Сколько залов в новой третьяковке
Перейти к содержимому

Сколько залов в новой третьяковке

  • автор:

Сколько залов и какие насчитывает Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — крупнейшее собрание произведений искусства в России. Фонд музея вмещает коллекцию экспонатов XI — начала XXI веков. Сегодня здесь представлено более 200 тысяч шедевров живописи и скульптуры. А началась история одного из значимых музеев мира всего с двух картин из небольшой частной экспозиции.

Домашняя коллекция

В 1851 году семья Третьяковых приобрела дом в Лаврушинском переулке. Позднее этот особняк стал хранилищем частной коллекции, а потом и публичным музеем. Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, был купцом и меценатом, вкладывал значительные суммы в благотворительность и страстно любил искусство.

Третьяков хотел создать музей национального уровня. В 1856 году он приобрёл работы русских художников, которые и положили начало галерее. Этот год считают датой основания Третьяковки. Первое время меценат размещал произведения в своей усадьбе, но коллекция быстро росла. Места для экспонатов постоянно не хватало — к дому неоднократно достраивали помещения.

В 1892 году коллекционер подарил своё собрание Москве. Уже тогда в ней находилось более 1200 работ. Сюда вошла и коллекция Сергея Третьякова, брата Павла, который тоже разделял любовь к искусству. Несмотря на то, что галерея больше не принадлежала семье, основатель продолжал покупать картины и дарить их музею. Усадьба Третьяковых перешла в городские владения вместе с коллекцией. Сегодня это главный корпус галереи.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году И. Э. Грабарь стал директором галереи. Время его работы в музее называют «периодом реформ». Новый руководитель преобразил экспозицию, расположив её по особому принципу: произведения каждого художника должны были находиться в одном зале, а все картины галереи — в хронологическом порядке.

После февральской революции музей национализировали. В это время экспозиция стала активно пополняться произведениями из Государственного музейного фонда и частных коллекций. Галерею продолжали достраивать, открывали новые площадки.

Во время Второй мировой войны предметы искусства вывезли в Пермь и Новосибирск. Эвакуация произведений проходила в несколько очередей. Первыми в тыл отправили особо ценные экспонаты, а вторую очередь вывозили уже в ускоренном режиме — тогда немецкие войска сбросили на галерею две фугасные бомбы. В нескольких местах был повреждён потолок, рухнуло межэтажное перекрытие, вышли из строя системы отопления и вентиляции. Спустя несколько месяцев в здание попала ещё одна фугасная бомба. Хранить экспонаты в таких условиях становилось всё сложнее — зимой в помещении было холодно, попадал снег. Четвёртую, завершающую очередь эвакуации удалось провести только в сентябре 1942-го.

С 1942 по 1944 музей ремонтировали. А 17 мая 1945 галерея снова открылась для публики.

Залы Третьяковки

Схемы залов художественной галереи много раз перестраивали. Основная экспозиция выставлена в 62 залах и занимает два этажа. Произведения разместили в соответствии с эпохами их создания.

Зал иконописи

Древнерусская живопись находится в залах 56–62. Начало этой части экспозиции положил ещё сам Третьяков. В 1890 году он приобрёл иконы из коллекции И. Л. Силина, которые демонстрировались в Историческом музее во время VIII Археологического съезда. Позже из частных собраний были выкуплены и другие ценные работы XII–XVII веков. Здесь представлены знаменитые образы Дионисия, «Троица» Андрея Рублёва, икона Богоматерь Владимирская, выставленная в музее-храме в Толмачах.

Залы XVIII-XIX веков

В залах 1-7 выставлена живопись и скульптура XVIII века. Здесь можно увидеть полотна Никитина, Левицкого, Боровиковского и других мастеров. Большую часть выставки занимают портреты, но встречаются пейзажи и картины, созданные по мотивам мифов Древней Греции.

8-15 залы Третьяковской галереи содержат работы периода романтизма. Одними из первых посетителей встречают полотна Кипренского, в том числе известный портрет Пушкина. Здесь находится самая крупная картина Третьяковки — «Явление Христа народу» Иванова. Она достигает 5,4 м в высоту и 7,5 м в ширину.

Залы второй половины XIX века

С 16-го зала начинается другая часть собрания: картины Репина, Сурикова, Левитана и других художников того времени. Здесь вы встретите знаменитое произведение Васнецова «Богатыри», на создание которого художнику потребовалось 20 лет.

Залы рубежа XIX-XX веков

Искусство этого периода размещено в 11 залах Третьяковки. Здесь увидите пейзажи Левитана и Коровина, портреты Серова и Серебряковой, исторические полотна Нестерова.

Зал графики

Графические работы находятся в залах 49–54. Экспозиция время от времени обновляется. Также в зале проходят сменные выставки.

Залы мастеров

Это залы, где демонстрируют работы одного живописца. Например, произведениям Врубеля выделено несколько залов — с 32 по 34 включительно. Здесь вы увидете панно «Принцесса Грёза». Врубель написал его под впечатлением от пьесы Эдмонда Ростана. Мастер изобразил центрального персонажа драмы — трубадура, которому в бреду болезни видится его избранница.

Сокровищница русского искусства

В этом зале хранятся изделия из ценных камней и металлов, церковные предметы, переплёты книг, ювелирные работы разных периодов.

Современное искусство на Крымском Валу

Экспозиция отечественного искусства XX-XXI веков находится в Новой Третьяковке. Здесь можно познакомиться с работами в разных стилях: авангард, социалистический реализм, андеграунд, нонконформизм и другие. В галерее проводят ретроспективы выдающихся художников, а также устраивают экспериментальные выставки молодых живописцев.

Часто задаваемые вопросы

Картины каких художников есть в Третьяковской галерее?

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке — это сотни тысяч произведений искусства исключительно русских авторов — иконописцев, художников , скульпторов. Экспозиция организована по хронологическому принципу. Благодаря этому посетители за одно посещение могут познакомиться с русским искусством почти полностью. Более современные работы, созданные в XX и XXI веках, находятся в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

В галерее собрано свыше 400 работ художников XVIII столетия, в том числе мастеров русского портрета — В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова.

Экспозиция произведений художников первой половины XIX века в галерее более обширна и насчитывает свыше тысячи работ. Это такие авторы, как К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Федотов.

В Третьяковской галерее находится обширная коллекция произведений русских художников второй половины XIX столетия. Самые выдающиеся художники, чьи работы представлены в экспозиции исторического корпуса в Лаврушинском переулке — В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. И. Суриков, В. В. Верещагин, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. К. Айвазовский, И. И. Шишкин, И. Е. Репин.

Среди художников рубежа XIX и XX веков особенно выделяются М. А. Врубель, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, М. В. Нестеров, В. А. Серов.

В Новой Третьяковке на Крымском Валу представлены работы художников, работавших в начале XX века, в советское время и в современной России. Самые знаменитые из авангардистов первой четверти XX столетия — М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Среди советских художников стоит обратить внимание на произведения Ф. П. Решетникова, А. А. Дейнеки, Т. Н. Яблонской. Также можно увидеть неформальное советское искусство — работы И. И. Кабакова, Э. В. Булатова, М. А. Рогинского.

В каком зале Третьяковской галереи находятся работы И. К. Айвазовского?

Экспозиция произведений всемирно известного русского художника -мариниста Ивана Айвазовского находится в историческом корпусе Третьяковской галереи по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10 в зале № 19. Всего в галерее можно увидеть семь произведений Айвазовского:

  • «Радуга»;
  • «Чёрное море»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Вид Леандровой башни в Константинополе»;
  • «Неаполитанский залив утром»;
  • «Морской берег»;
  • «Вид на взморье в окрестностях Петербурга».

Почему Третьяковская галерея так называется?

Своим названием крупнейшая в России экспозиция произведений русского искусства — Третьяковская галерея — обязана своему основателю и его брату, Московской городской думе и, как ни удивительно, В. И. Ленину.

П. М. Третьяков — основатель Третьяковской галереи — из старинного купеческого рода родом из города Малоярославец (в 60 километрах от Калуги). В XVIII веке Третьяковы перебрались в Москву. Павел Третьяков продолжил дело своего деда и отца — занимался торговлей и сдачей коммерческой недвижимости в аренду. Кроме того, он занимался благотворительностью и интересовался русским искусством. Первые картины в личную коллекцию он приобрёл в 1856 году. Принято считать, что Третьяковская галерея начала свою жизнь именно в этом году. Особенностью собрания Павла Третьякова было то, что он коллекционировал произведения только русских художников.

В 1892 году Павел Третьяков решил передать свою коллекцию произведений искусства русских художников в дар городу Москве. Дума назвала галерею в честь братьев Третьяковых, Павла и Сергея.

Почему в названии Третьяковской галереи упомянут брат Павла Третьякова Сергей? Он также собирал произведения искусства русских художников. Когда Павел Третьяков передал своё собрание в дар Москве, он также включил в него коллекцию своего брата.

Какова роль Владимира Ленина в названии Третьяковской галереи? После установления власти Советов все галереи, государственные и частные, были национализированы. При этом из их названий убирали имена и фамилии их основателей или владельцев. Такая судьба могла ждать и Третьяковскую галерею. Однако Ленин решил не убирать из названия фамилию её основателей.

Какие самые известные картины Третьяковской галереи?

Экспозиция русского искусства в историческом здании Третьяковской галереи (дом 10 в Лаврушинском переулке) насчитывает 200 000 произведений русских художников , скульпторов и иконописцев. Они относятся к периоду с XII по XX век . Самые известные картины в Третьяковке:

  • «Демон сидящий» М. А. Врубеля ( зал № 33).
  • «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова ( зал № 28);
  • «Грачи прилетели» А. К. Саврасова ( зал № 18);
  • «Охотники на привале» В. Г. Перова ( зал № 17);
  • «Явление Христа народу» А. А. Иванова ( зал № 10);
  • «Всадница» К. П. Брюллова ( зал № 9);
  • «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого ( зал № 16);
  • «Иван Грозный и сын его Иван. » И. Е. Репина ( зал № 30);
  • «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина ( зал № 25);
  • «Незнакомка» И. Н. Крамского ( зал № 20).

В Новую Третьяковку (расположена по адресу: улица Крымский Вал, дом 10) идут, чтобы познакомиться с более современными произведениями русских художников . Здесь представлено искусство начала XX века, когда творили знаменитые авангардисты — М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Экспозицию продолжают произведения советских художников , следовавших официальной государственной парадигме — А. А. Дейнеки, Т. Н. Яблонской, Ф. П. Решетникова. Также в галерее выставлены работы неформальных советских художников — Франсиско Инфанте-Арана, Э. В. Булатова, И. И. Кабакова, М. А. Рогинского. Произведения современных русских авторов также выставлены в галерее на Крымском Валу.

Произведения русских художников -авангардистов вы увидите в залах № 3 по № 14. Самые знаменитые из них:

  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича;
  • «Москва I» В. В. Кандинского;
  • «Над городом» М. З. Шагала.

Наиболее знаменитые картины советских художников периода с 1920 по 1980 годы в Новой Третьяковке представлены в залах с № 15 по № 36. Самые известные:

  • «Утро» Т. Н. Яблонской.
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки;
  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова.

Произведения неформальных советских художников можно увидеть в залах № 31, № 32 и № 37). В их числе:

  • «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства» Франсиско Инфанте-Арана;
  • «Ответы экспериментальной группы» И. И. Кабакова;
  • «Горизонт» Э. В. Булатова;
  • Брюки «Дураки едят пироги» М. А. Рогинского.

Новая Третьяковская галерея в Москве

Новая Третьяковская галерея находится в просторном здании, которое располагается в Парке Музеон, на набережной Реки Москвы. Здание было построено в 1983 году в стиле советского конструктивизма архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым. Парковая зона вокруг художественной галереи представляет большой интерес.

В парке искусств Музеон можно посмотреть сотни скульптур Советской эпохи
Гранитный памятник Сталину в парке Музеон в Москве

В Новой Третьяковке можно посмотреть художественные коллекции современного искусства, относящиеся к периоду 20-21 веков. Здание галереи будет закрыто на полную реконструкцию с 2023 по 2028 год. В этот период ее коллекции можно будет посмотреть в Коммунарке.

Необходимость строительства нового здания появилась в 1970-х годах. В главном здании Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке не хватало места даже для основных экспозиций, а коллекция современного искусства постоянно пополнялась.

Главный вход в Третьяковскую Галерею
Картина «Три богатыря». Васнецов В.М., 1889 год Третьяковская галерея

Постоянная экспозиция новой Третьяковки занимает 37 залов на 4-м этаже. На других этажах проходят многочисленные временные выставки, которые вызывают большой интерес. Все залы галереи очень просторны, находиться в них очень комфортно.

Русский авангард в Новой Третьяковке

В залах с 3 по 14 Новой Третьяковки можно посмотреть коллекцию русского авангарда. Это самая интересная часть галереи, где представлены наиболее ценные произведения искусства. Самой известной картиной Новой Третьяковки является Черный Квадрат Казимира Малевича. Здесь их даже два. Нарисовать квадрат не составляет труда для любого человека, однако, он является лишь частью коллекции геометрических фигур Малевича, которая стала вершиной супрематизма, художественного стиля начала 20 века.

Новая Третьяковка

Новая Третьяковка ― масштабная экспозиция отечественного искусства XX столетия. Здесь представлены произведения известных художников и молодых живописцев. На территории галереи работают творческие мастерские и лекторий, где проводятся увлекательные занятия и лекции.

Постоянная выставка Новой Третьяковки «Искусство XX века» познакомит посетителей музея с самыми яркими национальными произведениями прошлого столетия. Картины, фотографии, инсталляции и даже сконструированный художником летательный аппарат — всё это ждёт на прогулах по экспозиции.

История создания

Изначально на участке, где сейчас стоит Новая Третьяковка, планировали разбить парки и построить помещения для выставок достижений сельского хозяйства. Позднее проект изменили ― на Крымском Валу должны были появиться Дворец искусств, Дом Союзов и даже главное здание Академии наук СССР. Но в 1956 году, в честь 100-летия Третьяковки, было решено построить новое здание галереи. Предполагалось, что туда перевезут все экспонаты.

В 1959 году московские власти выделили площадь на Крымском Валу под четырёхэтажное здание площадью 12 тыс. м²: в одних помещениях должны были проходить выставки, а в других ― работать Центральный дом художников.

Строительство Новой Третьяковки началось в 1965 году. Через 12 лет Союз художников СССР получил свои залы, остальные достраивали ещё 20 лет ― первая выставка открылась только в 1986.

В 90-х годах, когда старое здание Третьяковки было закрыто на обновление, основную коллекцию перенесли в помещения на Крымском Валу. Здесь она оставалась до окончания ремонта.

В 2019 году было объявлено, что в залах Новой Третьяковки пройдёт реконструкция. По официальным данным она продлится до 2027-2028 гг. Часть художественных произведений отправят в хранилища, другую ― в новый филиал галереи, построенный на Кадашёвской набережной в Москве.

Залы Новой Третьяковки

В филиале Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу выставлены работы художников XX века. В залах вы увидите знаменитые произведения: «Чёрный квадрат» (К. Малевич), «Над городом» (М. Шагал), «Опять двойка» (Ф. Решетников). Экскурсоводы рассказывают и о неофициальном искусстве советского времени.

Залы посвящены разным эпохам:

  • в 3-14 ― полотна русского авангарда;
  • в 15-25 ― произведения 20-50-х годов прошлого века;
  • в 16-36 ― картины и скульптуры от хрущёвской оттепели до конца 80-х годов XX века.

Залы № 31, 32 и 37 отданы под альтернативное искусство. Здесь размещены полотна художников, которые не прошли советскую идеологическую и политическую цензуру, а также фотографии и инсталляции.

Выставки

Коллекция Новой Третьяковки насчитывает несколько тысяч экспонатов. Постоянной экспозиции в Третьяковке сопутствуют временные выставки. Часто они дополняются современными мультимедийными инсталляциями.

Одно из недавних значимых мероприятий Новой Третьяковки ― выставка картин Михаила Врубеля. В залах представлено более 300 полотен великого художника.

Выставка «Михаил Врубель». Фото: журнал «Проект Россия»

Главные события последних лет:

  • 2016 ― экспозиция произведений В. Серова из государственных фондов и частных коллекций. Музей работал 15 часов в сутки в течение последних трёх недель. Закрытие мероприятия переносили два раза вплоть до 31 января 2017 года. Увидеть шедевральные полотна смогли почти полмиллиона человек ― абсолютный рекорд выставочного дела.
  • 2017 ― мероприятие, посвящённое 200-летию со дня рождения И. Айвазовского, на котором побывали 600 тысяч поклонников творчества художника-мариниста.
  • 2018 ― выставка работ В. Верещагина, собравшая более 500 экспонатов: произведения живописи, оружие, скульптуры, национальная одежда жителей стран Востока.

Выставка Василия Верещагина. Фото: sazikov

Об экспозиции

Постоянная выставка «Искусство XX века» расположена на четвёртом этаже музея и поделена на несколько групп залов. В каждой группе — произведения различных периодов и направлений:

  • залы № 1-14 посвящены русскому авангарду 1910-1920-х;
  • № 15-20, 24, 25 — искусству советской эпохи 1920-1950-х;
  • № 26-30, 33, 35, 36 — искусству советской эпохи 1950-1980-х;
  • № 31, 32, 37 — неофициальному искусству 1950-1990-х.

Во время прогулки по авангардистским залам получится увидеть, например, знаменитую картину Петрова-Водкина «Купание красного коня», «Над городом» Шагала, сразу две версии «Чёрного квадрата» Малевича. А также произведения художественных объединений начала века («Союза молодежи», «Бубнового валета» и других) или даже безмоторный летательный аппарат «Летатлин», сконструированный художником и архитектором Татлиным.

В залах, посвящённых советскому искусству, можно увидеть «Новую Москву» Пименова, «Будущих лётчиков» Дейнеки и другие известные картины.

На выставке неофициального искусства ждут произведения Пригова, Булатова или, например, Франсиско Инфанте-Арана. В залах размещена не только живопись, но ещё и фотографии и современные инсталляции.

Экскурсии

На прогулках по экспозиции в компании опытного гида получится не просто увидеть известные произведения XX века, но и узнать о них всё самое интересное в кратчайшие сроки. Бронировать экскурсию по выставке лучшее заранее на сайте.

Билеты

Билеты приобретают на сайтах или в кассе, где они доступны по остаточному принципу ― если их не раскупили онлайн. Посетителям предлагают единые билеты, дающие право на посещение экспозиции «Искусство XX века» и нескольких выставок. Стоимость зависит от категории граждан:

  • взрослые ― 500 рублей;
  • пенсионеры, учащиеся российских вузов, держатели ISIC-карт ― 300 рублей.

Подробная информация о ценах размещена на сайте галереи. Удобнее всего купить электронный билет. Его не распечатывают ― контролёр на входе проверит информацию считывающим устройством.

Для подтверждения льгот при себе необходимо иметь документы, подтверждающие право на скидку. Допускается возврат билетов, но не позднее чем за сутки до посещения выставки.

Билеты в Новую Третьяковку можно купить и у партнёров музея. На сайте доступен календарь со свободными датами и сеансами ― выберите удобное время, укажите льготную категорию (если есть) и оформите билет по такой же низкой стоимости, как и в кассе музея. Без утомительных очередей и ожидания вы попадёте в здание на Крымском Валу и насладитесь шедеврами искусства XX века.

Режим работы

Новая Третьяковка в Москве работает по следующему графику:

  • вт, ср, вс ― с 10 до 18;
  • чт, пт, сб ― с 10 до 21;
  • понедельник ― выходной.

Вход и касса закрываются на час раньше.

Где находится

НоваяТретьяковка располагается в центре Москвы, в парке «Музеон», по адресу Крымский Вал, 10.

Как добраться

Доехать до Новой Третьяковки можно на метро (станции «Парк культуры», «Октябрьская»). Недалеко находятся автобусные остановки «ПКиО им. М. Горького» (№ с910 и т10) и «Первый Бабьегородский переулок» (№ М1, н1, т7, т4, 144).

Если ехать на машине, необходимо с Калужской площади держаться внутренней стороны Садового кольца. Парковка находится рядом с Западным крылом здания. Она рассчитана на 10 машин. Брать талончик не нужно ― на въезде на стоянку есть кнопка вызова сотрудника. Он проверит транспортное средство по реестру и пропустит его. Авто со знаком «Инвалид» можно оставить на городских парковках. Ближайшая стоянка находится на входе в парк «Музеон».

Заключение

В постоянной экспозиции Новой Третьяковской галереи на Крымском валу можно всего за несколько часов познакомиться с целым веком развития русского искусства. А наряду с выставкой также можно посетить лекторий и творческую мастерскую, где проходят интересные теоретические и практические занятия для гостей музея.

В 2021 году, даже во время пандемии с её ограничениями, музей посетили более 737 тысяч человек ― а это примерно 2500 жителей Москвы и гостей города в день.

Планировать поход и приобретать билеты лучше заранее ― так получится выбрать удобную дату и время. На посещение Новой Третьяковки в Москве нужно закладывать минимум 2-3 часа, чтобы успеть посмотреть как можно больше.

Часто задаваемые вопросы

Как купить билет в Новую Третьяковку?

Новая Третьяковка находится в Москве по адресу: улица Крымский Вал, дом 10. От неё до исторического здания Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке идти от 20 до 30 минут пешком. В галерее на Крымском Валу экспонируются картины русских художников XX и XXI веков. Современное искусство в собрании Государственной Третьяковской галереи представлено именно здесь.

Приобрести билеты в Третьяковку на Крымском Валу в музей можно непосредственно перед планируемым визитов в кассах галереи . Но поступать так рискованно. В Государственной Третьяковской галерее действует сеансная система посещения . Часы работы музея разделены на определённые промежутки с шагом в 30 минут. На каждый сеанс для продажи выделено строго ограниченное количество билетов. Поэтому если на выбранный вами сеанс все билеты будут проданы, вам придётся подождать — в лучшем случае 30 минут.

Удобнее всего приобрести билеты в Государственную Третьяковскую галерею (в том числе в Новую Третьяковку), на сайте. Там можно выбрать дату и точное время посещения музея и сразу же оплатить. Позаботиться о покупке стоит заранее — на каждый сеанс выделено строго определённое число билетов. Тщательно обдумайте время вашего визита — перенести его будет нельзя, а сделать возврат довольно сложно.

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу есть постоянная экспозиция, посвящённая искусству XX века. Также здесь проходят разовые мероприятия и временные выставки. Стоимость билетов на эти события может отличаться от цены на постоянную выставку.

Почему Государственная Третьяковская галерея так называется?

Старинный купеческий род Третьяковых ведёт свою историю из города Малоярославец. Прадед основателя Государственной Третьяковской галереи П. М. Третьякова и его брата С. М. Третьякова переехал оттуда в Москву в 1774 году в поисках новых возможностей для торговли и расширения семейного дела — торговли и промышленности.

Братья Третьяковы, Павел и Сергей, успешно продолжили дело своего отца, деда и прадеда. Они производили изделия из льна на собственной фабрике в Костроме. В Москве у братьев был торговый дом, которым они владели вместе с семейным приказчиком В. Коншиным, магазин текстиля. Они также сдавали в аренду землю для сельского и лесного хозяйства, под строительство, жилую и коммерческую недвижимость.

Помимо промышленности и торговли Третьяковы поддерживали искусство. Всё началось с создания личных коллекций. В 1856 году Павел купил написанную тремя годами ранее работу художника В. Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». С тех пор его собрание постоянно пополнялось новыми картинами исключительно русских художников. Сергей начал коллекционировать картины в 1870-х. В отличие от брата, он собирал и работы зарубежных художников.

Картин в коллекции братьев становилось всё больше, помещений в усадьбе Третьяковых в Лаврушинском переулке для размещения работ стало не хватать. К особняку пристраивались новые корпуса. Впоследствии это здание станет основой для создания Государственной Третьяковской галереи. Для посещения собрание открылось в 1867 году, и с каждым годом галереей интересовалось всё больше жителей Москвы и других городов.

Не всё шло гладко. В галерее участились случаи краж картин, и в 1891 году Павел Третьяков закрыл её, не зная, что делать. В 1892 году он обратился в городскую Думу и предложил передать всё собрание работ русских художников вместе с помещениями галереи в дар Москве. Личную коллекцию брата и его дом он также передал городу: незадолго до этого Сергей Третьяков умер. Дума приняла дар мецената и назвала новоявленный музей Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых.

В 1918 году над Третьяковкой нависла угроза национализации, которую никак нельзя было избежать. Все галереи и музеи, переданные в ведение Наркомпроса, обычно меняли своё название. Из него убирали фамилии и имена тех, в честь кого было названо учреждение культуры — создателя или владельца. Но Третьяковской галерее удалось своё название сохранить. Всё благодаря В. И. Ленину — он лично зафиксировал фамилию Третьяковых в наименовании галереи при выпуске декрета о её национализации. Так Третьяковка стала Московской городской художественной галереей имени П. и С. М. Третьяковых. С того времени галерею называли просто Третьяковской или Третьяковкой. Сейчас музей официально называется Государственная Третьяковская галерея.

Какие выставки в Новой Третьяковской галерее?

Постоянные экспозиции русского искусства в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу располагаются на четвёртом этаже. Их можно разделить на несколько частей.

Работы художников, творивших в стиле авангард, выставлены в залах с № 3 по № 14. Самые известные картины здесь:

  • «Над городом» М. З. Шагала;
  • «Москва I» В. В. Кандинского;
  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича.

Официальное советское искусство, которое создавали художники, работавшие в рамках государственных идеологических требований, находятся в залах с № 15 по № 25. Наиболее знаменитые произведения:

  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова;
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки;
  • «Утро» Т. Н. Яблонской;
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова.

В Новой Третьяковке представлен также советский андеграунд. Это произведения художников, не подходивших под формат официального искусства, следующего государственному диктату. Эти работы, а также современное русское искусство XXI века можно увидеть в залах № 31, № 32 и № 37:

  • «Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства» Ф. Инфанте-Арана;
  • «Горизонт» Э. В. Булатова;
  • «Ответы экспериментальной группы» И. И. Кабакова.

Самые известные картины Новой Третьяковской галереи?

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (в Новой Третьяковке) есть картины, известные на весь мир.

  • «Чёрный квадрат» К. С. Малевича. В полном названии картины присутствует слово «супрематический». Казимир Малевич относил своё творчество к такому направлению в искусстве, как супрематизм — причём художник сам его изобрёл. Теоретическим обоснованием нового направления служила идея о квадрате и двух цветах — чёрном и белом. Квадрат на белом фоне не имеет чётких, выверенных под линейку углов, но его в геометрической сути нельзя усомниться.
  • «Над городом» М. З. Шагала. На этой картине, одной из самых известных работ художника, изображены самые милые его сердцу люди и места. Над любимым городом Витебском летит сам Марк Шагал в обнимку со своей женой Беллой. Интересен подход художника к изображению фигур героев картины. Марк Шагал написан угловато, что отсылает нас к такому направлению в искусстве, как кубизм. Белла, наоборот, написана округлыми мазками, подчёркивающими её женственность. В композиции работы акцент сделан на заборах и домах жителей Витебска.
  • «Москва I» В. В. Кандинского. По-другому картина называется «Москва. Красная площадь». Художник не раз говорил, что именно Москва — тот источник, из которого он черпает силы, чтобы жить и творить. Эта работа — произведение переходного периода: в нём есть черты как предметного, так и абстрактного искусства. Создавая картину, Василий Кандинский хотел передать энергию любимого города, при этом изобразить значимые для него места и главные достопримечательности Москвы.
  • «Вратарь» А. А. Дейнеки. Так спорт до Александра Дейнеки, вероятно, ещё не изображали. На картине представлен один отдельно взятый момент футбольного матча. Работа вытянута горизонтально, чтобы на холст полностью поместилась массивная фигура вратаря, зависшего над футбольным полем в попытке поймать мяч. Внушительный размер фигуры вратаря подчёркивают две маленькие фигуры других футболистов где-то далеко на фоне.
  • «Новая Москва» Ю. И. Пименова. На картине художника Москва предстаёт действительно новой. Столица сияющая, солнечная, радостная, многолюдная, с актуальной сталинской архитектурой. В автомобиле без крыши едет женщина — воплощение идеи эмансипации гражданки Советского Союза. Для работы «Новая Москва» художнику позировала жена.
  • «Опять двойка» Ф. П. Решетникова. Картина посвящена школьнику-двоечнику и неодобрительной реакции его семьи. Мать расстроилась, а старшая сестра, прилежная пионерка, очень его осуждает. На холсте также изображён младший брат и собаку, которые не очень понимают суть проблемы и хотят поиграть со школьником. Жанр полотна можно определить как академический бытовой. Изучая эту картину, можно познакомиться с советским бытом начала 1950-х. Художник писал работу полностью с натуры, это касается даже позы, в которой изображена собака. Прототипом для мальчика-двоечника послужила дочь Решетникова.
  • «Утро» Т. Н. Яблонской. Картина была написана через год после смерти И. В. Сталина. Светлый, радостный настрой произведения и само его название отсылают к ослаблению государственных репрессий в 1950-х. Татьяна Яблонская изобразила на полотне свою дочь Елену в их коммунальной квартире в Киеве.

Сколько залов в новой третьяковке

Василий Кандинский на картине «Москва I» представил свой взгляд на центр города: в зданиях можно узнать городские церкви и Большой театр, видна также брусчатка Красной площади. На фоне Москвы — влюбленная пара: возможно, ее прототипами стали сам Кандинский и его жена Нина Андреевская. При помощи ярких красок и четких линий он создал на холсте образ большого, шумного, подвижного города.

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».

Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.

Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наталия Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город. 1911
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.

Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аристарх Лентулов так описывал свою картину «Звон. Колокольня Ивана Великого»: «На холсте изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».

Храм-колокольня Ивана Великого находится на Соборной площади Московского Кремля. Его возвели в начале XVI столетия по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. До XIX века колокольню не раз перестраивали и расширяли. Всего на ней располагаются 34 колокола. Ученый и писатель XIX века Алексей Малиновский описывал их звучание: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит».

Советское искусство
Советское искусство

Живопись и скульптура ранней советской эпохи, 1920–50-х годов занимают десять залов — с 15-го по 25-й. Здесь вы найдете произведения Татьяны Яблонской, Александра Дейнеки, Юрия Пименова и других знаменитых художников того времени. А в залах 16−36 выставлены произведения от периода хрущевской оттепели до конца 1980-х.

Александр Дейнека. Вратарь. 1934. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Дейнека. Вратарь. 1934
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Дейнека создавал картины, посвященные спорту, авиации и военным подвигам, настенные росписи для станций метро, скульптуры, книжные иллюстрации и агитационные плакаты. Картина «Вратарь» стала одной из самых известных работ художника на тему спорта. Он изобразил голкипера, который ловит мяч в прыжке, практически паря над землей. Дейнека также запечатлел детали, которые были привычны для футбола 1930-х годов, но почти не встречаются сейчас. Например, на картине вратарь играет без перчаток, а в современном спорте они обязательны. И само его положение в воздухе характерно для спортивной техники того времени: сейчас вратари редко ловят мяч в прыжке, а если это и случается, то по-другому разворачивают корпус.

Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.

Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.

Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.

Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.

Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»

Татьяна Яблонская. Утро. 1954. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Татьяна Яблонская. Утро. 1954
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина Татьяны Яблонской «Утро» была очень известна в Советском Союзе. Ее репродукции висели на стенах во многих домах, ее печатали в периодических изданиях и в учебниках. На полотне художница изобразила свою старшую дочь Елену Отрощенко (она носила фамилию отца), которой тогда исполнилось 13 лет. Помещение на картине — одна из двух комнат коммуналки в центре Киева, где жили Яблонская и ее дочь.

Когда Елена Отрощенко выросла, она поступила в Строгановскую художественную академию, где познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Оказалось, что он с детства был влюблен в девочку с репродукции картины, которая висела у него дома. Вскоре Отрощенко и Бейсембинов поженились, а затем переехали в Казахстан. Их сын Зангар пошел по стопам родителей и тоже стал художником.

Картину Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовали в школьной программе: на уроках изобразительного искусства она служила образцом жанровой живописи, а на русском языке дети писали сочинения по ней. Эта работа входила в своеобразную трилогию одного автора вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка». Все они изображали будни советских школьников. Но связаны картины не только тематически: на картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу изображена репродукция полотна «Опять двойка», а копия «Переэкзаменовки» видна на стене комнаты, которую художник написал на картине «Опять двойка».

Для этой работы Решетникову позировал сын художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников сначала собирался создать картину с более радостным сюжетом и назвать ее «Опять пятерка», но в итоге решил, что образы мальчика, который снова получил плохую оценку, его огорченных сестры и матери будут выглядеть более выразительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *