданий на Васильевском острове для академического университета, гимназии и жилья обучающихся в них.
Уже с 1730-х годов начинают появляться проекты упорядочения и расширения зданий Академии наук. Несмотря на то, что не все они отличались высокими художественными качествами, они представляют большой интерес, так как отражают характерные черты архитектуры своего времени и, так или иначе, связаны с более общими процессами развития города. Очень показательны в этом отношении проекты, хранящиеся в архиве Академии наук СССР и содержащие различные предложения по расширению академических строений.
(http://hl.mailru.su/cached?url=http%3A//www.artprojekt.ru/library/rus18/st007.html&text=%C8%EE%E3%E0%ED%ED+%DF%EA%EE%E1+%D8%F3%EC%E0%F5%E5%F0+%E0%F0%F5%E8%F2%E5%EA%F2%EE%F0&dsn=0&d=6058736 )

Санкт – Петербург. Вид на Петропавловскую крепость от здания Академии наук. С гравюры начала XVIII века.
Здание в левой части гравюры – дворец Прасковьи Федоровны, уже переданный Академии наук – отсюда и название всего вида на крепость. Здание же Кунсткамеры, которое и должно стать собственно Академией наук, находится еще в таком состоянии, что показывать на перспективе пока нечего.

Почти за год до смерти, в 1733 году Трезини, на основе своего проекта 1724 года, выполнил еще один проект для Стрелки — план южной части с изображением корпуса Академии наук. Одновременно архитектор подал проект Гостиного двора, в первом этаже которого намечались лавки Гостиного двора (НИМАХ БСЙР, «А» — 1781?.— Генеральный план. Подлинник. ЛО ААН CCCP, ф. IX, вп. 2, д. 8, л. 1—2. Генеральный план и фасад. Копии середины XVIII в.), а во втором — квартиры для профессоров. Это здание, так же как и остальная часть лавок Гостиного двора, возведены не были.

Д. Трезини. Генеральный план южной части Стрелки Васильевского острова с показанием проектируемого корпуса для Академии наук. 1733 г. Фасадами на юг, на набережную Большой Невы обращены: слева – Кунсткамера, справа – Дворец Прасковьи Федоровны.

Д. Трезини. Проект корпуса для Академии наук. План 1 – го этажа и фасад со стороны площади. 1733 г.

Для «смотрения» строений в академическом штате почти с самого начала состоял архитектор Академии наук, иногда с помощниками — гезелями (казенными младшими архитекторами, от нем. Gesele – подмастерье) и учениками. В делах, касающихся осмотра, ремонтов и перестроек академических зданий, в первой половине XVIII века встречаются имена: К. Оснера, совмещавшего профессию скульптора с обязанностями академического архитектора; И. Я. Шумахера (Иоганн Якоб, Schumacher Johann – Jacob, 1701 – 1767), бывшего штатным архитектором Академии в течение многих лет; С.И. Чевакинского (1709 – между 1774 и 1780; http://allspb.narod.ru/arc/savva.htm ), временно сменившего Шумахера в 1756 году и занимавшего эту должность по совместительству до 1757 года.
Второй проект, относящийся к первой половине 1740 – х годов, принадлежит академическому архитектору И.Я. Шумахеру (брату правителя Канцелярии Академии наук; Шумахер Иоганн – Даниил (Johann – Daniel Schumacher, 1690 — 1761) – унтер библиотекарь, затем советник Канцелярии Академии наук. Т. В. Станюкович. Кунсткамера петербургской Академии наук. М.— Л., 1953, с. 239. http://www.kunstkamera.ru/history/museum_directors/shumaher/ ) и во многом подхватывает идеи, заложенные в проекте Трезини. Новое академическое здание, расположенное позади Дворца и Кунсткамеры, решается здесь локально, вне расчета на взаимодействие с площадью Стрелки. Об этом говорит и его план со спрямленным фасадом, обращенным на площадь, и характер архитектуры. Замысел Шумахера подчеркнуто параден.

И.Я. Шумахер. Проект зданий Академии наук на Стрелке Васильевского острова. Середина 1740 — х гг.

Наиболее сложным и законченным с градостроительной точки зрения был проект «Комиссии о строении Санкт – Петербурга», забраковавшей два предыдущих проекта, но также исходившей в общей композиции из приема постановки трех основных академических зданий на берегу Невы. Хотя сохранился лишь генеральный план этого проекта, о пространственном и объемном решении нового комплекса можно судить из вышеприведенного текста «донесения». Этот проект, созданный, по-видимому, при участии мастеров, входивших в состав Комиссии о строении (П.Д. Еропкин, И.К. Коробов, М.Г. Земцов, И.Я. Шумахер и др.) интересен как одна из ранних попыток комплексного градостроительного решения ансамбля Стрелки Васильевского острова. По общей конфигурации планировка Стрелки в этом варианте уже во многом напоминает генеральный план, сложившийся через полвека. Проект Комиссии о строении предполагал не просто расширение академических строений, но и упорядочение за счет нового комплекса достаточно разобщенной застройки Стрелки, завершение южной части площади перед Коллегиями и парадное ее оформление. В отличие от двух предыдущих проектов, здесь предполагалось повторить не «Дворец», а Кунсткамеру, поставив аналогичное ей здание ближе к восточной оконечности Стрелки. Для того же, чтобы не создавать слишком близко двух равнозначных высотных доминант, предлагалось снизить башню Кунсткамеры за счет двух деревянных ярусов и завершить обе башни куполами.
(http://www.artprojekt.ru/library/rus18/st007.html )
Поскольку Кунсткамера включалась в большой академический квартал, ее предполагали реконструировать. Для строительных нужд здание было обмерено, и составлены его подробные чертежи. Сохранились планы, разрезы и фиксационные чертежи здания 1737 – 1741 гг.

Г.А. Качалов. Кунсткамера. Гравированный чертеж. 1744 г.

Где найти бесплатную парковку возле Кунсткамеры?

Кунсткамера, также известная как Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, является одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. Многие посетители сталкиваются с проблемой поиска бесплатной парковки в районе музея. В этой статье мы рассмотрим несколько вариантов, где можно оставить автомобиль бесплатно и поблизости от Кунсткамеры.

Одним из вариантов является парковка на улице севернее Кунсткамеры. В этом районе обычно можно найти свободные места на дороге. Однако, следует быть внимательным и убедиться, что парковка разрешена, так как некоторые участки могут быть зарезервированы для местных жителей или иметь ограничения по времени.

Еще одним вариантом является парковка возле набережной реки Невы, которая находится неподалеку от Кунсткамеры. Здесь также можно найти бесплатные места для стоянки. Преимущество этой парковки в том, что она находится на открытой местности и предлагает прекрасный вид на реку и исторический центр города.

Парковка на набережной Невы

Рядом с Кунсткамерой расположена набережная Невы, где можно найти бесплатную парковку. Это удобное место для оставки автомобиля и посещения музея. Парковка на набережной Невы предоставляет возможность удобно добраться до Кунсткамеры и насладиться прогулкой по набережной после посещения музея.

На набережной Невы есть несколько зон для парковки, которые предоставляются бесплатно. Чтобы найти свободное место, рекомендуется приехать заранее, особенно в популярные дни или часы. Парковка на набережной Невы имеет ограниченную вместимость, поэтому стоит быть готовым к тому, что мест может не хватить.

При парковке на набережной Невы обратите внимание на правила дорожного движения и знаки. Убедитесь, что ваш автомобиль не создает помех для других участников дорожного движения и не заблокирует доступ к другим машинам. Важно соблюдать все требования и не нарушать правила парковки.

Парковка на набережной Невы предоставляет возможность удобно посетить Кунсткамеру и насладиться прогулкой по набережной после посещения музея. Благодаря бесплатной парковке, вы можете сэкономить свои средства и приятно провести время в центре города. Учтите, что набережная Невы может быть популярным местом для прогулок, поэтому рекомендуется приехать заранее, чтобы найти свободное место для парковки.

Бесплатные места на Петровской набережной

Петровская набережная расположена в самом центре города и является одной из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Многие туристы и гости города приезжают сюда, чтобы посетить знаменитую Кунсткамеру. Однако, найти парковочное место в этой зоне может быть сложной задачей.

Тем не менее, на Петровской набережной есть несколько бесплатных мест для автомобилей. Они находятся в некотором удалении от самой Кунсткамеры, но вполне приемлемы для пешей прогулки. Если вы готовы пройтись несколько минут пешком, то сможете найти удобное парковочное место.

Бесплатные места на Петровской набережной обычно располагаются вдоль дороги или на специально отведенных площадках. Их количество ограничено, поэтому рекомендуется приезжать заранее, чтобы быть уверенным в наличии свободного места.

Если вы не хотите тратить время на поиск парковки, можно воспользоваться услугами платных парковок, которые находятся поблизости. Это обычно более удобный вариант, так как позволяет сэкономить время и не беспокоиться за безопасность своего автомобиля.

В любом случае, приезжая на Петровскую набережную, важно заранее продумать вопрос с парковкой. Будьте внимательны к дорожным знакам и ограничениям, чтобы избежать проблем с местными правоохранительными органами. И помните, что спокойная и комфортная поездка начинается с правильно выбранного парковочного места.

Парковка во дворах около Исаакиевского собора

Если вы планируете посетить Исаакиевский собор и ищете бесплатную парковку, то вам стоит обратить внимание на дворовые зоны рядом с храмом.

В центре Санкт-Петербурга много дворов, в которых можно найти свободные места для парковки. Однако, следует быть внимательным и соблюдать правила дорожного движения, чтобы не нарушить закон.

При выборе парковочного места, обратите внимание на знаки, размещенные на стенах домов. Некоторые дворы могут иметь регулирующие зоны, где парковка запрещена, а другие — разрешена только жителям дома.

Если у вас нет возможности найти парковочное место во дворе, можно воспользоваться услугами коммерческих паркингов, которые находятся поблизости. Они предоставляют платную парковку на определенное время.

В-целом, парковка во дворах около Исаакиевского собора может быть удобной и бесплатной опцией для посетителей храма, однако, всегда стоит просматривать информацию о правилах и знаках, чтобы избежать штрафов и нарушений.

Бесплатные места у Михайловского замка

Если вы планируете посетить Кунсткамеру, у Михайловского замка также можно найти бесплатные парковочные места.

Однако, следует учитывать, что парковочные места у Михайловского замка могут быть ограничены, особенно в популярные дни и часы.

Чтобы найти бесплатную парковку возле Михайловского замка, рекомендуется приехать заранее, чтобы быть уверенным в наличии свободных мест.

Также стоит учесть, что некоторые парковки могут иметь ограничение по времени стоянки, поэтому важно ознакомиться с информацией на дорожных знаках и соблюдать правила парковки.

Помимо бесплатных парковочных мест, рядом с Михайловским замком также есть платные парковки, которые могут предложить больше комфорта и гарантированное наличие места для вашего автомобиля.

В целом, если вы хотите найти бесплатную парковку у Михайловского замка, рекомендуется приехать заранее и быть готовым к возможной нехватке мест. Или рассмотрите вариант платной парковки для большего удобства и спокойствия.

Парковка возле Дворцовой площади

Парковка возле Дворцовой площади является одной из самых востребованных в Санкт-Петербурге. Это связано с ее расположением в историческом центре города, недалеко от таких достопримечательностей, как Зимний дворец и Эрмитаж.

Несмотря на популярность этой парковки, на ней есть несколько бесплатных мест для автомобилей. Однако их количество ограничено, поэтому на них часто бывает сложно найти свободное место. Рекомендуется приезжать заранее или искать альтернативные варианты парковки вблизи.

Если же нужно найти гарантированное место для парковки возле Дворцовой площади, можно воспользоваться платными парковками, которые находятся рядом. Они предоставляют услуги почасовой и суточной аренды автомобильных мест.

При выборе платной парковки рекомендуется обратить внимание на уровень безопасности и качества обслуживания. Оптимальным вариантом будет выбрать парковку, которая расположена в закрытом пространстве, охраняется и оснащена видеонаблюдением.

Также стоит учитывать, что парковка возле Дворцовой площади находится в рамках пешеходной зоны, поэтому водителям следует быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.

Метро, подлодка и дворец: 7 популярных музеев на Васильевском острове в Петербурге

Аватар автора

В Петербурге множество музеев — только на Васильевском острове их более 50.

Именно в этой части города в 18 веке открыли Кунсткамеру — первый публичный музей в России.

Я живу на Васильевском и в этой статье расскажу о семи популярных музеях района: какие экспозиции там представлены, что меня поразило и сколько стоят входные билеты и экскурсии. Все места я собрала на карте:

Музей городского электрического транспорта

Адрес: Средний проспект Васильевского острова, 77.
Время работы: 10:00—18:00 , выходные дни — понедельник и вторник.
Цена билетов: с экскурсией — 450 ₽, для пенсионеров, студентов, школьников, детей 5—7 лет , многодетных семей — 240 ₽, детям до пяти лет бесплатно.
Экскурсии и аудиогид: музей посещают только в составе экскурсии, аудиогида нет.
Бесплатные дни: нет.
Подробности: на сайте.

Музей находится на территории действующего трамвайного парка — старейшего в Петербурге. Его основали в 1907 году.

В экспозиции музея — 22 раритетных трамвая и семь троллейбусов. Они демонстрируют, как развивался городской общественный транспорт Петербурга в 20 веке. Самый старый экспонат музея — вагон-кран 1927 года, самый молодой — трамвай 1980 года. Здесь разрешают заходить в вагоны и кабину водителя, трогать экспонаты, сидеть на месте кондуктора. Еще можно посмотреть, как приводят в действие стрелочные механизмы.

Музей посещают только с экскурсией, на нее записываются заранее. Я звонила по номеру +7 812 321-54-05 и бронировала место за несколько дней до визита. На мой взгляд, это неудобно: вдруг планы изменятся. В выходные и праздничные дни экскурсии проводят семь раз — каждый час с 10:00, последняя стартует в 16:45. В будни проводят четыре экскурсии: в 10:00, 12:15, 14:30 и 16:45.

Обложка статьи

Экскурсия длится около часа, затем можно свободно гулять по музею хоть до закрытия. Есть стенды с информацией о моделях транспорта и конструкторах — можно изучать самостоятельно после рассказа гида.

В музейные трамваи и троллейбусы можно зайти

В музейные трамваи и троллейбусы можно зайти

Экскурсия проходит в закрытом ангаре размером с футбольное поле 100 на 60 метров. Там примерно такая же температура, как на улице, поэтому по музею ходят в верхней одежде

Экскурсия проходит в закрытом ангаре размером с футбольное поле 100 на 60 метров. Там примерно такая же температура, как на улице, поэтому по музею ходят в верхней одежде

У каждого гида своя экскурсия. Я слышала часть чужого рассказа, и он отличался от того, что говорили нам. Мой экскурсовод молчал про троллейбусы, зато подробно описывал трамваи.

Мы видели четыре модели трамваев: МС-1 , ЛМ-33 , ЛМ-47 и ЛМ-57. В последних трех цифры после букв обозначают год выпуска. Меня удивило, что отопление в городских трамваях появилось только в 1957 году. До этого пассажиры брали с собой горячие кирпичи и утюги: их обматывали тканью и садились сверху. Еще до 1958 года дети ростом ниже метра ездили в трамвае бесплатно. Некоторые пассажиры умышленно занижали рост своего ребенка, чтобы не платить. А некоторые дети, наоборот, хотели казаться выше и шли на разные уловки, например надевали кепку. Отсюда выражение «метр с кепкой».

Обложка статьи

Экскурсия очень интересная. Мне казалось, что молодой гид читает текст: он говорил четко и структурировано. Это меня впечатлило: я не видела, чтобы экскурсоводы рассказывали без единой запинки. При этом он реагировал на аудиторию, отвечал на вопросы и шутил.

В музей здорово прийти тем, кто интересуется транспортом, а также родителям со школьниками. Маленьким детям вряд ли будет любопытна экскурсия, зато они смогут покрутить руль старого троллейбуса.

Надпись в трамвае МС-1. Такие ездили в Ленинграде с 1927 по 1968 годы. Это первые ленинградские вагоны со стальным каркасом, но интерьер был деревянным: лавки, стены, рейки на полу

Трамвай ЛМ-57 курсировал в Ленинграде с 1958 по 1986 годы. Он отличался повышенной комфортностью: салон отапливали, сиденья были мягкими. В трамвае было тихо, а ехал он плавно, хотя развивал скорость до 60 км/ч. Горожане прозвали его стилягой

До 1997 года в трамваях стояли компостеры, в которых отмечали купленные билеты. В каждом трамвае рисунок дырок различался

Еще в музее организуют ежедневную трамвайную экскурсию по историческому центру Петербурга. «Первый туристический» маршрут проходит через шесть мостов и проезжает мимо 500 достопримечательностей города: Петропавловской крепости, крейсера «Аврора», Марсова поля и других. Путь занимает около двух часов, но все зависит от дорожной обстановки.

По линии курсирует копия трамвая ЛМ-33 , который называли американкой. У вагона красный металлический корпус, внутри — деревянные двери и лавки, на носу — золотая пятиконечная звезда.

Трамвай отправляется от здания музея ежедневно в 10:00, 13:00, 16:00 и 19:00. Выйти можно на любой остановке, сесть — только у здания музея. На экскурсии пассажирам рассказывают об истории Петербурга. Я не ездила на ретротрамвае, но, думаю, это был бы интересный опыт.

Билет на «Первый туристический» маршрут покупают на сайте электротранспорта Петербурга. Он стоит 450 ₽, льгот нет. Если не получается поехать, билет нельзя вернуть, но можно отдать его другому человеку.

Что еще нужно знать. В музее нет кафе, сувенирного магазина или зон для отдыха. Воду лучше взять с собой.

Маршрут туристического трамвая кольцевой: начинается на Среднем проспекте Васильевского острова, проходит через Тучков, Сампсониевский, Литейный и Троицкий мосты и заканчивается на Среднем проспекте

Маршрут туристического трамвая кольцевой: начинается на Среднем проспекте Васильевского острова, проходит через Тучков, Сампсониевский, Литейный и Троицкий мосты и заканчивается на Среднем проспекте

Такие трамваи служили горожанам с довоенных времен до 1979 года. Фото: aleksandr4300 / Shutterstock

Такие трамваи служили горожанам с довоенных времен до 1979 года. Фото: aleksandr4300 / Shutterstock

Музей современного искусства «Эрарта»

Адрес: 29-я линия Васильевского острова, 2.
Время работы: 10:00—22:00, выходной день — вторник.
Цена билетов: разовый билет — 1000 ₽, его покупают в кассе или на сайте музея. Билет на год доступен только в кассе, он стоит 800 ₽, для посетителей до 15 или старше 60 лет — 600 ₽, детям до двух лет бесплатно.
Экскурсии и аудиогид: аудиогиды по выставкам есть на сайте музея, они доступны при покупке любого билета в «Эрарту».
Бесплатные дни: нет.
Подробности: на сайте.

На сайте «Эрарты» пишут, что это крупнейший частный музей современного искусства в России. Каждый год здесь проводят около 40 временных выставок живописи, графики, скульптуры. В коллекции музея — 2800 работ художников из разных регионов России: Петербурга, Самары, Перми, Новосибирска, Ижевска, Уфы, Краснодара и других.

В «Эрарте» есть залы с постоянными и временными экспозициями, кафе, ресторан, два видеозала, где крутят мультфильмы, пространство U-Space с необычными инсталляциями. Еще в музее есть магазин, где продают подарки, сувениры, книги, картины и предметы интерьера.

Обложка статьи

В первый раз я была здесь в 2010 году, когда музей только открылся. Тогда меня впечатлил масштаб: огромное здание полностью отдали под искусство. Многие экспонаты показались мне непонятными, но заинтересовали. Весной 2022 года я провела в «Эрарте» три часа, но увидела не все. В следующие полгода я приезжала еще несколько раз, чтобы досмотреть выставки.

Я всегда рекомендую «Эрарту» туристам — это современный технологичный музей. Здесь представлены работы, которые не увидишь в других комплексах

Такие лавочки стоят перед входом в музей. На каждой из них есть изречение, связанное с искусством

Бронзовая скульптура «Мир в кресте» перед входом в музей. Ее можно вращать

В 2022 году открытием для меня стала временная выставка Алексея Бегака «Другие берега» — дома, сады и прочие детали европейских пейзажей. Алексей мне известен как телеведущий, но он оказался еще и талантливым живописцем. Перед его работами мне хотелось остановиться и долго их рассматривать. Все вызывало в моей душе отклик. К сожалению, в 2022 году Алексей умер.

Еще мне запомнилась фотовыставка московского стилиста Вадима Галаганова «Не для всех». На ней были представлены большие черно-белые фотографии мужчин и женщин в минималистичном стиле. Сочетание черного и белого мне кажется очень красивым, минимализм в одежде тоже нравится, поэтому я с удовольствием рассматривала каждый снимок.

Из постоянной экспозиции приглянулась инсталляция Дмитрия Каварги «Модель биполярной активности» — устройство, которое считывает мозговые импульсы и выдает мелодию на их основе. Запомнились работы петербургского художника Дмитрия Шорина, особенно его скульптуры серии «Вестники из космоса». Они показались мне очень утонченными и реалистичными. В аэропорту Пулково тоже есть его работы.

Обложка статьи

В «Эрарте» нет смотрителей, которые запрещают подходить к экспонатам, но некоторые произведения очерчены красной линией. Заходить за нее нельзя: сработает звуковой сигнал.

Картина Сергея Шнурова «Рубашка» — часть постоянной выставки

В «Эрарте» много интерактивных экспонатов — например, работа Дмитрия Каварги

Скульптура серии «Вестники из космоса» петербургского художника Дмитрия Шорина

Картина Алексея Бегака «Марионетки»

Инсталляции проекта U-Space — это комнаты с кодовым замком, которые переносят гостей в другое пространство или иной мир. Всего их шесть: «Загрузка», «Вишневый сад», «Детство», «Бесконечность», «Мой дом — моя крепость» и «Истоки». На сеанс записываются заранее в кассах № 9 и 10. Я пришла за пять минут до начала, очереди не было. Показ длится десять минут, на нем могут присутствовать до пяти человек. За вход в U-Space придется доплатить 200 ₽.

Я пошла на инсталляцию «Бесконечность». Попала в темную комнату со светящимся неоновым лицом Юрия Гагарина и стеклянной стеной с огнями-звездами. Все сопровождал гул, который якобы имитировал звуки космоса. Мне не понравилось: было страшно и неуютно. Я не дождалась конца сеанса и ушла. Но я была рада, что вновь попала в «Эрарту» и увидела много любопытных экспозиций. Здесь будет интересно тем, кто открыт новому и готов расширять свои границы понимания искусства.

Я прослушала несколько записей в аудиогиде музея, и они многое для меня прояснили. Например, на постоянной выставке на первом этаже есть стенд с красящими пигментами. Аудиогид рассказал, что цветное зрение — важный инструмент выживания человека. Наши предки остались в живых, потому что могли вовремя разглядеть желтую ядовитую змею или подозрительно синий гриб.

В музее можно провести весь день, но лучше прийти несколько раз: обойти пять этажей за одно посещение трудно.

Желтые и зеленые таблички с номерами справа от экспонатов — номера треков в аудиогиде

Желтые и зеленые таблички с номерами справа от экспонатов — номера треков в аудиогиде

В личном кабинете на сайте музея дают советы, что лучше посетить, если у вас мало времени

В личном кабинете на сайте музея дают советы, что лучше посетить, если у вас мало времени

Аудиогид на сайте «Эрарты» помог мне ориентироваться в музее

Аудиогид на сайте «Эрарты» помог мне ориентироваться в музее

Что еще нужно знать. Кроме разового и годового билета в «Эрарте» есть клубный абонемент за 2400 ₽. С ним можно посещать любые выставки музея без очереди в течение года. Еще он дает скидку 10% на ресторан, кафе, магазин и интернет-магазин музея.

Посетителям с детскими колясками советую идти в «Эрарту» в понедельник, когда открыт вход в здание через турникет. В другие дни лучше взять с собой слинг или бесплатно арендовать его в музее. С инвалидной коляской можно пройти через специальный вход, который открыт во все дни работы музея.

В «Эрарте» есть ресторан и кафе. В 2022 году ресторан находится на реконструкции. Кафе работает, но туда можно попасть только с билетом в музей. Борщ стоит 260 ₽, салат «Цезарь» — 360 ₽, чай — 120 ₽. Я брала бургер с мраморной говядиной за 380 ₽: вкусный, но котлета очень тонкая. На десерт предлагают эклеры по 300 ₽ за штуку или набор из пяти за 1200 ₽ — выглядят привлекательно.

В сувенирном магазине продают книги по искусству от 550 ₽, открытки за 80 ₽, футболки с репродукциями картин музея от 1230 ₽. Все это есть и в интернет-магазине «Эрарты».

Если купить в музее открытку, подписать ее и оплатить марки, сотрудники сами отнесут ее на почту. Открытка стоит 80 ₽, марки — 18 ₽. Я послала несколько открыток в разные регионы России, и все они дошли

В магазине музея большой ассортимент

Цены на игрушки ручной работы кусаются — от 5000 ₽

Дворец Меншикова

Адрес: Университетская набережная, 15.
Время работы: 12:00—19:00, выходной день — понедельник.
Цена билетов: 600 ₽ с экскурсией, льгот нет.
Экскурсии и аудиогид: музей посещают только в составе экскурсии. Она длится час и повторяется каждые полчаса, последняя — в 18:00. Аудиогида нет.
Бесплатные дни: нет.
Подробности: на сайте.

Это бывшая резиденция генерал-губернатора Петербурга Александра Меншикова, который был ближайшим сподвижником Петра Первого. Дворец построили в 1710 году, и он стал первым каменным зданием в городе. На первом этаже располагались хозяйственные помещения. На втором — жилые комнаты, которые разделяли дом на мужскую и женскую половины. В одной жил Александр Данилович, в другой — его супруга Дарья Михайловна. Вместе они прожили во дворце 17 лет.

Обложка статьи

Сейчас дворец Меншикова — филиал Эрмитажа, классический музей с огражденными интерьерами и экспонатами, которые нельзя трогать. Посетители гуляют по залам только в составе экскурсии, индивидуальный осмотр запрещен.

Дворец Меншикова стоит на самом берегу Невы. Фото: october prince / Shutterstock

Дворец Меншикова стоит на самом берегу Невы. Фото: october prince / Shutterstock

Я не люблю такие музеи: слишком много ограничений. Перед посещением экспозиции посетители проходят через металлическую рамку. Меня попросили показать содержимое рюкзака — ни в одном музее я с таким не сталкивалась. Правда, сотрудники были вежливы.

В музее рассказывают о жизни в Петровскую эпоху в начале 18 века. На первом этаже экскурсовод показывает кухню, мастерскую, на втором — кабинеты и личные покои Меншикова с воссозданными интерьерами тех лет.

Мне запомнилась кухня: там много посуды и другой старинной утвари — горшков, котелков, кастрюль, ваз. Здесь готовили и оформляли блюда перед подачей на парадный второй этаж, где проходили приемы и праздничные обеды. На экскурсии рассказали, что в 1726 году княжеский дворецкий получил на кухонные расходы 3735 ₽. Это была огромная сумма: в 18 веке крестьянская семья с двумя детьми тратила в год всего 26,5 ₽. Но и людей во дворце было много: одновременно здесь жили несколько десятков родственников и членов семьи, а слуг было более 200 человек.

Обложка статьи

Что еще нужно знать. В музее есть магазин с сувенирами. Поскольку дворец входит в состав Эрмитажа, здесь продают товары и из других отделений музейного комплекса — например, постеры с репродукциями картин за 330 ₽ и открытки за 30 ₽.

Кухня во дворце

Дворец украшают шпалеры — безворсовые ковры, или гобелены

Несколько комнат музея отделаны керамической плиткой голландской работы. Каждую из них расписали вручную, все рисунки разные. Это был очень дорогой строительный материал

Зоологический музей

Адрес: Университетская набережная, 1.
Время работы: 11:00—19:00, выходной день — вторник.
Цена билетов: 400 ₽, для детей 7—18 лет , студентов, пенсионеров — 200 ₽, для детей 3—6 лет — 100 ₽, до трех лет — бесплатно.
Экскурсии и аудиогид: сборная экскурсия стоит 600 ₽, индивидуальная для группы до десяти человек — 6000 ₽, для четверых — 3300 ₽, для двоих — 2500 ₽. В цены включена стоимость входа. Аудиогида нет.
Бесплатные дни: третий четверг каждого месяца — для многодетных семей, детей до 18 лет и студентов.
Подробности: на сайте.

Зоологический музей при институте Российской академии наук основали в 1832 году. Три первых экспоната попали сюда из Кунсткамеры: лошадь Петра Первого Лизетта, которая спасла его в битве под Полтавой, и две собаки императора. Сейчас в музее 30 000 экспонатов: беспозвоночные, насекомые, рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие и морские сообщества. Их засушили или сделали из них чучела. Самые ценные экземпляры — чучело Березовского мамонта, скелет южного слона и мумии мамонтят, которым по 40 000 лет.

Видно, что экспонаты в музее старые, но сделаны с любовью. Они находятся за стеклом или ограждением, трогать их нельзя. Но некоторые чучела выполнили так искусно, что даже мне захотелось к ним прикоснуться. Что говорить о маленьких детях, которые постоянно спрашивали родителей, почему им нельзя погладить тюленя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *