Что делать в гэс 2
Перейти к содержимому

Что делать в гэс 2

  • автор:

Чем заняться в Доме культуры ГЭС-2

756292735554417-2.jpg

Не важно в какое время и какой аэропорт прилетает ваш рейс, в любое время суток вы найдёте для себя удобный и безопасный трансфер.

4 декабря открывается ГЭС-2 — Дом культуры в здании бывшей электростанции на Болотной набережной. Помимо выставок, в новом пространстве будут проходить перформансы, театральные постановки, кинопоказы и концерты, а также расположатся творческие мастерские и образовательные лектории. Рассказываем, как подготовиться к походу в Дом культуры и ничего не упустить.

GLO01573_HI-1Глеб Леонов, 2021.jpg

ГЭС-2

Посетить перформанс Рагнара Кьяртанссона

Исландский экспериментальный художник, который уже посещал Москву с выставками, станет главным действующим лицом программы Дома культуры — он примет участие сразу в нескольких экспозициях, самая масштабная из которых получит название «Санта-Барбара» (как и весь первый сезон публичной программы). Это перформанс — отсылка к самому длинному в российской истории телесериалу: в Доме культуры около ста эпизодов теленовеллы поставит профессиональная киногруппа. Съемки каждой серии займут не более суток, все сцены будут сняты с единственного дубля, а декорации, костюмы и реквизит в точности повторят атрибуты оригинальной «Санта-Барбары».

Сходить на выставку о Москве

Еще один проект Рагнара Кьяртанссона — «В Москву! В Москву! В Москву!»: курируемая художником экспозиция посвященных столице работ. Посетители увидят произведения Ольги Чернышёвой, Тистера Гейтса, Рони Хорн, Элизабет Пейтон, Кэроли Шнееман и Эмили Уордилл, которые обыгрывают главные романтические идеалы 1990-х годов: недостижимые мечты о переменах и о жизни, наполненной смыслом. Сам Кьяртанссон представит на выставке видеоэссе «Грозный-прегрозный», посвященное дважды ставшей жертвой вандалов картине Ивана Репина «Иван Грозный убивает своего сына». По словам художника, эта история стала для него отправной точкой для размышлений о власти искусства над человеком.

Зайти в книжный магазин и в библиотеку

По концепции книжный магазин Дома культуры похож на очередную выставку: ни один предмет не появляется в лавке случайно. Все предметы (помимо книг, здесь есть виниловые пластинки, аудиокассеты, одежда и украшения) отбираются совместно с кураторами экспозиций, а коллекция музыки магазина во многом формируется из записей участников выставочного сезона. Книжный раздел включает популярную и специализированную литературу, книги и альбомы по искусству, а также периодику на русском и иностранных языках.

Библиотека ГЭС-2 делится на два тематических раздела: в первом представлены книги о художественных практиках, во втором — издания различных жанров, близкие по духу к деятельности Дома культуры. Здесь можно найти книги по самым неожиданным направлениям, будь то восточная философия, поэзия, художественная литература, биология, физика или астрология.

Узнать об истории карнавала

Проект «Я моторы гондолы разбираю на части» — это выставка, перформативная уличная процессия, программа стендапов и рейв; по замыслу кураторов, эти четыре активности должны раскрыть феномен карнавала с различных сторон. В ходе перформанса, который продлится в Доме культуры до марта, участники (хореографы, драматурги, музыканты, композиторы и комики) будут говорить о карнавальности, которая в каждой культуре проявляется по-своему, и о возможности или невозможности карнавала в современном мире.

Послушать лекции о сериальной культуре

Основную часть образовательной программы Дома культуры составит цикл дискуссий о сериалах как культурном феномене. На этих встречах кинокритики, теоретики искусства и другие эксперты обсудят, как при современном ритме жизни и повсеместном ощущении цейтнота сериалы приобрели популярность и какие перемены в обществе они отражают. Первая дискуссия в цикле будет посвящена тому, как сериалы описывают историю. В ней примут участие философ Андрей Тесля, историк Андрей Олейников и художник Михаил Максимов.

Вход в здание ГЭС-2 будет организован по предварительной регистрации, которая позволит посетить Дом культуры в течение выбранного временного интервала. Регистрация открывается за две недели. Для посещения всем посетителям старше 18 лет потребуется QR-код – его наличие проверят при входе.

Фото обложки: Дом культуры ГЭС-2, фонд V-A-C

Что делать в гэс 2

На прошлой неделе на Болотной набережной открылся дом культуры «ГЭС-2» — новый проект некоммерческого фонда современного искусства V-A-C. Здесь будут проходить выставки, спектакли, перформансы, кинопоказы, лекции, концерты и даже вечеринки, а еще есть библиотека, кафе и рестораны, необычная игровая и творческие мастерские для посетителей и профессионалов. Рассказываем, чем «ГЭС-2» отличается от обычного выставочного пространства, какие события пройдут в первом сезоне и кто сможет работать в профессиональных мастерских.

От Трамвайной электростанции до Дома культуры

Глеб Леонов / пресс-служба ГЭС–2

Белое здание с голубыми трубами на Болотной набережной видно издалека. С 1907 года здесь находилась Трамвайная электростанция, созданная для питания контактной сети городского трамвая. В 1925 году ее переименовали во вторую городскую электростанцию. Из-за износа и высокой стоимости производимой электроэнергии ГЭС закрыли в 2006 году, а через восемь лет здание купил бизнесмен Леонид Михельсон — сооснователь некоммерческого фонда современного искусства V-A-C.

По его заказу итальянская архитектурная компания Renzo Piano Building Workshop превратила обветшалое здание в новое современное культурное пространство. Все несущие конструкции воссоздали по историческим чертежам, но крышу сделали стеклянной c солнечными панелями (они обеспечивают до 10% электроэнергии здания), а стены заполнили огромными витражами. Стеклянный фасад транслирует основную миссию «ГЭС-2» — стать открытым городским пространством, куда посетители захотят прийти не только ради искусства и знаний, но и для общения друг с другом. Также некогда кирпичные узорчатые трубы заменили металлическими. Теперь у них другая функция: трубы забирают более чистый воздух на высоте 70 метров и разносят его по всему зданию.

Как устроено пространство «ГЭС-2» и чем там можно заняться

Глеб Леонов / пресс-служба ГЭС–2

Зайдя через главный вход со стороны набережной, посетители попадают на «Проспект» — эта основная ось здания сейчас занята съемочными павильонами. Над ними нависает «Центральная платформа», где будут проходить концерты, театральные и танцевальные перформансы. Основное выставочное пространство находится на минус первом этаже. Еще две мультифункциональные галереи расположены на втором этаже под скатами крыши — там сейчас разместились две инсталляции выставки «В Москву! В Москву! В Москву!».

Противоположный вход ведет во двор с березовой рощей. Можно накинуть на плечи плед и выйти посмотреть скульптуру Джузеппе Пеноне «Пространство света» и по специальной тропе подняться на панорамную смотровую площадку. Важно не сходить с дорожки, чтобы не повредить хрупкую систему полива под слоем почвы. Также с этой стороны здания в открытом пространстве находится сувенирный магазин и кафе «Остановка». Рядом сохранился фрагмент старой ГЭС — чугунные «царские задвижки», с помощью которых регулировали напор воды. Сюда для посвящения приводили всех новых работников электростанции.

Также на первом этаже устроили «Ателье». Это пространство, созданное художницей Светой Шуваевой и архитектором Ольгой Рокаль, разделено на две части: игровую и мастерские. В необычную игровую со сказочным мерцающим лесом могут зайти посетители всех возрастов, и, если необходимо, здесь можно оставить детей от семи лет и пойти на выставку. В творческих мастерских можно изготовить изделия из бумаги, дерева, керамики и глины вместе с сотрудниками ателье и гостевыми мастерами. Например, можно создать керамическую вазу, вернуться через три недели, покрыть ее глазурью, а после второго обжига забрать домой — это все абсолютно бесплатно. Записываться заранее не нужно, так как организаторы делают ставку на спонтанное творчество и саморегуляцию посетителей.

На втором этаже есть библиотека, которая скорее напоминает читальный зал. Здесь находится базовая литература по искусству, а также книги, которые кураторы и художники подобрали специально к программе сезона. Сейчас, например, можно найти литературу про постколониальные исследования, историю 1990-х и почитать стихи Дмитрия Пригова. Также на втором и третьем этажах разместились «Классы» — аудитории для занятий.

Единственное пространство, которое пристроили к историческому контуру здания, — актовый зал. Он рассчитан на 420 мест, здесь будут проходить все события, для которых необходима выдвижная сцена и экран. Например, в рамках кинопрограммы «Машина времени: 1986–2000» в актовом зале можно будет посмотреть фильмы за период от начала перестройки до конца президентства Бориса Ельцина. Каждый год будет представлен двумя лентами: русскоязычной и иностранной.

Главное гастрономическое место в «ГЭС-2» — ресторан слева от основного входа. Здесь подают экспериментальные авторские блюда и наливают хорошее вино. Перед ним находится второй бар, где можно позавтракать и пообедать, подождать кого-то или передохнуть между мероприятиями. Также на минус первом этаже скоро заработает столовая, которая по вечерам будет превращаться в театральный буфет.

О правилах посещения

Юрий Пильмин / пресс-служба ГЭС–2

Предполагается, что посетители будут сами свободно фланировать про пространству, заглядывать на выставки, в библиотеку и ателье, случайно натыкаться на пеформансы. Здесь нет смотрителей и экскурсоводов, вместо них — медиаторы. Они не передают готовую информацию от кураторов, а предлагают посетителям вступить в равный диалог, обсудить работы и прийти к совместным выводам. Им же можно задать вопросы об истории здания или концепции сезона. Туры бывают нескольких видов: игровые для детей и взрослых, телесно-ориентированные (посвящены освоению пространства с помощью органов чувств), ознакомительные и инклюзивные по программе сезона. Вход в «ГЭС-2» и на все выставки свободный, но пока из-за эпидемиологических мер необходимо заранее зарегистрироваться на сайте и предоставить QR-код. На отдельные события, например, медиаторские туры, телесные воркшопы, стендап-лекции тоже нужна регистрация . Билеты будут продавать только на мероприятия с ограниченной вместимостью — кинопоказы, спектакли и концерты.

Что можно посмотреть сейчас

Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона / пресс-служба ГЭС–2

Первая трехлетняя программа «Святые варвары, или Оба хуже» состоит из пяти сезонов по полгода, между ними предполагается перерыв на перемонтаж. Во время него общие зоны будут оставаться открытыми. Заглавная тема — российская культура последних десятилетий и клише, предрассудки, стереотипы, которые она сформировала.

Первый сезон «Санта-Барбара». Как не поддаться колонизации?» из-за запоздалого открытия продлится всего четыре месяца — до 13 марта. Он предлагает перенестись в 1990-е, когда в России поднялся железный занавес. Отправной точкой стала американская мыльная опера «Санта-Барбара» — это первый западный сериал, который показали по российскому телевидению после распада СССР. Он с успехом шел десять лет и вызвал в России самый большой ажиотаж в мире, так как познакомил зрителей с несоветской и, как многим казалось, красивой жизнью. Этот сезон предлагает задуматься о том, как российской культуре выстраивать диалог с Западом, не теряя собственной идентичности.

На «Проспекте» (в центральном открытом пространстве «ГЭС-2») сейчас проходит перформанс главного художника этого сезона — исландца Рагнара Кьяртанссона. По его задумке прямо на глазах у посетителей переснимают «Санту-Барбару» на русском языке и с русскими актерами. Каждую сцену снимают с одного дубля, и все посторонние звуки тоже идут в кадр. Один день — одна серия, так что к концу сезона киногруппа во главе с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир должна выпустить около 100 эпизодов шоу. Их будут транслировать на экранах на навесной платформе на уровне второго этажа.

Olga Chernysheva To Moscow 2010-2011 / пресс-служба ГЭС–2

Также в «ГЭС-2» сейчас можно посмотреть две выставки. «В Москву! В Москву! В Москву!» объединяет работы Рагнара Кьяртанссона и близких ему по духу авторов из России и Исландии. Название отсылает к реплике из пьесы Антона Чехова «Три сестры», где Москва становится метафорой недостижимых перемен и жажды лучшей, осмысленной жизни. Эта идея стремления к недосягаемому раскрывается в инсталляциях, видеоперформансах, картинах и рисунках с помощью ключевых инструментов Кьяртанссона — подражания, театрализованности и длительного повторения одних и тех же действий. «Нам близок его подход использовать простые формы для эмоционального взаимодействия со зрителями, это очень человеческое искусство, поэтому его и выбрали для первого сезона», — говорит сокураторка выставки Анна Ильченко.

Olga Chernysheva Effigies of Tenuous Shapes, 16 mm film in digital format, 2021

Commissioned by V-A-C Foundation / пресс-служба ГЭС–2

На второй выставке «Я моторы гондолы разбираю на части» российские художники переосмысливают западную карнавальную культуру. Например, в пространстве с шатрами и праздничными флажками представлены концептуальные костюмы, видеоинсталляции о хитах 1990-х и битва за Кубок вечности на декоративном ринге. Однако помимо выставки этот карнавал включает еще три действия. С 11 декабря по 19 февраля пройдет серия стендап-лекций и концертов неформальных объединений «Новые шутки о главном» о юморе как одной из частей карнавальной традиции и феномене стендапа. Еще одной частью проекта станет рейв — его идея, с одной стороны, уходит корнями в народные гуляния, а с другой — отсылает к ночной культуре 1990-х, которая стала способом проживания нестабильных периодов. Первый рейв «Третья часть ночи» с Соней Родиной, группой «Тальник» и другими пройдет на парковке «ГЭС-2» в ночь с 22 на 23 января. А 6 марта на всей территории «ГЭС-2» запланировано танцевальное шествие «Думаю, вам показалось» . Все желающие смогут присоединиться к процессии, во время которой 50 танцовщиков и 10 музыкантов будут преодолевать различные сложности.

Как «ГЭС-2» будет поддерживать современных художников

Ragnar Kjartansson The Visitors,

2012 Courtesy Migros Museum fur Gegenwartskunst /

Из окна «ГЭС-2» в сторону Патриаршего моста видно купольное кирпичное здание — это «Своды». До открытия электростанции здесь находились водочно-коньячные склады Петра Смирнова, а теперь разместился Центр художественного производства. Он оснащен высокотехнологичным оборудованием для работы с деревом, металлом, пластиком, керамикой и текстилем, а также фото-, аудио- и видеостудиями, лабораторией 3D-печати, студией шелкографии, библиотекой и коворкингом. Здесь смогут работать участники программы ColLab : каждые полгода «ГЭС-2» будет объявлять опен-колл для дизайнеров, художников, архитекторов, музыкантов и кинематографистов. Из заявок с описаниями и эскизами комиссия экспертов V-A-C будет выбирать 10 человек. Они смогут работать в «Сводах» полгода и получат грант на 500 тысяч рублей на необходимые материалы. Первый опен-колл уже прошел, ближайший запланирован на 2022 год. По аналогичной заявке также можно попасть в «Клуб друзей» : по этой программе до 100 человек в год смогут пользоваться мастерскими в любое время, но со своими материалами. Ближайший прием заявок начнется уже в январе. Обычные посетители смогут заглянуть сюда только через большие окна.

Кроме того, в рамках программы международных резиденций художники, танцоры, хореографы, музыканты, представители экспериментальных направлений искусства и гуманитарных наук получат возможность какое-то время жить в резиденциях и работать в мастерских «ГЭС-2». Им предоставят материалы, покроют транспортные расходы и помогут оформить визы. Отбирать участников будут с помощью опен-коллов по различным направлениям. Например, с 31 января заработает трехлетняя программа «Своими словами: резиденция для нового поколения художниц» , организованная совместно с культурным фондом Chanel. Каждые пять месяцев будут выбирать 12 художниц, которые работают на пересечении музыки, танца и театрального искусства. Самые интересные проекты, созданные в рамках программы, покажут в «ГЭС-2» в июне 2022 года.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Гид по Дому культуры «ГЭС-2»

«ГЭС-2» — общественное пространство на Болотной набережной, где можно посетить выставки и перформансы, посмотреть кино и спектакли, послушать концерты и лекции, отдохнуть с детьми. Рассказываем об истории и деятельности культурного центра.

Фото: Горбилет

С чего всё началось

Дом культуры «ГЭС-2» расположился на месте центральной электрической станции городского трамвая, построенной в 1907 году по проекту Василия Башкирова. Архитектор также работал с Виктором Васнецовым над фасадом здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Как и крупнейший московский музей, трамвайная станция была украшена элементами неорусского стиля: узорчатыми 62-метровыми трубами и часовой башенкой с шатровым верхом.

На протяжении XX века к зданию пристраивали новые корпуса и модернизировали оборудование. Но в то же время «ГЭС-2» потеряла свой исторический облик, так как многие архитектурные элементы были демонтированы. В 2006 году станцию закрыли из-за больших затрат на её работу и технический износ. Через 8 лет здание выкупил создатель фонда современного искусства V-A-C Леонид Михельсон.

В сентябре 2015 года на территории «ГЭС-2» прошла выставка паблик-арта «Расширение пространства». Михельсон представил план реконструкции электростанции по проекту известного итальянского архитектора Ренцо Пиано и его бюро Renzo Piano Building Workshop. За образец был взят внешний вид здания 1910 года. При этом архитекторы не стремились полностью восстановить первоначальный облик станции. Они сделали упор на сохранение тех деталей, которые дошли до наших дней: лепнины и украшений восточного фасада.

Новое культурное пространство постепенно преображалось, так в августе 2021 года открылась набережная и спуск к Водоотводному каналу. Территорию «ГЭС-2» начали заполнять арт-объектами. Перед входом в будущий дом культуры установили 12-метровую скульптуру швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4».

Композиция сразу вызвала волну критики у арт-сообщества и обычных граждан. У кого-то из-за скульптуры возникли странные ассоциации, некоторые указывали на её неудачное месторасположение. Сам Урс Фишер ответил на критику так: «Искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма» .

Официальное открытие Дома культуры «ГЭС-2» состоялось 4 декабря 2021 года. Первыми событиями на обновлённой площадке стали перфоманс исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара», а также выставки «В Москву! В Москву! В Москву!» и «Я моторы гондолы разбираю на части».

Как устроена «ГЭС-2»

Многофункциональное пространство стремится стереть границы между художественными дисциплинами. Театр, музыка, визуальное искусство, оперы, танцы, кинематограф существуют здесь в диалоге друг с другом. Большинство мероприятий в «ГЭС-2» направлено на исследование и формирование современной культуры путём активного участия в её деятельности.

Общая площадь комплекса зданий на Болотной набережной составляет более 35 тысяч квадратных метров. Чтобы вам было легче ориентироваться в Доме культуры, мы подготовили список из интересных зон для отдыха и творчества:

Актовый зал и кинотеатр. Основное место, где проходят музыкальные и театральные мероприятия. Зал рассчитан на 290 человек. При необходимости его последние ряды трансформируются, увеличивая площадь сцены.

Роща. На склоне за Домом культуры растут 620 берёз, которые напоминают о клише про русскую душу и служат важным архитектурным элементом. Деревья закрывают соседние промышленные здания и парковку, а также эффектно дополняют ажурные конструкции основной постройки. Попасть в рощу можно со стороны Патриаршего моста, там же располагается смотровая площадка, откуда открывается вид на весь комплекс «ГЭС-2». Летом в зелёной зоне проходят концерты, выставки скульптуры, лекции, занятия по йоге и настольному теннису.

Библиотека. Собрание книг формируется вместе с кураторской командой V–A–C и участниками программ «ГЭС-2». Благодаря такому подходу в библиотеке есть не только книги по искусству, но и литература разных жанров, повлиявшая на различные художественные практики: поэзия, философские труды, работы по физике и биологии.

Ателье. Игровая площадка и мастерская перенесут вас в волшебный лес, где время пролетит незаметно. Пространство разработано художницей Светой Шуваевой и архитектором Ольгой Рокаль. Здесь можно самостоятельно отдохнуть всей семьёй или провести время вместе с приглашёнными экспертами. В Игровой вы увидите башню зеркального водопада, сугроб, упавшее дерево, звёздный тоннель. Если захочется продолжить исследование природы, то в Мастерской вас будут ждать четыре зоны, названные по основными материалам для работы: глина, дерево, бумага и ткань.

Магазин. Продукция представленная здесь отобрана кураторами или создана вместе с дизайнерами, близкими по духу фонду V–A–C. На полках вы найдёте книги, пластинки, одежду, аксессуары, украшения и ароматы.

Центр художественного производства «Своды». Восемь мастерских находятся в отдельном здании между Патриаршим мостом и «ГЭС-2», когда-то в нём располагались склады водочной фабрики Ивана Смирнова. Пространство оснащено оборудованием, на котором можно работать с деревом, металлом, пластиком, керамикой и другими материала. «Своды» открыты как для представителей творческих профессий, так и для простых посетителей культурного центра. Для всех желающих здесь проходят мастер-классы по керамике, текстилю, 3D- и фотопечати.

Резиденции . Дают возможность художниками из регионов работать в центре столицы, посетить местные художественные институции и пообщаться с арт-сообществом. Участники выбираются по результатам опен-колла. По окончании программы резиденты демонстрируют свои работы посетителям Дома культуры.

Рестораны и кафе. После погружения в современный культурный контекст можно перекусить и выпить кофе сразу в нескольких местах на территории Дома культуры. На первом этаже находится кафе «Бар-2», ресторан, кафе «Остановка 2»с видом на берёзовую рощу. Для комплексного обеда подойдёт столовая, которая располагается рядом с гардеробной.

Где находится Дом культуры и как туда попасть

«ГЭС-2» находится по адресу Болотная набережная, 15 в районе Якиманка. Пространство работает ежедневно с 11:00 до 22:00. Вход на его территорию бесплатный по предварительной регистрации. Отдельно оплачиваются мероприятия, которые вы собираетесь посетить.

Ближайшая станция метро к культурному центру — «Кропоткинская» (Сокольническая линия). После выхода с платформы вам предстоит пройти пешком около 15 минут. По пути встретятся Храм Христа Спасителя и Патриарший мост.

Около Малого Каменного моста находится остановка «Кинотеатр “Ударник”», на которой останавливаются автобусы №м1, №м6, №т4, №т7, №т8, №144, №н11. Для тех, кто приезжает на личном автомобиле, работает подземная парковка на 208 мест. Стоимость — 400 ₽ в час.

Познакомиться с культурной жизнью Москвы также можно на пешеходных экскурсиях по столице. На нашем сайте доступны прогулки как по центру города, так и по более отдалённым от основных достопримечательностей районам.

Фото: Горбилет, unsplash.com

Что посмотреть в ГЭС-2 – новом музее современного искусства в Москве?

В декабре 2021 года в Москве состоялось открытие новой культурной площадки – ДК ГЭС-2. В реконструированном историческом здании расположились залы с экспонатами современного искусства и места для отдыха. Что можно увидеть в новом музее, где купить билет и как туда добраться, в материале портала ОКНА МЕДИА.

Музей ГЭС-2 – новое знаковое культурное пространство

4 декабря 2021 года в Москве открылся Дом культуры «ГЭС-2». Новый музей современного искусства расположен по адресу Болотная набережная, 15 корпус 1.

image

Фото: реконструированное здание Дома культуры «ГЭС-2», © stroi.mos.ru Открытие объекта можно с уверенностью назвать событием года в культурной жизни столицы.

На нем присутствовал мэр Москвы Сергей Собянин и Президент России Владимир Путин.

ГЭС-2 – от трамвайной электростанции до культурного центра

«Трамвайная» электростанция

Изначально здание нового ДК входило в комплекс зданий электростанции для питания контактной сети первых трамваев в Москве. Архитектором проекта в неорусском стиле стал выпускник Императорской академии художеств Василий Башкиров, в числе работ которого – фасад здания Третьяковской галереи.

image

Фото: «трамвайная» электростанция, историческое фото с architectstyle.livejournal.com Строительство велось с 1905 по 1907 годы. Электростанция была одной из старейших в столице.

image

Фото: интерьер зала «трамвайной» электростанции, историческое фото с architectstyle.livejournal.com ГЭС-2

В 1925 году электростанцию переименовали в «ГЭС-2 Мосэнерго», и она стала частью общегородской электросистемы.

image

Фото: здание ГЭС-2, фото советского периода, © stroi.mos.ru Электростанция прошла несколько модернизаций. В 1991-1995 годах завершилась окончательная модернизация. Но это не помогло сохранить электростанцию. Из-за физического и морального износа и высокой стоимости электроэнергии в 2006 году электростанция была выведена из эксплуатации.

В 2009 году ГЭС-2 получила статус объекта культурного наследия регионального значения.

Выставочная площадка фонда современного искусства V-A-C

Здание ГЭС-2 могла постичь участь многих закрытых промышленных объектов столицы – постепенное саморазрушение и снос. Но в 2014 году Департамент культуры Москвы предложил выкупить объект предпринимателю и меценату – владельцу группы компаний Новатэк Леониду Михельсону. Он искал здание для столичной выставочной площадки фонда современного искусства V-A-C.

image

Фото: начальный процесс реконструкции ГЭС-2, © stroi.mos.ru После приобретения Новатэком здания в 2015 году V-A-C начал его реконструкцию.

image

Фото: процесс реконструкции ГЭС-2 в разгаре, © stroi.mos.ru 17 августа 2021 года начался ввод объектов в эксплуатацию, а 4 декабря прошло торжественное открытие ДК ГЭС-2.

Особенности проекта ГЭС-2

Как заявил Леонид Михельсон, ГЭС-2 – это «не про бизнес». Новое пространство создано для культуры и людей.

Реконструированный объект культурного наследия стал интегрированной частью города. Серый фасад гармонично сливается с каскадной набережной с такими же серыми ступенями, широкими тротуарами, создавая единое открытое пространство.

image

Фото: здание реконструированной ГЭС-2 гармонично сочетается с городским пространством, © stroi.mos.ru Акцент в архитектуре сделан на высокие ярко-синие трубы для вентиляции здания и панорамное остекление не только фасада, но и крыши.

image

Фото: над зданием ГЭС-2 возвышаются синие трубы, © stroi.mos.ru Для реализации творческого замысла пригласили известного итальянского архитектора Ренцо Пьяно. Он создал Центр Помпиду в Париже. Мастер максимально сохранил исторические экстерьер и интерьер здания, но интегрировал в них современные элементы.

Помещения культурного центра остеклены панорамными арочными окнами из алюминия. Крыша также выполнена из алюминия с большим количеством стекла. Просветленное стекло без зеленовых и голубоватых оттенков великолепно вписалась в архитектуру дома культуры и придало зданию воздушности и впустило много света.

image

Фото: фасад здания ГЭС-2 остеклен панорамными алюминиевыми окнами, © oknamedia.ru На крыше здания расположены солнечные батареи, которые будут обеспечивать ГЭС-2 электричеством — до 10% от потребностей в солнечные дни года.

image

Фото: на крыше здания ГЭС-2 расположены солнечные батареи, © stroi.mos.ru В арт-пространстве сбоку здания ГЭС-2 со стороны Болотной набережной расположена знаменитая скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4». Она вызвала неоднозначную реакцию со стороны посетителей и критиков. 13-метровая алюминиевая композиция изображает положенные друг на друга куски глины, которые как бы разминал скульптор. Многим она напоминает что-то другое.

image

Фото: скульптура «Большая глина №4», © stroi.mos.ru Неоднозначную реакцию и большой интерес вызвала эта скульптура у людей и в 2015 году после установки на Манхеттене.

С целью создания национального колорита с одной стороны здания высажена березовая роща. Деревья специально подобраны одинаковыми по толщине, высоте и возрасту.

image

Фото: березовая роща у здания ГЭС-2, © stroi.mos.ru Роща имеет важное функциональное назначение. Она закрывает массивный храм Христа Спасителя, как бы убирая привычную окружающую картину реальности. Роща плавно поднимается вверх, перетекая в смотровой мост.

Что интересного в ГЭС-2

ГЭС-2 не является музеем в привычном смысле. Это культурное пространство нового поколения. Здесь сами посетители становятся его частью и могут творить искусство.

В отреставрированных помещениях – «Сводах» можно заниматься различными видами творчества как посетителям, так и профессионалам. Для этого есть все необходимое оборудование.

В ГЭС-2 расположены мастерские для молодых художников, скульпторов для работы с металлом, деревом, керамикой, глиной и прочее. Можно реализовать свои проекты в 3D-печати. Есть даже хлебопекарня. Представлено множество различных инсталляций.

image

Фото: интерьер здания ГЭС-2, © oknamedia.ru В ГЭС-2 действуют как постоянные, так и меняющиеся культурные программы. В первом сезоне представлен проект «Санта-Барбара». Внутри расположены съемочные павильоны. В режиме реального времени происходит настоящий съемочный процесс известного сериала. Представлена вся «кухня» съемки кино: работа режиссеров, актеров, костюмеров, звукоинженеров и прочее.

image

Фото: съемки «Санта-Барбары» в павильоне ГЭС-2, © oknamedia.ru Разнообразие программ впечатляет. Что можно посмотреть:

  • посетить различные выставки, перформансы;
  • увидеть кино, спектакли;
  • послушать концерты, лекции;
  • позаниматься в мастерской;
  • провести время с детьми на игровой площадке;
  • посетить библиотеку, магазин, кафе.

image

Фото: экспозиция картин в здании ГЭС-2, © oknamedia.ru Можно и просто с удовольствием прогуляться или прогуляться с экскурсоводом по новому креативному пространству.

Как добраться до ГЭС-2

Добраться до ГЭС-2 можно разными способами: на личном автотранспорте, такси или пешком.

Интересно решен вопрос с парковкой для приезжающих в культурный центр на личном автотранспорте. Парковка находится прямо под березовой рощей.

image

Фото: автомобильная стоянка под березовой рощей на этапе строительства, © stroi.mos.ru Многие посетители, не заметив этого решения, начали сетовать, что невозможно парковаться на личном транспорте – придется добираться пешком или приезжать на такси. Парковка там есть, но она специально скрыта, чтобы припаркованные автомобили не диссонировали с выстроенной картинкой культурного пространства.

image

Фото: близлежащие станции метро к ГЭС-2 и время пешком от них до ДК Если кто-то захочет пройтись пешком до ГЭС-2, чтобы увидеть по дороге и другие интересные объекты города, например, храм Христа Спасителя и красивый мост, Третьяковскую галерею и прочее, это несложно сделать от 4-х близлежащих станций метро.

Билеты в ГЭС-2

Билет в ГЭС-2 бесплатный, но пока посетить ГЭС-2 можно только по предварительной регистрации. Платить необходимо только за закрытые представления, кинопоказы и экскурсии. Как и во многих других местах, обязательно требуется QR-код. Если прививки нет, необходимо сдать ПЦР-тест не ранее чем за 2 дня до посещения выставки, и получить действующий QR-код. На входе проверяют код, паспорт и билет. Об этом и другом можно узнать в Правилах посещения. Детей пропускают без кода с родителями.

Музей ГЭС-2 открылся совсем недавно и сразу стал пользоваться огромной популярностью, поэтому на входе часто бывают большие очереди. Этого можно избежать, если приехать на личном авто и поставить его на подземную стоянку. На выходе из нее есть отдельный вход в культурный центр, где почти нет людей – про эту стоянку еще не все знают.

Стоит ли посещать ГЭС-2 людям, не посвященным в «тонкости» современного искусства?

Однозначно стоит! Это единственный подобный культурный центр в России. Даже если просто гулять внутри или снаружи этого объекта, можно увидеть и открыть для себя много интересного. Удивительно, как историческому, некогда промышленному объекту можно придать новую современную жизнь – не просто реконструировать старое здание, а наполнить его новым содержанием.

О том, что посещение ДК ГЭС-2 не оставляет равнодушным, можно судить по многочисленным отзывам посетителей в соцсетях. В большинстве случаев это положительные впечатления. Встречается и критика – например, цены в итальянском кафе «кусаются». Стоимость кофе с круассаном достигает 800 рублей, но, по отзывам посетителей, там очень вкусно готовят.

Также внутри центра проводятся интересные экскурсии. Ими стоит воспользоваться, чтобы лучше разобраться в современном искусстве.

Новый культурный феномен ГЭС-2

Открытие нового культурного пространства – значимое событие для столицы. Это уникальное решение с точки зрения архитектуры, замысла и достойный пример придания объекту культурного наследия нового концептуального переосмысления. Пространство вписано в городскую среду без границ. ГЭС-2 стал частью городской жизни и туристических маршрутов.

Продуманное до мелочей многофункциональное пространство ориентировано на современного человека с его понятиями отдыха и окружающей реальности.

По заявлению заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики Андрея Бочкарева, проект реконструкции здания ГЭС-2 примет участие в престижном международном конкурсе MIPIM Awards-2022.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *