Булгары и болгары в чем разница
Перейти к содержимому

Булгары и болгары в чем разница

  • автор:

Какая разница между болгарами и булгарами?

Волжская Булгария была основана болгарами, которые под натиском Хазарского каганата переселились на Волгу с берегов Азовского моря. Другая часть болгар ушли к Дунаю, где создали государство Дунайская Болгария, подчинив себе живущие там славянские племена. Оставшиеся болгары полностью подчинились хазарам. Государство Волжских болгар историки называют Булгарией, а жителей булгарами, чтобы не путать их с дунайскими болгарами-славянами.

Новые вопросы в История

Кого в Османські імперії називали «яничарами»? СРОЧНО ​

охарактеризуйте розвиток освіти в середні віки помогите пж

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ​

Задание 2. Определите факторы, которые повлияли на быстрый рост экономики Японии. (4 б) к факторам послевоенного развития промышленности в Японии отно … сился запрет на развитие тех отраслей, которые могли каким-либо образом быть связаны с восстановлением военно-промышленного комплекса. При этом в особенности поощрялось развитие «полезных» мирового сообщества индустрий, продукция которых могла быть изъята в качестве репараций (в основном речь шла о металлургии). Правительство Японии вовремя начало перераспределение трудовых ресурсов из сферы сельского хозяйства В промышленность (прежде всего, в военную). Кроме того, прямая государственная поддержка предприятий была заменена на систему непрямых капиталовложений, что также внесло вклад в ускорение экономического роста Японии. Несмотря на то, что присутствие американцев в Японии являлось, по сути, оккупацией, предусмотренной послевоенным мирным договором, японцы смогли извлечь из этого максимальную пользу. В первую очередь это проявилось в трансферте технологий и навыков обращения с современной техникой. Несмотря на американское доминирование во многих областях жизни, Япония смогла убедить оккупантов, что сможет самостоятельно перестроить свою крайне милитаризированную экономику. Благодаря этому товары из Японии стали распространяться по всему миру, создавая положительный образ страны и принося ей высокую прибыль. Внешний фактор: Политический фактор: Технологический фактор:​

шесть действующих политических партии современого Казахстана​

Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии

Исчезнувшие в древности государства — сюжет, который всегда был и остается интригующим. Как, почему они исчезли, какую память о себе оставили? Одним из таких навеки сгинувших государств, находившихся почти тысячу лет назад на территории современного российского Поволжья, была Волжская Булгария. Наш собеседник, доцент СПбГУ, кандидат исторических наук Роман НАЛИВАЙКО полагает, что сохранять память о ней не менее важно, чем о русских княжествах, тем более что и появилась Волжская Булгария даже раньше Киевской Руси.

Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. Миниатюра Радзивиловской летописи, конец XV века, оригинал летописи находится в Петербурге в Библиотеке Академии наук./р

Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. Миниатюра Радзивиловской летописи, конец XV века, оригинал летописи находится в Петербурге в Библиотеке Академии наук./р

Роман Алексеевич, начнем с самого, пожалуй, очевидного вопроса: случайно ли созвучие «Булгария» и «Болгария»?

— Абсолютно не случайно, поскольку речь идет про один и тот же народ, который произошел из так называемой Великой Болгарии. Об этом чуть позже, а сейчас — собственно о созвучии названий.

Статья по теме:

Речь о вариациях звуков «о» или «у». Здесь все зависит от языков, на которых произносится это название. Для древнерусского языка была характерна неполногласная, или, как говорят в лингвистике, редуцированная, «о». Поэтому по‑древнерусски «болгары» и «булгары» звучало почти одинаково, а вот для тюркских языков характерно было полногласное «о», соответственно, у них звучало «болгары».

В русских летописях вместо «о» стоит твердый знак («ъ»): в кириллице эта буква тогда называлась «ер». Следы этого написания мы видим в современном болгарском языке, где название страны так и указывается: «България».

Вообще в исторической литературе существует традиция называть государство, существовавшее на Волге, Булгарией, а на Дунае — Болгарией. Хотя иногда встречается и написание «Волжская Болгария». Кстати говоря, ее также именуют «Волжско-Камской Булгарией».

Так что же, было две Болгарии?

— Именно так, и даже больше! Чтобы понять, как все происходило, надо обратиться к IV – V векам нашей эры — эпохе великого переселения народов, нашествия гуннов, которое является рубежом между Античностью и Средневековьем. Как известно, полиэтничная гуннская орда, включавшая в себя тюркские и угорские племена, а затем славянские и германские, пришла из степей Евразии и обосновалась в Центральной Европе. Центром гуннской кочевой империи называют Паннонию — современную Венгрию. Самих гуннов, кстати, также считают тюркоязычным народом.

Вместе с гуннами, то есть в составе их орды, либо, по некоторым данным, чуть позже в приазовских и причерноморских степях появились тюрки-кочевники, которых ученые называют «праболгарами» или «протоболгарами». Это и были как раз предки тех болгар и булгар, о которых мы будем дальше говорить.

Существуют разные точки зрения относительно происхождения этнонима «болгары», согласно одному из них, он означает «мятежники отколовшиеся».

От кого же они откололись?

— От той самой гуннской кочевой империи. После ее распада в середине V века булгары, или болгары, стали одним из наиболее сильных локальных объединений кочевников.

К VI – VII векам исследователи относят появление как называемой Великой Булгарии. Ее территория не имела четких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Столицей был город Фанагория на нынешнем Таманском полуострове.

Просуществовала Великая Булгария не очень долго, поскольку, по преданию, после смерти возглавлявшего ее хана Кубрата государство поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из них возглавил свою собственную «орду», и ни у кого из них в отдельности не было сил, чтобы соперничать с досаждавшими им воинственными хазарами. Они тоже были наследниками гуннской кочевой империи и соперниками булгар. В ходе столкновения с ними, последовавшего в 60‑е годы VII века, Великая Булгария прекратила свое существование.

Часть жителей покорились хазарам, стали их данниками, впоследствии были известны под именем «черных болгар». Аспарух со своей «ордой» ушел на Дунай, и там появилась Дунайская Болгария, известная также как Болгарское царство. Под его владычество попали местные славянские племена, однако со временем болгары слились со славянами и сложилась болгарская нация.

Еще одна часть обитателей Великой Булгарии переселились в Македонию и Южную Италию и со временем там ассимилировались. Нас же интересуют те болгары, которые ушли на Волгу, где и возникло государство Волжская Булгария.

Но там ведь вряд ли были пустые земли?

— Конечно. Там обитали фин­но-угорские племена, и им пришлось подчиниться болгарам. На территории бывшей Волжской Булгарии к настоящему времени известно около 170 городищ домонгольского времени — это остатки военных крепостей, замков и городов. Наиболее известными еще с X века были города Булгар, Биляр и Сувар. Размеры Булгара составляли 380 гектаров, Сувара — 90 гектаров. Площадь Биляра, который называют столицей Волжской Булгарии, археологи оценивают в 500 гектаров.

Первое упоминание Биляра в русских летописях — 1164 год, когда Андрей Боголюбский нанес поражение булгарскому правителю, и «утече князь Болгарскыи до Великого города».

Историки задают вопрос, на который пока нет ответа: почему в русских летописях, описывающих события X — первой половины XIII века, города Волжской Булгарии ни разу не упомянуты под собственными названиями? Булгар фигурирует как «Бряхимов», Биляр — как «Великий город». Кстати, основание Казани, точнее, появление крепости на этом месте, историки также относят к тем временам.

Для своего времени города Волжской Булгарии были вполне значимыми. Как-никак, через ее территорию проходил Великий Волжский путь. Начинался он на севере, шел через Владимиро-Суздальское княжество, и оно же в наибольшей степени взаимодействовало с Волжской Булгарией. В 1006 году, по свидетельству историка Василия Татищева, между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии.

В то же время Великий Волжский путь постоянно оказывался, говоря современным языком, источником экономических споров между Булгарией и Русью. Кстати, забегая далеко вперед: в течение XVI – XVII столетий, когда англичане, французы, голландцы вступали в отношения с Московским государством, главное, что они хотели получить, — право транзитной торговли от Архангельска до Каспийского моря. То есть фактически по маршруту того самого Великого Волжского пути. И ни разу его не получили, вплоть до XVIII столетия…

Возвращаясь к Волжской Булгарии. Ее отношения с Русью были разными: то войны, то мир. С Булгарией воевали киевские князья Святослав, Владимир, затем князья Владимиро-Суздальской земли — Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо… Однако войны войнами, а когда на северо-востоке Руси случались неурожаи, зерно приходило именно из Волжской Булгарии.

Более того, именно к представителям этого государства обратился киевский князь Владимир, когда выбирал веру. Отсюда прибыли послы, представлявшие мусульманскую религию, ведь Волжская Булгария была исламским государством.

Еще в 919 году правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу Аль-Муктадир Биллах с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам и мастеров-строителей для возведения каменной крепости. Через два года с соответствующей просьбой булгарское посольство прибыло в Багдад. В том же году, 922‑м, хан Алмуш объявил ислам государственной религией Волжской Булгарии.

Почему волжские булгары приняли именно ислам?

— Как отмечают исследователи, ближайшая тогда христианская держава — Византия — находилась в союзе с иудейской Хазарией, а против нее булгары собирались вести борьбу. Так что выбор ислама был предопределен складывающейся политической конъюнктурой.

Важную роль сыграли и активные торгово-экономические контакты Поволжья со странами Средней Азии — Хорезмом и державой Саманидов. Благодаря прямому торговому пути в Среднее Поволжье мусульманские купцы получили доступ к северным товарам в обход Хазарии.

Да, приняв ислам, булгары оказались достаточно далеко от стран, где его исповедуют, возникла некоторая культурная изоляция. И вот это ощущение «оторванности», нахождение во враждебном окружении не могли не отразиться на общественном сознании булгар. Недаром целый ряд арабо-персидских авторов говорили об их походах на соседей как о «священной войне» против «неверных».

В русской летописи о визите в Киев послов из Волжской Булгарии упомянуто следующим образом: «приидоша болгаре веры бохъмичи» (славяне называли Мухаммеда — Бохмит). Вообще для древнерусских летописцев «мусульмане» и «булгары» зачастую были синонимами.

Не обошли эту тему и западноевропейские путешественники, наиболее яркая характеристика содержится в труде фламандского монаха-францисканца Гильома де Рубрука: «Эти булгары — самые злейшие сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто‑нибудь другой»…

Хотя Волжская Булгария была сильным государством, пережить монгольское нашествие она не смогла.

— Это довольно долгая история. В 1219 – 1221 годах монголы разгромили могущественный Хорезм, расположенный на территории Средней Азии и Иранского нагорья. Волжская Булгария, будучи частью исламского мира, имела с Хорезмом тесные контакты и потому была хорошо осведомлена о происходящем.

Угрозу со стороны монголов она ощущала очень отчетливо. Что, впрочем, не помешало ей в 1223 году успешно их разгромить. Тогда, после битвы на Калке, разбив войска русских княжеств, монголы ушли на восток через земли волжских булгар и потерпели от них поражение. Оно стало исключением на фоне тогдашних успехов монгольской армии.

Подобного позора монголы не забыли и уже в 1229 году отомстили булгарам у реки Яик (Урал). Спустя еще несколько лет Волжская Булгария была полностью разорена во время Батыева нашествия 1236 – 1237 годов.

Из источников, которые в свое время собирал историк Василий Татищев, известно, что беженцы из Волжской Булгарии пытались спастись во Владимиро-Суздальской земле, где тогда княжил Юрий Всеволодович. Почему он не принял каких‑то превентивных мер, почему у него не возникло опасения, что его земли могут стать следующей целью монгольского нашествия? Татищев объяснял это тем, что Юрий Всеволодович надеялся на свою силу и был уверен, что сможет отбиться от вражеских полчищ. Закончилось все, как известно, трагически и для самого князя, который погиб в битве с татарами на реке Сить, и для всей русской земли.

Основные города Волжской Булгарии в ходе Батыева нашествия были разрушены, часть населения бежала. Государство было включено в состав Улуса Джучи (Золотой Орды), первой столицей которого в XIII веке был город Булгар…

Кстати, именно тогда, во время нашествия монголов, по всей видимости, погибли булгарские письменные источники, поскольку ни один из них не дошел до наших дней.

Точно так же, как и на Руси тогда погибло огромное число летописей…

— Уцелевшие рукописи домонгольской Руси — это крупицы. Кстати, от Золотой Орды до нас ведь тоже не дошло собственных письменных источников. Все, что мы знаем о ней, было написано соседями.

В литературе можно встретить утверждение, что существует Булгарская летопись XVII столетия («Джагфар Тарихы»), но этот документ фактически равнозначен русской Велесовой книге, то есть это мифический источник, историки считают его откровенной подделкой. Текст, который вдруг появился в XX веке, и нет никаких доказательств, что он существовал ранее.

Так что основное средоточие наших знаний о Волжской Булгарии — это русские летописи либо восточные хроники, как правило, арабские. И, конечно же, важнейшие — археологические данные. Но они касаются в основном быта. О политической истории государства известно достаточно мало…

Кстати, заслуживает внимания и такой исторический факт: один из правителей Волжской Булгарии, Альмуш, называл себя «малик ас-сакалиба»: в переводе с арабского «малик» — «царь», «сакалиба» — «славянин». Термин «cакалиба» часто применялся по отношению к славянским рабам в исламских странах, но мог относиться в широком смысле ко всем европейским рабам, которыми торговали жители исламских стран.

На каком основании Альмуш называл себя именно так — большой вопрос. То ли действительно ему подчинялась часть славянских племен, то ли это было бахвальство, то ли воспоминание о более раннем времени, когда часть славянских племен на самом деле подчинялась булгарам…

Но что исследователи знают точно, так это то, что историю Волжской Булгарии завершило монгольское нашествие. Печальна была и судьба Дунайской Болгарии: в начале XI века она была завоевана Византийской империей, затем возродилась, но в 1396 году окончательно пала под натиском турок-османов. Как известно, Болгария вернула себе независимость только в результате Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов.

Тем не менее говорить о тотальном исчезновении Волжской Булгарии, наверное, все‑таки не стоит, поскольку сегодня ее наследниками, продолжателями считают себя чуваши и татары, для них это важнейшая часть национальной идентичности. Более того, лингвисты напрямую выводят чувашский язык из того, на котором когда‑то говорили волжские булгары. А в городе Болгар Республики Татарстан существует даже историко-архитектурный музей-заповедник, посвященный Волжской Булгарии.

На ваш взгляд, нет ли в этом какой‑то надуманности, попытки найти какие‑то искусственные исторические корни?

— Понимаете, это примерно такой же вопрос, как могут ли современные жители Российской Федерации считать себя наследниками не только древних славян, но и, к примеру, скифов и сарматов, обитавших когда‑то на территории нашей страны? В какой‑то степени — могут. Что же касается волжских булгар, то можно, конечно, сомневаться в их «родстве» с чувашами и татарами, но не признавать тот факт, что в Поволжье существовало когда‑то весьма сильное, могущественное государство, невозможно. А оно, напомню, было исламским и представляло собой, несомненно, восточную культуру.

Не так давно академик РАН историк Александр Чубарьян заявил, что нашей исторической науке пора отказаться от европоцентризма и в полной мере осмысливать исторические связи Руси с восточными цивилизациями. Более того, сейчас готовится новый стандарт школьных учебников, который сделает упор на истории Востока.

Да, оппоненты могут сказать, что в этом есть определенная политическая конъюнктура, готов даже в чем‑то с ними согласиться. Уверен, что во всем должны быть здравый смысл и золотая середина. Когда ключевые события происходят на Востоке, — конечно, их надо ­изучать, поскольку они, несомненно, оказывали влияние и на нашу страну. Если в определенный момент история вершилась на Западе — значит наше внимание должно быть обращено к нему.

Вообще, на мой взгляд, нужен комплексный подход к истории страны, когда объектом изучения являются не только собственно русские княжества, но и вся нынешняя территория России. Такой подход дает нам большее понимание происходивших исторических процессов.

Что же касается волжских булгар, то факт остается фактом: народы, которые ныне считают себя их потомками, являются жителями Российской Федерации. Так что история Волжской Булгарии — это часть предыстории Российского государства. Условно говоря, Киевская Русь, Волжская Булгария, даже Золотая Орда — это все страницы нашего Отечества.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7144) от 06.04.2022 под заголовком «Наследники Волжской Булгарии».

Болгар

История города Болгара в Татарстане Город был основан булгарами — тюркоязычными племенами, проживавшими на территории Поволжья. Сначала он представлял собой небольшое укрепление, позже разросся до размеров города. Высокий берег в месте впадения Камы в Волгу создавал великолепные условия для обзора окружающего пространства и речного судоходства. В короткий срок он стал крупнейшим центром торговли в своем регионе. Вскоре после основания основной религией булгар стал ислам. Во времена расцвета городок считался одним из центров ремесленничества. В нем проживало множество искусных ремесленников, ювелиров, кузнецов и портных. В первой половине XIII века Болгар был подвергнут нападению со стороны Золотой Орды и практически полностью разрушен и разграблен. Каким он был до нашествия монголов — достоверно неизвестно. Об архитектуре того времени можно судить исключительно по описаниям иностранных купцов и путешественников. Известно, что большинство построек были деревянными. Вскоре Булгар был отстроен заново. Теперь в основе архитектуры были постройки из камня. Многие из них дожили до наших дней. После завоевания монголами на месте вновь отстроенного города был создан административный центр завоеванных территорий Волжской Булгарии. В те времена были сооружены Соборная мечеть и дворец хана. Остатки культового сооружения можно наблюдать и сегодня. Во второй половине XIV века Болгар был снова разрушен в результате нашествия Тамерлана, а столетием позже — русским войском во главе с Федором Пестрым. Это стало причиной того, что Великий Булгар окончательно пришел в упадок. Новым центром в регионе стала Казань. Впоследствии знаменитый город превратился в село. История названия В конце XVIII века на месте древнего Болгара было основано небольшое местечко Спасск, выполнявшее функцию перевалочного пункта, в котором хранились товары, направляемые в окрестные села и места. На всех официальных картах городок именовался как Спасск. Чтобы как-то отличать от других населенных пунктов с таким же именем, его обозначали как Спасск-Татарский. Во времена СССР город получил название Куйбышев, это название он носил с 1935 по 1957 год, когда населенный пункт был затоплен из-за заполнения Куйбышевского водохранилища. В 1957 году недалеко от затопленного городка был заложен новый город с тем же названием. В результате развития он почти полностью поглотил село. Официальное название в честь древнего Болгара город получил уже после крушения СССР. Болгар — это официальное название, в то время как жители Татарстана чаще называют его Булгар или Великие Булгары. Как произносить и писать название правильно до сих пор является предметом дискуссий. Дело в том, что историческое название — «Българ», звук «ъ» произносится как нечто среднее между русскими «а» и «ы». Достопримечательности Болгара В музее-заповеднике Болгара есть много интересных мест, которые обязательно нужно посетить. Среди достопримечательностей города: • Белая мечеть. Она современная, была возведена в 2012 году. При проектировании культового сооружения было взято лучшее из исламской архитектуры. Здание обладает неописуемой красотой. Архитектурный ансамбль содержит в себе башни минаретов, молельную комнату, украшенную аркадой из восьмидесяти восьми колонн. Основной купол культового сооружения включает в себе изысканные витражи. Внутри мечеть не менее красивая. В главном зале размещены колонны с полумесяцами. Изнутри культовое сооружение украшено арабской вязью. • Памятный знак «Принятие ислама». Его поставили для того, чтобы увековечить принятие ислама волжскими булгарами. Данное событие произошло в 922 году. Сооружение — целое здание значительных размеров. Внутри сооружения находится самый большой в мире когда-либо напечатанный Коран. Он весит 0.5 тонны. В закрытом виде его габариты составляют два метра на полтора. Обложка книги сделана из малахитовой ткани. Она красиво украшена. На обложке также присутствует узорный декор, сделанный из серебра и покрытый слоем золота. Переплет книги кожаный. Музей Корана расположен на цокольном этаже. В нем выставлено много различных предметов, рассказывающих о том, как развивалась религия в этом регионе. Внимания заслуживает мозаичное панно. • Музей болгарской цивилизации. Учреждение стоит на берегу реки. Музей занимает уникальную постройку, которая идеально вписана в окружающую местность. Значительная часть постройки является подземной. Визуально сооружение небольшое. Музей имеет шесть этажей, он оснащен несколькими лифтами и эскалаторами. На его территории также располагается речной вокзал. В музее есть много интересной информации из истории волжских булгар. У посетителей есть возможность ознакомиться с археологическими находками разных эпох. Учреждение расположено на ул. Назаровых, 67. Посетить музей можно с понедельника по воскресенье с 10 до 19 часов. • Колодец Габдрахмана. Это еще одна достопримечательность, тесно связанная с принятием ислама. Свое название памятник архитектуры получил по имени ученика пророка Мухаммеда. Согласно существующей легенде источник воды появился в момент прикосновения посоха Габдрахмана с землей. Хан, напоив из него свою дочь, избавил ее от тяжелого недуга. После этого древний правитель и его окружение решили принять ислам. По сей день считается, что вода из этого источника обладает целебными свойствами. • Восточный мавзолей. Строительство усыпальницы датируется четырнадцатым веком. По типу архитектуры мавзолей относится к шатровым усыпальницам. Это детально сохранившееся сооружение древности. В наше время внутри него находится огромная выставка по истории Булгара с X по XVIII века. Здесь также можно увидеть Большой минарет. • Соборная мечеть. Считается главным сооружением древнего Булгара. Она была возведена в XIII веке. Сейчас мечеть также выполняет функцию культового сооружения. В дни празднования религиозных праздников на ее территории проводятся различные мероприятия. • Малый Минарет. Представляет собой столб из камня высотой шестнадцать метров, оснащенный винтовой лестницей. Последняя имеет сорок ступеней. Также стоит посетить Ханскую усыпальницу. Она включала в себя четыре мавзолея. До нашего времени дожил лишь один из них. Сооружение было местом погребения семьи хана. • Дом лекаря. Был открыт пять лет назад. Решение было принято под влиянием многочисленных археологических находок. Из древних летописей известно, что Булгар представлял собой один из крупнейших научных центров того времени. Многие лекари города были известны не только по всей Волжской Булгарии, но и в других мусульманских странах. Музей «Дом лекаря» содержит в себе много интересных экспонатов. • Музей хлеба. Посетители смогут узнать все этапы приготовления хлеба в древней Булгарии. На территории комплекса присутствуют мельницы. Посетители также смогут осмотреть кузницу и большой арсенал разнообразного сельскохозяйственного инвентаря. Площадь главного здания музея занимает 320 квадратных метров. На его территории находятся три зала. Выставленные экспонаты наглядно демонстрируют этапы развития всех отраслей хозяйствования, так или иначе связанных с хлебом. Музей расположен на ул. Кул Гали, 3. Он открыт для посетителей ежедневно с 9 до 18. • Северный мавзолей. Посещение этого места позволит вам окунуться в культуру булгар четырнадцатого века. Архитектурное сооружение размещено вблизи Соборной мечети. На территории мавзолея расположена выставка, посвященная булгарской эпиграфике. • Успенская церковь. Возведена в первой половине XVIII века. Она была сооружена на деньги известного казанского торговца в честь посещения царем Петром этого места. Комплекс строился для нужд Успенского монастыря, находящегося неподалеку. Посещение этого архитектурного памятника позволит вам ближе познакомиться с историей региона. • Ханский дворец. Является важной достопримечательностью города. Он представляет собой масштабное сооружение, оснащенное угловыми башнями. Здание считается одним из самых ранних зданий, относящихся к золотоордынскому периоду. Сооружение представляет собой прямоугольник с размерами 29х24 метра. Здание было построено примерно в середине XIII века. На территории комплекса выставлено множество интересных экспонатов, относящихся к тому времени. Дворец представляет собой музей. • Черная палата. Сооружение относится к четырнадцатому веку. В его стенах размещался ханский суд. Архитектура сооружения отличается богатством убранства. Свое название комплекс получил из-за мифа о дочери хана. Согласно преданию, она спасла братьев, пожертвовав собой. • Памятный знак сахабам. Располагается недалеко от Малого минарета. Легенда гласит, что на месте памятного знака расположена могила одного из сахабов — сподвижников пророка Мухаммада. • Белая палата. Сооружена в XIV веке. Постройка была оснащена собственной системой снабжения водой, канализацией. Внутри даже находилась своя подпольная отопительная система. • Малый городок. Располагается на юге поселения. Выглядит он в виде прямоугольника. На территории комплекса находятся постройки относящиеся к середине XIV века. Здесь расположены остатки вала и рва, а также трех монументальных сооружений. В список последних входят двухбашенные ворота, омовительное здание и трехкамерная постройка. • Свято-авраамиевская церковь. Представляет собой памятник архитектуры девятнадцатого века. Культовое сооружение также является местной достопримечательностью. Архитектурный комплекс церкви состоит из деревянных построек. Среди других монументальных памятников времен Волжской Булгарии, находящихся неподалеку, стоит посетить Билярское городище, расположенное на территории села Билярск. Археологический комплекс расположен в юго-восточной части населенного пункта. В нем есть много интересных памятников архитектуры. Там есть что посмотреть. Биляр до разграбления монголами был столицей Волжской Булгарии. Интересные факты К западу от Болгара расположено несколько озер. Наиболее живописным из них считается озеро Рабиги («Рабига куль»). Согласно легенде, одна из дочерей хана с подругами собиралась ночами на поляне. Девушки водили хороводы и перевоплощались в белых лебедей. Но однажды хан вышел на охоту и подстрелил одного лебедя. Подойдя поближе, он увидел свою дочь, пронзенную стрелой. Владыка проплакал всю ночь, и в результате наутро появилось озеро. Праздники в Булгаре. Фестиваль реконструкции В городке проводятся ежегодные торжественные мероприятия, посвященные принятию ислама народом Волжской Булгарии. На праздничные мероприятия съезжаются мусульмане со всей России и других уголков мира. Летом в Булгаре проводится фестиваль исторической реконструкции или средневекового боя. Это очень яркое и зрелищное мероприятие. Сюда съезжаются любители исторического фехтования со всех уголков страны. Где поесть в Болгаре? На территории городка есть различные кафе, где можно вкусно перекусить. На территории музея-заповедника у всех желающих есть возможность посетить кафе «Чайхана» с большим выбором национальной татарской кухни, сладостей и выпечки. Также есть и другие кафе с умеренными ценами. Адрес, как доехать до Болгара Булгар находится в ста восьмидесяти километрах от столицы Татарстана, в Спасском районе, на берегу Волги. Добраться сюда довольно легко. С Южного автовокзала туда ежедневно ходят автобусы. Добраться до места назначения можно и посредством речного транспорта, а в летнее время регулярно ходит скоростной теплоход «Метеор». Экскурсии Город называют «Северной Меккой». Экскурсия в Болгар предлагает посетить древний оплот одного из легендарных восточных государств. Он интересен также любителям истории и антропологии. Вы увидите здесь следы цивилизации, исчезнувшей много веков назад – это действительно впечатляюще!

туристско информационный центр

Булгары и болгары в чем разница

Закрыть меню

Меню сайта
  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио «Ъ FM»
  • Редакция
  • Русфонд
  • Банкротства
  • Партнерские проекты
  • Картотека
  • Конференции
  • Университетъ
  • Подписка
  • Реклама
  • Фотоагентство
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • Hi-Tech
  • Авто
  • Стиль
  • Регионы
  • Приложения
  • Наука
  • Деньги
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android
      • $ 90,44
      • € 98,26
      • ¥ 12,51
      • IMOEX 3297,75

      01.11.2000, 00:00

      &nbsp Татары — это не болгары
      Таков вердикт Страсбургский суда по правам человека
      Президент Болгарского национального конгресса (Республика Татарстан) Гусман Халилов потерпел поражение в борьбе (о которой Ъ уже писал) за переименование татар в болгар. Европейский суд по правам человека, рассмотрев дело «Халилов против России», отклонил его жалобу на решения российских судов всех инстанций — вплоть до Верховного суда Российской Федерации,— отказавшихся признать господина Халилова болгарином и дать ему право на соответствующую запись в паспорте.

      Татары — прямые потомки не столько золотоордынцев, сколько коренных жителей Волжской Болгарии, покоренной монголами одновременно с Русью. В связи с этим еще в начале ХХ века в Казанской губернии раздавались голоса, требующие вернуть татарам исконное имя «болгары». (Более распространен вариант «булгары» — с легкой руки ученых, условившихся называть так болгар, которые ушли к Волге, в отличие от их собратьев, переселившихся на Дунай.)
      В конце 80-х идея снова стала довольно популярной, однако сегодня интерес к ней почти утрачен. Знамя борьбы продолжает нести лишь небольшая организация — Болгарский национальный конгресс (БНК). Его президент Гусман Халилов обращался во все судебные инстанции — от Вахитовского районного суда Казани до Верховного суда Российской Федерации — и даже кое-чего добился. Например, Вахитовский райсуд признал право господина Халилова получить паспорт, в котором в пятой графе стояла бы национальность «болгарин».
      В порядке развития успеха президент БНК решил поправить основателя советского государства Владимира Ленина, который, как считает БНК, не имел никаких оснований в декрете о создании Татарской автономной советской социалистической республики называть ее татарской. Как рассказывал Ъ, ответчиком по делу был назван Владимир Путин, тогда еще председатель правительства России. Господин Халилов рассчитывал, что суд обяжет отменить декрет господина Ленина и упразднить слово «Татарстан» в нынешнем названии республики. Однако тот счел аргументы господина Халилова неубедительными и в этом иске отказал. Более того, Верховный суд Татарии лишил лидера волжских болгар единственной победы, отменив в порядке кассационного рассмотрения решение Вахитовского райсуда о записи в паспорте. А Верховный суд РФ оставил решение республиканской коллегии в силе на том основании, что истец не представил доказательств того, что является болгарином.
      Тогда господин Халилов обратился в Суд по правам человека в Страсбурге с жалобой на действия властей России и Татарии и на решения судов всех инстанций, включая Верховный суд России, отказавшихся выдать ему паспорт с правильным указанием его национальности — «болгарин», а не «татарин». И потерпел поражение. Суд по правам человека, рассмотрев дело «Халилов против России», не нашел нарушения его прав и свобод. «Это решение является окончательным и не подлежит обжалованию ни в суде, ни в какой-либо другой инстанции»,— сказано в документе, направленном Гусману Халилову.
      Тем не менее президент БНК считает свою задачу отчасти выполненной. Гусман Халилов заявил, что с появлением российских паспортов, в которых отсутствует графа «национальность», представители всех народов, в том числе потомки волжских болгар, получают равные права, ибо «национальность надо носить в сердце». Глава конгресса продолжает борьбу, но теперь решил идти путем не судебного принуждения, но убеждения. Господин Халилов уже направил в Госсовет Татарии обращение с просьбой упразднить в названии республики слово «Татарстан» как неприемлемое и нарушающее права человека.
      ШАМИЛЬ Ъ-ИДИАТУЛЛИН, Казань

      • Газета «Коммерсантъ» №205 от 01.11.2000, стр. 11
      • Все о Европе подписаться отписаться
      • Болгария и ее отношения с Россией подписаться отписаться
      • Обращения россиян в Европейский суд по правам человека подписаться отписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *