Верстовой столб в парке музеон сколько верст
Перейти к содержимому

Верстовой столб в парке музеон сколько верст

  • автор:

С фотоаппаратом по Питеру

2. Музей «Дом станционного смотрителя» — дворовые постройки

Опубликовал: Гончаренко Юрий : Категория: МУЗЕИ, ТРАССА Е95

Открытие почтовой станции в деревне Выра состоялось 30 июня 1800 года. Открыта она была по предложению отставного полковника Ф.А. Рылеева, отца будущего поэта-декабриста Кондратия Фёдоровича Рылеева.

dstsm_05

Первоначально почтовая станция располагалась в крестьянской избе, стоящей неподалёку. Каменное одноэтажное здание для неё построили в 1840, по другим данным в 1837 году. Соединялось оно каменной стеной с воротами и калитками, ведущими в большой двор, с другим таким же зданием, в котором жил станционный смотритель и отдыхали ямщики. Фасады зданий и стена были выкрашены в розовый цвет. Так что и днём почтовая станция была хорошо заметна для проезжающих по тракту путников, и ночью, благодаря горящим у въезда в неё фонарям.

dstsm_06

Вырская почтовая станция стала третьей по счёту от Санкт-Петербурга по Белорусскому почтовому тракту. Подобные почтовые станции располагались на расстоянии 20-25 вёрст друг от друга.

dstsm_07

Перед станцией установлен полосатый черно-белый верстовой столб. На его грани, обращённой в сторону Санкт-Петербурга написано: «ПЕТЕРБУРГ 69 верстъ». На грани в сторону продолжения пути — «ПСКОВ 239 верстъ».

dstsm_08

Перед въездом в Выру стоит современный дорожный указатель, на котором написана цифра 72 — расстояние в километрах от Санкт-Петербурга . Зная, что 1 верста равна 1.0668 км, получается — расстояние до почтовой станции составляет 73 км и 600 с небольшим метров. Что полностью соотносится между старыми и новыми единицами измерения расстояний. Да, вообще-то, по другому и быть не могло. А приведённые выше вычисления относятся даже не к математике, а арифметике — просто проделал их любопытства ради…
Инициатором создания музея «Дом станционного смотрителя» был архитектор и краевед Гатчинского района Александр Александрович Сёмочкин — выпускник Ленинградского инженерно-строительного института. Воссоздали Вырскую почтовую станцию, опираясь на различные исторические документы и художественные произведения, так, как она могла бы выглядеть в период своего расцвета в середине ХIХ века. Помимо сохранившихся зданий, были воссозданы и дворовые постройки.

dstsm_10

Построенные по сторонам большого двора, они образуют замкнутый квадрат.

dstsm_11

Справа от въезда во двор располагаются конюшни. В 40-х годах XIX века на Вырской почтовой станции находились 18 ямщиков, а в конюшнях стояло до 55 лошадей.

dstsm_09

Прямо — амбар, необходимые для работы почтовой станции подсобные помещения, пожарная с каланчой.

dstsm_12

Перед ними под навесом — деревянный колодец.

dstsm_13

По левую сторону двора расположен каретник. В нём под навесом выставлены образцы карет, в которых разъезжали по Российской империи путешественники.
Да, по комфорту это далеко не современные автомобили. Как представлю себе едущих в подобных каретах в непогоду путников — б-р-р-р…

Верстовой столб в парке музеон сколько верст

  • Петергоф
    • История
    • Нижний парк
    • Большой петергофский дворец
    • Музей «Особая кладовая»
    • Музей «Церковный корпус»
    • Музей «Екатерининский корпус»
    • Музей «Банный корпус»
    • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
    • Дом игральных карт
    • Музей коллекционеров
    • Культурно-выставочное пространство «Большая Оранжерея»
    • Верхний сад
    • Музeи, закрытые на зиму
    • Музей «Гроты Большого каскада»
    • Музей фонтанного дела
    • Павильон «Эрмитаж»
    • Вольеры
    • Дворец «Марли»
    • Музей «Императорские яхты»
    • Музей семьи Бенуа
    • Музeи, закрытые на реставрацию
    • Дворец «Монплезир»
    • Фонтаны Верхнего сада
    • Фонтан «Нептун»
    • Фонтаны Квадратных прудов
    • Фонтан «Межеумный»
    • Фонтан «Дубовый»
    • Фонтаны Нижнего парка
    • Большой каскад
    • Фонтан «Самсон»
    • Фонтаны «Чаши»
    • Воронихинские колоннады
    • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
    • Фонтан «Фаворитка»
    • Лабиринт
    • Террасные фонтаны
    • Аллея фонтанов
    • Фонтан «Тритон»
    • Каскад «Шахматная гора»
    • Римские фонтаны
    • Фонтан «Пирамида»
    • Фонтан «Солнце»
    • Фонтан-шутиха «Елочки»
    • Фонтан-шутиха «Дубок»
    • Фонтан-шутиха «Зонтик»
    • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
    • Фонтан-шутиха «Диванчики»
    • Фонтан «Сноп»
    • Фонтаны «Колокола»
    • Фонтаны «Адам» и «Ева»
    • Фонтан «Китовый»
    • Львиный каскад
    • Фонтаны «Менажерные»
    • Фонтаны «Тритоны-колокола»
    • Каскад «Золотая гора»
    • История
    • Парк Александрия
    • Фермерский дворец
    • Дворец «Коттедж»
    • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
    • Новая Ферма
    • Музeи, закрытые на зиму
    • Музей «Фельдъегерский домик»
    • Готическая капелла
    • История
    • Парк Ораниенбаум
    • Большой Меншиковский дворец
    • Картинный дом
    • Дворец Петра III
    • Павильон Катальной горки
    • Музeи, закрытые на зиму
    • Китайский дворец
    • Музeи, закрытые на реставрацию
    • Павильон «Китайская кухня»
    • Павильон «Каменное зало»
    • История
    • Музeи, закрытые на зиму
    • Сады на островах Колонистского парка
    • Царицын и Ольгин павильоны
    • История
    • Фруктовый сад и огород Стрельны
    • Музeи, закрытые на реставрацию
    • Дворец Петра I в Стрельне
    • История
    • Купить билет
    • Поддержать музей
    • Распечатать карту
    • Сведения об образовательной организации
    • Доступная среда

    Сегодня, 17 февраля, в связи с погодными условиями все парки музея-заповедника «Петергоф» закрыты для посещения. Открыты некоторые музеи.

    • История
    • Нижний парк
    • Большой петергофский дворец
    • Музей «Особая кладовая»
    • Музей «Церковный корпус»
    • Музей «Екатерининский корпус»
    • Музей «Банный корпус»
    • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
    • Дом игральных карт
    • Музей коллекционеров
    • Культурно-выставочное пространство «Большая Оранжерея»
    • Верхний сад
    • Музeи, закрытые на зиму
    • Музей «Гроты Большого каскада»
    • Музей фонтанного дела
    • Павильон «Эрмитаж»
    • Вольеры
    • Дворец «Марли»
    • Музей «Императорские яхты»
    • Музей семьи Бенуа
    • Музeи, закрытые на реставрацию
    • Дворец «Монплезир»
    • Фонтаны Верхнего сада
    • Фонтан «Нептун»
    • Фонтаны Квадратных прудов
    • Фонтан «Межеумный»
    • Фонтан «Дубовый»
    • Фонтаны Нижнего парка
    • Большой каскад
    • Фонтан «Самсон»
    • Фонтаны «Чаши»
    • Воронихинские колоннады
    • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
    • Фонтан «Фаворитка»
    • Лабиринт
    • Террасные фонтаны
    • Аллея фонтанов
    • Фонтан «Тритон»
    • Каскад «Шахматная гора»
    • Римские фонтаны
    • Фонтан «Пирамида»
    • Фонтан «Солнце»
    • Фонтан-шутиха «Елочки»
    • Фонтан-шутиха «Дубок»
    • Фонтан-шутиха «Зонтик»
    • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
    • Фонтан-шутиха «Диванчики»
    • Фонтан «Сноп»
    • Фонтаны «Колокола»
    • Фонтаны «Адам» и «Ева»
    • Фонтан «Китовый»
    • Львиный каскад
    • Фонтаны «Менажерные»
    • Фонтаны «Тритоны-колокола»
    • Каскад «Золотая гора»

    Как добраться до Петергофа?

    • От метро «Автово» до остановки «Правленская ул.» или «Разводная ул.» Автобусы: №200, №204, №210
    • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутки: К-639Б. Автобусы: №103, №343
    • От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №351А, №351Б, №352, №356, №463, №489

    Александрия

    • История
    • Парк Александрия
    • Фермерский дворец
    • Дворец «Коттедж»
    • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
    • Новая Ферма
    • Музeи, закрытые на зиму
    • Музей «Фельдъегерский домик»
    • Готическая капелла

    Как добраться до Александрии?

    • От метро «Автово» до остановки «Александрия» Автобусы: №200, №201, №204, №210
    • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутки: К-639Б. Автобусы: №103, №343
    • От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №162, №201, №278

    Ораниенбаум

    • История
    • Парк Ораниенбаум
    • Большой Меншиковский дворец
    • Картинный дом
    • Дворец Петра III
    • Павильон Катальной горки
    • Музeи, закрытые на зиму
    • Китайский дворец
    • Музeи, закрытые на реставрацию
    • Павильон «Китайская кухня»
    • Павильон «Каменное зало»

    Как добраться до Ораниенбаума?

    • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»). Автобус №200, №204, №401
    • От метро «Проспект Ветеранов» Автобус №343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
    • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
    • История
    • Музeи, закрытые на зиму
    • Сады на островах Колонистского парка
    • Царицын и Ольгин павильоны

    Как добраться до Островов?

    • От метро «Автово» до остановки «Торговая площадь» Автобусы: №200, №204, №210
    • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Торговая площадь» Автобусы: №103, №343
    • От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №351А, №351Б, №356, №463, №489, №162, №201, №278
    • История
    • Фруктовый сад и огород Стрельны
    • Музeи, закрытые на реставрацию
    • Дворец Петра I в Стрельне

    Как добраться до Стрельны?

    • От метро «Автово» до остановки «Фронтовая» Автобусы: №200, №204, №210
    • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фронтовая» Автобусы: №103, №329, №343
    • Купить билет
    • Календарь
    • Поддержать музей
    • Распечатать карту
    • Контакты
    • Сведения об образовательной организации
    • Доступная среда

    11 октября в 11 часов на углу Санкт-Петербургского шоссе и Разводной улицы состоялась установка отреставрированного верстового столба «29 верста»

    11 октября в 11 часов на углу Санкт-Петербургского шоссе и Разводной улицы состоялась установка отреставрированного верстового столба «29 верста».
    Решение об установке верстовых столбов – “мраморных пирамид” на новой Петергофской дороге было принято указом Екатерины II в 1764 году. Столбы одного типа устанавливались на трассах, ведущих в императорские летние резиденции, на дорогах в Гатчину и Царское Cело. Эти дорожные знаки в виде обелисков из гранита и мрамора отмечали дорогу и ставились вдоль них на расстоянии 1 версты друг от друга. Изготавливались столбы в мастерских Конторы строения Исаакиевской церкви по проекту архитектора Антонио Ринальди. Их установка производилась в 1780-х годах.
    К настоящему времени на Петергофской дороге сохранилось восемь верстовых столбов. Три из них находятся на территории музея-заповедника «Петергоф».
    Столб “29 верста”, расположенный на углу Санкт-Петербургского шоссе и Разводной улицы, полностью сохранил свой исторический облик. Однако неравномерная просадка фундамента привела к его многочисленным трещинам и повреждениям. В 2010 году музей принял решение о реставрации памятника, находившегося в аварийном состоянии. Столб был демонтирован и передан для производства работ ООО “Реставрационная мастерская “Наследие”.
    Отдельного внимания заслуживает история, связанная с маркировкой этого верстового столба.
    Первый верстовой столб на Петергофской дороге был установлен у Старо-Калинкина моста недалеко от набережной реки Фонтанки, где во времена Екатерины II проходила южная граница города. А поскольку отсчет верст традиционно велся от здания Главпочтамта, то на «начальном» столбе значились две цифры: «3» (расстояние от Главпочтамта) и «26» (путь до конечного столба на углу Верхнего парка в Петергофе). Так «конечный» верстовой столб получил маркировку «29» — расстояние от Главпочтамта. В первой трети XX века цифру перегравировали на «26», указывая тем самым расстояние от «начального» верстового столба. В ходе реставрации по решению КГИОП была сохранена послереволюционная маркировка.
    Установка отреставрированного верстового столба стала финальным аккордом в богатом на события летнем сезоне 2012 в музее-заповеднике. В период с апреля по октябрь ГМЗ «Петергоф» посетили 2 млн. 868 тыс. человек. Только 50 тыс. собрал 14 и 15 сентября на Большом каскаде грандиозный мультимедийный праздник фонтанов «Ода Отечеству». В этом летнем сезоне состоялось открытие Комплекса детских гимнастических игр и пожарной каланчи в парке “Александрия”, четырех залов второй очереди реставрации Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Среди Интернет -проектов особое внимание заслуживают совместный тематический сайт с Национальным музеем Версаль и мобильный гид по музею-заповеднику «Виват, Петергоф!».
    Сюжет телеканала «Россия»

    Верстовой столб в парке музеон сколько верст

    Как же мало сохранилось до нашего времени свидетельств дорожного хозяйства России! Всего лишь несколько дошедших до нас постоялых дворов и почтовых станций с единственным в стране «Музеем станционного смотрителя» недалеко от бывшего Ленинграда. Добавим ещё несколько десятков царских карет в Москве и Санкт-Петербурге, чудом сохранившихся в перипетиях нашей бурной истории. И настоящим откровением выглядит утверждение, что буквально по всей европейской части страны разбросаны многочисленные прямые свидетели бурной жизни российских трактов. Они веками стоят на обочинах дорог и могли бы рассказать, как по ним когда-то катили роскошные экипажы дворянской знати, шумно мчались извозчики и позванивали колокольчиками почтовые тройки, плелись крестьянские клячи, таща за собою тяжелый воз. Могли бы они поведать и о новых временах, когда дороги из простых грунтовых становились асфальтовыми и бетонными, а по ним сначала катились чадящие моторные повозки на высоких колесах со спицами, а потом — быстрые автомобили.

    Но ничего не расскажут нам эти свидетели истории. Ибо это каменные «истуканы», рожденные все видеть, но упорно молчать. Это старинные верстовые столбы, высеченные века назад из камня и кое-где сохранившиеся до сих пор в первозданном виде. Сегодня стоят они на оживленных улицах многомиллионных городов, украшают въезды к бывшим царским дворцам и нынешним музеям, тихо разменивают третье столетие в редких перелесках и возвышаются в бескрайних и пыльных просторах южных степей. Сколько они повидали в своей жизни! Но никогда мы не узнаем от них историй о царях и богачах, о революциях и войнах, о каретах и повозках, телегах и автомобилях.

    Сегодня на эти свидетельства истории отечества никто не обращает внимания и, не будь они каменными, почти вечными, мы бы их никогда не увидели. С веками и камень разрушается, вода и лед, ветер и дождь нещадно стирают высеченные на них цифры и надписи. И все-таки немало верстовых «колонн» ещё живы. Многие представляют собой настоящие произведения архитектуры прошлого и охраняются государством, иные брошены на произвол судьбы, другие, деревянные столбы, восстановлены и украшают вход к редким музеям дорожного быта России.

    На первых дорогах и караванных путях в доисторические времена через равные промежутки просто складывали кучи камней, которые указывали расстояние и в первую очередь обозначали дорогу. Есть сведения, что ещё в Древнем Риме, Египте, Персии, Ассирии измеряли длину дорог. Её определяли в шагах гонцов и отмечали на придорожных камнях. Уже во II-III вв. нашей эры на дорогах, ведущих из Рима, появились каменные столбы, указывающие длину пути.

    В незапамятные времена огромные каменные колонны устанавливали посреди базарной площади населенных пунктов и от них вели отсчет пути до соседнего города. Местные власти считали за честь увековечить свои имена на таких столбах, и до сих пор память о некоторых былых правителях сохранилась лишь на придорожных указателях. Один из них ныне возвышается в небольшом городке Конин в центральной Польше. Его установили близ костела ещё в 1151г. по поручению воеводы Петра Влостовича. До сего дня на нем можно прочитать: «Этот дорожный знак точно указывает центральное место на рыночной площади, от которого начинается дорога до Калиша. Установлен по приказу Петра, местного воеводы, чтобы указывал с точностью дорогу и чтобы каждый путешественник чтил его память в неустанных молитвах к господу Богу».

    В нашей стране первые обозначения расстояния на трактах относятся к 1589г. когда «Судебник» царя Федора Иоанновича устанавливал организацию почтовых дорог и ямской перевозки почты. В нем землевладельцам было предписано ставить на трактах вехи «до тех мест чья земля имеет». В середине XVII в., когда подмосковное село Коломенское стало загородной резиденцией царя Алексея Михайловича, от него вплоть до Калужской заставы столицы поставили огромные резные двухсаженные колонны с царским орлом на вершине. От этих каменных четырехметровых «вешек» и пошло известное выражение «коломенская верста», означающее человека большого роста. Одна из них до сих пор стоит в парке московского заповедника Коломенское.

    В развитии России многое связано с деятельностью Петра I. Именно при нём началось активное дорожное строительство, и на крупных трактах постепенно стали появляться указатели расстояний, направлений движения и населенных пунктов. В 1711г. Сенат в указе об обустройстве дорог определил строить на Тульском тракте вместо мостов объезды, а «где с большой дороги будет объезд на поворотах и на выездах, ставить верстовые столбы».
    В ноябре 1724г. Камер-коллегия внесла предложение на основных российских дорогах «поставить версты, столбы крашеные и подписанные цифирью». Петр I утвердил это предложение, а сам собственноручно добавил, чтобы на дорогах «. ставить по верстам на перекрестках руки с надписями, куда которая лежит». В 1786г. к этому решению добавили: «Для обозначения расстояния на каждых 5 верстах или полумиле поставить возвышенные столбы с надписями, а версты означать только небольшими каменными надолбами с означением чертами числа верст между полумилями».

    В те времена верстовые столбы стояли только на крупных государственных трактах и поэтому они получили название столбовых дорог. Интересно, что размещались такие знаки неравномерно. Это связано с изменением длины самой версты, которая в XVII-XVIII вв. определялась в 500, 700 и 1000 саженей, а сама сажень могла колебаться от 1,76 до 2,13 м. С XVIII в. одна верста соответствовала 1066,7 м. Необычно для нас звучит заключение историков о том, что главной целью установки столбов было не обозначение расстояния, а указание направления самой дороги, для чего они ставились в непосредственной видимости одна от другой, причем на многих вообще не было указано расстояние. Это утверждает голландский художник Корнель де Бруин, совершивший путешествие из Москвы до Воронежа в 1702г. По пути он насчитал 552 красных столба с резным орлом и датой установки «1701 год». А было до Воронежа 472 версты.

    В XVIII в. начали ставить дорожные столбы по многим крупным европейским путям сообщения. Например, с 1722г. в течение 20 лет в Саксонии устанавливались каменные столбы с указаниями расстояния в милях. Их высота иногда достигала 4-6 м, и они напоминали живописные обелиски с изображениями почтовых рожков, датой установки, гербами, памятными надписями и даже красивыми барельефами. Сегодня многие такие столбы можно встретить на дорогах Германии, Франции, Чехии, Словакии, Болгарии и других стран.

    В России в последней четверти XVIII в. начинается новая кампания по обустройству проезжих путей. К этому делу привлекали известных архитекторов, в том числе Н.А.Львова. По заграничному образцу было предложено обозначать все дороги солидными массивными каменными вехами, но в те времена эта затея оказалась слишком дорогой и таких столбов успели сделать немного.

    Интересную страницу в истории дорожного строительства и оформления трасс вписали безвестные русские мужики, когда императрица Екатерина II вознамерилась осмотреть свои новые, южные «неведомые земли», недавно присоединенные к России. В 1787г. она совершила длительное путешествие в Крым. Оно славно в российской истории тем, что фаворит царицы граф Потемкин, чтобы угодить ей, придумал строить на пути императрицы декоративные деревни — те самые, «потемкинские»,- и посыпать ухабистые дороги солью на многие версты, дабы сгладить их и уничтожить растительность на проезжей части. Но менее известно, что по указанию Главного почтового двора в Санкт-Петербурге на пути следования царицы расставили каменные верстовые столбы, так называемые «екатерининские мили». Сегодня их можно увидеть около поселка Старый Крым и близ ханского дворца в Бахчисарае.

    Сохранились каменные столбы-версты и в других местах. В Москве у бывшей Рогожской заставы (ныне площадь Ильича), откуда уходила дорога на Сибирь, знаменитая Владимирка, стоит массивный высеченный из камня знак с надписью «От Москвы 2 версты. 1783 года».

    В 1770-1780гг. развернулись работы по строительству дорог под Петербургом и в основном на тех путях, по которым чаще всего ездил царь. Здесь устанавливали настоящие монументы — высокие верстовые столбы, спроектированные архитектором Антонио Ринальди. Они были двух видов. В черте Санкт-Петербурга, Царского Села и Петергофа стояли красивые обелиски высотой более 4 м с остроконечной пирамидальной вершиной. На их гранях указывалось пройденное и оставшееся расстояние, там были даже солнечные часы для путников. Между населенными пунктами ставили версты пониже и попроще. У них верхняя часть была не остроконечной, как в городах, а скругленной конической. Сегодня эта череда каменных обелисков-верст — единственная почти полностью сохранившаяся в стране. Она ведет от набережной реки Фонтанки из Санкт-Петербурга до ворот парка в Царском Селе, где находилась летняя императорская резиденция. Сохранился верстовой столб и у царского дворца в Петергофе. В Гатчине стоит известняковая колонна — одна из восьми изготовленных мастером К.Пластининым в 1795г. Это конический обелиск с декоративной вазой сверху, который специалисты признают «одним из интересных образцов архитектуры малых форм».

    В 1805г. был принят государственный указ о типовых верстовых столбах, призванный стандартизировать их по всей территории России. Верстовой столб должен быть деревянным, с четырьмя срезанными гранями, на которых со всех сторон ставили цифры, показывающие пройденное расстояние от крупного города или ближайшей почтовой станции. На каждой из них был «нулевой» столб, а в городах счет пути вели от почтампа. Впоследствии эти версты часто изменялись, что определялось царскими указами.

    В 1817г. Александром I были введены стандартные деревянные верстовые знаки с нанесенными по бокам толстыми черными полосами. Это были те самые, пушкинские «версты полосаты». «На каждой требовалось означать число верст только от одной станции до другой, и то одними крупными цифрами, а расстояния до городов и других надписей, одну лишь пестроту составляющих, вовсе на них не делать». На некоторых таких столбах устанавливали свечки под деревянным навесиком-крышей, чтобы в плохую погоду путники не заплутали и не потеряли дорогу. Таких недолговечных деревянных столбов не сохранилось, но перед входом в «Музей станционного смотрителя» в деревне Выра Ленинградской области можно видеть такое сооружение, сделанное уже в наши дни. Еще один подобный столб стоит на Бородинском поле под Москвой близ памятника на месте командного пункта фельдмаршала М.И.Кутузова.

    В XIX в. столбы часто меняли, улучшали и упрощали. В 1857г. был утвержден «нормальный верстовой столб» высотой 4,5 аршина (3,2 м), круглый, полосатый с четырьмя квадратными табличками с крупными цифрами. Его должно было ставить на грунтовых возвышеиях, защищенных уложенными сверху камнями и обведенными кругом из белой краски. Расстояния в сотни метров означались крупными камнями, боковина которых стесывалась и на ней ставили соответствующие цифры. Их размещали на таких же горочках, как и верстовые столбы. Установка этих указателей оказалась делом дорогим, хлопотным и довольно кропотливым. Поэтому в 1864г. было высочайше разрешено в качестве верстовых знаков использовать телеграфные столбы. К ним просто прибивали таблички с нужными цифрами. В 1883г. на каждой версте необходимо было делать дополнительные надписи, указывающие «в чьем заведывании находится шоссейная дорога». Было дозволено также изготовление верст из рельсов. На каждой почтовой станции на нулевом столбе можно было прочитать название населенного пункта и расстояние от ближайшего крупного города или от столицы. Такой столб можно увидеть сегодня в Киеве на набережной Днепра у здания бывшей почтовой станции. Подойдя поближе, узнаем, что от нынешнего Санкт-Петербурга до Киева 1132 версты. А казалось — больше.

    До революции большинство российских дорог было маркировано верстами, но с переходом на метрическую систему они оказались ненужными. Сегодня километровые столбы предельно просты и часто лишены цифр. А ещё чаще их вообще не сыскать по всей дороге. Встречаются они лишь по крупным магистралям, а на прочих такая же редкость, как хотя бы в XVIII в. А об архитектурных или эстетических достоинствах нынешних «верстовых столбов» говорить излишне. Единственная в стране трасса, где и сегодня на каждом километре можно увидеть обозначения расстояния, это легендарная Дорога жизни, ведущая от окраины современного Санкт-Петербурга до поселка Осиновец на берегу Ладожского озера. Это не просто столбы, а 46 массивных каменных стел со звездой и цифрами километража от города. Их спроектировал архитектор М.Мейсель в 60-е годы и с тех пор, кажется, ни одного другого более или менее примечательного километрового знака в стране не появилось. Видно, заботы теперь стали иными.

    Источник: «Автомобильный Транспорт», №2, 1992г.

    Верстовой столб в парке музеон сколько верст

    Официальный канал всероссийского движения 5 вёрст

    ⚡️Интервью с участниками
    ⚡️Обзоры локаций
    ⚡️Еженедельная рубрика #гдетыбыл
    ⚡️Новости об открытиях
    и многое другое

    Для связи: @Saykovka
    Поддержка: support@5verst.ru

    About
    Blog
    Apps
    Platform

    6.37K subscribers

    Наконец-то весна!
    Хочется побольше солнца и ярких красок!

    Именно поэтому в нашем онлайн-магазине 5 вёрст появились новые яркие розовые носки! А для тех, кто любит классику, тоже новинка — носки в черно-белом варианте.
    Выбирайте и скорее заказывайте, пока есть размеры!

    Весна��. На улице ещё прохладно, но все равно есть потребность больше двигаться и проводить больше времени на свежем воздухе: зима в четырёх стенах, телевизор �� и сериалы в качестве досуга до жути надоели. Хочется вырваться на улицу, в парк, в лес��️. А ещё в голову лезут мысли и обещания, которые даёшь себе периодически: «С понедельника начну бегать!».

    Список очень веских причин, чтобы начать с субботы, а не понедельника, представлен в ��нашем материале на Дзен��. Не забудьте поделиться им с другом, который «вот-вот решится».

    Фото Алексея Бабука, 5 вёрст Гатчина.
    5️⃣ Это 5 вёрст. Подписывайтесь.

    Please open Telegram to view this post
    2.1K views edited 07:20

    Лидии Шамсутдиновой, активной участнице стартов 5 вёрст в Кургане, наши субботние мероприятия дают ощущения праздника. Ей нравится чувствовать себя частью команды и быть причастной к волонтерской деятельности, которая приносит и ей, и окружающим радость и позитивное настроение.

    Об увлечениях Лидии и о том, почему она ходит на 5 вёрст –читайте в рубрике Участник недели на Дзен.

    Фото 5 вёрст Курган Центральный парк

    Please open Telegram to view this post

    Garmin vs Неизвестные��

    Команда 5 вёрст из Пестовского парка делится полезным лайфхаком для пользователей часов Garmin.
    Ловите:

    QR-код 5 вёрст или штрих-код parkrun можно загружать в часы Garmin (совместимые модели смотрите в описании виджета) и показывать на финише прямо с часов.

    Инструкция:
    1. Скачать на телефон приложение Garmin Connect IQ.
    2. Включить на телефоне Bluetooth, подключиться к часам.
    3. В поиске Garmin Connect IQ найти виджет
    parkrun barcode, установить.
    https://apps.garmin.com/ru-RU/apps/e7b70c06-9d4c-4efd-865b-2b8bdad9f17c
    4. В приложении Garmin Connect IQ в этом виджете нажимаете «Настройки». Вбиваете Athlete Number:
    A******** (ваш 5 вёрст ID).
    Заполняете остальные поля.

    ❗️ Если вы не можете найти свой 5 вёрст ID, соответствующая ссылка есть в любой рассылке 5 вёрст – благодарности за волонтёрство, письме с результатами или пятничной рассылке с новостями.
    Если по какой-то причине вы не получали ни одного письма от нас — напишите на support@5verst.ru, указав свое ФИО и домашний парк. А мы напомним ваш ID.

    5. На 5 вёрст после финиша в часах нажимаем Down или Up несколько раз, пока не дойдете до виджета. Чуть подождите, откроется штрих-код, если нажать кнопку Start-Stop, откроется QR-код. Для считывания подходят оба!

    Please open Telegram to view this post
    5.4K views edited 05:30

    22 апреля в семье 5 вёрст официально появится еще одна локация – в городе Волжский Волгоградской области.
    Команда организаторов приглашает всех на открытие!
    Место сбора – в парке культуры и отдыха «Волжский» возле инсталляции “Аленький цветочек” (на картах он может быть отмечен просто как “Цветок”). Трасса проходит через два круга — 1600 м и 600 м, которые несколько раз чередуются между собой.

    «Идея открытия субботних стартов у нас в Волжском родилась еще в 2019 году, хотя я сам на тот момент участвовал в паркране один единственный раз – в Кёльне, когда приехал туда на марафон. Тогда же у нас проводился забег Эльтон Ультра, и я обратился к одному из организаторов с вопросом о том, можно ли у нас организовать паркран, но ему это оказалось неинтересно. Я даже присмотрел трассу на набережной – туда-обратно по 2,5 км (сейчас у нас другой маршрут, так как тот вариант оказался небезопасным для участников). Тогда мне казалось, что организовать паркран в своем городе очень сложно. Потом случился ковид, на долгое время вообще пришлось отказаться от пробежек. И уже после я обратился к Дмитрию Киосе, руководителю стартов в Волгограде и амбассадору 5 вёрст. И с его помощью мы запустили свой старт.
    И вот наконец мы приглашаем всех желающих на открытие нашего старта 5 вёрст в Волжском! Будем рады всем участникам и волонтерам!»
    Руководитель 5 вёрст Волжский Сергей Василенко

    Подробнее о трассе и месте сбора можно посмотреть здесь. Старт в 9:00, но лучше прийти чуть заранее, чтобы успеть переодеться и размяться.

    Желаем команде успешного старта и полного комплекта волонтеров на все последующие мероприятия! И до встречи в парке!

    А ещё команде будет приятно получить приветственное видео от других парков��

    Please open Telegram to view this post
    Please open Telegram to view this post

    Анонсы этой субботы!

    Сначала Дни рождения �� �� !
    С радостью поздравляем команды:
    Ростова-на-Дону с
    5-летием парковых пробежек!

    Магнитогорск чтит мужество и отзывчивость Доноров�� и отмечает день донора совместной пробежкой.

    Наташинский проводит чайный забег

    СПб Московский парк Победы
    знакомит участников с проектом «Чайные бега Питер». Ребята будут угощать своим фирменным чаем и почти все волонтёрские позиции возьмут на себя!

    Курск Боева дача проводит 46 старт в честь 46 региона.

    Ещё раз напоминаем про открытие Волжского!

    Фото Рашида Гарифова, 5 вёрст Раменское
    5️⃣ Это 5 вёрст. Подписывайтесь.

    Please open Telegram to view this post
    1.6K views edited 11:02

    ��Праздник прошёл, а воспоминания остались! И еще долго не сотрутся из памяти, так как десятилетие парковых пробежек в России мы отметили с размахом. Столько позитивных эмоций, радостных встреч с друзьями, теплых объятий и улыбок Парк Горького не видел давно!

    ��Пока новая суббота ещё не наступила, предлагаем вам вспомнить, как прошла предыдущая. О том, как мы отметили 10-летие парковых пробежек, смотрите наш фотоотчет на Дзене.

    Фото Алексея Чуднова, Парк Горького.

    ❗️ Отмены на 22 апреля:

    ⛔️ Гатчина

    #гдетыбыл, где ты бегал, где ты ходил и даже где ты прыгал!
    Делитесь, как вы провели это субботнее утро на 5 вёрст ��

    И не забудьте подписать локацию, чтобы попасть в итоговое видео ☺️

    ��: Наталья Демидова (Бабушкинский на Яузе)

    2.3K views edited 01:01

    Media is too big
    VIEW IN TELEGRAM

    К утреннему кофе – нарезочка эмоций прошедшей субботы. Смотрите и вдохновляйтесь!

    Автор ролика: Роман Капилюшов, 5 вёрст Наташинский
    Музыка: 883 — Tieni il tempo

    Please open Telegram to view this post

    �� А вот и новость недели: едем в Калугу!

    Очередные насыщенные выходные принесли много крутых событий, о которых мы обязательно расскажем подробнее: старт новой локации 5 вёрст в Волжском, обновление мужского рекорда 5 вёрст в России, очередные рекорды посещаемости и радостные встречи.

    Но первым делом спешим поделиться новостью из Калуги, где в субботу состоялась большая встреча любителей бега, которая собрала лидеров и организаторов беговых событий в регионе. И среди обсуждаемых тем был разговор о коллаборации 5 вёрст и Паркбег40.

    Историческая справка: parkrun в Губернском парке Калуги стартовал 16 января 2021 года, ощутил на себе все сложности пост-ковидного времени и до ухода проекта из России успел состояться 58 раз. После приостановки parkrun ребята продолжили традицию субботних встреч под собственных флагом Паркбег40 (позади уже 55 беговых суббот!), сохранив и волонтерский костяк, и участников субботних пробежек. Огромные молодцы!

    И мы счастливы подтвердить эту долгожданную новость: уже 29 апреля команда калужских организаторов проведёт очередной субботний старт Паркбег40 в рамках первых 5 вёрст в Губернском парке!

    Андрей Варыхтин, руководитель команды организаторов в Калуге: «Наша команда, зародившаяся со времён появления паркрана в городе, растёт, крепнет и придумывает всё новые события для развития любительского бега в городе. Но традиция субботних утренних встреч нами бережно сохранялась всё это время. Присоединение к общероссийскому движению 5 вёрст, мы надеемся, поможет развитию бега в нашем регионе, привлечёт в наш прекрасный город много интересных гостей и позволит калужанам «быть как дома» во время поездок по стране в города, где есть старты 5 вёрст. Приглашаем всех в Калугу уже в эту субботу!»

    Товарищи туристы и любители путешествий, а также все желающие поддержать ребят во время их первого старта в движении: все в Калугу! До встречи в субботу! ��

    Please open Telegram to view this post
    2.0K views edited 05:59

    Вот так выглядит обновление рекорда посещения на 5 верстах на Набережной реки Великой в Пскове (на верхнем фото), куда приехало много гостей по случаю Псковского марафона. Общее количество финишёров составило 80 человек.

    А так выглядит повторение рекорда посещения на 5 верстах в Пестовском парке (нижнее фото). Как и неделю назад, финишную черту здесь пересекли 58 участников. К Пестовскому мы ещё вернёмся��, а пока расскажем о достижениях на других парковых стартах.

    Обновление рекорда посещения также было в Лобне (19 участников) и на Петровской набережной в Астрахани (24). А повторение рекорда — в Балашихе Заречной (36) и в Павловском Посаде — 7 участников, причём такое количество отмечается в данной локации уже в пятый раз.

    Please open Telegram to view this post
    1.8K views edited 07:02

    Также в минувшую субботу был установлен общероссийский рекорд 5 вёрст ������
    Картик Каркера пробежал в Тамбове за 14:53, что является лучшим результатом за историю существования 5 вёрст.

    Напомним, женский рекорд 5 вёрст был установлен в Затюменском. 9 июля 2022 года Нигина Тухтаева преодолела 5 км за 17:24.

    А 22 апреля 2023 года, помимо Тамбова, обновление рекордов трасс было отмечено ещё на 11 локациях, в том числе и в ранее упомянутом Пестовском парке, где Елена Корчагина показала лучший женский результат субботы (18:14). А всего за этот день участниками 5 вёрст было установлено целых 666 личных рекордов ��

    Хорошее начало сезона! �� Растёт количество финишёров на наших стартах, которые являются не только отличным пространством для встречи с друзьями и единомышленниками, но и подходящим местом для проверки спортивной формы участников и роста результатов. А регулярное посещение 5 вёрст несомненно способствует улучшению личных рекордов ��

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *